Научная статья на тему 'Взаимосвязь ценностных ориентаций и креативности как аксиологический ресурс модернизации университетского образования'

Взаимосвязь ценностных ориентаций и креативности как аксиологический ресурс модернизации университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ / ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENTS' CREATIVITY DEVELOPMENT / CREATIVITY AXIOLOGY / VALUES / EDUCATION MODERNIZATION / HUMAN CAPITAL / LIFE-LONG EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна, Мороз Виктория Викторовна

В статье рассматривается проблема модернизации университетского образования. Одним из значимых ресурсов повышения его качества является аксиология креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна, Мороз Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Orientations and Creativity Interaction as the Axiological Resource of University Education Modernization

The article is dedicated to the problem of university education modernization. One of the principal resources of its quality improvement is axiology of creativity.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ценностных ориентаций и креативности как аксиологический ресурс модернизации университетского образования»

УДК 378.091:159.923:[17.022+004] ББК 74.58

Кирьякова Аида Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра общей и профессиональной педагогики Оренбургский государственный университет г. Оренбург Мороз Виктория Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра иностранных языков Оренбургский государственный университет г. Оренбург Kiryakova Aida Vasilievna Doctor of Education, Professor

General and Professional Pedagogy Department Orenburg State University Orenburg Moroz Victoria Victorovna PhD in Pedagogy, associate professor Foreign Languages Department Orenburg State University

Orenburg victoria_moroz@mail .ru

Взаимосвязь ценностных ориентаций и креативности как аксиологический ресурс модернизации университетского образования Value Orientations and Creativity Interaction as the Axiological Resource of

University Education Modernization.

В статье рассматривается проблема модернизации университетского образования. Одним из значимых ресурсов повышения его качества является аксиология креативности.

The article is dedicated to the problem of university education modernization. One of the principal resources of its quality improvement is axiology of creativity.

Ключевые слова: аксиология креативности, ценности, развитие креативности студентов, модернизация образования, человеческий капитал, непрерывное образование.

Key words: creativity axiology, values, students' creativity development, education modernization, human capital, life-long education.

Образование играет фундаментальную роль в личностном, социальном и

экономическом развитии. По определению ЮНЕСКО образование является одним из ключевых факторов поддержания мира, искоренения бедности, устойчивого развития и кросс-культурного диалога. Цели, глобальные по масштабу, но локальные по подходам определяют концептуальные основы и инновационное содержание модернизации образования в России.

Современный университет представляет собой ключевое стратегическое звено в социально-экономической жизни общества, осуществляя ряд функций, позволяющих сочетать традиции и инновации, трансляцию и конструирование знаний, передачу культурных ценностей, развитие человеческого потенциала в частности и социального капитала общества в целом. В связи с этим в настоящее время одной из основных функций модернизации образования, кроме осмысления технологии передачи знаний, является развитие человеческого капитала для будущего развития общества, креативным ядром которого выступает университетское студенчество.

Креативность - не изолированное или оторванное от реальности явление, а настоятельная потребность времени, применимая ко многим областям, включая искусство, бизнес и управление, образование, здравоохранение, психологию. Креативность, являясь механизмом развития личности, способствует профессиональной самореализации будущего специалиста [3,5,7].

Все больше стран направляют свои усилия на развитие креативности, и инициативности своих граждан. Мир сталкивается с беспрецедентными, одновременными, повсеместными изменениями, а именно, экономическими, социальными и климатическими, темп которых постоянно ускоряется. Только те страны, которые осуществляют реформы образования для развития адаптивности и креативности у взрослых и детей, могут остаться на передовой общественного развития и технологий.

Инвестиции в развитие креативности в системе образования и производстве могут привести к дальнейшим позитивным качественным изменениям в обществе:

• обучение креативности ускоряет накопление знаний, умений а, следовательно, развивает их инновационный потенциал, способствуя экономическому росту страны;

• обучение креативности делает студентов более приспособленными к решению нестандартных задач в трудных ситуациях динамично меняющегося мира;

• обучение студентов креативности обеспечивает более высокий уровень их познавательной самостоятельности и инициативности;

• обучение студентов креативности влияет на развитие ценностных ориентиров в профессиональной и личной сфере деятельности;

• обучение студентов креативности обеспечивает более яркое, чем при традиционном обучении, ценностно-смысловое восприятие мира;

•обучение студентов креативности расширяет горизонты познания, создавая междисциплинарный фундамент знаний, необходимый для освоения компетенций;

•обучение студентов креативности обеспечивает более эффективное использование информационных технологий.

