Научная статья на тему 'Социальное партнерство государства и Русской православной церкви как фактор развития благотворительной деятельности'

Социальное партнерство государства и Русской православной церкви как фактор развития благотворительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
758
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНСТИТУТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНСОЛИДАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / CHARITY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CIVIL SOCIETY / STATE / RELIGIOUS INSTITUTE / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL SERVICE / SOCIAL INTERACTION / CONSOLIDATION / SOCIAL AND CULTURAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарков Илья Геннадиевич

Цель статьи заключается в анализе опыта социального партнёрства Русской православной церкви (Московского патриархата) и Российского государства в благотворительной деятельности и социальном служении. Исследуются точки соприкосновения и механизмы взаимодействия церкви и государственных структур как социальных институтов, а также даётся характеристика состояния этого социокультурного партнёрства. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы системного и структурно-функционального анализа. Социальное партнёрство рассматривается как консенсусное социокультурное взаимодействие, в котором социальные субъекты выстраивают отношения друг с другом как с союзниками в достижении общих результатов. Данная точка зрения представлена в работах Д. Белла, Ф. Тейлора, П. Сорокина и др. В заключение делается вывод о фактическом существовании в России социального партнёрства между государственными институтами и Церковью и необходимости его дальнейшего развития; что для светского общества и государства церковная благотворительность является важной консолидирующей социокультурной практикой, явлением, способствующим гармонизации социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шарков Илья Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP OF THE STATE AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF CHARITABLE ACTIVITY

The purpose of the article is to analyze the experience of social partnership between the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate) and the Russian state in charity and social service. The points of contact and mechanisms of interaction between the Church and state structures as social institutions are investigated, as well as a description of the state of this sociocultural partnership is revealed. The theoretical and methodological basis of the research is the principles of system and structural-functional analysis. Social partnership is viewed as a consensus in social and cultural interaction in which social actors build relationships with each other as with allies in achieving common results. This point of view is presented in the works by D. Bell, F. Taylor, P. Sorokin and others. In conclusion, the notes that in Russia social partnership between state institutions and the Church exist as well as the need for its further development; charity is an important consolidating socio-cultural practice for secular society and the state church, it is a phenomenon that contributes to the harmonization of social relations.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство государства и Русской православной церкви как фактор развития благотворительной деятельности»

УДК 316; 14; 26

DOI 10.23683/2227-8656.2018.2.20

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шарков Илья Геннадиевич

Старший преподаватель, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет в г. Шахты,

e-mail: sharkov71@mail.ru

Цель статьи заключается в анализе опыта социального партнёрства Русской православной церкви (Московского патриархата) и Российского государства в благотворительной деятельности и социальном служении. Исследуются точки соприкосновения и механизмы взаимодействия церкви и государственных структур как социальных институтов, а также даётся характеристика состояния этого социокультурного партнёрства. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы системного и структурно-функционального анализа. Социальное партнёрство рассматривается как консенсусное социокультурное взаимодействие, в котором социальные субъек-

SOCIAL PARTNERSHIP OF THE STATE AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF CHARITABLE ACTIVITY

Ilya G. Sharkov

Senior Lecturer Institute of Service and Entrepreneurship, Don State Technical University, Shakhty,

e-mail: sharkov71@mail.ru

The purpose of the article is to analyze the experience of social partnership between the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate) and the Russian state in charity and social service. The points of contact and mechanisms of interaction between the Church and state structures as social institutions are investigated, as well as a description of the state of this sociocultural partnership is revealed. The theoretical and methodological basis of the research is the principles of system and structural-functional analysis. Social partnership is viewed as a consensus in social and cultural interaction in which social actors build relationships with each other as with allies in achieving common results. This point

ты выстраивают отношения друг с другом как с союзниками в достижении общих результатов. Данная точка зрения представлена в работах Д. Белла, Ф. Тейлора, П. Сорокина и др.

В заключение делается вывод о фактическом существовании в России социального партнёрства между государственными институтами и Церковью и необходимости его дальнейшего развития; что для светского общества и государства церковная благотворительность является важной консолидирующей социокультурной практикой, явлением, способствующим гармонизации социальных отношений.

Ключевые слова: благотворительность; Русская православная церковь; гражданское общество; государство; религиозный институт; социальное партнёрство; социальное служение; социальное взаимодействие; консолидация; социокультурные практики.

Введение

Сегодня развитие российского общества характеризуется значительными изменениями в политической, экономической, социальной, духовной и культурной сферах. Современными злободневными проблемами стали значительный рост безработицы и, как следствие, увеличение категорий и численности нуждающегося населения, расширяющаяся социальная дифференциация, а также недостаточное государственное финансирование науки, культуры, образования и других важных областей. Такое положение стимулирует поиск и совершенствование других, негосударственных форм и вариантов поддержки социальной сферы.

