Научная статья на тему 'Социальное партнёрство как основа неформального и информального повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин Челябинской области'

Социальное партнёрство как основа неформального и информального повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЬ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / TEACHER / REFRESHER COURSES / FORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донской Алексей Геннадьевич, Уткина Татьяна Валерьевна, Пяткова Ольга Борисовна

В статье проводится анализ аспектов социального партнёрства различных форм неформального и информального повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин Челябинской области. Анализируя формирующуюся в региональной образовательной системе модель повышения квалификации педагогов, авторы приходят к выводу, что информальное повышение квалификации учителей естественно-математических дисциплин, наряду с формальным и неформальным обучением, может быть ведущим, а не дополнительным, поскольку стимулирует ценностно-мотивационную составляющую профессионального развития педагога. Рассмотренная модель повышения квалификации педагогов в рамках социального партнёрства может, по утверждению авторов, стать надёжной основой развития естественнонаучного мышления учащихся, их профессионального самоопределения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донской Алексей Геннадьевич, Уткина Татьяна Валерьевна, Пяткова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Partnership As A Basis For Informal And Informal Training Of Teachers Of Natural And Mathematical Disciplines Of The Chelyabinsk Region

The article analyzes the aspects of social partnership of various forms of informal and informal training of teachers of natural and mathematical disciplines of the Chelyabinsk region. Analyzing the model of teachers ‘ professional development emerging in the regional educational system, the authors come to the conclusion that formal professional development of teachers of natural and mathematical disciplines, along with formal and informal training, can be leading, not additional, since it stimulates the value-motivational component of professional development of the teacher. The considered model of professional development of teachers in the framework of social partnership can, according to the authors, become a reliable basis for the development of natural science thinking of students, their professional self-determination in the region.

Текст научной работы на тему «Социальное партнёрство как основа неформального и информального повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин Челябинской области»

УДК 371

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ОСНОВА НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Донской Алексей Геннадьевич,

кандидат философских наук, заведующий лабораторией по научно-исследовательской и методической работе ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Челябинск, e-mail: don1785@mail.ru

Уткина Татьяна Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Челябинск, e-mail: tvutkina@bk.ru

Пяткова Ольга Борисовна,

старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Челябинск, e-mail: ollya-72@mail.ru

В СТАТЬЕ ПРОВОДИТСЯ АНАЛИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. АНАЛИЗИРУЯ ФОРМИРУЮЩУЮСЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ, АВТОРЫ ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ИНФОРМАЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН, НАРЯДУ С ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ, МОЖЕТ БЫТЬ ВЕДУЩИМ, А НЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ, ПОСКОЛЬКУ СТИМУЛИРУЕТ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. РАССМОТРЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА МОЖЕТ, ПО УТВЕРЖДЕНИЮ АВТОРОВ, СТАТЬ НАДЁЖНОЙ ОСНОВОЙ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ.

• педагог • учитель • курсы повышения квалификации • информальное и неформальное образование • социальное партнёрство

На становление профессионализма педагога помимо владения основами научной, научно-методической и учебно-методической работы влияют навыки эмоционально-волевой саморегуляции, коммуникативные навыки и факторы, выходящие за рамки непосредственных профессиональных потребностей. К этим факторам можно отнести всю совокупность интересов, связанных с личностным саморазвитием. Мы полагаем, что наличие таких интересов и возмож-

ностей реализовать эту сторону потребностей педагога положительно коррелирует с его профессиональным развитием и продуктивностью. Соответственно, возможно создание такой специально организованной среды, которая формирует мотивацию и предоставляет комплекс возможностей развития педагога в контексте неформального и информального образования. Такой средой может быть учреждение дополнительного профессионального образования.

Нонет тодш, ппоеиты

При этом процесс развития должен быть контролируемым самим субъектом, который умеет задействовать ресурсы профессионального роста, находящиеся за пределами формального повышения квалификации. Эта проблема открывает комплекс перспективных направлений совершенствования системы повышения квалификации педагогов: «Усиление значения неформального и информального образования в жизни общества и личности можно рассматривать как отражение процессов «индивидуализации», характеризующих современный социум, и как одно из проявлений самоуправляемого обучения отдельного человека, выстраивающего в процессе жизнедеятельности собственную траекторию саморазвития» [11, с. 62].

