Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕБЕНКА В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕБЕНКА В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СТРЕССОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА / ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Точиева Марем Магомедовна, Цечоева Рукет Хаматхановна

В статье раскрываются особенности переживания и эмоционального реагирования ребенка на стрессовые ситуации. Авторами затронута проблема конгруэнтного реагирования детей на реакции взрослых в современной действительности. Ребенок при столкновениях с негативными и не всегда понятными явлениями жизни взрослых людей часто теряется. Ему не хватает жизненного опыта, эмоциональной регуляции. В отличие от взрослых, дети не имеют в арсенале способов преодоления психического напряжения. У них не всегда сформированы способы реагирования на эмоциогенные ситуации. Авторами предлагаются индикаторы психического напряжения, эмоциональных расстройств, полученных вследствие психических травм. В статье обобщается опыт практической работы по оказанию психологической помощи детям в дошкольных образовательных учреждениях. Апробированы программы для работы с детскими психическими травмами. Важным аспектом предлагаемых программ является повышение эмоциональных ресурсов ребенка. Применяемые методы формирование эмоциональной регуляции ребенка включают различные психотерапевтические техники. Дан анализ эффективных методов песочной терапии, работы с глиной, сказкотерапии, использования игр различных разновидностях. При оказании ребенку психологической помощи предлагаются народные ингушские сказки. Использование народного эпоса особо продуктивно в коррекции эмоционального состояния ребенка. В образной форме ребенок проживает эмоциональные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Точиева Марем Магомедовна, Цечоева Рукет Хаматхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EMOTIONAL REGULATION OF A CHILD IN STRESSFUL SITUATIONS

The article reveals the peculiarities of the child's experience and emotional response to stressful situations. The authors touched upon the problem of congruent reaction of children to the reactions of adults in modern reality. A child is often lost when confronted with negative and not always understandable phenomena of adult life. He lacks life experience, emotional regulation. Unlike adults, children do not have in the arsenal of ways to overcome mental stress. They do not always have formed ways of responding to emotional situations. The authors propose indicators of mental stress, emotional disorders resulting from mental trauma. The article summarizes the experience of practical work on providing psychological assistance to children in preschool educational institutions. Programs for working with children's mental traumas have been tested. An important aspect of the proposed programs is to increase the emotional resources of the child. The methods used to form the emotional regulation of the child include various psychotherapeutic techniques. The analysis of effective methods of sand therapy, working with clay, fairy tale therapy, the use of games of various varieties is given. When providing psychological assistance to a child, Ingush folk tales are offered. The use of the folk epic is particularly productive in correcting the emotional state of the child. In a figurative form, the child lives emotional problems.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕБЕНКА В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ»

Психология

УДК 159.96

доцент, кандидат психологических наук, доцент Точиева Марем Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); доцент кафедры психологии Цечоева Рукет Хаматхановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕБЕНКА В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. В статье раскрываются особенности переживания и эмоционального реагирования ребенка на стрессовые ситуации. Авторами затронута проблема конгруэнтного реагирования детей на реакции взрослых в современной действительности. Ребенок при столкновениях с негативными и не всегда понятными явлениями жизни взрослых людей часто теряется. Ему не хватает жизненного опыта, эмоциональной регуляции. В отличие от взрослых, дети не имеют в арсенале способов преодоления психического напряжения. У них не всегда сформированы способы реагирования на эмоциогенные ситуации. Авторами предлагаются индикаторы психического напряжения, эмоциональных расстройств, полученных вследствие психических травм. В статье обобщается опыт практической работы по оказанию психологической помощи детям в дошкольных образовательных учреждениях. Апробированы программы для работы с детскими психическими травмами. Важным аспектом предлагаемых программ является повышение эмоциональных ресурсов ребенка. Применяемые методы формирование эмоциональной регуляции ребенка включают различные психотерапевтические техники. Дан анализ эффективных методов песочной терапии, работы с глиной, сказкотерапии, использования игр различных разновидностях. При оказании ребенку психологической помощи предлагаются народные ингушские сказки. Использование народного эпоса особо продуктивно в коррекции эмоционального состояния ребенка. В образной форме ребенок проживает эмоциональные проблемы.

