Научная статья на тему 'Социальное проектирование как условие ориентации старшеклассников на ценности гражданского общества'

Социальное проектирование как условие ориентации старшеклассников на ценности гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Ольга Юрьевна

В статье раскрывается роль социального проектирования в процессе формирования ориентаций старшеклассников на ценности гражданского общества. Рассматриваются педагогические условия эффективные для построения пространства ценностного ориентирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как условие ориентации старшеклассников на ценности гражданского общества»

УДК 373.5.017.035

ББК 74.200.50 И 209

Иванова Ольга Юрьевна

аспирант г. Сургут

Социальное проектирование как условие ориентации старшеклассников на ценности гражданского общества

В статье раскрывается роль социального проектирования в процессе формирования ориентации, старшеклассников на ценности гражданского общества. Рассматриваются педагогические условия эффективные для построения пространства ценностного ориентирования.

Новая Россия ориентирована на построение свободного, демократического, гражданского общества и правового государства. Эта цель провозглашена в Конституции РФ, в Послании Президента РФ (2005 г.), где сформулированы приоритеты и задачи становления гражданского общества в России [5].

Ключевыми направлениями деятельности в данном аспекте являются: -создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики;

-формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству — создание реального плюрализма в обществе;

-преодоление традиционной конфронгационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий [8].

Вопрос становления гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных и на протяжении веков находится в поле зрения многих исследователей. Среди ученых и политиков существуют различные мнения о сущности, месте и роли гражданского общества в человеческой цивилизации.

В XX столетии вопросы гражданского общества рассматривались в трудах Х.Арендта, Г.Арона, Э.Арато, М.Дюверже, Д.Сартори, Т.Парсонса, К.Поппера, Ю.Хабермаса, Г.Маркузе, Р.Дарендорфа, Дж.Гелбрейга, У.Ростоу, П.А.Сорокина, М.М.Ковалевского, Б.И.Вернадского, Д.Н.Шипова, П.И.Новгородцева и др.

Сегодня усиление интереса к проблемам становления и развития гражданского общества в России обусловлено совокупностью ряда социальных факторов: переход от индустриального к постиндустриальному обществу, развитие негосударственных общественных ассоциаций и гражданских институтов, выдвижение новых идеологий, основанных на приоритете личностного начала над общегосударственным [8].

Романенко Л.М. отмечает, что изменение социально-политической ситуации, первые шаги демократического переустройства обнаружили неготовность российского человека жить в новых обстоятельствах. «Мощным препятствием на пути развития в России гражданского общества — стало отсутствие демократической традиции в национальной политической культуре» [7].

У многочисленных исследователей, занимающихся проблематикой гражданского общества, не сложилось единого понимания данного феномена. Большинство авторов относят происхождение термина «гражданское общество» к Аристотелю и понятию «котота роНШа», понимая под ним сообщество независимых и равных добродетельных мужей.

Мы разделяем точку зрения Б.С.Гершунского, который под гражданским обществом понимает систему общественных отношений (семейных, культурных, религиозных, политических, экономических, производственных и др.), которые устанавливаются и развиваются в самом обществе на основе

инициативы и социальной активности его граждан и общественных организаций без законодательно обоснованного вмешательства государства в процессе самоорганизации и деятельности общественных структур [2].

Исследователи расходятся и во мнении относительно структуры и особенностей гражданского общества. Ряд исследователей полагают, что важнейшими компонентами гражданского общества являются демократия, самоуправление и самосозидание (Р. Г. Абду латипов, Л.Ф.Болтенкова,

A.Ф.Дашдамиров, В.Зотов, А.Кочетков, Э.Кузнецов, И.Левин, А.Мигранян,

B.Нерсесянц, Ф.Р.Саква, А.Харламенко и др.), а особенностями осуществление контроля через развитие институтов (Ю.Хабермас), наличие четкой стратегии и тактики как основы силовой борьбы (М. Фуко), самоуправление граждан, апеллирующих к ценностям демократии (А. Арато).

Логично предположить, что гражданское общество имеет три измерения, каждое из которых в равной степени важно для любого гражданина: правовое (равенство перед законом), политическое (избирательное право) и социально-экономическое (право на охрану здоровья, частную собственность).

Многие исследователи отмечают, и в этом мы соглашаемся с ними, что движение к гражданскому обществу само по себе развивает инициативность индивидов, повышает уровень их свободы, самостоятельности и независимости, формирует новые демократические институты, ослабляет антагонизмы, гуманизирует различные аспекты общественной жизни.

