Научная статья на тему 'Социальное проектирование туристской активности горожан'

Социальное проектирование туристской активности горожан Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
471
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛУБЫ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТУРИСТЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ ТУРИСТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / TOURISM / TOURIST ACTIVITIES / TOURIST CLUBS / TOURIST INFRASTRUCTURE / INDIVIDUAL TOURISTS / CORPORATE TOURISTS / SOCIAL PLANNING / SUBJECTS OF SOCIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Новгородцева А.Н., Лебедкина П.В.

В статье анализируются механизмы и субъекты социального проектирования туристской активности горожан. Проектирование в туристической сфере рассматривается в двух аспектах: относительно организованного и стихийного туризма, с чем и связано выделение трех уровней субъектов проектирования: это, во-первых, государственные органы и туристическая инфраструктура (как субъекты организованных форм туризма), во-вторых, турфирмы и, в-третьих, корпоративные или индивидуальные туристы (как субъекты стихийной формы туризма). Новизна работы состоит в том, что в ней обосновано комплексное понятие туристской активности, продемонстрированы ее ресурсы и возможности проектирования отдельных туристических проектов туров, походов, с учетом взаимодействия туристов с различными субъектами. Объединив указанные уровни организации и субъектов, авторы сумели выделить шесть типов туристской активности: типы 1 и 2 туристы, которые пользуются услугами организаций, агентов в разной степени, типы 3 и 4 те, кто предпочитают совершать туристические поездки и походы в рамках деятельности туристических клубов города, типы 5 и 6 индивидуальные туристы, которые предпочитают самодеятельные типы туризма и готовы самостоятельно проектировать свой маршрут, ресурсы для совершения небольшой поездки или даже реализации кругосветного путешествия. В целом это позволяет адекватно анализировать туристические потоки и особенности мобильности туристов XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Новгородцева А.Н., Лебедкина П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social planning of citizens’ tourist activity

This article analyzes the mechanisms and subjects of social planning of residents ’ tourist activity. The planning in the tourism sector is considered in two aspects, concerning organized and spontaneous, and that is why it results in the separation of three levels of planning subjects: the first, public authorities and tourist infrastructure (as subjects of organized forms of tourism), the second travel agencies and the third corporate or individual tourists (as subjects of natural forms of tourism). The novelty of this work is that it substantiates the concept of an integrated tourist activity and demonstrates its resources and the possibility of planning individual tourist projects like tours, trips, taking into account the interaction of tourists with different subjects. By combining these levels of organizations and subjects, the authors are able to identify six types of tourism activity: the types 1 and 2 are tourists who use the services of organizations and agents in different degrees, types 3 and 4 are those who prefer to make trips and hikes in the framework of city tourist clubs ’ activities, types 5 and 6 are individual tourists, who prefer active types of tourism and are able to plan their own routes, the resources for making small trips or even the round-the-world journey. In general it allows making of an adequate analysis of tourist flows and characteristics of the XXI century’s tourists ’ mobility.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование туристской активности горожан»

А.Н. Новгородцева, доцент, кафедра прикладной социологии, П.В. Лебедкина, магистр, выпускник Департамента политологии и социологии,

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, a.n.novgorodtseva@urfu.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОРОЖАН

В статье анализируются механизмы и субъекты социального проектирования туристской активности горожан. Проектирование в туристической сфере рассматривается в двух аспектах: относительно организованного и стихийного туризма, с чем и связано выделение трех уровней субъектов проектирования: это, во-первых, государственные органы и туристическая инфраструктура (как субъекты организованных форм туризма), во-вторых, турфирмы и, в-третьих, корпоративные или индивидуальные туристы (как субъекты стихийной формы туризма). Новизна работы состоит в том, что в ней обосновано комплексное понятие туристской активности, продемонстрированы ее ресурсы и возможности проектирования отдельных туристических проектов - туров, походов, с учетом взаимодействия туристов с различными субъектами. Объединив указанные уровни организации и субъектов, авторы сумели выделить шесть типов туристской активности: типы 1 и 2 - туристы, которые пользуются услугами организаций, агентов в разной степени, типы 3 и 4 - те, кто предпочитают совершать туристические поездки и походы в рамках деятельности туристических клубов города, типы 5 и 6 - индивидуальные туристы, которые предпочитают самодеятельные типы туризма и готовы самостоятельно проектировать свой маршрут, ресурсы для совершения небольшой поездки или даже реализации кругосветного путешествия. В целом это позволяет адекватно анализировать туристические потоки и особенности мобильности туристов XXI века. Ключевые слова: туризм, туристская активность, туристические клубы, туристическая инфраструктура, индивидуальные туристы, корпоративные туристы, социальное проектирование, субъекты социального проектирования.