Ключевые слова: эмоциональная регуляция, стрессогенные ситуации, психологическая коррекция, психическая травма, техники арт-терапии, посттравматическое расстройство детей.

Annotation. Annotation. The article reveals the peculiarities of the child's experience and emotional response to stressful situations. The authors touched upon the problem of congruent reaction of children to the reactions of adults in modern reality. A child is often lost when confronted with negative and not always understandable phenomena of adult life. He lacks life experience, emotional regulation. Unlike adults, children do not have in the arsenal of ways to overcome mental stress. They do not always have formed ways of responding to emotional situations. The authors propose indicators of mental stress, emotional disorders resulting from mental trauma. The article summarizes the experience of practical work on providing psychological assistance to children in preschool educational institutions. Programs for working with children's mental traumas have been tested. An important aspect of the proposed programs is to increase the emotional resources of the child. The methods used to form the emotional regulation of the child include various psychotherapeutic techniques. The analysis of effective methods of sand therapy, working with clay, fairy tale therapy, the use of games of various varieties is given. When providing psychological assistance to a child, Ingush folk tales are offered. The use of the folk epic is particularly productive in correcting the emotional state of the child. In a figurative form, the child lives emotional problems.

Key words: emotional regulation, stressful situations, psychological correction, mental trauma, art therapy techniques, posttraumatic disorder of children.

Введение. В последние годы возросли требования общества к созданию условий для формирования полноценной психологически здоровой личности ребенка. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в перечень приоритетов политики государства в области воспитания входит обеспечение условий для физического, психического, социального и духовно-нравственного развития детей [1].

Период онтогенеза - дошкольное детство - особый возраст, в котором происходит развитие и становление личности ребенка, определяются основные свойства характера и поведенческие особенности, закладывается фундамент его психологического, психического здоровья, процесс социализации.

В настоящее время, когда много говорится о переживании взрослыми событий, связанных с социальной ситуацией в мире, мы практически мало замечаем, как ситуация переживается детьми. Маленьким детям сложно понять особенности жизни взрослых, но ребенок чувствителен и эмоционально отзывчив на состояние близких ему людей. В связи с этим мы затронули проблему особенностей переживания эмоционального реагирования ребенка на стрессовые ситуации, помощь детям при столкновениях с негативными и не всегда понятными явлениями жизни взрослых людей.

Изложение основного материала статьи. В непростое время важно поддерживать и сохранить эмоциональное и психологическое состояние ребенка на благополучном уровне, уделив достаточное внимание своевременной диагностике и профилактике эмоциональных срывов, не допустив перехода к негативным личностным образованиям, психосоматическим заболеваниям и нервным расстройствам.

У ребенка долгое время сохраняется эмоциональная связь с семьёй, так как взрослые отвечают за функцию защиты, заботу о нем, эмоциональные состояния близких людей определяют переживания стресса от происходящих событий детьми. Стрессы деструктивно влияют как на непосредственных участников события, так и на тех, кто наблюдает с экранов телевизоров, мониторов компьютеров, мессенджеров. Эмоционально реагируя на события, взрослые могут не обращать внимания на переживания детей. Реакции ребенка могут выглядеть порой достаточно парадоксально, само событие ребенок может не осознавать, а наблюдая за реакцией взрослого фиксировать, что близким сложно справляться с негативными эмоциями. Тогда ребенок начинает испытывать чувство покинутости, брошенности со своим страхом, тревогой и растерянностью. Достаточно сложно прогнозировать, каким образом событие отразиться на психическом состоянии детей.

Рассмотрим эмоциогенные ситуации, вызывающие у ребенка стрессовые реакции. К ним относят значительные, даже естественные перемены в жизни ребенка: поступление в дошкольное учреждение или переход в школу, рождение младших детей в семье, развод или повторный брак родителей. Попадание в кризисную ситуацию, связанную с совершенным над ребенком или на его глазах насилием, участие в зоне военного конфликта, актах терроризма, стихийных бедствиях, несчастных случаях, болезнь или утрата близкого человека может губительно отразится на детской психике. Психотравмирующей ситуацией для малыша могут быть ситуации, незначительные для взрослого, к примеру смерть домашнего животного. Стрессогенными могут стать жизненные ситуации, которые связаны с неизвестностью, отрывом от семьи, физической болью: помещение в стационар, врачебные процедуры, медицинское обследование, операционное вмешательство.