Американский социолог Д. Белл, комплексно рассматривавший социальные изменения в трёх основных сферах социума: социальной структуре, политической системе и сфере культуры, отмечал, что религиозные институты «процветали в те времена, когда исчезали надежды, когда все остальные типы социальных связей рушились», потому что «людям необходимы сообщества, в которых они могли бы найти духовный приют и ощущение физической безопасности», и подводил вывод: «Чем больше в мире социальных расколов и размежеваний, тем сильнее в нем роль религий» (Белл, 2007. С. 72).

of view is presented in the works by D. Bell, F. Taylor, P. Sorokin and others. In conclusion, the notes that in Russia social partnership between state institutions and the Church exist as well as the need for its further development; charity is an important consolidating socio-cultural practice for secular society and the state church, it is a phenomenon that contributes to the harmonization of social relations.

Keywords: charity; Russian Orthodox Church; civil society; state; religious institute; social partnership; social service; social interaction; consolidation; social and cultural practices.

В осуществлении помощи социально незащищённым группам населения в России существенную роль играют благотворительные организации и Русская православная церковь, являющиеся значимыми институтами гражданского общества. Исходя из этого, особого научного внимания требуют изучение и осмысление социокультурного феномена благотворительности. Поэтому сегодня необходимо изучение основных его форм, анализ его исторических традиций и возможных перспектив развития. Актуально и выявление тенденций развития социальных отношений и факторов, способствующих достижению социальной стабильности в общественной жизни и повышению эффективности многих современных социальных институтов. Изучение социального взаимодействия церкви и государства носит общественно значимый характер, так как оно помогает осознанию основных социокультурных тенденций, происходящих в российском обществе.

Социальные потенциалы благотворительности

и их роль в укреплении гражданского общества

Церковная благотворительность является не только социальной практикой церкви, но и категорией социологического, философского и культурологического знания, она формируется на основании традиционного сознания и мировоззрения, образующихся в процессе социализации и включающих в себя представления о приоритетах, нормах и поведенческих моделях человека в социокультурном пространстве. Важнейшей составляющей благотворительности является духовная (религиозная и культурная) традиция, которая и определяет её направленность. Церковная благотворительность направлена и на ослабление социальных противоречий. В любом обществе государственные и гражданские (социальные) механизмы и институты призваны смягчать напряжения и нивелировать конфликты. Благотворительность как общественный институт (институт социальной помощи) в разной степени выполняет эту компенсирующую функцию.

Рассматривая богатое наследие отечественной истории, мы видим повышенное внимание российских авторов к воспитательной функции идеи милосердия в структуре и характере нашей культуры, национального менталитета. Особенность нашей самобытной цивилизации обусловлена евангельской проповедью церкви нравственности и милосердия. В современном многокультурном сообществе необходимо учитывать особенности религиозной ситуации для того, чтобы «было возможно грамотно и конструктивно выстраивать социальную политику

государства, верно прогнозировать тенденции основополагающих социально-политических процессов» (Родионова, 2009. С. 193).

Благотворительная деятельность в развивающемся обществе продиктована необходимостью компенсации дисфункций многих государственных социальных институтов, а также восполнения недостающих или восстановления нарушенных социальных связей. Такая роль благотворительности отличает её от милостыни и государственных дотаций, делает её инструментом перераспределения человеческих ресурсов и социальных благ, а также придаёт ей инновационный характер. Сегодня, на современном этапе развития социально-философского научного знания, наиболее глубоко и адекватно сущность и природа благотворительности раскрываются в контексте оригинальной концепции жизненных сил социальных субъектов и на основе теории социокультурной динамики, предложенных П.А. Сорокиным. В основе модели социально-культурной динамики русский социолог П.А. Сорокин предложил принцип цикла, согласно которому в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно сменяют друг друга культурные суперсистемы, основанные на теологии, метафизике и позитивной науке. Схематично этот процесс можно сравнить с движением маятника из одной крайней точки - «идеациональной» - в другую - эмпирическую и обратно, с прохождением через промежуточную фазу «идеалистической» (интегральной) культуры.

П.А. Сорокин среди характерных признаков нравственного кризиса общества отмечал следующие: «утилитарный подход к оценке социальных явлений и деятельности людей, стремление к богатству и чувственным наслаждениям, моральная анархия» (Тейлор, 2004. С. 369). Сегодня перед российским обществом стоит задача выработать новую стратегию социально-философского знания, обновлённые мировоззрение и этику социальной поддержки населения. В связи с этим, по мнению современных исследователей социальных практик, наиболее актуально изучение проблематики формирования и развития в исторической ретроспективе ценностно-мотивационных оснований отечественной благотворительности, «обращение к православным традициям благотворения и милосердия, которые должны стать доминирующим фактором, определяющим специфику благотворительной деятельности и её мотивации в современном обществе» (Фирсов, 2015. С. 144). Одной из основных целей благотворительности сегодня является обеспечение возможности достижения социально приемлемого уровня жизни тем группам населения, которые в силу разных причин не могут самостоятельно полноценно реализовать свои общепринятые социальные права.

