Научная статья на тему 'Социальное самочувствие российского среднего класса'

Социальное самочувствие российского среднего класса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное самочувствие населения / средний класс / оценка материального положения / оценка социально-профессионального статуса / population’s social wellbeing / middle class / assessment of financial standing and assessment of the social and occupational status

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Авраамова, Дмитрий Логинов

Социальное самочувствие российского среднего класса, если судить по его оценкам динамики собственного материального положения и возможностей успешной самореализации, несколько улучшилось. Перспективы самореализации представители среднего класса связывают прежде всего с высоким уровнем образования, но не с возможностью открыть собственное дело или найти новую работу. При этом больше половины респондентов из ядра и ближней периферии среднего класса испытывают страх перед будущим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Wellbeing of the Russian Middle Class

The social well-being of the Russian middle class in terms of the dynamics of its financial standing and opportunities of successful self-actualization has somewhat improved. According to representatives of the middle class, the prospects of self-actualization depend primarily on a high level of education, rather than an opportunity to start one’s own business or find a new job. However, more than a half of the respondents from the core and close periphery of the middle class fear the future.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие российского среднего класса»

Социальная сфера

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА*

Елена АВРААМОВА

Заведующий лабораторией исследований социального развития ИНСАП РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор. E-mail: avraamova-em@ranepa.ru Дмитрий ЛОГИНОВ

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. E-mail: loginov-dm@ranepa.ru

Социальное самочувствие российского среднего класса, если судить по его оценкам динамики собственного материального положения и возможностей успешной самореализации, несколько улучшилось. Перспективы самореализации представители среднего класса связывают прежде всего с высоким уровнем образования, но не с возможностью открыть собственное дело или найти новую работу. При этом больше половины респондентов из ядра и ближней периферии среднего класса испытывают страх перед будущим.

Ключевые слова: социальное самочувствие населения, средний класс, оценка материального положения, оценка социально-профессионального статуса.

Стабилизация социально-экономической ситуации в стране, о которой свидетельствуют данные официальной статистики, ставит вопрос о том, как различные социальные группы преодолели неблагоприятный период. Рассматривая динамику идентификационных характеристик среднего класса в годовом измерении, можно прийти к следующим выводам: • уровень материального положения, отраженный в субъективных оценках, незначительно, но поднялся, что определило воз-

можность расширения среднего класса по соответствующему критерию; повысилась субъективная оценка социального положения (в еще большей степени, чем оценка материального статуса), что также определяет перспективы расширения среднего класса;

как и годом ранее, в наименьшей степени для идентификации среднего класса использовался такой признак, как социально-профессиональный статус. (См. табл. 1.)

Таблица 1

Динамика идентификационных признаков среднего класса

Идентификационные признаки среднего класса Число респондентов, в %

2016 г. 2017 г.

Социально-профессиональный статус 32,2 28,7

Уровень материальной обеспеченности 49,2 53,3

Социальный статус 60,3 67,4

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 17 (55) (октябрь 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Средний класс выходит из кризиса, но боится будущего»).

1 Информационной базой исследования являются репрезентативные социологические опросы, проведенные ИНСАП РАНХиГС (в 2016 и 2017 гг. опрошено по 3000 респондентов).

В целом можно заключить, что именно ситуация в сфере труда и занятости по-прежнему тормозит после острой фазы кризиса восстановительный рост численности среднего класса. В то же время если сравнивать его социальную структуру за два года, то можно отметить ее определенное оздоровление: расширилась ближняя периферия среднего класса, несколько сократилась численность нижних слоев. (См. рисунок.)

Позитивно оценивая динамику численности среднего класса (СК) в целом, рассмотрим более подробно распределение идентификационных признаков по стратификационным группам.

В 2017 г. общество разделилось, с одной стороны, на нижние слои и дальнюю периферию среднего класса, более половины представителей которых считают, что их материальное положение ухудшилось. А с другой стороны - на ядро и ближнюю периферию среднего класса, чье положение, по самооценке, либо улучшилось, либо осталось без изменений. (См. табл. 2.) Исходя из этих данных, можно предположить, что если для первой группы экономический кризис продолжается, то для второй он закончился или приближается к завершению. Здесь, правда, мы можем говорить только об общих тенденциях, поскольку, как показано в табл. 2, даже в ядре среднего класса насчитывается более пятой части его представителей, чье материальное положение за последний год ухудшилось.

Идентификационная структура работающего населения*, в % к итогу

26.3

25.8

17.5

36.1

24.5

21.9

2016 г. 2017 г.

□ Ядро ■ Дальняя периферия

□ Ближняя периферия ■ Нижние слои

* — Нижние слои — не имеющие ни одного признака среднего класса, дальняя периферия среднего класса — один признак, ближняя периферия — два признака, ядро среднего класса — полный набор идентификационных признаков.

