Научная статья на тему 'Социальное развитие современных подростков средствами спортивно-оздоровительной деятельности'

Социальное развитие современных подростков средствами спортивно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
863
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чудаева Ольга Ивановна, Бородулин Павел Сергеевич, Бусарова Светлана Вячеславовна

Данная работа посвящена вопросам социального развития современных подростков. Рассмотрен потенциал спортивно-оздоровительной деятельности, как средства социального развития в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чудаева Ольга Ивановна, Бородулин Павел Сергеевич, Бусарова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное развитие современных подростков средствами спортивно-оздоровительной деятельности»



СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чудаева Ольга Ивановна, Бородулин Павел Сергеевич Бусарова Светлана Вячеславовна, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М.Е. Евсевъева», г. Саранск

E-mail: chudaeva_olya@mail.ru

Аннотация. Данная работа посвящена вопросам социального развития * современных подростков. Рассмотрен потенциал спортивно-оздоровительной деятельности, как средства социального развития в подростковом возрасте.

Ключевые слова: социальное развитие, спортивно-оздоровительная деятельность, подростковый возраст.

Одна из центральных мыслей «Педологии подростка» Л.С. Выготского -об определяющем значении проблемы интересов для понимания развития в переходном возрасте. Закономерные процессы, происходящие в это время, подразумевают не только появление новых интересов, но и сворачивание, отмену старых, бывших актуальными в младшем школьном (по принятой в наши дни периодизации психического развития) возрасте [8].

Содержательные интересы, увлечения, стремления дают столь характерную для подросткового и юношеского периодов развития интенцию в будущее. Только на основе личных, неотчужденных интересов возможна полноценная социализация подростка, его интегрирование во взрослый мир, где царствует свобода выборов и поступков и ответственность за их последствия.

Вместе с тем сегодня можно наблюдать у подростков и юношей нарастающий дефицит интересов и увлечений. Стало типичным обращение к психологу родителей старшеклассников в связи с тотальным отсутствием каких-либо содержательных интересов у их взрослеющих детей. Родители ждут от специалиста применения особых средств, могущих определить сферу, в которой их ребенок волшебным образом найдет себя и станет с охотой и усердием учиться и трудиться.

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

о

К сожалению, эти нереалистические ожидания обычно оказываются обманутыми: никакое, даже идеально подходящее к имеющимся задаткам и способностям человека занятие не может стать для него желанным и приносящим удовлетворение, если отсутствует интерес, который мы, вслед за Л.С.Выготским, будем понимать как «...целостную структурную, динамическую тенденцию... жизненный, органический процесс, глубоко укорененный в органической, биологической основе личности, но развивающийся вместе с развитием всей личности».

Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам. Этот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений».

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь [7].

Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту.

Характерной чертой возраста является амбивалентность и

парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости - унынием, уверенности в себе - застенчивостью и трусостью, эгоизма - альтруизмом, общительности - замкнутостью, любознательности -умственным равнодушием, радикализма - консерватизмом и т. д. Елавная же задача подростка - это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию

подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка [1].

Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за

о

48

а

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

о

счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата. Известно, что пубертат - это период резкого ускорения физического развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри подросткового возраста. Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделила психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.

Первая из них, по словам Ш. Бюлер - это прелюдия к периоду психической пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны [2].

«Прелюдия» сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и легко возбудимое состояние», «физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир.

Можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятным окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.

Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» - сознательное переживание прекрасного. При

благоприятный условиях развития такими источниками радости могут стать искусство и наука. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению».

Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над

о

49

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).

Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста.

Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (1315 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

Психологические новообразования младшего возраста изменяют возможности ребенка, а, следовательно, и сферу его интересов и мотивов поведения [19].

Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.

Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но прежде всего, собственным требованиям и самооценке. Это - второй новый момент в мотивационной сфере.

Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения.

Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности. Она могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности - учебной [1].

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические

о

50

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

состояния, наиболее часто переживаемые подростками.

Первое - это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику негативной фазы психической пубертатности.

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (см. данные Ст. Холла). С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт -тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.

Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами

противоположного пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни. [1].

А какая же современная социальная ситуация подросткового возраста?

Можно сказать, что современная социальная ситуация развития детей подросткового возраста содержит в себе противоречие. Оно состоит в том, что, с одной стороны, за прошедшие несколько десятилетий произошло вполне

о

51

а

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

закономерное увеличение длительности детства, в том числе его подросткового периода. В связи с этим возраст перехода в позитивную фазу подростничества с ее новыми содержательными интересами вышел за рамки средних классов школы. С другой стороны, в обществе существует обратная тенденция - к все более раннему началу систематического обучения и, соответственно, к более раннему завершению среднего образования и переходу в высшую школу.

