СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОЕКТЫ БУДУЩЕГО
SOCIAL SPACE OF THE CITY: THE FUTURE EKOLOGICHESKIEPROEKTY
Л.М. Скворцова
L.M. Skvortsova
ГОУ ВПО МГСУ
В статье речь идет о социальном пространстве городов и тех изменениях, которые происходили в отношениях человека и природы в городской среде. Выделяется проблема экологического кризиса городов, и рассматриваются проекты ее преодоления.
The article deals with the social space of cities and the changes that have occurred in the relationship between man and nature in an urban environment. Provided the problem of urban environmental crisis, and considers the projects to overcome it.
Характерный для нашего времени рост городов, например, в России горожане уже составляют большинство населения страны, вызывает повышенный интерес к социальному пространству города и происходящим в нем переменам.
В историческом плане возникновение социального пространства города знаменовало появление нового типа отношений между человеком и природой, а также переход к цивилизационному общественному устройству. Социальное пространство - специфически человеческая среда обитания, в которой человек собственными усилиями видоизменяет природную среду, создавая новую реальность, сообразно своим целям, интересам, потребностям. Безусловно, как среда обитания человека социальное пространство возможно лишь на фундаменте биосферы. Внутри этого пространства выделяется материальная «матрица» образа жизни людей в виде различных строительных сооружений, архитектурных форм, транспортных магистралей, а также устойчивых связей городского сообщества, которые реализуются в основных взаимодействиях общества и преобразованной природы, Великий зодчий эпохи Возрождения Леон Батти-ста Альберти подчеркивал: « Если мы учтем полезность и необходимость кровли и стены, то, несомненно, станет ясным, что именно они в гораздо большей степени способствовали сближению и объединению людей» [1]. Социум города включает народ, властные структуры, элементы хозяйственной и других видов деятельности, но главное организующее начало это природная территория.
Социальное пространство насыщено особыми способами человеческой жизнедеятельности, знаковыми и символическими смыслами, образцами творчества и вообще одухотворенностью, которая формирует мировоззренческие взгляды, диктует образцы поведения, воспроизводит самого человека в его социально-нравственной сущности. Социальное пространство значимо своей функциональностью.
4./2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ
В различные исторические эпохи основные функции социального пространства возобновляются при существенном изменении содержательного наполнения. К таким функциям относятся: поселенческая, хозяйственная, культурообразующая, экологическая. Каждая из этих функций не только соответствует целям социума, но и природным модификациям своей эпохи.
Поселенческая функция явилась первоначальной, когда из естественной девственной данности выделилось пространство человеческого обитания.
Сооружались жилища, обозначилась зона проживания, а затем и зона хозяйственного использования. Концентрация населения на ограниченной территории по определенным правилам и означала возникновение городов.
Уже в античности города-полисы соответствуют заранее продуманной планировке. Преимуществом пользуется прямоугольный порядок. Сетка прямоугольных улиц разграничивает структурные части города: город людей, город богов и связующее звено между ними. Город людей, нижний город, это не только жилища, учреждения, гим-насии ит. д., но и открытые природные пространства, например, агора - центр общественной жизни. Строительное оформление городов не перечеркивало близость человека к природе, в пропорции градообразующих элементов греки вкладывали не только математический или практический расчет, но и философски-духовный, эстетический и этический смысл. Даже верхний город полиса, город богов Акрополь древние греки создавали как знамение единства человека и природы, ведь боги Олимпа были сами живой активной природной силой, а мифы о них имели этологический смысл, рассказывали о происхождении мира, человека, различных предметов, ремесел, обычаев. Священная дорога соединяла Акрополь с городом людей через пропилеи - праздничные ворота, которые связывали воедино мир земной и мир небесный, Праздничное шествие повторяло движение Солнца с Востока (рождение) на Запад (угасание).
Но в храмах движение шло с Запада на Восток, что символизировало возрождение жизни.