Организационная структура высшего учебного заведения может стимулировать или препятствовать развитию креативности, в зависимости от того, как университет организует и реорганизует свои подразделения, в какой мере поощряет преподавателей к сотрудничеству и эффективному взаимодействию со студентами и другими преподавателями. На наш взгляд, университетское сообщество играет особую роль в развитии креативности студентов и преподавателей, в создании среды, способствующей интенсификации креативных про-

цессов в учебной и внеаудиторной деятельности, в организации системы поддержки и управления финансовыми рисками, системы стимулов и поощрений.

Педагогика, целью которой является поиск новых концепций, способов и технологий развития креативности, позволяет сделать стратегии обучения видимыми и эффективными, которые в свою очередь, совершенствуют цифровые, учебные и социальные навыки деятельности одновременно. Мы убеждены в том, что хотя креативность часто связывают с отдельной личностью, наиболее заметные результаты достигаются при корпоративном взаимодействии креативных личностей.

Проблема развития креативности многогранна, междисциплинарна, требуя всестороннего осмысления, приводит к пониманию тесной взаимосвязи креативности и ценностных ориентаций личности. В этой связи необходимо обозначить следующие аксиологические позиции:

1.«Ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из приоритетных понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного [3].

2. Аксиологизация образования как явление появилось с возникновением педагогической аксиологии, став методом, самостоятельным разделом философии ценностей. Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и Мар-бургской (Г.Коген) школ неокантианства, развивая это направление, используют кроме понятия «значимость» понятия «долженствование» (sollen), «ценность» (wert, value, valeur - от лат. valere - иметь значение). Весь реальный мир подразделяется ими на бытие (действительность, существование) и ценности

[4].

3. Педагогическая наука исходит из того, что аксиологические ориентиры отдельных индивидов формируются на основе функционирующих в обществе

универсальных ценностей, которые, опредмечиваясь в некоторые установки, совокупность принципов отражения социальной реальности, становятся регуляторами социального поведения.

Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

С общих позиций теории ценностей значительный интерес представляют исследования таких зарубежных исследователей, как Р. Инглхарт, Т.Ловат, Г. Хофстеде, Р. Шуерман, Ш. Шварц.

Р. Инглхарт полагает, что ценности постоянно изменяясь в ходе социально-экономического развития, продолжают отражать базисные культурные традиции общества. По его мнению, ценности меняются последовательно и в довольно предсказуемом направлении, однако это связано не с какой-то определенной тенденцией, например, глобализацией, распространением коммуникационных систем, а согласуясь с собственными закономерностями развития ценностных систем, иначе во всех обществах, подверженных влиянию данных тенденций ценности изменялись бы одинаково [1].

Исследуя эволюцию и переоценку ценностей в общественной жизни, Г. Хофстеде предложил своеобразную луковичную модель постоянных изменений ценностных систем. Опираясь на его работы, можно утверждать, что верхние «слои» модели: символы, герои, ритуалы, легче сменяются новыми символами, героями и ритуалами [6]. Сакральные же, глубинные ценности преобразуются медленно и нелинейно. Анализируя огромный массив данных шести волн изучения ценностных ориентиров жителей нашей планеты (экспериментальное изучение ценностей происходило в 80 странах мира и представлено на интернет портале «World Values Survey»), Р. Инглхарт утверждает, что социально-экономическое развитие ведет к культурным трансформациям, в то время как, крах в экономике становится причиной противоположных движений. Р. Ингл-

харт видит четкую логическую связь между высоким уровнем социально-экономического развития, культурными изменениями, делающими приоритетными независимость личности, творчество и самовыражение, и демократизацией [1].

Педагогический аспект проблемы аксиологии образования в общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей культуры современного мира сделать предметом осознания, переживания как особых потребностей личности, сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности.

