Научная статья на тему 'Проблемы институционализации социального партнерства между государством и малым бизнесом'

Проблемы институционализации социального партнерства между государством и малым бизнесом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
325
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / социальное партнерство / экономика / институционализация / органы власти / институт социального партнерства / бизнес-структуры / рынок / социальное развитие / занятость населения / small business / social partnership / economy / institutionalization / authorities / institute of social partnership / business structure / market / social development / employment of the population

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барсукова Татьяна Ивановна, Христофоров Алексей Викторович

В статье приведены результаты анализа современного этапа институционализации социального партнерства между малым бизнесом и государством. Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования механизма поддержки малого бизнеса со стороны федеральной и региональной власти. В работе решалась задача показать проблемы, возникающие на пути складывания партнерских отношений между государством и малым бизнесом. Основная проблема заключается в отсутствии действенных механизмов осуществления этого партнерства. Незавершенность социально-экономических преобразований в России выступает одним из препятствий создания действенных механизмов складывания партнерских отношений государства и малого бизнеса, их институционализации. В статье делается вывод о невозможности выработки практических рекомендаций по поддержке малого бизнеса на региональном уровне с помощью механизмов института социального партнерства в связи с недостаточностью изучения и применения на практике механизма поддержки государством малого бизнеса как механизма социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Барсукова Татьяна Ивановна, Христофоров Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS THE INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN THE STATE AND SMALL BUSINESS

Results of the analysis of the present stage of an institu-tionalization of social partnership between small busi-ness and the state are given in article. Relevance of a subject is caused by need of formation of the mechanism of support of small business from the federal and region-al authority. In work the problem to show the problems arising on the way of folding of partnership between the state and small business was solved. The main problem consists in lack of effective mechanisms of implementa-tion of this partnership. Incompleteness of social and economic transformations in Russia enters one of obsta-cles of creation of effective mechanisms of folding of partnership of the state and small business, their institu-tionalization. In article the conclusion about impossibility of development of practical recommendations about support of small business at the regional level by means of mechanisms of institute of social partnership in con-nection with insufficiency of studying and practical appli-cation of the mechanism of support by the state of small business as mechanism of social partnership is drawn.

Текст научной работы на тему «Проблемы институционализации социального партнерства между государством и малым бизнесом»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

УДК 316.443

БАРСУКОВА Татьяна Ивановна,

Северо-Кавказский федеральный университет,

Ставрополь, Россия

ti94@yandex.ru

ХРИСТОФОРОВ Алексей Викторович,

Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И МАЛЫМ БИЗНЕСОМ

В статье приведены результаты анализа современного этапа институционализации социального партнерства между малым бизнесом и государством. Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования механизма поддержки малого бизнеса со стороны федеральной и региональной власти. В работе решалась задача показать проблемы, возникающие на пути складывания партнерских отношений между государством и малым бизнесом. Основная проблема заключается в отсутствии действенных механизмов осуществления этого партнерства. Незавершенность социальноэкономических преобразований в России выступает одним из препятствий создания действенных механизмов складывания партнерских отношений государства и малого бизнеса, их институционализации. В статье делается вывод о невозможности выработки практических рекомендаций по поддержке малого бизнеса на региональном уровне с помощью механизмов института социального партнерства в связи с недостаточностью изучения и применения на практике механизма поддержки государством малого бизнеса как механизма социального партнерства.