В последние десятилетия популярными причинами эмоциональных срывов ребенка являются умственные, эмоциональные и информационные перегрузки (злоупотребление гаджетами), вынужденное соперничество, конкуренции с другими детьми. Деструктивное влияние неблагополучной обстановки в семье, частых ссор родителей, нарушенных отношений со сверстниками, конфликтов с учителями отражается на психическом здоровье ребенка.

В отличие от взрослого, у детей еще не сформировалось способов преодоления психического напряжения, способов реагирования на эмоциогенные ситуации. Взрослых должно насторожить, если у их ребенка часто меняется настроение или оно носит устойчивый негативный характер, ребенок беспокойно засыпает, чрезмерно устает, становится беспричинно обидчивым, плаксивым по незначительному поводу, либо агрессивным. Родители должны пронаблюдать за дискомфортным психическим состоянием малыша, выраженном в рассеянности, забывчивости, непоседливости, отсутствии уверенности в своих силах, кривлянии, упрямстве. Резкое сокращение контактов со сверстниками в играх и стремление к одиночеству, которое раньше не замечалось, потеря аппетита или наоборот постоянное жевание, потеря или набор веса заметны даже непросвещенным родителям. Также как и явно невротические симптомы: покашливание, дрожания рук, качания головой, передергивания плечами, игры с половыми органами, ночное недержание мочи. Симптомами неблагополучного психоэмоционального состояния ребенка являются нарушенные когнитивные функции памяти, концентрации внимания, потеря познавательного интереса к тем вещам, которые всегда вызывали детское любопытство. Взрослые могут уже бить тревогу, даже если замечены какие-то из перечисленных признаков. Их наличие свидетельствует о проявлении психосоматических расстройств, с которыми ребенку сложно справиться самостоятельно, игнорирование которых деструктивно отражается на психологическом, психическом здоровье и приводит к негативным личностным конструктам.

Ребенок имеет право расти здоровым и счастливым, а психоэмоциональные проблемы лишают его естественной радости, способствуют развитию неврозов, ухудшают способность управлять функциями своего организма. Невроз не только влияет на поведенческие реакции ребенка, приводя к раздражительности, обидчивости, агрессии, но и значительно влияет на появление головных болей, расстройств пищеварения, нарушения ритма сердечной деятельности, повышение артериального давления. В стрессовых ситуациях значительно повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшается самоконтроль, импульсивность в поведении, появляются хронические заболевания, провоцирующие начало большинства тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни.

Реакции ребенка на психогенные травмирующие ситуации зависят от возраста и индивидуальных особенностей малыша. Особенно следует отметить зависимость реакции ребенка на травматическое событие от реакции родителей. Стрессоустойчивые родители, умеющие достойно справиться с психотравмирующей ситуацией дают ребенку жизненный ресурс, помогают ребенку адекватно справляться. Травматические события у сверстников вызывают совершенно различные реакции: один ребенок становится агрессивным и озлобленным, у другого развиваются фобии, а третий эмпатийно относится к другим.

Появление деструктивных симптомов после воздействия эмоциогенных ситуаций в поведении ребенка является чрезвычайно тревожным признаком, требующим грамотной психологической диагностики, оказания своевременной психотерапевтической помощи ребенку [4]. Перечисленные нами симптомы часто «закрепляются» в детском возрасте, негативно влияют на всю жизнь человека, формируют деструктивные психологические защиты.

Автором настоящей статьи Точиевой М.М. было проведено эмпирическое исследование «Психическое развитие детей в условиях палаточных лагерей временного проживания» Были проанализированы факторы и условия психического развития детей вынужденных переселенцев из зон боевых действий. В рамках реализации проекта «Детские игровые комнаты» в пунктах временного проживания была разработана и реализована программа психореабилитации детей в условиях психологической службы при Ингушском республиканском отделении Российского Общества Красного Креста (РОКК), в рамках проекта «Детские игровые комнаты» («ДИК») по программе «Экстренная помощь РОКК перемещенным лицам на Северном Кавказе и Юге России» [3]. Научное прикладное исследование было проведено в экстремальных условиях в палаточных лагерях компактного проживания вынужденных мигрантов из Чечни в Ингушетию: «Алина», «Барт», «Белла», «Спутник» [3]. Опыт работы позволил автору убедиться эмпирическим путем в эффективности практических методов работы с психологическими травмами ребенка [4].

