Научная статья на тему 'Социальное партнерство как механизм согласования экономических интересов субъектов малого предпринимательства'

Социальное партнерство как механизм согласования экономических интересов субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассказова Н.В.

Согласование экономических интересов предпринимателей малого бизнеса и государства как фактора стабильного развития социально-экономической системы возможно на основе действия механизма социального партнерства. Основными институциональными формами реализации экономических интересов в рамках социального партнерства является социально ориентированное поведение, внедрение институтов сорегулирования, саморегулирования и кооперации. Однако государство должно рассматривать малый бизнес как полноправного партнера социально-экономических отношений, что приведет к взаимовыгодным результатам сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рассказова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как механизм согласования экономических интересов субъектов малого предпринимательства»

социальное партнерство как механизм согласования экономических интересов субъектов малого предпринимательства

н. в. рассказова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической теории Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Согласование экономических интересов предпринимателей малого бизнеса и государства как фактора стабильного развития социально-экономической системы возможно на основе действия механизма социального партнерства. Основными институциональными формами реализации экономических интересов в рамках социального партнерства является социально ориентированное поведение, внедрение институтов сорегулирования, саморегулирования и кооперации. Однако государство должно рассматривать малый бизнес как полноправного партнера социально-экономических отношений, что приведет к взаимовыгодным результатам сотрудничества.

Ключевые слова: социальное партнерство, экономические интересы, малое предпринимательство.

Устойчивое развитие социально-экономической системы является одной из актуальных проблем современной экономической теории. Исследователями выделяются различные факторы, причины, условия, механизмы устойчивости. Однако приоритетное значение в решении данной проблемы принадлежит оптимальному сочетанию экономических интересов различных хозяйствующих субъектов, заключающееся в выработке форм и механизмов согласования экономических интересов. Хотя справедливым следует признать высказывание Д. Бьюкенена: «Согласие экономических интересов индивидов, коллективов и общества в целом может иметь место лишь в идеале. Общественный договор в философском смысле означает

согласие, проистекающее из взаимодействия самих индивидов, а не всеобщее одобрение некоего абстрактного идеала» [4]. В этой связи можно констатировать, что достичь абсолютного согласования экономических интересов невозможно, поскольку удовлетворение интересов одного субъекта приводит к ущемлению интересов других субъектов, так как каждый субъект стремится к максимизации полезности и минимизации затрат со своей стороны от взаимоотношений с другими субъектами.

В современной социально-экономической системе важное место отводится малому предпринимательству, поскольку оно выполняет разнообразные социально-экономические функции. Общеизвестно, что в экономически развитых странах доля малых фирм в общей численности составляет приблизительно 90 %, в производстве ВВП — 50-70 %. В России позиции малого предпринимательства более чем скромные: по различным оценкам, малые предприятия производят от 11 до 20 % ВВП. Исследователи выделяют разнообразные причины, тормозящие развитие малого предпринимательства в России. Но наибольшее значение имеет неблагоприятная внешняя среда развития малого предпринимательства, которая ориентирует предприятия не на развитие, а на выживание. Изменение такой ситуации во многом зависит от государственной политики, основанной на согласовании экономических интересов субъектов малого предпринимательства и государства.

Эволюционное развитие социально-экономической системы в направлении устойчивого развития базируется на разнообразных формах взаимодействия различных субъектов экономики. Согласование экономических интересов предпринимателей и государства как фактора стабильного развития социально-экономической системы возможно на основе действия механизма социального партнерства.

В России доминирующим является законодательно закрепленное положение о социальном партнерстве как процессов взаимодействия работодателей, наемных работников и профсоюзов. В данной трактовке социальное партнерство ограничивается сферой социально-трудовых отношений. С этой позиции российская модель социального партнерства основывается на общих закономерностях и принципах международных правовых норм регулирования социально-трудовых отношений.

Вместе с тем проблема социального партнерства намного шире и разнообразнее и должна включать различные стороны социально-экономического взаимодействия субъектов экономики. В социально-экономической литературе данная проблема, официально признаваемая как актуальная, разрабатывается исследователями в рамках общетеоретических вопросов, а также в свете решения задач развертывания в России активной промышленной политики, макропрограммирования и индикативного народнохозяйственного планирования, задач адаптации к российским реальностям соответствующего мирового опыта и др. Представляется, что социальное партнерство можно определить как процесс согласования экономических интересов различных субъектов экономики, основанных на принципах взаимовыгодности и паритета, посредством объединения материальных и нематериальных ресурсов при разделении полномочий, ответственности (в том числе и социальной) и рисков в социально-экономической системе.