Формальное образование — «образование, которое происходит в организованном и иерархически структурированном контексте» [1, с. 15]. Под неформальным образованием мы понимаем «различные гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых» [1, с. 16]. К неформальному повышению квалификации относятся: семинары, конференции, слеты педагогов, стажировки и т.д. Неформальное образование чаще всего носит систематический и целенаправленный характер, но не всегда сопровождается выдачей документа.

Информальное образование, в свою очередь, это «индивидуальная познавательно-рефлексивная деятельность человека (не обязательно носящая целенаправленный характер), направленная на его личностный рост в процессе свободного выбора путей самосовершенствования в контексте проактивности» [8, с. 81]. К ин-формальному повышению квалификации относятся: наставничество, конкурсы профессионального мастерства, социальное партнёрство. Границы понятия информаль-ного образования достаточно размыты, поэтому «определение информального образования (которое также называют спонтанным обучением, скрытым образованием, повседневным образованием, либеральным образованием и самостоятельным обучением) является наиболее трудным процессом» [8, с. 81].

Путь совершенствования квалификации педагогических работников средствами неформального и информального образования вполне отвечает требованиям современной системы образования и основным положениям концепции системно-деятель-ностного подхода: «Для задач формирования нового педагогического мышления, ориентированного на развитие личности самого педагога как средства развития личности обучающихся, лучше всего подходят механизмы неформального и инфор-мального образования с их личностно-развивающим подходом» [7, с. 8]. Профессиональный стандарт «Педагог» закрепляет следующие необходимые умения учителя-воспитателя: «находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач» [11]. Эти требования к профессиональной компетентности учителя связаны с главными тезисами государственной политики в области образования, декларирующими самоорганизацию и государственно-общественное самоуправление педагогического сообщества [14]. Ведущие исследователи в области ан-дрогогики справедливо отмечают, что «решение данной стратегической задачи государственной образовательной политики возможно только при эффективном сочетании формального, неформального и информального педагогического образования» [13, с. 6]. «Непрерывное образование может быть реализовано в единстве профессиональной деятельности и повышения квалификации педагога, с использованием индивидуальных образовательных программ и персональных средств коммуникаций, соответствующих потребностям личности» [3].

В свою очередь, интеграция неформального и информального образования предполагает актуализацию ресурса социального партнёрства, без которого невозможно будет построить единую систему повышения квалификации. Социальное партнёрство как необходимое условие развития неформального и информального образования должно стать естественной средой, в которой формируются личности педагогов,

учащихся и родителей. Таким образом, три рассмотренные формы обучения отличаются различными степенями свободы и ответственности субъекта, его ценностно-смыслового самоопределения в выборе форм повышения квалификации и личностного роста, притом что двигательно-моти-вационную функцию непрерывного профессионального развития выполняет информальное образование. «Информаль-ное образование, приобретаемое непосредственно в жизнедеятельности, сопровождает всю жизнь человека, с самого раннего возраста, таким образом, его результаты во многом являются определяющими для развития человека в течение всей жизни» [6, с. 19].

Рассмотрим некоторые варианты реализации неформального и информального повышения квалификации через конкретные формы социального партнёрства. Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (ГБУ ДПО ЧИППКРО), в частности кафедрой естественно-математических дисциплин, разработана и реализуется сеть научно-прикладных проектов, направленных на формирование системы социального партнёрства по развитию инновационного естественнонаучного мышления учащихся и «подготовке будущего квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда в регионе» [12].

Научно-прикладной проект, на наш взгляд, является одним из самых эффективных инструментов реализации информального образования педагогов, поскольку участники проекта самостоятельно определяют цели, задачи и формат сотрудничества в зависимости от проблематики проекта. В процессе реализации проекта у педагогов-партнёров оттачиваются навыки ценностно-смыслового самоуправления и координация направления собственного профессионального роста и повышения квалификации.

