Научная статья на тему 'Социальное партнерство как средство художественно-эстетического развития дошкольников'

Социальное партнерство как средство художественно-эстетического развития дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ДОШКОЛЬНИК / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / PRESCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубцова Марина Вениаминовна

В статье определяется актуальность сотрудничества дошкольной образовательной организации (ДОО) с социальными партнерами. Прослеживается становление идей социального партнерства на протяжении всей истории развития наук. Представлены трактовки категории «художественно-эстетическое развитие» отечественными учеными. Высказано предположение, что сотрудничество с организациями культуры, библиотеками, учреждениями дополнительного образования способствует художественно-эстетическому развитию дошкольников, охарактеризованы этапы такого сотрудничества (подготовительный, практический и заключительный). Отмечается, что важность сотрудничества ДОО с учреждениями культуры закреплена в документах, определяющих особенности развития образовательной и культурной сфер страны (Закон об образовании, Концепция художественного образования в РФ, федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018)» и т. д.). Сделан вывод, что сотрудничество ДОО с различными организациями способствует росту профессиональной компетентности педагогов, обеспечивает более эффективный и открытый образовательный процесс. Утверждается, что в результате участия в различных мероприятиях воспитанники развиваются духовно, интеллектуально, становятся гармонически развитыми личностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубцова Марина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership as a means of artistic and aesthetic development of preschool students

The study deals with the relevant cooperation of a preschool educational organization with social partners. The ideas of social partnership have been traced throughout the history of sciences. The research presents the category of artistic and aesthetic development interpreted by Russian scientists. The author assumes that the cooperation between a preschool educational organization and cultural institutions, libraries, supplementary educational institutions facilitates the artistic and aesthetic development of preschool students. This cooperation can be divided into preliminary, implementation and final stages. The collaboration between a preschool educational organization and cultural institutions is enshrined in official documents that define the development aspects of Russian educational and cultural fields (the Law on Education of the Russian Federation, the Arts Education Concept of the Russian Federation, the Federal Target Program on Culture and Russia (2012-2018)). It is concluded that the cooperation of a preschool educational organization with various organization leads to the professional advancement of educators, the effective and open educational process. The research argues that the attendance of preschool students at various events results in their spiritual, intellectual and harmonious development.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

УДК 37.036:373.2

https://doi.org/10.24158/spp.2018.7.20

Дубцова Марина Вениаминовна аспирант

Тольяттинского государственного университета, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе детского сада № 107 «Ягодка» автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада»

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Dubtsova Marina Veniaminovna

PhD student, Togliatti State University, Deputy Head for Curriculum and Discipline, Kindergarten No. 107 (Yagodka), Planet of Childhood Lada

SOCIAL PARTNERSHIP AS A MEANS OF ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье определяется актуальность сотрудничества дошкольной образовательной организации (ДОО) с социальными партнерами. Прослеживается становление идей социального партнерства на протяжении всей истории развития наук. Представлены трактовки категории «художественно-эстетическое развитие» отечественными учеными. Высказано предположение, что сотрудничество с организациями культуры, библиотеками, учреждениями дополнительного образования способствует художественно-эстетическому развитию дошкольников, охарактеризованы этапы такого сотрудничества (подготовительный, практический и заключительный). Отмечается, что важность сотрудничества ДОО с учреждениями культуры закреплена в документах, определяющих особенности развития образовательной и культурной сфер страны (Закон об образовании, Концепция художественного образования в РФ, федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018)» и т. д.). Сделан вывод, что сотрудничество ДОО с различными организациями способствует росту профессиональной компетентности педагогов, обеспечивает более эффективный и открытый образовательный процесс. Утверждается, что в результате участия в различных мероприятиях воспитанники развиваются духовно, интеллектуально, становятся гармонически развитыми личностями.

Ключевые слова:

социальное партнерство, художественно-эстетическое развитие, дошкольная образовательная организация, дошкольник, сотрудничество.

Summary:

The study deals with the relevant cooperation of a pre-school educational organization with social partners. The ideas of social partnership have been traced throughout the history of sciences. The research presents the category of artistic and aesthetic development interpreted by Russian scientists. The author assumes that the cooperation between a preschool educational organization and cultural institutions, libraries, supplementary educational institutions facilitates the artistic and aesthetic development of preschool students. This cooperation can be divided into preliminary, implementation and final stages. The collaboration between a preschool educational organization and cultural institutions is enshrined in official documents that define the development aspects of Russian educational and cultural fields (the Law on Education of the Russian Federation, the Arts Education Concept of the Russian Federation, the Federal Target Program on Culture and Russia (2012-2018)). It is concluded that the cooperation of a preschool educational organization with various organization leads to the professional advancement of educators, the effective and open educational process. The research argues that the attendance of preschool students at various events results in their spiritual, intellectual and harmonious development.

Keywords:

social partnership, artistic and aesthetic development, preschool educational organization, preschool student, cooperation.

Современное образование - это открытая система, работающая и развивающаяся с участием субъектов, обладающих опытом и способных передать его подрастающему поколению. В этом процессе активное участие принимают не только педагоги дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), но и родители воспитанников, общественные, образовательные, культурные учреждения. Готовность дошкольной образовательной организации к сотрудничеству составляет основу открытости и демократичности образования.

Социальное партнерство - это специфический тип общественных отношений, возникающих при взаимодействии образовательной организации и социума, направленный на достижение общих целей, основанный на принципах добровольности, взаимовыгодности, взаимоподдержки, взаимоответственности [1].

Ш. Арнштайн рассматривала социальное партнерство по уровням. Первый уровень - одна сторона является пассивным исполнителем и выполняет пожелания другой стороны. Второй уровень - совместное обсуждение инициативы, предложенной с одной стороны. Третий уровень - выдвижение инициативы с любой стороны. Обе стороны активно участвуют в принятии решений [2].

В результате участия детей в мероприятиях, организованных совместными усилиями с социальными партнерами, они становятся более открытыми, общительными, активными.

Формирование идей социального партнерства происходило на протяжении всей истории наук. Так, первые упоминания о социальном партнерстве можно найти в трудах Аристотеля и Платона. В своих работах они обратили внимание на равноправие индивидов в обществе.

В работах И. Канта, О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера социальное партнерство рассматривается как солидарность людей, направленная на достижение общественных целей.

В трудах классиков в области философии и социологии социальное партнерство определяется как система взаимодействия социальных субъектов, направленная на установление согласия в обществе.

В ХХ в. появляется другой подход к социальному партнерству. В работах таких авторов, как Д. Белл, Л. Сорокин, Ф. Тейлор, А. Турен, А. Файоль, социальное партнерство рассматривается как достижение консенсуса в процессе взаимодействия партнеров.

На современном этапе социальное партнерство - это вклад каждого из партнеров в процесс сотрудничества и его ответственность перед обеими сторонами.

Сегодня дошкольная образовательная организация не может прогрессивно развиваться без активного сотрудничества с социальными партнерами. С введением закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблеме социального партнерства стали уделять особое внимание.

Социальное партнерство дошкольной образовательной организации может осуществляться в разных направлениях: с организациями системы образования, предприятиями экономических и производственных сфер, со спонсорами, с семьями воспитанников, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения и др.

Сотрудничество с различными организациями способствует росту профессиональной компетентности педагогов, повышает рейтинг организации среди детских садов, помогает установить социальные связи в различных областях, способствует просвещению родителей воспитанников.

Согласно О.Д. Никольской, благодаря социальному партнерству повышается качество образования в дошкольной образовательной организации [3].

Выделяют пять принципов социального партнерства:

1) взаимная ответственность,

2) учет интересов всех сторон,

3) осознание своих возможностей, роли в данном сотрудничестве,

4) выработка четких правил в процессе сотрудничества,

5) достижение компромисса при решении конфликтных вопросов.

Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают:

- открытость ДОО,

- установление доверительных и деловых контактов,

- использование образовательного и творческого потенциала социума,

- использование активных форм и методов общения.

Данные принципы перечислены в разделах «Социальное партнерство», «Взаимодействие с социальными партнерами» сайтов многих дошкольных образовательных организаций.

Рассмотрим подробнее влияние социального партнерства на художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Б.А. Столяров рассматривает художественно-эстетическое развитие как обогащение опыта освоения искусства, музейной среды и эстетического опыта при помощи развития эстетического восприятия, эмоций и чувств, суждений и оценок.

По мнению В.И. Волынкина, художественно-эстетическое развитие включает в себя развитие художественного сознания ребенка, активизацию его творческих способностей.

Актуальность партнерства ДОО с институтами культуры на современном этапе неоспорима. В стране изменилась роль образования, расширились границы социального партнерства. К человеку предъявляются все большие требования. Он должен быть не только интеллектуально развит, но и духовно богат.

Важность сотрудничества с учреждениями культуры на современном этапе особо актуальна благодаря изменениям, происходящим в системе образования. Так, закон «Об образовании Российской Федерации» гласит, что необходимо формировать общую культуру ребенка, формировать его эстетические и личностные качества. В Концепции художественного образования в Российской Федерации обращается внимание на необходимость внедрения художественного образования, способствующего интеллектуальному и творческому развитию детей. Важность сохранения культурного наследия отражается в федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018)». Федеральный государственный стандарт дошкольного образования раскрывает важность развития у дошкольников понимания произведений словесного, музыкального, изобразительного искусства, мира природы.

Художественно-эстетическое развитие - это достаточно сложный и длительный процесс, в ходе которого дети получают первые эстетические впечатления, приобщаются к различным видам искусства, овладевают разнообразными способами отражения действительности. Поэтому целесообразно как можно раньше, с раннего возраста формировать у ребенка чувство прекрасного, эстетический вкус, умение воспринимать красоту родной природы, понимать и ценить произведения искусства. Благодаря этому происходит формирование духовно богатой, гармонически развитой личности.

Работа по формированию художественно-эстетических способностей наиболее плодотворно осуществляется при взаимодействии с такими социальными партнерами, как библиотека, музыкальная, художественная школа, театр, дом культуры, музей и др.

Построение социального взаимодействия осуществляется поэтапно.

На первом этапе - подготовительном определяются цели и формы сотрудничества с социальными партнерами. Для этого анализируются ближайшие объекты социума, выбираются организации художественно-эстетической направленности, устанавливаются контакты с этими организациями, определяются направления взаимодействия, разрабатываются программы, уточняются сроки сотрудничества.

На втором этапе - практическом происходит реализация программ сотрудничества с выбранными учреждениями. В детском саду организуются творческие группы воспитателей, реализующих данное сотрудничество, разрабатываются социально значимые проекты как для дошкольной образовательной организации, так и для социального партнера. Разрабатываются методические материалы, пособия. Проводятся мастер-классы, тренинги для педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности в вопросах организации сотрудничества с социальными партнерами.

На последнем этапе - заключительном подводятся итоги социального партнерства. Анализируется проделанная работа, определяются эффективность, актуальность и необходимость сотрудничества, влияние его на развитие дошкольников. Обсуждаются перспективы дальнейшего сотрудничества.

В процессе сотрудничества дошкольник формируется как интеллектуально, духовно, гармонически развитая личность. Так, при взаимодействии с театром дошкольники получают массу впечатлений от костюмов, декораций. Просматривая спектакль, переживают вместе со сказочными героями, определяют добро и зло.

Посещая библиотеку, дети знакомятся с художественной литературой, получают информацию о писателях, книгах. У дошкольников формируется желание читать книги, посещать библиотеку.

При посещении школы искусств ребенок знакомится с музыкальными инструментами, классической музыкой, произведениями искусства, художниками, композиторами. Он открывает для себя мир прекрасного, приобщается к культуре.

В доме детского творчества у дошкольников имеется возможность поучаствовать в выставках, музыкальных вечерах, конкурсах, раскрыть свои таланты, способности.

В музее ребенок знакомится с произведениями искусства, культурой, историей родного края и страны.

Итак, благодаря активному сотрудничеству с учреждениями культуры, музеями, библиотеками повышается профессиональная компетентность воспитателей в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников, улучшается качество образования в ДОО, растет уровень реализации стандартов дошкольного образования. Образовательный процесс становится более эффективным и открытым. Также решается одна из важнейших задач - обеспечение благоприятной социализации дошкольника в обществе.

Ссылки:

1. Леснянская Л.А. Педагогические условия реализации социального партнерства в образовательной среде школы : дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2012. 278 с.

2. Arnstein Sh.R. A Ladder of Citizen Participation // Journal of the American Institute of Planners. 1969. Vol. 35, iss. 4. July. P. 216-224. https://doi.org/10.1080/01944366908977225.

3. Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 23 с.

References:

Arnstein, ShR 1969, 'A Ladder of Citizen Participation', Journal of the American Institute of Planners, vol. 35, iss. 4, July, pp. 216-224. https://doi.org/10.1080/01944366908977225.

Lesnyanskaya, LA 2012, Educational environment for the implementation of social partnership in the academic context of the school, PhD thesis, Chita, 278 p., (in Russian).

Nikolskaya, OD 2007, The social and educational partnership management as a factor in improving the quality of preschool education, PhD thesis abstract, Chelyabinsk, 23 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.