В экономической литературе преобладает анализ социального партнерства в крупных корпорациях. Однако распространение данного механизма возможно в малом предпринимательстве. Практика показывает, что развитие социального партнерства имеет определенную логику и зависит от сложившейся ситуации и задач, решаемых государством и бизнесом в экономической среде. В связи с этим развитие социального партнерства в малом бизнесе предполагает несколько направлений.

Во-первых, согласование экономических интересов предпринимателей и работников в рамках социального партнерства должно осуществляться

по линии регулирования трудовых отношений: вопросов оплаты труда, условий труда, стимулирования труда и др. Причем необходимо учитывать современную тенденцию к децентрализации, что приводит к появлению новых форм управления человеческими ресурсами, поощряющих личный вклад каждого работника в выполнение поставленных задач. В вопросах урегулирования трудовых отношений в малом бизнесе определенную роль должны играть общественные организации, представляющие интересы работодателей и работников, которые призваны тесно сотрудничать и находить общие точки соприкосновения. Примером является взаимодействие Европейской ассоциации ремесленников, предприятий малого и среднего бизнеса и Европейской конфедерации профсоюзов. Кроме того, в странах ЕС организации работодателей играют ведущую роль в проведении переговоров с профсоюзами по поводу уровня заработной платы и условий труда [3]. В России также существует сеть бизнес-объединений, представляющих интересы работодателей: РСПП, ТПП, «Деловая Россия», «Опора» и др. Помимо объединений федерального уровня формируется сеть региональных организаций. Важным этапом в информационно-правовом становлении объединений работодателей стало принятие Федерального закона «Об объединениях работодателей», позволившего ускорить консолидацию бизнес-сообществ. Кроме того, в последнее время отмечается повышение роли профсоюзов как выразителей интересов работников, что является важным моментом в установлении партнерских отношений.

Во-вторых, согласование экономических интересов государства и бизнеса возможно при доступе предприятий малого бизнеса к различным государственным проектам, программам, объектам государственной собственности. В качестве преимуществ существования партнерства по линии «государство—бизнес» выделяются взаимовыгодность и результативность: государство получает дополнительные возможности для решения своих задач, связанных с рационализацией структуры общественного производства и с предотвращением социальной напряженности, бизнес-благоприятные условия хозяйствования и гарантии получения прибыли. Взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса создает основу для благоприятного развития социально-экономической системы посредством реализации различных проектов. В конечном счете, выигрывает общество как множество потребителей создаваемых более качественных материальных и нематериальных благ. Развитие со- 53

циального партнерства в данном направлении в России позволяет активизировать малый бизнес, повысить уровень доверия к власти малого бизнеса и населения в целом.

Условием развития социального партнерства является формирование правового пространства, которое способствует становлению гражданского общества. Совершенствование нормативной базы социального партнерства касается регулирования социально-трудовых отношений, определения сфер ответственности хозяйствующих субъектов, установления штрафных санкций, разрешения коллективно-трудовых споров, соблюдения коммерческой тайны, социальных стандартов. Улучшение нормативно-правовой базы должно осуществляться не только на федеральном, но и региональном уровне, повышая ее адекватность экономическим реалиям. Эффективно функционирующие законы служат одним из условий стабильного развития социально-экономической системы.

Согласование экономических интересов различных хозяйствующих субъектов в рамках социального партнерства невозможно без эффективной социальной политики государства. Социальная политика должна обеспечивать высокое качество жизни населения, комплексно решать назревшие проблемы, адекватно отвечать на вызовы XXI в. В ходе реформирования социально-экономической системы на рубеже ХХ—ХХ1 вв. расслоение российского общества достигло чрезвычайных масштабов: величина децильного коэффициента, показывающего соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения в 2006 г., достигло рекордного уровня — 16 раз против 13,9 в 2000 г., между тем как в советское время данный разрыв не превышал 4—5 раз. Причем критически опасным в плане социальной обстановки считается 7—8-кратный разрыв [8]. Такое неравенство тормозит экономический рост и развитие, приводит к социально-политической нестабильности в стране.

