Научная статья на тему 'Влияние техницизма на образность города и пути его преодоления'

Влияние техницизма на образность города и пути его преодоления Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
311
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЦИЗМ / ОБРАЗНОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭСТЕТИЗАЦИЯ / НАТУРАЛИЗАЦИЯ / TECHNICISM / IMAGERY / GREENING / AESTHETIC QUALITY / NATURALIZATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Захарченко Татьяна Юрьевна, Захарченко Елизавета Константиновна

В данной статье предпринята попытка исследования архитектурно-экологических проблем современного города. Распространение гомогенности и конструктивной усложненности, высокая этажность городских построек отразились на образности города, что привело к засилью так называемого техницизма. Проявление техницизма рассмотрено на примере города Магнитогорска. Выявлены положительные и отрицательные факторы техницизма. Определены пути его преодоления средствами экологизации, эстетизации и натурализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Захарченко Татьяна Юрьевна, Захарченко Елизавета Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technicizm in the city image. The impact and ways of overcoming

New achievements in the field of science and technology allowed to change the city image. The densifi-cation of the urban space, destruction of natural landscapes, originally reserved for the normalization of the required balance of life processes has led to environmental crisis. The topicality of this article was an attempt to study the architectural and environmental problems of the modern city. The main aim of our research is to determine the influence of technicism on the modern city image, and finding ways to overcome it. The problem is that the spread of homogeneity and structural complexity, high-rise buildings, reflected in the city image, and led to the dominance of the so-called technicism. However, the degradation process of urban development in our country, the widespread reduction in the number of design organizations and research institutions, which deal with urban construction, landscaping and transportation, gives rise to irritation, developing into acts of street vandalism. The novelty of this paper is that the manifestation of technicism is considered on the example of the architectural image of the Magnitogorsk town. The article discusses the ways of solving the problem, thanks to the techniques of ecologazitaion, aesthetics and naturalization. It determinates the practical significance of our research. The paper content reveals the peculiarity of the above methods urban planning practice. Ecologazitaion involves the maintenance of the ecological balance of the city by means of landscaping. The aestheticization we are understood as organized by the interpenetration of the natural and artificial, art decorative and novelty, and memorability. Naturalization acts as the integration between the open "semi-natural" areas and vertical, horizontal and inclined surfaces of buildings, architectural structures in the form of a cover from a specially selected species of plants and eco-friendly materials. This paper identified positive and negative influence of technicism on the perception of the image of the city of Magnitogorsk. Proposed ways to overcome it, by means of greening, aesthetics and naturalization.

Текст научной работы на тему «Влияние техницизма на образность города и пути его преодоления»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2017. № 26

УДК 7.017.9, 711.25.03, 72.502.7 DOI: 10.17223/22220836/26/5

Т.Ю. Захарченко, Е.К. Захарченко

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЦИЗМА НА ОБРАЗНОСТЬ ГОРОДА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

В данной статье предпринята попытка исследования архитектурно-экологических проблем современного города. Распространение гомогенности и конструктивной усложненности, высокая этажность городских построек отразились на образности города, что привело к засилью так называемого техницизма. Проявление техницизма рассмотрено на примере города Магнитогорска. Выявлены положительные и отрицательные факторы техницизма. Определены пути его преодоления средствами экологизации, эстетизации и натурализации.

Ключевые слова: техницизм, образность, экологизация, эстетизация, натурализация.

Новые достижения в области науки и техники позволили изменить образ города от естественности и природности к гомогенности (обширные плоскости из стекла и бетона) и конструктивной усложненности. Скорость возведения архитектурных построек, а в связи с этим частая смена визуального образа явились ухудшающим фактором психологического равновесия горожан. Безликие фасады многоэтажных панельных зданий, самовольная застройка общественных территорий, низкое качество строительных и дорожных работ, несоблюдение элементарных противопожарных и экологических норм, стихийное уничтожение садов и парков порождают экологический и психологический дискомфорт в городской среде и в душах людей.

