Социальное партнёрство в детском саду и здоровый образ жизни дошкольника
Малозёмова Ирина Ивановна
ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет", г.Екатеринбург
Ключевые слова:
социальное партнёрство, дошкольники, здоровый образ жизни
Аннотация: целью статьи является обоснование значения социального партнёрства как фактора, влияющего на формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников.
Введение. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. Отталкиваясь от такого видения проблемы, очевидной становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов в системе дошкольного образования посредством организации социального партнерства, которое рассматривается как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [1, с. 97]. Однако методы работы ДОО с социальными партнерами по формированию здорового образа жизни детей почти не рассматриваются в литературе. Проблема поиска методов работы ДОО с социальными партнерами по формированию здорового образа жизни дошкольников остаётся актуальной.
Целью исследования является разработка программы взаимодействия ДОО с социальными партнерами по формированию здорового образа жизни детей и выявление её эффективности.
Материалы и методы. Использовалась совокупность взаимодополняющих методов: моделирование, метод проектов, диагностические (беседы с детьми, анкетирование родителей и воспитателей, изучение продуктов детской деятельности, педагогической документации, наблюдение), педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 40 детей возраста 5-6 лет, 40 родителей, 8 воспитателей ДОО.
В рамках проводимого исследования дошкольное образование рассматривается не только как стратегический ресурс социально-экономического развития общества, региона, но как «место встречи» социальных субъектов, участников социального взаимодействия.
Воспитательно-образовательный процесс в контрольной группе осуществлялся с применением общеобразовательной программы «От рождения до начальной школы», в дополнение к общеобразовательной программе в экспериментальной группе работа проводилась согласно разработанной в ДОО программе «Взаимодействие детского сада с окружающим социумом по формированию здорового образа жизни».
Педагогами разработана модель формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, рассмотрены и оптимизированы методы работы ДОО с социальными партнерами по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников. Система социального партнерства с ДОО в процессе воспитания здорового образа жизни старших дошкольников состояла из ряда направлений (блоков): взаимодействие с медицинскими и спортивными организациями, взаимосвязь с учреждениями образования; взаимосвязь со структурами дополнительного образования; взаимодействие с государственными организациями (ГИБДД и пожарная часть).
Результаты. Нами было установлено, что существенная роль в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни принадлежит педагогически целесообразной
организации совместно с социальными партнерами деятельности по формированию основ здорового образа жизни: оздоровительных прогулок, опытов, наблюдений, решение проблемных ситуаций. Это позволяет на конкретных примерах показать дошкольникам необходимость заботы о своем здоровье и способствует формированию осознанных и прочных представлений о зависимости здоровья от образа жизни и состояния окружающей среды. При решении проблемных ситуаций представления дошкольников приобретают осознанный характер и обеспечивается практическая реализация этих представлений.
Разработанная и экспериментально апробированная совместно с социальными партнерами программа формирования у старших дошкольников основ здорового образа жизни предполагает взаимосвязь субъектов воспитательно-образовательного процесса. Программа предполагает организацию методической работы с педагогическим коллективом и социальными партнерами, и их непосредственного участия в процессе формирования у детей основных представлений о здоровом образе жизни. Формирование представления о здоровом образе жизни происходит в следующей последовательности: от понятия «здоровье человека», к пониманию зависимости здоровья от состояния социальной окружающей среды, затем к осознанию здорового образа жизни, как основы сохранения и укрепления здоровья.
Выводы. Проведенное исследование подтвердило целесообразность объединения биологической и социальной составляющей в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Выявлена положительная динамика сформированности представлений о здоровом образе жизни по результатам диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Обоснована и экспериментально доказана эффективность реализации программы формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Список литературы:
1. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика-М.: Экзамен, 2001. — 448 с.