В результате оказывается, что современные подростки просто не успевают в период обучения в основной средней школе (5-9-й классы, 10-15 лет) пережить негативную фазу этого возраста. Кроме того, выход в его позитивную фазу затрудняется наличием преждевременных ожиданий и требований взрослых, часто порождающих дополнительную волну негативизма.

Другой вариант искажения развития - сохранение в возрасте, соответствующем подростковому периоду развития (иногда вплоть до окончания девятого класса, а то и дольше), психологических и личностных особенностей, свойственных младшему школьнику или даже дошкольнику.

При этом одни ребята остаются эмоционально позитивными, открытыми, ^ более или менее успешными в учебе и увлекающимися «детскими» занятиями (рисованием, играми, коллекционированием, домашними животными), а другие замыкаются в себе, делаются тревожными, неуспешными, у них появляются трудности в поведении и обучении [24].

Д. Абрамцева и М. Пилюгина (РГГУ) исследовали особенности мироощущения современных московских подростков. Ребятам предлагали написать несколько предложений о себе и о своих любимых занятиях, нарисовать дом, в котором они хотели бы жить через 20 лет, когда станут взрослыми, заполнить специально составленные опросники.

В результате было показано, что современные подростки зачастую не ориентированы на будущее, не строят планы, а, напротив, склонны к идеализации «безответственного» детского прошлого или того образа жизни, который они ведут в летние месяцы, на даче.

Почти все они (в той или иной степени) негативно относятся к перспективе взросления. Это, по всей вероятности, отражает защитную позицию детей по отношению к взрослым, постоянно побуждающим их к принятию на себя ответственности за свое познавательное развитие, за становление

содержательных интересов [20].

О «потерявшемся поколении», о бедственном положении и духовном нездоровье современной молодежи сказано и написано немало. Самое драматическое состоит в том, что происходит десоциализация молодежи, отчуждение ее от общественных идеалов, интересов и ценностей, от социума.

Для многих молодых людей смыслом и делом жизни становятся деньги

о

52

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

о

любой ценой, а совесть и честь перестают быть мерилом во взаимоотношениях между людьми, компасом поведения и отношений. В молодежной среде утрачивается иммунитет к псевдокультуре, к вирусам зла, насилия и низменных страстей [3].

Исследования подростков в возрасте 12 - 15 лет. Эмпирические данные позволили сделать нижеследующие выводы.

1. Увлечения современных подростков изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими.

2. Они не ориентированы на будущее, а склонны к идеализации «безответственного» детского прошлого.

3. Выделено три фазы развития интересов подростков.

4. В развитии интересов сосуществуют две тенденции - с одной стороны отмена увлечений предыдущего возраста увлечениями последующего, а с другой - преемственность между ними.

5. Принятые сегодня формы внеклассной работы ставят ребенка в центральное положение, однако ребенок при этом остается пассивным.

Деятельность будет принадлежать самому ребенку и обеспечивать его развитие только тогда, когда будет носить более субъектный характер.

Только в этом случае возможен переход на третью ступень развития творчества, обеспечивающую свободу и ответственность сознательных выборов и поступков [13].

При определении развития личности важным является положение психологии о том, что развитие личности и ее активная деятельность взаимосвязаны. Иначе говоря, развитие происходит благодаря деятельности, а характер деятельности и её эффективность определяются уровнем развития личности. Нормальная психика, то есть психика, соответствующая нормам, принятым в обществе, следовательно, обеспечивается деятельностью, формирование компетенций так же происходит в деятельности. Таким образом, в качестве способа формирования положительного опыта общественных отношений выступает деятельность. Причём деятельность в любом виде. То есть выстраивается цепочка: подросток - деятельность - развитие - личность.

К сожалению, в педагогической работе спортивно-оздоровительная деятельность не всегда используется в качестве равноправного наряду с другими средствами воспитания и развития детей. Как показал анализ изученных работ, недостаточно внимание к разработке теории спортивно-оздоровительной деятельности. Здесь прослеживается две проблемы: во-первых, возрастной аспект, т.е. обоснование спортивно-оздоровительной деятельности для детей школьного возраста, особенно подростков; во-вторых, вопрос о педагогической характеристике компонентов спортивно-оздоровительной деятельности и

о

53

а

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

механизмах ее влияния на развитие личности. Характеристика возрастного аспекта спортивно-оздоровительной деятельности непосредственно связана с трактовкой вопроса о ведущем типе деятельности и соотношения его с другими видами деятельности на разных этапах развития. Понятие «ведущий тип» или «вид» деятельности, введенное в психологическую и педагогическую науку Л.С. Выготским и разрабатываемое в дальнейшем А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и др., имеет важное теоретическое значение, ибо выявляется основы психологического развития личности. Так, по А.Н. Леонтьеву, «ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием» которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития [40].

