Научная статья на тему 'Социальное становление молодежи в условиях общества риска'

Социальное становление молодежи в условиях общества риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
590
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное становление молодежи в условиях общества риска»

вмешательства в жизнь молодого человека на основе соглашения с ним;

- наличие эмоционального контакта между субъектом и объектом соцпеддеятельности;

- совместный поиск наиболее приемлемых форм сотрудничества.

Принцип оптимистической стратегии предполагает, что субъекты социальнопедагогической деятельности являются носителями позитивного социального опыта.

Реализация принципа оптимистической стратегии возможна при следующих условиях:

- необходима реальная вера в позитивное развитие молодого человека.

- организатор должен видеть в выборе сделанном молодыми людьми, прежде всего, позитивную составляющую;

- педагог должен убедить молодых людей, что затруднения и проблемы, возникшие у них, будут обязательно разрешены при соответствующих усилиях.

Принцип социального закаливания

предполагает включение молодых людей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

- включение юношей и девушек в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

- диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

- стимулирование самопознания молодых людей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Таким образом, перечисленная совокупность принципов позволяет целостно представить ценностные основания процесса социальнопедагогической деятельности организатора работы с молодежью, то есть, по сути, они являются принципами юногогики.

Формируемое научное знание об юногогики как об отрасли педагогики требует дальнейшего осмысления и развития. При этом необходимо отметить достаточно заметную связь между этой отраслью и акмеологией, социальной педагогикой и педагогикой социальной работы.

М.Р. Мирошкина

СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА РИСКА

В условиях стремительного формирования единого общемирового финансово-

информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий важнейшим субъектом социально-экономических и общественных отношений становится индивидуальность. Система образования, динамика рынка рабочей силы, модель карьеры, даже рынки являются индивидуализирующими структурами и институтами, то есть «двигателями» индивидуализации. Гибкая занятость означает индивидуализацию рисков и жизненных связей,

основные права (гражданские, политические и социальные) адресованы индивидууму, а не коллективам или группам, институт тайного голосования освобождает индивидуума от группового давления и т.д.

Это делает актуальными исследования процесса социального становления молодых людей, развития самостоятельности и творчества индивидуумов как важнейших субъектов общественного развития. Основу этих исследований составляют работы философов Ж.П. Сартра, К. Ясперса, М. Хайдеггра, теория социализации немецкого философа

©М.Р. Мирошкина, 2007

103

Ю. Хабермаса, аналитическая психология К. Юнга, экзистенциальная психология В.Н. Дружинина, теория педагогической поддержки О.С. Газмана. педагогика индивидуальности О.С. и Т.Б. Гребенюков, экзистенциальная педагогика М.И. Рожкова, психологическая теория барьеров Р.Х. Шакурова.

Научная мысль (в России, по крайней мере) обращается к проблеме индивидуальности в кризисные моменты исторического развития. В период относительного стабильного развития или стагнации основу научных интересов составляют процессы социализации и формирования личности. В 1916 г. А.Ф. Лазурским была предложена генетическая «классификация личностей», содержащая четкие принципы разделения индивидуальных типов и групп людей, а также критерии, оценки уровней их личностного развития. В 1909-20 гг. отрабатывал модель индивидуальной личности ММ. Рубинштейн. Во времена хрущевской оттепели начали отрабатывать свои подходы к исследованию индивидуальности Б.Г Ананьев (1968гг.). B.C. Мерлин (1954-1469); C.JT. Рубинштейн (1957).

В предперестроечные и перестроечные времена вновь возник интерес к концепции интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, о чем говорит факт посмертной публикации его Очерка об интегральной индивидуальности (1986). Опубликовал свои работы Б.Ф. Ломов (1984).

В период развития глобализационных процессов интерес к теме становления индивидуальности не ослабевает. Исследованию индивидуальности посвящены работы В.М. Русалова (1979-91), Е.Ф. Рыбалко (1999г.), Г.А. Берулава (2001), А.М. Раевского (2001), А.В. Слободчикова, Е.И. Исаева (2000), Л.Л. Баландиной (2003).

Безусловное первенство принадлежит Пермской психологической школе (последователи B.C. Мерлина -Б.А. Вяткин, М.Р. Щукина и др.) и Пятигорской школе (В.В. Белоус, П.И. Пламеннова, Н.В. Орлинкова,

A.А. Осипова и др.).

Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад,

B.И. Загвязинский, В.И. Максакова, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Н.Е. Щуркова рассматривают возможность установления паритетности в соотношении индивидуального и социального в процессе воспитания и возведением ее в статус педагогического закона.

Парадоксально, но почти через столетие, на

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова» 2007. Том 13

различных этапах развития цивилизации российский психолог и педагог М.М. Рубинштей и немецкий социальный философ У. Бек приходят к одной и той же идее о нормативности индивидуализации.

«Произвол роста она (педагогика) должна заменить свободой его, а в свободе всегда заложена мотивированность и разумный элемент. Индивидуальность со всеми ее возможностями не может быть целью для нас; вырастая произвольно, человек легко вырастит в себе все животные инстинкты и много других свойств, которыми личность, по существу, будет уничтожена. Ведь произвол не только нарушает свободу других, но и сам индивид становится несвободным...

Абсолютное существование своей индивидуальности и невозможно, и не нужно: человек должен найти пути к осуществлению своего «Я» на почве объективных ценностей. Этим вносится в безграничный индивидуализм необходимое ограничение. Личность не только гармонично развитая индивидуальность, но в ее понятие входит и признак направления на царство идеала. Само понятие индивидуальной личности в отличие от простой индивидуальности является нормативным. Отметив возможность тесного сплочения индивидуальной и культурной личности на почве индивидуального, субъективного служения универсальным, объективным ценностям, мы уже, в сущности, указали на самый важный момент, на почве которого можно искать примирения интересов общества и индивидуальной личности» (М. Рубинштейн, Россия, 1909).

«Сама по себе индивидуализация, понимаемая как массовый индивидуализм, к которому якобы есть склонность, представляет собой бессмыслицу. Индивидуализация подчиняется нормативному требованию со-индивидуализации, что означает индивидуализацию с вместе или наряду друг с другом. Однако индивидуализация одного (одних) часто оказывается границей индивидуализации другого (других). Так вместе с растущей индивидуализацией создаются ее негативные границы. Иначе говоря, индивидуализация существует посредством и через общественное положение вещей, либо она есть ничто» (У. Бек, Германия,.2002).

Мы полностью разделяем позицию исследователей и утверждаем, что мы исходим из того, что в условиях глобального общества важнейшим субъектом общественного развития

становится социально активная и социально успешная индивидуальность социальная индивидуальность. Следовательно, именно социальное становление как непрерывный процесс становления индивидуальной личности является сегодня одним из ведущих педагогических процессов. Процесс социального становления рассматривается нами как социальнопедагогический процесс, заданный системой взаимосвязанных процессов индивидуализации человека и социализацией личности.

Наш подход к пониманию сущности процесса социального является интегральным и основан на идеях философии экзистенциализма (Ж.П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер), экзистенциальной педагогики и психологии (В.Н. Дружинин, М.И. Рожков, Р.Х. Шакурова), психологии индивидуальности (А.Г. Асмолов, Л.Я. Дорфман,

B.C. Мерлин, М.М. Рубинштейн), теории педагогической поддержки (О.С. Газман), педагогике индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк), синергетическом подходе (В.И. Аршинов, И. Пригожин, Е.Н. Степанов, М.Ю. Усманова, Г. Хакен, Е.Е. Чепурных), концепции

социализационной траектории А.И. Ковалевой.

Наше понимание сущности и эффективности процесса социального становления основано на авторском экзистенциально-синергетическом подходе.

Экзистенциально-синергетический подход -система взглядов на процесс социального становления в условиях глобального общества, основанная на:

- понимании индивидуальности как

динамической системы, выражающей индивидуальный характер взаимосвязей между всеми свойствами человека (Мерлин B.C., 1982),

развивающееся по законам синергетики и являющейся основным субъектом социальноэкономических и общественных процессов в условиях глобального общества;

- понимании становления индивидуальности как становления сущности индивида, основной характеристикой которой является ответственность перед самим собой и окружающими, сформированная в условиях постоянного нравственного, социального, экономического выбора;

- понимании социального становления как социально-педагогического процесса, заданного

системой взаимосвязанных процессов

индивидуального становления человека и социализации личности, результатом которого является социально активная и социально успешная индивидуальность - социальная индивидуальность

Условием успешности социального становления молодого человека является многообразие социальных институтов, задающих

институциональную норму социального

становления.

