Научная статья на тему 'Социальное сопровождение детей и подростков с психоэмоциональной травмой в условиях кризисного центра'

Социальное сопровождение детей и подростков с психоэмоциональной травмой в условиях кризисного центра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоэмоциональная травма / социальное сопровождение / специальная военная операция / несовершеннолетний / дети и подростки / психологическая помощь / Кризисный центр / psycho-emotional trauma / social support / special military operation / minor / children and adolescents / psychological assistance / Crisis center

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мария Викторовна Мартынова, Вадим Владимирович Тепляков

Освещен вопрос оказания комплексной помощи несовершеннолетним в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму – возвращенных из зон боевых действий; детей из семей участников специальной военной операции; утративших родителей; с посттравматическим стрессовым расстройством вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций; испытавших насилие и жестокое обращение. Данный вопрос является особенно актуальным в современных условиях. Цель статьи – освещение опыта работы бюджетного учреждения социальной сферы по оказанию комплексной помощи несовершеннолетним в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму. В статье уделяется внимание ведущим методам работы с психоэмоциональной травмой, формам взаимодействия с несовершеннолетними в процессе оказания им комплексной помощи и поддержки. Представлен опыт работы специалистов Кризисного центра в рамках проекта «Региональная служба по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами «Колесо жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мария Викторовна Мартынова, Вадим Владимирович Тепляков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social support for children and adolescents with psychoemotional trauma in a crisis center

This article highlights the issue of providing comprehensive assistance to minors in special life situations that create psycho-emotional trauma – those returned from combat zones; children from families of participants in a special military operation; lost parents; with post-traumatic stress disorder due to emergency situations experienced; those who have experienced violence and abuse. This issue is especially relevant in modern conditions. The purpose of the article is to highlight the experience of a budgetary social sector institution in providing comprehensive assistance to minors in special life situations that create psycho-emotional trauma. The article pays attention to the leading methods of working with psycho-emotional trauma, forms of interaction with minors in the process of providing them with comprehensive assistance and support. The work experience of specialists from the Crisis Center is presented within the framework of the project «Regional service for providing assistance to children with psycho-emotional traumas «Wheel of Life».

Текст научной работы на тему «Социальное сопровождение детей и подростков с психоэмоциональной травмой в условиях кризисного центра»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-57-62 EDN: https://elibrary.ru/hvppuz NIION: 2018-0077-2/24-453 MOSURED: 77/27-024-2024-02-652

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Социальное сопровождение детей и подростков с психоэмоциональной травмой в условиях кризисного центра

Мария Викторовна Мартынова1, Вадим Владимирович Тепляков2

1 Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени

В.В. Лукьянова, Орел, Россия, mariya19852704@mail.ru

2 Кризисный центр помощи женщинам и детям «Орловский», Орел, Россия; vteplo@mail.ru

Аннотация. Освещен вопрос оказания комплексной помощи несовершеннолетним в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму - возвращенных из зон боевых действий; детей из семей участников специальной военной операции; утративших родителей; с посттравматическим стрессовым расстройством вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций; испытавших насилие и жестокое обращение. Данный вопрос является особенно актуальным в современных условиях.

Цель статьи - освещение опыта работы бюджетного учреждения социальной сферы по оказанию комплексной помощи несовершеннолетним в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму.

В статье уделяется внимание ведущим методам работы с психоэмоциональной травмой, формам взаимодействия с несовершеннолетними в процессе оказания им комплексной помощи и поддержки.

Представлен опыт работы специалистов Кризисного центра в рамках проекта «Региональная служба по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами «Колесо жизни».

Ключевые слова: психоэмоциональная травма, социальное сопровождение, специальная военная операция, несовершеннолетний, дети и подростки, психологическая помощь, Кризисный центр

Для цитирования: Мартынова М. В., Тепляков В. В. Социальное сопровождение детей и подростков с психоэмоциональной травмой в условиях кризисного центра // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 57-62. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-57-62. EDN: HVPPUZ.

Original article

Social support for children and adolescents with psychoemotional

trauma in a crisis center

Maria V. Martynova1, Vadim V. Teplyakov2

1 Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after VV. Lukyanova, Orel,

Russia, mariya19852704@mail.ru

2 Crisis Center for Women and Children «Orlovsky», Orel, Russia; vteplo@mail.ru

Abstract. This article highlights the issue of providing comprehensive assistance to minors in special life situations that create psycho-emotional trauma - those returned from combat zones; children from families of participants in a special military operation; lost parents; with post-traumatic stress disorder due to emergency situations experienced; those who have experienced violence and abuse. This issue is especially relevant in modern conditions.