Современное общество - динамично развивающаяся система, в которой источники изменения и сам процесс изменения могут иметь как стихийный, так и целенаправленный характер. Целенаправленные изменения - это результат проектирования. Изменения могут происходить в различных объектах, сферах бытия общества. Изменения в политической и экономической сферах (в частности, становление гражданского общества, развитие рыночной экономики, глобализация, туризм) всегда затрагивают в том числе социокультурные процессы и явления, особенно в ситуации формирования меха-

низмов регулирования общественных отношений, направления активности населения. В целом проектирование как технология управления всегда является актуальной задачей для разных субъектов процесса. В рамках данной статьи представлены результаты анализа субъектов и характера организации в процессе социального проектирования туристской активности горожан.

Для концептуализации понятия «туристская активность» необходимо выделить основные особенности обозначаемого им феномена. В этой связи обратимся к ряду теоретико-методологических подходов при

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

анализе таких дефиниций, как «активность» и «туризм».

«Социальное действие», «деятельность» и «активность» - три основных понятия, ко -торые выделяют в со- -

циологии при анализе проявлений актора. Эти понятия имеют значительные отличия в содержании, характерны для разных национальных социологических традиций. Концепция социального действия берет начало в работах Макса Вебера и развивает европейскую традицию понимания действия, где выделяются четыре его основных типа: целерациональное, ценностнораци-ональное, аффективное и традиционное действие. Активистско-деятельностный подход использовали такие зарубежные ученые, как П. Бурдье, Т. Парсонс, П. Штомпка и др.

В отличие от европейских социологов советские ученые в большей степени уделяли внимание не действию, а деятельности и ее соотношению с активностью. Из отечественных авторов для нас актуальны работы Е.А. Ануфриева, В.Х. Беленького,

В литературе нередко встречается понятие «туристская активность», под которой понимается характер туристического спроса, особенности туристического потока. На наш взгляд, в данном случае туристская активность является объектом воздействия рекламы, системы продвижения и пропаганды различных субъектов туриндустрии.

Т.И. Заславской, Е.Г. Комарова, Л.П. Станкевича, В.А. Ядова. Особенностью деятель-ностного подхода является рассмотрение деятельности в рамках социологии труда, — то есть как общественно полезной практической деятельности.

Можно выделить три позиции в исследованиях активности. Первая группа исследователей (Е.А. Ануфриев, Л.П. Станкевич) полагают, что активность является мерой деятель-ности1. В рамках второго подхода (В.Х. Беленький, Е.Г. Комаров) предполагается связь активности с понятием «самодеятельность»2. Активность, по мнению приверженцев данного подхода, - это свободная деятельность, не навязанная извне, а внутренне необходимая для человека, группы, коллектива, выражаемая в их самодеятельности. Третье понимание причин активности личности предложили представители критической теории, или Франкфуртской школы (Т. Адор-но, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер). В результате исследований они пришли к заключению,

что снижение активности человека проис- ние транспортной сети, создание рабочих

ходит в результате трансформации мировоз- мест, разработка новых туристических услуг

зренческих позиций социума3. и маршрутов. Следовательно, туристская

В связи с вышесказанным подчеркнем, активность, с одной стороны, может рас-

что активность в рамках данной работы рассматривается в трех ипостасях: как явление, как состояние и как отношение; как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

Отметив ключевые характеристики понятия «активность», далее сформируем понятие «туристская активность», выделив его связь с видами туризма (организованный, самодеятельный или стихийный), туристическими рынком и спросом, инфраструктурой.

При анализе туризма как сложного социального, культурного и экономического явления мы опирались на идеи, изложенные в работах, И.В. Зорина4, Е. Н.Ильиной5, E.H. Покровского6.

Подчеркнём, что в литературе нередко встречается понятие «туристская активность», под которой понимаются характер туристического спроса, особенности туристического потока (выбор туров, особенности потребительского поведения в туризме разных социальных групп). На наш взгляд, в данном случае туристская активность является объектом воздействия рекламы, системы продвижения и пропаганды различных субъектов туриндустрии: турфирм, гостиниц, санаториев и так далее. А также это объект воздействия различных государственных программ7, в рамках которых проектируются новые маршруты для развития внутреннего туризма или новых торговых и международных отношений.

