Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО, СТАВШЕЕ ПРИЧИНОЙ СОЛИДАРНОСТИ, ГУМАННОСТИ И РАЗВИТИЯ'

ПАНДЕМИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО, СТАВШЕЕ ПРИЧИНОЙ СОЛИДАРНОСТИ, ГУМАННОСТИ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЛИДАРНОСТЬ / ГУМАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иоселиани Аза Давидовна, Миронова Ольга Дмитриевна

Цель исследования - определить пандемию как опасное явление, которое может стать стимулом пересмотра социальных отношений, объединения людей в борьбе против COVID-19. В работе утверждается, что коронавирус, существенно изменивший современный мир, есть зло, однако человечество должно извлечь некий урок из создавшейся ситуации и научиться искать в этом зле преимущества, которые подготовят мир к вызовам такого рода в будущем. Научная новизна состоит в выявлении социальных особенностей пандемии, ставших детерминантами солидарности, гуманности и развития общества. В результате доказано, что пандемия разделила цивилизацию на «до» и «после», нынешний мир стал более прогрессивным, человечество научилось объединяться для решения совместных проблем, что дает огромный социальный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANDEMIC AS SOCIAL EVIL THAT BROUGHT ABOUT SOLIDARITY, HUMANENESS AND DEVELOPMENT

The study aims to define the pandemic as a dangerous phenomenon that can become an incentive to revise social relations, unite people in the fight against COVID-19. The work argues that the coronavirus, which has significantly changed the modern world, is evil, but the humanity must draw a certain lesson from the immediate situation and learn to look for advantages in this evil that will prepare the world for such challenges in the future. Scientific novelty of the work lies in identifying social features of the pandemic that have become determinants of solidarity, humaneness and social development. As a result, it is proved that the pandemic has divided the civilisation into “before” and “after”, the current world has become more progressive, the humanity has learned to unite in order to solve common problems, which produces an enormous social effect.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО, СТАВШЕЕ ПРИЧИНОЙ СОЛИДАРНОСТИ, ГУМАННОСТИ И РАЗВИТИЯ»

$ rpanhoTQ

Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2021. Том 14. Выпуск 6. С. 1156-1159 | 2021. Volume 14. Issue 6. P. 1156-1159

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Пандемия как социальное зло,

ставшее причиной солидарности, гуманности и развития

Иоселиани А. Д., Миронова О. Д.

Аннотация. Цель исследования - определить пандемию как опасное явление, которое может стать стимулом пересмотра социальных отношений, объединения людей в борьбе против ШУГО-19. В работе утверждается, что коронавирус, существенно изменивший современный мир, есть зло, однако человечество должно извлечь некий урок из создавшейся ситуации и научиться искать в этом зле преимущества, которые подготовят мир к вызовам такого рода в будущем. Научная новизна состоит в выявлении социальных особенностей пандемии, ставших детерминантами солидарности, гуманности и развития общества. В результате доказано, что пандемия разделила цивилизацию на «до» и «после», нынешний мир стал более прогрессивным, человечество научилось объединяться для решения совместных проблем, что дает огромный социальный эффект.

EN

Pandemic as Social Evil

That Brought about Solidarity, Humaneness and Development

loseliani A. D., Mironova O. D.

Abstract. The study aims to define the pandemic as a dangerous phenomenon that can become an incentive to revise social relations, unite people in the fight against COVID-19. The work argues that the coronavirus, which has significantly changed the modern world, is evil, but the humanity must draw a certain lesson from the immediate situation and learn to look for advantages in this evil that will prepare the world for such challenges in the future. Scientific novelty of the work lies in identifying social features of the pandemic that have become determinants of solidarity, humaneness and social development. As a result, it is proved that the pandemic has divided the civilisation into "before" and "after", the current world has become more progressive, the humanity has learned to unite in order to solve common problems, which produces an enormous social effect.

