СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ
www.volsu.ru
UDC 316:347.639(460.45) Submitted: 20.12.2021
LBC 60.88(2Р-4Вог) Accepted: 14.06.2022
SOCIAL ENGINEERING AS A MEANS OF PREVENTING REPEATED ORPHANHOOD: THE CASE OF THE VOLGOGRAD REGION
Roza A. Rjabova
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Olesya A. Gomanenko
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. Today in society there still exists a problem of social orphanhood. To reduce the number of social orphans, a special form of family placement of children is actively developing in the country - the foster family. This concept includes all forms of family placement of orphans and children left without parental care. This article focuses on the repeated return of adopted children to specialized orphanages, which negatively affects children and causes irreparable damage to their physical and mental state. The situation in the Volgograd region regarding the highlighted problem is analyzed and the main reasons that induce foster parents to return foster children back to full state support are outlined. One of the main problems is the unsuccessful adaptation of the child to the foster family. Foster parents and children cannot find a common language, which in the future creates many new problems that accumulate and become the cause of secondary orphanhood. To improve the current situation, specialists use such technology as social design, the purpose of which is to make a positive change in society. A regional project was developed using social design technology to support foster families and foster children. The project involves the creation of a child-parent club based on a social center for the protection of the population. The essence of the project is to prevent secondary orphanhood by harmonizing parent-child relationships. In this child-parent club, it is planned to carry out various activities that will contribute to improving parenting competencies and harmonizing parent-child relations, which will reduce the risk of secondary orphanhood.
Key words: social engineering, social orphanhood, replacement family, secondary orphanhood, prevention of secondary orphanhood.
УДК 316:347.639(460.45) Дата поступления статьи: 20.12.2021
ББК 60.88(2Р-4Вог) Дата принятия статьи: 14.06.2022
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОВТОРНОГО СИРОТСТВА: НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Роза Александровна Рябова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
о <м
<С Олеся Александровна Гоманенко
? Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
й и
(и
я Аннотация. На сегодняшний день в обществе все еще остро стоит такая проблема, как социальное сирот-§ ство. Чтобы сократить количество социальных сирот, в стране активно развивается особая форма семейного устройства детей - замещающая семья. Данное понятие включает в себя все формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В статье основное внимание сконцентрировано § именно на повторном возвращении приемных детей в специализированные сиротские учреждения. Это нега-\3 тивно сказывается на детях и наносит непоправимый ущерб их физическому и психическому состоянию.
Рн Автор анализирует ситуацию в Волгоградской области по выделенной проблеме и обозначает основные при©
чины, которые побуждают приемных родителей возвращать приемных детей обратно на полное государственное обеспечение. Одной из основных проблем является неудачная адаптация ребенка в замещающей семье. Приемные родители и дети не могут найти общий язык, что в будущем создает множество новых проблем, которые накапливаются и становятся причиной вторичного сиротства. Для того чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, специалисты используют такую технологию, как социальное проектирование, целью которого является положительное изменение в социуме. Посредством данной технологии был разработан региональный проект, направленный на поддержку замещающих семей и приемных детей. Проект предполагает создание детско-родительского клуба на базе социального центра защиты населения. Суть проекта заключается в профилактике вторичного сиротства путем гармонизации отношений в семье. В детско-родительском клубе предполагается проведение различных мероприятий, которые поспособствуют повышению родительских компетенций и гармонизации семейных отношений, что снизит риск возникновения вторичного сиротства.
Ключевые слова: социальное проектирование, социальное сиротство, замещающая семья, вторичное сиротство, профилактика вторичного сиротства.
Введение
На сегодняшний день актуальной остается такая проблема, как социальное сиротство. За последние годы удалось незначительно стабилизировать ситуацию в стране. Однако огромное количество детей являются сиротами или находятся без попечения родителей. Изначально дети помещались в государственные учреждения, но через некоторое время стало очевидно, что в таких условиях ребенок не имеет возможности полноценно развиваться по ряду причин. Исходя из данного наблюдения, в стране начали развивать такую форму семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как замещающая семья.
«Замещающая семья» как понятие включает в себя все формы семейного устройства детей - приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, что, в свою очередь, является альтернативой пребывания ребенка в специализированном сиротском учреждении. Целью данной семьи является обеспечение защиты и представления прав и интересов на всех уровнях, обеспечение защиты, нормального развития и воспитания несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1, с. 86-87].