Подтверждением тому является выражение: «...окружающая среда влияет на становление личности и формирование отношений в социуме, накладывая на них свой отпечаток; а отношение к окружению определяет связанные с ним ценности» [1. С. 36].

Немаловажным моментом проявления техницизма в городе является уплотнение городского пространства и как следствие уничтожение природных ландшафтов, первоначально отведенных для нормализации необходимого баланса процессов жизнедеятельности. Под строительство новых домов, а то и микрорайонов зачастую отводятся благоустроенные парки, набережные, стадионы, внутриквартальные пространства, что никак не может не отразиться на экологическом благосостоянии.

Вместе с тем происходящая деградация градостроительной деятельности в нашей стране, повсеместное сокращение числа проектных организаций и научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами городского строительства, благоустройства и транспорта, неизбежно привели к засилью так называемого техницизма. Все это порождает раздражение, перерастающее в акты уличного вандализма.

Целью данной статьи является определение влияния техницизма на образность современного города и поиск путей его преодоления.

Техницизм представляет собой процесс, в котором преобладает усиление роли архитектурно-строительных объектов, инженерных конструкций, вытесняющих полноценную среду обитания человека, природное окружение. Следует отметить, что в последнее время, ввиду их активного строительства, стало нормой разрушение природного баланса: выкорчевывание многолетних древесных пород, реконструкция ландшафтного массива, ведущие к потере гармоничного единства с природой, естественности ее восприятия. В другом случае техницизм становится следствием упрощенных взглядов на архитектуру и прилегающую к ней территорию, недооценки социальных и идейно-художественных сторон.

Вопрос техницизма в облике города является предметом многих исследователей-урбанистов: Л.Н. Авдотьина, Г.А. Малояна, Ю.А. Михалева, Т.Ф. Са-варенской, М.И. Тосуновой. И каждый из них решает эту проблему по-своему уникально. При разработке и утверждении концепции застройки градостроители и архитекторы опираются на стратегию развития города. Учитываются контент города, наличие исторических и современных архитектурных построек, характер композиционной планировки, способы благоустройства и качество заполнения рекреационного и ландшафтного пространства, геопластические особенности.

В масштабах архитектурно-градостроительной деятельности последствия строительного вторжения в природные ландшафты обнаруживаются неизбежно. Например, «...при строительстве ряда новых городов в Сибири по генеральному плану в структуре города сохранялись участки естественного лесного массива в расчете на то, что они станут озелененными территориями города. Однако по прошествии нескольких лет сохраненные в период строительства массивы постепенно погибли, так как в процессе преобразования окружающих земель изменился подход к градостроительству» [2. С. 8]. Такие же явления в меньшем масштабе можно наблюдать в повседневной архитектурно-строительной практике.

Рассмотрим подобную ситуацию на примере промышленного города Магнитогорска.

Американский ученый Стивен Коткин, работавший здесь в годы перестройки, в своей книге «Город стали» называет Магнитогорск «мавзолеем Сталина» [3. С. 17]. Город поистине является уникальным архитектурным идеологическим образцом эпохи тоталитаризма. К разработке проектов застройки были привлечены не только советские, но и зарубежные ведущие архитекторы и проектировщики: С.Е. Чернышов, H.A. Милютин, Э. Май и др. Именно в Магнитогорске была впервые полностью реализована градостроительная концепция социалистического города. На многие годы в ведущих архитектурных трудах он представлялся образцовым с точки зрения формирования городской среды.

