Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ КАРЬЕРЫ САМОЗАНЯТЫХ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ'

СТРАТЕГИИ КАРЬЕРЫ САМОЗАНЯТЫХ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / КАРЬЕРА / РЫНОК ТРУДА / СТРАТЕГИИ КАРЬЕРЫ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свердликова Елена Альбертовна, Селезнёва Алёна Сергеевна

За последние десятилетия в мире появились миллионы фрилансеров, свободных агентов, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность как в традиционных, так и в инновационных отраслях экономики. В международной практике всех этих людей традиционно причисляют к самозанятым (self-employed people). В России к самозанятым причислены самые “мелкие” индивидуальные предприниматели, не нанимающие работников и осуществляющие экономическую деятельность в незначительных масштабах. Они получили существенные льготы по уплате налогов. В статье обобщены результаты интернет-опроса, целью которого было выявление характерных черт портрета российского самозанятого, а также структурных и динамических особенностей построения жизненных стратегий самозанятых. Выделены три основные стратегии построения карьеры самозанятых на рынке труда и их существенные характеристики: стратегия “расширения бизнеса”, стратегия “поиска возможностей”, стратегия “динамической стабильности”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER STRATEGIES FOR THE SELF-EMPLOYED IN A POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Over the past decades, millions of freelancers, free agents, and individual entrepreneurs have appeared in the world, carrying out their activities in both traditional and innovative sectors of the economy. In international practice, all these people are traditionally classif ed as self-employed (self-employed people). In Russia, the most “small” individual entrepreneurs who do not hire workers and carry out economic activities on a small scale are considered self-employed. T ey received substantial tax benef ts. T e article summarizes the results of an Internet survey, the purpose of which was to identify the characteristic features of the portrait of the Russian self-employed, as well as structural and dynamic features of the construction of life strategies of the self-employed. T ere are three main strategies for building a career for the self-employed in the labor market and their essential characteristics: the strategy of “business expansion”, the strategy of “f nding opportunities”, the strategy of “dynamic stability”.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ КАРЬЕРЫ САМОЗАНЯТЫХ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2022. Т. 28. № 1

DOI: 10.24290/1029-3736-2022-28-1-193-204

СТРАТЕГИИ КАРЬЕРЫ САМОЗАНЯТЫХ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Е. А. СверДЛИКОва, канд. филос. наук, доц. кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234*

А.С. Селезнёва, магистрантка кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234**

За последние десятилетия в мире появились миллионы фрилансеров, свободных агентов, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность как в традиционных, так и в инновационных отраслях экономики. В международной практике всех этих людей традиционно причисляют к самозанятым (self-employed people). В России к самозанятым причислены самые "мелкие" индивидуальные предприниматели, не нанимающие работников и осуществляющие экономическую деятельность в незначительных масштабах. Они получили существенные льготы по уплате налогов. В статье обобщены результаты интернет-опроса, целью которого было выявление характерных черт портрета российского самозанятого, а также структурных и динамических особенностей построения жизненных стратегий самозанятых. Выделены три основные стратегии построения карьеры самозанятых на рынке труда и их существенные характеристики: стратегия "расширения бизнеса", стратегия "поиска возможностей", стратегия "динамической стабильности".

Ключевые слова: самозанятые, налог на профессиональный доход, карьера, рынок труда, стратегии карьеры, опрос.

CAREER STRATEGIES FOR THE SELF-EMPLOYED IN A POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Sverdlikova Elena A., Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Economic Sociology and Management, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninskie gory, 1, bldg. 33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: elena.sverdlikova@gmail.com

Seleznyova Alyona S., undergraduate student, Department of Economic Sociology and Management, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninskie gory, 1, bldg. 33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: slznal@yandex.ru

* Елена Альбертовна Свердликова, e-mail: elena.sverdlikova@gmail.com

** Селезнёва Алёна Сергеевна, e-mail: slznal@yandex.ru

Over the past decades, millions of freelancers, free agents, and individual entrepreneurs have appeared in the world, carrying out their activities in both traditional and innovative sectors of the economy. In international practice, all these people are traditionally classified as self-employed (self-employed people). In Russia, the most "small" individual entrepreneurs who do not hire workers and carry out economic activities on a small scale are considered self-employed. They received substantial tax benefits. The article summarizes the results of an Internet survey, the purpose of which was to identify the characteristic features of the portrait of the Russian self-employed, as well as structural and dynamic features of the construction of life strategies of the self-employed. There are three main strategies for building a career for the self-employed in the labor market and their essential characteristics: the strategy of "business expansion", the strategy of "finding opportunities", the strategy of "dynamic stability".