Аксиологический подход как методологическая база исследования проблем университетского образования позволяет определить состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но определяет его взаимодействие с миром и с людьми, а также раскрыть существенное влияние ценностей на развитие творчества личности. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности, в значительной мере определяют развитие творческого потенциала студента.

Обращаясь к проблеме взаимосвязи аксиологии и креативности, следует подчеркнуть позиции таких исследователей, как Ш.Шварц, Д. Шунк, М.Рокич, Р.Уильямс, Т. Амабайл. Так, анализируя ситуацию в современном образовании, С. Шварц приходит к следующим выводам: во-первых, учащиеся XXI века представляют собой поколение цифровых аборигенов, которые понимают мир через фильтр компьютерных устройств, учатся и думают совершенно по-иному. В этом случае, креативность не исчезает, обнажая несоответствие между восприятием студентами того, что они могут сделать сейчас и их потенциальными возможностями и способностями. Во-вторых, сдвиг в структуре ценностей от выживания к самовыражению, в большей степени происходит из-за экономического роста, научного и технологического развития и процветания (Р.Инглхарт,

Г.Бейкер 2000), что делает взаимосвязь креативности и аксиологии более актуальной.

Среди фундаментальных ценностей Ш. Шварц выделяет ценность конформизма, которая направляет отношение и поведение в ситуациях, связанных с ответом на новое и перемены, и объясняет предпочтение личностью сдержанности действий, побуждений и импульсов, которые могут огорчить или нанести вред другим, нарушить социальные ожидания или нормы. Люди, имеющие данную ценность, считают послушание, самодисциплину, вежливость, уважение родителей и старших, очень важными и желательными.

Ценности конформизма не позволяют человеку активно искать непохожие знания и перспективы новизны, поскольку идеи или информация другого рода по определению не соответствуют ожиданиям и нормам. У таких людей возникают большие трудности в комбинировании и синтезе разнообразной и отличной от собственной информации для того, чтобы сформировать новые ответы и создать креативные идеи, опять же из-за тенденции сдерживать свои действия и придерживаться традиционных норм. То, насколько работники придерживаются ценности конформизма, повлияет, насколько они смогут воспользоваться преимуществом разнообразных ресурсов и информации [9].

Напротив, люди, у которых ценности конформизма не сильно развиты, открыты незнакомой, непохожей и различной информации. Не ограниченные существующими нормами и ожиданиями, они могут открывать новые и альтернативные способы создания новых и полезных продуктов, сочетая разнообразные перспективы.

Следуя принятой логике, Ш.Шварц считает, что ценность гедонизма положительно связана с учебными целями и развитием креативности, в силу высокой эмоциональности таких людей. Креативность поощряет независимое мышление и продуктивность, а гедонизм фокусируется на получении удовлетворения, радости, успеха, удовольствия. Как креативное самовыражение, так и подъем удовольствия, являются важными компонентами

внутреннего источника мотивации творчества, так как они повышают интерес студентов, их вовлеченность в познание и успеваемость.

По утверждению М. Рокича, ценности, свойственные культуре и климату учебных заведений, влияют на креативность и компетентность и нравственное поведение, что в конечном итоге влияет на восприятие студентами себя и социальных и культурных различий, а также на мотивацию и учебные достижения. Он считает, что образовательные учреждения не могут быть ценностно нейтральными. В связи с этим ценности креативности должны присутствовать в образовании. В особенности опыт обучения, например, в высших учебных заведениях, оказывает значительное влияние на ценности студента, независимо от характеристик личности (Э.Паскарелла, 1988).

По утверждению Д. Шунка (2003) как студенты, так и преподаватели не могут быть лишенными ценностей, их ценности отражаются в преподаваемом ими предмете, в объяснении материала и их поведении. Преподаватели могут стимулировать развитие определенных ценностей на протяжении всей жизни, являясь моделью креативного поведения. В этой связи представляется крайне важным осознание студентами - будущими учителями собственных ценностей.