Специфика гражданского общества такова, что оно не может полноценно функционировать вне определенной системы ценностей, выработанных и принятых самим социумом, а не "спущенных сверху" [8].

В настоящее время вновь актуальной стала философская мысль Н.А.Бердяева о наличии сущностной связи: ценность - личность - общество [1].

Взгляды ученых на системы ценностей гражданского общества также различны. По мнению Н.С.Розова ценностями гражданского общества являются: свобода мысли, совести и слова, личное достоинство [6], Дж. Шамир

относит к ним: государство как ценность; демократия как ценность; мир как значимая ценность [4].

В.П. Тугаринов в классификацию ценностей, основывающуюся на структуре общественных явлений, включает социально-политические ценности: общественный порядок, мир, безопасность, свобода, равенство, справедливость, человечность.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г. провозглашает систему ценностей, на которую необходимо ориентировать молодежь в период становления гражданского общества: толерантность, патриотизм, права человека, Родина, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность [9].

Таким образом становится очевидно, что в условиях современного мира раскрыть сущностную связь «ценность - личность - общество» не возможно вне системы образования, призванной помочь молодежи присвоить ценности мировой культуры, овладеть опытом общественно-значимой деятельности, сконструировать собственный мир молодого человека на основе общечеловеческих ценностей. Процесс становления гражданского общества напрямую связан с системой образования, которая выступает посредником между человеком и обществом. Оно способствует формированию гражданских ценностей и норм личности, ее активной гражданской позиции, гражданско-правовых компетенций старшеклассников, умений делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, адаптироваться к жизни в условиях социальных изменений.

Эффективность формирования ориентаций школьников на ценности гражданского общества зависит от педагогических условий, созданных в образовательном учреждении: когда школа представляет собой пространство ценностного ориентирования, социального проектирования и реализации социальных проектов, аксиологизируется содержание обществоведческих курсов, внедряются новые формы организации образовательного процесса.

Активное становление личности происходит в юношеском возрасте, когда начинается процесс формирования системы ценностных ориентации и выстраивается собственная иерархия ценностей. Процесс ориентации, по мнению A.B. Кирьяковой приобретает пространственно- временную трехмерность, что способствует устремлению ценностных ориентаций и самосознания, формированию жизненной перспективы личности. Школьник строит собственное, жизненное пространство и приобретает «траекторию своего движения» [3].

Одним из условий формирования ориентаций старшеклассников на ценности гражданского общества выступает социальное проектирование, которое рассматривается как процесс приобретения обучающимися реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально- значимых проблем через разработку и реализацию социальных проектов.

В ходе социального проектирования основополагающим становится развитие у школьников самообразовательной активности, направленной на приобретение нового опыта, получение практических результатов, развитие критического мышления, чувства ответственности и готовности принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.

Участвуя в разработке и реализации социальных проектов, старшеклассники проводят исследования, создают новые социальные модели взаимодействия с представителями различных возрастных групп и профессиональных сообществ. В основе социальных проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, развивать коммуникативные навыки.

Работа над проектом способствует присвоению обучающимися значимых ценностей: социальное партнерство, толерантность, диалог; формированию чувства ответственности, самодисциплины, способности к самоорганизации, формированию и развитию взаимосвязных компетентностей: учебно-

познавательной, личностного самоопределения, коммуникативной и информационной.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Сургута обладает большим опытом по включению обучающихся в процесс социального проектирования. В настоящее время в образовательном учреждении идет апробация модели общественно-активной школы.

Общественно- активная школа ориентируется на:

- демократизацию класса и школы;

- добровольчество;

- взаимовыгодное партнерство «школа-сообщество».

Образовательная философия общественно- активной школы призвана способствовать созданию возможностей для отдельных граждан и общественных организаций стать партнерами в решении проблем местного сообщества.

Опыт работы общественно- активной школы позволяет выделить наиболее перспективные и оригинальные формы работы с общественностью: Весенняя Неделя Добра и Всемирный День Молодежного Служения, в рамках которых проводятся соревнования, конкурсы, социальные акции.

Социальные исследовательские проекты предполагают формирование опыта старшеклассников в области правовой и политической деятельности, через подготовку исследовательских проектов правового характера: «Особенности формирования правового сознания школьников», «Роль правового воспитания в формировании личности», «Социально активная позиция россиян как условие формирования гражданского общества», «Территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в осуществлении управления». Участие старшеклассников в избирательной кампании, проведение олимпиады по избирательному праву, развитие системы самоуправления школьников способствуют формированию политического опыта старшеклассников.

