Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.'

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ 2016 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
население / социальное самочувствие населения / замер социального самочувствия населения / средний класс / population / social sentiment of the population / survey of the social sentiment of the population / middle class

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Авраамова, Дмитрий Логинов

Результаты исследования, проводимого Институтом социального анализа и прогнозирования (ИНСАП РАНХиГС), показывают, что во втором квартале 2016 г. население с бо‘ льшим оптимизмом стало смотреть в будущее, что свидетельствует об адаптационных возможностях респондентов. Исследованием фиксируется негативная стабилизация с акцентом на бо‘ льшую адаптационную активность. За исключением среднего класса, она в значительной мере проявляется в архаичных формах занятости (например, в виде личных подсобных хозяйств).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Population’s Social Sentiment for Q2 2016

Research findings obtained by the Institute of Social Analysis and Forecasting, RANEPA, demonstrate that in Q2 2016 the population with more optimism began looking to the future, which testifies about the adaptability potential of the respondents. The research provides negative stabilization with the emphasis on greater adaptability. Except the middle class, it to a considerable extent, is observed in the archaic forms of employment (for instance, private plots).

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.»

Социальная сфера

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.*

Елена АВРААМОВА

Заведующий лабораторией исследований социального развития РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор. E-mail: [email protected] Дмитрий ЛОГИНОВ

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]

Результаты исследования, проводимого Институтом социального анализа и прогнозирования (ИНСАП РАНХиГС), показывают, что во втором квартале 2016 г. население с большим оптимизмом стало смотреть в будущее, что свидетельствует об адаптационных возможностях респондентов. Исследованием фиксируется негативная стабилизация с акцентом на большую адаптационную активность. За исключением среднего класса, она в значительной мере проявляется в архаичных формах занятости (например, в виде личных подсобных хозяйств)1.

Ключевые слова: население, социальное самочувствие населения, замер социального самочувствия населения, средний класс.

Динамика оценки изменений

В мае 2016 г. население, оценивая масштабы кризиса, высказалось в пользу стабилизации ситуации: самая большая группа, составившая 35% против 24% в феврале 2016 г., считает, что положение в экономике не изменилось. Снизилась численность респондентов, наблюдающих здесь значительные ухудшения. Таким образом, в рассматриваемой сфере произошло некоторое успокоение по отношению к тому, что происходит в экономике.

Более оптимистичные оценки даются и перспективам выхода из кризиса: сократилась численность тех, кто ранее полагал, что кризис примет затяжной характер; одновремен-

но уменьшилось на 5% число граждан, чье материальное положение за время кризиса ухудшилось. При этом число тех, чье положение улучшилось, не возросло. (См. рис. 1.)

Общие более позитивные оценки текущего экономического положения, как и прежде, не согласуются с оценкой ситуации в сфере занятости. Та же доля респондентов, что и в прежних замерах (15%), сообщает о потере работы2. Одновременно растут негативные ожидания относительно возможности потерять работу. Ровно те же тенденции наблюдаются и в оценках динамики размера заработной платы: о ее снижении сообщает столько же респондентов, что и прежде, а

* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 11 (29) (июнь 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 Социальное самочувствие населения представлено через динамику оценок населением текущего экономического положения, перспектив выхода из кризисного состояния, а также положения в сферах занятости и потребления и оценок рисков снижения уровня благосостояния. Исследованы адаптационные стратегии населения, направленные на отражение соответствующих рисков. Рассмотрено положение российского среднего класса в текущей ситуации. Информационной базой исследования является мониторинг ИНСАП РАНХиГС «Социальное измерение кризиса» (по репрезентативной выборке ежемесячно опрашивается 1600 респондентов) и специальное исследование ИНСАП РАНХиГС «Вызовы неравенства» (в апреле 2016 г. было опрошено 3600 респондентов по всей России).

2 С возможным последующим трудоустройством.

Рис. 1. Оценка длительности негативных эффектов в экономике, в %

40 35 30 25 20 15 10 5 0

- Положение вскоре улучшится

- Ухудшения уже не будет, ситуация стабилизируется Ухудшение будет продолжаться в течение 1-2-х лет

- Ухудшение положения будет продолжаться более 2-х лет

- Затруднились ответить

негативные ожидания здесь несколько выросли. (См. рис. 2.)

Переход к неполной занятости отмечают 8% респондентов, к неформальной занятости - 11%, и это вполне сопоставимо с прошлым замером. По-прежнему очень высок показатель задержек выплаты зарплаты - он фиксируется у 20% опрошенных.

Начиная с первых замеров отмечалось снижение потребительской активности населения, однако по сравнению с предыдущими месяцами дальнейшего сокращения расходов на товары и услуги не наблюдается. Не растут также негативные ожидания в отношении необходимости снижения потребительских расходов в будущем.

Положение среднего класса

Важно рассмотреть положение среднего класса, поскольку на него возлагаются надежды на выход из текущей ситуации, которая не всегда и не всеми квалифицируется как кризис, но однозначно признается сложной.