Подчёркивая весомый вклад практики церковного социального служения, современные исследователи отмечают его значительную «роль в формировании культуры доверия - уникальной духовной атмосферы, основанной на уверенности в действиях других» (Данилов, 2015. С. 23) и в улучшении нравственного климата общества.

Возрождение благотворительности, в том числе церковной, позволит государству в непростых современных условиях решить многие социальные проблемы. Такое решение, безусловно, будет способствовать снижению социальной напряженности, нивелированию конфликтов, развитию эффективного самоуправления и полноценной демократии. Сегодня это важно для укрепления гражданского мира и для ориентации населения страны на социальные активность и ответственность.

Социокультурные основания социального партнёрства Русской православной церкви и государства и его значение для развития общества в России

Социальное партнёрство Русской православной церкви и Российского государства базируется на безусловном соблюдении конституционных прав личности на свободу совести и свободу вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом. Отношения социального партнёрства предусматривают введение для традиционных религиозных организаций, признанных в качестве социальных партнёров, определённых приоритетов и льгот в отношении тех видов законной деятельности, которые направлены на решение социально значимых задач в интересах человека, семьи, общества и государства.

Выделение статуса религиозных организаций, признанных социальными партнёрами на законодательном уровне, для развития сотрудничества с органами государственной и муниципальной власти, а также со светскими социальными институтами не противоречит конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом. Конституционный принцип определяет формальное (юридическое), но не фактическое равенство религиозных объединений. Данная правовая норма не подразумевает построения отношений государства со всеми (пусть даже традиционными для страны) религиозными организациями, как с равнозначимыми. В данном случае необходимо различать понятия «равноправие» и «равенство». Конституция Российской Федерации предполагает принцип равноправия религиозных объединений, который означает предоставление признанным религиозным организациям равного объёма прав (равных юридических возможностей ими пользоваться) и равного объёма обязанностей. Равенство религий и соответствующих религиоз-

ных объединений перед законом не означает равенства таковых перед историей и культурой. Этот принцип не исключает законодательного закрепления дифференцированного подхода к религиозным объединениям, допускающим предоставление некоторым религиозным организациям определённых преимуществ, исходя из их исторической значимости, особой роли, вклада в социальную и культурную жизнь страны. Таковым религиозным объединением, сыгравшим ключевую роль в созидании Российского государства, ставшим культурообразующим основанием для нашей страны, исторически является Русская православная церковь.

Одним из необходимых условий успешного социального развития общества является его стабильность, которая достигается при помощи института социального партнёрства. Своё взаимодействие как именно партнёрские отношения в последние годы трактуют и Российское государство, и Русская православная церковь.

В современной России Православная церковь имеет возможность, и активно ею пользуется, обращаться к людям с призывом к участию их в делах, благотворно влияющих на жизнь общества. Зачастую Церковь одна не в состоянии справиться с многочисленными задачами, возникающими на этом поприще, тогда она вступает в партнёрские взаимоотношения с государственными институтами, с патриотически настроенными общественными организациями и тем самым умножает свои социальные усилия. Социальное партнёрство Церкви и государства предполагает взаимодействие и соработничество, направленные на улучшение духовных и материальных условий жизни людей, на гармонизацию общественных отношений. Современные условия развития государства и общества предоставляют Русской православной церкви большие возможности для благотворительности и перспективы для выработки новых форм активного церковного социального служения. Сегодня Церковь деятельно проявляет себя во многих сферах жизни общества. Наиболее востребованными и перспективными для социального партнёрства Русской православной церкви и светских государственных структур являются следующие направления: разработка и реализация программ и проектов в области социальной и духовно-нравственной поддержки социально незащищенных слоев населения; создание совместных благотворительных фондов; взаимодействие в вопросах создания благоприятной психологической среды в домах престарелых, больницах, приютах, детских домах, учреждениях социальной службы; содействие социальным инициативам, направленным на развитие милосердия и благотворительности; содействие образовательно-просветительской деятельности Церкви в местах лишения свободы и др.

В современной России появляются и развиваются благотворительные фонды, которые специализируются в различных сферах деятельности. Поддержка научных и учебных проектов, помощь детским домам и церковным приютам, клиникам, семьям погибших военнослужащих, дорогостоящее лечение для малоимущих пациентов и другие актуальные направления благотворительной деятельности наиболее поддержаны отечественными благотворителями.