Key words: self-employed, professional income tax, career, labor market, career strategies, questionnaire.

В постиндустриальном обществе трансформируются представления работника и работодателя о стратегиях построения карьеры. Сегодня навыки, полученные в отвлеченной от основной сферы деятельности, ценятся намного выше. Линейная биография, характеризующаяся длительным процессом построения карьеры в одной сфере, вытесняется более фрагментарным типом построения карьеры. Подобную карьеру называют "лоскутной". Данная тенденция определяется тем, что работники стали более мобильными и менее зависимыми от работодателя в лице организации. Такие работники стремятся к регулярному повышению своей квалификации и навыков мастерства, иначе они не будут соответствовать вызовам цифровой эпохи с характерным для нее стремлением к тотальной информатизации и к внедрению новых технологий.

В современном обществе выделяются следующие типы построения карьеры человека: вертикальный тип (рост в должности), горизонтальный тип (рост профессионального мастерства), номинальный тип (увеличение количества строчек в резюме), сетевой тип (рост количества контактов), репутационный тип (рост авторитета, укрепление позитивного имиджа и репутации в обществе).

Для выявления особенностей планирования, построения и определения видов карьеры самозанятых в современной России был проведен интернет-опрос и ряд глубинных интервью. Для нас важно было сгруппировать структурные составляющие и направления в отдельные типы, которые можно было бы соотнести с традиционными типами карьеры, а также выявить социальные факторы, детерминирующие поведение самозанятых. Онлайн-опрос проводился с использованием Google Forms в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Instagram. Выборка составила 444 человека. Возраст самозанятых составил от 15 до 80 лет. Распределение респондентов по

полу: женский пол (69,6%) и мужской пол (30,4%). В опросе приняли участие не только самозанятые, но и лица, непосредственно связанные с данным сегментом рынка труда, хотя подавляющее большинство опрошенных строго идентифицировали себя как самозанятые, в соответствии с российским законодательством (84%). Были среди респондентов и те, кто не являлся на данный момент самозанятыми, но раньше были ими (7%) и те, кто стал индивидуальным предпринимателем (3%). Некоторые респонденты отмечали, что совмещают основную работу с самозанятостью: "я совмещаю корпоративную с самозанятостью", "стал, но работаю по найму", "сейчас устроилась официально, но подрабатываю частным преподавателем и создаю инфопродукты".

Респонденты представляли самые разные отрасли экономики и сферы деятельности. Относительное большинство респондентов представляло сферу обучения и консультации (18%). Также в опросе были представлены: менеджмент (8%)1 и фронт-энд разработка (8%)2, а также копирайтинг (6%)3 и маркетинг/таргетинг (6%)4. Большая часть опрошенных занята в сфере образовательных услуг, и это неслучайно. Особое значение самозанятости для этой сферы осознает и государство. Например, в связи с пандемией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, всем самозанятым репетиторам возвратили налоги, которые они уплатили в бюджет РФ в 2019 г.

Большинство опрошенных самозанятых получили образование в сфере общественных и гуманитарных наук (51,6%). Доля тех, кто получил образование в сфере естественных, технических наук, составляет 37,5%. Однако многие респонденты (48,8%) осуществляют свою деятельность в рамках самозанятости без дополнительного образования. Некоторые прошли специальные курсы для работы в той или иной сфере самозанятости (38,7%). Отношение к самозанятым со стороны близких людей, в целом, положительное. Только 13,2% заявили, что друзья, близкие и знакомые относятся к выбору такого рода деятельности отрицательно.

1 Специалист, занимающийся управлением организаций, проектов и т.п.

2 Специалист, который умеет верстать веб-страницы, знает целый ряд различных веб-технологий, которые используются во время создания клиентской стороны веб-сайта, интерфейса.

3 Специалист, занимающийся написание текстов с целью рекламы или других форм маркетинга.

4 Специалист, занимающийся продвижением и распределением продукта, товара или услуги, а также анализом спроса на производимый товар или услугу. Таргетолог — специалист, занимающийся анализом пользователей в интернете с целью выделения определенной целевой аудитории по определенным критериям для дальнейшего продвижения товара или услуги в интернете.

