Научная статья на тему 'Социальное партнерство как особый тип общественных отношений'

Социальное партнерство как особый тип общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
311
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕР СТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ / BUSINESS MANAGEMENT / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTERPRISING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Светлана Владимировна

В статье рассматривается понятие социального партнерства. Автор затрагивает вопросы социальной ответственности бизнеса, эффективного собственника, необходимости формирования у работников ответственного отношения к труду, регулирующей роли государства и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Partnership as a Special Type of Public Relations

The article discusses the concept of social partnership. The author considers issues of social responsibility of business, effective owner, necessity to develop employee's responsible attitude to work, regulatory role of the state and etc.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как особый тип общественных отношений»

социальное партнерство как особый тип

общественных отношений1

__Аннотация

В статье рассматривается понятие социального партнерства. Автор затрагивает вопросы социальной ответственности бизнеса, эффективного собственника, необходимости формирования у работников ответственного отношения к труду, регулирующей роли государства и др.

_Ключевые слова: социальное партнерство, управление бизнесом, ме-

_неджер, собственность, предпринимательство

Давыдова Светлана Владимировна

аспирантка кафедры менеджмента и предпринимательства, Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, г. Москва [email protected]

Социальное партнерство - важное условие повышения эффективности функционирования системы управления бизнесом. Кризис национальной экономики тесно взаимосвязан с мировым финансовым кризисом. Менеджерам, которые серьезно хотят стабилизировать и развивать бизнес, необходимо вести работу согласованно, в интересах не только своих предприятий, компаний своей отрасли, но и, в первую очередь, в интересах потребителя. Необходимо создавать социальные сообщества поддержки потребителей.

Постприватизационный период в экономике России разделил социалистическую общенародную собственность на частную, государственную, муниципальную и атоминизированную личную соб-ственность2 граждан страны. Во многих научных работах используются термины собственник-работодатель (юридическое либо физическое лицо), работник (физическое лицо). Де-факто уже давно

1 Материал из серии «Аналитические обзоры». - Прим. ред.

2 Атоминизированная личная собственность - в данном контексте «атоминизированная собственность» имеет значение «раздробленная на множество маленьких частей». -Прим. ред.

в качестве работодателя выступают организации -управленцы собственностью, которые собственниками не являются.

Социальное партнерство в постприватизационный период

В системе менеджмента социальное партнерство является важным условием повышения эффективности управления предприятием, компанией, бизнесом.

Социальное партнерство должно исключить возможности черного посредничества, что позволит аккумулировать значительные средства для обновления оборудования, и это будет шагом для создания условий эффективного развития предприятий, компаний, бизнеса.

Настоящая система развития экономических отношений как основы общественных отношений строится на стимулировании появления эффективного собственника, социально ответственного бизнеса. Для этого необходимо формирование цивилизованных демократических отношений, освоение лучшего мирового опыта и т.д. Между тем реальность такова, что в постприватизационный период сформировались следующие социальные классы общественно-экономического строя. Это собственники и их организации (ОАО, ЗАО, ООО), крупные, средние и мелкие управленцы, экономисты, юристы, специалисты - все те, кто входят в состав аппаратов по управлению собственностью (частной, государственной, муниципальной) и организациями социальной сферы, наемные работники производственной интеллектуальной сферы. Взаимодействие этих социальных классов и называют социальным партнерством в различной сфере деятельности, например: трудовые, гражданско-правовые и т.д. Естественно, социальные классы перемежаются, границы размыты многообразием форм деятельности человека и его объединений, тем не менее, они существуют.

Необходимость повышения эффективности социального партнерства

По нашему мнению, Конституция РФ имеет два основных недостатка в сфере социального парт-

необходимо

создавать

социальные

сообщества

поддержки

потребителей

_

тв]

зд(

об Е

предприятием,

нерства. Общенародная собственность разделена на частную, государственную и муниципальную3. А общенародная собственность не защищена как целая. Ни «частникам», ни «государственникам», ни «муниципалам» и в голову не приходит, что они распоряжаются частями общенародной собственности. Личную собственность граждан Конституция РФ также не охраняет4, хотя именно она и придает уверенности в завтрашнем дне человеку, так как она необходима каждому. В обществе ее смешивают с частной, но, по нашему мнению, смешивать эти отношения не верно. Личная собственность -это часть общественной собственности, которую необходимо охранять государству, если оно действительно социальное и если права человека, его здоровье, кров, жизнь являются объектами заботы государства.

изнес должен стать ответственным, основанным социальном партнерстве. На этой основе уровень эффективности управления будет возрастать, так как будет расти доверие к бизнесу в обществе. Социальное партнерство - это отношения необходимости. Особенно в период кризисных ситуаций, когда объективно проблемы, возникающие у собственников, работодателей, влияют на рынок труда, а соответственно, и на реакцию общества и орга-

в системе

менеджмента

социальное

партнерство

является важным

_условием повышения _эффективности

управления

компанией, бизнесом

3 Это не совсем верно: в Конституции РФ (ст. 8) установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это означает, что перечень видов собственности не ограничен перечисленными тремя, а является открытым. - Прим. ред.

4 Личная собственность - это по сути своей частная собственность. Термин «личная собственность» был введен при социализме, чтобы подчеркнуть, что она может быть использована только для удовлетворения потребностей лица в соответствии с назначением объекта собственности, но не для извлечения доходов или спекуляции. До принятия Закона РСФСР от 24.12.90 № 443-1 «О собственности» круг предметов, которые могли находиться в личной собственности, был сильно ограничен. На сегодняшний день Гражданский кодекс РФ не апеллирует понятиями «частная собственность» и «личная собственность». В нем используется более широкое понятие: «собственность граждан» (ст. 213 ГК РФ). - Прим. ред.

нов власти. В этих условиях остро встает вопрос о стабилизации отношений участников социального партнерства на всех уровнях, социально-экономической, юридической и политической ответственности сторон за выполнение принятых на себя обязательств, то есть о повышении эффективности функционирования системы социального партнерства. Менеджмент в этих процессах выполняет важную роль. От качества управленческих кадров зависит многое, если не все.

Цели и задачи социального партнерства необходимо рассматривать в контексте концепции взаимоответственности, что означает высокопроизводительный труд на современных социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, имеющий адекватную оплату каждому работнику, а также возможность проявить свои навыки, способности и мастерство. «При таком труде достоинство и права трудящихся защищены, и они активно участвуют в деятельности организации» [1], так как личная собственность работника, основой которой должен быть труд, придает уверенности трудящемуся.

Цели социального партнерства

В настоящее время нет единства в определении понятия «социальное партнерство», и в различных источниках оно трактуется по-разному. Смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» - это совместная деятельность субъектов трудовых отношений [1]. Цели социального партнерства: разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, которая должна основываться на балансе интересов наемных работников, работодателей, собственников и общества в целом. Основными составляющими данной цели являются:

- формирование и развитие механизма коллективных договоров для регулирования социально-трудовых отношений;

- обеспечение социальной защиты работников, населения;

- обеспечение охраны и безопасности труда;

- профессиональное обучение работников, а также повышение их квалификации;

- повышение доходов работников;

уровень развития социального партнерства -это показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества

- повышение эффективности производства, системы управления предприятием, компанией, бизнесом.

Социальное партнерство как особый тип общественных отношений формируется:

- как закономерный результат развития общества с многоукладной экономикой, при которой доминирует капиталистическая собственность;

- как следствие коренных изменений, происшедших как в основных социальных группах, так и в обществе в целом.

Государство, гражданское общество и предпринимательство

Уровень развития социального партнерства - это показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В _____поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации

_ партнерских отношений [2]. Все это должен непре-

_ менно учитывать современный менеджер.

_ Возрастание роли квалифицированного труда

_ сближает экономические интересы менеджеров,

_ работодателей и наемных работников, а возника-

_ ющие между ними конфликты все стороны заинте-

_ ресованы решать на основе осознанной необходи-

_ мости. Превращение части наемных работников в

_ акционеров меняет их отношение к собственности,

_ судьбе производства и предприятия, компании, биз-

_ несу, что приводит к росту политической культуры

_ трудящихся, повышению роли общественных орга-

_ низаций и объединений, представляющих и защи-

_ щающих непосредственные интересы наемных

_ работников.

_ Получает развитие гражданское общество, для кото_ рого характерны широкая сеть гражданских орга-

_ низаций, выражающих профессиональные и граж-

_ данские интересы людей.

_ На современном этапе государственное регулиро-

_ вание объективно диктуется также наличием госу-

_ дарственных предприятий, производственной и

_ социальной инфраструктуры; необходимостью

_ сохранения экологического равновесия; социаль-

_ ными потребностями перераспределения нацио-

_ нального дохода через бюджет; большими затрата_ ми на науку, развитием НТР, освоением космоса.

_социальное

партнерство должно

_быть выстроено

_таким образом,

_чтобы социальные

_классы общества

_во взаимодействии

_дополняли

_друг друга,

_а результаты

_взаимодействия

_были общими

Государство - это представитель общества в целом, оно придает легитимность современному собственнику. Сколько бы бизнесмены не пеняли на негативное влияние государства на бизнес, все равно они понимают, что именно без государства они не смогут пользоваться частной собственностью, находящейся под защитой государства. Социальное партнерство должно быть выстроено таким образом, чтобы социальные классы общества во взаимодействии дополняли друг друга, а результаты взаимодействия были общими. Таким условиям должен соответствовать современный предприниматель.

Литература

1. К.Г. Кязимов Социальное партнерство: практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/ karl_gasanovich_kyazimov/socialnoe_partnerstvo_ prakticheskoe_poso/read_online.html?page=2

2. Социальное партнерство [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //besonus.narod.ru/partnership. htm.

Svetlana V. Davydova

Postgraduate Student, Chair of Management and Enterprising, Russian Distance Learning Institute of Textile and Light Industry, Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Social Partnership as a Special Type of Public Relations

_Abstract

The article discusses the concept of social partnership. The author considers issues of social responsibility of business, effective owner, necessity to develop employee's responsible attitude to work, regulatory role of the state and etc. Keywords: social partnership, business management, manager, property, enterprising

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.