Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ПАНДЕМИЮ COVID-19'

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ПАНДЕМИЮ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
965
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВАКЦИНАЦИЯ / СОЛИДАРНОСТЬ / РОЛЬ СМИ В ПАНДЕМИЮ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иоселиани Аза Давидовна, Зарубина Полина Дмитриевна

Цель исследования - раскрыть особенности проблем, связанных с социальным поведением людей в период пандемии и отношением людей к изменениям в условиях пандемии COVID-19. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфических реакций людей на коронавирус и классификации социальных оценок отношений к пандемии по субъективным и объективным основаниям. В результате исследования авторы аргументировали и доказали мысль о том, что люди к пандемии и вакцинации против неё испытывают противоречивые чувства, с одной стороны, страх и скепсис, а с другой - необоснованную надежду на то, что все само урегулируется. В работе раскрыта особая роль СМИ и социальных сетей в деле борьбы с пандемией. Авторы выражают уверенность в том, что для преодоления пандемии в мире необходимы сплоченность и солидарность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEOPLES’ SOCIAL BEHAVIOUR DURING COVID-19 PANDEMIC

The paper tackles the following issues: peoples’ social behaviour during the COVID-19 pandemic and public attitude towards restrictions caused by it. The authors describe individual reactions to the pandemic and classify social attitudes towards the pandemic situation, which constitutes scientific originality of the study. The conducted research allows drawing the following conclusions: people manifest contradictory attitudes towards the COVID 19 pandemic and the COVID 19 vaccines - on the one hand, fear and scepticism, and, on the other hand, unreasonable hope that everything will settle down. The article reveals the key role of the mass media and social networks in struggle against the pandemic. The authors argue that coping with the coronavirus pandemic requires international solidarity and cooperation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ПАНДЕМИЮ COVID-19»

грот ото Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 6. С. 1151-1155 | 2021. Volume 14. Issue 6. P. 1151-1155

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

EN

Социальное поведение людей в пандемию COVID-19

Иоселиани А. Д., Зарубина П. Д.

Аннотация. Цель исследования - раскрыть особенности проблем, связанных с социальным поведением людей в период пандемии и отношением людей к изменениям в условиях пандемии COVID-19. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфических реакций людей на корона-вирус и классификации социальных оценок отношений к пандемии по субъективным и объективным основаниям. В результате исследования авторы аргументировали и доказали мысль о том, что люди к пандемии и вакцинации против неё испытывают противоречивые чувства, с одной стороны, страх и скепсис, а с другой - необоснованную надежду на то, что все само урегулируется. В работе раскрыта особая роль СМИ и социальных сетей в деле борьбы с пандемией. Авторы выражают уверенность в том, что для преодоления пандемии в мире необходимы сплоченность и солидарность.

Peoples' Social Behaviour during COVID-19 Pandemic

loseliani A. D., Zarubina P. D.

Abstract. The paper tackles the following issues: peoples' social behaviour during the COVID-19 pandemic and public attitude towards restrictions caused by it. The authors describe individual reactions to the pandemic and classify social attitudes towards the pandemic situation, which constitutes scientific originality of the study. The conducted research allows drawing the following conclusions: people manifest contradictory attitudes towards the COVID 19 pandemic and the COVID 19 vaccines - on the one hand, fear and scepticism, and, on the other hand, unreasonable hope that everything will settle down. The article reveals the key role of the mass media and social networks in struggle against the pandemic. The authors argue that coping with the coronavirus pandemic requires international solidarity and cooperation.

Введение

Актуальность исследования обусловлена серьезными изменениями, которые произошли в жизни людей в связи с распространением по всему миру ШУЮ-19. Этот вирус перерос в необычайно масштабную пандемию, с которой большая часть стран борется уже два года. В связи с этим у людей изменился уклад жизни, что может повлечь за собой изменения материального статуса, поменялись взгляды на жизнь и изменились морально-нравственные ценности.