Связующим звеном между процессами индивидуального становления и социализации выступают два модуса бытия индивидуальности (Дорфман Л.Я., 2004).

Во-первых, индивидуальность является самостоятельной системой, с присущими именно ей имманентными законами, не сводимыми к законам социума.

Во-вторых, индивидуальность включена в социальную систему и потому воспроизводит в себе, так или иначе, свойства, признаки, черты, присущие именно социальной системе (или ее отдельным фрагментам).

Двойственный характер качественной определенности индивидуальности обусловливает двойственный характер ее взаимодействий с обществом. Как самостоятельная система индивидуальность приобщается и преобразует социум в соответствии с имманентными законами ее существования. Как часть социальной системы индивидуальность приобщается к социуму по логике существования самого социума. Другими словами, индивидуальные свойства человека обусловлены общественными отношениями не прямо, а опосредованно через его внутренний мир. Опосредованный характер связи индивидуальности с внешним миром приводит к тому, что в условиях одной и той же социальной среды может иметь место многообразие индивидуальностей, отличающихся степенью, уровнем развития. Это привело к мысли, что педагогическая траектория социального становления задается системными парами (индивидуальность-становление; личность-социализация). Поэтому результат социального становления обусловлен различными факторами, изменяющимися в пространстве и во времени, и может корректироваться в процессе деятельности тех или иных социальных институтов, наиболее активных на конкретном поле (рис. 1).

Рисі. Экзистенциально-синергетические пространства социального становления

Инливидуальность

Поле девиантности.

Характеризуется высоким уровнем становления индивидуальности при отрицательной социализации.

Акторами на этом поле являются дворовые группировки, молодежные субкультурные формирвоания, криминальныегрупировки, секты экстремистские организации, либо группы, объединенные идеей инновационного переустройства (общества, науки, культуры, производства)

Результат- становление социально дезадаптированной индивидуальности с высоким потенциалом к саморелизации при отсутствии социальной ответственности, либо гений.

и

£

я

2

ч

о

о

I!

й

н

о

Аномальная личность

Социализация

Поле асоциальности

Характеризуется низким уровнем самосознания, самоактуализации и самореализации индивида на фоне несформированности социальных и культурныхценостей и норм.

Акторы:

Проблемная семья, школа, детские дома, социальные приюты, пеницитарная система, криминальные группировки. Результат: Аномальный индивид, потенциальный участник антиобщественных формирований

а

ч

м

О

ц

и

о

Ї

ей

н

U

Поле социального становления

Характеризуется позитивным уровнем становления индивидуальности и положительной социализацией .

Акторами на этом поле выступают социальные институты семьи, церкви, клуба, как ориентированные на гармонизацию процессов индивидуального становления и социализации.

Результат -становление индивидуальной личности- социально успешной и социально активной индивидуальности

Социализация Поле к ом форм II ост и

Личность

Характеризуется низким уровнем развития индивидуальности при высоком уровне принятия ( или подчинения) социальных норм и включении в социальные отношения Акторы: Государство, школа, армия,СМИ, общественные объединения, политические партии и организации Результат - индивид, готовый к принятию любых общественных установок, норм и правил, если они заданы провозглашенным большинством или властью, формирующий основу активного электората, обыватель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ти иичность

Как видно из предложенной нами схемы, при высоком уровне развития индивидуальности траектория социального становления определяется уровнем социализированное™ личности и проходит в поле социального становления.

Важнейшими социальными институтами, реализующими функцию социального становления являются семья, церковь, бизнес, клуб, общественные объединения.

Педагогические концепции социального становления в каждом из вышеназванных социальных институтов - предмет специального рассмотрения.

Если результатом положительной социализации мы считаем формирование личности, то результатом отрицательной социализации будем считать

аномальную личность. Понятие аномальной личности выведено нами из термина «аномия» (от фр. anomie

- отсутствие закона). Термин введен Э. Дюркгеймом (90-е годы XIX в.) и обозначает нарушение культур, единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных норм. Особенность проявления аномии в нашей стране заключается отсутствии четко сформированных общественных ценностей и норм, идеалов и культурных ориентиров, в руководстве принципом: разрешено все, что не запрещено, чем произвольно расширяются границы допустимого. Таким образом, аномальная личность - личность, сформированная в кризисный период распада или несформированности общественных ориентиров, системы общественных ценностей и нравственных норм, в силу чего привыкшая ориентироваться

исключительно на индивидуальные (если они сформированы) или групповые ценности и нормы.

