- дисбаланс в распределении прибыли между отраслями приводит к низкой доходности в сельском хозяйстве. На долю производства в среднем приходится до 30% прибыли, в то время как в торговле она может достигать 60% по некоторым направлениям [2].
Давно признанным фактом является необходимость развития кооперации для усиления позиций малых и средних хозяйств. Для сохранения социальной стабильности и экономического роста важно вовлечение в кооперативные отношения максимально возможного числа жителей села, фермеров и сельскохозяйственных организаций [5].
Продолжающийся кризис в сельскохозяйственной отрасли страны негативно сказывается на обеспеченности граждан продуктами сельского хозяйства. В этих условиях личные подсобные хозяйства граждан выступают гарантом обеспечения жителей сельскохозяйственной продукцией, а также играют существенную роль в продовольственной безопасности страны. Однако, законодательство не в полной мере регулирует формирование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и их размеры, тем самым создавая условия для появления подсобных хозяйств, превышающих максимальные нормы предоставления и служащих, зачастую, для застройки. Это приводит к выбытию из сельскохозяйственного оборота продуктивных сельскохозяйственных угодий, нарушению сложившейся структуры землепользования, что негативно сказывается на развитии и экономической эффективности сельскохозяйственной отрасли.
Для решения обозначенных проблем необходимо изменение порядка формирования земельных участков для личных подсобных хозяйств - введения землеустроительного этапа, предполагающего организацию земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования. Создание такой схемы позволит определить земельные массивы, необходимые для ведения и развития сельскохозяйственного производства предприятиями, личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также для расширения перспективных населенных пунктов, создания вблизи лесов и водоемов садовых и дачных товариществ, проведения обоснованной сельскохозяйственной и градостроительной политики [6].
Литература
1. Соргутов И. В., Панин В. С. Развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности России // Пермский аграрный вестник. № 3 (11), 2015. С. 61.
2. Ушачев И. Г. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции // Российская экономика, 2014. № 9. С. 61-64.
3. Нагаева Я. Э., Гонцова О. В. Стратегические направления развития АПК в России // Экономические исследования, 2011. № 6. С. 18-22.
4. Палаткин И. В., Шишкин О. В. Механизм развития региональных сельскохозяйственных кооперативных рынков // АПК - экономика, управление, 2014. № 8. С. 28-34.
5. Усова А. А. Актуальные задачи в системе стратегического управления агропредприятиями молочной специализации АПК // Экономикс, 2014. № 3. С. 36-42.
6. Сусликов С. В. Землеустройство как основа развития личных подсобных хозяйств населения // Пермский аграрный вестник. № 2 (10), 2015. С. 78.
Social entrepreneurship in Russia Naumenko E.1, Prilutckaya K.2 (Russian Federation) Социальное предпринимательство в России Науменко Е. Е.1, Прилуцкая К. П.2 (Российская Федерация)
'Науменко Егор Евгеньевич /Naumenko Egor - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и прикладной экономики; 2Прилуцкая Клавдия Павловна /Prilutckaya Klavdiya — студент магистратуры, программа: экономика и правовое регулирование бизнеса, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: статья раскрывает понятие социального предпринимательства как нового явления в российском предпринимательстве. Автором исследованы направления развития и проблемы социального предпринимательства в России.
Abstract: the article reveals the concept of social entrepreneurship as a new phenomenon in the Russian business. The author examines the trends of development and problems of social entrepreneurship in Russia.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, предпринимательство, социально-экономическая деятельность.
Keywords: social entrepreneurship, entrepreneurship, social and economic activities.
Социальное предпринимательство — это новый вид социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским качеством и достижением стабильной самоокупаемости [2].
Социальное предпринимательство начало активно развиваться примерно с 1970-1980-х годов, появившись почти одновременно в разных точках мира с разными экономическими и социальными условиями, а в 1990-х годах и в странах побежденного социализма [1].
Социальное предпринимательство аккумулирует все лучшее из бизнеса и государственного сектора. Поэтому оно служит достойной альтернативой исключительно коммерческому или исключительно государственному подходу к решению общественных и экологических проблем. Проанализируем социальные предприятия по направлениям деятельности в России (Рисунок 1).
35 30 25
20 15
lUHHir.t
О Дошкольной образование М Поддерживающая терапия для детей Досуг для детей Легкая и бумажная промышленность Образовательная деятельность Медицинские услуги Досуг Информационно- щ просвятительская деятельность Розничная торговля _ Пищевая промышленность Туризм и гостиницы И Сбор/переработка вторсырья 1 Производство медицинских ^ изделий Сельское хозяйство Химическое производства Развитие территории Прочее производство Прочие услуги
Рис. 1. Количество социальных предприятий по направлениям деятельности в РФ
Источник: Центр социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ, 2016.
