Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ САМОЗАНЯТЫХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА'

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ САМОЗАНЯТЫХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самозанятые / рынок труда / цифровизация и трансформация / социальное самочувствие / материальное благосостояние / жизненные стратегии / эмоциональное и психологическое состояние / самооценка / самоидентификация / self-employed / labor market / digitalization and transformation / social well-being / material well-being / life strategies / emotional and psychological state / selfesteem / self-identifi cation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свердликова Елена Альбертовна, Селезнёва Алёна Сергеевна

В статье анализируется опыт исследования феномена социального самочувствия на примере самозанятого населения. Социальное самочувствие является многомерным феноменом. Данный феномен включает в себя несколько значимых характеристик. Социальное самочувствие является одним из основных показателей оценки состояния общества, различных социальных групп и отдельных людей. В частности, ценностно-эмоциональное отношение индивида к своему социальному положению, возможности удовлетворения своих потребностей, интересов, а также совокупность оценок, которые люди дают себе, своим повседневным взаимодействиям друг с другом, с социальными институтами, сообществами и обществом в целом. В условиях цифровизации и трансформации рынка труда процесс легализации самозанятых в виде налога на профессиональный доход создает большие возможности развития данного института. Представляется актуальным и мониторинг исследования социального самочувствия самозанятых в ходе этого эксперимента, что, безусловно, повлияет на его эффективность и результативность. Дизайн данного исследования представляет собой анализ социального самочувствия самозанятых в Российской Федерации. Целью данного исследования было выявление взаимосвязи между различными характеристиками социального самочувствия самозанятых в России: субъективными оценками своего социального положения, уровнем удовлетворения своих потребностей и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Основным методом эмпирического исследования послужил анкетный опрос в онлайн формате (N=504). В нем участвовали самозанятые граждане РФ, уплачивающие НПД. В ходе исследования выявлены следующие основные взаимосвязи между субъективными оценками социального самочувствия самозанятых и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Уровень материального благосостояния у большинства — средний, при этом доступ к формам досуга и свободного времени варьируется от просмотра ТВ, чтения книг и журналов до занятий спортом, рукоделия, посещения кино, театра. Жизненные стратегии у самозанятых связаны с дальнейшим наращиванием потенциала самозанятости, увеличением дохода, свободного графика, планированием своей дальнейшей деятельности. Эмоциональное состояние самозанятых — положительное. Доступ к основным ресурсам развития — высокий. Самоидентификацию связывают со свободным доступом к различным источникам развития: образовательным платформам, наличию средств для приобщения к ценностям науки и искусства, а также с причастностью к традиционным ценностям российской культуры: любовью к стране (большинство не собирается уезжать из страны), государству, семье, обществу (друзьям, коллегам). Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что исследование социального самочувствия является важным критерием и показателем адаптации самозанятого населения к новым условиям, сложившимся за последние годы на российском рынке труда и связанным, прежде всего, с процессами цифровизации российской экономики. Исследование феномена социального самочувствия самозанятых в условиях цифровизации и изменений на рынке труда позволяет также выявить отдельные проблемы и тенденции развития процесса институционализации самозанятости в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WELL-BEING OF THE SELF-EMPLOYED IN THE CONDITIONS OF LABOR MARKET TRANSFORMATION

Th e article analyzes the experience of research into the phenomenon of social wellbeing on the example of the self-employed population. Social well-being is a multidimensional phenomenon. Th is phenomenon includes several signifi cant characteristics. Social well-being is one of the main indicators of assessing the state of society, various social groups and individuals. In particular, the value-emotional attitude of an individual to his or her social status, the possibility of satisfying his or her needs, interests, as well as a set of assessments that people give to themselves, their daily interactions with each other, with social institutions, communities and society as a whole. In the conditions of digitalization and transformation of the labor market, the process of legalization of the self-employed in the form of a tax on professional income creates great opportunities for the development of this institution. It also seems relevant to monitor the research of social well-being of the self-employed during this experiment, which will certainly aff ect its eff ectiveness and effi ciency. Th e design of this study is an analysis of the social well-being of the self-employed in the Russian Federation. Th e purpose of this study was to identify the relationship between various characteristics of social well-being of the self-employed in Russia: subjective assessments of their social status, the level of satisfaction of their needs and assessments of life satisfaction, access to various benefi ts. Th e main method of empirical research was an online questionnaire survey (N=504). Self-employed citizens of the Russian Federation who pay NPD participated in the survey. Th e study revealed the following main correlations between subjective assessments of social well-being of the self-employed and assessments of satis faction with life and access to various benefi ts. Th e level of material well-being of the majority is average, while access to forms of leisure and free time varies from watching TV, reading books and magazines to sports, handicraft s, attending movies and theater. Life strategies of the self-employed are related to further building up the potential of self-employment, increasing income, free schedule, planning their future activities. Th e emotional state of the self-employed is positive. Access to basic development resources is high. Self-identifi cation is associated with free access to various sources of development: educational platforms, availability of means for familiarization with the values of science and art, as well as with involvement in the traditional values of Russian culture: love for the country (most people are not going to leave the country), state, family, society (friends, colleagues). Th e results of the study allow us to conclude that the study of social well-being is an important criterion and indicator of the selfemployed population’s adaptation to the new conditions that have developed in recent years in the Russian labor market and are associated, above all, with the processes of digitalization of the Russian economy. Th e study of the phenomenon of social well-being of the self-employed in the conditions of digitalization and changes in the labor market also allows us to identify certain problems and trends in the development of the process of institutionalization of self-employment in Russian society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ САМОЗАНЯТЫХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2024. Т. 30. № 1