Важно учитывать, что понятие «туризм» включает в себя не только мобильность, но и процесс преобразования социальной реальности и самого человека, его потребностей и познавательной активности. То есть последствиями роста туристской активности становятся развитие инфраструктуры, увеличение числа услуг и расшире-

Понятие «туризм» включает в себя не только мобильность, но и процесс преобразования социальной реальности и самого человека, его потребностей и познавательной активности.

сматриваться как процесс и мера освоения туристами туриндустрии, что присуще организованным формам туризма. С другой стороны, возможна концепция туристской активности, вытекающей из принципов социальной активности как характеристики степени и меры персонального воздействия туриста на предмет и процесс (исходя из целей субъекта и его свободной воли). Такое определение туристской активности в большей степени подходит для самодеятельного туризма.

На основе проведенного анализа нами сформулировано следующее определение: туристская активность - это особый вид деятельности туриста, включающий все этапы туристской поездки (в том числе этап выбора, этап реализации и этап рефлексии после поездки), направленный на материальное и моральное преобразование окружающей действительности и самого актора.

Для более полного понимания многомерности и разнообразия туристской активности рассмотрим особенности туристской активности на различных уровнях туристской деятельности. На рисунке обозначено, какие возможности и ресурсы может использовать турист при различной степени включенности в организацию туристической поездки.

На данном рисунке представлены, по сути, элементы и ресурсы социального проектирования разных субъектов и типов туризма. В данном случае выделено два подхода в анализе социального проектирования туристской активности: первый - по субъектам, второй - по характеру организации.

Сначала обратимся к различным субъектам социального проектирования туристской активности. Традиционно выделим три уровня: макро-, мезо- и микро-.

Чаще всего специалисты затрагивают вопросы государственного регулирования (макроуровень) и проектирования в туристи-

Организованный туризм Субъекты туристической инфраструктуры: госорганы, туроператоры, турагентства Виды туристской активности

Организованная Стихийная

1 Покупка готового тура Покупка отдельных компонентов тура 2

Восприятие объекта

Как стратегическое планирование для организации тура, маршрута Как инструмент для создания проекта поездки

Ресурсы

Все возможности туристской индустрии Выбранные элементы туристской индустрии

Взаимо связь с программами развития туризма (госрегулирование) Свободный выбор

Неорганизованный туризм (самодеятельный) Субъекты -турклубы 3 Туристические походы, спортивные мероприятия; члены турклуба (членство, идентификация, субкультура) Разовое участие, «сочувствующие» 4

Восприятие объектов

Стратегическое планирование для организации тура, маршрута, физическая и медицинская подготовка Как инструмент для совершения маршрута

Ресурсы

Туриндустрия и ресурсы турклуба Выбранные элементы и туринду-стрии, и турклуба

Взаимосвязь с субъектами, на базе которых организуется (от корпоративного субъекта), программами (госрегулирование) Свобода выбора, но ограниченная направлением развития турклуба

Субъекты: туристские группы,индивидуальные туристы 5 Корпоративные выезды / туристские группы (согласование с субъектами организации) Индивидуальная траектория 6

Формирование бюджета

Ресурсы

Туриндустрия Свобода выбора

Свобода выбора, ограниченная подключением к субъектам организации

Особенности организованной и стихийной туристской активности

ческой сфере, реализуемого через программы развития туризма РФ и его субъектов. В данном случае основными субъектами проектирования являются государственные органы, а далее - все включенные в систему субъекты туристической инфраструктуры, в том числе туроператоры и турагенты.

Процесс проектирования на мезоуров-не связан с выделением таких субъектов, как общественные организации в виде туристических клубов. На данном уровне могут быть рассмотрены и любые другие субъекты проектирования организованных форм

туризма, не включенные в системные связи и не подчиняющиеся логике развития определенных государственных программ (например, в рамках корпоративного туризма).

Микроуровень социального проектирования связан с инициативой и деятельностью конкретных туристов или их групп. Все это реализуется в рамках самодеятельного группового или индивидуального туризма, характеризующегося формированием маршрута и использованием ресурсов туристической инфраструктуры (гостиниц, перевозчиков, туристических объектов).

