Научная статья на тему 'Социальное партнерство в СПО как форма экономического взаимодействия'

Социальное партнерство в СПО как форма экономического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / РЫНОК ТРУДА / АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Светлана Викторовна

Развитие социального партнерства в области профессионального образования в России нельзя рассматривать вне зависимости от форм собственности и адаптации предприятий к изменениям макроэкономической среды. Наибольшее влияние на развитие отношений социального партнерства оказывает как ситуация на рынке труда в целом, так и социально-правовая среда. Развитие социального партнерства и наличие определенных социальных гарантий для работников по найму возможны при достаточно устойчивом положении предприятия на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Partnership in SVE as a Form of Economic Cooperation

In the article the problems of social interaction of organizations with SVE enterprises of the city, district, subsidized region. Social partnership in such regions is carried out based on the network interaction between educational institutions and enterprises of the real sector of the economy.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в СПО как форма экономического взаимодействия»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Социальное партнерство в СПО как форма экономического взаимодействия

Развитие социального партнерства в области профессионального образования в России нельзя рассматривать вне зависимости от форм собственности и адаптации предприятий к изменениям макроэкономической среды. Наибольшее влияние на развитие отношений социального партнерства оказывает как ситуация на рынке труда в целом, так и социально-правовая среда. Развитие социального партнерства и наличие определенных социальных гарантий для работников по найму возможны при достаточно устойчивом положении предприятия на рынке.

ПЕТРОВА

Светлана Викторовна,

заведующая отделением Тавдинского техникума им. А. А. Елохина, г. Тавда (Свердловская область)

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы социального взаимодействия организаций СПО с предприятиями города, района, дотационного региона. Социальное партнерство в таких регионах осуществляется на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики

Ключевые слова:

стратегическое партнерство, социальное партнерство, профессиональное образование, трудоустройство выпускников, рынок труда, адаптация выпускников, конкурентоспособность

Социальное партнерство — проверенный метод решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий между образовательными организациями, наемным трудом, работодателем и государством на основе согласованных интересов и целей [1, с. 93].

ющие договоры. Во время прохождения данных практик будущие специалисты знакомятся с новыми профессиональными и информационными технологиями, приобретают необходимые навыки работы на современном оборудовании и опыт социального взаимодействия в реальных производственных условиях.

Особенности социального партнерства Модель взаимодействия

Тавдинский техникум им. А. А. Елохина — единственная образовательная организация среднего профессионального образования на территории Тавдинского и Таборинского районов Свердловской области. Данные районы отличаются территориальной отдаленностью, а также спецификой, характерной для сельской местности дотационного региона. Особую значимость в реализации программы социального партнерства и профессиональной адаптации выпускников имеет координирование интересов работодателей и системы образования, кадровых запросов предприятий и возможностей СПО. Основными целями развития социального партнерства СПО являются, во-первых, предоставление качественного конкурентоспособного образования будущим специалистам, во-вторых, удовлетворение текущих и будущих потребностей региональных предприятий в квалифицированных кадрах, в-третьих, экономическое взаимодействие.

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами приобрело системный планомерный характер: разработана программа социального партнерства. Сотрудничество с предприятиями и организациями города и района осуществляется посредством тесного контакта руководителей образовательной организации и специалистов предприятий и организаций. В течение нескольких лет мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин проводят занятия на базе предприятий (социальных партнеров), что вызывает повышенный интерес у студентов, повышает их кон-куренто способность на рынке труда. Учебная, производственная, технологическая, преддипломная практики осуществляются на предприятиях, с которыми техникум имеет соответству-

Основными социальными партнерами учебного заведения являются:

1. Тавдинский центр занятости

Взаимодействие ведется по нескольким направлениям:

- профессиональная подготовка безработных граждан;

- переподготовка и повышение квалификации;

- обучение матерей в период отпуска по уходу за ребенком;

- мониторинг востребованности профессий и специальностей в Тавдинском и Таборинском районах;

- согласование контрольных цифр приема на предстоящий учебный год;

- содействие в трудоустройстве;

- участие в ГИА.

Ежегодно в техникуме проходят профессиональную подготовку около 60 безработных граждан, около 20 человек проходят программу переподготовки, около 15 человек повышают имеющуюся квалификацию.

2. Управление образованием Тавдинского городского округа

С Управлением заключены договоры о прохождении выпускниками 9 классов предпро-фильной подготовки объемом 34 часа в год. Составлен график посещения школ.