DOI: 10.24290/1029-3736-2024-30-1-205-218

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ САМОЗАНЯТЫХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА

Е.А. Свердликова, канд. философ. наук, доц. кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234*

А.С. Селезнёва, магистрант 1 г/о кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234**

В статье анализируется опыт исследования феномена социального самочувствия на примере самозанятого населения. Социальное самочувствие является многомерным феноменом. Данный феномен включает в себя несколько значимых характеристик. Социальное самочувствие является одним из основных показателей оценки состояния общества, различных социальных групп и отдельных людей. В частности, ценностно-эмоциональное отношение индивида к своему социальному положению, возможности удовлетворения своих потребностей, интересов, а также совокупность оценок, которые люди дают себе, своим повседневным взаимодействиям друг с другом, с социальными институтами, сообществами и обществом в целом. В условиях цифровизации и трансформации рынка труда процесс легализации самозанятых в виде налога на профессиональный доход создает большие возможности развития данного института. Представляется актуальным и мониторинг исследования социального самочувствия самозанятых в ходе этого эксперимента, что, безусловно, повлияет на его эффективность и результативность. Дизайн данного исследования представляет собой анализ социального самочувствия самозанятых в Российской Федерации. Целью данного исследования было выявление взаимосвязи между различными характеристиками социального самочувствия самозанятых в России: субъективными оценками своего социального положения, уровнем удовлетворения своих потребностей и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Основным методом эмпирического исследования послужил анкетный опрос в онлайн формате (N=504). В нем участвовали самозанятые граждане РФ, уплачивающие НПД. В ходе исследования выявлены следующие основные взаимосвязи между субъективными оценками социального самочувствия самозанятых и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам. Уровень материального благосостояния у боль-

* Свердликова Елена Альбертовна, e-mail: elena.sverdlikova@gmail.com

** Селезнёва Алёна Сергеевна, e-mail: slznal@yandex.ru

шинства — средний, при этом доступ к формам досуга и свободного времени варьируется от просмотра ТВ, чтения книг и журналов до занятий спортом, рукоделия, посещения кино, театра. Жизненные стратегии у самозанятых связаны с дальнейшим наращиванием потенциала самозанятости, увеличением дохода, свободного графика, планированием своей дальнейшей деятельности. Эмоциональное состояние самозанятых — положительное. Доступ к основным ресурсам развития — высокий. Самоидентификацию связывают со свободным доступом к различным источникам развития: образовательным платформам, наличию средств для приобщения к ценностям науки и искусства, а также с причастностью к традиционным ценностям российской культуры: любовью к стране (большинство не собирается уезжать из страны), государству, семье, обществу (друзьям, коллегам). Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что исследование социального самочувствия является важным критерием и показателем адаптации самозанятого населения к новым условиям, сложившимся за последние годы на российском рынке труда и связанным, прежде всего, с процессами цифровизациироссийской экономики. Исследование феномена социального самочувствия самозанятых в условиях цифровизации и изменений на рынке труда позволяет также выявить отдельные проблемы и тенденции развития процесса институционализации самозанятости в российском обществе.

Ключевые слова: самозанятые, рынок труда, цифровизация и трансформация, социальное самочувствие, материальное благосостояние, жизненные стратегии, эмоциональное и психологическое состояние, самооценка, самоидентификация.

SOCIAL WELL-BEING OF THE SELF-EMPLOYED IN THE CONDITIONS OF LABOR MARKET TRANSFORMATION

Sverdlikova Elena A., PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Economic Sociology and Management, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: elena.sverdlikova@gmail.com

Selezneva Alena S., First Year Undergraduate, Department of Economic Sociology and Management, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: slznal@yandex.ru

