Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития социального служения Русской православной церкви'

Современное состояние и перспективы развития социального служения Русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
689
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ДИАКОНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOCIAL SERVICE / DIAKONIA / INSTITUTIONAL DEVELOPMENT / INSTITUTIONALIZATION / SOCIETY / SOCIAL REGULATION / REGIONAL CHARACTERISTICS / SOCIAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Томилина Людмила Борисовна

Цель статьи заключается в анализе современного состояния социального служения Русской православной церкви, социологическом рассмотрении перспектив этой социокультурной деятельности, оказывающей значительное влияние на развитие российского гражданского общества. Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют социокультурный и структурно-функциональный подходы. В статье используется системный и междисциплинарный анализ, обеспечивающий комплексность социологического изучения диаконии Русской православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modem Condition and Prospects for Development of Social Service of the Russian Orthodox Church: All Russian and Regional Trends

The purpose of the article is to analyze the current state of the Russian Orthodox Church social service, a sociological examination of the prospects for this sociocultural activity that has a significant impact on the development of Russian civil society. The theoretical and methodological basis of this study consists of socio-cultural and structural-functional approaches. The article uses a systematic and interdisciplinary analysis that provides a comprehensive sociological study of the diakonia of the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития социального служения Русской православной церкви»

УДК 316.74

DOI 10.23683/2227-8656.2019.3.14

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Томилина Людмила Борисовна

Старший преподаватель, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты, г. Шахты, Россия, e-mail: [email protected]

Цель статьи заключается в анализе современного состояния социального служения Русской православной церкви, социологическом рассмотрении перспектив этой социокультурной деятельности, оказывающей значительное влияние на развитие российского гражданского общества. Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют социокультурный и структурно-функциональный подходы. В статье используется системный и междисциплинарный анализ, обеспечивающий комплексность социологического изучения диаконии Русской православной церкви.

MODERN CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Lyudmila B. Tomilina

Senior Lecturer, Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of the Don State Technical University in Shakhty, Shakhty, Russia, e-mail: [email protected]

The purpose of the article is to analyze the current state of the Russian Orthodox Church social service, a sociological examination of the prospects for this sociocultural activity that has a significant impact on the development of Russian civil society. The theoretical and methodological basis of this study consists of socio-cultural and structural-functional approaches. The article uses a systematic and interdisciplinary analysis that provides a comprehensive sociological study of the diakonia of the Russian Orthodox Church.

Ключевые слова: Русская православная Keywords: Russian Orthodox Church; social церковь; социальное служение; диакония; service; diakonia; institutional development; институциональное развитие; институцио- institutionalization; society; social regulation; нализация; общество; социальная регуля- regional characteristics; social projects. ция; региональные особенности; социальные проекты.

Введение

Затяжной экономический кризис и сопутствующие социальные противоречия как в России, так и в мире в целом обострили ряд социальных проблем. Расширяется спектр категорий и социальных групп, растёт число лиц, требующих пристального внимания и заботы со стороны общества.

Многими современными социологами отмечается значительное воздействие Русской православной церкви как социального института на общественную жизнь в России и социальную эволюцию. Существование и социальная деятельность общин, в том числе и религиозных, объединённых установленными принципами жизнедеятельности и определенной целью, оказывают на социум позитивное влияние. Научно обоснованная взаимосвязь между «воспитанием обществом» и «воспитанием общества» отмечается в ряде трудов Э. Дюркгейма.

Став в конце прошлого столетия эпицентром ряда процессов культурного, духовного и нравственного возрождения на постсоветском пространстве, Русская православная церковь проявила себя активным участником многих социальных проектов и инициатив, что существенно изменило её статус как социального института. В нашем нестабильном обществе сегодня актуальны и востребованы культурообразующие основания православия и социальные функции православной церкви, так как христианский взгляд в подлинных целях культуры видит обожение (феосис) и освящение человека через его самореализацию в соответствии с его призванием Богом.

Сегодня Русская православная церковь - это «крупнейшая общественная организация страны, которая все более ориентируется на участие в жизни социума - на уровне прихода, территориального сообщества, региона, страны в целом» (Астэр, 2016. С. 110). В настоящее время в Российской Федерации наблюдается усиление мобилизации церковных ресурсов государством, в общественной жизни Русской православной церкви усиливается внимание к её социальной деятельности.