Ключевые слова: малый бизнес, социальное партнерство, экономика, институционализация, органы власти, институт социального партнерства, бизнес-структуры, рынок, социальное развитие, занятость населения.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-147-151 BARSUKOVA Tatyana I.,

North Caucasus Federal University

Stavropol, Russia ti94@yandex.ru

KHRISTOFOROV Alexey V.,

PhD competitor, Department of sociology, The North Caucasus Federal Universit0y, Stavropol, Russia

PROBLEMS THE INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN THE STATE AND SMALL BUSINESS

Results of the analysis of the present stage of an institutionalization of social partnership between small business and the state are given in article. Relevance of a subject is caused by need of formation of the mechanism of support of small business from the federal and regional authority. In work the problem to show the problems arising on the way of folding of partnership between the state and small business was solved. The main problem consists in lack of effective mechanisms of implementation of this partnership. Incompleteness of social and economic transformations in Russia enters one of obstacles of creation of effective mechanisms of folding of partnership of the state and small business, their institutionalization. In article the conclusion about impossibility of development of practical recommendations about support of small business at the regional level by means of mechanisms of institute of social partnership in connection with insufficiency of studying and practical application of the mechanism of support by the state of small business as mechanism of social partnership is drawn.

Keywords: small business, social partnership, economy, institutionalization, authorities, institute of social partnership, business structure, market, social development, employment of the population.

В настоящее время бизнес в нашей стране становится одним из центральных субъектов рыночного хозяйства. Одной из компонент сферы предпринимательской деятельности является малый бизнес, который в России по состоянию своего развития сильно отстает от крупного и даже среднего бизнеса. Малый бизнес может и должен укрепить свои позиции в рыночной экономике страны, ведь именно он, в русле формирования экономических стратегий России, выражает состояние социально-экономической культуры российского общества. В.В. Путин еще в начале своего первого президентского срока обосновывал в своих выступлениях значимость малого бизнеса. Он отметил, выступая на заседании Госсовета РФ в 2001 г., что малый бизнес - это большое государственное дело и чем больше людей, включенных в малый бизнес, тем устойчивее и здоровее экономика России. По количеству малых предприятий в том или ином регионе страны можно смело судить о качестве работы государственных органов, - подчеркнул президент.

Придание экономике необходимой гибкости, мобилизация значительных финансовых и производственных ресурсов населения - это те преимущества, которые может обеспечить малое предпринимательство, особенно на региональном уровне, учитывая специфику и возможности определенного региона. Следовательно, малый бизнес несет в себе большой, нераскрытый до конца, потенциал, который способен помочь государству в решении проблем занятости и ряда других важных социально-экономических вопросов. Находясь в отношениях непосредственной корреляции со средним классом, малый бизнес может стать помощником государству не только в снижении социальной напряженности, но и социальной средой, наиболее оптимальной и благоприятной для развития среднего класса. Ведь именно средний класс является существенной конструкцией в закреплении сильного социально-стабильного демократического общества.

Несмотря на весь свой потенциал, малый бизнес до сих пор не получает со стороны федеральных и региональных властей должной поддержки для его реализации. Имея ярко выраженную региональную окраску, малый бизнес организует свою деятельность так, чтобы удовлетворить потребности регионального рынка, насытить его товарами. В связи с этим актуальна и

- 147 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

важна поддержка данного сектора экономики не только на федеральном уровне, но и на региональном. «В отечественной науке и практике, - отмечает Е.М. Осипов, - преобладает узкий подход к социальному партнерству, которое рассматривается преимущественно как технология регулирования социально-трудовых отношений в организациях. Вместе с тем в последние годы все более стал проявляться научный интерес к социальному партнерству как условию и цели развития различных сфер общественной жизни, как к фактору социальной интеграции общества в целом» [1, с. 89].

Исходя из вышеизложенного, становится ясной актуальность темы поиска инструментов и механизмов институционализации партнерских отношений малого бизнеса с государством, которые могли бы дать толчок его дальнейшему развитию.

Институционализация отношений между несколькими социальными институтами предполагает нормативно-правовую легализацию и устойчивое воспроизводство системы межинституционального взаимодействия, включающую в себя легитимные для институциональных субъектов (агентов) типизированные формальные нормативно-правовые механизмы и практики, а также неформальные правила и практики, опирающиеся на конвенциональную ценностнонормативную основу.