The article analyzes the experience of research into the phenomenon of social well-being on the example of the self-employed population. Social well-being is a multidimensional phenomenon. This phenomenon includes several significant characteristics. Social well-being is one of the main indicators of assessing the state of society, various social groups and individuals. In particular, the value-emotional attitude of an individual to his or her social status, the possibility of satisfying his or her needs, interests, as well as a set of assessments that people give to themselves, their daily interactions with each other, with social institutions, communities and society as a whole. In the conditions of digitalization and transformation of the labor market, the process of legalization of the self-employed in the form of a tax on professional income creates great opportunities for

the development of this institution. It also seems relevant to monitor the research of social well-being of the self-employed during this experiment, which will certainly affect its effectiveness and efficiency. The design of this study is an analysis of the social well-being of the self-employed in the Russian Federation. The purpose of this study was to identify the relationship between various characteristics of social well-being of the self-employed in Russia: subjective assessments of their social status, the level of satisfaction of their needs and assessments of life satisfaction, access to various benefits. The main method of empirical research was an online questionnaire survey (N=504). Self-employed citizens of the Russian Federation who pay NPD participated in the survey. The study revealed the following main correlations between subjective assessments of social well-being of the self-employed and assessments of satisfaction with life and access to various benefits. The level of material well-being of the majority is average, while access to forms of leisure and free time varies from watching TV, reading books and magazines to sports, handicrafts, attending movies and theater. Life strategies of the self-employed are related to further building up the potential of self-employment, increasing income, free schedule, planning their future activities. The emotional state of the self-employed is positive. Access to basic development resources is high. Self-identification is associated with free access to various sources of development: educational platforms, availability of means for familiarization with the values of science and art, as well as with involvement in the traditional values of Russian culture: love for the country (most people are not going to leave the country), state, family, society (friends, colleagues). The results of the study allow us to conclude that the study of social well-being is an important criterion and indicator of the self-employed population's adaptation to the new conditions that have developed in recent years in the Russian labor market and are associated, above all, with the processes of digitalization of the Russian economy. The study of the phenomenon of social well-being of the self-employed in the conditions of digitalization and changes in the labor market also allows us to identify certain problems and trends in the development of the process of institutionalization of self-employment in Russian society.

Key words: self-employed, labor market, digitalization and transformation, social well-being, material well-being, life strategies, emotional and psychological state, self-esteem, self-identification.

Развитие экономики в постиндустриальном обществе с характерным для нее высоким уровнем информационно-коммуникационных технологий, высоким уровнем социальной мобильности, снижением влияния классовой принадлежности приводит к возрождению роли самозанятого населения. Мы наблюдаем как рост численности самозанятых, так и их новые качественные характеристики. Остановимся сначала на определении понятия самозанятости. В широком смысле самозанятость — это форма занятости, при которой гражданин, не имея работодателя и наемных сотрудников, самостоятельно организует и реализует свою трудовую деятельность по созданию собственной продукции или оказанию услуг на льготных условиях. В узком смысле в соответствии с федеральным законом о профессиональном доходе самозанятый рассматривается

как гражданин, который уплачивает налог на профессиональный доход (НПД), — специальный налоговый режим, созданный для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые хотят работать без работодателей и наемных сотрудников1. Приобретение статуса самозанятого открывает множество возможностей для мелких субъектов хозяйствования, которые трудятся в одиночку без наемных работников. Это налогообложение по льготным ставкам (4 и 6% в зависимости от лица, которому предоставляются услуги) и неналоговые льготы, которые аналогичны льготам субъектов малого и среднего бизнеса. Именно поэтому их численность увеличивается большими темпами. Численность самозанятых в России на конец сентября 2023 г. составляет уже 8 521 221 человек2. На сентябрь 2022 их численность составляла 5 821 019 человек и 3 168 286 человек в сентябре 2021 г., по данным ФНС.

Самозанятые уже трудятся в самых разных областях, состоят в различных сетях пересекающихся взаимосвязей, сотрудничают и конкурируют между собой и элементами создаваемой цифровой экосистемы. Для постоянного мониторинга и оценки их состояния актуальной необходимостью является, на наш взгляд, анализ социального самочувствия самозанятых в новых условиях трансформации рынка труда.

Термин "социальное самочувствие" уже вошел в научную терминологию, однако пока четкого определения понятия нет3. В отечественной социологии существуют различные подходы к определению понятия социального самочувствия. Мы в данном исследовании придерживаемся подхода, согласно которому социальное самочувствие можно интерпретировать как субъективное восприятие реальности и себя в ней, относительно тех или иных ситуаций, проблем, событий, происходящих в социальной жизни. Социальное самочувствие самозанятых во многом определяется субъективным восприятием смысла и качества своей жизни, а также ожидаемого будущего.

Социальное самочувствие является многомерным феноменом. Данный феномен включает в себя несколько значимых характери-

1 Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_311977/

2 Федеральная налоговая служба (ФНС). URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.

html

3 Суняйкина О.Н. Понятие "социальное самочувствие" в социологии // Вестник Мордовского ун-та. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnoe-samochuvstvie-v-sotsiologii

стик. В частности, ценностно-эмоциональное отношение индивида к своему социальному положению и уровню удовлетворения своих потребностей, интересов, а также совокупность оценок, которые люди дают себе, своим повседневным взаимодействиям друг с другом, с социальными институтами, сообществами и обществом в целом.