Основными причинами, по которым люди решили выбрать сферу самозанятости, названы следующие: возможность планировать свою трудовую деятельность (20,5%), отсутствие фиксированного графика (16,2%) и дополнительный доход (11,3%). Вообще, если суммировать содержание ответов на многие смежные вопросы, можно с уверенностью утверждать, что свобода является главным притягательным фактором самозанятости. А основным барьером для самозанятости является боязнь неопределенности. Неопределенность — это обратная сторона свободы. И наряду с философами современные самозанятые, как никто другой, познали эту истину.

Однако несмотря на всю неопределенность будущего люди, осознавшие преимущества сферы самозанятости, не стремятся возвращаться или устраиваться в организации. На вопрос "Если бы Вам предложили работу в организации с зарплатой, равной Вашему доходу от деятельности в сфере самозанятости, то поменяли бы Вы ее?" подавляющее большинство (79,3%) ответили отрицательно ("нет" и "скорее нет"). Интересный, с нашей точки зрения, ответ респондентов: "если бы у меня был постоянный доход от самозанятости, то пожалуй нет. А так я совмещаю основную работу и имею неплохую подработку в инете". Возможны исключения, например, опыт работы в технологических гигантах, таких как Google или Яндекс, в таком случае профессиональный интерес перевесил бы, и несколько лет с удовольствием были бы посвящены интересным проектам.

Следующий блок вопросов был связан с "выходом из тени". Очень многие люди занимаются хозяйственной деятельностью, никак не декларируя ее и не задумываясь об особом налоговом и социально-экономическом статусе. На протяжении многих лет в России существует достаточно значительная доля теневой занятности. Согласно данным Росстата, на 2020 г. в неформальном секторе было занято около 16 миллионов человек. Меры, которые принимает государство для легализации "теневых" видов трудовой деятельности, способствовали увеличению числа граждан, зарегистрированных в качестве самозанятых. С 2019 г. их число выросло до 330 тысяч. При этом прогнозируется, что к 2024 г. эта цифра увеличится примерно до 2,4 миллионов. Безусловно, государству потребуется найти дополнительные способы для того, чтобы поднять уровень заинтересованности в правовом регулировании вышеназванных лиц. Для этого, прежде всего, следует повысить правовую грамотность. Даже в рамках нашего исследования выяснилось, что большинство респондентов не знают о национальном проекте РФ "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", а ведь именно он включает в себя все

сведения, связанные с нормативным регулированием самозанятых, включая нововведения, которые относятся к мерам их поддержки.

Исходя из целей нашего исследования принципиально важным вопросом, задаваемым респондентам, был тот, который касался общего отношения к построению карьеры. Ввиду неоднозначности самого понятия "карьера самозанятых" важно узнать, считают ли эти люди возможным строить карьеру в своем нынешнем статусе или они все же соотносят термин "карьера" исключительно с деятельностью внутри организаций. Онлайн-опрос показал, что большинство (71,6%) самозанятых считают, что в их виде деятельности возможен карьерный рост.

Для того чтобы определить, какого типа карьеру рассматривают в своем профессиональном развитии самозанятые, обратимся к следующим данным. Большинство самозанятых считает, что горизонтальная (40%) и репутационная (40%) типы карьер находят отражение в их трудовой деятельности.

Попробуем разобраться, по какой причине данные типы карьер являются преимущественными в планировании деятельности самозанятых, и соотнесем их с выделенными нами типами стратегий карьер самозанятых. Горизонтальный тип карьеры предполагает развитие профессиональной деятельности в разрезе поиска своего пути посредством различных инструментов, способствующих развитию его ремесла на рынке: это может быть работа, связанная с предоставлением услуг и продажей товаров различным организациям. Для эффективного развития своего дела самозанятый использует различные способы для продвижения себя на рынке: участие в проектах различных организаций, дополнительное обучение по смежным специальностям, участие в вебинарах, совмещение разных типов деятельности и т.п.

Стратегия "поиска возможностей", выделенная нами в ходе исследования, как раз является преобладающей стратегией карьеры у самозанятых. Цель стратегии "поиска возможностей" — понять, по какому пути дальше следовать: идти в штат организации или оставаться самозанятым.

Репутационный тип карьеры формируется для привлечения клиентов, покупателей и заказчиков. Репутация позволяет оставаться всегда лояльными к самозанятому. Формирование того и другого требует от самозанятого полной отдачи и высокого уровня мастерства.

