Литература
1. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учебное пособие/Л.А.Степашко.-Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008.-248с.
2. Балашов, Е.М. Школа в российском обществе 1917-1927гг.: становление «нового человека». С.-Пб.: РАН, 2003.-239с.
3. Бакун,Д. Школа Дальневосточного края на социалистической стройке. Дальгиз. Хабаровск, 1931, - 45с.
4. ГАХК Ф.Р-704.0П.1.Д.11.Л.38
5. Бюллетень официальных распоряжений ДКОНО №8, 1929
6. Сеник Н.И. Школьное строительство на Дальнем Востоке в 20-е гг. ХХв. Идеологический аспект//Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Третьи архивные научные чтения имени В.И.Чернышёвой. История развития региона в документальных источниках. Изд-во «РИОТИП» краевой типографии. Хабаровск. -484с. -2008. с.248-250.
7. Юдина Н.П. История образования и педагогической мысли. Краткое учебное пособие. Хабаровск.-ХК ИППК ПК. 2004.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СОПУТСВУЮЩИХ ЕМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Грачева И.Е., аспирантка Тюменский государственный университет г. Тюмень, Россия
С момента появления синдрома эмоционального выгорания как феномена его распространенность неуклонно меняется как в сторону увеличения (все у большего количества людей в изначально определенной профессиональной группе - медицинские и социальные работники) так и в сторону расширения (охватывая новые группы, в которых ранее этот синдром не регистрировался). Синдром эмоционального выгорания может приводить к серьезным нарушениям как психического, так и соматического здоровья, снижая эффективность труда, а порой и приводя к потере трудоспособности.
From the moment of syndrome occurrence as the phenomenon its prevalence steadily changes as the increase, from one .side (the great amount of people from initially certain professional group - such as health and social workers), and as expantion, from the other side (comprising the new groups in which earlier this syndrome wasn't registered). The burnout syndrome can lead to serious infringements (damage) both mental and somatic health, reducing the efficiency of work, and in whole leading to disability.
С того момента, когда в 1974 году американский психиатр H. Freudenberger был впервые зафиксирован феномен эмоционального выгорания, прошло более 35 лет. Понятие было введено им для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Исследователи и практические психологи, врачи продолжают наблюдать синдром выгорания и увеличение его распространенности среди различных профессиональных групп. В сфере внимания уже не только медицинские и социальные работники, но и
117
другие профессии, так или иначе, связанные с оказанием помощи людям: педагоги, психологи, священники, сотрудники колл-центров, спасатели, сотрудники пенитенциарной системы, операторы телефонов доверия, продавцы, менеджеры, торговые представители.
Сотрудники, чья деятельность связана с интенсивным общением, с постоянным напряжением эмоциональной сферы достаточно быстро начинают ощущать изменения в своих эмоциях и зачастую эти изменения развиваются в негативную сторону: они чувствуют потребность приостановить эмоциональный обмен, т.к. ощущают себя истощенными или опустошенными, не способными быстро восстановиться. Эти жалобы сотрудники могут предъявлять как специалистам (психологам, психотерапевтам), так и своим коллегам в неформальных беседах. Жалуясь на хроническую усталость, неспособность сопереживать своим клиентам (их страданиям и проблемам), сотрудники переживают одну из составляющих синдрома эмоционального выгорания.
Понятие СЭВ носит междисциплинарный характер (Орел, 2005) - синдром изучается и с позиции инженерной психологии, клинической психологии, психологии личности. Понимание феномена СЭВ важно и для изучения профессионального становления, для исследования адаптационных механизмов, для обнаружения связи и изучения ее характера между профессиональных стрессом и соматическими расстройствами. Многоплановость и междисциплинарность понятия СЭВ делает его изучение особенно актуальным.
СЭВ уже квалифицирован как расстройство и кодируется по МКБ-10 именно потому, что часто обращение идет именно к врачу. Обращаясь за помощью психотерапевта или терапевта, сотрудники с СЭВ уже находятся на третьей стадии синдрома -стадии истощения, испытывая чувства глубокой депрессии, соматические и психовегетативные нарушения. Все чаще специалисты регистрируют расстройства именно этого глубокого уровня. Подобно тенденции, которая наблюдается сейчас в патоморфозе невротических состояний - их хронификация и соматизация (В.Я. Гиндинкин), СЭВ все чаще проявляется в виде психовегетативных нарушений и как отсроченные последствия - в виде психосоматических расстройств.
Кроме того, некоторые исследователи эмоционального выгорания отмечают, что стресс не всегда становится причиной выгорания. Люди могут успешно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима (В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, 1999).
Большое внимание в последнее время уделяется исследованию личностных ресурсов для преодоления СЭВ. Среди них особо отмечаются такие феномены как самоактуализация и стремление к постоянному профессиональному росту. Умняшкина С.В. обнаруживает тесную взаимосвязь СЭВ и самоактуализации: чем менее выражена самоактуализация личности, тем вероятнее реальнее и глубже СЭВ. Самоактуализация как ресурс личности признается и в исследовании педагогов, проведенном Бабичи О.И.: Системообразующими ресурсами преодоления синдрома профессионального выгорания являются самоактуализация, осмысленность жизни и интернальность личности.
Агапова М.В. доказывает, что отсутствие нарушений в реализации процессов самоактуализации личности в социально-психологической среде свидетельствуют об отсутствии эмоционального выгорания, нарушения в реализации процессов самоактуализации предполагают наличие эмоционального выгорания.
В.Е. Орел отмечает, что имеется дефицит исследований личностных детерминант выгорания, считает перспективным рассмотрение взаимосвязей отдельных независимых личностных характеристик и, в первую очередь, анализ связи между структурой личностных характеристик и выгорания (Орел 2001). Внутренний ролевой кон-118
фликт - это и есть та возможная личностная детерминанта. Обнаружив механизм ее действия, станет понятным, каким образом можно корректировать этот конфликт и/или предупреждать его появление.
Литература
1. Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности : дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Ярославль, 2004.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении - СПб., 1999-30стр.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций - 2-е изд. СПб: Питер, 2004 - 473 стр.
4. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: диссртация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. Хабаровск, 2007, 184с.
5. Гиндинкин В.Я. Лексикон малой психиатрии. - Москва: КРОН - ПРЕСС,
1977.
6. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования //Психологический журнал.-2001 - Т.22,№1. С.90-101.
7. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания : диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.03 Количество страниц: 449 с. Ярославль 2005.
8. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности ( в сфере помогающих профессий): диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.04. Количество страниц :162с. Томск, 2001.
СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ягодкина О.К., соискатель кафедры технологии и предпринимательства Государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского г. Ярославль, Россия
В статье определены задачи реализации предпрофильной подготовки в учреждении вечернего (сменного) общего образования, выполнение которых обеспечивает ориентацию педагогов на воспитательную деятельность, признанную приоритетной в Концепции новых образовательных стандартов.
The tasts of preprofessional preparation in the establishments of extramural general education are determined in the article. The execution of tasks promotes teachers alignment with educative activity, thats accepted as a priority of the concept of new educational standards.
Предпрофильная подготовка (ППП) определяется как система педагогической, психолого-педагогической, информационной, организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).