В расширенной общетеоретической авторской интерпретации социальное партнерство есть особый тип социальных отношений и социального взаимодействия, основанный на практиках реального и символического обмена ресурсами, принципах относительной паритетности, кооперации, согласования интересов и предполагающий выстраивание механизмов достижения компромиссов между экспектациями и интересами субъектов взаимодействия, преследующих потенциально согласующиеся цели. В более узконаправленной авторской интерпретации, согласующейся с объектом исследования, социальное партнерство выступает в качестве институционализирующейся системы межинституционального взаимодействия государства и малого бизнеса, основанной на реальных потребностях в согласовании интересов и включающей типизированные практики, конвенциональные ценности, нормы и правила взаимодействия.

К сожалению, в нашей стране еще не сформирована благоприятная институциональная среда, в которой малый бизнес мог бы успешно функционировать, выполняя свои социальноэкономические функции. Доверие к данному институту в России не так высоко, как в Европе. Среди населения страны распространено мнение, что главная цель предпринимателей - это жажда наживы. Институт социального партнерства может стать таким инструментом, который сможет сгладить все противоречия между бизнесом, государством и обществом. Социальное партнерство станет механизмом, способным дать толчок развитию малого бизнеса в регионах. В связи с этим для государства важно укреплять институт социального партнерства с малым бизнесом, способствуя его институционализации. Социальное партнерство может стать для государства мостом диалога, который сгладит социальные противоречия и поможет развитию института малого бизнеса в регионах.

Стоит отметить, что в настоящее время государство выступает в качестве значимого участника социального партнерства, представляющего интересы общества. Именно поэтому должны возрастать возможности социального партнерства, чтобы оно могло превратиться в систему отношений, направленных на регулирование взаимодействий между совокупным работодателем, наемными работниками и обществом в целом. Эти отношения партнерства затрагивают оптимальное распределение национального дохода, критерии и механизмы достижения социальной справедливости, а также установление оптимальных условий воспроизводства рабочей силы и развития человека, в чем региональный малый бизнес может играть не последнюю роль.

Следует констатировать, что данная проблема до сих пор не нашла широкого изучения, а также методик для реализации на практике новых механизмов «реанимации» регионального малого бизнеса в нашей стране, и механизмов социального партнерства с государством. В научной литературе имеется ряд отдельных исследований, касающихся социального партнерства, малого бизнеса, состояния этих институтов в нашей стране, но целостных исследований, затрагивающих совместную деятельность малого бизнеса и государства, практически не было. В связи с этим наблюдается недостаточная научная разработанность теоретической и практической значимости роли государства в социальном партнерстве с малым бизнесом.

Таким образом, необходимость обращения к исследуемой теме обусловлена:

- важностью значения регионального малого бизнеса в решении многих социальноэкономических проблем в жизни страны, которые являются приоритетными с точки зрения политического и социально-экономического развития России;

- необходимостью поиска новых механизмов, способствующих возрождению и развитию малого бизнеса в регионах России;

- недостаточностью изучения и применения на практике механизма поддержки государством регионального малого бизнеса как механизма социального партнерства;

- отсутствием практических рекомендаций по поддержке малого бизнеса на региональном уровне с помощью механизмов института социального партнерства.

- 148 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

В настоящее время бизнес имеет значительное влияние на трансформационные социальные и властные процессы. Культура, складывающаяся в бизнесе, влияет не только на него, но и является продуктом влияния на общество, внося элементы изменения в общественные отношения. Роль бизнеса состоит в том, что в его структурах складывается определенный тип культуры, которая распространяется на весь социум, изменяя, как следствие, его социокультурные параметры. Развиваясь, бизнес получает возможности изменять и общество, и власть в необходимом для его функционирования направлении. Малый бизнес в регионах России имеет большое значение и может внести немалый вклад в происходящие в нашей стране трансформационные изменения. Учитывая специфику и возможности регионов, малый бизнес несет в себе большой нераскрытый до конца потенциал - стать важным звеном в области научнотехнического прогресса в стране, помочь государству в решении проблем занятости и других важных социально-экономических вопросов.

