УДК 373.5.017.4
ББК 74.200.50
Иванова Ольга Юрьевна аспирант г. Сургут Ivanova Olga Yurievna
Post-graduate Surgut
Педагогические условия ориентации старшеклассников на ценности
гражданского общества в общеобразовательной школе Pedagogical Environmental Complex of the Senior Pupil's Civil Society Value Orientation in Secondary School
В статье раскрываются педагогические условия ориентации старшеклассников на ценности гражданского общества в общеобразовательной школе.
The article reveals pedagogical environmental complex of the senior pupil's Civil Society Value Orientation in Secondary School.
Ключевые слова: гражданское общество, ценности, ценностные ориентации, социальное проектирование, общественно-активная школа.
Key words: civil society, values, valuable orientation, social designing, publicly active school.
В настоящее время одним из стратегических ориентиров современного российского образования является формирование ориентаций личности на ценности гражданского общества, гражданской идентичности, рост самосознания и гражданского взросления подрастающего поколения.
Гражданское общество в современных условиях выступает как явление социальной жизни, представляющее собой сложную совокупность отношений институтов, связей, ценностей, функционирующих автономно от государства и оказывающих активное воздействие на властные структуры. Характерной чертой данного общества становятся общественные отношения, которые устанав-
ливаются и развиваются в самом обществе на основе инициативы и социальной активности его граждан и организаций без законодательно обоснованного вмешательства государства в процесс самоорганизации и деятельности общественных структур.
В то же время образовательная практика свидетельствует о том, что взаимодействие социальных институтов и школы в работе по формированию ориентации старшеклассников на ценности гражданского общества осуществляется ситуационно, а пример активной жизненной и гражданской позиции со стороны взрослого населения, в том числе педагогов, подается подрастающему поколению далеко не всегда. В то же время в отечественной педагогике достаточно глубоко разработаны различные аспекты гражданского образования, в том числе его теоретические основы.
Изучением педагогических основ гражданского образования, идейно-нравственного и правового воспитания учащихся занимались О. С. Богданова, Б. З. Вульфов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев; воспитание гражданской зрелости учащихся рассматривали И. Н. Руссу, М. П. Чумакова; гражданскую сознательность и зрелость школьников изучали В. И. Кожокарь, Г. А. Кузнецов, Н. И. Шевченко; особенности реализации гражданского образования раскрывали Н. М. Воскресенская, Б. З. Вульфов, А. Н. Иоффе, А. Ю. Лазебников, Ю. Е. Соколов, В. Ю. Троицкий, В. М. Шепель; взаимосвязь ценностей и устойчивого социального развития излагалась в трудах В. И. Бойко, Г. П. Выжлецова, Ю. М. Плюсни-на, Б. Г. Ананьева, М. С. Кагана, Н. С. Розова.
Мы полагаем, что именно аксиологический подход к образованию позволяет рассмотреть еще один аспект гражданского образования - формирование ориентаций старшеклассников на ценности гражданского общества, который пока не был предметом специального педагогического исследования. В этой связи необходимо, прежде всего, определить понятия «ценность» и «ценностные ориентация».
В педагогике «ценность» понимают как особую «форму отражения в сознании человека предметов и явлений, которая раскрывает их возможности для
удовлетворения потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности» (С. Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова) [5]. В свою очередь, ценностные ориентации личности в ее общей структуре рассматриваются как «стратегическая» линия поведения, «интегратор» различных форм деятельности человека. Таким образом, «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации». Сформированные ценностные ориентации позволяют рассматривать личность как систему социальных ценностных отношений к миру в транс-спективе прошлое - настоящее - будущее, поскольку «выбор жизненной цели, планов, перспектив человек осуществляет на основе познания обстоятельств самого себя, постоянно оценивая, сравнивая и сопоставляя себя и других людей, обращаясь в прошлое, живет настоящим, ориентируясь на будущее» А. Г. Володин [1].
Опираясь на теорию ориентации личности в мире ценностей А. В. Ки-рьяковой [3], мы рассматривали ориентацию старшеклассника на ценности как процесс приобретения личностью жизненных ориентиров, освоения окружающей действительности, поиска ей своего места в мире. При этом субъектами процесса ориентации выступали не только старшеклассники, но и «значимые взрослые», «значимые Другие», «абсолютно Другие» - педагоги, представители местного сообщества, бизнеса, власти - все, кто рассматривает ценности гражданского общества в качестве идеалов собственной жизни.
