Научная статья на тему 'Институциональные практики социального служения Русской православной церкви и Российская система социальной работы'

Институциональные практики социального служения Русской православной церкви и Российская система социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
531
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / SOCIAL SERVICE / SOCIAL WORK / INSTITUTIONAL PRACTICES / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOCIAL INTERACTION / SPIRITUAL DEVELOPMENT / INSTITUTIONALIZATION / SOCIETY / STATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Томилина Людмила Борисовна

Цель статьи заключается в анализе институциональных практик социального служения Русской православной церкви. Исследуются механизмы взаимодействия Церкви и государственных социальных структур, опыт социальной работы в России на государственном уровне, особенности церковного социального служения. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы общесоциологического подхода, системного анализа, структурно-функционального анализа. Системный анализ позволяет рассматривать изучаемый феномен церковного социального служения в комплексе взаимосвязей между такими социальными институтами общества, как государство и церковь. Методология изучения рассматриваемой проблематики представлена в теориях институционализации (Г. Спенсер) и неоинституционализации (Д. Норт), а также используется сферно-институциональный подход Д.П. Г авры. Методологический плюрализм в исследованиях проблемы институционализации социального служения в современной России обусловлен его социетальностью и многогранностью. В заключение делается вывод, что для светского общества и государства социальное служение по содержанию представляет собой нерелигиозную, некультовую деятельность. В то же время для религиозных общностей эта деятельность, безусловно, имеет культовое значение, так как направлена на достижение сакральных целей. Церковное социальное служение есть благородное служение любви, деятельное её умножение, диакония, а не создание структур, дублирующих существующие государственные. Эта социальная деятельность существенно и благотворно влияет на развитие российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Томилина Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL PRACTICES OF SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND RUSSIAN SYSTEM OF SOCIAL WORK

The purpose of the article is to analyze the institutional practices of the social service of the Russian Orthodox Church. The mechanisms of interaction between the Church and state social structures, the experience of social work in Russia at the state level are explored, the features of church social service are described. The theoretical and methodological basis of the research are the principles of sociological approach, system analysis, structural and functional analysis. System analysis allows us to consider the phenomenon of church social service in the complex of interrelationships between such social institutions of society as the state and the Church. The methodology of study the problem is presented in theories of institutionalization (G. Spencer) and neoinstitutionalization (D. North), and the sphere-institutional approach D. Havre. Methodological pluralism in the research of the problem of the institutionalization of social service in modern Russia is due to its societal and multifaceted nature. The author concludes that social service in content is a non-religious, uncultured activity for secular society and the state. At the same time, this activity has a cult significance, for religious communities, of course, since it is aimed at achieving sacred goals. Church social service is the noble service of love, its active multiplication, diakonia, and not the creation of structures that duplicate existing state ones. This social activity has a significant and beneficial effect on the development of Russian society.

Текст научной работы на тему «Институциональные практики социального служения Русской православной церкви и Российская система социальной работы»

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

УДК 316.74; 141; 26

DOI 10.23683/2227-8656.2018.2.18

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ INSTITUTIONAL PRACTICES

ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО OF SOCIAL SERVICE

СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ OF THE RUSSIAN

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ORTHODOX CHURCH

И РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА AND RUSSIAN SYSTEM

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ OF SOCIAL WORK

Томилина Людмила Борисовна

Старший преподаватель, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет в г. Шахты, e-mail: amatera111@yandex.ru

Цель статьи заключается в анализе институциональных практик социального служения Русской православной церкви. Исследуются механизмы взаимодействия Церкви и государственных социальных структур, опыт социальной работы в России на государственном уровне, особенности церковного социального служения. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы общесоциологического подхода, системного анализа, структурно-функционального анализа. Системный анализ позволяет рассматривать изучаемый феномен церковного социального служения в комплексе взаимосвязей между

Lyudmila B. Tomilina

Senior Lecturer, Institute of Service and Entrepreneurship, Don State Technical University,

Shakhty,

e-mail: amatera111@yandex.ru

The purpose of the article is to analyze the institutional practices of the social service of the Russian Orthodox Church. The mechanisms of interaction between the Church and state social structures, the experience of social work in Russia at the state level are explored, the features of church social service are described.