В зависимости от уровня развития индивидуальности траектория социального становления может идти в поле становления девиантной индивидуальности, либо в поле асоциальности. Безусловно, социальное становление в условиях отрицательного вектора социализации есть кризисное становление.

Мы определили поле, заданное парами [индивидуальность - становление; аномальная личность - социализация], как поле девиантности (лат. (1еу1а1ю - отклонение), понимая под девиантностью отношения индивидов и социальных групп к нормам и ценностям социальной системы, в которой они действуют, и стимулирующие их поведение несоответствующее сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Мы исходим их того, что при высоком уровне развития индивидуальности траектория социального становления может привести как к позитивному, так и к негативному результату. Это поле способствует появлению гениев и злодеев.

В позитивном случае в процессе социального становления в кризисном поле девиантности формируется индивидуальность, готовая к продуцированию инновационных идей, инновационной (производственной, научной, духовной, культурной, политической) деятельности формированию собственной инновационной системы отношений.

В отрицательном случае в результате социального становления в поле девиантности формируются лидеры преступных группировок, руководители сект, экстремистских организаций.

Условием, определяющим результат социального становления выступают возможность вариативного выбора форм и способов самореализации детей, подростков и молодежи, заданная наличием и многообразием деятельности социальных институтов, активных в этом поле - семья, церковь, СМИ, неформальные молодежные объединения, дворовые подростковые группы и группировки, молодежные клубы, криминальные и экстремистские группировки, секты.

Поле, заданное парами [типичность-становление; аномальная личность-социализация], мы определили как поле асоциальности (вариант -поле делинквентности).

При низком уровне развития индивидуальности и аномальной социализации, при отсутствии реального социального опыта индивид с большой долей вероятности окажется асоциальным (бомж, бродяга, алкоголик, наркоман), либо становится членом группы, предложившей ему систему ценностей и защиту (секта), либо ощущение принадлежности и силы (криминальная группировка, экстремистская организация, террористическая группа).

Условиями формирования асоциального или антисоциального индивида являются отсутствие реального социально опыта, усвоенного в детстве и юности; социальные катастрофы(распад семьи, вооруженные конфликты, террор, вынужденная миграция, безработица, социальное неравенство), традиция ( например традиция кровной мести), ограниченность социальных проб.

Наиболее существенными факторами в этом поле выступают - государство, семья (чаще проблемная семья), детские дома, социальные учреждения, пеницитарная система, криминальные группировки, экстремистские организации, религиозные секты.

Поле комформности задано в нашей системе координат парами (типичность-становление; личность социализация). Представляется, что как следствие многолетнего существования в условиях тоталитарного общества именно это поле социального становления наиболее продуктивно в нашем обществе. Под конформностью мы понимаем (от лат. сопйэггшз - подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства, что служит специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы поиск подлинного или мнимого согласия с ней (Энциклопедия социологии, 2003).

С психологической точки зрения конформность

- позитивное свойство личности, выражающее готовность к социальному взаимодействию.

Уровень развития индивидуальности определяет внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому

мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая

— действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

Именно в поле конформности проходит становление индивида, который с разной долей критичности готов принять и разделить ценности и нормы, предлагаемые большинством ( партиями ), либо властью. В этом поле формируется законопослушный средний класс, активный электорат.

Именно в этом поле происходит самая активная работа государства, школы, армии, СМИ, политических партий и общественных объединений.

Стабильность поля конформности - условие стабильности и безопасности национального государства.

В педагогической науке достаточно глубоко отработаны методология и методика личностноориентированного подхода, однако, как мы утверждали выше, новый уровень развития экономики, определивший эпоху глобализации, выводит на первый план проблему становления социально адаптированной индивидуальности, достигающей максимальной самоактуализации и самореализации в процессе социально ориентированной деятельности на основе принятых в обществе ценностей и норм.

В качестве основных педагогических задач, разрешаемых в контексте экзистенциальносинергетического подхода можно предложить:

Расширение поля социального становления через обеспечение многообразия траекторий социального становление в рамках заданной нормы.