В локальной нормативной базе ГБУ ДПО ЧИППКРО научно-прикладной проект определяется как «особый вид научно-педагогического проектирования, объединяющий основание, процесс и результат деятельности сотрудников института и педагогов образовательных организаций региона по совмест-

ному созданию и продвижению инновационных продуктов в сфере образования» [5, с. 5]. Принцип социального партнёрства и самоорганизации играет здесь определяющую роль, поскольку работа над научно-прикладным проектом представляет собой осознанную реакцию института и организаций-партнёров на конкретную актуальную проблему в отечественной или региональной образовательной системе, решаемой совместными усилиями в рамках научно-прикладного проекта.

На базе института созданы и активно развиваются четыре модели сетевой организации научно-прикладных проектов.

Аккумулятивная модель сетевой организации (одна тема — несколько образовательных организаций, участников проекта). В рамках использования этой модели кафедра или структурное подразделение могут разрабатывать одну, две или три темы совместно с несколькими организациями. Здесь также возможны вариации:

• одно направление — один руководитель проекта от кафедры (структурного подразделения) — несколько организаций с выбранной темой в рамках этого направления. На рис. 1 показана данная вариация сетевой организации кафедры естественно-математических дисциплин с общеобразовательными организациями Челябинской области;

• несколько руководителей от кафедры — одна тема — несколько организаций (рис. 2);

• три актуальные для кафедры темы — три руководителя, за каждым конкретная тема — каждая тема в нескольких образовательных организациях. Безусловным плюсом такой модели является комплексный и системный эффект, возможность сравнивать и анализировать полученные результаты, продуктивный обмен идеями, результатами работы, опытом в условиях конкуренции, а также эффект возвратности материальных и интеллектуальных ресурсов института. В контексте этой модели механизм сетевого взаимодействия может стать основой для формирования исследовательских и творческих команд, адекватной

Пошипи тодш, ппоеиты

Рис. 1. Модель сетевой оргнизации, вариация — одно направление, один руководитель, несколько организаций: ПО; ОП; ООП СОО; ЕМД

конкурентной среды, внутриорганизаци-онного повышения квалификации и профессиональной компетентности, внутрифирменного маневра ресурсами, самоорганизации участников сети.

Чтобы система научно-прикладных проектов работала эффективно в указанных направлениях, оптимально подобную модель осуществлять в связке «Региональная инновационная площадка (РИП) — школа, претендующая на статус РИП — школа-участник проекта (в том числе возможен вариант участия в проекте школ с низкими результатами)» или «Региональная инновационная площадка — школа, претендую-

щая на статус РИП» (исходя из специфики темы проекта и организационных условий). Данная модель позволяет научно-преподавательскому составу института комплексно разрабатывать одно направление или тему, которая соответствует специфике работы в системе дополнительного профессионального образования каждого и имеет прямое отношение к содержанию персонифицированной программы. Так, помимо сетевого взаимодействия и инновационной направленности деятельности, как результат проекта возможно получение большего процента возвратности материальных и нематериальных вложений в развитие научно-преподавательского состава.

Рис. 2. Модель сетевой оргнизации, вариация — одна тема, несколько руководителей, несколько организаций: ОО — образовательная организация

Ещё одним плюсом данного механизма является возможность формирования самостоятельных школьных команд, в результате реализации которой повышается уровень подготовки учащихся, «развития их потенциальных способностей» [16] по изучаемым предметам посредством повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников в рамках внутрифирменного обучения. «Инновационной формой неформального повышения квалификации педагогов в рамках реализации модели непрерывного профессионального образования являются институциональные модульные курсы, разработанные членами школьной команды и направленные на удовлетворение выявленных педагогических потребностей по повышению качества образования» [4].