Социологический взгляд на современное социальное служение

Русской православной церкви: общероссийские и региональные тенденции

Согласно докладу председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (ОЦБСС) епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона 11 мая 2018 г., современное социальное служение Русской православной церкви в цифрах выглядит следующим образом. В российских епархиях задействованы 8412 социальных работников (1920 штатных и 6492 внештатных). Всего в странах канонического присутствия РПЦ (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Эстония и др.) реализуется более 4500 церковных социальных проектов. В 188 епархиях, расположенных в Российской Федерации, имеются отделы социальной направленности. В 13 российских епархиях функционируют отделы по работе с нарко- и алкозависимыми людьми. В 12 епархиях РПЦ учреждены отделы по взаимодействию с медицинскими организациями. Специализированные отделы, занимающиеся оказанием помощи наркозависимым, существуют в шести епархиях. Самостоятельные епархиальные отделы по оказанию помощи алкозависимым функционируют в шести епархиях, в Казанской и Пензенской епархиях созданы и успешно трудятся отделы по работе с инвалидами. В Красноярской епархии функционирует подразделение православных психологов.

Таким образом, в 46 российских епархиях работает несколько отделов и подразделений социальной направленности. В 15 епархиях РПЦ, помимо основного отдела по церковной благотворительности и социальному служению, несут послушания ещё более двух отделов различной социальной направленности. Лидируют Казанская, Красноярская, Новосибирская и Пензенская епархии, в которых функционируют по четыре отдела, занимающихся социальной проблематикой. В Воронежской епархии имеется пять отделов социальной направленности, это наибольшее количество по России.

При непосредственном участии Русской православной церкви ежегодно учреждаются в среднем новых 6-7 приютов для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В 2011 г. в России (Иваново) был всего один такой приют, к 2016 г. появилось уже 44. В 2017 г. учреждено восемь новых приютов: в Екатеринбурге, Казани, Магнитогорске, Нерчинске, Сарапуле, Ставрополе, Угличе и в Шахтах. По состоянию на май 2018 г. в России действуют 53 открытых при участии Церкви приюта.

Также по всей стране активно создаются церковные центры гуманитарной помощи. В 2017 г. Синодальный отдел по благотворительности проводил конкурс по распределению средств, собранных во всех российских храмах ко Дню защиты детей в 2016 г. Собранные 39 млн рублей для церковной помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации, были направлены в том числе на открытие в ряде епархий новых центров гуманитарной помощи. Так, в 2017 г. Русской православной церковью было открыто 66 новых церковных центров гуманитарной помощи. Сегодня в России работают 167 церковных центров гуманитарной помощи. ОЦБСС планирует создать ещё 21. Открытие таких центров способствует активизации всей социальной деятельности, что особенно важно для небольших епархий. Этот позитивный социальный опыт Церковь планирует развивать.

Современное церковное социальное служение направлено и на помощь бездомным: по состоянию на первую половину 2018 г. в России функционируют 95 приютов для лиц без определённого места жительства, 76 благотворительных столовых, 10 автобусов милосердия, представляющих собой передвижные пункты помощи.

Относительно новым направлением церковного социального служения является помощь инвалидам. В настоящее время в стране реализуются свыше 400 церковных проектов помощи инвалидам. В 63 приходах Русской православной церкви ведётся работа с глухими людьми.

На Общецерковном съезде по социальному служению, прошедшем в 2017 г., впервые на самом высшем уровне была поднята немаловажная тема создания доступной среды в православных храмах. Сегодня не все храмы РПЦ доступны для маломобильных групп населения. Положительная динамика в этом направлении наблюдается в Москве и в епархиях, расположенных на территории Центрального федерального округа.

В разных российских регионах ОЦБСС организовывает курсы по обучению священнослужителей и церковных добровольцев жестовому языку и церковной лексике, подготовлен видеословарь православной лексики русского жестового языка. В 2017-2018 гг. проведены курсы в Москве, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону.

В настоящее время в 12 российских православных храмах, расположенных в десяти регионах, есть группы слепоглухих прихожан. В 2017 г. ОЦБСС провёл курсы по обучению православных добровольцев общению со слепоглухими людьми.