Введение

Актуальность проблемы состоит в том, что современная цивилизация должна в кратчайшие сроки найти выход из ситуации и спасти человечество, сохранив его экзистенциальное существование. И в этом деле в первую очередь необходимо проанализировать создавшуюся в мире ситуацию во всех ракурсах: от медицинского до социального. Исходя из поставленной в статье цели, необходимо реализовать следующие задачи: проанализировать пандемию и показать, что она является опасным социальным злом; выявить особенности социального развития в условиях пандемии, которые стали причиной переосмысления многих аспектов жизни, выработки в сознании людей чувства солидарности и гуманности.

В статье использован метод логико-философского анализа, с помощью которого раскрывается сущность рассматриваемых проблем, а также научный метод эмпирического уровня, позволивший оценить ситуацию в мире, связанную с пандемией.

Теоретической базой работы являются исследования К. Шваба, Т. Маллере [7], С. Шах [6], Дж. Ганса [10], М. Хоркса [5] и др.

Практическая значимость работы состоит в потенциальном применении полученных в ходе исследования результатов для фундаментального и разностороннего анализа пандемической ситуации.

2020 г. внес коррективы в жизнь каждого человека. Распространившаяся на планете пандемия коснулась всех стран мира. Люди поняли, что все остальные, даже крупные, проблемы на самом деле не являются неразрешимыми сложностями по сравнению с ковидом. Несмотря на всю сложность и проблематичность, время эпидемии стало периодом определенного прогресса для всего мира, особенно в плане социальных отношений.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210198

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

По мнению некоторых авторов, пандемия даже была необходима миру [2; 8]. Планета сильно перенаселена, большинство людей перестают ценить то, что она дает нам, и она разрушается под антропогенным давлением. Можно сказать, что пандемия - это защита планеты от людей. В каждом столетии были заболевания, войны, потому что это жизнь, которую мы видим лишь со своей стороны, но на самом деле у неё есть гораздо больший смысл. С точки зрения диалектики и динамики развития все, что происходит в жизни людей, несет какую-то цель и не проходит бесследно. Так и пандемия изменила жизнь человечества.

Переосмысление поведения человека и его отношения к жизни

Самое важное и довольно ярко выраженное изменение в поведении людей, которое принес коронавирус, -это сплоченность общества и понимание того, что победить это невидимое зло можно только совместными усилиями мирового сообщества. Выработана именно та форма социальной сплоченности, которой не хватало обществу, у людей стали общие темы для обсуждения, у всего общества появилась общая идея и цель [4, с. 57].

Люди переосмыслили не только собственную жизнь, но и отношения в обществе [10]. Поколение военных лет часто подчеркивает, что они создали мирное небо над головой и обеспечили безоблачную жизнь в двадцать первом веке, молодое же поколение твердит, что качество жизни растет от высоких требований к ней. Людей в наше столетие завоевали чрезмерный эгоизм и алчность, развлечения и безудержное потребление алкоголя. Так человечество зашло в тупик, выходом из которого, как история цивилизации показывает, зачастую становится война. Но современным людям в какой-то степени повезло с коронавирусом, который избавил людей от страшного кровопролития и вывел их из тупика. Пандемия частично заменила войну, изменила и сознание человека: люди стали чаще задумываться о смысле жизни, судьбе и здоровье своих близких, переосмысливать координаты жизненного мира [9].

Немаловажным является переосмысление отношения к родине, а главное, любви к ней. Благодаря пандемии ковида и карантину, а также закрытым границам и прекращению авиасообщения, граждане различных стран были вынуждены начать путешествовать по своей стране, изучать ее заповедные уголки и глубинки, что не только отразилось в сердцах многих людей (помогло им полюбить страну еще сильнее), но и подняло уровень знаний населения об истории и о природе страны.