В рамках аккумулятивной модели наиболее показательными научно-прикладными проектами с точки зрения достижения поставленных целей и задач в настоящий момент являются региональные инновационные площадки по созданию и внедрению в образовательный процесс основной образовательной программы среднего общего образования, интегрированной с профессиональной программой обучения: «Проектирование и реализация модели профессионального обучения в пределах основной образовательной программы среднего общего образования» (специальности «Слесарь по ремонту автомобилей» и «Лаборант») совместно с МБОУ «СОШ № 1 имени Героя России С.А. Кислова» г. Кор-кино Челябинской области; «Разработка технологии организации профессионально-

го обучения через интеграцию в основную образовательную программу среднего общего образования» (специальность служащего «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (Цифровой куратор)») совместно с МБОУ СОШ № 25 г. Озёрска Челябинской области; «Экологизация образования как поле интеграции основных образовательных программ среднего общего образования и основных программ профессионального обучения» (специальность «Рабочий зелёного строительства») совместно с МБОУ СОШ № 12 г. Челябинска.

Синергетическая модель развития и распространения опыта

Эта модель предполагает самоорганизующееся пространство сетевого взаимодействия школ-партнёров по продвижению инновационного опыта и педагогических технологий в области образования. На рис. 3 показан пример синергетической модели развития и распространения опыта МБОУ СОШ № 25 г. Озерска Челябинской области.

Институт выступает в качестве организатора, координатора, модератора и в конечном итоге аккумулятора положительного научно-методического опыта, накопленного в рамках данной модели сетевого взаимодействия. Эта модель привлекательна с точки зрения трансляции опыта и знаний, полученных в ходе реализации проектов. Синерге-тическую систему взаимодействия можно описать в терминах эволюционной биологии: научно-прикладной проект является своего

МБОУ СОШ № 25 г. Озёрска

МБОУ СОШ № 3 г. Верхний Уфалей

МБОУ СОШ № 1 г. Катав-Ивановска

Рис. 3. Синергетическая модель развития и распространения опыта

Нонет тодш, ппоеиты

Рис. 4. Акмеологическая модель сетевого взаимодействия (вариация)

рода «репликатором», подвержен «мутациям» (видоизменениям, трансформациям) и действию «естественного отбора» (наличие условий, возможностей, времени у участников проекта, значимости проекта, воспроизводимости на практике и т.д).

Акмеологическая модель сетевого взаимодействия (несколько тем научно-прикладных проектов реализуются на базе одной образовательной организации). Используя эту модель, на базе одной площадки можно реализовать несколько научно-прикладных проектов (НПП) разной тематики и направленности. Возможны следующие варианты:

• одна кафедра (структурное подразделение) — несколько руководителей — несколько тем — одна площадка;

• одна кафедра (структурное подразделение) — один руководитель — несколько тем — одна площадка (рис. 4);

• - разные кафедры (структурные подразделения) — несколько руководителей — несколько тем — одна площадка (рис. 5).

Возможны другие вариации, не меняющие сути модели. Преимуществом этой модели является целенаправленное и комплексное воздействие средствами научно-прикладного проекта на конкретную образовательную организацию, что создаёт благоприятные

Рис. 5. Акмеологическая модель сетевого взаимодействия (вариация)

условия для формирования акмеологи-ческой среды. Другими словами, такая модель способствует созданию необходимых условий для внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательной организации, оптимизации профессионального развития участников проектов, сетевого взаимодействия, инновационной направленности профессиональной деятельности и возвратности материальных и нематериальных вложений, соединения коммерческих и некоммерческих мотивов профессионального и личностного роста педагогов. Данная модель вполне может сосуществовать с первой, в том числе и в рамках работы сети НПП.

Традиционная модель (одна тема — одна образовательная организация).

В данном случае структурное подразделение института или кафедра в лице одного руководителя проекта осуществляет сотрудничество с одной образовательной организацией по определённой теме или направлению. Плюсом такой модели является возможность для образовательной организации стать исключительной площадкой по реализации специфического направления профессиональной деятельности. Также эта модель идеально подходит для формирования базовых стадий отечественного и международного сотрудничества с организациями-партнёрами (институтами и центрами переподготовки и повышения квалификации): установления контактов, обмена опытом, совместной работы по созданию и продвижению инновационных продуктов в системе образования. Основной недостаток рассматриваемой модели заключается в определённой информационной и тематической изолированности от других участников системы НПП и отсутствии интереса у других образовательных организаций — участников сети НПП — к результатам

деятельности площадки [5, с 7-8]. В рамках традиционной модели показательным НПП с точки зрения достижения поставленных целей и задач является «Педагогическое сетевое сообщество как ресурс профессионального саморазвития учителя» совместно с МАОУ «Образовательный центр № 1» Челябинска (рис. 6).