Д.И. Фельндштейн в работе «Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста» акцентирует, что в подростковом возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации. Подросток стремиться занять социально значимую позицию в социально признаваемых и социально одобряемых общественно полезных делах. В процессе специально формируемой развернутой социально полезной деятельности подросток осознает себя и признает окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для усвоения социально значимых ценностей, самоутверждения себя как личности. Поэтому именно развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность, где разные ее виды объединены единым стержнем - мотивом пользы для людей, общества, приобретает ведущее значение в психическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом. При этом личность формируется не само по себе участие в такой деятельности, а позиция растущего человека как самостоятельного и ответственного участника этой деятельности [16].

По мнению А.В. Мудрика подросткам свойственно стремление к самореализации. Он выделяет сферы жизнедеятельности, в которых реализуется активность школьников: сфера познания, сфера предметно-практической и духовно-практической деятельности, игра, спорт, сфера общения [16].

Надо сказать, что в психолого-педагогической литературе спортивнооздоровительная деятельность изучается, главным образом, с позиции ее влияния на физическое развитие школьников.

В истории развития педагогических систем каждый педагог в обязательном порядке определял место и роль физического воспитания в процессе формирования личности. Зачастую это было на первом месте. Подтверждение этому мы обнаруживаем и в истории школы и педагогики. В

о

54

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Древней Спарте воспитание мальчиков в первую очередь предполагало формирование физически здорового, сильного и выносливого воина. Физическое воспитание осуществлялось в единстве с интеллектуальным и эстетическим воспитанием. Идеолог буржуазной революции в Англии, педагог Д.Локк сформулировал цель воспитания - воспитание джентльмена. По его мнению, воспитание джентльмена должно начинаться с физического воспитания как основного вида воспитания. Основными методами воспитания им определялись физические упражнения и закаливание. Идея формирования всесторонне и гармонически развитой личности также предполагала осуществление физического воспитания личности. Физическое воспитание рассматривалось в единстве с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания (Т. Мор, Я.А. Коменский, К. Маркс, Н.К. Крупская, Т.

Кампанелла и др.) [12].

В процессе развития и воспитания личности физическое воспитание обеспечивает укрепление здоровья, формирование санитарно-гигиенической культуры подростка. Только на этой основе могут быть решены задачи ^ умственного, нравственного и трудового воспитания подростка. «Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что мешает ему развиваться в других областях личностного становления».

Анализ учебных пособий по педагогике, теории физического воспитания позволяет сделать вывод, что авторы не выделяют в физическом воспитании содержательных элементов, имеющих отношение к личностно-развивающей роли физического воспитания. Анализ литературы по проблеме развития личности (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев и др.) позволяет нам сделать заключение, что в совершенствовании процесса социального, психического, биологического развития подростков ведущая роль принадлежит целесообразно организованной и содержательно наполненной двигательной активности, реализуемой в спортивно-оздоровительной деятельности, в ходе которой осуществляется формирование и развитие компонентов всех сторон личности [42, 35, 5].

В «Региональной комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов образовательной школы» (авторы С.И. Захаров, М.И. Варламов и др.) указано, что целью физического воспитания в школе является содействие гармоническому развитию личности. Наиболее актуальным для физического воспитания детей и юношества является укрепление физического и нравственного здоровья, формирование основ культуры здоровья и здорового образа жизни. Перед специалистами физического воспитания стоят следующие

о

55

а

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

задачи:

- формирование гармонично развитой личности школьника посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;

- укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физкультурой;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств, сознательности и самостоятельности, необходимой для проведения занятий физическими упражнениями в повседневной жизни;

- создание условий и содействие раскрытию, развитию физических и духовных, коммуникативных способностей.

Таким образом система воспитания, внешкольные и внеклассные формы занятий, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения и социального развития [4].

Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский рассматривают занятия спортом, ^ приобщение личности к спортивно-оздоровительной деятельности как фактор формирования физической культуры личности. При этом в структуре физической культуры ими выделяются следующие три компонента:

- мотивационно-ценностные ориентации личности на активно

положительное отношение к физической культуре, наличие потребности в ней.,а также наличие знаний и убеждений, обеспечивающих активность личности;

- физическое совершенство личности, определяющее состояние её физического и психического здоровья, а также её возможности активно участвовать в социально значимой деятельности;

- физкультурно-спортивной активность, которая выражается в активном участие в познавательной, коммуникативной, организационной и социальной сферах [16].

Таким образом, вышеуказанные авторы выделяют те компоненты, которые имеют непосредственное отношение к социальному развитию личности подростков. П.П. Тиссен считает, что в оценке эффективности спортивнооздоровительной деятельности важное место занимает личностный компонент -содержание мыслей, чувств, иерархия ценностных ориентаций, степень развитости интересов и потребностей, убеждений [6].

В сфере физической культуры И.Ф. Харламов, Л.И. Божович и другие выделяют следующие развивающие компоненты образования:

- физическое развитие - процесс анатомических и физиологических изменений организма подростка;

- психическое развитие - изменение протекания психических процессов,

о

56

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

включающие в себя интеллектуальное, эмоционально-чувственное и сенсорное развитие;

- развитие познавательной сферы - кроме психического включает формирование способности к познанию, самооценке, самоконтролю подростка;

- формирование способности и готовности к подчинению общественным требованиям [9].

В качестве основных положений в рамках теоретического обоснования спортивно-оздоровительной деятельности в воспитательном пространстве школы мы принимаем психологическое положение детской игры, разработанные отечественными психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным [39].

По нашему мнению, наиболее точно, определение игры сформулировано у Д.Б. Эльконина: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Автор даёт глубоко обоснованные методологические положения о социальной природе игры: «Ролевая игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему ^ «содержанию»; о том, что игра возникает не спонтанно, а формируется под влиянием воспитания, что она для ребёнка есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности; что наряду с другими отношениями к игре выделяются реальные отношения детей друг с другом, являющиеся практикой их коллективных действий» и др. Эти положения имеют значение не только применительно к ролевым играм детей, но и для теории спортивной деятельности в целом [41].

Поскольку мы рассматриваем спортивно-оздоровительную деятельность как средство социального развития современных подростков, целесообразно остановиться на том, чтобы не усложнять изложения, термины «игровая деятельность» и «спортивная деятельность» мы принимаем как идентичные, отчетливо сознавая, однако, что второе понятие может употребляться по отношению к первому как родовое [18].

Преимущества спортивно-оздоровительной деятельности заключается в следующем:

а) она является ценностно-значимой;

б) формирует навыки основ здорового образа жизни, большие физические нагрузки готовят подростка к преодолению трудностей;

в) развивает качества личности, необходимые в любом другом виде деятельности, в том числе и учебно-познавательной: умение сосредоточится на достижение цели, представить себя; концентрацию и устойчивость внимания; моторный интеллект и т.п.;

г) подросток приобретает возможность самостоятельно координировать

о

57

а

о

о

свои действия;

д) появляется ответственность не только за свои действия, но и за действия коллектива [10, 22, 17].

В процессе формирования самосознания у человека появляется определённое отношение к себе (личностный компонент). Сочетаясь со знаниями о себе (когнитивный компонент), отношение к себе образует неотъемлемую часть самосознания - самооценку человека, которая является результатом сравнительного познания себя через соотношение знаний о себе со знаниями о других или об идеальном образе личности, существующем в его представлениях. На основе результата этого процесса формируется отношение к себе: самоуважение, гордость, тщеславие, презрение, ненависть и др.

Самооценка определяет развитие мнения человека о себе как о личности, следовательно, самооценка - основополагающий компонент самосознания. Самооценка имеет ряд функций: познание субъектов себя («чего я стою»); прогностическая («что я могу»); регулятивная («что я должен делать, как себя вести») [14, 23].

Самооценка может быть адекватной (соответствующей имеющимся у человека качествам и возможностям) и неадекватной (завышенная иди заниженная самооценка). Завышенная самооценка школьника приводит к возникновению конфликта с окружающими при объективной оценке его качеств и возможностей. Заниженная самооценка сковывает активность и инициативу школьника. Все его успехи он сам считает случайными. Адекватная самооценка позволяет человеку максимально использовать имеющиеся у него возможности, полностью раскрыть свои способности.

Таким образом, формирование устойчивой и адекватной самооценки у школьников - это одна из первостепенны задач, которая относиться к решению проблем социального развития личности [29].