The purpose of the article is to highlight the experience of a budgetary social sector institution in providing comprehensive assistance to minors in special life situations that create psycho-emotional trauma.

The article pays attention to the leading methods of working with psycho-emotional trauma, forms of interaction with minors in the process of providing them with comprehensive assistance and support.

The work experience of specialists from the Crisis Center is presented within the framework of the project «Regional service for providing assistance to children with psycho-emotional traumas «Wheel of Life».

© Мартынова М. В., Тепляков В. В., 2024

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

57

Keywords: psycho-emotional trauma, social support, special military operation, minor, children and adolescents, psychological assistance, Crisis center

For citation: Martynova M. V., Teplyakov V. V Social support for children and adolescents with psychoemotional trauma in a crisis center. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):57-62. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-57-62. EDN: HVPPUZ.

В современном, непостоянном, полном противоречий мире ребенку, имеющему еще не сложившуюся систему ценностей и находящемуся под влиянием множества негативных внешних факторов, зачастую бывает сложно, а иногда просто невозможно самостоятельно, без помощи взрослого, преодолеть возникающие на его жизненном пути трудности. В социально благополучных семьях поддержкой и опорой несовершеннолетним являются родители и близкие родственники. В семьях, где один или оба родителя ведут асоциальный образ жизни, где присутствуют грубость, использование нецензурной лексики, элементы насилия в самых различных его проявлениях - физического, психологического и др., ребенок находится под длительным воздействием психотравмирующих факторов и не способен им противостоять.

Представители различных теоретических подходов указывают на патогенное влияние психических травм на дальнейшее развитие личности и психики ребенка. Однако проблематика психических травм в детском возрасте, несмотря на всю ее важность и актуальность, до сих пор не имеет достаточного теоретического и исследовательского основания [3, с. 53].

Понятие «психологическая травма» означает нарушение нормального функционирования психики в результате воздействия на нее неблагоприятных факторов среды или стресса, которое вполне поддается коррекции, как и любое другое нарушение в организме [2, с. 97].

Психоэмоциональную травму исследователи характеризуют как эмоциональное состояние, вызванное воздействием одного или нескольких стрессовых факторов (в результате произошедших событий, длительного пребывания в неблагоприятных условиях и пр.), приводящих к нарушению психического благополучия несовершеннолетнего. Любое событие, которое имеет высокую значимость в глазах ребенка, может послужить отправной точкой в формировании и развитии психоэмоциональной травмы.

В системе организаций государственного сектора, социальной сферы, работающих с детьми и семьями в состоянии психоэмоциональной травмы, особое место занимают Кризисные центры.

Кризисный центр как тип учреждения социальной сферы ориентирован на оказание помощи и поддержки женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, связанную с применением в отношении них насилия, жестокого обращения, травли, преследования и иных противоправных действий.

Нередко получателями социальных услуг кризисных центров являются несовершеннолетние, оказавшиеся там по причине жестокого обращения со стороны близких членов семьи, не выполнения ими обязанностей по воспитанию и развитию своего ребенка ввиду

наличия аддиктивного поведения (злоупотребления алкогольными, наркотическими и иными веществами).

Особую категорию составляют дети и подростки из семей участников специальной военной операции.

Система помощи, предоставляемая кризисными центрами несовершеннолетним, включает следующие виды услуг: социально-бытовые, психолого-педагогические, социально-культурные и досуговые, социально-правовые. Для организации всесторонней поддержки в центрах ведут профессиональную деятельность специалисты по социальной работе, по работе с семьей, педагоги-психологи, психологи, воспитатели, инструкторы по труду, социальные педагоги.

В данной статье мы более подробно рассмотрим одно из основных и актуальных направлений помощи - психолого-педагогическое, включающее различные аспекты работы специалистов кризисного центра, в том числе по преодолению психоэмоциональных травм.

Детская психоэмоциональная травма - состояние ребенка, возникающее в условиях его пребывания в психотравмирующей ситуации, длительно или эпизодически испытывающего на себе влияние стрессовых факторов, влекущее определенные изменения физиологического, психического и психологического характера.