В г. Сергиев Посад подготовлено и в 2017 г. освящено место под строительство социально-реабилитационного центра постинтернатного сопровождения для молодых слепоглухих инвалидов. Это будет совместный социальный проект Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Сергиево-Посадского муниципального детского дома-интерната.

За последние годы в Русской православной церкви создана и постоянно совершенствуется система реагирования на крупные чрезвычайные происшествия. Священнослужители, сестры милосердия и православные волонтёры готовы в кратчайшие сроки выехать на место происшествия для оказания помощи пострадавшим.

Перспективы развития церковного социального служения в России

Современные представления о социальной работе требуют от Русской православной церкви профессионализации социального служения. Для этого необходимо изучение конфессионального и светского зарубежного опыта. Церковная социальная работа должна быть ориентирована на всех нуждающихся, на целые социальные группы.

После того как Архиерейское совещание 2010 г. вынесло решение о введении во всех приходах РПЦ ряда новых штатных должностей, в том числе должность социального работника, Церковь столкнулась с кадровой проблемой. Для заполнения большого числа вакансий создавались многочисленные курсы, миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве открыл набор студентов на отделение социальной и молодёжной работы. В Российском православном университете был создан факультет церковного социального служения. Для Русской православной церкви такое отношение к социальной работе и социальному служению, безусловно, является новаторским.

Перспективным направлением является церковная методическая работа. ОЦБСС совместно с экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации разработал методические рекомендации по обеспечению доступной среды в православных храмах. В 2017 г. было издано специальное методическое пособие «Особый человек в храме». В ближайшей перспективе РПЦ планирует реализацию проекта по развитию системы привлечения средств на социальную деятельность в епархиях. В рамках проекта, согласно данным, представленным в докладе 11 мая 2018 г. председателем ОЦБСС епископом Пантелеимоном, отдел обеспечит методическую поддержку работы фандрайзеров в двух выбранных епархиях, привлечённый отделом «благотворитель оплачивает 75 % расходов на работу епархиальных

фандрайзеров в течение первых 6 месяцев, остальные 25 % оплачивает сама епархия. За 6 месяцев местные фандрайзеры при поддержке Синодального отдела должны освоить все основные навыки привлечения средств, и епархия сможет дальше финансировать их работу самостоятельно. Спустя шесть месяцев финансирование из Москвы начинает поступать в другие две епархии». Таким образом, поэтапно будет расширяться круг епархий, в которых будут трудиться грамотные и высококвалифицированные профессионалы.

Перспективным направлением церковной социальной деятельности можно признать волонтёрство. Волонтёрская деятельность создаёт условия для реализации потребности и готовности молодёжи добровольно участвовать в решении социальных проблем страны, быть активными участниками процессов социального развития. Развитие во-лонтёрства будет способствовать повышению социальной активности молодёжи, формированию новых форм занятости, укреплению духовных и нравственных ценностей в российском обществе.

Исследуя состояние развития современного социального служения, можно отметить возросшие требования к отчётности о социальной деятельности, которые, скорее всего, «всё больше будут формироваться как требования отчётности о профессионализированной и продуктивной работе, т. е. обладающей на выходе объективированным и поддающимся количественной оценке результатом; будут с необходимостью порождать эту деятельность в соответствии с принципами ин-ституциального изоморфизма» (Димаджио, 2010. С. 41). Сегодня в нашей стране необходима разработка концептуализации социальной работы, учитывающей специфику церковного социального служения. Современный исследователь Г.П. Медведева предлагает рассматривать церковную социальную работу на трёх уровнях: «профессиональный уровень, предполагающий работу специалистов; социальная работа, выполняемая смежными специалистами, т. е. помощь, которая может быть оказана специалистами из смежных областей как дополнительная по отношению к их основной работе; и уровень неспециализированной социальной работы, который включает помощь и поддержку (в том числе моральную, эмоциональную), оказываемую нуждающимся такими же, как и они, людьми (близкими, соседями, родственниками, членами формальных и неформальных организаций)» (Медведева, 2009. С. 327). Неспециализированная социальная работа православных приходов представлена неформальными актами сострадания и взаимопомощи, осуществляемыми священнослужителями и мирянами по зову верующего сердца.

