DOI 10.26105/SSPU.2019.62.5.009 YAK 316.346.32-053.6 ББК 60.543.172
H.A. АНТИПИНА, СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ
А.Ю. КРЕТОВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИЙ ОБЩЕСТВА
N.L. ANTIPINA, SOCIAL WELL-BEING OF STUDENT YOUTH
A.Y. KRETOVA IN THE CONTEXT OF SOCIETY TRANSFORMATIONS
Цель статьи - выявление тенденций и факторов формирования социального самочувствия студенческой молодежи современного общества. Проанализирован феномен социального самочувствия, обозначена его специфика в отношении студенчества как социально-демографической группы. Рассмотрены характеристики социального самочувствия молодежи как отражение процесса ее адаптации к общественным преобразованиям. Определены возможные направления исследований социального самочувствия с учетом разработанности данной проблематики в отечественной науке. Новизной авторского исследования является конкретизация и углубление понимания сущности социального самочувствия молодежи в контексте его связи с процессами общественных трансформаций, выявлены характерные особенности социального самочувствия студенчества вузов г. Тюмени.
The purpose of the article is to identify trends and factors of formation of social wellbe-ing of students of modern society. The phenomenon of social wellbeing was analyzed. Its specificity in relation to students as a socio-demographic group has been identified. The characteristics of youth's social well-being as a reflection of the process of its adaptation to social changes were considered. Possible directions of research of social wellbeing taking into account the development of this problem in the domestic science have been identified. Concretization and deepening of the understanding of the essence of social well-being of young people in the context of its connection with the processes of social transformations is the novelty of the author's research. Characteristic features of social wellbeing of students of Tyumen universities were identified.
Ключевые слова: общество, молодежь, студенчество, социальное самочувствие, профессиональная самореализация, ценностные ориентации
Key words: society, youth, students, social wellbeing, professional self-realization, value orientations.
Введение. Актуальность темы статьи связывается с важностью исследования проблематики социального самочувствия молодежи. Социальное самочувствие молодого поколения занимает умы многих современных исследователей, в том числе отечественных. Такая важность определяется общественными потребностями в разрешении противоречий социализации молодежи в стремительно изменяющемся социуме, растущими сложностями процесса социальной адаптации молодых людей в условиях неопределенности реальности. В наибольшей мере исследуемый аспект актуализируется относительно студенческой молодежи как особой социально-психологической категории, для которой проблемы личностной и профессиональной адаптации, проявления социальной активности во всех ее формах, включая мобильность, интеграцию, межличностные взаимодействия, становятся все более острыми в стремлении сформировать качества социальной субъектности, претендуя на значимую позицию в социуме.
В процессе глубоких преобразований социального пространства растет необходимость измерения воздействия происходящих изменений на формирование адаптивных моделей студенчества как в контексте специфики процесса социализации, так и в исследовании позиции молодежной группы в современном социуме. Одним из значимых параметров социальной адапти-
рованности личности в процессе ее социализации является социальное самочувствие как обобщенный показатель реакции на общественные преобразования. При этом, важно понимать, что уровень социального самочувствия характеризует качественные характеристики жизни общества, оказывая детерминирующее воздействие на экономический рост государства.
Цель исследования - выявление основных тенденций и факторов, формирующих особенности социального самочувствия студенческой группы современного социума. Повышение уровня социального самочувствия поколения Z может являться одним из важных признаков прогрессивных преобразований в социуме. Социальное самочувствие становится весьма значимым показателем успешности процессов адаптации населения во всех сферах жизни, являясь интегральным индексом тех многогранных процессов, которые отражают трансформации в социуме.
Материалы и методы. Основными методами являются социологический опрос, проведенный авторами статьи, анализ вторичной информации в публикациях по исследуемой проблеме, сравнительный анализ данных, отраженных в трудах российских и западных ученых, статистический анализ.
Результаты и их обсуждение. Актуализация исследований социального самочувствия молодого поколения усиливается в условиях стремительных трансформаций мирового пространства, приобретая растущую практическую ценность. Молодёжь в силу определенной специфики (возрастной, социальной, психологической) в большей степени восприимчива к изменениям в обществе по сравнению с другими социально-демографическими группами. И от того, как она относится к окружающей реальности и насколько удовлетворена происходящими переменами в социуме, можно выявлять наиболее характерные признаки общественной напряженности и определять причины их возникновения. Вполне понятно, что мировосприятие, установки и ценности будущих руководителей и специалистов во многом будут определять как темпы модернизации, так и морально-нравственные характеристики российского социума.