Вертикальный тип карьеры у самозанятых не пользуется особой популярностью. Доля тех, кто полагает, что самозанятость позволяет строить вертикальный тип карьеры, всего 11%. Это связано,

прежде всего, с тем, что сегодня многие люди нашли в сфере самозанятости отголоски некой особой философии свободы.

Такие типы карьер, как сетевая (10%) и номинальная (2%), у самозанятых также не особо популярны. Во-первых, данные типы, как отмечали самозанятые, являются неким мостиком между горизонтальным и вертикальным типами карьер. Ни сетевой тип, ни номинальный нельзя выбрать как единственно верный путь к самореализации.

Многие самозанятые отмечали, что если в семье все являются самозанятыми, то это хороший способ работать в коллективе, таким образом создавая артель. Стратегию "динамической стабильности", которая отражает как раз тот путь обмена различных интеракций и опыта между участниками рынка сферы самозанятости, мы выделили как отдельную стратегию. Это независимые, "свободолюбивые" граждане, которым не важен социальный статус, они не стремятся попасть в организацию, или создать организацию. Как отметил один из самозанятых, они "Собирают вокруг интересных людей и создают проекты по фану".

Репутационный тип карьеры, характеризующийся ростом и укреплением позитивного имиджа, прослеживается во всех стратегиях карьеры самозанятого. Как отметили некоторые из респондентов, "Тут все взаимосвязано, лучше навык, больше клиентов, с клиентами нужна хорошая репутация, с разными клиентами набираешься опыта, с опытом и хорошей репутацией увеличивается количество клиентов, а значит увеличивается цена... Тут подходит все, кроме первого и третьего" или "синергия 2,4,5".

Особый интерес представляет тот факт, что большинство самозанятых сегодня рассматривают данную занятость не как подработку, а как основной тип занятости (57%). В постиндустриальном обществе самозанятые перестают быть маргинальной группой на рынке труда. Труд людей в сфере информационных технологий пользуется престижем, а среди них очень много самозанятых. Кроме того, подкупает в этом статусе и самостоятельность в принятии важных решений, касающихся как работы, так и личной жизни.

Привлекательность статуса самозанятого в постиндустриальном обществе сопрягается и с очевидными сложностями работы в этом статусе. Сам самозанятый, общество и контрагенты по бизнесу часто предъявляют весьма противоречивые требования к человеку, самостоятельно реализующему профессиональную деятельность. Амбивалентный характер самозанятого характеризуется тем, что, с одной стороны, это своего рода "свободные агенты", "алхимики", креативный класс, что раскрывается в некоем свободном образе

жизни, с другой — достаточно собранные, ответственные и активные люди. Они сами вынуждены выстраивать свою стратегию построения карьеры, следить за тайм-менеджментом и уметь разбираться в юридических документах. Статус самозанятого, бесспорно, является привлекательным для многих людей в постиндустриальном обществе. При этом встает вопрос о развитии хозяйственной деятельности в этой форме. Многие самозанятые стремятся к тому, чтобы максимально эффективно продвигать свои товары и услуги на рынке, однако большинство респондентов не стремится к переходу на более высокий уровень экономической активности и расширению сферы влияния. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследования: доля самозанятых, которые не стремятся открыть ИП, ООО, АО составляет 53%, а тех, кто хочет трансформировать свой юридико-экономический статус — 45%.

Обобщая данные опроса, систематизируем разновидности карьеры самозанятых. Так как самозанятый в определенной мере предстает как человек-бизнес, на наш взгляд, оказывается возможным провести аналогию между его стратегиями построения карьеры и традиционными стратегиями развития бизнеса. Воспользуемся для этого альтернативами развития фирм в теории стратегического менеджмента: стратегии роста, ограниченного роста и сокращения. Основываясь на данных проведенного социологического исследования, вышеуказанных стратегических альтернативах развития организаций и традиционной классификации типов карьеры, можно выделить три основные стратегии построения карьеры самозанятых на рынке труда:

1) стратегия "расширения бизнеса" (стратегия роста);

2) стратегия "поиска возможностей" (стратегия ограниченного роста);

3) стратегия "динамической стабильности" (стратегия сокращение).