The theoretical and methodological basis of the research are the principles of sociological approach, system analysis, structural and functional analysis. System analysis allows us to consider the phenomenon of church social service in the complex of interrelationships between such social institutions of society as

такими социальными институтами общества, как государство и церковь. Методология изучения рассматриваемой проблематики представлена в теориях институционализа-ции (Г. Спенсер) и неоинституционализации (Д. Норт), а также используется сферно-институциональный подход Д.П. Гавры. Методологический плюрализм в исследованиях проблемы институционализации социального служения в современной России обусловлен его социетальностью и многогранностью.

В заключение делается вывод, что для светского общества и государства социальное служение по содержанию представляет собой нерелигиозную, некультовую деятельность. В то же время для религиозных общностей эта деятельность, безусловно, имеет культовое значение, так как направлена на достижение сакральных целей. Церковное социальное служение есть благородное служение любви, деятельное её умножение, диакония, а не создание структур, дублирующих существующие государственные. Эта социальная деятельность существенно и благотворно влияет на развитие российского общества.

Ключевые слова: социальное служение; социальная работа; институциональные практики; Русская православная церковь; социальное взаимодействие; духовное развитие; институ-ционализация; общество; государство.

the state and the Church. The methodology of study the problem is presented in theories of institutionalization (G. Spencer) and neoinsti-tutionalization (D. North), and the sphere-institutional approach D. Havre. Methodological pluralism in the research of the problem of the institutionalization of social service in modern Russia is due to its societal and multi-faceted nature.

The author concludes that social service in content is a non-religious, uncultured activity for secular society and the state. At the same time, this activity has a cult significance, for religious communities, of course, since it is aimed at achieving sacred goals. Church social service is the noble service of love, its active multiplication, diakonia, and not the creation of structures that duplicate existing state ones. This social activity has a significant and beneficial effect on the development of Russian society.

Keywords: social service; social work; institutional practices; Russian Orthodox Church; social interaction; spiritual development; in-stitutionalization; society; state.

Введение

Потрясший современную Россию экономический, политический, духовный и социальный кризис привёл к значительному увеличению числа социально незащищённых людей. Бездуховность и объективные кризисные явления в обществе увеличили тенденцию роста детского неблагополучия, а также спровоцировали рост преступности, алкоголизма, наркомании и психических расстройств в этой социальной среде. Соответственно, в условиях общей социально-экономической нестабильности увеличивается численность людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в материальной и социальной помощи, а также в психологической и духовной поддержке.

История и логика возникновения и становления российской государственности исторически вывели на одну из центральных ролей в

деле общественного призрения Русскую православную церковь. На протяжении всей российской истории включенность Православной церкви в общественные процессы было её характерной особенностью. Церковь в отечественной истории не только являлась сферой приложения благотворительного капитала, но и выступала организатором социальной деятельности. На сегодняшний день Церковь является не только религиозным институтом, но и неотъемлемой и социально значимой составляющей российского гражданского общества. Одним из активных направлений деятельности Русской православной церкви на протяжении длительного периода её существования являлось социальное служение. Милосердное служение всегда было и сегодня остаётся значимой и неотъемлемой составляющей церковной жизни. Духовный, внутренний смысл социального служения имеет для Православной церкви первостепенное значение, и в этом отношении она принципиально отличается от любых светских социальных организаций. Накопленный опыт церковного социального служения нуждается в социологическом осмыслении.

В настоящее время постепенно происходит переход от исключительно государственной системы социальной работы к расширенной системе, включающей общественное, прежде всего церковное, социальное служение. В некоторой степени Россия возвращается к прежнему, дореволюционному опыту призрения, сохраняя успешные элементы, выработанные в период советской власти, и учитывая реалии практики современной социальной работы.