Учитывая важность исследования социального самочувствия в целом, следует подчеркнуть, что результаты научных изысканий в рамках исследуемой проблематики свидетельствуют не только об имеющихся противоречиях в обществе или их отсутствии. Исследования нацелены на проведение более глубокого анализа социальной ситуации, акцентируя внимание на «болевых» аспектах, что позволяет выявлять причины возникновения препятствий, затрудняющих процесс успешной социализации молодежи в обществе. Полученные данные создают информационную основу для проведения корректировок в области молодежной политики и политики устойчивого развития различных территорий страны.
Проявление интереса к феномену социального самочувствия со стороны философов, психологов, социологов, антропологов берет свое начало с формирования научных концепций XIX - начала XX веков.
Социологические стороны вопроса исследования социального самочувствия молодежи отражены в научных трудах как отечественных авторов, в том числе К.А. Абульхановой-Славской, И.В. Бестужева-Лады, В.А. Бурко,
A.П. Бутенко, Г.Л. Гуревича, Т.Ф. Маслова, В.Г. Парыгина, В.А. Соснина,
B.И. Толстых, Л.И. Щербаковой и др., так и зарубежных, включая Б. Уильям-са, А. Маслоу, Д. Мида, Э. Толмана, Г. Хофстеда и др.
Особенности социального самочувствия общества проанализированы в социологических исследованиях Л.А. Беляевой, Л.С. Егоровой, Н.Г. Ковалевой, Н.И. Лапина, Г.Е. Маклаковой, Л.А. Орловой, С.Г. Панова и др.).
Проблема социального настроения, комфортности, образа жизни отдельных слоев населения изучался отечественными социологами Г.М. Андреевой, Л.П. Зубовой, Ю.А. Левадой, Н.С. Мансуровым, А.В. Петровским, О.А. Раковской, В.В. Сидоренко, Ж.Т. Тощенко и др.
Большинство упомянутых авторов характеризовали социальное самочувствие как восприятие и оценку личности социального благополучия, качественных параметров жизни, степень удовлетворенности в реализации жизненных планов[2].
По мнению В.П. Щербаковой социальное самочувствие является той социологической категорией, которая может служить показателем:
- удовлетворенности отдельными сторонами жизненной ситуации;
- успешностью социально-демографической группы в различных сферах жизни;
- оценки уровня комфортности среды;
- совокупным индексом тех многогранных процессов, которые отражают трансформации в социуме и их воздействие на социально-демографическую группу, которое определяет нормы, создавая основу для изменения ценностно-нормативной системы [5].
Как утверждает автор, социологическое понимание социального самочувствия как обобщенного индекса адаптации заключается в исследовании отношения личности к наиболее значимым социальным проявлениям и аспектам жизнедеятельности общества. Соглашаясь в целом с автором, следует отметить, что в отечественной науке традиция исследования социального самочувствия весьма непродолжительна. Вследствие этого наблюдается определенный вакуум трудов в данной области, отражающих системную направленность исследования.
С точки зрения М.Н. Игнатьева общий недостаток подходов российских авторов к исследованию социального самочувствия проявляется в отсутствии их связи с социологической методологией [3].
Представленный в настоящей статье анализ источников, отражающих результаты изучения социального самочувствия и сопричастных к ним аспектов, дает основание предположить, что наряду со многими весьма ценными разработками остается еще немало важных вопросов, которые ждут своего разрешения. Так, например, структурные характеристики социального самочувствия, его проблемное поле, категориальный аппарат в контексте исследуемых процессов общественной трансформации, детерминант их развития представляются еще недостаточно изученными. Кроме того, существует потребность в совершенствовании методологической основы социологического исследования социального самочувствия. Отмеченные моменты свидетельствуют о важности систематизации научных изысканий в практике предстоящих исследований в области развития проблематики вопроса.