Чтобы восстановить негосударственную социальную инфраструктуру, способную брать на себя часть социальной ответственности за наиболее уязвимые группы населения, требуются значительные усилия и активизация совместной работы государственных органов социальной защиты, церковных и общественных организаций.

Русская православная церковь, многие православные благотворительные фонды и общественные объединения сегодня имеют некоторые условия и средства для реализации своей благородной социально значимой деятельности. Церковь получает определённые социальные заказы, пользуется различными льготами, получает организационную и информационную помощь со стороны муниципальных и государственных структур, также ей разрешена и коммерческая деятельность.

Заключение

Социальное партнёрство религиозных организаций и светских государственных структур в современной социологии рассматривается как эффективный инструмент согласования интересов разных социальных слоёв и групп общества, а также как механизм взаимодействия разных субъектов общественных отношений. Это социокультурное взаимодействие осуществляется в целях профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в обществе с учётом интересов разных сторон и без применения насильственных мер. Для успешного решения различных социальных проблем требуется деятельное участие тех социальных институтов, которые обладают авторитетом и имеют значительное влияние на социальные отношения во всех сферах жизни общества. «Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества» (Морозов, 2015. С. 119), среди которых важное место занимает благотворительная деятельность.

Русская православная церковь как традиционный отечественный духовный и социальный институт и самая крупная религиозная органи-

зация России воспринимается населением нашей страны как отделённая от политического управления структура, не имеющая доступа к принятию управленческих решений и при этом эффективно участвующая в решении многих социально значимых проблем и разрешении противоречий. Социокультурное пространство современной России характеризуется тенденцией возрождения исконных культурных и духовных традиций, стремлением сохранить свою культурную самобытность. Возрождается интерес к богатому историческому наследию. В нашей стране фактически сложилось успешное и постепенно совершенствующееся социальное партнёрство между органами государственной власти и Церковью в социальной сфере. В России накоплен значительный опыт церковной благотворительности. Православно-христианские мировоззренческие основания этого социокультурного феномена отражают особенности народного менталитета, а также влияют на духовно-нравственные изменения, происходящие в российском обществе. Для благополучного выхода страны из сложившегося системного кризиса особенно актуально эффективное социальное взаимодействие, являющееся одной из основ жизнедеятельности социума. В условиях многочисленных кризисных явлений современного российского общества развитие социального партнёрства государства и Церкви приобретает особенную важность.

Литература

Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности: размышления о мире XXI века. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. 304 с.

Данилов С.А. Социальное служение и проблема доверия в российском обществе. Социальное служение Русской православной церкви: проблемы, практики, перспективы. СПб.: СПбГИПСР, 2015. 475 с.

Морозов А.В., Воденко К.В., Шарков И.Г. Взаимодействие образования и религии как фактор формирования духовной безопасности в современном российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2015. № 1. C.109-122.

Родионова В.И. Специфика социальных практик в религиозном универсуме поликультурного сообщества // Образование и религия в поликультурном сообществе: диалог и проблемы : сборник материалов

References

Bell, D., Inozemtsev, V.L. (2007). The epoch of disunity: Reflections on the world of the XXI century. Moscow: Tsentr issledo-vaniy postindustrialnogo obschestva, 304 p.

Danilov, S.A. (2015). Social service and the problem of trust in Russian society. Social ministry of the Russian Orthodox Church: problems, practices, perspectives. SPb.: SPbGIPSR, 475 p.

Morozov, A.V., Vodenko, K.V, Sharkov, I.G. (2015). Interaction of education and religion as a factor in the formation of spiritual security in modern Russian society. Gumanitariy Yuga Rossii, No. 1, P. 109122.

Rodionova, V.I. (2009). Specificity of social practices in the religious universe of the multicultural community. Education and Religion in a Multicultural Community: Dialogue and Problems // Proceedings of the In-

Междунар. науч. конф. (г. Ставрополь, 1516 октября 2009 г.) / под общ. ред. Т.И. Барсуковой, В.К. Шаповалова. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 278 с.

Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. 10-е изд. СПб.: Питер, 2004. 767 с.

Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики : учеб. пособие для бакалавров. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 390 с.

ternational Scientific Conference (Stavropol, October 15-16, 2009). In T.I. Barsukova, V.K. Shapovalova (Eds.). Stavropol: Sev-KavSTU, 278 p.

Taylor, Sh, Pipla, L, Sears, D. (2004). Social psychology. St. Petersburg: Piter, 767 p.

Firsov, M.V., Shapiro, B.Yu. (2015). Psychology of Social Work: Content and Methods of Psycho-Social Practice: Textbook. M.: Yurayt, 390 p.

Поступила в редакцию

4 марта 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.