Российский средний класс крайне неоднороден. Его представители встречаются среди занятых всеми видами экономической деятельности, но явным образом выделяются сферы занятости, где присутствие этого социаль-

ного слоя преобладает: государственное управление, силовые структуры, финансовая деятельность. Доля занятых в потенциально инновационных отраслях (высокотехнологичной промышленности, образовании, здравоохранении, науке) в их составе имеет тенденцию к сокращению.

Среди представителей среднего класса преобладают, хотя и незначительно, те, чье

Рис. 2. Ответы о снижении заработной платы, в %

о -

ьп [Л ш ю

гчГ [гГ Г^Г

о о о о

-Не произошло и вряд ли произойдет

— Не произошло, но может произойти

-Уже произошло

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

материальное положение не ухудшилось за время кризиса. Возможно, это связано с тем, что в силу своих конкурентных преимуществ представители среднего класса трудятся на предприятиях, экономическое положение которых лучше по сравнению с другими предприятиями.

Риски потери работы у нижних (в отношении уровня доходов) слоев населения заметно выше, чем у представителей среднего класса. По мнению большинства опрошенных, к какой бы стратификационной группе они ни относились, поиск новой работы в настоящее время связан со значительными трудностями. Более того, по мнению 30% представителей «нижнего» слоя, новое рабочее место найти практически невозможно; так же считают около 20% представителей среднего класса. Это свидетельствует о сжатии рынка труда и о низкой трудовой мобильности населения.

Среднему классу в большей степени, чем более «низким» социальным группам, удается сохранить уровень потребительской активности, но так же, как и другие социальные группы, он включился в режим экономии: доля сокративших потребление превышает половину от численности составляющих средний класс. Среди них существенно меньше тех, кто экономит на еде, приобретении одежды и

обуви и особенно на лекарствах, но им пришлось отказаться от некоторых платных услуг, развлечений, поездок.

Ресурсы среднего класса превышают ресурсы «нижних» групп: его представители чаще являются держателями относительно крупных сбережений (т.е. позволяющих прожить полгода и больше), собственниками второго жилья, чаще имеют дополнительную занятость. Представители среднего класса также располагают более солидным имущественным запасом: у большинства (62%) из них он полностью укомплектован и является достаточно современным. Но и «нижний» слой отстал в этом отношении ненамного -46% соответствующего слоя обладают хорошей имущественной обеспеченностью. В этом смысле «тучные» годы с высокой потребительской активностью ни для кого не прошли даром.

Вместе с тем есть и значительная по численности группа представителей среднего класса, которая нуждается в обновлении имущества: финансовая возможность обновления зарегистрирована у менее трети представителей этой группы. Следовательно, снижение потребительской активности может рассматриваться как достаточно сжатая во времени адаптационная стратегия.

Рис. 3. Действия россиян за последние полгода, в % от тех, кто их предпринимал (допускалось несколько ответов)

Купили товары длительного пользования Стали выращивать больше овощей и фруктов, завели скотину

Отложили деньги Нашли вторую работу, подработки

Купили автомобиль, недвижимость

Получили образование по профессии, востребованной в настоящее время

Купили валюту, ценные бумаги, золото и т.п.

42,7

Адаптационное поведение

В течение последних шести месяцев лишь половина населения (49,2%) предпринимала какие-то действия, подразумевающие накопление или использование имеющихся в его распоряжении ресурсов разного вида. (См. рис. 3.)

Исходя из действий (или бездействия) россиян за последний год, удалось выделить несколько стратегий адаптации населения к меняющимся условиям жизни.

Самой редкой (4,8%) является инвестиционная стратегия, которая подразумевает покупку инвестиционных активов и аккумуляцию денежных средств. Немного более распространена сберегательная стратегия (13,6%) - ее последователи аккумулируют денежные средства, не покупая при этом ни инвестиционных продуктов, ни товаров длительного пользования. Еще одна стратегия, направленная на накопление ресурсов, - это смена профессии (16,3%) через получение соответствующего образования. Стратегия потребления (33,3%)

направлена преимущественно на покупку товаров длительного пользования. Последняя стратегия - стратегия выживания (32,0%) -характеризуется тем, что ее последователи стали активнее использовать свое приусадебное хозяйство. Таким образом, традиционная (архаичная) стратегия взяла верх над всеми остальными.

Средний класс выделяется среди общего состава населения как носитель адаптационных стратегий: отсутствие стратегий фиксируется у 35% его представителей против 61,5% представителей «нижнего» слоя.

Примерно пятая часть представителей среднего класса инвестировала в исследуемый период в средства передвижения и недвижимость и является активным приверженцем сберегательной стратегии. Создание запаса прочности в виде имущества длительного пользования также в большей степени соответствует поведению среднего класса. Использование личного подсобного хозяйства в целях выживания - не его стратегия. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.