3. Работодатели — предприятия и организации городского округа

Работодатели осуществляют следующие функции:

- обеспечивают студентов рабочими местами для прохождения производственных практик;

- снабжают расходными материалами для проведения учебных практик в мастерских техникума;

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

- принимают участие в конкурсах профессионального мастерства,

итоговой аттестации;

- осуществляют безвозмездную передачу имущества техникуму.

Таким образом, направлениями социального партнерства в сфере среднего профессионального образования являются:

- соответствие содержания образования социальному заказу;

- обеспечение развивающегося рынка труда необходимыми рабочими кадрами требуемых профессий с учетом основных тенденций стратегического развития экономики;

- содействие в трудоустройстве выпускников и их адаптации на рынке труда;

- повышение конкурентоспособности выпускников образовательной организации;

- организация производственной, технологической, преддипломной практики и стажировок на предприятии;

- проведение профориентационных мероприятий в учебных заведениях;

- оказание предприятиями и организациями помощи в модернизации учебного оборудования, пополнении материально-технической базы техникума, оснащении или ремонте учебных помещений.

Трудоустройство выпускников

Качественной характеристикой работы образовательной организации является трудоустройство выпускников, поэтому в техникуме ведется кропотливая работа по укреплению связей с предприятиями. Для адаптации на рынке труда и более эффективного поиска работы при свободном трудоустройстве в техникуме разработана «Памятка выпускнику». Для оценки качества подготовки специалистов используется обязательное получение отзывов и характеристик на выпускников после первого года их отработки на предприятиях.

Разработка рекомендаций по организации взаимодействия субъектов социального партнерства в оценке качества подготовки специалистов и выработке квалификационных требований к уровню подготовки выпускников осуществляется через работу ГАК. В расширенном отчете председателей ГАК содержится характеристика качества подготовки специалистов в техникуме, даются рекомендации по улучшению подготовки конкурентоспособных выпускников.

Необходимость сотрудничества

Ответственность за реформирование образовательной политики, законодательной базы и системы профессионального образования в ответ на меняющийся спрос на рынке труда лежит на государстве и социальных партнерах. Государство должно обеспечить эффективное и устойчивое развитие системы обучения и подготовки кадров в ситуации бюджетных ограничений,

а предприятия должны постоянно заботиться о поддержании своей конкурентоспособности, необходимой составляющей которой являются адекватно подготовленные специалисты.

Между тем предприятия не всегда имеют стимул инвестировать в образование. Однако они вынуждены признать необходимость таких инвестиций с точки зрения долгосрочной перспективы, что, впрочем, не всегда побуждает их к конкретным действиям в плане организации и предоставления мест для обучения. К сожалению, не все руководители малого и среднего бизнеса понимают необходимость сетевого взаимодействия «техникум — предприятие», а также то, какие результаты это взаимодействие может принести. Тем не менее сегодня наблюдается все возрастающее признание роли предприятий-работодателей как субъектов социального партнерства всеми заинтересованными сторонами: работниками, потребителями, обществом в целом.

В перспективе

В дальнейшем техникум планирует развивать социальное партнерство по следующим направлениям:

- обеспечение информацией о ситуации на рынке труда и потребности в обучении на национальном и отраслевом уровне;

- совместная разработка политики в области профессионального образования и обучения и необходимой нормативно-правовой базы;

- разработка стандартов качества, оценки эффективности и сертификационных требований, обеспечивающих преемственность различных уровней образования и обучения;

- разработка институциональной структуры и механизмов деятельности;

- совместное планирование организации системы обучения;

- совершенствование образовательных и учебных программ и планов, организация обучения преподавателей и руководителей;

- совместная разработка финансовых механизмов обеспечения системы;

- мониторинг и оценка функционирования системы;

- обеспечение равных прав доступа к профессиональному образованию и обучению;

- обеспечение рабочими местами для прохождения производственной практики на предприятиях;

- создание фондов для нужд профессионального обучения, в управлении которыми примут участие работодатели и работники.

Литература

1. Бецких И. Н. Социальное партнерство техникума и роль производственных площадок предприятий АПК в подготовке высококвалифицированных выпускников // Материалы областной конференции педагогов профессионального образования «Профессиональное образование на новой волне». — Зайково: ГБОУ СПО СО «Ир-битский аграрный техникум», 2014. — 183 с.

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами техникума имеет планомерный характер: разработана программа социального партнерства

Предприятия не всегда имеют стимул инвестировать в образование. Однако они вынуждены признать необходимость таких инвестиций с точки зрения долгосрочной перспективы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.