Осознание происходящей в мире пандемии у многих вызывало страх и тревогу. Человечество было не готово к таким глобальным и резким переменам, что вызвало растерянность и шок в обществе. Однако наступление, быстрое распространение пандемии по странам и рост летальных случаев требуют глубокого анализа, исследования всех аспектов заболевания и социального поведения людей при пандемии. Научное изучение всех проблем, связанных с пандемией, необходимо для выработки эффективных методов борьбы, стратегии и тактики, а также минимизирования негативных последствий ковида на человека, его здоровье, социум, экономику и на жизнь в целом. Вполне можно согласиться с А. Чакраборти и А. Шоу, в том, что они коронавирус считают экзистенциальной угрозой для человечества: «Огромные человеческие и экономические потери от быстро распространяющейся болезни ШУЮ-19 служат ярким напоминанием о том, что пандемии инфекционных заболеваний представляют собой одну из величайших угроз существованию человечества» [7].

Из указанной выше цели следуют определенные задачи: 1) понять и осознать сложившуюся обстановку в мире в связи с пандемией; 2) проанализировать поведение людей и их реакции на происходящее; 3) с целью выработки верной стратегии борьбы против пандемии изучить, какие факторы влияют на сознание людей и выработку их отношения к пандемии.

В исследовании применяются следующие методы исследования: логико-философский анализ, с помощью которого раскрывается сущность анализируемых проблем, а также научный метод эмпирического уровня, позволивший оценить ситуацию в мире, связанную с пандемией.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210203

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Теоретической базой исследования являются научные работы специалистов разных областей науки, изучающих социальные, психологические и другие аспекты данного вопроса. Например, таких как Е. И. Первич-ко и др. [3], М. Е. Пестова, А. Е. Сафонов [4], Р. Харрис [5], Л. Захарова, Д. Юдчиц [1], Дж. Ганс [8; 9] и др.

Практическая значимость работы заключается в потенциальном применении результатов исследования отношений людей к пандемии COVID-19 для предотвращения такой ситуации в будущем.

Впервые вспышка заболеваний COVID-19 была зафиксирована в декабре 2019 года в Китае, городе Ухань, и начала распространяться по всему миру в кротчайшие сроки. «Подобные вспышки заболеваний, вызванных именно коронавирусами, периодически случаются уже давно, и смертность от некоторых из них была выше, чем от последней эпидемии 2019 года», - пишет биотехнолог Денис Юдчиц [1]. Новый коронавирус впервые вызвал такую эпидемию, охватившую многочисленные государства и страны. Неизвестность вируса, скорость его распространения и результаты заболевания в обществе вызвали растерянность и панику. Социально-психологическую ситуацию усугубил тот факт, что в СМИ менялась научно необоснованная информация о вирусе, сбивая общественность с толку.

Возникшая в странах паника, вызванная пандемией, вынудила правительства предпринять срочные меры по борьбе с коронавирусом. Практически все страны закрыли свои границы, в густонаселенных пунктах ввели карантин, ввели запрет на массовые скопления людей, закрыли культурно--досуговые учреждения, театры, музеи. Процесс образования перенесли в онлайн. Что касается бизнеса и промышленности, то они потерпели огромные убытки.

Наряду с поиском медицинских средств и вакцины против коронавируса правительства начали принимать дополнительные меры по борьбе с ним [3], вводя ограничения, масочный режим и ужесточение карантинных мер. Однако этого оказалось недостаточно, природа человека и его психика потребовали дополнительных мер для того, чтобы осознать всю трагичность и серьёзность ситуации и понять, что нужно делать в данной обстановке, и какие модели социального поведения будут самыми эффективными, ведущими к солидарности и сплоченности. В этом плане огромна роль средств массовой информации, но об этом речь пойдет ниже.

Пандемия, разрушающая жизни людей, вносящая сумятицу в сознание человека, в бизнес и т.д., демонстрирует, насколько сильны и компетентны правительства. Все шаги, предпринятые правительствами, эффективность мер, проводимых ими, будут адекватно оцениваться позже, через определенное время. Несомненно также, что последствия пандемии для мировой экономики будут серьёзными, пока точно определить их масштабы на этом этапе невозможно, но уже совершенно очевидно, что мировому сообществу придётся тяжело.