Процессы институционализации церковного социального служения и их общественное значение

Юридически значимая деятельность Русской православной церкви, в том числе социальная, на территории России осуществляется на двойной основе. В отношениях с обществом в соответствии с конституционными нормами она базируется на действующем государственном законодательстве Российской Федерации и законодательствах её субъектов и на международных договорах, признанных нашей страной. В своей внутренней деятельности Православная церковь руководствуется учредительными документами, вероучительными догматами и внутренними актами. Основными регламентирующими земное церковное служение являются «Устав Русской Православной Церкви», определяющий основные функции РПЦ и иерархическое соподчинение её отдельных частей и органов управления, и гражданский «Устав религиозной организации "Русская Православная Церковь"». Совре-

менное правовое положение религиозных организаций и их деятельность по российскому законодательству регулируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», рядом подзаконных актов, в том числе указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными документами субъектов РФ и правовыми актами муниципалитетов.

В социологии нет единого мнения о том, что понимать под явлением институционализации. Остаётся открытым и вопрос о её объективной основе, классификация форм её проявления также требует уточнения. Актуализирует проблематику теоретическая и практическая значимость институционализации социокультурных практик церковного социального служения в условиях институциональной трансформации российского общества.

Впервые в социологической науке понятие «социальный институт» употребил Г. Спенсер, именно в его трудах предложен институциональный подход к исследованию общественных явлений. Согласно взглядам Г. Спенсера, в развивающемся обществе имеется необходимость формирования специфических регулятивных институтов: «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система... При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры» (Spencer, 1898. P. 46). В минувшем XX столетии существенные изменения произошли в социологическом использовании термина «социальный институт». По мнению современного отечественного социолога Д.П. Гавры, любой «социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий» (Гавра, 1998. С. 126). В конце ХХ в. Д. Норт вводит в научный оборот неоин-ституционализм. В рамках этой теории социальные институты понимаются как «"правила игры" в обществе, или... созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми... задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или экономике. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен» (Норт, 1997). Разнообразные формы социальных практик, становясь устойчивыми, институционализируются и тем самым оказывают организующее влияние на жизнь общества. Таким образом, социальные практики способствуют формированию новых

социальных институтов и позволяют адекватно реагировать на происходящие социальные процессы, помогают получать новый опыт.

Значение социального служения Русской православной церкви

для государства и общества

Христианские принципы любви, красоты в мироустроении, гармонии человека и общества обладают огромными и ценными образовательными и воспитательными потенциалами. На их основании возможно преодоление духовно-нравственного кризиса общества.

Церковь для решения социальных проблем общества сотрудничает с государственными и муниципальными органами, общественными организациями и частными лицами. Социальное служение является основной социокультурной практической деятельностью Церкви. Проблема институционализации социокультурных практик как теоретическое направление в исследованиях сегодня находится в стадии формирования. Проблема институционализации социального служения в современной Российской Федерации для отечественной социологической мысли также является относительно новой. Социологически ценным является изучение влияние институционализации на посткризисное развитие российского общества.

Способствовать разрешению многих современных проблем в развитии церковного социального служения для блага российского общества может соглашение о комплексном социальном партнёрстве государства с Русской православной церковью. Причём документ должен быть не формальной декларацией о намерениях, а содержать чётко обозначенные границы действий участников и механизмы взаимодействия. В юридических рамках такого документа могли бы успешно решаться многие практические вопросы церковного социального служения, такие как государственное софинансирование церковной социально-благотворительной деятельности, передача недвижимости для социальных целей. Важным фактором в развитии социальных проектов РПЦ стало бы учреждение налоговых льгот для благотворителей, поддерживающих церковные социальные проекты.

Русская православная церковь (Московский патриархат) сегодня функционирует как общественная организация, которая в соответствии с государственным законодательством обладает определённой правоспособностью для осуществления своего социального служения. Одним из важнейших церковных документов являются «Основы социальной концепции» РПЦ. В этом принятом на Архиерейском соборе 2000 г. документе даётся характеристика современного облика социу-

ма, очерчивается круг общественно значимых проблем, обозначаются пути духовно-нравственного возрождения общества.