Для анализа и оценки социального самочувствия мы руководствовались следующими показателями: 1) уровень материального благосостояния, гарантированность социальной защиты, качество свободного времени; 2) эмоционально-психологическое состояние; 3) самоидентификация и восприятие своего "Я"; 4) жизненная и трудовая стратегия; 5) самооценка потенциала (профессиональный и социальный опыт). Социальное самочувствие во многом связано с доступом к различным благам: к образованию, медицине, досуго-вым и рекреационным ресурсам, к рынку труда и т. д.

Доступность может быть рассмотрена через категорию депри-вации, предполагающую различную степень досягаемости отдельных социальных благ и определяющую социальное положение индивида в обществе4. В данной связи если самозанятый чувствует, что ему не доступны те или иные блага, он может испытывать де-привацию, то есть находиться в невыгодном положении по сравнению с другими социальными группами и индивидами.

Цель исследования связана с выявлением взаимосвязи между различными характеристиками социального самочувствия: субъективными оценками своего социального положения, уровня удовлетворения своих потребностей и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам среди самозанятых России.

Основным методом эмпирического исследования послужил анкетный опрос в онлайн формате (N=504). В нем участвовали самозанятые граждане РФ, уплачивающие НПД. Из них 79,96% являются самозанятыми (плательщики НПД), 13,29% — ИП на НПД.

Дизайн нашего исследования представляет собой анализ социального самочувствия самозанятых в Российской Федерации.

Среди самозанятых женщин больше, чем мужчин (66,27 и 33,53% соответственно). Средний возраст самозанятых — 33 года.

Наибольшее количество самозанятых с высшим образованием (60,91%). Следующую позицию занимают самозанятые со средним

4 Сушко П.Е. Социальное благополучие населения России в контексте доступности социальных благ // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. 2020. № 1. С. 39-53. DOI: 10.19181/INAB.2020.1.3. EDN VDUVXM. URL: https://www.isras.ru/files/File/INAB/2020_1/INAB_2020_01_Sushko. pdf

специальным образованием (24,21%). У большинства опрошенных самозанятых есть дети (67,66%). Они, в основном, являются замужними/женатыми (63,43%).

Уровень материального благосостояния, гарантирован-ность социальной защиты, качество свободного времени. Уровень дохода сами самозанятые оценивают, как "средний" (65%). Средний уровень дохода, т.е. денег хватает на питание и одежду, но не хватает на покупку товаров длительного использования (стиральная машина, холодильник и т.д.). Особых материальных затруднений не высказывают, но и не все покупки по карману (44 и 39% соответственно).

Формы досуга у самозанятых весьма разнородны. Так, наиболее предпочтительными формами проведения досуга самозанятые называют просмотр различных телевизионных передач, каналов (44,86%), чтение книг, газет и журналов (41%). Наименее предпочтительными — занятия физкультурой и спортом (36,57%), посещение кино (35,71%), рукоделие (вышивка, вязание, плетение и т.д.) (22%), выездные экскурсии (20%) и участие в играх, викторинах (18%).

Отношение к политическим новостям. Большинство самозанятых активно читают политические новости (59%). Среди источников информации отмечаются различные интернет-каналы (72%).

Отношение к работе. Самозанятые много работают. Часто они говорят об усталости и выгорании. Среди факторов, влияющих на эти процессы, выделяют: наличие стрессовых ситуаций в своей трудовой деятельности (56%), состояние неопределенности и чувство страха перед этой неопределенностью в будущем (34%), ненормированный рабочий график (28%), отсутствие фиксированного дохода (27%) и отсутствие социальной поддержки (25%). Наименее значимыми факторами, влияющими на общее состояние усталости, по мнению самих самозанятых, называются диалоги с государством (отсутствие законодательной поддержки) (15%) и низкий уровень информированности о сфере самозанятости (13%).

Стоит отметить, что принятие государством закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» (№ 422-ФЗ от 27.11.2018), исходя из названия, является экспериментом, который продлится до 31 декабря 2028 г. включительно. Такая неопределенность не может не сказаться на общем психологическом и эмоциональном фоне самозанятых. Конечно, исходя из пояснений к закону, во время проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или)

уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 1 Закона № 422-ФЗ). Однако это не успокаивает. Многие самозанятые пребывают в перманентном состоянии страха от неопределенности перед будущим.

Жизненная и трудовая стратегия. "Классический" для представителей свободной занятости вопрос о том, почему самозанятые решили стать самозанятым не дал "классического" ответа по типу свободы во всех отношениях. Большинство самозанятых профессионалов выбрали в качестве причины регистрации самозанятости — "дополнительный доход" (51%). Следующими причинами, по мнению самих самозанятых, являются самостоятельное планирование своей деятельности (50%), отсутствие фиксированного графика (42%), возможность заниматься любимым делом (36%), попробовать начать свое дело (32%) и возможность совмещать с основной работой (28%).