Наиболее востребованными моделями в контексте взаимодействия ГБУ ДПО ЧИППКРО с образовательными организациями региона по формированию профессионального самоопределения старшеклассников, развитию у них инновационного естественнонаучного мышления являются аккумулятивная и традиционная модели. В перспективе развития сотрудничества ГБУ ДПО ЧИППКРО предполагается актуализация синергетической модели сетевой организации.

Следует отметить, что педагоги имеют опыт представления своей профессиональной деятельности в научно-теоретических статьях, участия в очных и заочных конференциях и показывают достаточно высокий уровень освоения программ дополнительного образования на курсах повышения квалификации. На основании этого можно предположить, что информальное повышение квалификации наряду с формальным и неформальным может быть ведущим, а не дополнительным, поскольку стимулирует цен-ностно-мотивационную составляющую профессионального развития педагога.

Можно сформулировать следующие преимущества НПП как особого вида научного проектирования, подчёркивающие его транслируемость, воспроизводимость на практике, а также общественную, теоретическую и практическую значимость для образовательных организаций разного уровня и профиля:

Рис. 6. Традиционная модель: одна тема — одна образовательная организация

Нонет тодш, ппоеиты

• НПП — как мобильная и интерактивная площадка для обмена знаниями между участниками проекта и заинтересованными социальными партнёрами. Наличие развитой платформы обмена опытом и знаниями является показателем сформированности коллектива образовательной организации и высокого уровня мотивации педагогов к собственному профессиональному развитию. «Готовность к обмену знаниями мы рассматриваем как интегральное профессиональное качество педагога, включающее потребность в профессиональном развитии через стремление отдавать знания и получать новую информацию» [9, с 42];

• НПП — как инструмент адаптации образовательной организации к быстро протекающим изменениям и внедрениям инноваций. Средствами НПП можно создать особую образовательную среду и адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучения детей, для которых русский язык не является родным [11], для детей из неблагополучных семей; разрабатывать адресные программы поддержки школам-партнёрам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях и показывающим низкие образовательные результаты. Поскольку это проект, то календарно-тематический план работ, формы сотрудничества, итоговые результаты планируются участниками добровольно и адекватно имеющимся условиям для реализации проекта, т.е. нет никаких принудительных сверхнорм и требований;

• НПП — как синтез неформального и ин-формального повышения квалификации, открывающий определённые перспективы профессиональной самореализации педагогов. Как отмечалось выше, важную роль играет наличие достаточной степени свободы у участников проекта, возможность для педагога почувствовать себя исследователем, организатором, модератором. Наличие такой исследовательской свободы положительно мотивирует к собственному профессиональному развитию. Также важную роль играет ощущение востребованности результатов собственной деятельности социальными партнёрами;

• НПП — как инструмент создания профессиональных сообществ различной направленности, организации командного обучения, формирования «детско-взрос-лых общностей» [11] и как особая форма работы с родительской общественностью;

• НПП — как способ подготовки школ-партнёров к конкурсу на получение статуса региональной или федеральной инновационной площадки. Итоговым продуктом проекта в данном случае является конкурсная документация;

• НПП — как форма организации научной работы в образовательном учреждении: использование таких методов научной и организационно-управленческой работы, как педагогический эксперимент, проектирование инноваций, моделирование, наблюдение, анкетирование, контент-анализ, СВОТ-анализ, соцопрос, метод итерации, мозговой штурм, бэнчмаркинг, синтез, ги-потетико-дедуктивный метод, и т.д.;

• НПП — как инструмент формирования ак-меологической среды в образовательной организации и обеспечения возвратности материальных и нематериальных ресурсов, потраченных на развитие кадрового потенциала образовательной организации. «Кадровый потенциал школы является ценным ресурсом, и его эффективное использование — достаточно сложный процесс, который включает в себя ряд мероприятий, при успешной и планомерной реализации которых формируется надёжный педагогический коллектив» [2, с. 49].

