Научная статья на тему 'Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования)'

Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2322
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОТРУДНИКИ СК РОССИИ / СЛУЖБА В СК РОССИИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА СК РОССИИ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ДОЛЖНОСТНОЙ ОКЛАД / ЖИЛЬЕ / SOCIAL SECURITY / STATE GUARANTEES / INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION / OFFICERS OF THE IC OF RUSSIA / SERVICE IN THE IC OF RUSSIA / LEGAL STATUS / SPECIAL LEGAL STATUS OF THE OFFICERS OF THE IC OF RUSSIA / RIGHTS / DUTIES / SALARY / DWELLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волчанская А.Н., Худяков А.В.

Статья посвящена вопросу социального обеспечения сотрудников Следственного комитета РФ. Создание эффективной системы социального обеспечения и гарантирования прав граждан признается в качестве актуальной проблемы в настоящее время и имеет важное теоретическое и практическое значение. В связи с тем что сотрудники Следственного комитета РФ обладают специальным правовым статусом, а следовательно, наделены особыми обязанностями, выраженными в выполнении некоторых значимых государственных функций, а также их деятельность сопряжена с различного рода ограничениями и запретами, специфическими требованиями к профессиональным и личным качествам, оправданными необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности, они имеют право на надлежащее социальное обеспечение, гарантируемое государством. На основании анализа действующих нормативных правовых актов, судебной и иной правоприменительной практики авторы отмечают достоинства и недостатки социального обеспечения данной категории граждан и выделяют основные направления совершенствования социального обеспечения сотрудников Следственного комитета РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волчанская А.Н., Худяков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Security of Officers of the Investigative Committee of the Russian Federation as a Precondition for the Effective Implementation of their Duties and Functions (Issues of Constitutional Law Regulation)

The paper is devoted to the issue of social security of officers of the Investigative Committee of the Russian Federation. An effective system of social security and guarantees of citizens' rights are recognized as an urgent problem at the present time and is of great theoretical and practical importance. Due to the fact that the personnel of the Investigative Committee of the Russian Federation have a special legal status, and therefore are endowed with special duties expressed in the performance of some important state functions, and that their activities are associated with various restrictions and prohibitions, specific requirements for professional and personal qualities justified by the need to create conditions for effective professional activity, they have the right to proper social security guaranteed by the state. Based on the analysis of the current regulatory legal acts, court and other law enforcement practice, the authors underline the advantages and disadvantages of social security of this category of citizens and highlight the main directions of improving social security of officers of the Investigative Committee of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования)»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Н. Волчанская*, А. В. Худяков**

Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования)

Аннотация. Статья посвящена вопросу социального обеспечения сотрудников Следственного комитета РФ. Создание эффективной системы социального обеспечения и гарантирования прав граждан признается в качестве актуальной проблемы в настоящее время и имеет важное теоретическое и практическое значение. В связи с тем что сотрудники Следственного комитета РФ обладают специальным правовым статусом, а следовательно, наделены особыми обязанностями, выраженными в выполнении некоторых значимых государственных функций, а также их деятельность сопряжена с различного рода ограничениями и запретами, специфическими требованиями к профессиональным и личным качествам, оправданными необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности, они имеют право на надлежащее социальное обеспечение, гарантируемое государством. На основании анализа действующих нормативных правовых актов, судебной и иной правоприменительной практики авторы отмечают достоинства и недостатки социального обеспечения данной категории граждан и выделяют основные направления совершенствования социального обеспечения сотрудников Следственного комитета РФ.

© Волчанская А. Н., Худяков А. В., 2018

* Волчанская Алена Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московской академии Следственного комитета Российской Федерации Alyena.87@mail.ru

115172, Россия, г. Москва, Новоспасский пер., д. 11

** Худяков Андрей Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московской академии Следственного комитета Российской Федерации vois13@mail.ru

115172, Россия, г. Москва, Новоспасский пер., д. 11

Ключевые слова: социальное обеспечение, государственные гарантии, Следственный комитет Российской Федерации, сотрудники СК России, служба в СК России, правовой статус, специальный правовой статус сотрудника СК России, права, обязанности, должностной оклад, жилье.

001: 10.17803/1994-1471.2018.97.12.203-210

Конституция РФ1 в ч. 1 ст. 7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это означает, что Российская Федерация возложила на себя обязанность проводить социальную политику в отношении своих граждан. В этой связи нельзя не согласиться с мнением В. И. Шарина, который отмечает, что «социальная политика представляет собой сложную систему общественных взаимосвязей и взаимоотношений, цель которых — общество, человек, их стабильность, социальная устойчивость и благосостояние»2.

С одной стороны, в данных взаимоотношениях государство выступает доминирующим субъектом, который обязуется обеспечить гарантируемый уровень жизни своих граждан и их социальную безопасность. С другой — каждый гражданин Российской Федерации обладает правом на достойный уровень жизни, который должен обеспечиваться государством в соответствии с правовым статусом индивида. Л. Д. Воеводин справедливо отмечает, что «основы правового положения человека и гражданина должны быть сконструированы государством с таким расчетом, чтобы обеспечить простор для жизни и деятельности каждому находящемуся в стране человеку»3.