Коммуникация и обучение на дистанции в период пандемии

Рассмотрим одну из возникших из-за пандемии ситуацию, наиболее знакомую для современной цивилизации. Это переход на дистанционное обучение или дистанционную работу. Именно благодаря ему произошли качественные и довольно глубокие изменения в коммуникации и социальном развитии общества. Несмотря на многочисленные минусы и жалобы, этот переход принес много пользы для социального продвижения. Естественно, вначале возникли проблемы (в том числе и психологического характера): отсутствие общения, здоровой конкуренции, возможности обратиться за помощью быстро и непосредственно, недостаточная продуктивность и т.д. Однако, исходя из человеческой природы, адаптивные свойства человека показали ему пути и возможности быстрого решения проблем. Так, человечество быстро вышло из шокового состояния. Более того, люди заметили позитивное в самоизоляции и работе на дистанции. Первый и, наверное, один из самых значительных плюсов ситуации в пандемии - это экономия времени. По статистике в среднем люди тратят по 2 часа в день на дорогу до учебы или до работы. Перейдя на дистанционное обучение или дистанционную работу, мы сэкономили примерно 10-12 часов в неделю, а это примерно 625 часов в год, которые можно потратить на свое развитие, отдых и, самое главное, на свою мечту. Также стоит отметить, что человек получил возможность работать в тех условиях, в которых ему комфортнее.

Переход на дистанционное обучение, лишив возможности общаться с одними, подарил возможность общения с другими, убрав конкуренцию, сэкономил нервы многим и позволил учиться, отдаваться науке и получать знания. Кроме того, онлайн-жизнь позволила людям из разных регионов иметь одинаковые возможности и сделала образование более доступным. Например: учиться у преподавателей с высокой профессиональной квалификацией, консультироваться с ведущими специалистами, причем не только отечественными, но и зарубежными. С этой точки зрения можно предположить, что без пандемии человечество вряд ли смогло бы перевести 90% профессий в онлайн-режим, что действительно создало резкий скачок в социальном развитии.

Помимо перехода в онлайн-пространство, карантин и пандемия ускорили и расширили развитие технологий. По данным исследователей, свыше 40% компаний вкладывают больше средств из бюджета в роботизацию и автоматизацию производства. В связи с этим в дальнейшем некоторые профессии изживут себя, так как их обязанности будет выполнять робототехника. Тем самым человек не только сможет предотвратить заболевания, но и уменьшит количество людей, задействованных на тяжелых работах.

Интеллектуальный фактор и прогресс во время пандемии

Еще одним важным фактором социального развития является уровень начитанности населения, иначе говоря, интеллектуальный фактор. В период карантина и отсутствия возможности разнообразить досуг люди

1158

Социальная философия

действительно стали больше читать, покупать онлайн-курсы по разным дисциплинам, потому что сидеть постоянно в социальных сетях или же смотреть телевизор невозможно. Благодаря этому произошло интеллектуальное развитие общества и, следовательно, социальное.

В период пандемии создался серьезный экзистенциальный кризис, который причинил немало ущерба экономике и миру в целом. Этот кризис сподвиг людей развиваться дальше, проанализировать ситуацию в экономике, в бизнесе и меняться. Социальные проблемы достигли глобального уровня, что ведет к линиям разлома в мире. Возникает новый мир, новая эпоха. Эпидемия стала двигателем прогресса [2; 9; 10].

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо говорил в видеоинтервью: «Эта пандемия предоставила возможность для перезагрузки. Это шанс ускорить наши предпандемические усилия по переосмыслению наших экономических систем» [1]. Иначе говоря, все те отрицательные моменты, которые происходят сейчас в экономике, шли и до этого, коронавирус позволил их ускорить и радикализировать. Джастин Трюдо также отметил, что главным положительным моментом пандемии является не столько прогресс, сколько проявление гуманности. Только в России погибло более тысячи врачей. Высокая нравственность, гуманность и солидарность стали главными характеристиками личности не только врачей, но и людей разных профессий, которые на добровольных основаниях принимали участие в борьбе с ковидом. Пандемия сподвигла 119 000 человек стать социальными волонтерами для помощи людям: они развозили еду тем, кто не мог выйти из дома, помогали с медикаментами, не получая ничего взамен. В такой непростой период люди научились протягивать друг другу руку, действительно осознали, как важна взаимопомощь и гуманное отношение к людям.