Помимо совместных научно-прикладных проектов есть ещё много направлений неформального и информального повышения квалификации педагогов в рамках социального партнёрства, реализуемых ГБУ ДПО ЧИППК-РО, в том числе кафедрой естественно-математических дисциплин. Неформальное и информальное повышение квалификации педагогов естественно-математических дисциплин реализуется на основе социального партнёрства с общественными организациями, учреждениями образования и культуры: с Челябинским государственным университетом, Южно-Уральским государственным университетом, Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, музеем занимательной науки

«Экспериментус», Дворцом учащейся молодёжи «Смена», областным Центром дополнительного образования детей, Челябинским государственным центром народного творчества.

Педагоги Челябинской области имеют возможность обсуждать теоретические проблемы и вопросы по формированию и развитию профессионального самоопределения учащихся, делиться инновационным педагогическим опытом на межрегиональной научно-практической интернет-конференции «Роль естественно-математических и технологических предметов в формировании профессиональных знаний», которую традиционно организует кафедра естественно-математических дисциплин. Материалы конференции опубликованы в сборниках под редакцией канд. пед. наук Т.В. Уткиной. Участие в конференции преподавателей кафедры, а также учителей образовательных школ Челябинской области представляет собой наиболее эффективный инструмент неформального дополнительного профессионального образования, поскольку позволяет совместными усилиями в рамках сотрудничества и социального партнёрства выработать системно-функциональную модель повышения квалификации, определить комплекс основных педагогических условий, при которых система повышения квалификации педагогических работников становится фактором развития инновационного естественнонаучного мышления и формирования профессионального самоопределения учащихся в регионе. В рамках конференции рассматриваются тенденции и перспективы преподавания предметов естественно-математического и технологического циклов в контексте современной образовательной политики, обсуждаются такие вопросы, как: особенности формирования профессиональных навыков в школьном возрасте; развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения учащихся; сетевое взаимодействие при организации профориентационной работы; система работы по формированию профессионально-трудовых приёмов и навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья; региональный подход к организации профессиональной ориен-

тации учащихся. В качестве практических результатов инновационной деятельности по разработке содержания и учебно-методическому обеспечению предметов естественно-математического цикла можно рассматривать работы учителей, присланные для размещения на официальном сайте института в разделе «Виртуальный методический кабинет».

Как один из самых эффективных способов информального повышения квалификации конкурс педагогического мастерства учителя способствует активизации деятельности педагогов общеобразовательных организаций по совершенствованию учебно-методического обеспечения изучения учебных предметов, в частности естественно-математических дисциплин в общеобразовательных организациях Челябинской области, а также позволяет организовать разработку методических проектов учебных занятий и внеклассных мероприятий, обобщить положительный опыт работы учителей, подготовить к публикации методические рекомендации и учебно-методические пособия по актуальным проблемам преподавания математики, физики, биологии, химии, информатики и технологии учащимся.

Рассмотренные аспекты социального партнёрства позволяют охватить значительное количество учителей естественно-математических дисциплин. «Применение механизмов сетевого взаимодействия и социального партнёрства в реализации модели повлекло за собой изменение образа образовательной организации как полноценного партнёра с положительной деловой репутацией, обеспечивающего активное участие в достижении единой цели всех субъектов образовательных отношений» [15]. Таким образом, развитие профессионального мастерства педагога средствами неформального и информального образования невозможно, с одной стороны, без автономной мотивации самого педагогического работника к развитию и повышения его субъектной позиции в выборе форм повышения квалификации; с другой стороны, без качественно организованной среды, стимулирующей эту мотивацию к непрерывному образованию и повышению квалификации. Объединить эти два аспекта непрерывного образования педагога может социальное партнёрство в общем и научно-прикладной проект в частности —

Пошипи тодсли, ппоеиты

как инструмент продвижения инноваций, представляющий собой диалектическое единство формального, неформального и ин-формального образования. □

Литература

1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена. — СПб: СПб АППО, 2008. — С. 155.