Стабилизация (недопущение сокращения) поля комформности за счет расширения полей девиантности и асоциальное™.

Сокращение поля девиантности за счет повышения уровня социализированное™ субъектов педагогических процессов в нем и перевода их в поле социального становления.

Сокращение поля асоциальности за счет развития индивидуальных характеристик субъектов педагогической деятельности и повышения уровня их социализированное™.

Понимая значимость каждой из задач,

остановимся подробнее на первой из них -расширение поля социального становления и отметим, что решение этой задачи возможно при обеспечении фундаментального условия — многообразия социальных институтов,

функционирующих в этом поле и вариативности их деятельности.

Будем следовать в наших рассуждения следующей логике:

1. Уже по факту рождения индивид попадает либо в поле социального становления, либо в поле асоциальности. Имеется в виду простой факт -наличия или отсутствия семьи у ребенка. Именно в семье закладываются основы индивидуальности, именно в семье к ребенку относятся как к единственному, неповторимому, самому главному и интересному. В семье радуются первому шагу, первому слову, поддерживают непохожесть на других. Социальные и гендерные роли партнеров, распределение зависимости и свободы, меры и доли ответственности, степень семейной эксплуатации формируют индивидуальные черты человека Можно предположить, что чем дольше длится период семейного воспитания, чем ярче сформированы эти черты.

2. Проверкой индивидуальности на

прочность становится включение ребенка в иные социальные институты, главный из которых — это институты образования. Следуя логике рассуждений английского исследователя С. Фриса, смысл первого кризиса в контексте социального становления заключается в том, что ребенок попадает в иную систему ценностей, где основное не сам ребенок с его устоявшимися представления о плохом и хорошем, авторитетом родителей и родственников. Основное - соблюдение институциональным нормам и соблюдение соответствующих требований. В зависимости от того, какие существуют критерии их оценки, выстраиваются формальные социальные позиции учеников, формируется отношение к ним как к исполнителям этих заданных ролей, формируется социальная парадигма

«достижибельности». Вокруг этих социальных конструктов формируется мощная система образования и воспитания учеников, основанная на различных методиках, техниках и приемах, включающая в себя разные системы оценки того или иного уровня знания, поведения, темпов и качества продвижения и систему вознаграждения за

Социально-педагогическое сопровождение личности в процессе самоорганизации детей и молодежи

результаты. «Вот - успех, вот - путь»; все же, что выпадает, воспринимается в рамках отдельной парадигмы как неуспех, отклонение, уход и т.д. Получается целая пирамида: успех - как вершина пирамиды, пути достижения - как направления движения к нему, вокруг формируется система воспитания, подстегивающая, подталкивающая ребенка двигаться именно в этом направлении. Каждый уровень новой школьной идентификации поднимает молодого человека еще на одну ступеньку к взрослости, наполняет его жизнь новыми проблемами и противоречиями, которые и отталкивают, и притягивают разные варианты культурных выборов. Ребенок всегда самоорганизуется, всегда выбирает правильный или «неправильный» путь. Этот выбор определяет дальнейшую траектории развития - в поле социального становления, девиантности, асоциальности или конформности.

Что влияет на эту траекторию? Ответ очевиден -совокупность социальных институтов, доступных для ребенка в этот момент. Для подростка важнейшими из них являются те, что обеспечивают его досуг, т.к именно в досуге реализует себя молодежь Досуг -это поле безмерной свободы, разнообразных молодежных культурных форм, это сфера музыки и живописи, рекламы и компьютерной техники.. То, как молодые люди приводят свой досуг, во многом зависит от внедосуговых сфер - семейного статуса, образования, класса, гендера. А также от сложившейся к этому моменту траектории социального становления. Именно в сфере досуга действуют учреждения дополнительного образования, общественные объединения, спортивные секции и художественные школы, подростково-молодежные клубы с одной стороны. А также дворовые кампании, неформальные объединения, криминальные группировки, секты - с другой. Все они влияют на становление индивидуальности, приоритетно определяя ее траекторию в одном из заданных полей.

При этом и исследователи, и педагоги, и муниципальные органы местного самоуправления, и родители должны иметь очень четкие представления

о функциональности каждого из социальных институтов, адресованных подростку, предоставляя им актуальную и содержательную информацию.