Постепенно, с развитием новых технологий и применением их на практике градостроения, облик города все более обезличивался. Состояние городской среды имеет большое значение и должно создавать ощущение уюта, предоставлять условия комфортного проживания горожан, формировать предпосылки для привлечения в процесс развития города материальных, финансовых, интеллектуальных и духовных ресурсов. В последние несколько

лет в градостроительной политике города можно проследить попытки к решению этой проблемы. Появились новые микрорайоны, в которых можно наблюдать стремление придать облику города почти утраченную индивидуальность. Однако тенденции, не соответствующие спектру требований к качеству, доказывают обратное. Фасады исторических зданий реконструируются или приобретают отличное от других цветовое решение, при отделке применяются современные отделочные материалы, появляются достройки в виде деконструктивных элементов, что меняет первоначальный облик. А в случае размещения в здании нескольких фирм, как правило, каждый собственник оформляет принадлежащую ему часть фасада или входную группу без учета существующей архитектуры здания и без общего проектного решения, что приводит при больших затратах к отрицательному результату и уничтожению архитектурного замысла объекта, к ухудшению общего восприятия архитектурного образа города.

Стоит отметить, что вопросы благоустройства открытых, рекреационных территорий города Магнитогорска зачастую не имеют стилистического решения. Отсутствуют комплексность и системность проектных решений, привязка к концептуальной составляющей, композиционная раздробленность. Как правило, озелененные территории проходят отдельную стадию развития от архитектурно-планировочного решения, в связи с этим имеют фрагментарный характер. Развивающаяся инфраструктура новых микрорайонов оторвана от комплекса жилого массива, не защищена от ветров и выбросов проезжающего транспорта, а зеленые зоны городских микропространств представлены в виде саженцев и пустых газонов. Резюмируя вышесказанное, отметим, что многоэтажные постройки в городе Магнитогорске оголены, носят выраженный техногенный характер. Отсутствует взаимосвязь между природной средой и архитектурой, нет целостности восприятия картины города.

С нашей точки зрения, основными путями преодоления влияния техницизма на образность города являются: ^ экологизация; > эстетизация; ^ натурализация.

Рассмотрим каждое из них более подробно.

Экологизация понимается нами как процесс сохранения экологического баланса путем увеличения площади зеленого массива в рамках города и его окрестностей. Решение задач по экологическому совершенствованию окружающей среды и выбору рациональных архитектурно-планировочных решений по его застройке, архитектурных объектов разного уровня, комплексного благоустройства и озеленения территорий способствуют созданию гармоничного пространства для жителей.

Не будет лишним вновь упомянуть о значимости благотворного влияния растительности на состояние окружающей среды. Растения обогащают воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими ионами, поглощают пыль, токсичные газы, углекислый газ, смягчают климат, усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества.

В зависимости от величины города, профильности, плотности его застройки, природно-климатических особенностей целесообразно использовать разнообразный породный состав насаждений. При этом желательно оставлять предпочтение цветущим деревьям, кустарникам и растениям, что привносит декоративность и художественно-эстетическую привлекательность в образность среды.

Для промышленных окрестностей города преимущество отдается высадке древесно-кустарниковой растительности, которая обладает способностью нейтрализовать и поглощать вредные примеси. При этом важно учитывать возраст, разновидность, характер местности, уровень ее загазованности, отдаленность от жилого массива, географические, почвенно-климатические условия и др.

Природа является фактором устойчивого развития города, а ландшафтный дизайн является средством изменения качеств городской среды. На это указывают труды ученых: С.И. Ванина, А.П. Вергунова, В.А. Горохова, Л.С. Залеской, В.И. Нефедова и др.

Полагаем, что достижение экологического равновесия возможно при наличии разнообразных ландшафтных объектов в городе. Приведем их классификацию:

^ обширные ландшафтные территории (общего пользования): национальные парки, ботанические сады, дендрарии, экопарки, набережные зоны;

^ локальные ландшафтные территории (ограниченного пользования): городские парки и сады, парки отдыха и развлечений, парки для спорта и отдыха, аллеи, бульвары;

^ фрагментарные ландшафтные территории (специального назначения): дворовые территории, приусадебные участки, территории в карманах учреждений, колодцах домов (зимние сады), площадках.