2. Ильина А.В., Маковецкая Ю.Г. Развитие методических компетенций педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, в системе дополнительного профессионального образования // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». — 2019. — № 1(38). — С. 48-57.

3. Качева Е.В. Развитие профессиональных компетенций работников образования в рамках сетевого проекта // Роль естественно-математических и технологических предметов в формировании профессиональных знаний: сб. статей из опыта работы образовательных организаций г. Златоуста. — Челябинск: ЧИППКРО, 2015. — С. 17-22.

4. Коликова Е.Г., Уткина Т.В, Быкова И.Б., Честнокова Т.П. Диверсификация институциональной методической службы как основа формирования и развития профессиональной компетентности педагогов по повышению качества образования: сб. материалов стажировки. — Челябинск, 2017.

5. Концепция научно-прикладных проектов, реализуемых ГБУ ДПО ЧИППКРО совместно с образовательными организациями, в том числе в Сети НПП. Утверждена решением Учёного совета № 2/7 от 04.04.2018. — 9 с.

6. Котлярова И.О., Прохазка М. Информаль-ное образование в системе непрерывного образования педагогических работников // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2016. — Т. 8. — № 4. — С. 16-22.

7. Кузнецов В.М. Из опыта реализации регионального научно-прикладного проекта «Содержание и учебно-методическое обеспечение инновационного интегрированного учебного предмета «Краеведение» // Вторые всероссийские краеведческие чтения (Москва, 26-

27 мая 2008 г.). Четвёртые всероссийские краеведческие чтения (Челябинск, 20-22 мая 2010 г.) / отв. ред. В.Ф. Козлов, сост. А.Г. Смирнова. — М.: ИЦ «Краеведение», 2011. — С. 402-407.

8. Окерешко А.В. Формальное, неформальное и информальное образование: анализ отечественного и зарубежного опыта // Непрерывное образование. — 2017. — № 2 (20). — С. 80-85.

9. Селиванова Е.А. Развитие готовности педагога к обмену знаниями // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». — 2019. — № 2(39). — С. 38-47.

10. Сухобская Г.С., Шадрина Т.В. Андрагоги-ческая направленность профессионально-педагогического образования: социокультурные предпосылки // ЭКСТЕРНАТ РФ. — URL: http: //ext. spb. ru /2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu / 858-2011-12-12-22-42-54. html (дата обращения: 14.05.2017).

11. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н.

12. Уткина Т.В., Рыженкова Н.В. К вопросу об организации работы по профессиональному самоопределению учащихся в условиях социального партнёрства на основе образовательного кластера // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 5. — С. 314.

13. Федоров О.Д. К вопросу о взаимосвязи формального, неформального и инфор-мального образования в процессе профессионального становления педагога // Непрерывное образование. — 2015. — № 4 (14). — С. 4-9.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304167/ (дата обращения: 03.10.2018).

15. Хафизова Н.Ю., Обоскалов А.Г., Смуш-кевич Л.Н. К вопросу о формировании у обучающихся готовности к выбору инженерных профессий // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 6. — С. 192.

16. Шайкина В.Н. Особенности построения жизненных стратегий студентами вуза // Наука ЮУрГУ: Материалы 65-й научной конференции, 2013. — С. 237-240.

Literature

1. Vershlovskiy S.G. Nepreryvnoye obrazova-niye: istoriko-teoreticheskiy analiz fenome-na. — SPb: SPb APPO, 2008. — S. 155.

2. Il'ina A.V., Makovetskaya Yu.G. Razvitiye metodicheskikh kompetentsiy pedagogov, rabotayushchikh s det'mi s osobymi obrazo-vatel'nymi potrebnostyami, v sisteme dopol-nitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Nauchno-teoreticheskiy zhurnal «Nauchno-ye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov». — 2019. — № 1(38). — S. 48-57.