Большинство самозанятых планируют и дальше работать в качестве самозанятого, распределение ответов на вопрос следующее: "да, планирую" (55,75%) и "скорее, да" (36,31%). Если бы самозанятому предложили работу в организации с зарплатой, равной их доходу от деятельности в сфере самозанятости, то большинство из них не приняли бы это предложение: "скорее, нет" (48,71%) и "нет" (22,27%).

Ожидания самозанятых по поводу своей профессиональной трудовой деятельности можно объединить в две группы. В первую группу входят вопросы, связанные непосредственно с трудовой деятельностью. Большинство самозанятых мечтают об увеличении дохода (81,15%), о профессиональном и карьерном росте (43,65%) и социальной поддержке со стороны государства (23%). Во вторую группу входят вопросы о социальных ожиданиях. Большинство самозанятых мечтают об уменьшении стресса и неопределенности в своей профессиональной деятельности (38,1%), об уважении и взаимопонимании со стороны общества (21%), а также о признании (20%).

Большинство самозанятых не рассматривают вопрос о переезде в другую страну, распределение вариантов ответов на этот вопрос: "нет" (54%) и "скорее, нет" (26%). При этом главные герои нашего исследования скорее согласны с тем, что в современном мире самозанятым быть престижно: "скорее, да" (54,47%). Они считают, что, в целом, для самозанятых граждан созданы благоприятные условия для осуществления своей профессиональной деятельности в России (56%).

Наиболее привлекательными элементами самозанятости как профессиональной деятельности респонденты выбрали свободный график (77%), факт отсутствия начальника, самозанятый профессионал сам себе начальник (58%), а также то, что результат работы напрямую зависит только от меня (41%) и возможность свободно передвигаться по городу, стране, миру (39%).

Такие элементы самозанятости, как возможность совмещать с другой трудовой деятельностью (35%), возможность самореализации (34%) оказались вторичными, не особенно важными для самих самозанятых.

Эмоциональное и психологическое состояние оценивается самозанятыми, как относительно положительное, то есть выше среднего (63%).

Современный стиль жизни можно охарактеризовать постоянной спешкой, увеличением нервозности и эмоционального напряжения. Стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека. Предупредить стресс или снизить уровень его влияния можно в случае, если существующие институты и организации предоставляют членам общества благоприятные условия для развития, свободу в выборе жизненных установок и позиций. Как борются главные герои нашего исследования со стрессом? Для большинства самозанятых простой отдых или сон (80%), прогулки на природе (62%), а также встречи с друзьями, общение (49%) являются основными методами борьбы с усталостью или выгоранием.

По мнению самих самозанятых, такие привычки, как регулярный сон (недостаток сна может привести к чувству усталости и раздражения, поэтому важно спать достаточное количество часов каждую ночь) (73%), отдых и релаксация (регулярный отдых и занятия любимыми хобби могут помочь уменьшить стресс и напряжение) (47%) и регулярная физическая активность (физические упражнения могут помочь уменьшить стресс и улучшить настроение) (45%) помогают им сохранять эмоциональное и психическое здоровье.

Наименее эффективными привычками, по мнению самозанятых, является поддержание социальных связей с друзьями и близкими, что улучшает настроение и уменьшает чувство одиночества — (39%) и саморазвитие: чтение книг, участие в курсах или занятиях. Они, по мнению респондентов, помогают развивать навыки и интересы, также способствуют повышению самооценки и уверенности (37%).

Самооценка потенциала (профессиональный и социальный опыт). Самозанятые поделились с нами, какими ресурсами поль-

зуются для управления своей профессиональной деятельностью. Пальма первенства принадлежит первой группе ресурсов — государственным платформам: кабинет налогоплательщика НПД "Мой налог", портал государственных услуг РФ, сайт ФНС, платформы "Самозанятые.рф" и "Самозанятость.ру". В остальных случаях используется пакет ресурсов в зависимости от рода и содержания их профессиональной деятельности. Профессиональный и социальный опыт тоже разный и связан с уровнем компетенций и знаний в своей сфере. Свой профессиональный опыт самозанятые оценивают по-разному: одни начинают с нуля, проходят дополнительные курсы, самообучаются. Другие же (особенно те, кто стал самозанятым в связи с сокращением) являются относительно опытными в своей сфере. В связи с этим и уровень депривации различен.

Доля тех самозанятых, кто считает, что у них достаточно доступа к информации и ресурсам в интернете для осуществления своей деятельности, высока — 95%. При этом на открытый вопрос о том, что бы сделали самозанятые для повышения уровня доступа к ресурсам, большинство самозанятых отметили, что упростили бы и сделали более доступными различные сайты и приложения для самозанятых, наполнили более качественным контентом и добавили больше бесплатного контента и меньше рекламы. Некоторые ко всему прочему добавили, что было бы неплохо создать единую всеобъемлющую платформу для самозанятых, включающую все блоки вопросов, связанные с самозанятостью.