Особое место в психологическом обеспечении спортивно-оздоровительной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что мотивы к игре заключены в ней самой, так же и к спорту человек испытывает потребности, определяющие удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют следующую структуру:

1. Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

- потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

- потребность в эстетическом наслаждении силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

о

58

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

- стремление проявить себя в трудных ситуациях;

- стремление добиться высоких результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;

- потребность в самовыражении, самоутверждении, стремлении к общественному признанию.

2. Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

- стремление стать сильным и здоровым;

- стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

- чувство долга;

- потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности [32, 24, 38, 11].

Высокий уровень мотивации к спорту и дисциплинированность имеет такие показатели, как: строгое соблюдение установленного порядке; стремление быстро и точно выполнять данные поручения; высокая требовательность к себе и другим; общественная активность, старательное выполнение команд; уважение ^ к спортивной форме одежды; интерес к спортивной литературе, кинофильмами и телепередачам на спортивную тематику.

Низкий уровень спортивной мотивации имеет противоположные признаки, в частности стремление увильнуть от работы, невыполнение поручения, необязательность (пообещал, но не сумел), нечестность, лень, предпочтение личного служебному, стремление осуществить личные интересы за счёт товарищей, демагогия; провокационные вопросы, направленные на

дискредитацию преподавателя, тренера, капитана; постоянные на рушения дисциплины, постоянное шутовство, дурашливость.

Человек, получающий знания, умения, навыки в любой образовательной системе, является обучающимися. Современное понятие «обучающийся» сформулировано так потому, что индивид обучается сам при помощи других (тренера-преподавателя, соучеников), при этом он определяется как субъект образовательного процесса, вследствие чего ему свойственны индивидуальные личностные и деятельностные особенности. В психологии к таким характеристикам относят: индивидуально-типологические предпосылки

(задатки), способности, особенности интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровень притязаний и самооценки, особенности стиля выполнения любой деятельности (планирование, организация, точность, аккуратность и др.) и отношение к ней. В каждом возрастном периоде развития человека существует свои закономерности и психические новообразования, используя которые можно построить процесс обучения в соответствии с процессом развития.

о

59

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Мы разделяем авторский подход, что развивающее обучение, в свою очередь, способствует рационализации системы образования и повышает эффективность педагогических воздействий. Как субъект спортивной деятельности подросток определяется тенденцией к утверждению позиции собственной субъективной исключительности [31].

В свете концептуальной линии нашего исследования особо важное значение придает положению Л.С. Выготского об общей последовательности становления личности из объекта деятельности в их субъект: сначала другие люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимосвязь с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинается действовать на себя. Однако как реализуется этот механизм, чем обуславливается функционирование и развитие каждого из этих этапов? Теория и практика традиционной педагогики больше внимания уделяет первому этапу -воздействию на личность с тем, чтобы сразу привести ее к последнему - к самовоспитанию. При этом выпадают взаимосвязь с окружающими и действие воспитанника на других. Неправомерность такого подхода очевидна, поскольку ^ юный спортсмен выступает лишь как объект воспитания, а не его субъект, т.к. действует-воздействует тренер-преподаватель [20, 21].

Такой подход грешит односторонностью, при которой организационное воздействие на всегда вписывается в логику, контекст психического развития; нередко возникает дисгармония между организованным и стихийным воздействием. Этим во многом объясняется недостаточная эффективность социально-личностного самовоспитания в процессе учебно-тренировочной, спортивной деятельности. Более адекватной категорией, показывающей, что воспитание личности юного спортсмена не является односторонним процессом, является взаимодействие, т.е. взаимосвязь действий. В спортивно-

оздоровительной деятельности подросток присваивает общественную сущность объективно и предметно через взаимодействия с окружающими товарищами, тренером, коллективом; в общении - субъектно, через взаимодействие с другими людьми. Взаимодействие в педагогической системе «ученик - тренер-преподаватель - детский спортивный коллектив», таким образом, следует рассматривать как источник его активности, поскольку окружающая действительность является основным условием социального развития подростков. Таким образом, не отдельно внешние, объективные условия, и не отдельно побудительные мотивы, а их диалектическое единство, проявляющееся во взаимодействии как обмене отношений в педагогической системе «ученик -тренер-преподаватель - детский спортивный коллектив», детерминирует действия школьника. Активно преобразуя и воздействуя на других, реализуя в них свои индивидуальные, социально-значимые качества, воспитанник сам

о

60

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целенаправленно творит ту совокупность «внешних воздействий», которые впоследствии побуждают его к новой активности, деятельности. В этом преобразовании посредством взаимодействия юный спортсмен утверждает себя как человек, как личность и полностью зависит от этого взаимодействия.

