Научная статья на тему 'Социальное самочувствие как фактор гражданской активности'

Социальное самочувствие как фактор гражданской активности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL HEALTH / SOCIOLOGY OF EMOTIONS / SOCIAL FEARS / CIVIL SOCIETY AND CIVIC ENGAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барейша А.Г.

В статье рассматривается влияние социального самочувствия на уровень гражданской активности. Анализируется проблема взаимосвязи гражданской активности и такого элемента социального самочувствия, как социальные страхи. Создание условий для благоприятного самочувствия является фактором, позволяющим преодолеть страх, недоверие, апатию, которые ограничивают гражданскую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие как фактор гражданской активности»

Барейша А.Г. ©

Студент, Смоленский государственный университет СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается влияние социального самочувствия на уровень гражданской активности. Анализируется проблема взаимосвязи гражданской активности и такого элемента социального самочувствия, как социальные страхи. Создание условий для благоприятного самочувствия является фактором, позволяющим преодолеть страх, недоверие, апатию, которые ограничивают гражданскую активность.

Ключевые слова: социальное самочувствие, социология эмоций, социальные страхи, гражданское общество, гражданская активность.

Keywords: social health, sociology of emotions, social fears, civil society and civic engagement.

В отечественной социологии изучение феномена социального самочувствия основывается на понятии «социальное настроение». Сложность социального самочувствия предопределяет многообразие подходов к его исследованию и методик прикладных измерений в социологии. Социальное самочувствие включает в себя ценностные, когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. На наш взгляд, более важным является тот факт, что социальное самочувствие - это «эмоционально-действенное состояние» (Асланова О.А.), включающее в себя волевое начало, реализующееся в различных формах активности [1, 83-84].

Исследование социального самочувствия позволяет определить настроения людей, эмоциональную доминанту в этих настроениях. А эмоции, чувства непосредственно связаны с деятельностью, могут мотивировать те или иные действия [5]. Следовательно, эмоции и чувства непосредственно связаны и с уровнем и характером гражданской активности.

Гражданскую активность можно определить как осознанное, добровольное, творческое отношение к общественно-политической и трудовой деятельности. Именно гражданская активность человека способствует гармоничному развитию личности и ее полной самореализации.

С.В. Патрушев выделяет два типа гражданской активности. Это гражданское участие и гражданское действие. Если первый тип направлен на воспроизводство существующих форм гражданского общества и его ценностно-нормативной основы, то второй - на его изменение, трансформацию [10, 25-27]. Но и в первом и во втором случаях речь идет об универсальных, базовых правах и свободах граждан.

Формы гражданского участия (по С.В. Патрушеву):

1) Индивидуальная - деятельность отдельных граждан, использующих универсальные права и свободы для решения собственных или семейных проблем;

2) Коллективная - деятельность граждан или их объединений, использующих универсальные права и свободы для решения проблем отдельных общностей граждан;

3) Общественная - деятельность отдельных индивидов или объединений граждан, использующих универсальные права и свободы для решения проблем, значимых для большинства или всех граждан.

В современной России можно выделить следующие формы гражданской активности: участие в выборах, митингах, акциях протеста, демонстрациях, волонтерство, работа в детских домах, домах престарелых, помощь бездомным и др.

Факторы, от которых зависит переход от участия к действию [10,27-28; 14; 9]:

- представлений о роли и значении гражданства, гражданского общества, особенностей взаимодействия гражданина и власти, политических институтов

- знаний о правах и свободах, правовой компетентности

© Барейша А.Г., 2014 г.

- степень открытости различных сообществ для вхождения в них новых членов

- политико-правовые, экономические, социокультруные условия реализации

гражданской активности

- наличие или отсутствие интеллектуальных, культурных, правовых, политических ресурсов у акторов, их цели, интересы, мотивы

- ограничение и сопротивление социальной системы гражданской активности (неразвитость и ограниченность публичной коммуникации, закрытость органов власти для сотрудничества, противодействие бюрократического аппарата, репрессии со стороны силовых структур, дефицит материальных ресурсов, пассивность граждан)

- уровень социального доверия, позволяющий кооперироваться для совместных действий гражданской направленности,

- толерантность, степень интеграции

- участие молодежи в местном самоуправлении

- участие в деятельности общественных негосударственных организаций, в деятельности НКО, неформальных сообществах

- восприятие молодежью своих гражданских прав, условий их реализации, гражданского общества.

Ситуация в современной России отличается низким уровнем гражданской активности населения, на что указывают как общероссийские, таки и региональные исследования [12; 6]. Г отовность участвовать в тех или иных формах социальной деятельности или в общественных объединениях, движениях обусловлена, прежде всего, интересами, социальным положением, которое предполагает ориентацию на будущее. В том случае, когда возможностей для самореализации нет, степень активности снижается.

Как подчеркивает В.В. Петухов, в современном российском обществе, несмотря на рост политической информированности, изменение отношения к различным формам гражданского участия, среднероссийский уровень активности остается примерно на одном и том же уровне. Причиной этого является отсутствие у населения легальных и институционально оформленных инструментов влияния на принимаемые решения [11, 93-94].

Невысокий уровень активности наблюдается и в группе представителей молодого поколения россиян. Например, по данным исследований Горшкова М.К. и Шереги Ф.Э., 67,8% молодежи считают, что не имеют возможности влиять на политику государства, 56,5% уверены, что не могут донести до власти свои интересы и отстаивать их, 46,1% не видят возможности вести диалог с властью по проблемам молодежи [7, 51-52].