Отношение людей к коронавирусу и оценки общей ситуации

С первых же дней появления вируса COVID-19 в сознании людей зародилось сомнение в том, что данный вирус действительно существует. Основная масса людей считала, что вирус выдуман для создания «искусственной» паники. Это обстоятельство и скепсис среди людей трактовались по-разному. Одни утверждали, что вирус выдуман с целью управления сознанием людей и контроля над их действиями; другие были уверены, что такое положение создали руководители некоторых стран для предотвращения социальных и политических волнений. Третьи считали, что коронавирус придумали для бизнеса, чтобы заработать на создании и продаже вакцин и т.д. Страх распространения эпидемии открывает возможность власти использовать любые ограничительные меры, тотальный контроль или запрет любых, в том числе и протестных акций, ссылаясь на «сложную эпидемиологическую обстановку». Кроме того, в борьбе с невидимым врагом в лице COVID-19 у чиновников появляется шанс позиционировать себя перед обществом как хороших руководителей, подчеркнуть эффективность своей работы.

Отмеченные мнения несостоятельны, так как, во-первых, власти не готовы пойти на такие радикальные меры для создания карантинной обстановки, закрывая границы, приводя экономику страны в упадок и уничтожая социальный устой миллионов граждан ради контроля населения. Во-вторых, вакцинация во всех странах в основном проходит бесплатно для своих граждан. Такое искажение мировоззрения и массового сознания только лишь усугубляет общую социально-психологическую ситуацию и снижает эффективность борьбы с пандемией.

Распространенное общественное мнение показывает, что люди не верят в происходящее, потому что у них нет полного осознания того, с какой ситуацией столкнулась цивилизация. Некое шоковое состояние людей продолжается. В обществе все еще недостаточно осмысление необходимости соблюдения социальных норм и установленных правил, что каждый несет ответственность не только за себя, но и за окружающих [5]. На осмысление наступившей «ковид-реальности» требуется время, которое играет против человека и человечества.

Свойство мышления людей таково, что человек всё новое сравнивает с уже известным, находит сходство и различие и таким образом пытается осознать новое. Так происходит и с коронавирусом. История цивилизации показывает, что такие эпидемии, в том числе и из группы «корона» с различными штаммами, уже были. Все эти околофилософские рассуждения поверхностны и не аргументированы, в реальности же вирус COVID-19 существенно отличается от всех уже знакомых вирусов по своей характеристике, скорости распространения и т.д.

Естественное чувство страха перед пандемией некоторые средства массовой информации стали использовать в качестве средства для манипуляции поведением и сознанием людей (об этом речь пойдет ниже). Страх потерять работу и средства для существования, близких людей, свободу передвижения и т.д. подрывает психику человека, вызывает вспышки недовольства, недоверия, разрушает привычный уклад и миропорядок.

Отношение людей к вакцинации

Заболеваемость коронавирусной инфекцией по сей день продолжает оставаться на высоком уровне, она развивается и «вспыхивает» волнами. Одним из необходимых и эффективных методов борьбы с ней, а по мнению многих ученых и медиков единственный способ обезопасить людей от вируса, - это вакцинация [6], выработка иммунитета против вируса COVID-19.

Несмотря на то, что информации о важности и необходимости вакцинации в обществе достаточно, тем не менее 70% россиян против прививки. Такая же социально-психологическая картина наблюдается и во многих странах. С чем же это связано, в чем причина такого отношения к вакцинации?

На наш взгляд, причина происходящего заключается в недоверии к наспех созданным вакцинам, отсутствии научно обоснованной информации последствий вакцинации, а также росте летального исхода после вакцинации в разных странах. Люди в растерянности, врачи утверждают, что вакцинация есть единственное спасение от заболевания, в то время как СМИ указывают на увеличение статистики смертей после прививки и публикуют ее устрашающие последствия. Когда речь идет о жизни и ее угрозе, и эта угроза связана с прививкой и ее последствиями, то, естественно, человек предпочитает отказаться от вакцинации и необоснованно верит, что эпидемия минует его. Разумеется, такой подход неверный и опасный. Вакцинация продолжает оставаться спорным вопросом, этот спор подпитывается скепсисом и закрепляется опасением по поводу реакции организма на прививку, причем не только на ковид. В обществе существует довольно прочная установка на отказ или как минимум воздержание от вакцинации.

Ошибочно думать, что все само урегулируется без содействия человека. Наивность и необоснованная надежда не способствуют улучшению ковид-ситуации, а только ухудшают ее. Одни разговоры и споры по поводу сложившейся ситуации в мире не приведут к решению проблемы. Только осознание всей сложности жизни и опасности пандемии, а также практические, разумные и эффективные действия против вируса помогут людям победить его.