3. Kacheva Ye.V. Razvitiye professional'nykh kompetentsiy rabotnikov obrazovaniya v ramkakh setevogo proyekta // Rol' yeste-stvenno-matematicheskikh i tekhnol ogiche-skikh predmetov v formirovanii professional'nykh znaniy: sb. statey iz opyta raboty obrazovatel'nykh organizatsiy g. Zlatous-ta. — Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2015. — S. 17-22.

4. Kolikova Ye.G, Utkina T.V, Bykova I.B., Chestnokova T.P. Diversifikatsiya in-stitutsional'noy metodicheskoy sluzhby kak osnova formirovaniya i razvitiya professio-nal'noy kompetentnosti pedagogov po povy-sheniyu kachestva obrazovaniya: sb. materi-alov stazhirovki. — Chelyabinsk, 2017.

5. Kontseptsiya nauchno-prikladnykh proyek-tov, realizuyemykh GBU DPO CHIPPKRO sovmestno s obrazovatel'nymi organizatsiya-mi, v tom chisle v Seti NPP. Utverzhdena resheniyem Uchonogo soveta № 2/7 ot 04.04.2018. — 9 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kotlyarova I.O., Prokhazka M. Informal'noye obrazovaniye v sisteme nepre ryvnogo obrazovaniya pedagogicheskikh rabotnikov // Vestnik YUUrGU. Seriya «Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki». — 2016. — T. 8. — № 4. — S. 16-22.

7. Kuznetsov V.M. Iz opyta realizatsii regio-nal'nogo nauchno-prikladnogo proyekta «Soderzhaniye i uchebno-metodicheskoye obespecheniye innovatsionnogo integriro-vannogo uchebnogo predmeta «Krayeve-deniye»» // Vtoryye vserossiyskiye krayevedcheskiye chteniya (Moskva, 26-27 maya 2008 g.). Chetvortyye vserossiyskiye krayevedcheskiye chteniya (Chelyabinsk,

20-22 maya 2010 g.) / otv. red. V.F. Kozlov, sost. A.G. Smirnova. — M.: ITS «Krayeve-deniye», 2011. — S. 402-407.

8. Okereshko A.V. Formal'noye, neformal'noye i informal'noye obrazovaniye: analiz oteche-stvennogo i zarubezhnogo opyta // Nepreryvnoye obrazovaniye. — 2017. — № 2 (20). — S. 80-85.

9. Selivanova YeA. Razvitiye gotovnosti peda-goga k obmenu znaniyami // Nauchno-teoreticheskiy zhurnal «Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov». — 2019. — № 2(39). — S. 38-47.

10. Sukhobskaya G.S., Shadrina T.V. Andrago-gicheskaya napravlennost' professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: sotsio-kul'turnyye predposylki // EKSTERNAT RF. — URL: http: //ext. spb. ru /2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu / 858-2011-12-12-22-42-54. html (data obra-shcheniya: 14.05.2017).

11. Professional'nyy standart «Pedagog» (peda-gogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom ob-shchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'). Utverzhdon prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Ros-siyskoy Federatsii ot 18.10.2013 № 544n.

12. Utkina T.V., Ryzhenkova N.V. K voprosu ob organizatsii raboty po professional'nomu sa-moopredeleniyu uchashchikhsya v uslo-viyakh sotsial'nogo partnorstva na osnove obrazovatel'nogo klastera // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. — 2017. — № 5. — S. 314.

13. Fedorov O.D. K voprosu o vzaimosvyazi for-mal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obra-zovaniya v protsesse professional'nogo sta-novleniya pedagoga // Nepreryvnoye obrazovaniye. — 2015. — № 4 (14). — S. 4-9.

14. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_304167/ (data obrashcheniya: 03.10.2018).

15. Khafizova N.YU., Oboskalov A.G., Smu-shkevich L.N. K voprosu o formirovanii u obuchayushchikhsya gotovnosti k vyboru in-zhenernykh professiy // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. — 2017. — № 6. — S. 192.

16. Shaykina V.N. Osobennosti postroyeniya zhiznennykh strategiy studentami vuza // Na-uka YUUrGU: Materialy 65-y nauchnoy kon-ferentsii, 2013. — S. 237-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.