А.Мартин и М.Доусон (2009) считают, что студенты могут присвоить ценности, проявляемые преподавателями, в процессе межличностного взаимодействия. В процессе креативного образовательного взаимодействия происходит обмен ценностями при приобщении студентов к ценностям преподавателей, и приобщении преподавателей к ценностям студентов [2].

Данные, полученные Э.Принсом-Гибсоном, Ш.Шварцем (1998), предполагают, что уровень образования непосредственно влияет на ценностные приоритеты, которые в свою очередь направляют людей на профессиональные роли (М.Кон, К.Шулер), таким образом, делая более востребованной креативность.

Следовательно, развитие креативно-аксиологического потенциала студентов может быть достигнуто при реализации определенных педагогических условий: если:

- в образовательном процессе университета предусмотрена актуализация ценностного содержания образования;

- в образовательном пространстве университета создана креативная среда;

- в образовательной среде университета обеспечивается ценностное самоопределение будущего специалиста;

- обеспечивается креативно-ценностное взаимодействие преподавателя и студента;

- освоение фундаментальных знаний и современных ориентационно-ценностных, инновационных информационных технологий базируется на интеграции интеллектуальных, коммуникативных и креативных умений студента.

В нашем исследовании мы считаем, что существует тесная взаимосвязь креативности, ценностей и технологий, причем ключевой доминантой в данной структуре являются ценности. Именно ценностные ориентации на познание и творчество, а, следовательно, цели, которые из них вытекают, раскрывают сущностную взаимосвязь между креативностью и аксиологией. Мы убеждены в том, что креативность и ценностно-ориентированные технологии представляют динамичный дуэт, поскольку технологии помогают открыть новые горизонты для развития креативности, а креативность способствует развитию новых технологий.

Использование технологий в качестве инструмента развития креативности позволяет преодолеть многие барьеры, общаться и обмениваться идеями и опытом с людьми разных профессий, возраста, культур и языков, границы для эффективного сотрудничества растворяются в едином стремлении создать что-то новое, оригинальное, представляющее ценность для окружающих. Ценностные ориентации во многом совпадают в разных культурах, таким образом, бла-

годаря современным технологиям, в частности интернету, можно создавать новые ценности. Причем, к достоинствам использования информационных средств в учебном процессе мы относим и то, что они дают не только возможность найти необходимую информацию, но и возможность выразить себя с их помощью, то есть являются средством творческого самовыражения. Ценностные ориентации направляют креативную деятельность человека на создание новых технологий, способствующих улучшению уровня жизни, безопасности, самореализации и развития креативного потенциала человека.

Подтверждением тенденций в развитии теории креативно-ценностного обогащения личности в настоящее время является концепция Р. Шуермана, которая определяет четкие признаки грядущей эры информативной цивилизации, показывает, что в переходе к новой эре человеческого существования роль образования должна быть опережающей.

В соответствии с концепцией Р.Шуермана образование должно меняться в четырех направлениях. Первое - более широкие знания и креативность в науке и образовании. Второе - повсеместное компьютерное обучение. Третье - хорошо поставленное изучение иностранных языков. Четвертое - широкое знакомство с культурой разных народов. При этом каждому должно быть доступно качественное образование, а именно вполне определенные ценности и знания, из которых главное - осознание важности идеи личного достоинства каждого человека. Достоинство личности состоит и в том, что человек умеет выбирать цели, ставить их перед собой и последовательно стремиться к их достижению. Ценностное сознание тесно связано с субъектно-творческим отношением к миру, с его практическим преобразованием, оно видит мир сквозь призму субъекта-творца. Поэтому основные особенности ценностного сознания помогает раскрыть анализ специфики творческой деятельности человека [4].

Таким образом, в качестве аксиологических оснований креативности как показало наше исследование могут выступать следующие:

1. Теория ценностей, как методологическая база аксиологии

рассматривает потребности, эмоции, мотивы, ценностные ориентации в качестве креативной деятельности человека. Если деятельность представляет интерес для личности, то происходит интенсификация поиска нестандартного решения проблем. Существует устойчивая взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и уровнем развития креативности.

2. В качестве аксиологического основания выступает структурная архитектоника процесса развития креативности студентов, в котором базисными компонентами являются компетенции, знания, эмоции, деятельность.

