Научная статья на тему 'Социальное партнёрство в детском саду и здоровый образ жизни дошкольника'

Социальное партнёрство в детском саду и здоровый образ жизни дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1008
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ДОШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малозёмова Ирина Ивановна

Целью статьи является обоснование значения социального партнёрства как фактора, влияющего на формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников. Введение. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. Отталкиваясь от такого видения проблемы, очевидной становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов в системе дошкольного образования посредством организации социального партнерства, которое рассматривается как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [1, с. 97]. Однако методы работы ДОО с социальными партнерами по формированию здорового образа жизни детей почти не рассматриваются в литературе. Проблема поиска методов работы ДОО с социальными партнерами по формированию здорового образа жизни дошкольников остаётся актуальной. Целью исследования является разработка программы взаимодействия ДОО с социальными партнерами по формированию здорового образа жизни детей и выявление её эффективности. Материалы и методы. Использовалась совокупность взаимодополняющих методов: моделирование, метод проектов, диагностические (беседы с детьми, анкетирование родителей и воспитателей, изучение продуктов детской деятельности, педагогической документации, наблюдение), педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 40 детей возраста 5-6 лет, 40 родителей, 8 воспитателей ДОО. В рамках проводимого исследования дошкольное образование рассматривается не только как стратегический ресурс социально-экономического развития общества, региона, но как «место встречи» социальных субъектов, участников социального взаимодействия. Воспитательно-образовательный процесс в контрольной группе осуществлялся с применением общеобразовательной программы «От рождения до начальной школы», в дополнение к общеобразовательной программе в экспериментальной группе работа проводилась согласно разработанной в ДОО программе «Взаимодействие детского сада с окружающим социумом по формированию здорового образа жизни». Педагогами разработана модель формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, рассмотрены и оптимизированы методы работы ДОО с социальными партнерами по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников. Система социального партнерства с ДОО в процессе воспитания здорового образа жизни старших дошкольников состояла из ряда направлений (блоков): взаимодействие с медицинскими и спортивными организациями, взаимосвязь с учреждениями образования; взаимосвязь со структурами дополнительного образования; взаимодействие с государственными организациями (ГИБДД и пожарная часть). Результаты. Нами было установлено, что существенная роль в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни принадлежит педагогически целесообразной организации совместно с социальными партнерами деятельности по формированию основ здорового образа жизни: оздоровительных прогулок, опытов, наблюдений, решение проблемных ситуаций. Это позволяет на конкретных примерах показать дошкольникам необходимость заботы о своем здоровье и способствует формированию осознанных и прочных представлений о зависимости здоровья от образа жизни и состояния окружающей среды. При решении проблемных ситуаций представления дошкольников приобретают осознанный характер и обеспечивается практическая реализация этих представлений. Разработанная и экспериментально апробированная совместно с социальными партнерами программа формирования у старших дошкольников основ здорового образа жизни предполагает взаимосвязь субъектов воспитательно-образовательного процесса. Программа предполагает организацию методической работы с педагогическим коллективом и социальными партнерами, и их непосредственного участия в процессе формирования у детей основных представлений о здоровом образе жизни. Формирование представления о здоровом образе жизни происходит в следующей последовательности: от понятия «здоровье человека», к пониманию зависимости здоровья от состояния социальной окружающей среды, затем к осознанию здорового образа жизни, как основы сохранения и укрепления здоровья. Выводы. Проведенное исследование подтвердило целесообразность объединения биологической и социальной составляющей в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Выявлена положительная динамика сформированности представлений о здоровом образе жизни по результатам диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Обоснована и экспериментально доказана эффективность реализации программы формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малозёмова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнёрство в детском саду и здоровый образ жизни дошкольника»

Социальное партнёрство в детском саду и здоровый образ жизни дошкольника

Малозёмова Ирина Ивановна

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет", г.Екатеринбург

Ключевые слова:

социальное партнёрство, дошкольники, здоровый образ жизни

Аннотация: целью статьи является обоснование значения социального партнёрства как фактора, влияющего на формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников.

Введение. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. Отталкиваясь от такого видения проблемы, очевидной становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов в системе дошкольного образования посредством организации социального партнерства, которое рассматривается как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [1, с. 97]. Однако методы работы ДОО с социальными партнерами по формированию здорового образа жизни детей почти не рассматриваются в литературе. Проблема поиска методов работы ДОО с социальными партнерами по формированию здорового образа жизни дошкольников остаётся актуальной.

Целью исследования является разработка программы взаимодействия ДОО с социальными партнерами по формированию здорового образа жизни детей и выявление её эффективности.

Материалы и методы. Использовалась совокупность взаимодополняющих методов: моделирование, метод проектов, диагностические (беседы с детьми, анкетирование родителей и воспитателей, изучение продуктов детской деятельности, педагогической документации, наблюдение), педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 40 детей возраста 5-6 лет, 40 родителей, 8 воспитателей ДОО.

В рамках проводимого исследования дошкольное образование рассматривается не только как стратегический ресурс социально-экономического развития общества, региона, но как «место встречи» социальных субъектов, участников социального взаимодействия.

Воспитательно-образовательный процесс в контрольной группе осуществлялся с применением общеобразовательной программы «От рождения до начальной школы», в дополнение к общеобразовательной программе в экспериментальной группе работа проводилась согласно разработанной в ДОО программе «Взаимодействие детского сада с окружающим социумом по формированию здорового образа жизни».

Педагогами разработана модель формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, рассмотрены и оптимизированы методы работы ДОО с социальными партнерами по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников. Система социального партнерства с ДОО в процессе воспитания здорового образа жизни старших дошкольников состояла из ряда направлений (блоков): взаимодействие с медицинскими и спортивными организациями, взаимосвязь с учреждениями образования; взаимосвязь со структурами дополнительного образования; взаимодействие с государственными организациями (ГИБДД и пожарная часть).

Результаты. Нами было установлено, что существенная роль в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни принадлежит педагогически целесообразной

организации совместно с социальными партнерами деятельности по формированию основ здорового образа жизни: оздоровительных прогулок, опытов, наблюдений, решение проблемных ситуаций. Это позволяет на конкретных примерах показать дошкольникам необходимость заботы о своем здоровье и способствует формированию осознанных и прочных представлений о зависимости здоровья от образа жизни и состояния окружающей среды. При решении проблемных ситуаций представления дошкольников приобретают осознанный характер и обеспечивается практическая реализация этих представлений.

Разработанная и экспериментально апробированная совместно с социальными партнерами программа формирования у старших дошкольников основ здорового образа жизни предполагает взаимосвязь субъектов воспитательно-образовательного процесса. Программа предполагает организацию методической работы с педагогическим коллективом и социальными партнерами, и их непосредственного участия в процессе формирования у детей основных представлений о здоровом образе жизни. Формирование представления о здоровом образе жизни происходит в следующей последовательности: от понятия «здоровье человека», к пониманию зависимости здоровья от состояния социальной окружающей среды, затем к осознанию здорового образа жизни, как основы сохранения и укрепления здоровья.

Выводы. Проведенное исследование подтвердило целесообразность объединения биологической и социальной составляющей в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Выявлена положительная динамика сформированности представлений о здоровом образе жизни по результатам диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Обоснована и экспериментально доказана эффективность реализации программы формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

Список литературы:

1. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика-М.: Экзамен, 2001. — 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.