Вписанность городских поселений в природную среду представлялась в античности закономерной, радостной и перспективной. Увлекаясь созерцательным взглядом на мир, греки не особенно ценили практику, поэтому функция хозяйства не была приоритетной. Ценилась культурообразующая функция, представленная человекоразмер-ными архитектурными формами, где воплощалось триединство пользы, прочности, красоты. Прочность и величие построек выражало единство, упорядоченность и рациональность мира.
Резкие изменения в отношениях человека и природы наступают в Новое время (17-18 вв.), когда развитие науки и техники порождает утилитарное отношение к природе. Главенствующей функцией зарождающегося капитализма становится хозяйственно-экономическая. Меняются принятые ранее ценностные ориентиры. Вектор изменений - Знание-сила, господство человека над природой, как это провозгласил философ Ф. Бэкон. До конца 19 века темпы технической деятельности еще не велики, они носят локальный характер. Природа справляется с негативными влияниями с помощью саморегуляции, а города еще комфортны для проживания. В 20 веке действие техногенных факторов возрастает до глобальных масштабов, силы самовосстановления природы недостаточны. Экологическая функция в социальном пространстве городов приобретает первостепенное, жизненно важное значение. На первый план выдвигается задача сохранения природных средообразующих компонентов.
Специалисты в области градостроительства обращают внимание на особые черты экологического кризиса в городском социальном пространстве. Все труднее находить
новые, удобные для застройки земельные участки. Все больше используются неудобные территории, подчас являющиеся историческими центрами, вторжение в которые ведет к нарушению сложившихся пространственно временных связей, в результате чего трансформируются планировочные структуры. Излишняя концентрация строительных объектов вызывает экологическое угнетение городской среды, усиливает воздействие неблагоприятных техногенных факторов на человека. Например, при одновременном воздействии различных техногенных нагрузок в условиях плотной застройки, как отмечают академик РААСН В.И. Теличенко и доцент А.Л. Большеротов, резко ухудшается состояние экосистем вследствие эффекта экологического резонанса. Причем, влияние техногенных воздействий на окружающую среду происходит не сразу, постепенно, однако при достижении критической величины концентрации строительства (недвижимости) оно возрастает скачкообразно и может привести к неуправляемому, непрогнозируемому состоянию экосистемы [2].
Экологический кризис современного города нарушает духовно-нравственные ориентиры жизнедеятельности человека. Если изменяется привычный художественный образ социального пространства, человек утрачивает свое личностное, приватное место в нем. Социальное пространство оказывается жестко подчиненным технологическим, а не человекоразмерным параметрам.
Технологические приемы коснулись всего окружения людей. Дома, улицы, здания офисов, торговые центры создаются по законам стандартизации, типизации, унификации. Вытесняется человеческое смыслонаделение, эстетическое содержание - все то, что могло бы наполнить гармоничное отношение человека к природе. Город все менее способен выполнять культурообразующую функцию, быть центром интеграции общества и гражданского сплочения. Если реальность обращена не к человеку, а лишь к техническим достижениям, личность теряет «свое» место в этой реальности, которая становится «ничейной», чуждой горожанам. Неприятие городской среды, агрессивной по отношению к жителям, оборачивается «бегством» из городов: «оседлым», переездом на постоянное жительство в сельскую местность, или «маятниковым», когда город покидается при первой же возможности свободного времени.
В настоящее время интенсивно ведутся поиски выхода из экологического кризиса городов. Создаются проекты, предусматривающие восстановление утраченного равновесия городской природной среды и деятельности человека. Многие ученые обращаются к проекту формирования ноосферы, предложенному отечественным академиком В.И. Вернадским еще в первой половине 20 века. Он считал образование техносферы, как новой оболочки земли, тупиковым типом развития. Иное дело ноосфера, сфера разума человека. Став ноосферой, биосфера превратиться в новый планетарный слой, который покажет всю мощь научной мысли. Гармония с природой потребует и гармонии общественных отношений: не должно быть войн, страданий, несправедливости, благо каждого человека возведено в ранг важнейших задач государства.