Сопровождение ребенка с психоэмоциональной травмой предполагает оказание ему комплексной, системной помощи, включающей наряду с социально-бытовым (в случае необходимости), медико-социальным сопровождением психолого-педагогическую поддержку на основе продуктивного взаимодействия специалистов различного профиля, а также организацию досуга несовершеннолетнего, ориентированного на его социальную анимацию и рекреацию.

Рассмотрим более подробно основные этапы социального сопровождения детей с психоэмоциональной травмой.

Первый этап - диагностический, предполагает выявление степени психоэмоционального напряжения, глубины и характера психоэмоциональной травмы. Данный этап реализуется в первые дни пребывания несовершеннолетнего в центре и предполагает реализацию комплекса диагностических методик психологом, педагогом-психологом, специалистом по социальной работе. На данном этапе возможно применять методики, направленные на диагностику уровня тревожности (шкала Бека, тест Спилбергера-Ханина, Госпитальная шкала тревоги и депрессии, интегративный тест тревожности, полный цветовой тест Люшера, восьмиц-ветовой тест Люшера и др.); комплексные методики, связанные с оценкой эмоционального состояния и поведения несовершеннолетнего (Методика «Текущая реакция на травматический стресс», тест-упражнение

«Красивый рисунок», упражнения «Образ», «Вишневые объятия» и др.).

Второй этап - этап взаимодействия, основанный на терапии психотравмы, помощи несовершеннолетнему. На данном этапе последовательно реализуются следующие стадии: стабилизация, проработка и интеграция.

Стабилизация подразумевает приведение в норму соматического, психического и психологического состояний. Важным на данной стадии является также восстановление социальных связей, устойчивых социальных отношений. Необходимо также работать со всеми сопутствующими нарушениями: диссоциацией, нарушение приспособляемости, депрессией.

Стадия проработки подразумевает прямой «контакт», «столкновение» с травмой, ее прямое рассмотрение, описание сопутствующих эмоциональных состояний, эмоций. Ведущими задачами данной стадии являются восстановление ощущения уверенности и контроля. Заключительной стадией второго этапа работы с психотравмой является интеграция случившейся травмы в жизнь несовершеннолетнего с целью показать, что все будет не так, как было раньше, но в дальнейшую жизнь происшедшее необходимо интегрировать. Несовершеннолетнему необходимо научиться принимать о понимать, что случившееся с ним навсегда останется в прошлом, и оно не должно мешать последующему развитию и движению вперед, которые необходимы.

Третий этап - мониторинг результатов помощи детям и подросткам с психоэмоциональной травмой, в процессе которого специалисты применяют существующие диагностические методики, осуществляют наблюдение за несовершеннолетними.

Рассмотрим технологии, алгоритмы и основные этапы оказания помощи детям с психоэмоциональной травмой на примере комплексной работы специалистов и сотрудников Бюджетного учреждения Орловской области «Кризисный центр помощи женщинам и детям «Орловский», которая осуществляется с сентября 2023 года в рамках проекта «Региональная служба по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами «Колесо жизни».

Проект является победителем конкурса Грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Актуальность данного проекта обусловлена определенной ситуацией, сложившейся на территории Орловской области и России в целом. По состоянию на 1 апреля 2023 года в Орловской области насчитывается 8412 детей, потерявших одного из родителей. В семьях мобилизованных граждан воспитывается 926 детей, в семьях добровольцев - 238 детей, в семьях погибших участников СВО - 42 ребенка. Рост числа детей, испытывающих острые стрессовые реакции, переживающих потерю, горюющих, определяет необходимость принятия мер по созданию региональной системы реагирования и реабилитации. Основной целью проекта является повышение качества оказываемой помощи детям с психоэмоциональными травмами.

Он направлен на стабилизацию и гармонизацию психоэмоционального состояния участников; преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства; формирование копинг-стратегий и положительных жизненных перспектив; способствует запуску когнитивных механизмов адаптации к кризисной ситуации.

Целевыми группами проекта являются:

1) дети в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму, в том числе:

- возвращенные дети из зон боевых действий;

- потерявшие родителей (смерть, развод);

- перенесшие жестокое обращение и преступные посягательства, в том числе сексуального характера (включая несовершеннолетних, ставших свидетелями);

- имеющие посттравматическое расстройство вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, включая острый стресс;

- дети из семей участников специальной военной операции;

2) семьи с детьми, включенные в состав целевой группы проекта;

3 ) родители (законные представители).