Методы
В работе был использован такой метод, как социальное проектирование, направленное на профилактику вторичного сиротства. Прежде чем приступить к разработке проекта, мы проанализировали официальные данные, пред-
ставленные региональным комитетом социальной защиты населения, а также научную литературу, посвященную данной проблеме, под авторством О.Н. Безруковой, В.А. Самойловой, Е.В. Декиной и В.С. Егорова [1, с. 86-87; 3, с. 18-25; 4, с. 6-10].
Анализ
В зависимости от региона выраженность одной и той же проблемы может кардинально отличаться. Рассмотрим, как ситуация с проблемой социального сиротства обстоит в Волгоградской области. Приоритетом региональной социальной политики является развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2019 г. в Волгоградской области активно развивался институт приемной семьи. Региональный комитет защиты населения предоставил следующие данные: в 1 827 приемных семьях воспитывается 3 086 приемных детей, из которых 167 - дети-инвалиды. С каждым годом развивается и институт патронатного воспитания. В 51 патронатной семье воспитывается 79 детей. Самой распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается опека и попечительство: 2 895 семей опекунов (попечителей) воспитывают 3 515 приемных детей [2].
В Волгоградской области проводятся различные профилактические и консультационные мероприятия, активно развиваются школы и клубы для замещающих семей, успешно функционирует система наставничества, разрабатываются региональные проек-
ты. Сотрудники социальных служб проходят профильное обучение и получают необходимую информационно-методическую поддержку, что является одним из важнейших факторов для предоставления эффективной профессиональной помощи [2].
Несмотря на активно развивающийся институт замещающей семьи, проблема повторного возвращения приемных детей в детские дома никуда не исчезает и, к сожалению, все еще является частой практикой. Поэтому необходимо принимать всевозможные меры по предотвращению повторного сиротства. Безусловно, это наносит непоправимый ущерб психологическому и физическому состоянию приемного ребенка, которое ранее уже было подвержено влиянию множества негативных факторов.
В России за 2019 г. повторно в сиротские дома были возвращены 5 304 ребенка [6]. Для того чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, используется такая технология, как социальное проектирование. Социальное проектирование - это деятельность, подразумевающая создание и реализацию проектов, которые влекут за собой положительные изменения в социуме. Социальное проектирование - это, прежде всего, творческая деятельность. Здесь нужно задуматься над проблемой, тщательно ее проанализировать, четко спланировать все действия, заложить необходимые ресурсы и, наконец, организовывать задуманную работу. И все это для того, чтобы преодолеть волнующие общество проблемы и в результате изменить ситуацию к лучшему [5, с. 58-59].
Одной из основных причин возникновения повторного сиротства в основном является не налаженный контакт с ребенком, и, как следствие, холодность приемных родителей и его плохое поведение, с которым не может справиться замещающая семья. Кроме всего прочего, со стороны родителей ситуация может усугубляться, когда они не слышат ребенка, не хотят знать причины такого поведения и не обращаются за помощью к специалистам [3, с. 19]. В данном случае необходимо повышать компетенции приемных родителей и проводить различные профилактические мероприятия, помогающие на ранних стадиях устранить недопонимания с обеих сторон.
Результаты
В целях профилактики повторного сиротства был разработан социальный проект по созданию детско-родительского клуба, где основной упор идет на организацию совместного досуга. Это поможет укрепить и гармонизировать детско-родительские отношения, что положительно скажется на семье и минимизирует возможность возникновения многих недопониманий в будущем. Важно обратить внимание на то, что члены семьи будут участвовать не по отдельности, а вовлечены в обязательную совместную творческую деятельность, что позволит более эффективно проработать проблемы, одновременно задействовав обе стороны. Беззаботная атмосфера при работе плечом к плечу расположит детей и родителей стать более открытыми, что непременно поможет им лучше узнать друг друга. Занятия планируется проводить два раза в неделю как с конкретной семьей, так и с несколькими семьями совместно, что будет способствовать обмену опытом и дальнейшему выстраиванию дружеских отношений между ними. При необходимости возможно также получить психологическую, педагогическую, правовую помощь и информационную поддержку.
В детско-родительском клубе предполагаются различные мероприятия, позволяющие комплексно подойти к достижению поставленной цели. Основной формат - это игровая и творческая деятельность, с помощью которой родители и дети смогут отвлечься и настроиться на непринужденное общение. Не менее важными являются различные тренинги, направленные на повышение родительских компетенций, и круглые столы. На таких встречах родители будут делиться опытом между собой, а также получат ответы от специалистов на актуальные темы. При необходимости приемных родителей проконсультируют по вопросам педагогического, социального и правового характера.