Научные исследования продолжаются и в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях города Магас Республики Ингушетии. Нами предложены и апробируются различные варианты программ оказания психологической помощи детям дошкольного возраста, которые находятся или находились в психогенных стрессовых ситуациях.

Встает вопрос - когда ребенку необходима профессиональная психологическая помощь? Часто родителями расцениваются изменения в поведении ребенка как временные, не требующие вмешательства специалистов, запуская хронические проблемы малыша. Ребенок достаточно длительно не способен управлять собственным поведением, становится агрессивным, неуправляемым, вспыльчивым, плаксивым, бесчувственным, боязливым.

У каждого ребенка есть определенный ресурс физических и психических возможностей. Родители должны знать, какие психоэмоциональные нагрузки для их ребенка непосильны, правильно чередовать режим отдыха, сна для восстановления сил. Оградить ребенка от стрессовых ситуаций практически невозможно, но необходимо научить его навыкам стрессоустойчивости, оказать ему нужную и своевременную поддержку, показать альтернативные выходы из ситуации. Ребенок должен быть обеспечен максимально комфортными условиями жизни, согласно его возрасту и индивидуальным особенностям правильно чередовать сон и отдых, иметь сбалансированное питание, возможность пополнить физические и интеллектуальные ресурсы.

Мы поддерживаем мнение многих авторов, что эффективная реабилитация детей с ПТСР может быть реализована в рамках комплексной целевой программы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, в которую включены основные этапы: диагностический (скрининг-оценки); экстренная медико-психологическая помощь; комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная реабилитация в двух формах - индивидуальной и групповой; мониторинг психологического и психического состояния ребенка, психообразование ребенка и родителей; противорецидивная терапия, обучение социальным навыкам [2].

Нами проанализированы рекомендации практических психологов о необходимости включение в психотерапевтический процесс членов семьи, родителей, родственников, с которыми необходимо провести групповой дебрифинг и психообразование. А.Л. Венгером и Морозовой Е.И. отмечена значимость мультимодального подхода, заключенного в комплексном использовании методов арт-терапии, игровых, релаксационных, поведенческих техник, направленных на отреагирования агрессивных реакций [2]. Отечественными клиническими психологами разработаны и применяются эффективные формы экспресс-коррекции острых симптомов психотравмы, которые включают стабилизацию психического состояния, корректируют нарушенные коммуникативные навыки, восстанавливают нервно-психическое состояние, обеспечивая стабильную социальную активностб; формируют навыки управления поведением и преодолением страхов, тревожных руминаций.

В арсенале психологов достаточно много эффективных техник, способствующих психологической поддержке ребенка: например, использование образов любимых героев книг и кино - как они отреагировали бы на трудную жизненную ситуацию. Ребенку необходимо понять, что трудности и проблемы в жизни преходящие, обязательно есть несколько альтернативных вариантов выхода из проблем, он не один, в любой момент люди готовы ему помочь. Стрессовое состояние может корректироваться условиями нормального физического развития ребенка, поэтому необходимо позаботиться о его физическом и телесном благополучии, что способствует устойчивости внутреннего комфорта.

Авторами статьи особое внимание обращено на психологическую коррекцию, направленную на создание благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребёнка. Эффективность коррекционной работы в значительной степени зависит от принципов, которые мы учитывали при планировании и проведении психологической работы: единства диагностики и коррекции, «нормативности» развития, коррекции «сверху вниз», системности развития, активного вовлечения родителей и других, значимых для ребенка взрослых.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности ребенка, нами была доказана ее эффективность в коррекционной работе, где использованы игры различных разновидностях (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-драматизации, режиссёрские). Игра способствует изменению психического состояния ребенка, так как есть возможность отреагировать на стрессогенные в ослабленном формате, что позволяет эффективнее адаптироваться в настоящей жизни.