На открытый вопрос о том, какие дополнительные ресурсы в интернете были бы полезны для развития профессиональной деятельности, большинство самозанятых ответили достаточно многословно. Ответы мы сгруппировали в три большие группы. Первая группа ресурсов — "дополнительное образование". Самозанятые довольно активно ищут различные дополнительные обучающие (бесплатные!) курсы, специализированные статьи, инструкции, видео- и аудио-контент по теме самозанятости. Вторая группа ресурсов — так называемые дополнительные биржи труда, на которых можно размещать и предлагать (бесплатно!) свои работы, товары и услуги, а также удобный поиск работы. Третья группа — "социальные ресурсы". Самозанятые отметили, что им недостаточно существующих социальных групп единомышленников, социальных сетей, форумов и вебинаров.

Самоидентификация и восприятие своего "Я". Главные герои нашего исследования также поделились своими последними открытиями в художественной сфере. Вот некоторые из них: "Вы-

ставка картин Сафронова", "Как ЭБ-художник восхищена Максимом Костенко, который рисует для Голливуда", "посещала выставку картин Леонардо да Винчи", "выставка современных художников Краснодара", "выставки камней", "выставка импрессионистов", "выставка, посвященная Рудольфу Нуриеву", "открываю для себя советский кинематограф", «музей "Эрарта"ранее не посещала, очень понравились работы многих современных авторов», "портрет герцога Бэкингема кисти Питера Пауля Рубенса, считавшийся утраченным на протяжении 400лет, нашли в Шотландии", «Посмотрела фильм "На солнце, вдоль рядов кукурузы"», "нейрографика", "много новых техник написания картин, например, графика (точками, линиями)", "месяц назад впервые посетила Третьяковскую галерею", "Коробки из бумажных прутиков", "Начала глубже изучать смыслы картин Клода Моне", "плетение корзин, люлек для детей", "первый заказ картины за границу", "открыла для себя писателя Кутзее ДМ", "китайские исторические фильмы", "Просмотрела курс по стилям живописи, изучила творчество новых художников и скульпторов", "Делаюработу на заказ. Смоделировала стол", "театр кабуки Японии", "арт терапия, рисование природы, животных по номерам", "Габриэль Гарсия Маркес, Лопухин", "Посещение галереи Люмьера", "открыл по-новому произведения Толстого", "«Маргарита Харченко, преподаватель пед. колледжа Оренбурга. Недавно была ее выставка", "резьба по дереву очень успокаивает" и т.п.

Анализ ценностных ориентаций самозанятых также способствует конструированию их социального портрета. Мы бы хотели поделиться различными изречениями, которыми самозанятые описывают свою "философию жизни". Наиболее часто встречаются те, что олицетворяют любовь к жизни, семье, близким: "Семья и друзья превыше всего!", "Хорошо там, где близкие люди", "Любовь к ближнему, здравомыслие, порядочность", "Саморазвитие, самореализация как женщины, как мамы, как бизнесмена!", "Главное — это семья и любовь к Родине", "Удачное совмещение работы и семьи", "Яучусь и развиваю в себе лучшие качества, чтобы оставить после себя что-то значимое" и т.п. Также встречались и изречения, связанные с сильной волей: «Мою философию описывает стихотворение Заболоцкого "Не позволяй душе лениться"», "Человек конструирует мир вокруг себя", "Если не я, то кто?", "Если хочется жить, не смотря на цены, нужно работать, не смотря на часы", "Попытка найти себя и хобби, которое будет нравится, с помощью которого можно зарабатывать и не уставать от него", "Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем", "Самое главное в жизни — это самообразование" и т.п.

Таким образом, в ходе исследования выявлены следующие основные взаимосвязи между субъективными оценками социального самочувствия самозанятых и оценками удовлетворенности жизнью, доступом к различным благам:

1. Уровень материального благосостояния у большинства — средний, при этом доступ к формам досуга и свободного времени варьируется от просмотра ТВ, чтения книг и журналов до занятия спортом, рукоделия, посещения кино, театра.

2. Жизненные стратегии у самозанятых связаны с дальнейшим наращиванием потенциала самозанятости, увеличением дохода, свободного графика, планированием своей дальнейшей деятельности.

3. Эмоциональное состояние самозанятых — положительное. Доступ к основным ресурсам развития — высокий (95%).

4. Самоидентификацию связывают со свободным доступом к различным источникам развития: образовательным платформам, наличию средств для приобщения к ценностям науки и искусства, а также с причастностью к традиционным ценностям российской культуры — любовью к стране (большинство не собирается уезжать из страны), государству, семье, обществу (друзьям, коллегам).

Таким образом, исследование феномена социального самочувствия самозанятых в условиях цифровизации и изменений на рынке труда позволяет выявить отдельные проблемы и тенденции развития процесса институционализации самозанятости в российском обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Великая Н.М. Прекаризация труда молодежи как фактор формирования группы "самозанятые" // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28. № 2. С. 6-21.

