УДК 373.5.017.035
ББК 74.200.50 И 209
Иванова Ольга Юрьевна
аспирант г. Сургут
Социальное проектирование как условие ориентации старшеклассников на ценности гражданского общества
В статье раскрывается роль социального проектирования в процессе формирования ориентации, старшеклассников на ценности гражданского общества. Рассматриваются педагогические условия эффективные для построения пространства ценностного ориентирования.
Новая Россия ориентирована на построение свободного, демократического, гражданского общества и правового государства. Эта цель провозглашена в Конституции РФ, в Послании Президента РФ (2005 г.), где сформулированы приоритеты и задачи становления гражданского общества в России [5].
Ключевыми направлениями деятельности в данном аспекте являются: -создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики;
-формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству — создание реального плюрализма в обществе;
-преодоление традиционной конфронгационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий [8].
Вопрос становления гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных и на протяжении веков находится в поле зрения многих исследователей. Среди ученых и политиков существуют различные мнения о сущности, месте и роли гражданского общества в человеческой цивилизации.
В XX столетии вопросы гражданского общества рассматривались в трудах Х.Арендта, Г.Арона, Э.Арато, М.Дюверже, Д.Сартори, Т.Парсонса, К.Поппера, Ю.Хабермаса, Г.Маркузе, Р.Дарендорфа, Дж.Гелбрейга, У.Ростоу, П.А.Сорокина, М.М.Ковалевского, Б.И.Вернадского, Д.Н.Шипова, П.И.Новгородцева и др.
Сегодня усиление интереса к проблемам становления и развития гражданского общества в России обусловлено совокупностью ряда социальных факторов: переход от индустриального к постиндустриальному обществу, развитие негосударственных общественных ассоциаций и гражданских институтов, выдвижение новых идеологий, основанных на приоритете личностного начала над общегосударственным [8].
Романенко Л.М. отмечает, что изменение социально-политической ситуации, первые шаги демократического переустройства обнаружили неготовность российского человека жить в новых обстоятельствах. «Мощным препятствием на пути развития в России гражданского общества — стало отсутствие демократической традиции в национальной политической культуре» [7].
У многочисленных исследователей, занимающихся проблематикой гражданского общества, не сложилось единого понимания данного феномена. Большинство авторов относят происхождение термина «гражданское общество» к Аристотелю и понятию «котота роНШа», понимая под ним сообщество независимых и равных добродетельных мужей.
Мы разделяем точку зрения Б.С.Гершунского, который под гражданским обществом понимает систему общественных отношений (семейных, культурных, религиозных, политических, экономических, производственных и др.), которые устанавливаются и развиваются в самом обществе на основе
инициативы и социальной активности его граждан и общественных организаций без законодательно обоснованного вмешательства государства в процессе самоорганизации и деятельности общественных структур [2].
Исследователи расходятся и во мнении относительно структуры и особенностей гражданского общества. Ряд исследователей полагают, что важнейшими компонентами гражданского общества являются демократия, самоуправление и самосозидание (Р. Г. Абду латипов, Л.Ф.Болтенкова,
A.Ф.Дашдамиров, В.Зотов, А.Кочетков, Э.Кузнецов, И.Левин, А.Мигранян,
B.Нерсесянц, Ф.Р.Саква, А.Харламенко и др.), а особенностями осуществление контроля через развитие институтов (Ю.Хабермас), наличие четкой стратегии и тактики как основы силовой борьбы (М. Фуко), самоуправление граждан, апеллирующих к ценностям демократии (А. Арато).
Логично предположить, что гражданское общество имеет три измерения, каждое из которых в равной степени важно для любого гражданина: правовое (равенство перед законом), политическое (избирательное право) и социально-экономическое (право на охрану здоровья, частную собственность).
Многие исследователи отмечают, и в этом мы соглашаемся с ними, что движение к гражданскому обществу само по себе развивает инициативность индивидов, повышает уровень их свободы, самостоятельности и независимости, формирует новые демократические институты, ослабляет антагонизмы, гуманизирует различные аспекты общественной жизни.
Специфика гражданского общества такова, что оно не может полноценно функционировать вне определенной системы ценностей, выработанных и принятых самим социумом, а не "спущенных сверху" [8].