Влияние СМИ на сознание общества и понимание пандемии

Одним из самых мощных методов совместной и эффективной борьбы против вируса и пандемии являются СМИ. Эта так называемая «четвертая власть» играет огромную роль в социальном развитии вообще и особенно в таких экстремальных ситуациях, какая создана сегодня во всем мире. Благодаря СМИ информация о положении дел в мире и в стране доводилась и доводится до сведения общества. Средства массовой информации показали всю серьёзность данной обстановки в стране, вводя людей во все детали этой болезни.

Однако можно видеть случаи безответственного отношения некоторых СМИ к данной ситуации. В Интернете существует много разных публикаций с некорректной и необоснованной информацией, после ознакомления с которой люди приходят в смятение и растерянность. Такие публикации вперемешку с научно доказанными или не доказанными сведениями сбивают людей с толку и формируют неправильные выводы о положении дел. Вместе с тем аналогичные негативные события помогли нашему обществу осознать, какие средства массовой информации считаются наиболее надежными, и дали понять людям, что информацию нужно брать только из официальных, проверенных источников.

Принимая во внимание все «полномочия» социальных сетей по продвижению некорректной информации, направленной на формирование отрицательных социальных взглядов, неминуемым считается увеличение контроля над конкретной информацией, продвигаемой в социальных сетях. В таком случае необходимо, чтобы контроль распространялся и на определенные лица, которые предпринимают шаги, несоответствующие национальной этике.

Также СМИ взяли на себя манипулятивно-управленческую функцию, влияя на наши культурные и социально-психологические ценности, изменяя наши установки, модели поведения и восприятия действительности. Формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм «публичного восприятия» [2]. Люди не в силах сопротивляться собственному сознанию, становятся объектом информационной агрессии или информационной войны, когда при помощи СМИ их пытаются склонить к заданной какой-нибудь группой субъективной точке зрения, что происходит и с коронавирусом [5, с. 6-10].

На данный момент в СМИ всего мира доминирует тема для обсуждений - коронавирус. Она обсуждается в каждой форме средств массовой информации: от радио и периодики - до телевидения и Интернета. Эта тема освещается мировыми СМИ в режиме нон-стоп [4, с. 168-170]. Такой подход стал причиной того, что на глазах слушателей и зрителей создается впечатление глобальной катастрофы. Возникает чувство незащищенности, апатии и уверенности в том, что коронавирус может преодолеть любые преграды, что он практически непобедим, и человечеству придется с ним жить.

Так как вирус начал активно прогрессировать и до сих пор распространяется волнами разной интенсивности, спада и активации, СМИ не перестают обсуждать эту тему. Некоторые из них начали превращать всю информацию в шоковую сенсацию, стали внушать обществу панику. Такого рода публикации переросли в медийную атаку, повлекшую за собой страх и сомнение в происходящем. В итоге это отрицательно сказывается на людях, так как они не знают, кому стоит верить, а кому нет.

Страхи, которые нагнетаются СМИ и вселяются в психику людей, в итоге дают то, что коронавирус в сознании человека оседает как какая-то инфернальная «адская» угроза, способная добраться до каждого человека, и от неё спасти людей невозможно, ведь здесь бессильны и армия, и полиция. А это уже путь к неосознанному или даже специально нагнетаемому массовому психозу. Как современная психология утверждает, психоз, основой которого является страх, опасен так же, как и сама эпидемия. Все дело в том, что люди, охваченные психозом, не способны трезво оценивать возникшую реальность и начинают теряться в поисках спасения от вируса, «направленного к ним». Сознанием таких людей проще управлять.

Распространение психоза в информационном пространстве можно сравнить с распространением эпидемии посредством вируса. В пандемии вирус инфицирует человеческое тело, а в психозе «информационный вирус» переходит от мышления одного человека к другому через эмоциональное заражение. Инструментом инфицирования психозом является информация, распространяемая в социальных сетях. При получении такой информации через мессенджеры общающиеся эмоционально нагружаются, «заражаются» паникой, страхом и «заражают» ими тех людей, кому рассылают данную информацию среди своей группы общения. В результате негативные настрои, страх и паника быстро распространяются на большие аудитории, и количество «заразившихся» растет в геометрической прогрессии. Именно такой способ рассылки резонансной информации называют вирусным, а технологию распространения такой информации - вирусной технологией. Свою негативную роль в деле создания тяжелой психологической атмосферы в пандемию выполнили так называемые фейк-ньюсы, которые имеют большое влияние на сознание доверчивых людей. Такая ситуация в обществе уже нашла свое название - «вирусобесие».