Респондентам был задан вопрос о возможностях самореализации в сложившихся социально-экономических условиях. (См. табл. 3.) Наличие таких возможностей признает значительная, приближающаяся по численности к половине соответствующей группы, доля представителей нижних слоев. И уже начиная с дальней периферии среднего класса соответствующая доля растет, достигая 80% в ядре среднего класса, но, правда, и не превышая этот показатель.

Представления о том, что способно помочь реализовать свои возможности, разли-

Таблица 2

Динамика материального положения среднего класса, в % к итогу по строке

Идентификационные группы Материальное положение

улучшилось не изменилось ухудшилось

Нижние слои 8,0 32,2 59,8

Дальняя периферия СК 14,5 34,1 51,4

Ближняя периферия СК 30,7 45,9 23,4

Ядро СК 35,0 42,2 22,8

В целом 22,6 39,4 38,0

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА

чаются у представителей стратификационных групп. (См. табл. 4.) Мнение о значении высокого уровня образования и профессионализма объединяет всех, а готовность воспринимать и осваивать новое в гораздо большей степени выделяет представителей ядра и ближней периферии среднего класса. Так, если о необходимости осваивать инновации говорит каждый третий представитель ядра среднего класса, то в нижних слоях так считает каждый десятый.

Общие оценки перспектив собственной реализации интересно сопоставить с оценкой конкретных возможностей. (См. табл. 5.) Из приведенных данных следует, что о возможности получить новое, более востребованное образование в положительном смысле высказались более половины опрошенных. В то же время о таких возможностях, как открыть соб-

ственное дело, найти новую работу, делать крупные покупки или сбережения, респонденты рассуждают с заметно большей осторожностью - численность оценивших такие возможности положительно составляет менее половины.

При этом значительно различаются оценки представителей разных стратификационных групп. Оценки представителей ядра и ближней периферии среднего класса сближаются в том, что более 60% из них считают - сейчас хорошее время для получения образования. Однако среди представителей ядра таких заметно больше. Среди нижних слоев к такому выводу приходит значительно меньшая доля респондентов. По положительной оценке возможности делать крупные покупки и сбережения представители ядра среднего класса также обгоняют ближнюю периферию и, тем более, слои, стоя-

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Могут ли сейчас такие люди, как вы, реализовать свои возможности и устремления в жизни?», в % к итогу по строке

Идентификационные группы Могут, скорее могут Не могут, скорее не могут Затруднились ответить

Нижние слои 47,5 46,1 6,4

Дальняя периферия СК 59,6 34,4 6,0

Ближняя периферия СК 76,0 17,6 6,4

Ядро СК 80,7 14,7 4,6

В целом 66,5 27,5 6,0

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Что сейчас в первую очередь может помочь реализовать свои возможности, добиться успеха?», в % к итогу по строке

Идентификационные группы

Высокий Готовность

уровень воспринимать Аккуратность,

образования, и осваивать осмотритель-

профессиона- новые ность

лизм возможности

Умение налаживать отношения с начальством

Другое

Затруднились ответить

Нижние слои 37,3 10,8 4,4 11,8 29,6 6,1

Дальняя периферия СК 39,0 12,3 6,0 7,5 30,7 4,5

Ближняя периферия СК 41,2 23,4 5,1 9,8 17,2 3,3

Ядро СК 44,1 29,0 2,5 5,5 17,2 1,7

В целом 40,4 18,9 4,7 8,9 23,2 3,9

щие ниже на иерархической лестнице. То же можно сказать об оценке возможностей заниматься бизнесом. Ниже всего респонденты, включая ядро и ближнюю периферию, оценивают возможность смены работы.

Хотя представители ядра и ближней периферии среднего класса достаточно уверенно оценивают свои возможности в современной ситуации, значительная их часть, доходящая

до половины, испытывает страх перед будущим. (См. табл. 6.)

Группам, стоящим на нижних ступенях социальной лестницы, неуверенность в завтрашнем дне присуща в еще большей степени. Представителей ядра и ближней периферии среднего класса отличает лишь то, что среди них меньше тех, кто постоянно находится в состоянии социальной депрессии. ■

Таблица 5

Доля положительных ответов на вопрос: «Удачное ли сейчас время для того, чтобы...», в %

Идентификационные группы Получать новое образование Открывать собственное дело, заниматься бизнесом Менять работу, искать новую работу Делать крупные покупки Делать сбережения

Нижние слои 40,9 25,0 17,2 19,6 26,4

Дальняя периферия СК 54,1 31,7 15,1 27,1 37,7

Ближняя периферия СК 61,3 42,5 28,0 38,9 55,2

Ядро СК 68,4 45,6 27,7 47,7 52,9

В целом 56,3 36,6 22,4 33,3 44,2

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Испытывали ли Вы за последний год страх перед будущим?», в % к итогу по строке

Идентификационные группы Часто Иногда Редко Не испытывал страха перед будущим

Нижние слои 22,3 26,7 20,9 30,1

Дальняя периферия СК 13,9 29,9 20,8 35,4

Ближняя периферия СК 6,7 20,0 21,4 51,9

Ядро СК 7,2 28,7 22,8 41,3

В целом 12,0 25,4 21,4 41,2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.