Экологически организованные пространства, внося разнообразие в пространственную инфраструктуру города, смягчают агрессивное восприятие техногенных конструкций, способствуют сохранению экологического равновесия и развитию урбанизированных территорий.

Человек является частью природы. Создавая экологические уголки в городе, решается потребность взаимосвязи человека с окружающим миром. Несмотря на существование положительных моментов в плане развития и сохранения зеленых зон в городе, существуют противоречащие обстоятельства, упоминаемые нами выше.

Доминирующим фактором художественного преобразования ландшафтных территорий и элементов благоустройства городской среды можно назвать эстетизацию. Составляющими ее звеньями являются приемы достижения гармоничного взаимодействия природного ландшафта (рельефа местности, водных источников, лесных массивов) с городской застройкой, такие как:

^ организованное взаимопроникновение;

^ художественная декоративность;

^ новизна восприятия и запоминаемость.

Организованное взаимопроникновение в градостроительстве понимается нами как композиционная ясность, последовательность расстановки ланд-

шафтных и архитектурных частей целого, степень их согласованности и уровень взаимодействия. В этом смысле мы имеем в виду рациональное и грамотно спланированное средовое пространство, где историческое уживается с современностью, природное - с искусственно созданным, образуя при этом единый композиционный каркас.

Территории, отведенные под зеленые «полосы» и «пятна», являются важной и неотъемлемой частью планировки города. Обращая внимание на неблагоустроенные районы города, мы сталкиваемся с тем, что инфраструктура ландшафта разорвана и не сформирована в единый композиционный каркас. Зеленым «пятнам» и «полосам» в городах с многоэтажной застройкой не удается обеспечить комфортную среду горожан. Для достижения плавного перехода требуется восстановление существующих зеленых зон и ландшафтов, создание новых, выполняющих функции связующих звеньев, экологических коридоров и буферных зон. В этом случае мы добиваемся организованного взаимопроникновения.

Такой подход в градостроительстве несет отражение эстетической образности города и комфортность пребывания человека в микросреде. Близость человека к природе, соразмерность величины его окружения, теплые цветовые оттенки, красота созерцания вызывают гармонию и спокойствие. И напротив, находясь на огромных просторах городского пространства, ограниченного искусственно созданными несоразмерными человеку формами, свойственно ощущение тревожности и беспокойства. Таким образом, композиционный каркас города, представляющий собой переплетение упорядоченных зеленых «пятен» и «полос» с архитектурой, способно вызывать положительные эмоции и дискомфорт.

Словосочетание «художественная декоративность» означает «промежуточные» рекреационные участки ландшафта, привносящие в окружающую среду привлекательность, не столько сами по себе, сколько в сочетании с декоративными формами, монументальными произведениями искусства и сре-довым наполнением.

К таковым мы относим: ^ малые архитектурные формы; ^ геопластические ландшафтные решения; ^ декоративные свойства зеленых насаждений.

Малые архитектурные формы (МАФы) в городской среде в силу своей распространенности и разнообразия являются отражением эпохи, национальности, стилеобразования. Внедряясь в урбанизированную среду, они отождествляют техногенный мир, сближая его с природой.

МАФы имеют свою квалификацию и подразделяются на универсальные, досуговые и декоративные.

Фонтаны, партеры, куртины, инсталляции, ландшафтные конструкции, габионы, боскеты, арбоскульптура, перголы, арки, топиарное искусство, различные типы вертикального озеленения относятся к декоративным малым архитектурным формам.

Габионовые конструкции в интерьере города - явление неожиданное, но оригинальное. Используя сетчатую конструкцию из проволоки (георешетку), можно создавать различные по форме инсталляции: в виде вертикальных-

коробчатых, горизонтальных-матрасных, цилиндрических, фигурных, скульптурных инсталляций, преобразовывая с их помощью пространства. Характер заполнения коробов может быть разнообразным. Это может быть крупная галька, битый кирпич, щепа, декоративное стекло, спилы или обрезки из дерева, торф, мох, грунт, в который высаживается трава, лиановые растения. Георешетки широко используются в топиарном искусстве.