Годин С. Библия бутстреппера. М., 2004.

Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В., Горина Т.И. Социологический портрет самозанятых в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 4. C. 821-836. doi: 10.22363/23132272-2020-20-4-821-836

Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2019.

Дубин И.Н., Байтенизов Д.Т., Кэмпбелл Д., Караянис Э., Азатбек Т.А. Фриланс как интеллектуально-креативная форма самозанятости // Социально-экономические явления и процессы. 2019. № 3. С. 69-82. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/frilans-kak-intellektualno-kreativnaya-forma-samozanya-tosti-v-novoyekonomike-traektoriya-novoy-paradigmy-samozanyatosti

Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/816/929/1216/002Zaslavskaya.pdf

Зимовец А.В., Маринова И.В. Анализ мер поддержки субъектов российского предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Вест-

ник Таганрогского института управления и экономики. 2022. № 1 (35). URL: Https://Cyberleninka.Ru/Article/N/Analiz-Mer-Podderzhki-Subektov-Rossiyskogo-Predprinimatelstva-V-Usloviyah-Antirossiyskih-Sanktsiy

Иванова С.В. Мотивация 100%. Где же у него кнопка? М., 2019. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 3. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/samozanyatye_ neskolko_vidov_deyatelnosti

Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М., 2005.

Свердликова Е.А., Селезнёва А.С. Самозанятые в условиях санкций: проблемы и тенденции развития // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. Т. 29. № 1. С. 179-193. https://doi. org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-179-193.

Свердликова Е.А., Селезнёва А.С. Стратегии карьеры самозанятых в постиндустриальном обществе // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022. Т. 28. № 1. С. 193-204. URL: https://doi. org/10.24290/1029-3736-2022-28-1-193-204

Селезнева А.С. Анализ восприятия карьеры успешных стартаперов // Материалы международного студенческого исследовательского проекта изучения рынка труда "Будущее труда в постиндустриальной экономике". Сб. ст. Между-нар. студенческого исследовательского проекта и научной конференции / Под общ. ред. С.А. Баркова, А.В. Маркеевой. М., 2020. URL: https://bookonlime.ru/ node/4907; https://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0117

Сизова И.Л., Хусяинова Т.М. Интернет-занятость: инновационные формы и деформированные состояния // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zanyatostinnovat-sionnye-formy-i-deformirovannye-sostoyaniya/viewer

Скруг В.С. Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе // Экономика. 2019. № 1. С. 536-552. URL: URL: https://1economic.ru/lib/40125

Социальные изменения в условиях цифровой среды: Коллективная монография / Под ред. В.П. Васильева. М., 2020.

Стребков Д.О., Шевчук А.В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости. М., 2022.

Суняйкина О.Н. Понятие "социальное самочувствие" в социологии // Вестник Мордовского ун-та. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatie-sotsialnoe-samochuvstvie-v-sotsiologii

Сушко П.Е. Социальное благополучие населения России в контексте доступности социальных благ // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. 2020. № 1. С. 39-53. DOI: 10.19181/INAB.2020.1.3. URL: https://www.isras.ru/files/File/INAB/2020_1/INAB_2020_01_Sushko.pdf

Федеральная налоговая служба (ФНС). URL: https://rmsp.nalog.ru/statis-tics2.html

Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_311977/

REFERENCES

Castells M. Informacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information age: economy, society and culture]. M., 2000 (in Russian).

DubinI.N., BaitenizovD.T., CampbellD., KarayanisE., Azatbek T.A. Frilans kak intellektual'no-kreativnaya forma samozanyatosti [Freelancing as an intellectual-creative form of self-employment] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy.

2019. N 3. S. 69-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frilans-kak-intellektu-alno-kreativnaya-forma-samozanyatosti-v-novoyekonomike-traektoriya-novoy-paradigmy-samozanyatosti (in Russian).

Federal'naya nalogovaya sluzhba (FNS) [Federal Tax Service (FTS)]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (in Russian).

Federal'nyj zakon ot 27.11.2018 N 422-FZ (red. ot 28.12.2022) «O provede-nii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima "Nalog na professional'nyj dohod")» [Federal Law of 27.11.2018 N 422-FZ (ed. of 28.12.2022) «On conducting an experiment to establish a special tax regime "Tax on professional income")»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (in Russian).

Godin S. Bibliya butstreppera [Bootstrapper's Bible]. M., 2004 (in Russian).

Golenkova Z.T., Goliusova Y.V., Gorina T.I. Sociologicheskij portret samozan-yatyh v sovremennoj Rossii [Sociological portrait of the self-employed in modern Russia] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya.

2020. T. 20. N 4. S. 821-836. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-821-836 (in Russian).

Goleman D. Emocional'noe liderstvo. Iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove emocional'nogo intellekta [Emotional leadership. The art of managing people based on emotional intelligence]. M., 2019 (in Russian).