Основой проекта являются три программы, позволяющие работать с психоэмоциональной травмой и посттравматическим стрессовым расстройством несовершеннолетних, их родителей, членов семьи:

1. Программа «Этнокультурные технологии реабилитации детей с психоэмоциональной травмой «Сила рода».

2. Программа «Комплексная терапия травмы с использованием мультимодальных арт-технологий «Цвета жизни».

3 . Программа комплексной реабилитации детей с психоэмоциональной травмой на базе стационарного микрореабилитационного центра «Зеленый дом».

Рассмотрим более детально содержание, основные формы и методы работы, используемые в рамках каждой программы.

Программа «Этнокультурные технологии реабилитации детей с психоэмоциональной травмой «Сила рода» имеет особую значимость в структуре проекта. Поликультурность, динамичность современного общества, нестабильность социальных процессов и проницаемость культурных границ, миграция, взаимопроникновение и преобразование традиционных сообществ обусловливают в настоящее время актуальность проблемы сохранения культурной и исторической самобытности народов России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.

Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней национальной культуры. Одной из основных задач учреждений образования, культуры, социальной сферы является формирование и развитие у детей и подростков интереса к ценностям традиционной народной культуры, воспитание позитивного отношения к этнокультурным различиям.

ЕСКИЕ НАУКИ 59

Особо уязвимой группой в этом отношении являются дети и подростки, прибывшие на территорию нашей страны из зон боевых действий. Это категории несовершеннолетних с психоэмоциональными травмами, остро нуждающиеся в социокультурной реабилитации.

Этнокультурные технологии являются эффективным инструментом социокультурной реабилитации данной категории несовершеннолетних. Они позволяют не только реализовать культурные потребности и интересы, обеспечивающие интеграцию детей и подростков в общество, приобщение к ценностям традиционной народной культуры, воспитание уважительного отношения к культурному наследию, прошлому страны, но и способствуют нормализации их психоэмоционального состояния, поддержанию внутреннего баланса и внешней связи с окружающим миром.

Целевой аудиторией являются дети в возрасте 6-16 лет в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму. Причем, в программе предусмотрена возрастная дифференциация занятий. Они осуществляются в двух возрастных группах: с детьми в возрасте от 6 до 11 лет; с детьми в возрасте от 12 до 16 лет.

Сроки реализации программы: сентябрь 2023 г. -октябрь 2024 г. (14 месяцев).

Целью программы является реабилитация детей и подростков с психоэмоциональной травмой средствами этнокультурных технологий. Реализация данной цели возможна в процессе приобщения несовершеннолетних к ценностям традиционной народной культуры, формирования позитивного образа «Я» и окружающего мира, коррекции эмоциональной сферы несовершеннолетнего (снижение тревожности, коррекция страхов, агрессии), овладения способами взаимодействия с собой и окружающим миром, а также поиска и активизации позитивно направленных ресурсов.

Формы занятий с несовершеннолетними в рамках данной программы весьма разнообразны, обладают познавательным, рекреационным и развлекательным потенциалом, практикоориентированы: экскурсии, мастер-классы, игровые и интерактивные программы, квесты, викторины.

Реализация данной программы стала возможна при участии представителей коллектива Знаменской Богатырской Заставы - центра сохранения, возрождения и развития традиций Святой Руси; культурное, духовное и физическое оздоровление и просвещение молодежи.

Значимой и актуальной в проекте является программа комплексной реабилитации детей с психоэмоциональной травмой на базе стационарного микрореабилитационного центра «Зеленый дом».

Актуальность комплексной реабилитации детей с психоэмоциональной травмой в условиях стационарного микрореабилитационного центра «Зеленый дом» обусловлена возросшей потребностью общества в применении системного подхода к оказанию помощи и поддержки несовершеннолетним с психоэмоциональной травмой.

В настоящее время дети все чаще сталкиваются в своей жизни с различными психотравмирующими обстоятельствами: насилием, трагическими событиями, смертью близких, потерей одного из родителей в результате развода и т. д. Это события, за которые ребенок не отвечает сам, он бессилен перед ними и не может их предотвратить или как-то на них повлиять, поэтому такие переживания очень мучительны.

Работа детьми в рамках данной программы осуществляется в группах.

В каждой терапевтической группе находится от 8 до 12 человек. Группы комплектуются по возрастам: 6-11 лет и 12-16 лет.

Работа с детьми осуществляется в течение всего периода их пребывания в Центре.