Остро стоит вопрос о повышении минимальной оплаты труда и прожиточного минимума. Решение данной проблемы приведет к повышению платежеспособного спроса, стимулированию мотивации и производительности труда, улучшению благосостояния людей, вследствие этого можно ожидать оживления отечественного производства, в том числе и малого бизнеса. Все это будет являться активизирующим фактором развития экономики, направленной на значительный рост ВВП.

Особое значение имеет совершенствование социальной защиты, включающей реализацию модели социального страхования. Решение этих задач

54 -

требует усиления роли государства в реализации мер по изменению налоговой системы в части дифференциации ставок налогов на доходы и имущество физических лиц; проведение активной политики занятости; стимулирование активности населения в создании собственного бизнеса и т. д.

Проблема социального партнерства включает рассмотрение институциональных форм социального партнерства. К таким формам относят: со-регулирование, саморегулирование, социальную ответственность бизнеса и кооперацию. Под со-регулированием (co-regulation) можно понимать способ многостороннего управления экономическими процессами посредством совместных усилий различных субъектов экономики, организаций и государства.

Организации и системы сорегулирования служат для разрешения противоречивости системы экономических интересов различных субъектов. В процессе сорегулирования могут участвовать непосредственно производители, потребители и другие заинтересованные организации в лице потребительских объединений, профсоюзов, организаций инфраструктурных сфер и др. Например, возможно включение представителей от общественности и бизнеса в государственные регулирующие структуры при решении определенных вопросов.

Использование института сорегулирования малым бизнесом возможно посредством представления и защиты его интересов не отдельными предпринимателями, а бизнес-структурами, общественными организациями. Прямое участие в системах сорегулирования для отдельных предприятий малого бизнеса не является привлекательным, поскольку участие в таких системах требует определенных затрат, но не приносит прямых выгод в виде конкурентных преимуществ. Примером делегированного сорегулирования может служить деятельность общественной организации, отстаивающей интересы малого бизнеса, — «Опора России». Данная организация действует в тесном взаимодействии с государственными органами законодательной и исполнительной власти, научными и исследовательскими учреждениями, другими бизнес-объединениями, средствами массовой информации.

Согласование экономических интересов малого бизнеса, государства и общества возможно посредством образования и функционирования институтов саморегулирования. Саморегулирование (self-regulation) можно определить как регулирование различных рынков и сфер бизнеса самими хозяйствующими субъектами, без прямого вмеша-

тельства государства, по установленным формализованным «правилам игры» для участников конкретного сегмента рынка.

Внедрение института саморегулирования для малого бизнеса является, с одной стороны, естественным результатом эволюционного развития экономики. Преимущества распространения саморегулирования должны привести к формированию той институциональной среды развития, в которой нуждается малый бизнес. Практика внедрения данного института в нотариальной, арбитражной, оценочной деятельностях, в которых велико количество малых предприятий, показала преимущественно положительные результаты. Хотя в арбитражной деятельности, наряду с повышением качества оказываемых услуг, произошло сокращение участников рынка с 20 тыс. до 6,5 тыс. [1].

С другой стороны, активное насаждение организаций саморегулирования отраслевого типа «сверху» может привести к повышению издержек предпринимателей и потребителей, что сделает малые предприятия неконкурентоспособными, особенно в отраслях, где лидирующие позиции занимают крупные предприятия. Вопрос об образовании в таких отраслях собственных саморегулирующих организаций малого бизнеса является достаточно проблематичным в современных условиях. Это связано, прежде всего, с низкой активностью предпринимателей в вопросах, которые не касаются ведения бизнеса. Преобладающая часть предпринимателей, выполняя разнообразные функции, занята решением тактических вопросов своего бизнеса, поставленного в условия выживания.

На наш взгляд, развитие саморегулирования в малом бизнесе наиболее перспективно в межотраслевых объединениях и объединениях по «технологии» или ресурсам, созданных на принципах добровольности. Примером межотраслевых организаций служит американская система Better Business Bureau — «Бюро лучшего бизнеса» (БББ), которая существует более 100 лет, и ее российские аналоги. Сегодня членами БББ являются более 250 тыс. фирм в США, Канаде, Мексике, Израиле. Российские аналоги БББ функционируют с 1996 года и расположены в различных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Волгодонске, Архангельске, Пензе и т. д. В рамках этих направлений меньше риски негативного воздействия на конкуренцию, в том числе создания входных барьеров.

Согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов в рамках социального партнерства возможно посредством внедрения социаль-

ной ответственности бизнеса. В настоящее время выделяют два подхода к определению сущности социальной ответственности бизнеса. В самом общем виде под социальной ответственностью бизнеса понимают степень готовности субъекта выполнять свои обязательства, реализуя оптимальный с точки зрения общества вариант развития событий [7]. В узком смысле слова данное понятие определяют как социально ориентированный бизнес, который обеспечивает занятость, выплачивает адекватную заработную плату, обеспечивает трудовую миграцию, переподготовку кадров и повышение их квалификации, охрану труда и др.

Стратегия реализации социальной ответственности в малом и крупном бизнесе существенным образом различается. Социальная ориентация крупного бизнеса проявляется в субсидировании социальных мероприятий: финансирование лечения своих сотрудников, предоставление льготных путевок, кредитов или гарантий предприятий в связи с приобретением жилья и др. Причем, чем крупнее компания и выше в ней доля государственного участия, тем большая часть ее доходов приходится на социальную сферу. Например, содержание социальных объектов для РАО «ЕЭС Россия» обошлось в 2002 г. в 5,3 млрд руб. (1,1 % от выручки), ОАО «Российские железные дороги» — 4 млрд руб. (0,8 % выручки) [5].

У малого бизнеса возможностей реализации социальных программ значительно меньше. Но по сравнению с крупным бизнесом значительно выше потенциал развития социальных функций. Ориентация на удовлетворение местных потребностей и интересов, опирающихся на исторические и культурные традиции страны, производство качественных товаров и услуг, сглаживание экологических и социальных дисбалансов, законопослушность, охрана труда и др. — суть развития малого бизнеса как социально ориентированного. В данном случае процесс согласования интересов основан на совместимости интересов бизнеса и общества.

Немаловажное значение в установлении социально ответственного бизнеса отводится нравственным факторам. Важно отметить, что пока не будет обеспечиваться приоритет нравственных критериев при оценке принимаемых решений и любой деятельности, невозможно выработать, а тем более осуществить, социально-экономическую стратегию устойчивого развития. По мнению академика О. Богомолова, «экономический и социальный прогресс все больше требует высокой культуры и профессионализма, добросовестности и гражданской ответственности работ-

55

ников» [2]. Повышение значения нравственных аспектов экономической деятельности возможно при условии преодоления двух негативных тенденций: во-первых, укоренившегося в обществе отрицательного отношения к российскому предпринимательству; во-вторых, недоверия к политической элите, выливающееся в недоверие к государству.

Рассматривая вопрос об отношении предпринимателей малого бизнеса к государству, следует отметить, что деятельность федеральных и региональных властей оценивается ими скорее позитивно. Относительно деятельности местных властей такого оптимизма не наблюдается. Но именно на местные (муниципальные) власти малый бизнес возлагает наибольшие надежды: по мнению предпринимателей, власти муниципалитетов должны больше других уровней власти стимулировать и поддерживать развитие бизнеса. Этим объясняется низкая оценка деятельности местных властей, особенно в Дальневосточном, Северо-Западном, Уральском федеральных округах и Москве: от них ждут большего, но пока немного получают [9].

Немаловажным фактором, способствующим распространению социально ответственного поведения бизнеса, должны стать стимулирующие меры государства. Данная политика получила широкое развитие на Западе. Она заключается в обеспечении высокого уровня социальных инвестиций и реализации последовательных систем стимулов и льгот для социально ответственных предпринимателей. В России данная политика стимулирования практически отсутствует, бизнес не получает сигналов от государства по поводу своей востребованности. Но с развитием цивилизованных рыночных отношений общество как совокупность граждан будет все больше предъявлять спрос на этическое поведение предпринимателей и оценивать социальные достижения бизнеса.

Устойчивое развитие социально-экономической системы предполагает широкое внедрение кооперативных связей между субъектами экономики. Кооперация как форма оптимального согласования экономических интересов малого бизнеса, общества и государства определяется совпадением интересов различных субъектов и формированием на основе этого социальных, производственных, хозяйственных структур. Современная кооперация интенсифицирует совместную деятельность предприятий страны между собой и фирмами других стран мира. Материальной основой кооперации является общественное разделение труда (специа-

56 -

лизация) партнеров при выполнении определенных функций с целью снижения издержек предприятия и повышения конкурентоспособности на рынке. Выполняя важную интегрирующую роль, кооперация формирует единый производственно-технологический, посреднический процесс множества предприятий, которым в одиночку существовать невыгодно.

Кооперация малого бизнеса адаптировалась к современным экономическим условиям. В настоящее время в экономически развитых странах действует более 120 видов и разновидностей кооперативов: аутсорсинг, субконтрактинг, франчайзинг, промышленные кластеры, совместное производство, поставка комплектующих и оборудования для предприятий и др. Особенно интенсивно и масштабно в последнее время кооперация развернулась в сфере биотехнологии, информационной технологии, электронике и др.

Основным мотивом создания кооперации и диверсификации ее форм является экономический интерес субъектов экономики, участвующих в кооперации, опосредованный рыночными условиями хозяйствования и характером кооперативной сферы деятельности. Экономическая выгода от кооперирования состоит в том, что предприниматели получают высокую прибыль за счет высокой инновационной динамики, повышения эффективности и конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг. Государство в свою очередь увеличивает бюджетные доходы за счет налоговых поступлений, уменьшает социальные эффекты, прежде всего в области создания рабочих мест и занятости. Кроме того, участие малых предприятий в кооперативных формах бизнеса повышает их адаптацию и выживаемость в рыночных условиях. Например, в течение первого года самостоятельного развития остается 1—2 предприятия из 10, а участие малых предприятий в бизнес-инкубаторах, научных и технологических парках и т. д. повышает их выживаемость до 9 из 10 [6]. Все это является предпосылкой для роста количества стабильно функционирующих малых предприятий, увеличения среднего класса и в целом стабилизации социально-экономического развития. Общество также заинтересовано в развитии кооперации, так как повышается качество и ассортимент продуктов. Кроме того, возможно снижение цены товаров за счет устранения множества посредников производственного и торгового процесса.

Таким образом, процесс согласования экономических интересов различных субъектов экономики является основой стабилизации современной

социально-экономической системы. Разнообразие и противоречивость экономических интересов в обществе требуют такого оптимального сочетания, при котором издержки от взаимодействия субъектов экономики сводятся к минимуму. Это возможно в рамках социального партнерства, рассматриваемого как процесс согласования экономических интересов различных субъектов экономики. Малый бизнес получает выгоды от социального партнерства посредством социально ориентированного поведения, внедрения институтов сорегулирования, саморегулирования и кооперации. Однако внедрение социального партнерства возможно только в том случае, если государство будет рассматривать малый бизнес как полноправного партнера социально-экономических отношений, имеющего свои экономические интересы, совпадающие по многим направлениям с общественными интересами. Властные структуры, выстраивая экономическую политику, должны осознать реальную способность малого предпринимательства быть мощным импульсом преобразований и движущей силой решения определенных общенациональных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белых А. Обратный эффект. // Бизнес-журнал. 2007. №. С. 27.

2. Богомолов О. Нравственный фактор социально-экономического прогресса. // Вопросы экономики. 2007. № 11. С. 55.

3. Большаков С., Григорьев А. Динамика трудовых отношений и социального партнерства в странах ЕС. // Человек и труд. 2007. № 1. С. 66—68.

4. Бьюкенен Д. Конституция экономической политики. В кн.: Нобелевские лауреаты по экономике. — М. : Таурас Альфа. 1997. С. 24.

5. Грозовский Б. Добровольное время. // Ведомости. 2003. 3 января. С. 4.

6. Иванова Н. Ю. Стратегические союзы малых фирм. // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. № 9. Декабрь 2006. URL: http://e-joumal. spa. msu. ru/images.

7. Концепция социального государства. // Человек и труд. 2003. № 1. С. 34.

8. Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития. //Экономист. 2007. № 8. С. 26.

9. Развитие малого предпринимательства в регионах России //Общество и экономика. 2005. № 10-11. С. 274-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.