В процессе социально-личностного самовоспитания нужна взаимность восприятия, понимания ценностей, действий. Для того чтобы уметь воспитывать юного спортсмена, необходима ориентация тренера-преподавателя на понимание своих учеников, для этого важной является двухсторонняя форма связи, проявляющаяся во взаимодействии как обмене социальными и личностными отношениями в целостной педагогической системе «ученик - тренер-преподаватель - детский спортивный коллектив». Именно поэтому в современной педагогике утверждается категория взаимодействия, исходящая из понимания личности как социального субъекта, активно взаимодействующего с окружающим объективным миром. Углубленное эмоционально-деятельностное отношение к подростку со стороны тренера, спортивного коллектива стимулирует возникновение и закрепление, а затем и утверждение социальноличностных компетенций, ценностных ориентаций, выступающих, в конечном счете как устойчивые новообразования [36, 39].

Таким образом, социальное развитие современных подростков

формируются по мере расширения и углубления связей и отношений юного спортсмена с другими людьми и в своем развитии детерминируются взаимодействием подростка с товарищами, тренером, детским, спортивным коллективом в процессе учебно-тренировочной деятельности. Взаимодействие как обмен отношениями в педагогической системе «ученик - тренер-преподаватель - детский спортивный коллектив» выступает сущностной характеристикой преобразующей роли спортивно-оздоровительной деятельности в развитии единства мыслей, чувств, реального поведения, мотивирующих социально-личностное становление подростка.

Взаимодействие ведет к взаимоизменению, к социально-личностному становлению личности подростка как участника взаимодействия.

Обстоятельства взаимного назначения, осуществляемые индивидом и его социальным окружением, определенными его общностями в коллективе, в группе, выделяются А.А. Бодалевым. Он констатирует, что процесс усвоения знаний, предстоящих в системе взаимодействия субъекта с объектом и не раскрывающийся как процесс максимального взаимодействия, становиться причиной отрыва изучения, познавательного развития ученика и от его развития как личности, что, в свою очередь, приводит к искусственному разрыву между процессами усвоения и воспитания. Именно во взаимодействии на основе совместной деятельности проявляются личностные свойства участников, что

о

61

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

создает необходимые условия для восприятия их другими [15].

Особенно реального взаимодействия в условиях поэтапного развития реальной контактной группы как коллектива, определения способов и характера общения при решении задач, выделении лидеров, берущих на себя распорядительные функции, были выявлены в лаборатории Л.И. Уманского. Целостная психологическая структура группы, отражающая все стороны ее жизнедеятельности, образована, согласно Л.И. Уманскому, тремя блоками подструктур. Первый, «общественный», блок состоит из подструктур

социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающих, соответственно, идеологическую, управленческую и

профессионально-деловую сферу групповой жизнедеятельности. Второй блок, названный «личностным», включает подструктуру интеллектуальной,

эмоциональной, волевой коммуникативности, отражающие «три стороны сознания входящих в группу личностей». Третий блок - блок «общих качеств»: интегративность, микроклимат, референтно сть, лидерство, интергрупповая активность. Они раскрывают через подструктуры первых двух блоков и ^ характеризуют степень, меру общей оценки группы как коллектива.

Очень важно выделение автором также того факта, что эмоциональная коммуникативность характеризует преобладающий эмоциональный настрой в группе, волевая - способность группы противостоять трудностям и препятствиям и стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях.

Спортивная группа - это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее 2 и не более 25 человек, объединённых общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.

Спортивным группам присущи некоторые особенные признаки: направленность на достижение высоких личных и командных результатов; специфичность ролевых действий; относительно одинаковой возрастной и квалификационный уровень членов; специфичность мотивов вступления в группу и присутствия в ней [25].

Управление группой, ее самоуправление обычно осуществляются как через руководителя (тренера), так и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами.

Лидер - член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы, способствуя своим примером организации и управлению группой и достижению целей наилучшим путем для ее членов. Согласно общепринятой трактовке, лидерство - это процесс управления группой

о

62

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

и организация поведения людей, которые осуществляют лидеры [34, 37].

В соответствии с принятой в психологии классификацией сфер общения различают формальных, неформальных и полуформальных лидеров.