В качестве примеров, способных наглядно продемонстрировать принципы использования габионов в благоустройстве города, можно привести следующие: фигурный тип габионов «Слоны», расположенных на улице Копы-лова, и горизонтальный тип габионов у торгового центра «Июнь» в городе Красноярске (рис. 1, 2).

Самым оригинальным методом преобразования городского пространства с помощью габионовых конструкций можно назвать живые стены - ширмы (рис. 3, а, б). Возможность их применения позволяет разбить территорию на несколько функциональных, буферных зон, придать цветные очертания, внести экологические островки в среду обитания горожан. Создание живых

стен - дело затратное и кропотливое, этим объясняется их отсутствие в благоустройстве города.

Рис. 3. «Зеленые стены» Блан Патрика в Париже. Франция

Геопластические решения (реально существующие или искусственно созданные, насыпные формы, образующие многоуровневый ландшафт) в городской среде чаще всего используются в виде пешеходного пространства, мест отдыха, спортивных или смотровых площадок (рис. 4, 5).

Рис. 5. Природный ландшафт. Район Ветлужанки. Красноярск

Преобразовать городское пространство, придать ему декоративные качества можно с помощью внешней формы растений. Подразумевается целый комплекс их характерных особенностей: строение ствола и ветвей, плотность кроны, мозаика лиственного покрова, цветение, плодоношение, окраска листьев, ствола, цветов и плодов. Цветовые сочетания, композиционные вариации позволят изменить картину города, сделать её более оригинальной.

Новизну восприятия и запоминаемость художественно-эстетической образности современного города мы соотносим с проекционными технологиями (ЗБ-видеомэппинг). Изучением вопросов световой архитектуры в городской среде занимались такие ученые, как И.А. Азизян, Н.М. Гусев, В. Келер, В. Лукхардт, В.Г. Макаревич, Н.В. Оболенский, Н.И. Щепеткова и др. Стоит отметить, что на современном этапе развития города проекционные технологии у многих лишь на слуху. Несмотря на новизну данного направления, оно с каждым годом становится все более популярным и востребованным. Кроме того, этот вид деятельности воспринимается жителями города с большим интересом. Технология ЗБ-видеомэппинга далека от естественности и является в большей степени флагманом техницизма, нежели природосообразно-сти. Однако в своей статье мы интерпретируем это иначе. Совершенно ясно то, что архитектурные сооружения, инженерные конструкции и природные ландшафты за счет спецэффектов приобретают иной характер, преображаются. В этом вопросе мы предлагаем ориентироваться не на индивидуальный характер, а прежде всего рассматривать данное явление как комплексное решение.

Многочисленные исследования указывают на то, что ЗБ-видеомэппинг вывел на новый уровень искусство в целом, в том числе архитектурный, ландшафтный, аквадизайн, и заставил переосмыслить его суть в системе традиционных методов проектирования.

Использование интерактивности позволяет привлечь к объектам жизнедеятельности неограниченное количество пользователей в любое время суток, в том числе и ночью, что является большой редкостью. Архитектурный

видеомэппинг позволяет избежать загруженности фасадов зданий рекламой, вывесками, но подчеркнуть лишь его красоту и оригинальность, простоту и легкость. Примеры архитектурного видеомэппинга представлены на рис. 6, 7.

Рис. 6. «Рождество в Нью-Тайбэе», Эдриаи Го. Великобритания. 2016

Рис. 7. Ночной г. Мальме, Johan Moritz. Швеция

Ландшафтный видеомэппинг применим в качестве инструмента по реализации проектных идей в оформлении ландшафтных территорий. Интерактивные технологии позволяют работать как с отдельными изображениями, так и по разработанному сценарию, создавая клоны разгуливающих людей, сказочных персонажей по парку, улице (рис. 8, а, б).