Далее выделим характеристики социального проектирования, исходя из двух типов организации туризма: организованного и стихийного. Такое выделение позволит обозначить 6 типов туристской активности: от наиболее пассивного (тип 1) до максимально активного (тип 6).

Тип 1. Суть его - покупка готового тура, следование всем инструкциям и разработанному маршруту. В рамках организованного туризма турист обращается в специальные туристские организации, к туропрерато-рам и турагентствам, которые предлагают определенный пакет услуг, так называемый готовый тур (организация дороги, проживания и развлекательно-познавательной программы). В этом случае турист не включен в разработку и формирование туристской услуги и воспринимает ее как готовый план к действию. Следовательно, турист не выступает участником проектной деятельности туристической фирмы или туроператоров, разрабатывающих конкретные направления взаимодействия с другими участниками тур-индустрии.

Тип 2. Субъект тот же - турагентства. Но в данном случае учитываются характеристики стихийной туристской активности, которая может проявляться в покупке только части тура при возможности самостоятельно сформировать другие компоненты (например, бронирование через турагентство только проживания в отеле, но далее самостоятельное проектирование маршрута и посещение достопримечательностей). Здесь турагентство играет уже не стратегическую роль, а инструментальную, как способ достижения цели - персонального воздействия на процесс создания проекта туристической поездки.

При интенсивном взаимодействии стихийных туристов и организованных агентов могут возникать интересные продукты. Так, появляются в перечне услуг турфирм новые маршруты, новые условия туристической поездки (к примеру,

При интенсивном взаимодействии стихийных туристов и организованных агентов могут возникать интересные продукты. Так, появляются в перечне услуг турфирм новые маршруты, новые условия туристической поездки. При этом турист может использовать все ресурсы туристской индустрии, предоставляемые в рамках организованной поездки.

предлагаются индивидуальные туры, туры выходного дня и иные). При этом турист может использовать все ресурсы туристской индустрии, предоставляемые в рамках организованной поездки.

Далее рассмотрим субъектов неорганизованного/самодеятельного туризма: это турклубы и туристические группы или индивидуальные туристы.

Тип 3. Туристская активность в рамках турклуба подразумевает большую включенность туриста в организацию туристской поездки или похода. Здесь происходит вовлечение в деятельность клуба, не всегда непосредственно связанную с организацией и реализацией туристской активности, формируются внутриклубные ценности, своя субкультура. Члены турклуба совместными усилиями организуют (проектируют) и реализуют походы, используя внутренние ресурсы турклуба и внешние ресурсы индустрии туризма. Каждый поход становится уникальным проектом клуба.

Отметим некоторые особенности. Ту -ристские клубы - это добровольные объединения, которые контролируются только кор -поративными агентами. Существует марш-рутно-квалификационная комиссия (МКК), которая «выпускает на маршрут», следит за уровнем квалификации участников похода для обеспечения большей безопасности, но регистрация в МКК не обязательна. Выделим три вида агентов, которые включены - в процесс проектирования туристской активности горожан - членов турклубов: первый - государственные органы, второй - корпоративные агенты, третий - неформальная группа. Приведем примеры туристических клубов, которые действуют в городе Екатеринбурге. Пример агентов первого вида -= МБУ «Спортивно-туристский клуб»8, который является наиболее формальной организацией, подведомственной Министерству культуры, спорта и туризма, что означает более четкое следование

планам и программам, заявляемым государственными структурами. Пример агента второго типа - Турклуб имени В.М. Морозова / Турклуб «Романтик» при УрФУ9, который имеет выгоды от сотрудничества и взаимодействия с университетом в виде возможностей пользоваться помещением и расширять ряды членов благодаря привлечению интересующихся из числа студентов и сотрудников университета. Пример агента третьего вида - турклуб «Уральские тропы»10 (группа активных и заинтересованных туристов), площадками которого являются сайт в Интернете и группы в социальных сетях, что позволяет им быть более мобильными и обеспечивает быстрое распространение информации о предстоящих походах. Но без личных встреч вся основная ответственность за подготовку и организацию (проектирование) похода лежит на руководителе, а разработкой маршрута он чаще занимается единолично.

Тип 4. В турклубах встречаются непостоянные или «разовые» участники, которые рассматривают турклуб как инструмент для совершения конкретного похода. В данном случае они не становятся участниками (субъектами) проектирования, но выступают его объектами, так как при формировании группы на маршрут учитываются параметры каждого участника - состояние физической подготовки и здоровья.