Психологи, педагог-психолог, специалисты по работе с семьей работают в парах. Это дает возможность проводить и индивидуальную, и групповую работу, развивать систему взаимоподдержки, обмена опытом и т. д.

В построении работы групп используется система STOP - реабилитации по Килборну. Она включает в себя:

1. S - структура и организованность детского времени.

2. T - создание условий для откровенного разговора с ребенком.

3. O - организация игры.

4. P - создание атмосферы уважения, внимания, заботы о каждом ребенке; присоединение, близкий контакт ребенка со взрослым.

Работа в группах включает в себя индивидуальные сессии, групповые занятия и тренинги, работу в малых группах и общие мероприятия. В Приложении представлены диагностические методики, применяемые в ходе реализации программы.

Программа состоит из следующих блоков.

1. Блок - Знакомство. Знакомство участников группы друг с другом и коллективом специалистов: вводная установочная беседа, которая проводится в доступной детям форме, для обсуждения предстоящей работы, графика занятий, их значимости, формулирование правил работы группы, выдвижение участниками своих требований и предложений; проведение игр и упражнений на знакомство, снижение внутреннего напряжения; обсуждение.

2. Блок - Доверие. С детьми обсуждается тема «Доверие». Даются теоретические знания; проводится блок игр и упражнений, направленных на развитие группового доверия и закрепление теоретических знаний. Проигрываются жизненные ситуации и т. д.

3. Блок - Работа с агрессией. Осуществляется беседа с детьми о формах и видах агрессии. Дети учатся формам управления гневом.

4. Блок - Эмоции. Детей учат распознавать эмоции, управлять ими. Проводится работа с негативными и позитивными эмоциями; обучение передаче эмоций с помощью мимики, жестов, позы; невербальные игры, пантомима и т. д.

5. Блок - Работа с фобиями и тревожностью. Беседы с детьми о природе и проявлении страха. Работа со снами.

6. Блок - Уверенность. Работа на повышение самооценки ребенка, на развитие и укрепление его уверенности; выработка навыков социальной адаптации; проекция на будущее.

7. Блок - Закрепление. Подведение итогов; проведение общих мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью программы является комплексная реабилитация детей с психоэмоциональной травмой. Программа направлена на снижение эмоциональной тревожности детей и подростков, развитие самосознания, коммуникативных навыков, повышение их самооценки, закрепление положительных поведенческих реакций.

В ходе реализации программы используются следующие формы и методы: беседы; элементы групповой дискуссии; психологические тесты, методики, упражнения, занятия, тренинги; рисуночные методы; элементы техники саморегуляции и приемы психогимнастики; отдельные приемы самодиагностики эмоционального состояния.

Занятия в рамках программы строятся таким образом, что несовершеннолетний оперативно включается в групповую и индивидуальную работу, быстро адаптируется к их структуре и содержанию.

В зависимости от цели основная часть занятия имеет различное наполнение. Имеющийся в арсенале специалистов разнообразный материал и опыт практической работы позволяют им подбирать упражнения, необходимые для работы с теми или иными эмоциональными переживаниями несовершеннолетних.

В ходе реализации данной программы выполняется оценка ее результативности, в ходе которой применяются такие методы, как наблюдение за эмоциональными реакциями несовершеннолетних и способами их реагирования на возникающие ситуации (карта наблюдения); экспертные беседы с несовершеннолетними об изменениях их психоэмоционального состояния за время работы по программе.

Актуальность третьей программы «Комплексная терапия травмы с использованием мультимодаль-ных арт-технологий «Цвета жизни» обусловлена возросшей потребностью общества в применении технологий арт-терапии в отношении различных категорий и групп населения. Особенно востребованным направлением в данном контексте является оказание помощи детям и подросткам с психоэмоциональной травмой, поскольку арт-терапия выступает мощным инструментом работы психолога в решении проблем, связанных с жестоким обращением и преступными посягательствами в отношении несовершеннолетних; посттравматическими стрессовыми расстройствами вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций; утратой родителей (смерть, развод); пребыванием в зонах боевых действий и др.

Мультимодальная терапия творчеством (МТТ) -«лечение искусством». МТТ - направление в психотерапии, психологической коррекции, в рамках которого

лечение происходит с помощью искусства или творчества.