3. В качестве аксиологического параметра креативного развития личности выступает перенос креативных умений из образовательной плоскости в плоскость жизнедеятельности.

4. Механизм развития креативности соединяет в себе аспекты информационно-ценностного поиска, креативного вызова, оценки, рефлексии и проекции.

5. Эмоционально насыщенные ценностно-ориентационные технологии более продуктивны, чем традиционные технологии.

В заключении необходимо подчеркнуть, что меняющееся образование в меняющемся мире ведет к переосмыслению методологических основ развития наук о человеке, к которым относится педагогика. Традиционные представления о закономерностях развития креативности личности обогащаются новыми теориями, концепциями, инновационными технологиями, моделями, вариативными образовательными программами, требуют усиления внимания к фундаментальным основам развития науки и практики. В настоящее время одним из стратегических ориентиров развития высшего образования является аксиологическая парадигма педагогики. Аксиология креативности - перспективное научное направление, отвечающее на многие вопросы, благодаря решению которых можно найти резервы повышения качества образования.

Одним из аспектов модернизации является задача развития креативных

способностей, поэтому быстрее всех развивается то общество, которое с наибольшим успехом помогает своим людям в реализации их творческого потенциала.

Библиографический список

1. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.

2. Каган, М.С. Мир общения. - М. Политиздат, 1988. - 219 с.

3. Кирьякова, А.В. Аксиология креативности : монография / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ, 2014. - 225 с. ISBN 978-5-904823-12-2

4. Кирьякова А.В. Теория ценностей - методологический базис аксиологии образования//Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования». -№1. -2010. - Режим доступа: http://www.orenport.ru/axiology/?doc=3 Дата обращения: 24.11.2014

5. Кирьякова А.В. Ценностные ориентиры университетского образования//Вестник Оренбургского государственного университета. № 2 (121). -2011. - С. 27-33

6. Робинсон, К. Образование против таланта. - М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013. - 336 с.

7. Amabile, T. Affect and Creativity at Work /Administrative Science Quarterly, 50 (2005): P.373-389

8. Hofmann, J. The Multidimensional Structure of Function of Human Values. 2009. -

322 p.

9. Hofstede, G. Cultures and Organizations: Mind Software. 2005. - 560 p.

10. Jing Zhou. Social Networks, Personal Values, and Creativity: Evidence for Curvilinear and Interaction Effects P. 10-11

11. Schwartz, S. Self-regulation, Motivational Conflict and Values. A Dissertation, 2009. -

345 p.

Bibliography

1. Inglehart, R. Welzel, C. Modernization, Cultural Change and Democracy: The sequence of human development. M.: New Publishing, 2011. - 464. - (Library Fund "Liberal Mission").

2. Kagan, M.S. World of Communication. - M. Politizdat, 1988. - 219 p.

3. Kiriyakova, A.V. Axiology of Creativity: monograph / A.V. Kiriyakova, V.V. Moroz. -Orenburg State University. - Orenburg: OSU, 2014. - 225 p. ISBN 978-5-904823-12-2

4. Kiriyakova, A.V. Value Theory - Methodological Basis of Axiology Education // Electronic scientific journal "Axiology and Innovation Education." -№1. -2010. - Mode of access: http://www.orenport.ru/axiology/?doc=3 Date of circulation: 11/24/2014

5. Kiriyakova A.V. Value Systems of University Education // Bulletin of the Orenburg State University. Number 2 (121). -2011. - P. 27-33.

6. Robinson, K. Education against talent. - M .: Mann, Ivanov and Ferber, Eksmo, 2013. -

336 p.

7. Amabile, T. Affect and Creativity at Work /Administrative Science Quarterly, 50 (2005): P.373-389

8. Hofmann, J. The Multidimensional Structure of Function of Human Values. 2009. -

322 p.

9. Hofstede, G. Cultures and Organizations: Mind Software. 2005. - 560 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Jing Zhou. Social Networks, Personal Values, and Creativity: Evidence for Curvilinear and Interaction Effects P. 10-11.

11. Schwartz, S. Self-regulation, Motivational Conflict and Values. A Dissertation, 2009. -

345 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.