Стратегия "расширения бизнеса" представляет собой путь постоянного повышения уровня навыков и компетенций самозанятого для роста бизнеса — оборота, прибыли, доли рынка и т.д. Данная стратегия подразумевает становление самозанятого как профессионала, стремящегося к оформлению своей деятельности в новом качестве, а именно — к созданию организации. Это может быть ИП с определенным количеством наемных работников, ООО, АО или др. Такой конвенциональный тип карьеры выбирают самозанятые, имеющие предпринимательскую жилку и высокую самоорганизованность. Например, сегодня набирает популярность такое понятие, как "бутстреппинг", которое обозначает создание своего

стартапа при помощи только личных усилий: на собственные средства и без посторонней помощи, без привлечения внешних инвесторов5. Например, самозанятый, занимающийся тем, что предлагает свои услуги в качестве репетитора на различных сайтах, стремится впоследствии открыть свою онлайн-школу или образовательный центр, оформить себя в качестве ИП и нанять сотрудников. Подобно процессу "кристаллизации" металлов и определенных сплавов, который начинается с зародышей малого размера и последующим их ростом, самозанятый начинает свой путь с состояния "начала" своей трудовой деятельности. Обычно это подработка репетитором, помощь детям в написании тестов, экзаменов, изучении педагогической науки и специфики своего предмета. А далее он стремится к росту в своей профессиональной деятельности. Растет количество контактов, повышается профессиональный уровень, нарабатываются навыки и компетенции. Стратегия "расширения бизнеса" основывается на том, что самозанятый выбирает преимущественно вертикальный тип карьеры и репутационный как сопутствующий. Целью данной стратегии является переход на более качественный новый уровень — открытие своего дела, создание АО, а со временем, может быть, даже выход на IPO и т.п.

Такая стратегия реализуется в отраслях, в которых необходима концентрация некоторого количества рабочей силы для успешного бизнеса. Без организации в таких условиях не обойтись, и самозанятый, начиная работать, как правило, уже имеет намерение со временем расширить свое дело.

Стратегия "поиска возможностей" характеризуется тем, что самозанятый не определился и ищет себя. Важно, что этот поиск человек может осуществлять всю жизнь. При этом данная стратегия может обернуться неким интерстициальным состоянием, когда самозанятый профессионал пребывает в различных позициях: предоставляет свои услуги компаниям, работает фрилансером в сотрудничестве с той или иной организацией, работает автономно. Параллельно он может предоставлять услуги физическим лицам, например, осуществлять ремонтные работы, помогать в сдаче квартир или производить продукты собственного производства и т.п. В рамках этой стратегии может наблюдаться описанный выше маятниковый эффект: периодическая смена частичной и полной самозанятости. Самозанятый, выбирая для себя данную стратегию, стремится осознать, что ему больше по душе и как он видит свое будущее в профессиональной сфере. Целью данной стратегии явля-

5 Годин С. Библия бутстреппера. URL: http://interesnyeknigi.ru/recenzii/ bibliyabustreppera-set-godin/ (дата обращения: 15.03.2021).

ется, примеряя различные роли в профессиональной сфере, понять, по какому пути ему дальше следовать: идти в штат в организацию или оставаться самозанятым.

Стратегия "динамической стабильности" — это принципиальная ориентация на сохранение статуса самозанятого. Человек, выбирая данную стратегию, не стремится открывать ИП, ООО, АО или работать в организации. Карьерный рост в данном случае представляет собой особый процесс, характеризующийся целенаправленной, повторяющейся последовательностью обмена опытом и интеракций между самозанятым и другими субъектами рынка. Такие взаимодействия чаще всего осуществляются в форме проектов, в рамках которых самозанятый либо является инициатором и организатором, либо выполняет определенную функцию по контракту. Жизненная стратегия "динамической стабильности" характеризуется тем, что карьера самозанятого может представлять собой сочетание нескольких типов карьер: горизонтальной, репу-тационной, сетевой и номинальной. Самозанятый может работать из своего региона, предоставлять услуги в других регионах, путем использования информационных технологий и соответствующих компетенций. Самозанятые, обладая различными профессиональными компетенциями и навыками, могут образовать своего рода современную артель и осуществлять определенную совместную деятельность с участием в общих доходах.

Выбор данной стратегии обусловлен как личностными характеристиками самозанятого, так и спецификой отрасли, в которой он работает. Самозанятый, например, предпочел комфорт и баланс личной жизни и трудовой деятельности поиску определенной должности в организации. Данная стратегия реализуется в отраслях, в которых отдельный человек может обеспечить себе стабильный доход и достижение жизненного успеха без подключения к бизнесу других людей. Это и работа на фондовом рынке, и отдельные виды ремонта, и ряд направлений информационных и телекоммуникационных технологий.