Общество стало объединяться для более успешного и эффективного решения проблем, в том числе проблемы пандемии [6, с. 30]. Люди стали более доброжелательны и милосердны, а также научились верить в лучшее. А это уже другое понимание этической парадигмы современной жизни.

Ярким примером гуманизма стали отношения России и Китая: в начале борьбы с коронавирусом России оказала огромную поддержку Китаю в виде медикаментов, в ответ на это Китай также пытался направить помощь России в пик коронавируса. Те страны, которые оказались один на один с пандемией, понесли большие потери. Очень выразительно высказывание сингапурского ученого и политика Кишора Махбубани: «Если мы, семь с половиной миллиарда человек, теперь застряли вместе на зараженном вирусом круизном лайнере, имеет ли смысл чистить и мыть только наши личные каюты, игнорируя коридоры и вентиляционные колодцы снаружи, по которым распространяется вирус? Ответ однозначный: нет» [Цит. по: 7, с. 3].

Как выражалась солидарность во время пандемии? Пандемия развила солидарность между людьми и странами, уменьшилось количество войн, люди стали более охотно идти на мирные соглашения [2]. По анализам и опросам ученых на фоне пандемии произошло сплочение людей, только в России более 70% населения в период пандемии совершили разные гуманные и полезные дела для общества. У людей появилась определенная психологическая потребность помочь другим, быть полезным для окружающих и получить духовную удовлетворенность от того, что они несут пользу, решают общие для народа проблемы, тем самым пытаясь реализоваться сами и реализовать свои инициативы через общественно-полезные дела [5, с. 2]. А это путь к самосовершенствованию и адекватному самопознанию.

Ход цивилизационного развития за последние десятилетия показал, что глобальные проблемы проявляют сущность человека и качества его личности более отчетливо. Когда люди оказываются в опасности, которая грозит экзистенциальному существованию в целом, в их сознании включаются механизмы и силы, которые объединяют и сплачивают всех против этой опасности. Именно благодаря общественной солидарности власти стран смогли принять адекватные меры по защите от коронавируса, которые бы несли минимальные разрушения для экономики. Логично, что во время пандемии более сильными оказались страны с развитой жизнестойкостью, сплоченностью и солидарностью общества. Как сказал постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, «пандемия коронавируса превратилась в глобальный вызов всему человечеству и дала шанс для проявления солидарности и сотрудничества наций» [3].

Еще одно характерное изменение в сознании человека в период пандемии - это понижение уровня страха в народе. То, что люди так или иначе справлялись с карантином, дало им веру в свои силы. Они перестали бояться высказывать свое мнение, стали смелее, начали менять мир вокруг себя здесь и сейчас.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что диалектический принцип объяснения развития через борьбу противоположностей, как правило, указывает на то, что без негативного невозможно заметить позитивное, оценить добро без зла. Также можно сказать и про пандемию - она, безусловно, есть социальное зло, но это зло подарило развитие, определило существенный скачок к качественно новому этапу социального сосуществования. Пандемия оказалась причиной дихотомии существования цивилизации «до пандемии» и «после пандемии». Правда, потери в плане жизни людей в пандемии меньше, чем в крупной войне, однако социальный эффект огромен. Нынешняя цивилизация никогда не будет такой как прежде. Вполне можно согласиться с фразой Клауса Шваба, основателя Всемирного экономического форума: «Мы не допустим возврата к "до-ковидному" миру. Современный мир стал более прогрессивным, люди стали если не добрее, то с большим уважением относиться друг к другу, человечество научилось объединяться для решения совместных проблем различного уровня, начало ценить моменты, каждый человек научился мечтать и жить в текущем моменте» [7]. Клаус Шваб также отметил: «Мы сейчас на перепутье. Один путь приведет нас к лучшему миру: более инклюзивному, более справедливому и более уважительному к Матери-природе. Другой перенесет нас в мир, похожий на тот, который мы только что оставили, но еще хуже и постоянно преследуемый неприятными сюрпризами», а выбор остается за нами [Там же].