б

Рис. 8. «Камбоджийские деревья» в Париже, Клемент Бринд. Франция

Применение проекционных технологий позволит избежать загромождения ландшафта малыми архитектурными формами. При этом выразительными становятся лишь тропы, дорожки и зелёные зоны. Акцент на естественном ландшафте днем, дополненный проекциями живой и неживой природы, видеоперсонажами и героями разворачивающего сценария в вечернее время суток, возможно, позволит облегчить психологическое напряжение жителей города, изменить подходы к организации досуга горожан.

Мы предлагаем не ставить малые архитектурные формы в виде стел, скульптур, инсталляций, которые со временем устаревают, требуют ухода, утрачивают эстетический вид, а лишь дополнить существующие средовые пространства новым смыслом.

Следующим приемом создания новизны восприятия действительности является аквамэппинг. Аквамэппинг в городе относится к ряду феноменов, креативных и неизвестных многим жителям. Однако с помощью 3Б-ви-зуализации возможна трансляция самых неожиданных сюжетов (рис. 9, 10). «Проекционное шоу представляет собой «интеграцию видеоискусства и 3 Б-технологий, заключающуюся в создании 3В-проекции на физический

объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве, при художественной модификации которой с помощью аудиовизуальных средств у зрителя возникает аудиовизуальная иллюзия» [4. С. 21].

Рис. 9. Световое шоу «Odaiba water illumination». Токио

Рис.10. Фонтан, сквозь который можно пройти, рядом ЦДХ. Москва. Концепция бюро Wowhaus и «архитекторы асс»

Под натурализацией в контексте данной статьи мы понимаем экологичность материала, используемого в строительстве зданий и благоустройстве города.

Здесь в первую очередь хотелось бы предложить интеграцию открытых «полуприродных» территорий и имеющихся зданий и сооружений. Под открытыми «полуприродными» территориями подразумеваются зимние сады, расположенные под стеклянным куполом в колодцах зданий и между ними, оранжерейные переходы и велодорожки в теплых остекленных переходах, представляющих систему перетекающих пространств, ведущих к открытым

рекреационным пространствам и экологическим уголкам города. Это своего рода переплетение функционально-специализированных каркасов городской ткани с ландшафтными решениями и средствами озеленения [5].

Второй момент - это натурализация застройки, под которой подразумевается создание и содержание на любых поверхностях зданий и сооружений - вертикальных, горизонтальных и наклонных - растительного покрова из специально подобранных видов растений, соответствующих местным географическим условиям, градостроительным характеристикам, а также параметрам конкретного строительного элемента [5]. Примеры натурализации застройки приведены на рис. 11, а, б.

б

Рис. 11. «Зеленые стены» Блан Патрика в Париже. Франция

Последние научные изыскания, проведенные в сфере зеленой урбанистики, позволяют исключить пагубное влияние растений при размещении их на фасадах и крышах зданий, благодаря новейшим разработкам строительных материалов, стойких к влиянию корневой системы размещенных на них растений.

Главным положительным аспектом натурализации является увеличение озелененной площади города в контексте прогрессирующего уплотнения его ткани как комплексной, так и точечной застройки. В конечном итоге мы преследуем цель не уничтожить, но сохранить и улучшить существующее про-

странство, не нанося большой вред архитектурному облику города. Тем самым организовать пространство, «...стимулирующее к обогащению нравственными ценностями, опыту открытия новых знаний, побуждающее к развитию потенциальных возможностей людей, способных создать в будущем идеальныйгород» [6. С. 3-5].

