Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН НАКАНУНЕ НОЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ГЕРМАНИИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН НАКАНУНЕ НОЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
феминизм / Германия / законы / ограничение прав женщин / борьба за женские права / гендерное неравноправие / история. / feminism / Germany / laws / restriction of women's rights / struggle for women's rights / gender inequality / history.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мышлянов А.Б., Девальд К.В.

В статье анализируются процессы социальной трансформации немецкого общества в период накануне Ноябрьской революции. Изучается законодательного имперского периода, положение женщины на основе этого законодательства. Изучается связь общих тенденций развития феминизма и ситуации гендерного неравноправия в конкретной стране на начало XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SITUATION OF WOMEN BEFORE THE NOVEMBER REVOLUTION IN THE GERMAN EMPIRE

The article analyzes the processes of social transformation of German society in the period on the eve of the November Republic. Examines the legislative imperial period, the position of women on the basis of this legislation. The relationship between general trends in the development of feminism and the situation of gender inequality in a particular country at the beginning of the 20th century is studied.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН НАКАНУНЕ НОЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ГЕРМАНИИ»

HISTORICAL AND ARCHEOLOGICAL SCIENCES

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН НАКАНУНЕ НОЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В

ГЕРМАНИИ

Мышлянов А.Б.

Студент Vкурса, направленность (профиль): История. Право, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Девальд К.В.

Студент Vкурса, направленность (профиль): История. Английский язык, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

SOCIAL SITUATION OF WOMEN BEFORE THE NOVEMBER REVOLUTION IN THE GERMAN

EMPIRE

Myshlyanov A.

V-year student, focus (profile): History. Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk Devald K.

V-year student, focus (profile): History. English, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk

Аннотация

В статье анализируются процессы социальной трансформации немецкого общества в период накануне Ноябрьской революции. Изучается законодательного имперского периода, положение женщины на основе этого законодательства. Изучается связь общих тенденций развития феминизма и ситуации гендерного неравноправия в конкретной стране на начало XX века.

Abstract

The article analyzes the processes of social transformation of German society in the period on the eve of the November Republic. Examines the legislative imperial period, the position of women on the basis of this legislation. The relationship between general trends in the development of feminism and the situation of gender inequality in a particular country at the beginning of the 20th century is studied.

Ключевые слова: феминизм, Германия, законы, ограничение прав женщин, борьба за женские права, гендерное неравноправие, история.

Keywords: feminism, Germany, laws, restriction of women's rights, struggle for women's rights, gender inequality, history.

Положение женщины в семье неразрывно свя- между собой и что неравенство полов обязано зано с борьбой женщин за свои права. Борьба за своим происхождением насильственному подчине-права женщин в Германии вылилась в тяжелый и нию женщин мужчинами» [6; стр. 67]. Таким обра-длительный исторический процесс. Процесс этот зом, феминизм стал включать в себя первые соци-не был чем-то исключительным для немецкой ально-политические движения женщин в западном нации, но являлся составной частью движения фе- мире за равные с мужчинами юридические и поли-минизма в странах США и Западной Европы в пе- тические права.

риод 1840-1920 гг., который принято называть пер- Сегодня нет единой точки зрения относи-

вой волной феминизма. тельно определения феминизма. Наиболее точным

Считается, что впервые слово «феминизм» и многосторонним, на наш взгляд, является опреде-(новолатинское feminismus, от латинского femina - ление в «Большом толковом социологическом сло-женщина), было сформулировано ещё в XVIII веке варе COLLINS»:

французским социолистом-утопистом Шарлем 1. Целостная теория, связанная с характером

Фурье. Философ говорил о феминистах - сторонни- глобального угнетения женщин и их подчинения ках женского равноправия, утверждая, что «расши- мужчинам.

рение прав женщин - главный источник социаль- 2. Социополитическая теория и практика, стре-

ного прогресса» [8; стр. 117]. мящаяся к освобождению всех женщин от муж-

Но только в XIX веке термин феминизма обрел ского превосходства и эксплуатации. реальный общественный вес. В то время слово «фе- 3. Социальное движение, заключающее в себе

минизм» использовалось как синоним понятия стратегическую конфронтацию с гендерноклассо-«женская эмансипация». Под эмансипацией жен- вой системой.

щин понималось «стремление к уравнению прав 4. Любая идеология, состоящая в диалектиче-

обоих полов, исходящее из мысли, что первона- ском противоречии со всеми женоненавистниче-чально все человеческие индивидуумы были равны скими идеологиями и действиями [2; стр. 258].

Это определение показывает, что под феминизмом скрывается и научная теоретическая теория, и практика социальных движений, и определенная идеологическая основа.

Как уже было сказано, значительное влияние на формирование феминистской мысли начала XIX в. оказали философские концепции социалистов-утопистов, прежде всего Ш. Фурье, А. Сен-Симона и Р. Оуэна. Г.А. Брандт отмечал, что социалисты-утописты «вышли за пределы суждения о «природном назначении пола, дав тем самым возможность говорить о том, что кроме «естественного» права женщины, существует еще и социальное право -право на свободу, образование, труд» [4; стр. 16].