Анализ теории и практики современного образования, результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что эффективными педагогическими условиями ориентации старшеклассников на ценности гражданского общества в условиях общеобразовательной школы являются:
- актуализация ценностного ядра обществоведческих образовательных курсов как процесс выделения в их содержании системы ценностей гражданского общества и акцентирование на них внимания старшеклассников с целью присвоения ими данных ценностей как личностно значимых, развития самосознания личности старшеклассника, становления его субъектной позиции в
процессе осознания смыслов общественных явлений, феномена гражданского общества, поиска смысла собственной жизни;
- социальное проектирование как процесс приобретения старшеклассниками реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем; развития самообразовательной активности; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, развития чувства ответственности и готовности принимать решения в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами права, интересами сообщества;
- раскрытие аксиологического потенциала общественно-активной школы как пространства ценностного ориентирования старшеклассника, воплощающего в себе основные черты гражданского общества и обеспечивающего учащимся возможность присвоения его ценностей, становления подрастающих граждан как субъектов демократических отношений.
Актуализация ценностного ядра обществоведческих образовательных курсов позволила представить широкий спектр научных знаний, интегрирующих теорию и практику гражданского образования, вокруг ценностного ядра гражданского общества. Выделение ценностного ядра обществоведческих образовательных курсов осуществлялось через акцентирование в учебных планах и программах, реализуемых в образовательном процессе совокупности ценностей: Свобода, Право, Патриотизм, Достоинство, Активная жизненная и гражданская позиция, Ответственность, Толерантность.
С точки зрения теории, определение содержания гражданского образования в логике образовательного курса может осуществляться на основе существующих подходов: политико-правового (интеграция дисциплин и продвижение к освоению основных наук (Фонд правовых реформ (г. Москва), «Живое право» Санкт-Петербург, авторы О. В. Мушинский, А. Никитин); контаминационного (смешанного) - интеграция общественных дисциплин и концептуальных моделей гражданского образования в единый курс социально-политических и правовых наук (Л. Н. Боголюбов, А. И. Кравченко); политологического (подготовка учащих-
ся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе (О. Кишенкова, Н. М. Воскресенская, Р. Мухаев); системного (личностно-ориентированное образование, развитие социальных свойств обучающихся и изменение уклада школьной жизни (А. Н. Тубельский)); институционально-ценностного (единство воспитания и образования детей и взрослых) [2].
В процессе преподавания обществоведческих образовательных курсов актуализация их ценностного ядра осуществлялась благодаря:
- акцентированию в содержании курса совокупности ценностей гражданского общества;
- использованию в образовательном процессе информационно-коммуникативных, интерактивных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию ценностей учащихся с ценностями гражданского общества и повышение уровня их учебной мотивации, присвоение старшеклассниками ценностей, признаваемых ими в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров;
- интеграции в школьные курсы комплекса социально-гуманитарных наук в трех измерениях, реализация которых в равной степени важна для каждого гражданина: правовых, политических и социально-экономических.
Вторым условием эффективного формирования ориентаций старшеклассников на ценности гражданского общества является социальное проектирование, которое позволяет им приобрести реальный опыт участия в жизни сообщества, решении социально-значимых проблем, развивать чувство ответственности и готовности принимать решения в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами, ценностями и интересами сообщества.
Социальное проектирование рассматривалось нами как возможность преобразовывать социальные процессы, явления с помощью педагогических средств [5]. В ходе социального проектирования у старшеклассников происходит развитие образовательной активности, направленной на приобретение нового опыта, получение практических результатов, развитие критического мышления, чувства ответственности и готовности принимать решения в раз-
личных жизненных ситуациях. Участие в разработке и реализации социальных проектов позволяет старшеклассникам успешно осваивать технику самоуправления, включаться в коллективное планирование текущих и перспективных дел, формировать позитивный опыт взаимодействия с различными группами людей, повышать мотивацию в получении дополнительных знаний, оценивать и интерпретировать результаты совместной работы с представителями сообщества.
Третьим педагогическим условием выступает раскрытие аксиологического потенциала общественно-активной школы как пространства ценностного ориентирования и проектирования старшеклассником собственного образа будущего, воплощающего в себе основные черты гражданского общества и обеспечивающего учащимся возможность присвоения его ценностей, становления подрастающих граждан как субъектов демократических отношений.
Модель общественно-активной школы основывается на демократизации, добровольчестве и партнерстве как важнейших принципах ее деятельности. Демократизация школы осуществляется через учебную деятельность (знакомство с необходимыми понятиями, гражданскими знаниями и умениями, демократизацию урока); воспитательный процесс (формирование лидерских качеств и дискуссионной культуры школьников, развитие ученического самоуправления); систему управления школой (реализация прав и интересов участников образовательного процесса, педагогических и родительских объединений). Добровольческая деятельность опирается на потребность старшеклассников в общественном участии, совместном решении проблем сообщества, защите гражданских прав и свобод, организации спортивных и культурных мероприятий, шефстве и помощи пожилым и социально-незащищенным людям, возрождении традиций. Партнерство предполагает взаимодействие с представителями бизнеса и власти, общественными организациями.