На основе проведенных авторских исследований и результатов анализа научных источников информации можно сделать вывод, что в целом ситуация, связанная с развитием малого бизнеса в регионах, «стоит на месте». В связи с этим развитие регионального малого бизнеса является важнейшей государственной задачей. Государство в нынешних условиях должно оказывать малому бизнесу помощь, используя различные механизмы поддержки. Одним из таких механизмов может стать социальное партнерство между ним и государством, помогающее малому бизнесу развиваться на основе формирования новых управленческих рычагов.

В России социальное партнерство на законодательном уровне закреплено как механизм регулирования социально-трудовых отношений между государством, работником и работодателем. Авторы статьи рассматривают социальное партнерство шире, выходя за рамки трипартизма. По нашему мнению, именно такая трактовка сущности социального партнерства позволяет выявить в нем механизм, воздействующий на развитие малого бизнеса. В рамках управленческого поля социального партнерства происходит взаимодействие всех его субъектов. Субъектами социального партнерства являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, профсоюзы, работники, бизнес, некоммерческие организации. Взаимодействуя между собой, эти субъекты могут влиять друг на друга и помогать друг другу развиваться. Для разрешения конфликтов между собой каждый из субъектов использует различные механизмы института социального партнерства для создания комфортных условий для своего развития. Позитивное развитие субъектов социального партнерства может происходить в случае, если они поймут необходимость обоюдного, взаимовыгодного и бесконфликтного сотрудничества между собой. Координируя механизмы взаимодействия своих субъектов, используя переговорные рычаги и направляя данное взаимодействие в положительное русло, социальное партнерство может стать рычагом развития для каждого из своих субъектов, в том числе для малого бизнеса в регионах.

Малому бизнесу, одному из самых незащищенных и слабо развитых институтов нашей страны очень важно использовать механизмы института социального партнерства с государством для своего функционирования и взаимодействия с внешней средой и с другими субъектами социального партнерства. От плодотворного сотрудничества с профсоюзами, работниками, органами государственной и местной власти, общественными объединениями малый бизнес получит необходимые рычаги, которые помогут его дальнейшему развитию.

Государство является таким элементом социальной структуры, без которого невозможно обеспечить нормальное и эффективное развитие малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса не может быть ничем иным, как представлять собой поддержку его саморазвития и самоорганизация. Одной из важнейших задач государства должна стать помощь развитию малого бизнеса. Эту помощь государство может продуктивно оказывать через развитие института социального партнерства. Государству очень важно осознавать, что малый бизнес может помочь ему в выполнении одной из важнейших функций государства - в стремлении обеспечения экономического и социального прогресса.

В то же время и сами малые предприятия заинтересованы в гарантиях от государства стабильных и благоприятных правовых и политических условий для развития своей деловой активности, в стремлении государства к выполнению ряда определенных посреднических функций по доведению имеющихся частных и государственных ресурсов до сферы малого бизнеса, в том числе функций покупателя продукции и услуг, которые малый бизнес может предоставлять. Бизнесу также необходимо взять на себя ряд определенных обязательств по реализации социальной политики государства, тем более, что социальный мир также является важной предпосылкой успешного функционирования российской экономики и соответственно развития малого бизнеса.

Меры, предпринимаемые государством в области поддержки регионального малого бизнеса, помогут удовлетворить важнейшие потребности населения страны в основных материальных благах и социальных услугах, а также нивелировать уровень социального развития в регионах России. Такое сотрудничество будет доказательством работы механизмов социального партнерства не только с точки зрения механизмов, помогающих «реанимировать» малый

- 149 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

бизнес в регионах, но и будет доказательством возможностей социального партнерства в решении важных социальных проблем, поможет дальнейшему укреплению и развитию данного института в нашей стране. Именно социальное партнерство может оказать помощь в решении российским обществом социально значимых проблем, в связи с чем в исследовании и рассматривается не только как сфера действия работников, работодателей и государства в рамках системы трипартизма.