В разработанном методе сказкотерапии используется несколько вариантов кукол, в том числе кукол в национальных нарядах ингушского народа. Эффективны куклы- марионетки, у которых нет лиц, что дает ребёнку возможность для фантазирования. Уникально используются в работе с детскими страхами пальчиковые куклы, куклы теневого театра. Материализация в кукле страха ребенка снижают его эмоциональную напряженность.

При оказании ребенку психологической помощи нами активно используются сказки. Ингушским народом создано много народных сказок, воспевающих красоту и мудрость народа, в образной форме дети проживают проблемы, перед ними выбор правильного адекватного поведения героев эпоса, находящихся в сложных жизненных ситуациях: проблема выбора, зло всегда наказуемо, побеждает добро, герои стоически переносят трудности, невзгоды. В работе со сказкой дети учатся рассказывать, анализировать, ставить сказки с помощью кукол, сочинять новые сказки. Участвуя в постановках сказок с помощью кукол, ребёнок понимает как его действия и поступки отражаются на поведении куклы. Сцены с куклами помогают проявлять через куклу эмоции, которые ребенок не может позволить проявить в обычной жизни. События, которые проигрывает ребенок в сказке, вызывают эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь. Через сказкотерапию ребенок упражняется в важных социальных и моральных нормах жизни, в межличностных отношениях, переживает, что такое хорошо и что такое плохо. Работа над сказкой дает ребенку конкретные способы совладания со своими фобиями, окрашивает эмоциональный фон радостными красками.

Обязательными элементами предложенной нами программы являются включенные в реабилитационный процесс детей свободные игры и свободная художественная деятельность в индивидуальной и групповой форме. С целью преодоления последствий агрессивного поведения был использован метод песочной терапии., который помогает также диагностировать без травмирующих ребенка расспросов причины его агрессивного поведения. Эмоционально отреагировать агрессию ребенку помогает создание изображений батальной сцены, особенно успешны игры с различными животными, с солдатиками, ковбоями, средневековыми рыцарями.

В программу включен эффективный способ работы с деструктивными эмоциями - работа с глиной, которая помогает отреагировать эмоции на фигурках, которые слеплены, а затем разрушены, разломлены ребенком. Этот метод помогает психологу, наблюдая за состоянием детей, увидеть динамику эмоционального отреагирования, что достаточно важно как результат проведенной с ребенком работы. Работая с глиной, ребенок расслабляется, снимает мышечное напряжение.

В результате апробации разработанной нами программы оказания психологической помощи детям, находящимся в психогенных стрессовых ситуациях, нам достаточно важно было констатировать, как ребенок отреагирует в зависимости от того, как переживают события его семья и ближайшее окружение, как влияет его состояние здоровья, индивидуальные особенности и некоторые другие факторы. В случае «застревания» ребенка в своих переживаниях, фиксировались случаи, когда кто-то из близких ему людей не справлялся со своими деструктивными эмоциональными состояниями, соответственно давались рекомендации членам семьи обратиться за оказанием профессиональной помощи. Ребенку очень важно в сложной ситуации иметь рядом взрослого, способного позаботиться о нём, протянуть ему руку помощи и стать эмоционально близким и надёжным человеком. Семья является для ребенка эмоциональной гаванью, в которой ему уютно и надежно.

Выводы. Нестабильность современной ситуации, непредсказуемые социальные проблемы и ряд других дестабилизирующих факторов негативно отражаются на ребенке, поэтому грамотная и эффективная помощь актуальна и проводимая психологами нашей республики работа это подтверждает. Подводя итог, нами отмечено, какими бы методами и приёмами, формирующими отреагирование ребенка на психогенные ситуации не пользовались психологи, важно, чтобы проблемы ребёнка не оставались без внимания.

Литература:

1. Венгер, А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии / Венгер А.Л., Морозова Е.И. - Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 150 с.

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва URL:https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 18.03.2022)

3. Точиева, М.М. Психическое развитие детей в условиях палаточных лагерей временного проживания: автореферат ... дисс. канд. психол наук: 19.00.01 / Точиева Марем Магомедовна. - Санкт-Петорбург, 2008 - 23 с.

4. Точиева, М.М., Цечоева Р.Х. Психологическая коррекция эмоционального реагирования старших дошкольников на психические травмы» // Мир науки, культуры, образования . - №2 (87). - 2021. - С. 267-274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.