Заключение
Таким образом, используя технологию социального проектирования, был разработан проект, целью которого является решение такой социальной проблемы, как повторное сиротство. В проект были включены различные
профилактические мероприятия, которые окажут положительное влияние на детско-роди-тельские отношения, что поможет наладить или укрепить отношения внутри семьи и снизить риск повторного сиротства.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Безрукова, О. Н. Сопровождение замещающей семьи или как снизить риск вторичных отказов / О. Н. Безрукова, В. А. Самойлова // Социологические исследования. - 2019. - №2 1. - С. 85-95. -Ш1:10.31857/5013216250003750-8
2. Волгоградская область совершенствует систему сопровождения замещающих семей // Волгоградская область : офиц. сайт. - 1998. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www. volgograd.ru/news/244829 (дата обращения: 24.11.2021). - Загл. с экрана.
3. Декина, Е. В. Изучение детско-родительс-ких отношений в замещающей семье / Е. В. Декина, В. С. Егоров // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2019. - N° 3. - С. 18-25. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka. m/artide/n/izuchenie-detsko-roditelskih-otnosheшy-v-zameschayuschey-semie (дата обращения: 24.11.2021). - Загл. с экрана.
4. Канищева, Л. Н. Проектирование образовательного процесса в вузе на основе компетентностно-го подхода / Л. Н. Канищева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6, Университетское образование. - 2015. - №2 1 (16). - С. 6-10.
5. Ледников, Г. В. Социальное проектирование как один из инструментов социализации студентов / Г. В. Ледников, А. А. Ровенко // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. - 2019. - №> 1 (6). - С. 57-60.
6. Организация социального сопровождения семей с детьми // Комитет социальной защиты населения Волгоградской области : офиц. сайт. -1998. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://goo.su/at4i (дата обращения: 24.11.2021). -Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Bezrukova O.N., Samoylova V.A. Soprovozhdenie zameshhajushhej sem'i ili kak snizit' risk vtorichnyh otkazov [Guidance for Foster Families or How to Decrease Risks of Secondary Abandonement]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological Research], 2019, no. 1, pp. 85-95. DOI: 10.31857/S013216250003750-8
2. Volgogradskaya oblast sovershenstvuyet sistemu soprovozhdeniya zameshchayushchikh semey [The Volgograd Region is Improving the System of Supporting Foster Families]. Volgogradskaya oblast: ofits. sayt [Volgograd Region], 1998. URL: https://www.volgograd.ru/news/244829 (acccessed 24 November 2021).
3. Dekina E.V., Egorov VS. Izuchenie detsko-roditel'skih otnoshenij v zameshhajushhej sem'e [Study of Parent-Child Relationships in a Foster Family]. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovanija [Humanitarian and Pedagogical Research], 2019, no. 3, pp. 18-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ izuchenie-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-zameschayuschey-semie (acccessed 24 November 2021).
4. Kanishcheva L.N. Proyektirovaniye obrazovatelnogo protsessa v vuze na osnove kompetentnostnogo podkhoda. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 6. Universitetskoye obrazovaniye, 2015, no. 1 (16), pp. 6-10.
5. Lednikov G.V., Rovenko A.A. Social'noe proektirovanie kak odin iz instrumentov socializacii studentov [Social Engineering as One of the Tools for Socialization of Students]. Nauka i sovremennoe obshhestvo: vzaimodejstvie i razvitie [Science and Modern Society: Interaction and Development], 2019, no. 1 (6), pp. 57-60.
6. Organizatsiya sotsialnogo soprovozhdeniya semey s detmi [Organization of Social Support for Families with Children]. Komitet social 'noj zashhity naselenija Volgogradskoj oblasti: ofits. sayt [Committee for Social Protection of the Volgograd Region], 1998. URL: https://goo.su/at4i (acccessed 24 November 2021).
Information About the Authors
Roza A. Rjabova, Student, Institute of History, International Relations and Social Technologies, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3026-0300
Olesya A. Gomanenko, Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9178-1145
Информация об авторах
Роза Александровна Рябова, студент, Институт истории, международных отношений и социальных технологий, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3026-0300
Олеся Александровна Гоманенко, кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9178-1145