Проект ноосферы В.И. Вернадского увлекает целью гуманизировать отношение человека с природой. К сожалению, тенденции развития современного общества таковы, что ноосферный идеал, если и возможен, то в отдаленном будущем. Более реальны проекты, пытающиеся смягчить, откорректировать дегуманизирующее господство над природой. Предлагается рациональное использование сырьевых ресурсов, внедрение новых энергосберегающих технологий, оптимальные варианты теплоснабжения и т. д. Особенно привлекательны проекты « зеленого строительства».
Теоретические проекты «зеленого строительства» выдвигались еще более ста лет назад, но они воспринимались как утопические. В начале 21-го века «зеленая» архи-
4/2011 ВЕСТНИК _4/20ТТ_МГСУ
тектура обретает реальность, объединяя возможности индустриализма и природные компоненты. Какой-то прообраз «зеленого строительства» можно найти в прошлом в умении использовать садово-парковое искусство для организации городского пространства с помощью растительности. Живой, изменчивый материал природы совмещается с художественным творчеством и несет эстетическое одухотворение в отношении к естественной среде. В Москве (17 в.) возникали так называемые «русские сады». В пригородных усадьбах они сочетались с архитектурными изысками, водоемами, аллеями, скульптурами. Особенность «русских садов» - соединение декоративных убранств и утилитарных свойств: пруды - рыбные, поля - покосные, а сады - плодовые. В самой Москве практиковались «верхние сады», украшавшие высокие этажи зданий с экзотической растительностью.
Принцип «зеленого строительства» может превратить столицу в город, уютный и удобный для проживания. Ныне осуществляется давняя мечта горожанина о комфортной жизни со всеми благами цивилизации, но ближе к природе, к земле. Это касается пригородных зон, таких, как Сакраменто вблизи Балашихи. Строители возводят малоэтажную комплексную застройку с полной инфраструктурой. Каждой квартире обеспечен отдельный вход и прилагается приусадебный участок.
Для плотно заселенных городских районов взамен устаревших объектов предлагаются проекты новых зданий, экологически чистых, оборудованных системами природных источников энергии, построенных из высококачественных строительных материалов.
Во многих европейских странах ныне отмечается «взрывной» рост экологизации жизни человека во всех сферах среды обитания. С каждым моментом времени углубляется противоречие между техногенной деятельностью человека и природой. Раньше под сохранением природы понималось сохранение окружающей природной среды, сейчас стоит проблема выживания самого человека как природного существа. Эта проблема свидетельствует: ценностные основания индустриализма нуждаются в пересмотре. Все яснее осознается зависимость социального прогресса не от наращивания производства и потребления, а от доминирования духовных ценностей, утверждения нравственно-экологического отношения к природе. Развитие общества невозможно без согласия с эволюцией природы. Разрушение природных основ бытия грозит человечеству катастрофой. Думается, строители это осознали раньше других производственников.
Литература
1. Леон Баттиста Альберти. Десять книг о зодчестве. М.: Всесоюзная Академия Архитектуры. 1935. стр. 6.
2. Теличенко В.И., Большеротое А.Л. Эффект экологического резонанса при концентрации строительства (недвижимости) // Промышленное и гражданское строительство. 2010, № 6, стр. 14.
Literature
1. Lyeon Battista Alberti. Desyat knig o zodchestve. M.: Vsesoyuznaya Akademiya Arhitek-tury. 1935. str. 6.
2. Telichenko V.I., Bolsherotov A.L. Effekt ekologicheskogo rezonansa pri kontsentratsii stroi-telstva (nedvizhimosti) // Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitelstvo. 2010, № 6, str. 14.
Рецензент: МоторинаИ.Е., к.филос.н., доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана