Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
патронатная семья / дети-сироты / ценность / семейные ценности / формирование семейных ценностей / патронат / социальное партнерство / социализация / foster family / orphans / value / family values / formation of values / foster care / social partnership / socialization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гукетова С.М.

В статье подчеркивается важность сотрудничества между семьей и педагогами в процессе формирования семейных ценностей в условиях патронатной семьи. Описываются основные идеи современной теории и практики семейного воспитания. Рассматриваются понятия «ценность», «ценностные ориентации», «семейные ценности», «патронат» и выделяются признаки понятия «ценность». Представлены авторские взгляды на семейные ценности. Особое значение в формировании ценностей придается семье, которая является основным носителем культурных образцов, базовым институтом общества и микрофактором социализации. Описываются особенности патронатной семьи и ее роль в воспитании и социализации ребенка. Рассматриваются педагогические условия для установления партнерских отношений между педагогами и патронатными воспитателями. Отмечается необходимость улучшения организационно-методической базы системы патронатного воспитания. Выделяются наиболее эффективные формы и методы формирования семейных ценностей в патронатной семье, а также способы развития ценностного отношения к семье и семейным ценностям. Особое внимание уделяется проектной деятельности, направленной на формирование семейных ценностей. Предлагаются механизмы социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гукетова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP OF FAMILY AND TEACHERS IN FORMATION OF FAMILY VALUES

The article emphasizes the importance of cooperation between the family and teachers in the process of forming family values in a foster family. The main ideas of the modern theory and practice of family education are described. The concepts of "value", "value orientations", "family values", "patronage" are considered and the signs of the concept of "value" are highlighted. The author's views on family values are presented. Special importance in the formation of values is attached to the family, which is the main carrier of cultural patterns, the basic institution of society and the microfactor of socialization. The features of the foster family and its role in the upbringing and socialization of the child are described. The pedagogical conditions for establishing partnerships between teachers and foster carers are considered. The need to improve the organizational and methodological base of the foster care system is noted. The most effective forms and methods of forming family values in a foster family are highlighted, as well as ways to develop a value attitude towards family and family values. Special attention is paid to project activities aimed at the formation of family values. Mechanisms of social partnership are proposed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 316

Гукетова С.М.

студент 3 курса магистратуры Юридического факультета Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация: в статье подчеркивается важность сотрудничества между семьей и педагогами в процессе формирования семейных ценностей в условиях патронатной семьи. Описываются основные идеи современной теории и практики семейного воспитания. Рассматриваются понятия «ценность», «ценностные ориентации», «семейные ценности», «патронат» и выделяются признаки понятия «ценность». Представлены авторские взгляды на семейные ценности. Особое значение в формировании ценностей придается семье, которая является основным носителем культурных образцов, базовым институтом общества и микрофактором социализации. Описываются особенности патронатной семьи и ее роль в воспитании и социализации ребенка. Рассматриваются педагогические условия для установления партнерских отношений между педагогами и патронатными воспитателями. Отмечается необходимость улучшения организационно-методической базы системы патронатного воспитания. Выделяются наиболее эффективные формы и методы формирования семейных ценностей в патронатной семье, а также способы развития ценностного отношения к семье и семейным ценностям. Особое внимание уделяется проектной деятельности, направленной на формирование семейных ценностей. Предлагаются механизмы социального партнерства

Ключевые слова: патронатная семья, дети-сироты, ценность, семейные ценности, формирование семейных ценностей, патронат, социальное партнерство, социализация.

Важной задачей является решение проблемы социального партнерства в области воспитания молодого поколения. Это важно и актуально для развития личности и ее социальной адаптации. Согласованность целей и действий,

объединение воспитательных возможностей социальных институтов в отношении формирующейся личности имеет огромное значение.

Семья медленно приспосабливается к новым социально-экономическим условиям, что приводит к тому, что она не может полностью выполнять свою воспитательную функцию. В результате возникает социальное сиротство. Для предотвращения этой проблемы важную роль играют учреждения, которые оказывают помощь семье и временно размещают детей. Также важно появление патронатных семей, которые создаются при учреждении (детском доме, школе-интернате) и специальных программ подготовки патронатных воспитателей

Совместное формирование семейных ценностей в партнерских отношениях зависит от общих целей и стремлений всех участников воспитания, их взаимного обогащения и развития системы ценностей. Педагоги являются партнерами и единомышленниками воспитания. Основой партнерства между родителями и педагогами является общая цель - воспитать свободного, ответственного человека, готового к жизни в обществе и социуме. Существует много исследований о воспитании личности в патронатной семье

Например, патронатной семье как институту социализации детей-сирот посвящена работа Э.Р. Алексеевой [1], о социальном благополучии приемной семьи пишет А.Н. Смирнова [12]. В работах К.С. Шалгимбекова [16], Н.В. Гибадуллина [3], М.И. Лисиной [9], В.С. Мухиной [10], М.В. Немытиной [11]

Изучаются и определяются факторы, влияющие на формирование ценностей в семьях детей-сирот. Подтверждается важность социально-педагогической поддержки детей, находящихся в патронатных семьях, и защиты их прав.

Одной из основных задач общества является передача ценностей молодому поколению. Понятие "ценность" является объектом изучения ученых различных дисциплин. В современной науке и практике существуют разные представления о ценностях. Философский словарь определяет ценность как социальное определение объектов окружающего мира, выражающее их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Среди разнообразия

определений и видов ценностей, влияющих на индивидуальную и социальную жизнедеятельность, особое внимание уделяется семейным ценностям.

Семейные ценности входят в психологическую и педагогическую структуру личности каждого члена семьи. Они представляют собой одобряемый обществом и культивируемый в семье идеал, абстрактный атрибут "должного" в различных сферах жизни. Семейные ценности мотивируют наше поведение и устанавливают приоритеты в наиболее значимых областях жизнедеятельности, таких как интимно-сексуальная, эмоциональная, социальная активность, бытовые хозяйственные дела, отношения с родственниками и друзьями, ролевые нормы, самоопределение и внешняя привлекательность. Формирование таких ценностей начинается в семье.

Семья играет важную роль в передаче культурных образцов. Она помогает ребенку овладеть социальными нормами на различных этапах его развития, включая умственное, физическое и эмоциональное. Семья также играет важную роль в социализации личности, определяет исполнение семейных ролей и формирует основы ценностных ориентаций в социальных и межэтнических отношениях, а также общий стиль жизни.

Личность, как взрослых, так и детей, является ценностью. Родители должны быть движимы любовью к своим детям. Важным аспектом остается умение играть с ребенком, петь ему колыбельные песни, читать сказки, радоваться и заботиться о нем, относиться к нему как к равному.[13]

Для рассмотрения формирования ценностей у детей в патронатной семье необходимо определить, что такое патронатная семья. Патронат - это система социального сопровождения семьи и детей с целью предотвращения социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Она основана на раннем выявлении семейных проблем, реабилитации биологической семьи и обеспечении прав ребенка на воспитание в семейной среде. [2]

Институт профессиональных воспитателей временно замещает семью. Патронатные воспитатели, органы опеки и попечительства берут на себя

ответственность за защиту прав и законных интересов ребенка. Отношения в патронатной семье строятся на взаимоуважении, взаимопонимании, а основой для сотрудничества является поддержка достижений ребенка и его положительного поведенческого опыта.[13]

Важно создать социально-культурную среду, где преобладает диалоговый, субъектно-субъектный стиль отношений. Вхождение в культуру осуществляется через активные условия деятельности воспитанника.[14]

Мы поддерживаем учение Э.Р. Алексеевой о том, что усовершенствование организационно-методического фундамента системы патронатного воспитания даст возможность регулировать процесс формирования профессиональных кадров в рамках этой системы и накопления ценных знаний.[1]

По моему мнению, наиболее эффективными педагогическими методами являются добрая сказка перед сном, общение, игры, забота о животных и растениях и так далее, работа с опасениями, тревожностью и прочими подобными проблемами. Один из способов развития ценностного отношения к семье - это проектная деятельность. Таким образом, формирование семейных ценностей у детей, находящихся на подопечных, может происходить только при определенных условиях: активном участии всех членов семьи, показе положительного примера взрослых, поощрении правильного поведения, его стимулировании и развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева, Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Э.Р. Алексеева. - Екатеринбург, 2008. - 21 с.;

2. Астоянц, М. Дети-сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребенка в условиях депривации / М. Астоянц // Вестник Евразии. - 2004. - № 3;

3. Гибадуллин, Н.В. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Гибадуллин. - Омск, 2015. - 24 с.;

4. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание учащихся / Г.Я. Гревцева. -Челябинск: Образование, 2003. - 115 с.;

5. Гревцева, Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания / Г.Я. Гревцева. - Челябинск, 2011. - 345 с.;

6. Закирова, Н.М. К вопросу о необходимости формирования семейных ценностей / Н.М. Закирова, Г.Ф. Биктагирова // Междунар. журн. эксперимент. образования. - 2014. - № 7;

7. Кон, И.С. Личность и её самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984.

- 336 с.;

8. Кочкина, О.Н. Влияние семейных традиций на первичную социализацию детей / О.Н. Кочкина // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 5;

9. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, под ред. А.Г. Рузской. - М., Воронеж, 1997;

10. Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка / В.С. Мухина // Психол. журн. - 1980. - Т. 1, № 5;

11. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход / М.В. Немытина // Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - № 2.

- С. 58-67;

12. Смирнова, А.Н. Социальное благополучие приемной семьи: дис. ... канд. социол. наук / А.Н. Смирнова. - Екатеринбург, 2013. - 254 с.;

13. Социальная политика и мир детства в современной России / под ред. Е.Р. ЯрскойСмирновой и Е.П. Антоновой. - М.: Вариант, 2009. - 300 с.;

14. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева. - Челябинск: ЧГПУ, 2007. - 195 с.

Guketova S.M.

Russian State Social University (Moscow, Russia)

SOCIAL PARTNERSHIP OF FAMILY AND TEACHERS IN FORMATION OF FAMILY VALUES

Abstract: the article emphasizes the importance of cooperation between the family and teachers in the process of forming family values in a foster family. The main ideas of the modern theory and practice offamily education are described. The concepts of "value ", "value orientations ", "family values", "patronage " are considered and the signs of the concept of "value " are highlighted. The author's views on family values are presented. Special importance in the formation of values is attached to the family, which is the main carrier of cultural patterns, the basic institution of society and the microfactor of socialization. The features of the foster family and its role in the upbringing and socialization of the child are described. The pedagogical conditions for establishing partnerships between teachers and foster carers are considered. The need to improve the organizational and methodological base of the foster care system is noted. The most effective forms and methods of forming family values in a foster family are highlighted, as well as ways to develop a value attitude towards family andfamily values. Special attention is paid to project activities aimed at the formation offamily values. Mechanisms of social partnership are proposed

Keywords: foster family, orphans, value, family values, formation of values, foster care, social partnership, socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.