Заключение

Безусловно, COVID-19 является опасным социальным злом, однако, специфические черты социальной жизни в условиях пандемии стали детерминантами переосмысления всей жизни, выработки в сознании людей чувства солидарности и гуманности.

В современном мире создалась некая новая нормальность «пост-ковид», которая означает дистантное, изолированное существование человечества, постоянный масочный режим и повышенные санитарно-гигиенические стандарты, пролонгированную самоизоляцию, цифровизацию образования, сокращение до-ковидных видов деятельности, уменьшение международных контактов и отказ от массовых мероприятий.

По всей видимости, мир не будет прежним, он уже стал более прогрессивным, люди изменили и переосмыслили многое, в том числе и привычные взаимоотношения. А главное, человечество поняло, что для получения нужного позитивного социального эффекта необходимо объединяться для решения совместных проблем, в противном случае, пандемию планетарного масштаба Homo Sapiens не победить.

В перспективе данное исследование может стать методологическим ориентиром для будущих социально-философских исследований по теме последствий пандемии.

Источники | References

1. Делингпол Дж. «Большая перезагрузка»: почему о ней говорят Байден, Борис Джонсон и Трюдо [Электронный ресурс]. URL: https://katehon.com/ru/artide/bolshaya-perezagruzka-pochemu-o-ney-govoryat-bayden-boris-dzhonson-i-tryudo (дата обращения: 17.05.2021).

2. Коровкин В. Будущее России после Covid-19 [Электронный ресурс]. URL: https://knigid.ru/25054-vladimir-korovkin-buduschee-rossii-posle-covid-19.html (дата обращения: 17.05.2021).

3. Пандемия коронавируса дала шанс для солидарности наций, считает Небензя [Электронный ресурс]. URL: https://ria-ru.turbopages.org/ria.ru/s/20200508/1571168425.html (дата обращения: 17.05.2021).

4. Почепцов Г. Коронавирус: как меняется наше сознание и будущее. Х.: Фолио, 2020. 290 с.

5. Хоркс М. Будущее после короны: как кризис изменит общество, наше мышление и наши действия / на нем. яз. Берлин: Экон, 2020. 200 с.

6. Шах С. Пандемия. Всемирная история смертельных вирусов. М.: Альпина-нон-фикшн, 2020. 456 с.

7. Шваб К., Маллере Т. COVID-19: великая перезагрузка [Электронный ресурс]. URL: https://www.litlib.net/ bk/135579/read/3 (дата обращения: 17.05.2021).

8. Шеварднадзе C. Будущее сегодня. Как пандемия изменила мир. М.: Эксмо, 2020. 224 с.

9. Chakraborty A. K., Shaw A. S. Viruses, Pandemics, and Immunity [Электронный ресурс]. URL: https://mitpress. mit.edu/books/viruses-pandemics-and-immunity-1 (дата обращения: 15.05.2021).

10. Gans J. Economics in the Age of COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://mitpress.mit.edu/books/ economics-age-covid-19 (дата обращения: 17.05.2021).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Иоселиани Аза Давидовна1, д. филос. н., проф. Миронова Ольга Дмитриевна2

1 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Ioseliani Aza Davidovna1, Dr Mironova Olga Dmitrievna2

1 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

1 aza-i@yandex.ru, 2 o.d.mironova@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 14.05.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.

Ключевые слова (keywords): пандемия; коронавирус; социальное развитие; солидарность; гуманность; pandemic; coronavirus; social development; solidarity; humaneness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.