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что в эпоху глобализации и высоких технологий происходит изменение городской среды зачастую в ущерб экологической составляющей. Отсутствие необходимого количества зеленых насаждений в зонах проживания и их окрестностях, уплотнение городской застройки, повышенная гомогенность, конструктивная усложненность, обезличенность фасадов многоэтажных панельных зданий, самовольная застройка явились факторами, характеризующими техницизм, ныне широко преобладающий в образности города Магнитогорска. Ввиду этого нами были рассмотрены альтернативные пути его преодоления средствами экологизации, эстетизации и натурализации. Этот фактор отчасти оказался побудительным мотивом для обращения к рассматриваемой проблеме. Предложенные же пути преодоления нарастающего влияния техницизма на образ города Магнитогорска требуют дальнейшей разработки и нуждаются в серьезной работе городских властей, общественности, градостроительных советов.

Литература

1. Захарченко Т.Ю. Проблема эстетической ценности средового дизайна / Т.Ю. Захарченко, Е.К. Захарченко // Вестник науки и творчества : матер. международных мероприятий Общества нау-киитворчества (г. Казань) зафевраль 2016 г. / под общ. ред. C.B. Кузьмина. Казань, 2016. С. 35-41.

2. Микулина Е.М. Архитектурная экология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.М. Микулина, Н.Г. Благовидова. М. : Изд. центр «Академия», 2013. 256 с.

3. КазариноеаВ.И. Магнитогорск / В.И. Казаринова, В.И. Павличенков М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. 248 с.

4. Грунчееа Е.В. Эволюция экранного искусства: от немого кино к 3Э-видеомэппингу // Вестник Челябинской академии культуры и искусства. 2016. № 3. С. 20-24.

5. Баженов A.B. Креативное пространство городов России [Электронный ресурс] // Архитек-тон: Известия вузов. 2016. № 56. Декабрь. URL: http://archvuz.ru/cont/1848 (дата обращения: 27.02.2017).

6. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 176 с.

7. Оболенский Н.В. Руководство по проектированию архитектурного освещения застройки в центральной части и исторических зонах Москвы. М., 1997. 179 с.

8. Сад в городе: благотворительный фонд садовой терапии и создания развивающей эко-среды для детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: http://www.sadvgorode.ru (дата обращения: 27.02.2017).

9. Филин В.А. Экология визуальной среды города // Экология и жизнь. 2015. № 7. С. 50-54.

10. ЯкубовХ.Г. Экологический мониторинг зеленых насаждений в Москве. М.: Стагирит-Н, 2005. 264 с.

11. Видеомаппинг. Игры света [Электронный ресурс] // Новости архитектуры и дизайна. 2011. URL: http://www.arhinovosti.ru/2011/11/21/video-mapping (дата обращения: 27.02.2017).

12. Brandi U. Geissmar-Brandi C. Light for Cities // Birkhauser. Basel-Boston-Berlin. 2007.

13. Proffesional Lighting Design. 2000-2010.

Zakharchenko Tatyana Y., Zakharchenko Elizaveta K Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected], [email protected]

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2017, № 26, pp. 43-57.

DOI: 10.17223/22220836/26/5

TECHNICISM IN THE CITY IMAGE. THE IMPACT AND WAYS OF OVERCOMING

Key words: technicism, imagery, greening, aesthetic quality, naturalization.

New achievements in the field of science and technology allowed to change the city image. The densifi-cation of the urban space, destruction of natural landscapes, originally reserved for the normalization of the required balance of life processes has led to environmental crisis. The topicality of this article was an attempt to study the architectural and environmental problems of the modern city. The main aim of our research is to determine the influence of technicism on the modern city image, and finding ways to overcome it.

The problem is that the spread of homogeneity and structural complexity, high-rise buildings, reflected in the city image, and led to the dominance of the so-called technicism. However, the degradation process of urban development in our country, the widespread reduction in the number of design organizations and research institutions, which deal with urban construction, landscaping and transportation, gives rise to irritation, developing into acts of street vandalism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The novelty of this paper is that the manifestation of technicism is considered on the example of the architectural image of the Magnitogorsk town. The article discusses the ways of solving the problem, thanks to the techniques of ecologazitaion, aesthetics and naturalization. It determinates the practical significance of our research. The paper content reveals the peculiarity of the above methods urban planning practice.