Социально-экономическую направленность имеют благотворительная деятельность, соревнования, игры и акции, пропагандирующие здоровый образ жизни: «Земля - наш дом», «Белый цветок», «Маршрут доброй воли», «Посылка в армию выпускнику». Эстафета памяти: «Горящий факел», конкурс плакатов «Я выбираю жизнь», игра «Наркотики: зло или благо?»

Основными принципами данных мероприятий являются добровольность участия и партнерство.

Участие в разработке и реализации социальных проектов позволяет старшеклассникам успешно осваивать технику самоуправленческой деятельности, включаться в коллективное планирование текущих и перспективных дел, формировать позитивный опыт взаимодействия с различными группами людей, повышать мотивацию в получении дополнительных знаний, оценивать и интерпретировать результаты.

Особое значение в реализации проектов играют методы творчества, применяемые при социальном проектировании, среди которых: аналогии, ассоциации, эвристическое комбинирование, антропотехника, инверсия, бионический метод и другие. Проектный цикл в общественно- активной школе имеет свои особенности содержании деятельности и оформлении ее результатов.

Таблица 1

Реализация проектного цикла в общественно- активной школе

Шаг Наименова ние метода Формы работы Содержание деятельности Оформление информации

Шаг 1: Анализ проблемы «Дерево проблем» Собрание, мозговой штурм Выявление проблемы сообщества, причины Визуализация дерева, корни-причины проблемы и последствия

Шаг 2: Переход от проблем к решениям «Дерево решений» мозговой штурм Выделение задач стратегического плана, направленных на достижение цели Визуализация дерева, корни-показатели проблемы и задачи

Шаг 3: Определение показателей Измерение качества выполнени я проекта мозговой штурм Постановка целей, задач, выработка показателей Цели проекта в измеримых величинах

Шаг 4: Приоритеты 8\\ЮТ-анализ мозговой штурм для определени я факторов Определение наиболее выгодных, наименее рискованных возможностей кампании, стратегии Таблица 8\\ЮТ-анализа

Шаг 5: Разработка стратегического плана Стратегич еский план мозговой штурм, планирован ие процессов Составление, корректировка плана, внесение правок в расписание, ресурсы, риски Стратегический план

Шаг 6: Оценка и мониторинг Анализ «Дерева проблем и решений» Анализ информаци и Определение показателей процесса мониторинга и оценки, выделение объективно проверяемых Отчет о мониторинге

показателей

Участие старшеклассников в реализации социальных проектов повышает их гражданскую активность, ускоряет процесс социализации и адаптации к стремительно изменяющимся экономическим и политическим процессам.

Многообразие форм и направлений социального проектирования позволяют объединить совместной деятельностью старшеклассников с различными ценностными ориентациями, а так же проектировать собственную траекторию личностного и профессионального развития, необходимую для жизни в условиях гражданского общества.

Библиографический список

1. Бердяев, H.A. Самопознание [Текст]: учеб. пособие / H.A. Бердяев.-Л.: Просвещение, 1991.- 187 с.

2. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития [Текст]: пособие для самообразования / Б.С. Гершунский.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 460 с.

3. Кирьякова, A.B. Ориентация личности в мире ценностей // "Magister" / A.B. Кирьякова.- 1998.- №4.-С.37-50.

4. Мусиенко, Т.В. Демократические и религиозные ценности: проблемы конфликтности и нетолерантности //Религия и гражданское общество: проблема толерантности: материалы круглого стола -16.нояб. 2002. / Т.В. Мусиенко - 2003. СПб., - С. 27-36.

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней

политики государства) [Электронный ресурс] // Шр//ллчдчу. кгетНп. ги/ 1ех1:/ арре аг з/2006/05/ 105546.зЫт1 - 2005.

6. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире. Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии/ Н.С.Розов.-Новосибирск, 1998 .- 386 с.

7. Романенко, Л.М. Гражданское общество в России уже есть, но ... // Социс / Л.М.Романенко - 1994,- №4.-С. 12-14.

8. Смольников, В.Г. Проблемы формирования гражданского общества // Социально- политические науки /В.Г. Смольников -1990. -№8,- С. 43-48.

9. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г. распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006г. №1760-р/ Официальная газета,- 2005.-14 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.