Функцией учреждения дополнительного образования можно считать предоставление

образовательных услуг, позволяющих обеспечить ребенку реализацию собственного интереса на допрофессиональном уровне.

Художественные, спортивные, музыкальные и прочие профильные учебные заведения дают возможность человеку получить начальное профессиональное образование, сделать первый шаг к реализации себя в определенной карьере.

Детские и молодежные общественные организации, являясь определенной социальной моделью инновационного общества, ориентируют молодых людей на социальную активность для изменения окружающего мира, достижения заданных социальных ориентиров.

Подростковый клуб - социальный институт, вектор деятельности которого ориентирован не во внешний мир, а вовнутрь. Формирование стабильного пространства общения на основе общего интереса -основная задача клуба.

Процесс социального становления в социальных институтах контролируется их целью и функциями; системой социальных связей, под которой понимается сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах; системой общественных ценностей - разделяемыми идеями и целями; общественными процедурами -стандартизованными образцами поведения в групповых процессах.

Результатом социального становления в рамках конкретного социального института является присвоение системы общественных ценностей и норм, усвоение образцов поведения в групповых процессов, принятие системы статусов и ролей, присущих данному социальному институту.

Критерии результативности социального становления суть показатели уровня готовности субъекта к формированию собственного жизненного проекта в контексте конкретного социального института.

В условии многообразия для ребенка становится возможным выбор своего социального института, наиболее соответствующего индивидуальным характеристикам молодого человека. Оптимальным механизмом этого выбора становятся социальные пробы, педагогическая сущность которых отработана Ярославской научной школой М.И. Рожкова.

Отсутствие того или иного социального института в социальной структуре общества не

Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности общественных объединений

является критичным, однако значительно ограничивает эффективность социального становления молодежи, в силу неполной реализации функций одного социального института функциями других, его компенсирующих. Поэтому важнейшим условием социального становления молодого человека является многообразие этих институтов взаимодействие которых в социальной среде определяются рядом специфических факторов.

Библиографический список

1 Бауман 3. Индивидуальное общество // перевод с англ. - М.: Логос, 2002.

2. Бек У Что такое глобализация? - М., 2001.

3. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики): монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999.

4. Гребенюк О. С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. — Калининград, 2000. — 572 с.

5. Дружинин В.Н Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М., 2000. - 184 с.

6. Лазурский А.Ф. Общие основы классификации. Основной принцип. Классификация личностей. // Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. - М: ЧеРо, 2000.

7. Ковалева А.И. Концепция социализации

молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. http://mars.udsu.ru/cgi-bin/cls/

)оита1_соп1еп1?3983

8. Мерлин В С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж:

Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 544 с.

9. Остапенко А.А. Индивидуальность как философско-педагогический принцип // Кубанский гос. ун-т; Ин-т проф. переподготовки и повышения квалификации специалистов. - Краснодар, 2005.

10. Рожков М.И. Концепция социального закаливания детей. // Современные концепции воспитания: Материалы конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. - 171 с.

11. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. -2002.-№ 4. -С. 1-15.

12. Рожков М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. - Ярославль, 1999.

13. Рубинштейн. М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. - М.: Задруга, 1920.

14. Семенова Н.В. Идея соотношения индивидуального и социального в процессе воспитания личности в отечественной педагогике (конец XIX века- 30-е годы XX века): Автореф. дис. ... доктора пед. наук. - Хабаровск, - 2006.

15. Чупров В.И., Зубок Ю.А, Уильямс К. Молодежь в обществе риска. 2-е изд. - М.: Наука, 2003. -230 с.

16. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности. // Вопросы психологии. - 2001. -№1 - С. 13-16.

17. Шакуров Р.Х. Новая психологическая теория деятельности: системно-динамический подход // Проф. образ. - 1995. — № 1.

18. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). - ■ Казань, 2001.

Е.Л. Родионова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Эффективность влияния детских и молодежных общественных объединений на детей и молодежь обусловлена характером нормативной ситуации - стандартной ситуацией взаимодействия государственных и общественных институтов с точно определенными правилами, условиями и

обстоятельствами, относительно которых стороны предписывают друг другу определенные требования.

Систематизация данных о

совершенствовании нормативно-правовой базы общественных объединений с 1990 по 2006 год позволяет зафиксировать значительные изменения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.