Описанные выше стратегии построения карьеры самозанятого в нашем исследовании являются основными, однако в реальности возможны различные переходы и трансформации в рамках социально-трудовой деятельности. На протяжении всей трудовой жизни самозанятый может менять свое видение построения карьеры, менять стратегию и тактику действий. Основными критериями перехода из одной фазы в другую являются, во-первых, законодательная база той или иной формы занятости, степень ее разработанности для эффективного существования в рамках выбранной трудовой деятельно-

сти, во-вторых, наличие определенных навыков и компетенций для успешной реализации себя как высококонкурентного специалиста и желания этого перехода, в-третьих, наличие определенных экономических и социально-трудовых условий в РФ для выбора той или иной формы занятости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барков С.А. Социология организаций. М., 2004.

Барков С.А., Коврова М.А., Селезнева А.С., Чугунова М.А. Территориаль-ная мобильность населения как экономическая и социокультурная проблема российского рынка труда // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 2. С. 66-92.

Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.

Бек У Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000.

Бехар Г. Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks. М., 2018.

Быстрова Н.В., Яров Р.Б. Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Н. Новгород, 2018.

Годин С. Библия бутстреппера. М., 2004.

Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2019.

ДубинИ.Н., Байтенизов Д.Т., КэмпбеллД., КараянисЭ., Азатбек Т.А. Фри-ланс как интеллектуально-креативная форма самозанятости // Социально-экономические явления и процессы. 2019. № 3. С. 69-82. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/frilans-kak-intellektualno-kreativnaya-forma-samozanyatosti-v-novoy-ekonomike-traektoriya-novoy-paradigmy-samozanyatosti

Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/816/929/1216/002Zaslavskaya.pdf. (дата обращения: 30.11.2020).

Иванова С.В. Мотивация 100%. Где же у него кнопка? М., 2019.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 3. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/samozanyatye_ neskolko_vidov_deyatelnosti/

Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М., 2005.

Селезнева А.С. Анализ восприятия карьеры успешных стартаперов // Материалы международного студенческого исследовательского проекта изучения рынка труда "Будущее труда в постиндустриальной экономике". Сб. ст. Между-нар. студенческого исследовательского проекта и научной конференции / Под общ. ред. С.А. Баркова, А.В. Маркеевой. М., 2020. URL: https://bookonlime.ru/ node/4907 — doi: 10.31453/kdu.ru.91304.0117.

Сизова И.Л., Хусяинова Т.М. Интернет - занятость: инновационные формы и деформированные состояния // Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zanyatost-innovatsionnye-formy-i-deformirovannye-sostoyaniya/viewer

Скруг B.C. Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе // Экономика. 2019. № 1. С. 536-552. URL: URL: https://1economic.ru/lib/40125

Социальные изменения в условиях цифровой среды: Коллективная монография / Под ред. В.П. Васильева. М., 2020.

Шеина А.Ю., Альтдинова Г.З., Нафикова P.P. Проблема легализации самозанятых в Российской Федерации // Инновационное развитие. 2018. № 9. С. 75-77. URL: https://rctmis.mohe.gov.af/static/article_file/Document3.pdf

REFERENCES

Barkov S.A. Sociologiya organizacij [Sociology of organizations]. M., 2004 (in Russian).

Barkov S.A., Kovrova M.A., Selezneva A.S., Chugunova M.A. Territorial'naya mobil'nost' naseleniya kak ekonomicheskaya i sociokul'turnaya problema rossijskogo rynka truda [Territorial mobility of the population as an economic and socio-cultural problem of the Russian labor market] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2019. T. 25. N 2. S. 66-92 (in Russian).

BaumanZ. Individualizirovannoe obshchestvo [An individualized society]. M., 2002 (in Russian).

Bek U. Obshchestvo riska: na puti k drugomu modern [Risk Society: on the way to another modern]. M., 2000 (in Russian).

Bekhar G. Delo ne v kofe. Korporativnaya kul'tura Starbucks [It's not about coffee. Corporate culture of Starbucks]. M., 2018 (in Russian).