С чем связано возникновение в середине XIX века в ряде стран Европы и США феминистического движения? Ответ на этот вопрос можно найти в работах современников того периода. Так, Клара Цеткин писала: «Женщины и девушки мелкобуржуазного класса были вынуждены, вследствие переворота в условиях их существования, приняться за какую-нибудь профессию. Они обратились, поскольку это было возможно, к свободным профессиям и тем отраслям промышленности, которые граничат с искусством. Не стремление к знанию, не внезапно возникшее сознание духовного равенства женщины и мужчины породило это стремление женщин к образованию. Это был, в сущности, переворот в экономических условиях. Вопрос шел о куске хлеба, о котором необходимо было позаботиться на тот случай, если для женщины не найдется кормилец, в образе мужа» [9; стр. 27].

Прогремевшие в Европе и США революции (либеральные и промышленные), строительство производств привели к тому, что женщина, бывшая на всем протяжении истории хранительницей семейного очага, была вынуждена пойти работать на фабрику, мануфактуры, рынок. Прежние, традиционные отношения становились для таких женщин всё более тягостными - кроме политического и экономического неравноправия за женщиной сохранялся в полном объеме груз ведения домашнего быта, воспитание детей и т.д..

Подчинённое положение женщин шло вразрез с новыми либеральными ценностями, которые провозглашала Великая французская революция. Возник либеральный феминизм, сутью которого было рассуждение: «поскольку женщины - такие же разумные существа, как и мужчины, они должны обладать теми же юридическими и политическими правами» [3; стр. 9]. Однако, когда речь шла об неотъемлемых естественных правах, за этими правами стояли только мужчины. Либеральные идеи не распространялись на женщин. Это противоречие становилось на протяжении всего столетия всё более очевидным.

Центром феминистического движения в Европе стала Великобритания. Именно в стране, где впервые началась индустриализация, раньше всего усугубилось положение женщин. Появление машин на производстве, рост городского населения позволяли использовать намного больше рабочей силы, чем раньше. Одних лишь только мужчин на

фабриках было недостаточно. В Англии стал характерен массовый женский труд.

Постепенно труд женщины, которая фактически заняла место мужчины на производстве, в Великобритании становится обыденностью, фактом. С одной стороны, как отмечает исследовательница И.В. Крыкова, «массовый женский труд способствовал росту самосознания женщин как автономной социальной группы, создавал возможность разрушить традиционную иерархию полов, выстроить разделение труда между мужчинами и женщинами не на принципе взаимодополняемости, а на принципе взаимозаменяемости» [7; стр. 152]. Но с другой стороны, совершенное новая, нетипичная для общества того Нового времени роль женщин всё больше выходила из-под тени традиционного её места в семье. И тень становилась всё больше. Женщина-работница начинала конкурировать с мужчинами в плане места работы и заработка, что нарушало условия традиционной семейной иерархии и приводило к обострению конфликтов между полами. Мужчины не собирались перенимать «женские» обязанности в семье - уход за домом и за детьми. С описываемого нами периода начинается сверхэксплуатация женщин - их труд не заканчивался с рабочим днём, но продолжался в качестве жены и матери. При этом рабочий день порой выходил за рамки двенадцати часов, причем женщине, трудящейся наравне с мужчинами, платили за работу меньше. Оправдывалось это логикой, что не женщине содержать свою семью, а мужчине. О вступлении в профсоюз не могло быть и речи.

Все эти условия ставили женщин в положение, когда любые свои права (экономические, политические, социальные), они должны были отстаивать коллективно, создавать общественные организации. Так, «В период с 1892 по 1913 г. англичанкам удалось добиться сокращения рабочего дня до десяти часов, получения еженедельного выходного дня, права свободно распоряжаться своим заработком, введения гарантированного оплаченного отпуска для рожениц» [7; стр. 156].

Переходя к Германии, необходимо сказать, что до начала XX века Германия в вопросе женских прав значительно отставала от стран Западной Европы. Этому свидетельствуют статьи Германского гражданского уложения 1896 года, посвященные семейному праву.

Так, в уложении закреплялось главенство мужа в семье: «Мужу предоставляется решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни; в частности он избирает местожительство и место поселения». Женщина имела право не подчиниться мужа только в том случае, если можно было доказать, что её муж злоупотребляет своим правом [5; ст. 1354].

За женщиной закреплялась обязанность «производить все домашние работы» [5; ст. 1356] в семье. Ей предоставлялось право управлять общим семейным хозяйством и вести дела мужа от его лица, но, муж мог в любой момент «ограничить или отменить это право жены» [5; ст. 1357].