В настоящее время вновь актуальной стала философская мысль Н.А.Бердяева о наличии сущностной связи: ценность - личность - общество [1].
Взгляды ученых на системы ценностей гражданского общества также различны. По мнению Н.С.Розова ценностями гражданского общества являются: свобода мысли, совести и слова, личное достоинство [6], Дж. Шамир
относит к ним: государство как ценность; демократия как ценность; мир как значимая ценность [4].
В.П. Тугаринов в классификацию ценностей, основывающуюся на структуре общественных явлений, включает социально-политические ценности: общественный порядок, мир, безопасность, свобода, равенство, справедливость, человечность.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г. провозглашает систему ценностей, на которую необходимо ориентировать молодежь в период становления гражданского общества: толерантность, патриотизм, права человека, Родина, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность [9].
Таким образом становится очевидно, что в условиях современного мира раскрыть сущностную связь «ценность - личность - общество» не возможно вне системы образования, призванной помочь молодежи присвоить ценности мировой культуры, овладеть опытом общественно-значимой деятельности, сконструировать собственный мир молодого человека на основе общечеловеческих ценностей. Процесс становления гражданского общества напрямую связан с системой образования, которая выступает посредником между человеком и обществом. Оно способствует формированию гражданских ценностей и норм личности, ее активной гражданской позиции, гражданско-правовых компетенций старшеклассников, умений делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, адаптироваться к жизни в условиях социальных изменений.
Эффективность формирования ориентаций школьников на ценности гражданского общества зависит от педагогических условий, созданных в образовательном учреждении: когда школа представляет собой пространство ценностного ориентирования, социального проектирования и реализации социальных проектов, аксиологизируется содержание обществоведческих курсов, внедряются новые формы организации образовательного процесса.
Активное становление личности происходит в юношеском возрасте, когда начинается процесс формирования системы ценностных ориентации и выстраивается собственная иерархия ценностей. Процесс ориентации, по мнению A.B. Кирьяковой приобретает пространственно- временную трехмерность, что способствует устремлению ценностных ориентаций и самосознания, формированию жизненной перспективы личности. Школьник строит собственное, жизненное пространство и приобретает «траекторию своего движения» [3].
Одним из условий формирования ориентаций старшеклассников на ценности гражданского общества выступает социальное проектирование, которое рассматривается как процесс приобретения обучающимися реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально- значимых проблем через разработку и реализацию социальных проектов.
В ходе социального проектирования основополагающим становится развитие у школьников самообразовательной активности, направленной на приобретение нового опыта, получение практических результатов, развитие критического мышления, чувства ответственности и готовности принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.
Участвуя в разработке и реализации социальных проектов, старшеклассники проводят исследования, создают новые социальные модели взаимодействия с представителями различных возрастных групп и профессиональных сообществ. В основе социальных проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, развивать коммуникативные навыки.
Работа над проектом способствует присвоению обучающимися значимых ценностей: социальное партнерство, толерантность, диалог; формированию чувства ответственности, самодисциплины, способности к самоорганизации, формированию и развитию взаимосвязных компетентностей: учебно-
познавательной, личностного самоопределения, коммуникативной и информационной.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Сургута обладает большим опытом по включению обучающихся в процесс социального проектирования. В настоящее время в образовательном учреждении идет апробация модели общественно-активной школы.
Общественно- активная школа ориентируется на:
- демократизацию класса и школы;
- добровольчество;
- взаимовыгодное партнерство «школа-сообщество».
Образовательная философия общественно- активной школы призвана способствовать созданию возможностей для отдельных граждан и общественных организаций стать партнерами в решении проблем местного сообщества.
Опыт работы общественно- активной школы позволяет выделить наиболее перспективные и оригинальные формы работы с общественностью: Весенняя Неделя Добра и Всемирный День Молодежного Служения, в рамках которых проводятся соревнования, конкурсы, социальные акции.
Социальные исследовательские проекты предполагают формирование опыта старшеклассников в области правовой и политической деятельности, через подготовку исследовательских проектов правового характера: «Особенности формирования правового сознания школьников», «Роль правового воспитания в формировании личности», «Социально активная позиция россиян как условие формирования гражданского общества», «Территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в осуществлении управления». Участие старшеклассников в избирательной кампании, проведение олимпиады по избирательному праву, развитие системы самоуправления школьников способствуют формированию политического опыта старшеклассников.