Ivanova S.V Motivaciya 100%. Gde zhe u nego knopka? [Motivation 100%. Where does it have a button?]. M., 2019 (in Russian).

Kryukova E.S., Ruzanova V.D. Individual'nyj predprinimatel' i samozanyatyj grazhdanin: sootnoshenie ponyatij [Individual entrepreneur and self-employed citizen: correlation of concepts] // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2018. N 3. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/samozanyatye_neskolko_vidov_deyatel-nosti (in Russian).

Pink D. Naciya svobodnyh agentov: kak novye nezavisimye rabotniki menyayut zhizn' Ameriki [A nation of free agents: how new independent workers are changing American life]. M., 2005 (in Russian).

Selezneva A.S. Analiz vospriyatiya kar'ery uspeshnyh startaperov [Analysis of career perception of successful startupers] // Materialy mezhdunarodnogo stu-dencheskogo issledovatel'skogo proekta izucheniya rynka truda "Budushchee truda v postindustrial'noj ekonomike". Sb. st. Mezhdunar. studencheskogo issledovatel'skogo proekta i nauchnoj konferencii / Pod obshch. red. S.A. Barkova, A.V. Markeevoj. M., 2020. URL: https://bookonlime.ru/node/4907; https://doi.org/10.31453/kdu. ru.91304.0117 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sizova I.L., Khusyainova T.M. Internet-zanyatost': innovacionnye formy i de-formirovannye sostoyaniya [Internet-employment: innovative forms and deformed states] // Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nauki. 2018. N 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/internet-zanyatostinnovatsionnye-formy-i-deformirovan-nye-sostoyaniya/viewer (in Russian).

Skrug VS. Regulirovanie processa legalizacii nalogooblozheniya dohodov samo-zanyatyh grazhdan v Rossijskoj Federacii na sovremennom etape [Regulation of the process of legalization of taxation of self-employed citizens' income in the Russian Federation at the present stage] // Ekonomika. 2019. N 1. S. 536-552. URL: https://1economic.ru/lib/40125 (in Russian).

Social'nye izmeneniya v usloviyah cifrovoj sredy: Kollektivnaya monografiya [Social changes in the digital environment: Collective monograph] / Pod red. V.P. Vasil'eva. M., 2020 (in Russian).

StrebkovD.O., ShevchukA.V. Chto my znaem o frilanserah? Sociologiya svobod-noj zanyatosti [What do we know about freelancers? Sociology of free employment]. M., 2022 (in Russian).

Sunyaikina O.N. Ponyatie "social'noe samochuvstvie" v sociologii [The concept of "social well-being" in sociology] // Vest-nik Mordovskogo un-ta. 2011. N 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnoe-samochuvstvie-v-sotsiologii (in Russian).

Sushko P.E. Social'noe blagopoluchie naseleniya Rossii v kontekste dostupnosti social'nyh blag [Social well-being of the Russian population in the context of the availability of social benefits] // Informacionno-analiticheskij byulleten' Instituta sociologii FNISC RAN. 2020. N 1. S. 39-53. DOI: 10.19181/INAB.2020.1.3. URL: https://www.isras.ru/files/File/INAB/2020_1/INAB_2020_01_Sushko.pdf (in Russian).

Sverdlikova E.A., Seleznyova A.S. Samozanyatye v usloviyah sankcij: problemy i tendencii razvitiya [Self-employed under sanctions: problems and trends of development] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2023. T. 29. N 1. S. 179-193. URL: https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-179-193 (in Russian).

Sverdlikova E.A., Seleznyova A.S. Strategii kar'ery samozanyatyh v postindustrial'nom obshchestve [Career strategies of the self-employed in post-industrial society] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2022. T. 28. N 1. S. 193-204. URL: https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-1-193-204 (in Russian).

Velikaya N.M. Prekarizaciya truda molodezhi kak faktor formirovaniya gruppy "samozanyatye" [Precarization of youth labor as a factor in the formation of the group "self-employed"] // Nauka. Kul'tura. Obshchestvo. 2022. T. 28. N 2. S. 6-21 (in Russian).

Zaslavskaya T.I. Biznes-sloj rossijskogo obshchestva: sushchnost', struktura, status [Business layer of the Russian society: essence, structure, status]. URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/816/929/1216/002Zaslavskaya.pdf (in Russian).

Zimovets A.V., Marinova I.V. Analiz mer podderzhki sub'ektov ros-sijskogo predprinimatel'stva v usloviyah antirossijskih sankcij [Analysis of measures to support the subjects of Russian entrepreneurship in the conditions of anti-Russian sanctions] // Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki. 2022. N 1 (35). URL: Https://Cyberleninka.Ru/Article/N/Analiz-Mer-Podderzhki-Subektov-Rossiyskogo-Predprinimatelstva-V-Usloviyah-Antirossiyskih-Sanktsiy (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.