Изучив нынешнее состояние малого бизнеса в нашей стране, мы пришли к выводу, что малый бизнес в настоящее время не получает достаточной поддержки и понимания. Об этом говорят и результаты собственного социологического исследования. Сотрудничество органов власти, которых представители малого бизнеса называют одним из основных субъектов социального партнерства, не развивается должным образом, хотя видно, что обе стороны партнерства готовы пойти на диалог. Другое дело, что почва для такого диалога все еще не подготовлена. Социальное партнерство может стать механизмом для подготовки такого поля взаимодействия, если государство сможет не словами, а на деле поддержать этот институт. Именно государство в нашей стране является главным «двигателем» всех процессов, и без его поддержки ни один из общественных институтов развиваться не может.

Малому бизнесу могут помочь механизмы социального партнерства, но в настоящее время мы не можем говорить о сформированности самого института социального партнерства в нашей стране. Институционализация предполагает переход от одного этапа развития субъекта к другому, от менее сложных механизмов взаимодействия к более сложным и совершенным. В России из-за незавершенности социально-экономических, политических и идеологических преобразований социальное партнерство продолжает стоять на месте, не в силах развернуть механизмы своего взаимодействия. Ни в обществе, ни в сознании бизнес-структур до сих пор нет четкого осознания того, что социальное партнерство может помочь в их развитии. Дело состоит в том, что социальное партнерство становится социально эффективным лишь при условии, когда представители его субъектов начинают работать совместно, осознают выгоду этого партнерства для каждой из групп и общества в целом, взаимодействуя в его рамках. В регионах между всеми субъектами социального партнерства нет такого взаимодействия. В нашей стране образовался некий замкнутый круг: для помощи во взаимодействии субъектам социального партнерства необходим его механизм, а само социальное партнерство не может стать таким механизмом из-за отсутствия реального и осознанного взаимодействия субъектов, так как российское общество само не до конца осознает все возможности рассматриваемого института. В этом случае, помимо государства, сам региональный малый бизнес также может стать своего рода «катализатором» развитии и институционализации социального партнерства. Бизнесу в целом и малому в частности важно осознать, какую роль он должен играть в обществе, каким образом он может быть ответственным, выполнять определенные социальные функции, чем способствовать формированию жизни гражданского общества, вместе с тем обеспечив свое эффективное функционирование. В ответственность бизнеса входят: соответствие этическим, законодательным и общественным нормам; улучшение жизни как общества в целом, так и местного населения в частности; улучшение качества жизни своих работников; подходы к правильному взаимодействию с государством, профсоюзами и другими общественными институтами.

В настоящее время в России для полноценного функционирования бизнеса и социального партнерства заложена необходимая правовая база, но, как показывает практика, она нуждается в доработке и развитии. Главная помощь государства может быть выражена в продолжении развития института социального партнерства в регионах. Поддерживать работу его механизмов и создавать благоприятные условия для их работы можно посредством: проведения различных публичных мероприятий среди представителей малого бизнеса, профсоюзов и других субъектов социального партнерства; разработки концепции взаимодействия органов власти со всеми субъектами социального партнерства, которая способствовала бы преодолению непонимания и устранения барьеров, возникающих при их взаимодействии; совершенствования организационных форм социального партнерства.

Изучая влияние социального партнерства на развитие малого бизнеса в Ставропольском крае, мы пришли к выводу, что на региональном уровне влияние социального партнерства на развитие малого бизнеса имеет свои особенности. Следует отметить, что Ставропольский край не является исключением по основным проблемам, которые возникают в сферах малого бизнеса и социального партнерства в регионах. Как и в других субъектах РФ, представители малого бизнеса Ставропольского края сталкиваются с множеством трудностей, что осложняет процесс дальнейшего развития данного института. Повлиять на ситуацию могут и должны органы государственной власти, продолжая развивать институт социального партнерства и использовать его как механизм дальнейшего развития сферы малого бизнеса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Осипов Е.М. Методология социологического анализа социального партнерства как социального института //

Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 1. - С. 89-92.