Женщина была ограничена в праве собственности. Так, в статье 1363 фиксируется, что «Силою заключения брака имущество жены подчиняется управлению и пользованию мужа» [5; ст. 1363]. И хотя женщина владела отдельным имуществом, на которое право владения со стороны мужа всё-таки не распространялось (одежда, украшения, орудия труда, а так же любые вещи, которые женщина приобрела своим трудом или получила по наследству) [5; ст. 1365-1366], статья 1362 допускала важную оговорку: «В пользу кредиторов мужа допускается предположение, что движимые вещи, которыми владеют один из супругов или оба супруга, принадлежат мужу» [5; ст. 1362]. Иными словами, отдельное имущество жены могло быть использовано для погашения долга мужа.

Иск о разводе женщина могла предоставить только при определенных условиях: при доказанном прелюбодеянии супруга, покушении супруга на жизнь, оставление супругом, грубом нарушении условий брака, при душевной болезни супруга (которая продолжается не менее трёх лет) [5; ст. 13651369]. Женщине вступать в новый брак разрешается только по прошествии десяти месяцев с расторжения прежнего брака [5; ст. 1313].

Таким образом, в Германском гражданском уложении конца XIX века были отражены сугубо патриархально-консервативные черты регулирования брака и семьи, женщина была ограничена имущественно, в семье она занимала подчиняемую роль перед мужем. В вопросах расторжения брака и повторного замужества преимущества были у мужа. О предоставлении политических прав (в том числе права голоса) женщинам со стороны государства не шло и речи.

Стоит отметить, что Германская империя в принципе занимала более жёсткую (по сравнению с европейскими соседями) позицию по отношению к политическим, трудовым и др. правам граждан. Тяжелые условия труда немецких пролетариев стали катализатором для распространения идей марксизма, который стал набирать силу со второй половины XIX века с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса. В результате деятельности их и их последователей в Германии к началу XX века сложилось самое массовое профсоюзное движение рабочих в мире, а затем и мощнейшую социалистическую партию СД1II. Настроения и решимость немецких теоретиков и пролетариев не могли не отразиться на женском движении.

Проблему эксплуатации женщин изначально поднимает сам Ф. Энгельс. Причинами женской эксплуатации он «называет классовую структуру общества, частную собственность и исключение женщин из общественного производства» [7; стр. 153]. Избавиться от эксплуатации женщин, по мнению отцов марксизма, возможно было только с уничтожением в целом возможности эксплуатации одного класса другим.

Именно в Германии движение социалистического феминизма станет наиболее последовательным и результативным. Так, А. Бебель, один из лидеров СДПГ (так же автор книги «Женщина и социализм»), считал, что достижение социализма

невозможно без равноправия полов. Клара Цеткин, одна из ключевых фигур социалистического движения в Европе, участница Второго и Третьего Интернационалов, разделяла позицию Бебеля; К. Цеткин, однако, имела более радикальные взгляды и ставила классовые интересы выше половых, отрицая возможность общих интересов у женщин разных социальных групп [7; стр. 154].

Наравне с социалистическим феминизмом в Германии серьёзную силу представляло либеральное течение во главе Хелен Ланге и Гертрудой Бой-мер. Объединение немецких женских союзов под их руководством добивалось предоставления права на высшее образование для женщин. Германия на конец XIX века оставалась одной из последних европейских стран, где женщина не могла получить высшее образование. Только в 1899 году, после длительной борьбы, женщины были допущены к получению медицинского образования. Однако это были только первые уступки.

Лишь в 1908 году вышел указ, допускающий женщин в качестве полноправных студентов в университеты Пруссии: «Перевес женского населения над мужским и возрастающее безбрачие мужчин в высших слоях общества, принуждают большой процент девушек образованных классов к отречению от своего естественного призвания быть женой и матерью. Необходимо проложить пути к соответствующим их воспитанию профессиям для получения необходимых средств к жизни...» [1; стр. 121].

Таким образом, феминистическое движение в Германии до 1918 года было расколото на либеральное и социалистическое направления. Женщины добились права на получение высшего образования, однако их подчинённое положение в семье и отсутствие политических прав было закреплено юридически в главных документах Кайзеровской Германии. Германское имперское общество не готово было дать женщинам эти права.

Список литературы

6. Бебель А. Женщина и социализм / А. Бебель. - М.: Госполитиздат, 1959. - 592 с.

7. Большой толковый социологический словарь (Collins). - М., 1991. - 620 с.

8. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. - 304 с.

9. Брандт Г. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб., 2006. - 160 с.

10. Гражданское уложение Германской империи 18 августа 1896 г. / Перевод с немецкого. СПб., 1898. - 482 с.

11. Крыкова И.В. Феминизм: происхождение понятия и его трактовки в современной науке // Аналитика культурологии. 2008. № 2 (11). С. 65-70.

12. Крыкова И.В. Феминистическое движение «Первой волны»: особенности идеологии и организации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 7 (75). С. 151-158.

13. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. М., 1938. - 312 с.

14. Цеткин К. Женщина и ее экономическое положение. Текст. Пг.: Петрогр. сов. р. и к. д., 1919. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.