Заключение

Церковное социальное служение в России много лет носило спорадический характер. После интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2009 г. происходит постепенная систематизация ранее разрозненной гражданской активности прихожан, расширяются сферы церковного социального служения, Церковь подводит документальную базу под свою активизировавшуюся социальную деятельность.

Важный социальный церковный документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» инициировал создание социальных служб в епархиях и приходах, прямо призывая их к деятельным делам милосердия, отметив, что «жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям», и дав определение: «Социальное служение Церкви - это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся». Практическое выражение христианского милосердия и любви не должно сдерживаться и ограничиваться никакими религиозными, национальными, государственно-политическими, социальными рамками, так как «Церковь простирает своё человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит» (О принципах организации ... , 2011. С. 56). Современная «практическая церковная социальная деятельность наглядно обнаруживает свою близкую связь с народом, понимание острых проблем нуждающихся категорий соотечественников» (Шарков, 2018. С. 167), улучшает социальный климат в российском обществе.

В последние годы наблюдается тенденция к профессионализации церковной социальной деятельности. «Современные представления о социальной работе требуют от Русской православной церкви профессионализации, изучения зарубежного опыта, открытости социальной работы, которая должна быть ориентирована не на прихожан конкретных храмов, а на всех нуждающихся, на целые социальные группы» (Митрофанова, 2013. С. 34). Широкомасштабное и успешное в разных направлениях церковное социальное служение сегодня содержит ряд проблем, которые тормозят его развитие и снижают эффективность. Социальным структурам Церкви предстоит большая и нелёгкая работа по профессионализации системы диаконии, но уже сегодня прослеживаются позитивная динамика в развитии церковного социального служения и его значительный потенциал.

В современной системе взаимоотношений общества, Русской православной церкви и государства складываются благоприятные условия для перехода от внутриконфессионального и конфессионально ориентированного социального служения к социальному служению любому нуждающемуся.

Литература

Астэр И.В. Социальная деятельность Русской православной церкви как инструмент развития гражданского общества в современной России // Известия Иркутского государственного университета. Политология. Религиоведение. 2016. Т. 15. С. 110-117.

Димаджио П.Дж., Пауэлл У.В. Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. 2010. Т. 11, № 1. С. 34-56.

О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви : документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 2011. № 3. С. 55-59.

Медведева Г.П. Социальная работа как объект целостного познания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социология. Психология. Философия. 2009. № 5. С. 325-328.

Митрофанова А.В. Социальная работа православных некоммерческих организаций: направления, цели, типология // Гуманитарные науки. 2013. № 1 (9). С. 32-43.

Шарков И.Г. Методология исследования благотворительной деятельности религиозных организаций в условиях развития гражданского общества в России // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 6. С. 163-167.

References

Aster, I.V. (2016). Social activities of the Russian Orthodox Church as a tool for the development of civil society in modern Russia. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo un-iversiteta. Politologiya. Religiovedeniye, 15, 110-117. (in Russian).

Dimagio, P.J., Powell, U.V. (2010). New view on the "iron cage": institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields. Ekonomicheskaya sotsiologiya, 11 (1), 34-56. (in Russian).

On the principles of the organization of social work in the Russian Orthodox Church. The document was adopted on February 4, 2011 by the Bishops' Council of the Russian Orthodox Church (2011). Zhurnal Moskovs-koypatriarkhii, 3, 55-59. (in Russian).

Medvedeva, G.P. (2009). Social work as an object of holistic knowledge. Vestnik Nizhe-gorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevs-kogo. Sotsiologiya. Psikhologiya. Filosofiya, 5, 325-328. (in Russian).

Mitrofanova, A.V. (2013). Social work of Orthodox non-profit organizations: directions, goals, typology. Gumanitarnyye nauki, 1 (9), 32-43. (in Russian).

Sharkov, I.G. (2018). Methodology of the study of charitable activities of religious organizations in the conditions of the development of civil society in Russia. Ekonomi-cheskiye i gumanitarnyye issledovaniya re-gionov, 6, 163-167. (in Russian).

Поступила в редакцию

10 апреля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.