Каково же семантическое значение термина «социальное самочувствие»? Стоит отметить, что контекстуальная насыщенность данного понятия связана с межпредметным характером и многообразием подходов к его интерпретации, диктуя необходимость конкретизации его содержания. Как показал контекстуальный анализ содержания понятия в литературе, репрезентация социального самочувствия в научных трудах связана с проблемами:
- социализации и социальной мобильности (А.Н. Тесленко, В.А. Бур-ко, В.Н. Ярская);
- социальной адаптации (Э. Дюркгейм, Е.Н. Приступа, В.А. Казанская);
- социального взаимодействия и интеграции индивида в микро-, мезо-и макрообщество (Т.Б. Сергеева, Т.Б. Соколова, Г.И. Шиняева);
- социальных связей и отношений (П. Сорокин, Р.А.Зобов, Е.В. Дмитриева,);
- социальной структуры и социального пространства (П. Бурдье, Э. Гидденс);
- социального поведения (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер);
- социального здоровья (Л.В. Колпина, Н.Х. Гафиатулина, А.Н. Сошнев);
- ценностных ориентаций и жизненных стратегий личности (Ю.Р. Вишневский, И.М. Ильинский, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, А.И. Субетто).
Анализируя этимологию категории, авторы предприняли попытку найти понятия в зарубежных научных источниках, которые были бы синонимичны термину «социальное самочувствие». В ряде работ применялись subjective well-being (субъективное благополучие), global well-being (общественное благополучие), life satisfaction (удовлетворенность жизнью), happiness (счастье) и другие. А так как наиболее близкими по смыслу в западной социологии являются термины «благополучие», то авторы приходят к выводу, что изучение социального самочувствия не ограничивается измерением уровня комфортности жизни, подразумевая гораздо более широкое поле исследований.
Итак, под «социальным самочувствием» в данной статье понимается внутреннее состояние социального субъекта, которое проявляется в разной степени удовлетворённости условиями жизнедеятельности. Это состояние воздействует на отношение к окружающему пространству, поведение в социуме, отражая качество жизни индивида. Последнее, как известно, оказывает детерминирующее влияние на экономическое развитие общества.
На социальное самочувствие влияет множество факторов. К объективным относятся уровень жизни, экономические, политические, социокультурные, экологические факторы развития общества. Среди субъективных можно выделить ощущения стабильности, благополучия, уверенности в будущем и др. [1]
Актуальное проявление социального самочувствия личности молодых людей происходит в процессе разрешения сложностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться им нередко в условиях возрастающих изменений в окружении на фоне растущей неопределенности в глобальном мире.
В свете рассмотренных вопросов одной из главных задач социологического исследования, проведенного авторами в период 2013-2015 гг., являлась определение особенностей социального самочувствия студентов 1-4 курсов вузов г. Тюмени, в том числе Тюменского индустриального университета и Тюменского государственного университета. Также стояла задача выявить существенные факторы, воздействующие на социальное самочувствие учащихся и проблемы, препятствующие его улучшению. Для проведения социологического исследования были применены методы анкетирования и статистического анализа. Выборка составляла 667, 496 и 412 студентов (в 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно), отбор респондентов случайный, бесповторный. Большинство опрошенных респондентов обучалось на 2-4 курсах, что подразумевает высокую корреляцию с доминирующим мнением участников анкетирования.
Как показали результаты опроса, большинство студентов учились с интересом. На соответствующий вопрос ответили «да» 36,1%, 35,7% и 37,5% респондентов; «скорее да, чем нет» - 48,4%, 49,1% и 49,8%. На вопрос, нравится ли им учиться в их вузе, ответили утвердительно 81,9%, 79,2% и 78,8%% соответственно по периодам измерения оценок. Более половины студентов чувствовали удовлетворенность качеством подготовки в вузе(62,5%, 61,3% и 56,8%). Однако, почти половина студентов отмечали недостаточность методического обеспечения учебного процесса (49,6%, 46,9% и 48,5%). Как видно, уровень выявленных показателей социального самочувствия удовлетворительный, хотя тенденция снижения удовлетворенности качеством обучения имеет место быть. Такая ситуация может свидетельствовать о растущих требованиях студенческой молодежи к процессу обучения в вузах, а также об имеющихся проблемах в сфере высшего образования. Вместе с тем, хороший уровень показателей в целом является следствием активности руководства в отношении улучшения целого ряда параметров подготовки будущих выпускников вузов. Отмечая, что активная деятельность руководящего состава вуза в направлении совершенствования системы обучения студентов важна, однако вряд ли возможно признать ее достаточной в условиях реформирования высшей школы в стране. На фоне снижения ценности отечественного образования в общественном сознании требуется приложить еще немало усилий, вложить достаточно много ресурсов, чтобы разрешить серьезные проблемы
и противоречия в системе высшего образования, связанные с ее модернизацией в условиях экономического кризиса в стране.