Тип 5. В самодеятельном туризме участвуют туристы, не состоящие ни в каком туристском объединении. С точки зрения организованной туристской активности особо выделим те группы, которые созданы на базе профессиональной или иной совместной деятельности, условно мы их называем корпоративными группами. Их основная цель -командообразование, тренинги для определенных сотрудников, которые совершают нерегулярные выезды, но требуют комфортных условий и часто обращаются с инструментальными целями к различным субъектам туристической инфраструктуры.

Тип 6. Стихийные формы. Группы, образованные на один раз из людей, заинтересованных в совершении коллективной поездки, или вообще индивидуальные путешественники. Причем здесь наблюдается максимальная свобода выбора траектории,

маршрута и используемых ресурсов. Следовательно, проектирование становится задачей участников.

Выделив основные типы туристской активности, мы можем адекватно оценить туристские потоки. В современном туристском пространстве достаточно много вариантов массового туризма (тип 1) - именно для их сторонников развивается туристическая инфраструктура. Но специалисты отмечают, что турист ближайшего будущего - это турист, который уже не хочет быть массовым туристом, который теряется в толпе или ценит собственную анонимность (тип 6). Это будет активный турист, способный самостоятельно оценить и выбрать место поездки, найти информацию и поделиться своим опытом поездок. Рассмотрение всех шести типов - попытка зафиксировать изменения в направлениях и уровне организации туристской активности, которые происходят в начале XXI века. -'jjjj

Литература

1. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во МГУ, 1971. 152 с.; Станкевич Л.П. Активность как мера деятельности личности // Вестник Московского университета. Серия: Философия. 1970. № 6.

2. Беленький В.Х. Активность народных масс. Красноярск, 1973. 286 с.; Комаров Е.Г. Политическая культура молодежи: проблемы формирования и развития. М.: Мысль, 1986. 155 с.

3. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.: Медиум; СПб.: Ювента, 1997. С. 16-60; Маркузе Г. Одномерный человек / пер. с англ. А.А. Юдина. М.: АСТ: Ермак, 2003. 331 с.

4. Зорин И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 365 с.

5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: [учебник для вузов туристского профиля]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007. 239 с.

6. Покровский Н.Е., Черняева Т.И. Туризм. От социальной теории к практике управления: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Логос, 2009. 397 с.

7. См.: Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томской области [Электронный ресурс]: прогр. URL: http://duma. tomsk.ru/files2/23251_Razvitie_vnutrennego_i_

vezdnogo_turizma_na_territorii.pdf (дата обращения: 30.05.2014); Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области [Электронный ресурс]: прогр. URL: http://www.lenobl.ru/ Files/file/20100625%20153.pdf (дата обращения: 30.05.2014); Развитие туризма в Свердловской области [Электронный ресурс]: прогр. URL: http:// www.mkso.ru/data/File/OCP_turizm/ocp-turizm.pdf (дата обращения: 30.05.2014). 8. МБУ «Спортивно-туристский клуб города Екатеринбурга» при управлении по развитию физи-

ческой культуры, спорта и туризма администрации города Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: http://www.turist-club.ru/doc/pvd.html (дата обращения: 18.04.17).

9. Турклуб имени В.М. Морозова / Турклуб «Романтик» при УрФУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/club1017477 (дата обращения: 18.04.17).

10. Турклуб «Уральские тропы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.uraltropa.ru/ (дата обращения: 18.04.17).

SOCIAL PLANNING OF CITIZENS' TOURIST ACTIVITY

A.N. Novgorodtseva, Docent, The department of applied sociology, P.V. Lebedkina, master's student, The alumnus of the department of political sciences and sociology, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, a.n.novgorodtseva@urfu.ru

This article analyzes the mechanisms and subjects of social planning of residents' tourist activity. The planning in the tourism sector is considered in two aspects, concerning organized and spontaneous, and that is why it results in the separation of three levels ofplanning subjects: the first, public authorities and tourist infrastructure (as subjects of organized forms of tourism), the second - travel agencies and the third - corporate or individual tourists (as subjects of natural forms of tourism). The novelty of this work is that it substantiates the concept of an integrated tourist activity and demonstrates its resources and the possibility of planning individual tourist projects like tours, trips, taking into account the interaction of tourists with different subjects. By combining these levels of organizations and subjects, the authors are able to identify six types of tourism activity: the types 1 and 2 are tourists who use the services of organizations and agents in different degrees, types 3 and 4 are those who prefer to make trips and hikes in the framework of city tourist clubs' activities, types 5 and 6 are individual tourists, who prefer active types of tourism and are able to plan their own routes, the resources for making small trips or even the round-the-world journey. In general it allows making of an adequate analysis of tourist flows and characteristics of the XXI century's tourists' mobility.

Key words: tourism, tourist activities, tourist clubs, tourist infrastructure, individual tourists, corporate tourists, social planning, subjects of social planning

References

1. Sm.: Anufriev E.A. Social'naya rol' i aktivnost' lichnosti [The social role and the activity of the individual]. M.: Izdat. MGU, 1971. 152 s.; Stank-evich L.P. Aktivnost' kak mera deyatel'nosti lichnosti [Activity as a measure of activity of the person] // Vestnik Mosk. un-ta, ser. Filosofiya. 1970. № 6.

2. Sm.: Belen'kij VH. Aktivnost' narodnyh mass [The activity of the masses]. - Krasnoyarsk, 1973. -286 s.; Komarov E.G. Politicheskaya kul'tura molo-dezhi [The political culture of youth: problems of forming and development]: problemy formirovani-ya i razvitiya. M.: Mysl', 1986. 155 s.

3. Sm.: Horkhajmer M., Adorno T.V. Dialektika prosveshcheniya. Filosofskie fragment [The dialectic of enlightenment. Philosophical fragments]. «Medium» «YUventa». M., S-Pb., 1997, s. 16-60; Markuze G. Odnomernyj chelovek / G. Markuze; per. s angl. A.A.YUdina. M.: OOO «Izdatel'stvo AST»: ZAO NPP «Ermak», 2003. 331 s.

4. Pokrovskij N.E. Turizm. Ot social'noj teorii k praktike upravleniya [Encyclopedia Turismo]: ucheb.posobie / N. E. Pokrovskij, T. I. CHernyaeva. Izd. 2-e, ispr. i dop. M. : Logos, 2009. 397 s.

5. Zorin I.V EHnciklopediya turizma [Tour operating: the organization activities] / I.V. Zorin,

V.A. Kvartal'nov; Ros.mezhdunar. akad. turizma. — M.: Finansy i statistika, 2003. 365 s.

6. Il'ina E.N. Turoperejting: organizaciya deya-tel'nosti [From social theory to management practice]: uchebnik dlya vuzov turistskogo profilya / E.N. Il'ina; Ros.mezhdunar. akad. turizma. Izd. 2-e, pererab. i dop. M.: Finansy i statistika, 2007. 239 s. URL: http ://students. rguts. ru/uidupload/ummfiles/ umm/18177/Il'ina%20E.N.%20-%20Turopere-jting%20organizaciya%20deyatel'nosti%20-%20 2005.pdf (accessed: 18.04.17).

7. Sm.: Programma «Razvitie vnutrennego i v'ezdnogo turizma na territorii Tomskoj oblasti» [The development of domestic and incoming tourism on the territory of Tomsk region]. URL: http://duma.tomsk. ru/files2/23251_Razvitie_vnutrennego_i_vezdno-go_turizma_na_territorii.pdf (accessed: 30.05.2014); Programma «Razvitie sfery turizma i rekreacii Len-ingradskoj oblasti» [The development of tourism and recreation in Leningrad region]. URL: http://www.

lenobl.ru/Files/file/20100625%20153.pdf (accessed: 30.05.2014); Programma «Razvitie turizma v Sverd-lovskoj oblasti» [The development of tourism in Sverdlovsk region]. URL: http://www.mkso.ru/data/File/ OCP_turizm/ocp-turizm.pdf (accessed: 30.05.2014).

8. MBU «Sportivno-turistskij klub goroda Ekat-erinburga» pri Upravlenii po razvitiyu fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma Administracii goroda Eka-terinburga [MBU «Sports and tourist club of Ekater-inburg» in management on physical culture, sports and tourism of administration of Ekaterinburg]. URL: http://www.turist-club.ru/doc/pvd.html (accessed: 18.04.17)

9. Turklub imeni VM. Morozova / Turklub Romantik pri UrFU / [The club, named after V M. Morozova / Tourclub «Romantic» at Urfu]. URL: https://vk.com/ club1017477 (accessed: 18.04.17).

10. Turklub Ural'skie tropy [The tourist club «Ural trails»]. URL: http://www.uraltropa.ru/ (accessed: 18.04.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.