Более половины обследованных организаций заняты в сфере услуг детям и семьям с детьми. При этом не рассматривается работа с уязвимыми группами. Это служит наглядным примером того, что часть активных предпринимателей в сфере продвижения социального предпринимательства расширяют толкование социального предпринимательства в качестве услуг предприятий социальной сферы, что достаточно далеко от международных подходов к данной теме.
Это объясняется тем, что в отличие от развитых стран мира, в России только сейчас начинает открываться рынок социальных услуг для бизнеса. Кроме того, расширение спроса на
образовательные и развивающие услуги в области семьи и детства являются результатом демографическим подъёмом и ростом численности детей младшего возраста, а также готовностью значительной части населения платить за качественные услуги для детей. Это стимулирует рынок социальных услуг, но его не принято в развитых странах связывать с социальным предпринимательством только по факту значимости детей в жизни общества.
Обращает на себя внимание широкий спектр среди видов деятельности предприятий отраслей, отличных от социальной сферы. Среди них, в частности, примерно четверть приходится на разные виды производственных отраслей (Рисунок 2). Это обусловлено различием в моделях социальных предприятий, где целевая группа может находиться на разных участках цепочки создания стоимости - быть производителем, работником или потребителем товаров и услуг, производимых на социальном предприятии.
Рис. 2. Количество социальных предприятий по целевым группам в России
Источник: Центр социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ, 2016.
Например, незрячие люди в качестве целевой социальной группы для работы социального предприятия могут быть индивидуальными производителями некоторых товаров, которые социальный предприниматель продвигает на рынок в их интересах, могут быть работниками социального предприятия, как в случае с производственными предприятиями ВОС, а могут быть потребителем услуг - например, служба Инва-такси или производство мобильных высокотехнологичных инвалидных колясок. Целевой группой может быть и общество в целом, если речь идет о сборе и переработке мусора. Кроме того, в одном предприятии могут сочетаться несколько моделей [2].
Выделим основные проблемы, которые тормозят развитие социального предпринимательство в России [3].
В России многие продолжают воспринимать социальный бизнес как благотворительность. Конечно, есть схожие черты, но это не совсем так. Социальное предпринимательство проходит на границе между бизнесом и благотворительностью. Такое пограничное состояние делает его более сложным для реализации.
Кроме того, в России пока нет достаточной законодательной базы, которая была бы в состоянии урегулировать все вопросы социального предпринимательства. Это также усложняет жизнь начинающим бизнесменам, которые хотят помогать людям.
Самая большая проблема связана с недостаточным финансированием социального предпринимательства в принципе. К сожалению, большинство грантов и конкурсов в этой области финансируется частными иностранными инвесторами. На федеральном уровне социальное предпринимательство финансируется недостаточно.
Литература
1. Сметанин С. И. История предпринимательства России: курс лекций. М.: КНОРУС, 2006. 192 с.
2. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А. А. Московская. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 284 с.
3. Чепуренко А. Ю. Малый бизнес в рыночной среде / А. Ю. Чепуренко. М. Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. 324 с.
Efficiency of information support of financial strategy Nazarova E.1, Zhuzhgina I.2 (Russian Federation) Эффективность информационного обеспечения финансовой стратегии Назарова Е. А.1, Жужгина И. А.2 (Российская Федерация)
'Назарова Екатерина Андреевна /Nazarova Ekaterina — студент; 2Жужгина Ирина Анатольевна / Zhuzhgina Irina — кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и информационных технологий в экономике, факультет компьютерных технологий и электроники, Научно-исследовательский университет Московский энергетический институт, Смоленский филиал, г. Смоленск
Аннотация: в статье отражена роль финансовой стратегии в управлении организацией. Дается понятие реализации стратегии. Указана важность правильно подобранного информационного обеспечения для реализации финансовой стратегии. Сформулированы пути для реализации эффективной финансовой стратегии.
Abstract: article reflects the role of the financial strategy in the management of the organization. It gives an idea of the strategy. It indicated the importance of a properly sized information support for the implementation of the financial strategy. Formed the way for implementation of an effective financial strategy.
Ключевые слова: стратегия, финансовая стратегия, планирование, реализация стратегии. Keywords: strategy, financial strategy, planning, strategy realization.
В условиях повышения ответственности бизнеса за результаты своей деятельности руководству организаций необходимо выявлять тенденции финансового развития организации, ориентироваться в финансовых возможностях и перспективах развития бизнеса. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая стратегия.
Финансовая стратегия является важным элементом существования организации. Формирование качественного информационного обеспечения представляет собой не только важнейший элемент стратегического экономического анализа, но и одну из функций управления.
Под системой информационного обеспечения финансовой стратегии организации понимается целый многофункциональный комплекс, который предназначен для целенаправленного создания базы данных.
Реализация стратегии предполагает собой движение стратегической информации, а слои принятия решений — это узлы ее обработки. Слабое информационное обеспечение - главное препятствие для реализации стратегии.