Социально-экономическую направленность имеют благотворительная деятельность, соревнования, игры и акции, пропагандирующие здоровый образ жизни: «Земля - наш дом», «Белый цветок», «Маршрут доброй воли», «Посылка в армию выпускнику». Эстафета памяти: «Горящий факел», конкурс плакатов «Я выбираю жизнь», игра «Наркотики: зло или благо?»
Основными принципами данных мероприятий являются добровольность участия и партнерство.
Участие в разработке и реализации социальных проектов позволяет старшеклассникам успешно осваивать технику самоуправленческой деятельности, включаться в коллективное планирование текущих и перспективных дел, формировать позитивный опыт взаимодействия с различными группами людей, повышать мотивацию в получении дополнительных знаний, оценивать и интерпретировать результаты.
Особое значение в реализации проектов играют методы творчества, применяемые при социальном проектировании, среди которых: аналогии, ассоциации, эвристическое комбинирование, антропотехника, инверсия, бионический метод и другие. Проектный цикл в общественно- активной школе имеет свои особенности содержании деятельности и оформлении ее результатов.
Таблица 1
Реализация проектного цикла в общественно- активной школе
Шаг Наименова ние метода Формы работы Содержание деятельности Оформление информации
Шаг 1: Анализ проблемы «Дерево проблем» Собрание, мозговой штурм Выявление проблемы сообщества, причины Визуализация дерева, корни-причины проблемы и последствия
Шаг 2: Переход от проблем к решениям «Дерево решений» мозговой штурм Выделение задач стратегического плана, направленных на достижение цели Визуализация дерева, корни-показатели проблемы и задачи
Шаг 3: Определение показателей Измерение качества выполнени я проекта мозговой штурм Постановка целей, задач, выработка показателей Цели проекта в измеримых величинах
Шаг 4: Приоритеты 8\\ЮТ-анализ мозговой штурм для определени я факторов Определение наиболее выгодных, наименее рискованных возможностей кампании, стратегии Таблица 8\\ЮТ-анализа
Шаг 5: Разработка стратегического плана Стратегич еский план мозговой штурм, планирован ие процессов Составление, корректировка плана, внесение правок в расписание, ресурсы, риски Стратегический план
Шаг 6: Оценка и мониторинг Анализ «Дерева проблем и решений» Анализ информаци и Определение показателей процесса мониторинга и оценки, выделение объективно проверяемых Отчет о мониторинге
показателей
Участие старшеклассников в реализации социальных проектов повышает их гражданскую активность, ускоряет процесс социализации и адаптации к стремительно изменяющимся экономическим и политическим процессам.
Многообразие форм и направлений социального проектирования позволяют объединить совместной деятельностью старшеклассников с различными ценностными ориентациями, а так же проектировать собственную траекторию личностного и профессионального развития, необходимую для жизни в условиях гражданского общества.
Библиографический список
1. Бердяев, H.A. Самопознание [Текст]: учеб. пособие / H.A. Бердяев.-Л.: Просвещение, 1991.- 187 с.
2. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития [Текст]: пособие для самообразования / Б.С. Гершунский.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 460 с.
3. Кирьякова, A.B. Ориентация личности в мире ценностей // "Magister" / A.B. Кирьякова.- 1998.- №4.-С.37-50.
4. Мусиенко, Т.В. Демократические и религиозные ценности: проблемы конфликтности и нетолерантности //Религия и гражданское общество: проблема толерантности: материалы круглого стола -16.нояб. 2002. / Т.В. Мусиенко - 2003. СПб., - С. 27-36.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней
политики государства) [Электронный ресурс] // Шр//ллчдчу. кгетНп. ги/ 1ех1:/ арре аг з/2006/05/ 105546.зЫт1 - 2005.
6. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире. Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии/ Н.С.Розов.-Новосибирск, 1998 .- 386 с.
7. Романенко, Л.М. Гражданское общество в России уже есть, но ... // Социс / Л.М.Романенко - 1994,- №4.-С. 12-14.
8. Смольников, В.Г. Проблемы формирования гражданского общества // Социально- политические науки /В.Г. Смольников -1990. -№8,- С. 43-48.
9. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г. распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006г. №1760-р/ Официальная газета,- 2005.-14 мая.