В связи с этим возникает стремление реализовать себя в той сфере, где это в больше или меньшей степени возможно. Например, молодежь находит себя в различных других сферах жизнедеятельности, где они могут достаточно ярко себя проявить, а именно: в научной, спортивной, культурно-массовой, трудовой и общественной. По данным социологических исследований НИУ «БелГУ» (г. Белгород), проведенных в 2013 г., мотив участия большинства опрошенных молодых людей в общественных мероприятиях, культурно-массовой деятельности, научной, спортивной - это интерес. Например, основными мотивами участия в культурно-массовых мероприятиях вуза студенты называют интерес (81 %), творческую атмосферу (57 %) и желание проявить себя, самоутвердиться (45 %). Нельзя не

согласиться с выводом автором данного исследования о том, что ключевая побудительная сила роста гражданской активности молодежи - это возможности ее самореализации в тех или иных видах деятельности [13].

Исходя из сказанного, гражданскую активность можно рассматривать с точки зрения таких элементов, как когнитивный, аффективный и поведенческий. Говоря о социальном самочувствии, мы можем полагать, что все эти три элемента присутствуют и в данном феномене, но все же в большей степени в нем выражен эмоционально-волевой. От степени удовлетворенности-неудовлетворенности теми или иными параметрами социальной жизни, от степени эмоциональных переживаний по поводу неких аспектов жизни в обществе, эмоциональной окраски восприятия социальных условий зависит и активность и ее формы.

Представляется, что элементом самочувствия, который непосредственно оказывает влияние на степень и формы гражданской активности, являются социальные страхи, включенные в индекс социального самочувствия в методике Левада-центра. Страх является базовой эмоцией человека, которая возникает непроизвольно в ситуации угрозы жизненно важным потребностям [8]. Страх может выражаться в смутном беспокойстве, тревоге, но отличается от этих эмоциональных переживаний. В то же время тревогу и страх необходимо рассматривать как социально обусловленные эмоциональные переживания, непосредственно возникающие в процессе взаимодействия субъекта с условиями его жизнедеятельности [4, 60]. Сказанное применимо и к понятию «социальные страхи» [1, 84].

Будучи тесно связанными с потребностями, социальные страхи сигнализирую о наиболее актуальных потребностях [2, 168-169], а в случае невозможности их реализовать, способствуют формированию апатии, разочарования, беспомощности и социальной пассивности. Поэтому игра на социальных страхах, манипулирование ими может создавать условия для ограничения активности или, напротив, ее роста.

Определенную роль в стимулировании активности играет степень самоорганизации и готовность совместно с другими решать важные общественные проблемы. В этом случае тот, кто проявляет желание участвовать в решении таких проблем, может столкнуться действиями бюрократического аппарата или даже с административным давлением. В таких ситуациях именно социальный страх начинает играть существенную роль в стимулировании активности либо в ее прекращении. Зависимость от занятости и связанный с этим страх потерять работу ограничивает стремление к участию в гражданских мероприятиях, связанных с риском конфликта с государственными, политическими структурами. поэтому, например, участниками протеста являются люди, как правило, работающие в частных, а не государственных учреждениях, а также молодежь.

Фактором, сдерживающим или стимулирующим гражданскую активность, являются СМИ. Нагнетание атмосферы страха перед последствиями чрезмерной активности не способствует росту гражданской активности. Напротив, умело использование приемов коммуникации, играющих на страхах, направляет поведение в нужное коммуникатору русло [3, 161-162]. Так, страх перед хаосом, нестабильностью, внушаемый с помощью СМИ, способен сдерживать протестную активность, которая является одной из форм гражданской активности. Поскольку социальный страх - это феномен коллективного сознания, способный приобретать массовый характер, нужно помнить, что преобладание социальных страхов в самочувствии общества сказывается и на активности общества и отдельных социальных групп.

Как мы могли убедиться, апатия и недоверие к институтам блокируют гражданскую активность. Поэтому повышение степени гражданской активности населения определяется расширением круга доверия отдельной личности или группы к другим членам общества и общественным институтам, снижения подозрительности и настороженности. Рост гражданской активности определяется наличием в обществе легитимных каналов формирования такой активности, правовой культурой, в рамках которого такие элементы самочувствия, как социальный страх, не смогут ограничивать участие социальных групп в тех или иных видах гражданской деятельности.

Литература

1. Барейша А.Г. Социальные страхи в структуре социального самочувствия // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-4 (20). -С.83-85.

2. Баринов Д.Н. Региональная специфика социальной тревожности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - №. 8. - Серия: Философия. Социология. Культурология. -С. 165-169.

3. Баринов Д.Н. Реклама и PR как средства формирования социальной тревожности // Аспирантский вестник Поволжья. - 2008. - №5-6. - С. 160-162.

4. Баринов Д.Н. Феномен социальной тревоги: философский аспект // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2010. - №6. - С. 58-62.

5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 5-10.

6. Горшков М.К., Шереги М.Э. Молодежь в России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010.

7. Горшков М.К., Шереги М.Э. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - №1. - С. 34. / С. 5-36.

8. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2000.

9. Мерсиянова И. В. Общественная активность населения и восприятие гражданами условий развития гражданского общества. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

10. Патрушев С.В. Гражданская активность: институциональный подход (перспективы исследования) // Полис. - 2009. - №6. - С. 25-27.

11. Петухов В.В. Гражданская активность как альтернатива антидемократическому тренду российской политики // Полис. - 2013. - №5. - С. 87-99.

12. Ромашкина Г.Ф., Печеркина И.Ф. Гражданская активность молодежи Тюменского региона // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №8. - С. 144-151.

13. Рукавицына О. Социальная активность студентов вуза: механизмы стимулирования и мотивации // СибАК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7987-2013-05-25-02-00-41

14. Семенюк Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК , 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.