- 150 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

2. Авдошина Н.В. Малый промышленный бизнес // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 57-63.

3. Бизнес и общество: выгодное партнерство / под общ. ред. А.А. Нещадина. - М., 2006.

4. Ковалев В., Кротов П. Региональная власть и бизнес: проблемы взаимодействия // Социологические исследования. - 2009. - № 7. - С. 95-104.

5. Олимпиева И.Б. Коллективные переговоры на предприятиях: от «трудового картеля» к социальному партнерству // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 65-74.

6. Розенков Д.А. Развитие отношений бизнеса, общества и государства. - М., 2006.

7. Социальное партнерство: опыт, технологии, оценка эффективности / под общ. ред. А.А. Нещадина и Г.Л. Туль-чинского. - СПб., 2010.

REFERENCES

Osipov E.M. The methodology of sociological analysis of social partnership as a social institution [Metodologiya sotsiologicheskogo analiza sotsial'nogo partnerstva kak sotsial'nogo instituta]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2011. no.1. Рр. 89-92. (in Russ.).

Avdoshina N.V. Small industrial business // [Malyy promyshlennyy biznes Sotsiologicheskie issledovaniya]. Sotsiolog-icheskie issledovaniya = Sociological research 2001. no. 7. Рр. 57-63. (in Russ.).

Business and society: a strategic partnership. Edited by A. A. Neshchadin [Biznes i obshchestvo: vygodnoe partnerstvo / pod obshchey redaktsiey A.A. Neshchadina]. Moscow, 2006. (in Russ.).

Kovalev V., Krotov P. Regional authorities and business: problems of interaction [Regional'naya vlast' i biznes: prob-lemy vzaimodeystviya] Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 2009. no. 7. Рр. 95-104. (in Russ.). Olimpieva I.B. Collective bargaining in enterprises: from "labor cartel" to social partnership [Kollektivnye peregovory na predpriyatiyakh: ot «trudovogo kartelya» k sotsial'nomu partnerstvu] Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 2010. no. 4. Рр. 65-74. (in Russ.).

RozenkovD.A. The development of relations between business, society and the state [Razvitie otnosheniy biznesa, ob-shchestva i gosudarstva]. Moscow, 2006. (in Russ.).

Social partnership: experience, technology, performance evaluation. Edited by A.A. Neshchadin and G.L. Tulchinsky [Sotsial'noe partnerstvo: opyt, tekhnologii, otsenka effektivnosti / pod obshchey redaktsiey A.A. Neshchadina i G.L. Tul'chinskogo]. Sankt Peterburg, 2010. (in Russ.).

Информация об авторе

Барсукова Татьяна Ивановна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия ti94@yandex.ru

Христофоров Алексей Викторович, соискатель кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия

Получена: 21.10.2015

Для цитирования статьи: Барсукова Т. И., Христофоров А.В., Проблемы институционализации социального партнерства между государством и малым бизнесом.

Краснодар: Историческая и социально-

образовательная мысль. 2015. Том 7. №6.

Часть 2. с- doi-

Information about the author

Barsukova Tatyana I., Doctor of Sociological Sciences, Professor, Department of sociology, The North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia ti94@yandex.ru

Khristoforov Alexey V., Applicant for Candidate degree, Department of sociology, The North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

Received: 21.10.2015

For article citation: Barsukova T. I., KHristofo-

rov A. V., Problems the institutionalization of social partnership between the state and small business. [Problemy institutsionalizatsii sotsial'nogo partnerstva mezhdu gosudarstvom i malym biznesom]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. ^m 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

- 151 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.