На вопрос «Чем выбранная специальность привлекла Вас прежде всего?» около половины респондентов отмечали престижность, а каждый третий рассчитывал на достойную оплату труда. Кроме того, около 10% опрошенных привлекала возможность завести «нужные для жизни связи».
Очевидно, что подтверждается результатами исследований, включая авторское, фактор успешного трудоустройства будущих выпускников вузов оказывает растущее влияние на их социальное самочувствие. При этом ответы респондентов свидетельствуют о том, что надежда найти работу по специальности уменьшалась по мере осознания ими серьезности и сложности поставленной задачи с учетом ухудшения конъюнктуры на отечественном рынке труда. Если в 2013 г. 65,2% студентов старших курсов после получения диплома надеялись устроиться работать по специальности, а в 2014 г. наблюдалось снижение оптимизма до 63,4%, то в 2015 г. среди питающих надежду оставалось всего лишь 54,8%.
С учетом развития негативных трендов в сегменте рынка занятости молодежи и роста молодежной безработицы в стране проблемы трудоустройства молодых кадров обостряются, что отражается на социальном самочувствии будущих специалистов. По данным нашего исследования проблемы безработицы тревожили около половины студентов (43,3%) в 2013-2014 гг., а в 2015 г. тревога и страх оказаться без работы были характерны уже для подавляющего числа опрошенных респондентов (54,9%). При этом, следует отметить, тенденции развития неблагоприятных изменений в сфере занятости усиливаются, что подтверждается экспертами [4]. На вопрос: «Как думаете, будете ли Вы конкурентоспособны на рынке труда после окончания вуза?» число положительных ответов уменьшалось (37,9%, 35,8% и 32,3% соответственно), свидетельствуя о растущей неуверенности в собственных силах будущих выпускников.
Интересно, что по оценкам некоторых экспертов большинство студентов российских вузов мечтали уехать жить в другую страну (75,4%) [4]. Стремление к эмиграции можно объяснить многими причинами, связанными в том числе с неудовлетворенностью качеством жизни российской молодежи. С учетом значимости фактора профессиональной самореализации для молодых людей можно предположить, что одним из главных мотивов уехать за рубеж являлась потребность реализовать себя профессионально. Вполне понятно, что представления молодежи о перспективах их профессионального развития в других странах могут быть во многом иллюзорны. Однако, на фоне усиления неуверенности и тревоги за свое будущее в России переживания молодых людей понятны.
На вопрос «Какое чувство, чаще всего, вызывает у Вас нынешняя ситуация в стране?» около половины студентов отмечали неуверенность (41,7%) и тревогу (16,5%) (рис. 1).
Рис. 1 Распределение ответов студентов на вопрос «Какое чувство, чаще всего, вызывает у Вас нынешняя ситуация в стране?»
Характерно, что если в 2013-2014 гг., отвечая на вопрос «Какие из проблем нашего общества тревожат больше всего?» более половины поставили на первое место «будущее своих детей» (57,7%), на второе - «кризис культуры и нравственности» (47,2%), на третье - «рост безработицы» (43,3%), то в 2015 г. картина изменилась: на первом месте оказался «рост безработицы» (55,7%), на втором - «будущее своих детей» (53,4%), на третьем - «кризис культуры и нравственности» (44,9%).
Кроме того, каждый третий отмечал тревогу в связи с опасностью террористических актов, ростом уголовных преступлений, риском потери здоровья (39,1%), а также бедностью (в среднем 27,5%). При этом лишь каждый одиннадцатый респондент ощущал себя вполне защищенным. Полученные результаты могут свидетельствовать о развитии негативных настроений среди студенческой молодежи, что, впрочем, неудивительно.
На фоне экономического кризиса в стране, который имеет затяжной характер, в условиях углубления проблем во всех сферах общества возникающие перед молодыми людьми трудности часто становятся источником страхов и тревог по поводу своего будущего. Среди наиболее актуальных проблем респонденты называли материальные трудности (более трети), сложности с трудоустройством (более четверти), обеспеченность жильем (каждый девятый). Однако, в целом студенческая молодежь была настроена оптимистично, надеясь на улучшение материального благосостояния их семей, несмотря на существующие сложности.
Общий контекст социального самочувствия тюменских студентов определяется ответами на вопрос « Удовлетворены ли Вы в целом своей жизнью?» Полностью удовлетворенных оказалось лишь 23,6%, частично - более половины ответивших (56,2%).