Государство и Церковь сегодня всё чаще взаимодействуют в качестве социальных партнёров, которые на определённой правовой основе строят свои взаимоотношения. Регулятором общественно-правового равновесия выступает действующий в России комплекс нормативно-правовых актов, определяющих параметры осуществления церковного социального служения, характер, пределы и направления сотрудничества государства и Церкви при реализации этой деятельности.

Процесс институционализации церковного социального служения в нашей стране ещё не завершён. Развивающееся социальное служение (диакония) Русской православной церкви организовано и совершается «на общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском уровнях и в монастырях» (Шарков, 2016. С. 217). Координация церковной социальной деятельности на общецерковном уровне осуществляется синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Этот отдел полагает своей миссией соединять современные эффективные практики благотворительно-милосердной деятельности с истинно христианским служением ближнему. Отдел призван помогать государству привносить в общество дух подлинной любви, жертвенного христианского служения ближним, предлагая новые формы и технологии работы.

На уровне епархий общее руководство над епархиальными подразделениями осуществляют правящие архиереи, определяющие приоритеты и основные направления деятельности подразделений в зависимости от имеющихся на местах потребностей и возможностей.

На благочинническом уровне непосредственная работа ведётся ответственными лицами в округе, но общая организация, координация и контроль церковной социальной работы осуществляются благочинным. Для осуществления межприходского сотрудничества в социальной сфере в 2011 г. на Архиерейском соборе было принято решение ввести должность благочиннического социального работника. Эта деятельность подразумевает планирование, координацию и контроль деятельности приходских социальных работников, осуществление связи с местными органами муниципальной власти и самоуправления для организации совместной социальной деятельности (попечение о социальных и медицинских учреждениях) и для решения вопросов социальной деятельности приходов.

Церковно-социальную деятельность на уровне приходов осуществляют настоятель прихода и его помощники. Учитывая последние поправки в устав РПЦ, выполнение этой работы возлагается на штатного приходского социального работника.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся возможности приходов в совершении диаконического служения нуждающимся, в этой сфере существует и ряд проблем. Это отсутствие необходимых дополнительных помещений для организации благотворительной помощи; некоторая неясность во взаимоотношениях по социальным вопросам Церкви и государства.

Значительные усилия и плодотворная социальная деятельность Церкви направлены на преодоление проблемы социального сиротства. В соответствии с принятым в 2013 г. Высшим церковным советом документом «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви» Русская православная церковь, опираясь на библейские слова «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот» (Иак. 1, 27), проявляет деятельную заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Церковь деятельно заботится о пожилых и малоимущих гражданах, находящихся в государственных социальных и медицинских учреждениях. Церковная диакония простирается и на другие категории нуждающихся в духовной, психологической, медицинской и материальной помощи.

Три сложившихся исторически взаимосвязанных социокультурных процесса - общественное познание, практика и образовательная деятельность - в обществе идентифицировались как социальная работа. Механизмы осуществления этих процессов обладают спецификой проявления и имеют разные социально-структурные характеристики. Названые тенденции сохраняются и сегодня, в условиях развития современного общества, что требует научного изучения.

Процесс институционализации социального служения, как и светской социальной работы, в современной России происходит в трёх вышеотмеченных направлениях достаточно противоречиво. На практике наблюдаются отступление от классических форм организации социального служения и переход к инновационным. В познавательной области социальное служение характеризуют как междисциплинарное, тем не менее не осуществлён её комплексный анализ. Такой вывод объясняется методологическим плюрализмом и отсутствием фундаментальных теорий. В области образования специалистов социального служения в основном готовят в церковных учреждениях, что способ-

ствует возникновению ряда проблем в светской сфере. Названные обстоятельства актуализируют социологическое изучение проблемы ин-ституционализации социального служения в России.