Целью программы является оказание помощи несовершеннолетним на основе комплексного терапевтического воздействия мультимодальных арт-технологий - терапию психотравмы посредством метафорических ассоциативных карт; реабилитацию детей и подростков с психоэмоциональной травмой средствами канистерапии; восстановление и развитие психоэмоционального состояния несовершеннолетних средствами арт-терапии.

Программа «Комплексная терапия травмы с использованием мультимодальных арт-технологий «Цвета жизни» включает в себя 3 блока занятий (по 12 в каждом блоке): занятия на основе применения метафорических ассоциативных карт, канистерапия и занятий на основе техник арт-терапии - изо-, сказко- и куклотерапии.

В данной программе, как и в предыдущих, предусмотрена возрастная дифференциация занятий. Они осуществляются в двух возрастных группах: с детьми в возрасте 6-11 лет и 12-16 лет.

По итогам реализации программ планируется осуществить мониторинг качества оказания помощи детям с психоэмоциональной травмой, который позволит оценить полученные результаты и эффективность используемых форм и методов работы с целевой аудиторией проекта.

Реализация проекта «Региональная служба по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами «Колесо жизни» предполагает участие сотрудников Кризисного центра в программе развития компетенций специалистов социальной сферы региона «Детская психотравма. Основные аспекты диагностики и оказания помощи», которая является неотъемлемой частью всей работы в рамках данного направления. Участие в данной программе позволит повысить уровень теоретических знаний в области работы с детской психотравмой, способствует овладению практическими умениями и навыками оказания помощи несовершеннолетним.

Таким образом, работа с психоэмоциональной травмой в рамках проекта является масштабной, разнонаправленной, длительной и системной. Она не ограничивается деятельностью, представленной в каждой из программ. В процессе работы с несовершеннолетними специалисты учитывают их индивидуально-психологические особенности, возможности и ресурсы, социально-культурные интересы и потребности, ориентируются на динамику их общего состояния, а также возможности в дальнейшем вести полноценную жизнь.

Перспективы работы в контексте оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами заключаются в совершенствовании апробированных технологий работы, внедрении новых форм и методов поддержки несовершеннолетних, организации системной деятельности по данному направлению с привлечением представителей учреждений здравоохранения, образования, культуры.

ЕСКИЕ НАУКИ 61

Список источников

1. Гурина Е. С., Кошенова М. И. Работа психолога с детской травмой : учебное пособие. Новосибирск : НГПУ, 2020. 311 с.

2. Петрова Е. А. Детские психотравмы: проблема отсроченного влияния на личность взрослого человека // Вестник Новгородского государственного университета, 2014. № 79. С. 96-99.

3. Русских Н. И. К вопросу о психической травме в детском возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология», 2014. Т. 7. С. 53-58.

References

1. Gurina E. S., Koshenova M. I. Psychologist's work with childhood trauma : a textbook. Novosibirsk : NSPU, 2020. 311 p.

2. Petrova E. A. Childhood psychotrauma: the problem of delayed influence on the personality of an adult // Bulletin of Novgorod State University, 2014. No. 79. P. 96-99.

3. Russian N. I. On the issue of mental trauma in childhood // News of Irkutsk State University. Series «Psychology», 2014. T. 7. P. 53-58.

Библиографический список

1. Официальный сайт БУОО «Кризисный центр помощи женщинам и детям «Орловский» // URL: https:// www.crcorl.ru/ (дата обращения 19.02.2024 г.)

2. Официальный сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // URL: https://fond-detyam.ru/ (дата обращения 21.02.2024 г.)

Bibliographic list

1. Official website of the BUOO «Crisis Center for Assistance to Women and Children «Orlovsky» // URL: htt-ps://www.crcorl.ru/ (date accessed 02/19/2024)

2. Official website of the Fund for Support of Children in Difficult Life Situations // URL: https://fond-detyam.ru/ (date accessed 02/21/2024)

Информация об авторах

М. В. Мартынова - преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Орловского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, кандидат педагогических наук, доцент;

В. В. Тепляков - методист отделения Учебно-методический центр развития социального обслуживания Кризисного центра помощи женщинам и детям «Орловский», психолог высшей квалификационной категории.

Information about the authors

M. V. Martynova - teacher at the Department of Social and Humanitarian Disciplines at the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanova, candidate of pedagogical sciences, associate professor;

V. V. Teplyakov - methodologist at the Department of the Educational and Methodological Center for the Development of Social Services of the Orlovsky Crisis Center for Assistance to Women and Children, a psychologist of the highest qualification category.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 29.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.