Ecologazitaion involves the maintenance of the ecological balance of the city by means of landscaping. The aestheticization we are understood as organized by the interpenetration of the natural and artificial, art decorative and novelty, and memorability.

Naturalization acts as the integration between the open "semi-natural" areas and vertical, horizontal and inclined surfaces of buildings, architectural structures in the form of a cover from a specially selected species of plants and eco-friendly materials. This paper identified positive and negative influence of technicism on the perception of the image of the city of Magnitogorsk. Proposed ways to overcome it, by means of greening, aesthetics and naturalization.

References

1. 1. Zakharchenko, T.Yu. & Zakharchenko, E.K. (2016) Problema esteticheskoy tsennosti sredo-vogo dizayna [The problem of aesthetic value of environmental design]. In: Kuzmin, S.V. (ed.) Vestnik nauki i tvorchestva [Bulletin of Science and Creativity]. Kazan: [s.n.]. pp. 35-41.

2. Mikulina, E.M. & Blagovidova, N.G. (2013) Arkhitekturnaya ekologiya [Architectural ecology]. Moscow: Akademiya.

3. Kazarinova, V.I. & Pavlichenkov, V.I. (1961) Magnitogorsk [Magnitogorsk]. Moscow: Gos. izd-vo literatury po stroitel'stvu, arkhitekture i stroitel'nym materialam.

4. Gruncheva, E.V. (2016) Evolution of screen art: from silent film to 3D-videomapping. Vestnik Chelyabinskoy akademii kul'tury i iskusstva - Culture and Arts Herald. 3(47). pp. 20-24. (In Russian).

5. Bazhenov, A.V. (2016) The creative space of Russian cities. Arkhitekton: Izvestiya vuzov - Ar-chitecton. Proceedings of Higher Education. 56. [Online] Available from: http://archvuz.ru/cont/1848. (Accessed: 27th February 2017). (In Russian).

6. Plotnikova, E.B. (2010) Vospityvayushchee obuchenie [Educational training]. Moscow: Akademiya.

7. Obolenskiy, N.V. (1997) Rukovodstvo po proektirovaniyu arkhitekturnogo osveshcheniya zas-troyki v tsentral'noy chasti i istoricheskikh zonakh Moskvy [A Guide to Designing Architectural Lighting for Buildings in the Central Part and Historical Areas of Moscow]. Moscow.

8. Sadvgorode.ru. (n.d.) Sad v gorode: blagotvoritel'nyy fond sadovoy terapii i sozdaniya razvivayu-shchey ekosredy dlya detey, pozhilykh lyudey i lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Garden in the city: Charity fund for garden therapy and creating an environment for children, the elderly and people with disabilities]. [Online] Available from: http://www.sadvgorode.ru. (Accessed: 27th February 2017).

9. Filin, V.A. (2015) Ekologiya vizual'noy sredy goroda [Ecology of the city visual environment]. Ekologiya i zhizn'. 7. pp. 50-54.

10. Yakubov, Kh.G. (2005) Ekologicheskiy monitoring zelenykh nasazhdeniy v Moskve [Ecological monitoring of green spaces in Moscow]. Moscow: Stagirit-N.

11. Arhinovosti.ru. (2011) Videomapping. Igry sveta [Video mapping. Games of light]. [Online] Available from: http://www.arhinovosti.ru/2011/11/21/video-mapping. (Accessed: 27th February 2017).

12. Brandi, U. & Geissmar-Brandi, C. (2007) Light for Cities. Basel - Boston - Berlin: Birk-hauser Architecture.

13. Proffesional Lighting Design. 2000-2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.