В современной России социальное служение органично вписывается в светскую социальную работу, церковные и общественные структуры усиливают государственные меры, направленные на защиту уязвимых и слабозащищённых категорий населения. Объекты социального служения идентичны объектам социальной работы, тем не менее они отличаются механизмом выбора со стороны субъектов. В системе субъектов социального служения значительное место занимают церковные и неправительственные общественные организации, участвующие в социальной поддержке и защите разных категорий нуждающихся.

Во многих государствах социальное служение понимается и рассматривается как форма поддержки осуществляемой государством социальной работы. В этом контексте социальное служение способствует решению значимых государственных социальных задач. В России Православная церковь активно помогает учреждениям социальной сферы в реализации социально значимых проектов и является добрым соработником в милосердно-благотворительной деятельности.

Заключение

С позиции государства церковное социальное служение по содержанию представляет собой нерелигиозную, некультовую деятельность. В то же время для Церкви эта деятельность имеет в том числе культовое значение, так как направлена на достижение сакральных целей. Церковное социальное служение служит опосредованным звеном, социальным мостом между государством, обществом и личностью. Социальное служение обращено не только к решению злободневных медицинских и социальных задач, но и в вечность, для спасения душ тех, на кого оно направлено.

Россия всегда опиралась на традиции. Традиции, в том числе духовные, необходимо в себя включают «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции охватывают объекты социального наследия (материальных и духовных ценностей); процесс социального наследия; его способы. В качестве традиции выступают определенные общества, установление нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Традиция не сводится к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким как обряд и обычай, а распространяется

на более широкую область социальных явлений» (Морозов, 2015. С. 113).

В современной международной социальной политике социальное служение традиционных религиозных организаций рассматривается как важный ресурс демократического общества, имеющий в том числе и воспитательное значение, направленный на позитивные общественные изменения и на предоставление гражданам возможностей для их активного участия в жизни страны и социума.

Сегодня Русская православная церковь одной из приоритетных своих задач считает развитие и совершенствование традиционных форм социального служения, а также учреждение новых, отвечающих вызовам времени и способствующих улучшению общества, в котором мы живём. Развивающееся и институционализирующееся церковное социальное служение свидетельствует о социальной активности и ответственности РПЦ. Активная церковная социальная деятельность существенно и благотворно влияет на развитие современного российского общества, способствует гармонизации общественных отношений и успешно регулирует многие социальные процессы.

Литература

Гавра Д.П. Социальные институты // Социально-политический журнал. 1998. № 2. С. 123-132.

Морозов А.В., Воденко К.В., Шарков И.Г. Взаимодействие образования и религии как фактор формирования духовной безопасности в современном российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2015. № 1. C.109-122.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

Шарков И.Г., Томилина Л.Б. Социально-благотворительная деятельность Русской православной церкви, направленная на преодоление проблем социального сиротства // Макарьевские чтения : материалы XI Меж-дунар. науч.-практ. конф. (21-24 сентября 2016 г.) / отв. ред. Ф.И. Куликов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016.

Spencer Н. First principles. N. Y., 1898.

References

Gavra, D.P. (1998). Social institutions. Socialno-politicheskiy zhurnal, No. 2, P. 123-132.

Morozov, A.V., Vodenko, K.V., Sharkov. I.G. (2015). Interaction of education and religion as a factor in the formation of spiritual security in modern Russian society. Gumanitariy Yuga Rossii, No. 1, P. 109122.

North, D. (1997). Institutions, institutional changes and the functioning of the economy. M.

Sharkov, I.G., Tomilina, L.B. (2016). Social and charitable activities of the Russian Orthodox Church, aimed at overcoming the problems of social orphanhood // Makariev-sky readings: Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference (September 21-24, 2016). In F.I. Kulikov (Ed.). Gorno-Altaisk: RIO GAGU.

Spencer, N. (1898). First principles. N.Y.

Поступила в редакцию

7 марта 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.