При изучении лидерских качеств подростков следует обращать внимание на их умение планировать работу, контролировать выполнение намеченного плана, умение расставить людей, делать распоряжения, на их требовательность, умение контактировать как со старшими, так и с подчинёнными; на умение прислушиваться к мнениям других и извлекать из этого пользу для дела; на умение добиться того, чтобы работа проходила в соответствии с принятым решением, на соответствующую гибкость при уточнении таких решений, если этого требует ситуация; на умение предвидеть исход работы и увлечь людей (если надо - собственным примером).

Социально-психологический климат - степень удовлетворенности основных социальных потребностей членов спортивного коллектива. Благоприятный социально-психологический климат группы складывается: из наличия товарищества; взаимопонимания; доброжелательности и поддержки ^ (что формирует у спортсменов чувство уверенности, стимулирует проявление положительных эмоций); строгого соблюдения этических норм поведения (так как при высоком психическом напряжении и утомлении человек чаще проявляется раздражение, грубость, более подвержен апатии, вследствие чего повышается значение социально-личностных качеств).

К факторам, обусловливающим межличностные контакты в спортивной деятельности, относятся: успешность или неуспешность деятельности; уровень подготовленности спортсменов; статусно-ролевые отношения членов команды; межличностные отношения; индивидуально-психологические особенности спортсменов. Управлять общением в спортивной группе - значит управлять групповым поведением, коммуникацией в группе, совместной деятельностью ее членов, оптимизируя общение в ней. Как правило, эту работу проводит тренер-преподаватель [26].

Важной при этом оказывается педагогическая поддержка, которая по мнению педагогов, заключается в следующем:

- стимулирование стремления подростков к общению друг с другом и взаимодействию со сверстниками;

- вовлечение подростков в совместную продуктивную деятельность с другими подростками;

- акцентирование внимания на необходимости приобретения и сохранения подростком положительного опыта эмоциональных переживаний в общении и совместной деятельности.

Тезис Л.С. Выготского о необходимости учитывать при обучении два

о

63

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

уровня развития, имеет универсальный характер, и мы полагаем, что и в социальном развитии можно выделить (условно) также два уровня. Первый указывает, на что обучаемый способен в самостоятельной спортивной деятельности. Для второго уровня характерны потенциальные формы социально-личностного поведения, которые воспитанник хотя и может проявить, но лишь при условии разъяснений, требований и советов со стороны тренера, под воздействием социальных и личностных приемов или иных

способствующих такому проявлению факторов [27, 28, 30].

Первый уровень, если пользоваться терминами Л.С. Выготского, можно было бы назвать уровнем актуального социального развития, второй - зоной ближайшего социального становления. Важная функция тренера-преподавателя заключается в том, чтобы, исходя из конкретных педагогических целей и реальных возможностей того или иного ученика, без излишних задержек вводить его во все новые и новые зоны «ближайшего» развития, последовательно, при максимальной опоре на собственную активность подростка, превращая их в зоны актуального развития.

Общепризнанным является то, что личность формируется и развивается под влиянием группы (коллектива). При этом влияние группы может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительные влияние группы заключается в следующем:

- в группе индивид встречается с людьми, которые способствуют его социальному развитию;

- в группе личность усваивает принятые в обществе ценности и социальные нормы;

- в группе отрабатываются коммуникативные умения и навыки;

- в группе формируются умения оценивать свои возможности;

- в группе человек находит возможность получения положительный эмоций [33].

Итак, на основе анализа литературы по проблеме исследования можно сделать ряд выводов.

1) Спортивно-оздоровительная деятельность является фактором и условием социального развития личности современных подростков, следовательно средством, обеспечивающим формирование и развитие ценностных ориентации подростков и готовность подростка к активной совместной деятельности в коллективе.

2) Спортивно-оздоровительная деятельность, имеющая предметноценностное, деятельностно-игровое, результативное содержание, выполняя ценностно-ориентационную, эмоциональную, познавательную, творческоприкладную функции, обеспечивает удовлетворение потребностей личности в

о

64

а

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

развитии и самовоспитании.

3) Учебно-тренировочные занятия в спортивных коллективах формирует отношение к себе как к личности, самооценки и самосознания, стремление поддержать равновесие со средой окружения, обеспечивают на достижение высоких личных и командных результатов.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни : сб. ст. - М. : Наука, 1987. - С. 137-145.

2. Бальсевич, В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы спортивнооздоровительного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №3.- С. 43-47.

3. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 1983. -^ 271 с.

4. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

5. Быстрова, Т. М. К проблеме развития ведущего вида деятельности ребенка в специальной психологии / Т. М. Быстрова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 1 (5). - С. 70-73.