В исследовании доказано, что реальным результатом деятельности общественно-активной школы является формирование системы ценностей личности обучающегося, ее иерархии, в которой ценности гражданского общества занимают приоритетные позиции и проявляются в сформированной граждан-
ской идентичности как важнейшем личностном качестве старшеклассника. Школа становится не просто открытой системой, а единым с сообществом социально-образовательным пространством, социальной системой «школа - сообщество».
Рассмотрение теоретических подходов к гражданскому обществу, принципам деятельности общественно-активной школы и социальному проектированию позволило выявить их взаимосвязь, представленную в таблице 1.
Таблица 1.
Взаимосвязь принципов гражданского общества, общественно-активной школы и социального проектирования
Принципы становления гражданского общества Принципы общественно-активной школы Принципы социального проектирования
- существует только в процессе постоянного развития; - ведущий приоритет -саморазвитие; - самостоятельность и дифференциация для решения собственных проблем; - интеграция для достижения стратегической цели - «качества жизни личности»; - толерантность по отношению к другим; - открытость для заимодействия - демократический идеал уважения каждого человека; - активное участие всех в решении проблем сообщества; - самоопределение и самопомощь; - формирование лидерства, ответственность; - адаптация к изменяющимся потребностям, поиск путей достижения общих целей; - тщательная оценка результатов деятельности - саморазвитие; - социальная ответственность компетентностей (критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм); - непрерывность образования; - открытость будущему; - автономность сообщества
Изучение ценностных ориентаций старшеклассников (14-17 лет, более 280 чел.) осуществлялось по методике Ш. Шварца с 2004 по 2008 гг., что позволило выделить ведущую группу ценностей и проследить динамику их изменений. В пятерку ценностей старшеклассников в 2004 г. на уровне нормативных идеалов вошли: доброта, безопасность, стимуляция, гедонизм и власть. В 2008 г. приоритетными стали (по степени убывания): безопасность, универсализм, самостоятельность, достижения, доброта, конформность, гедонизм, традиции, власть, стимуляция. По содержанию данные ценности практически полностью совпадают с приоритетными ценностями гражданского общества, выделенны-
ми нами в качестве аксиологического ядра. Следовательно, в ведущую группу ценностей старшеклассников вошли ценности, необходимые для жизни в гражданском обществе.
Проведенное исследование убедительно доказало, что формирование ориентаций старшеклассников на ценности гражданского общества в общеобразовательной школе будет эффективным, если в образовательном процессе актуализируется ценностное ядро обществоведческих дисциплин, школьники включатся в процесс социального проектирования, а общественно-активная школа выступит пространством ценностного ориентирования и проектирования личностью образа будущего, формирования ее гражданской идентичности.
Библиографический список
1. Володин, А. Г. Гражданское общество и модернизация России. Истоки и современная проблематика / А. Г. Володин // Полис. - 2000. - № 3. - С. 104-116.
2. Воскресенская, Н. М. Гражданское образование : содержание и активные методы обучения / Н. М. Воскресенская, С. Шехтер. - М. : Логос, 2006.
- 184 с.
3. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова // Оренбург. - 1996. - 59 с.
4. Мелекесов, Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего педагога : становление и развитие : Монография. / Г. А. Мелекесов. -МПГУ, 2002 - 288 с.
5. Повзун, В. Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Повуз Вера Дмитриевна. - Оренбург, 1996. - 17 с.
Bibliography
1. Volodin, A. Civil Society and Modernization of Russia. The Origin and Modem problems / A. Volodin // Polis. - 2000. - № 3. - P. 104-116.
2. Voskresenskaya, N. M. Civil Education : Contents and Active Methods of Education / N. M. Voskresenskaya, S. Shekhter. - M. : Logos, 2006. -184 p.
3. Kiriyakova, A. V. Theory of a Person's Orientation in the World of the Valuables / A. V. Kiriyakova // Orenburg. - 1996. - 59 p.
4. Melekesov, A. Development of a Person's Personalities of a Future Teacher : Formation and Development : Monograph / A. Melekesov. - MPGU, 2002 - 288 p.
5. Povzun, V. D. Valuable Self-Determination of Students at a University : Synopsis of a Thesis of Candidate of Pedagogics : 13.00.01 / Povzun Vera Dmitrievna.
- Orenburg, 1996. - 17 p.