В завершении отметим, что постпандемический миропорядок в истории цивилизации - вполне знакомое явление. Смена моделей и парадигм мироустройства после эпидемий коррелировала со сменой эпох от Античности, Средних веков и Ренессанса до Нового времени и современности. Уже можно сказать, что пандемия COVID-19 тоже оставит свой след в истории человечества, но вопрос заключается в том, в каком направлении пойдут изменения, и какой станет постпандемическая цивилизация.

Заключение

В результате проведенного анализа мы приходим к следующим выводам:

- адекватное осознание создавшейся в мире корона-реальности пока отсутствует, человечеству на это потребуется время;

- каждый человек по-разному относится к пандемии COVID-19: одни испытывают страх перед неизвестным, другие - скепсис и недоверие, третьи же наивно надеются, что все само урегулируется; поведенческие модели в социуме подбираются стихийно;

- мнения о вакцинации сильно различаются, и люди не могут прийти к единому решению;

- неуверенности способствуют сами СМИ, давая неоднозначную, порой непроверенную, а то и «вирусную» информацию целенаправленно;

- без сплоченности и солидарности пандемию миру не преодолеть.

Даная работа может быть полезна в области исследования жизни людей в условиях пандемии в целях более детального изучения сложившейся ситуации, для прогнозирования вектора развития мира в постпандемической эпохе.

В перспективе данная работа будет продолжена и может стать методологическим ориентиром для исследований, направленных на углубленное изучение социально-философских проблем, связанных с пандемией.

Источники | References

1. Захарова Л., Юдчиц Д. Откуда взялся коронавирус в Китае [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/ putevoditel/zdorove/koronavirus/otkuda-vzyalsya-koronavirus/ (дата обращения: 15.05.2021).

2. Мирошниченко А. СМИ и коронавирус - спрос на новости вырос, но бизнес рухнул [Электронный ресурс]. URL: https ://texterra.ru/blog/smi-i-koronavirus-spros-na-novosti-vyros-no-biznes-rukhnul.html (дата обращения: 15.05.2021).

3. Первичко Е. И., Митина О. В., Степанова О. Б., Конюховская Ю. Е., Дорохов Е. А. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/8475/ (дата обращения: 15.05.2021).

4. Пестова М. Е., Сафонов А. Е. Пандемия нового десятилетия: освещение темы коронавируса в СМИ // Ме-диасреда. 2020. № 17. С. 166-172.

5. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / пер. С. Е. Рысев, Л. Орданская. М.: Прайм-Еврознак, 2002. 448 с.

6. Что нужно знать о вакцине и вакцинации от коронавируса [Электронный ресурс]. URL: https ://www.medicina.ru/ press-tsentr/statyi/chto-nuzhno-znat-o-vaktsine-i-vaktsinatsii-ot-koronavirusa/ (дата обращения: 15.05.2021).

7. Chakraborty A. K., Shaw A. S. Viruses, Pandemics, and Immunity [Электронный ресурс]. URL: https://mitpress. mit.edu/books/viruses-pandemics-and-immunity-1 (дата обращения: 15.05.2021).

8. Gans J. Economics in the Age of COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://mitpress.mit.edu/books/economics-age-covid-19 (дата обращения: 15.05.2021).

9. Gans J. The Pandemic Information Gap. The Brutal Economics of COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://mitpress.mit.edu/contributors/joshua-gans (дата обращения: 15.05.2021).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Иоселиани Аза Давидовна1, д. филос. н., проф. Зарубина Полина Дмитриевна2

1 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Ioseliani Aza Davidovna1, Dr Zarubina Polina Dmitrievna2

1 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

1 aza-i@yandex.ru, 2 polinazar2002@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 07.05.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.

Ключевые слова (keywords): пандемия; социальное поведение; вакцинация; солидарность; роль СМИ в пандемию; pandemic; social behaviour; vaccination; solidarity; mass media role during the pandemic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.