6. Виленский, М. Я. Физическая культура 5-7 классы / М.Я. Виленский. - М.: Просвещение, 2012г. - 204 с.

7. Виленский, М. Я. Физическое воспитание школьников / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов // М. : Педагогика. - 1989. - №12. - С. 1-19.

8. Выготский, Л .С. Собрание сочинений. Проблема возраста Т. 4, ч. 2 / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982-1984. - 426 с.

9. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2013. - 222 с.

10. Давлетшина, Г.М. Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью: гендерный подход / Г.М Давлетшина // Вестник российского университета дружбы народов. серия психология и педагогика. -2012. - № 4. - С. 154-158.

11. Доноева, Ю.Д Исследование особенностей установок на здоровый образ жизни у современных подростков / Ю.Д. Доноева // Гуманитарные науки и образование. - 2011. -№1 (5). - 103-106.

12. Дубова, М. В. Компетентность и компетенция как педагогические категории: определение, структура, классификация / М. В. Дубова // Гуманитарные науки и образование. - Саранск, 2011. - № 2. - С. 17-22.

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

о

13. Дубова, М. В. Теоретическое обоснование компетентностного подхода в общем образовании : монография / М. В. Дубова ; Мордов. гос. пед. ин-т. -Саранск, 2010.

15. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2. С. 13-17.

14. Зимняя, И. А. Компетентность человека - новое качество результата образования / И. А. Зимняя. Материалы XIII Всероссийского совещания. - Кн. 2 «Компетентность человека - новое качество результата образования». — М. :-2002. - 126 с.

15. Коломейцев, Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломойцев. - М., 1984.

26. Компетентно стный подход как способ достижения нового качества образования: материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 / координатор программы А. Каспаржак. - вариант 2-й, перераб. и доп. - М. : 2002.

17. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. - М.: Академия. - 2003. - 256 с.

18. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2т. Т.2. / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 316 с.

19. Лубышева Л. И. Современный спорт: проблемы и решения / Л. И. Лубышева // Вестник ЮУрЕУ. - 2014. - №1. - С. 12-14.

20. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе: монография / Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 152 с.

21. Марчук, Е. Е. Особенности формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе / Е. Е. Марчук // Еуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1. - С. 132-135.

22. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. / Л. П. Матвеев. - М. : ФиС, 1991. - 456 с.

23. Мешков, Н. И. Природа мотивации в контексте развития личности / Н.И. Мешков // Еуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1 (9). - С. 87-90.

24. Немов, Р. С. Психология: В 2 т. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 1994. - Т.2. - 496 с.

25. Новиков, А.М., Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : Либроком, 2010. - 280 с.

26. Орехова, Т. X. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования: монография / Т. X. Орехова. - М. : Флинта, 2011. - 353 с.

о

66

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

о

27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 488 с.

28. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. - М . : АРКТИ, 2005. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Столяров В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурноспортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева / Под общ. ред. докт. филос. наук, профессора В.И. Столярова. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2009. - 320 с.

30. Таньчева, И. В. Педагогическое сопровождение становления субъектной позиции подростка / И. В. Таньчева // Куманитарные науки и образование. -

2011. - № 6. - С. 120-123.

31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). Приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 г № 1897., опубликован 01.03.2012 г. - 50 с.

32. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации / Принят Еосударственной Думой 21 декабря 2012 г. - 404 с.

33. Фельдштейн, Д. И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения / Д. И. Фельдштейн, Э. В. Сайко // Мир психологии. - 2007. - №4. -C. 3-10.

34. Фельдштейн, Д. И. Трудный подросток: некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. - 2-е издание. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 208 с.

35. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта : учебное пособие для институтов и техникумов физ. культ. / В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.

36. Фомина, Н.А. Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста / Н.А. Фомина, В. А. Еолубева // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. -

2012. - № 2. - С. 71-76.

37. Фунина, Е.Е «Спортивная карусель» - форма приобщения детей и подростков к ценностям физической культуры и спорта / Е.Е.Фунина, С.А. Еурьянова // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2014. - № 2. -С. 87-90.

38. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.

39. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-

о

67

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. -2003. - №2. - С.58-64.

40. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

41. Prahalad С. К., Hamel G. The Core Competence of the Corporation //Harvard Business Review.Vol 68. N3. 1990. - P. 79-91.

42. White, R.W 1959, Motivation reconsidered: The concept of competence, Psychological Review. - 1959. - p. 297-333

о

о

68

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.