Briana Sell Stenard. Are transitions to self-employment beneficial? // Journal of Business Venturing Insights. 2019. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S2352673419300198?via%3Dihub

Bystrova N.V., Yarov R.B. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii kak sredstvo podgotovki kompetentnyh specialistov [Modern pedagogical technologies as a means of training competent specialists] // Innovacionnye podhody k resheniyu professional'no-pedagogicheskih problem sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina. N. Novgorod, 2018 (in Russian).

Dubin I.N., Bajtenizov D.T., Kempbell D., Karayanis E., Azatbek T.A. Frilans kak intellektual'no-kreativnaya forma samozanyatosti [Freelancing as an intellectual and creative form of self-employment] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2019. N 3. S. 69-82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frilans-kak-intellektualno-kreativnaya-forma-samozanyatosti-v-novoy-ekonomike-traektoriya-novoy-paradigmy-samozanyatosti (in Russian).

Godin S. Bibliya butstreppera [The bootstrapper Bible]. M., 2004 (in Russian).

Goulman D. Emocional'noe liderstvo. Iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove emocional'nogo intellekta [Emotional leadership. The art of managing people based on emotional intelligence]. M., 2019 (in Russian).

Ivanova S.V. Motivaciya 100%. Gde zhe u nego knopka? [Motivation 100%. Where is his button?]. M., 2019 (in Russian).

Kastel's M. Informacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The information age: economy, society and culture]. M., 2000 (in Russian).

Kocha M., Parka S., Zahrab S.A. Career patterns in self-employment and career success // Journal of Business Venturing. 2019. URL: https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S0883902618307316?via%3Dihub

Kryukova E.S., Ruzanova V.D. Individual'nyj predprinimatel' i samozanyatyj grazhdanin: sootnoshenie ponyatij [Individual entrepreneur and self-employed citizen: correlation of concepts] // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2018. N 3. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/samozanyatye_neskolko_vidov_ deyatelnosti/ (in Russian).

Patel P.C., Wolfe M.T. Not all paths lead to Rome: Self-employment, wellness beliefs, and well-being // Journal of Business Venturing Insights. 2020. URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S235267342030039Hvia%3Dihub

Pink D. Naciya svobodnyh agentov: kak novye nezavisimye rabotniki menyayut zhizn' Ameriki [The nation of free agents: how new independent workers are changing the life of America]. M., 2005 (in Russian).

Selezneva A.S. Analiz vospriyatiya kar'ery uspeshnyh startaperov [An analysis of the perception of the career of successful startups] // Materialy mezhdunarodnogo studencheskogo issledovatel'skogo proekta izucheniya rynka truda "Budushchee truda v postindustrial'noj ekonomike". Sb. st. Mezhdunar. studencheskogo issledovatel'skogo proekta i nauchnoj konferencii / Pod obshch. red. S.A. Barkova, A.V. Markeevoj. M., 2020. URL: https://bookonlime.ru/node/4907 — doi: 10.31453/kdu.ru.91304.0117 (in Russian).

Sheina A. Yu., Al'tdinova G.Z., Nafikova R.R. Problema legalizacii samozanyatyh v rossijskoj federacii [The problem of legalization of the self-employed in the Russian Federation] // Innovacionnoe razvitie. 2018. N 9. S. 75-77. URL: https://rctmis.mohe. gov.af/static/article_file/Document3.pdf (in Russian).

Sizova I.L., Husyainova T.M. Internet-zanyatost': innovacionnye formy i deformirovannye sostoyaniya [Internet employment: innovative forms and deformed states] // Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nauki. 2018. N 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zanyatost-innovatsionnye-formy-i-deformirovannye-sostoyaniya/viewer (in Russian).

Skrug V.S. Regulirovanie processa legalizacii nalogooblozheniya dohodov samozanyatyh grazhdan v Rossijskoj Federacii na sovremennom etape [Regulation of the process of legalization of income taxation of self-employed citizens in the Russian Federation at the present stage] // Ekonomika. 2019. N 1. S. 536-552. URL: URL: https://1economic.ru/lib/40125 (in Russian).

Social'nye izmeneniya v usloviyah cifrovoj sredy: Kollektivnaya monografiya [Social changes in the digital environment: A collective monograph] / Pod red. V.P. Vasil'eva. M., 2020 (in Russian).

Zaslavskaya T.I. Biznes-sloi rossiiskogo obshchestva: sushchnost', struktura, status [Business layer of the Russian society: essence, structure, status]. URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/816/929/1216/002Zaslavskaya.pdf. (data obrashcheniya: 30.11.2020) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.