Большой интерес представляет аксиологическая составляющая социального самочувствия студенческой молодежи. Значимость ценностей частной жизни продолжает возрастать, что отмечается многими современными учеными [1, 3, 4]. В ранговой шкале жизненных приоритетов, составленной на основе полученных оценок, лидирующие позиции оставались за «стремлением иметь хорошую семью и детей» (28,9%) и «материальным достатком» (19,1%), а также профессиональной самореализацией (13,7%). Среди жизненно важных ценностей отмечались любовь, здоровье, дружба.
Выводы. Проведенные исследования социального самочувствия студентов вузов г. Тюмени в период 2013-2015 гг. позволили выявить основные тенденции и факторы формирования социального самочувствия студенческой молодежи, а также характерные его особенности в процессе адаптации студенчества к общественным преобразованиям. Большинство участвующих в исследованиях студентов ощущали себя удовлетворенными жизнью в целом, учились с интересом, стремясь к профессиональному развитию в будущем. Вместе с тем, на фоне позитивных настроений отмечались негативные проявления, связанные с неуверенностью молодых людей в завтрашнем дне из-за неблагоприятных тенденций в меняющемся социуме, особенно в сфере занятости. Очевидно, страх оказаться безработным характерен для будущих выпускников по многим причинам, в том числе из-за недостатка практики в профессиональной сфере, а также во многом из-за дефицита психологической поддержки со стороны наставников.
Новизной авторского исследования является углубление понимания сущности социального самочувствия молодежи во взаимосвязи с процессами общественных трансформаций, выявлены особенности социального самочувствия студенческой молодежи на примере вузов г. Тюмени.
Главный итог исследований, проведенных авторами, заключается в акцентировании внимания к растущему комплексу серьезных проблем российского общества, которые требуют своего скорейшего разрешения.
Очевидно, перспективы развития общества на фоне перехода к новому информационно-технологическому укладу цивилизации зависят во многом от
качества жизни молодого поколения, успешной его социализации и адаптации к стремительно происходящим переменам в современном социуме, отражаясь на социальном самочувствии молодежи.
Необходимость активизации усилий со стороны государства, федеральных, региональных и местных органов власти, руководства вузов и предприятий-партнеров, служб социально-психологической и профессиональной поддержки будущих выпускников в процессе их адаптации к быстро меняющимся условиям в современном обществе на фоне трансформаций глобального мира становится все более неотложной.
Литература
1. Антипина Н.Л., Гюрджинян А.С. Социальное самочувствие студенческой молодежи в условиях изменяющегося общества // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2016. № 2 (49). С. 74-78.
2. Баталова Н.Л. Социальное самочувствие молодёжи в условиях изменяющегося общества (региональный аспект): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2009. 26 с.
3. Игнатьев М.Н. Социальное самочувствие населения моногородов: социологический анализ (на примере Кемеровской области): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саранск, 2013. 21 с.
4. Карамельский Р.В. Социальное самочувствие российского студенчества (региональный аспект): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2012. 22 с.
5. Щербакова В.П. Социальное самочувствие молодежи - интегральный показатель ее адаптации к общественным переменам в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 221-232.
References
1. Antipina N.L., Gurdzhinyan A.S. The social well-being of students in a changing society. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologija. Jekonomika. Politika. [News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Policy.], 2016, No. 2 (49), pp. 74-78 (in Russian).
2. Batalova N.L. Social'noe samochuvstvie molodjozhi v uslovijah izmenjajush-hegosja obshhestva (regional'nyj aspekt): avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. [Social well-being of young people in a changing society (regional aspect)]. Abstract of dissertation Ph.D. the sociol. sciences. Tyumen, 2009. 26 p. (in Russian).
3. Ignatiev M.N. Social'noe samochuvstvie naselenija monogorodov: socio-logicheskij analiz (na primere Kemerovskoj oblasti): avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. [Social well-being of single-industry towns: a sociological analysis (on the example of the Kemerovo region)]. Abstract of dissertation Ph.D. the sociol. sciences. Saransk, 2013. 21 p. (in Russian).
4. Karamelsky R.V. Social'noe samochuvstvie rossijskogo studenchestva (regional'nyj aspekt): avtoref. dis. . kand. sociol. nauk. [Social well-being of Russian students (regional aspect)]. Abstract of dissertation Ph.D. the sociol. sciences. Kazan, 2012. 22 p. (in Russian).
5. Shcherbakova V.P. Social well-being of youth - an integral indicator of its adaptation to social changes in Russia. Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo univer-siteta. Gumanitarnye nauki. [Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences], 2011, № 3, pp. 221-232 (in Russian).