В теории конституционного права на основании объема прав и обязанностей каждого индивида, а также в соответствии с социальным положением лиц выделяют: конституционный (общий), отраслевой, специальный и индиви-

дуальный правовой статус4. Конституционный (общий) правовой статус личности включает в себя права, свободы, обязанности и гарантии, закрепленные как в Конституции — основном законе государства, так и в соответствующих общепризнанных нормах международного права. Отраслевой статус — это такое правовое положение человека и гражданина, которое связано с какой-либо из отраслей права. Еще один статус — специальный — определяет особое положение отдельных категорий граждан или лиц, которые занимают отличительное положение в определенной сфере, который направлен на возможность выполнения ими специальных функций. Индивидуальный статус, в зависимости от пола, возраста, семейного положения, должности, трудового стажа и т.п., отражает конкретику отдельного лица и представляет собой набор персонифицированных прав и обязанностей личности.

В зависимости от особенностей правового статуса той или иной категории лиц, выраженных, как правило, в специальной, присущей только данной группе системе прав и обязанностей, государство гарантирует ту или иную степень социальной защищенности, предоставляя определенный перечень льгот и привилегий, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах.

Служба в Следственном комитете Российской Федерации (далее также — СК России) является особым видом государственной службы, что свидетельствует о наличии у его сотрудников специального правового статуса.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Шарин В. И. Основы социальной политики и социальной защиты. М. : Инфра-М, 2016. С. 12. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М. : Изд-во МГУ: Инфра-М- Норма, 1997. С. 29. Умнова И. А., Алешкова И. А., Андриченко Л. В. Конституционное право России. М. : Юрайт, 2016. Т. 2 : Особенная часть. С. 13.

2

3

4

В соответствии с Положением о СК России5 и Законом о СК России6 СК России является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Одной из наиболее важных, на наш взгляд, задач, возложенных на СК России, является оперативное и качественное расследование преступлений, которые, в соответствии с нормами УПК РФ, находятся в его подследственности.

Правовой статус сотрудников СК России определен Законом о СК России. Так, в соответствии со ст. 15 сотрудником СК России является гражданин Российской Федерации, который исполняет свои обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы и которому в соответствии со ст. 20 вышеуказанного Закона присвоено специальное звание. Кроме того, ст. 17 этого же Закона содержит отсылочные нормы к иным федеральным законам, предусматривающим дополнительные ограничения и запреты, а также устанавливающим обязанности, распространяющиеся на сотрудников Следственного комитета.

Особенности правового статуса сотрудника СК России заключаются прежде всего в том, что они, во-первых, сопряжены с различного рода ограничениями и запретами, связанными с прохождением службы. Так, в соответствии ч. 5 ст. 5 Закона о СК России, сотрудники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогиче-

ской, научной и иной творческой деятельности. Однако не каждый сотрудник СК России имеет склонность к официально разрешенным видам деятельности, и даже те, кто хочет и может этим заниматься, часто не могут реализовать это право из-за ненормированного рабочего дня и повышенной загруженности по службе.

Кроме того, на основании пп. 2.6.4 и 2.6.5 Приказа СК РФ7 право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется сотрудникам СК России только женского пола. Мужчины — сотрудники СК России, воспитывающие ребенка совместно с матерью, такого права не имеют, что, безусловно, является ограничением конституционного и трудового права лиц мужского пола8.

Во-вторых, к личным и профессиональным качествам сотрудника СК России предъявляются особые, повышенные требования. Так, на основании ст. 16 Закона о СК России сотрудниками могут быть только граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, с высокими профессиональными и моральными качествами, признанные годными по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности, связанные со служебной деятельностью9. Кроме того, Закон о СК России устанавливает целый ряд ограничений, препятствующих принятию на службу. К ним можно отнести наличие у кандидата: недееспособности (ограниченной дееспособности), судимости (снятой или погашенной), проблем с соблюдением законодательства РФ,

Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с Положением о Следственном комитете Российской Федерации) // СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 572.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

Приказ СК РФ от 15.08.2016 № 79 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления отпусков сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Следственного комитета Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru. 28.10.2016.

Обзор судебной практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г. СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

5

6

7

8

9

определенных заболеваний, препятствующих осуществлению служебных обязанностей, а также если он не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»10 и др.

С целью определения соответствия замещаемой должности и уровня квалификации сотрудник СК России не реже одного раза в пять лет проходит очередную аттестацию11, на основании которой аттестационная комиссии может принять решение: о соответствии, неполном соответствии или не соответствии сотрудником СК России замещающей должности.12

Вместе с тем согласно Кодексу этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации13 каждый сотрудник СК России обязан: быть образцом борьбы с нарушением закона, верным служебному долгу; соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, а также государственные и общественные интересы; не допускать в служебной деятельности бюрократизм, формализм, высокомерие, неуважительное отношения к законным обращениям граждан, проявлять корректное и внимательное отношение с гражданами14.

В-третьих, на сотрудника СК России возложены дополнительные обязанности, выраженные в осуществлении специфической деятельности и обусловленные функциями, задачами и принципами СК России.

В связи с вышеназванными обязанностями, ограничениями и запретами сотрудникам СК России предоставляются особые гарантии социального обеспечения15. Достойное материальное обеспечение является одной из таких гарантий, основой которого является денежное содержание сотрудника СК России.

Материальное обеспечение сотрудников СК России состоит из оклада по занимаемой должности и специальных доплат: за специальное звание, выслугу лет, особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в службе и некоторых других.

Одним и ключевых показателей денежного содержания сотрудников СК России является должностной оклад, который устанавливается Правительством РФ16.

Доплата за специальное звание производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу сотрудника СК России в размере — младший лейтенант юстиции — 15 % до полковника юстиции — 21 %(с градацией 1 %) и от генерал-майора юстиции — 23 % до генерала юстиции РФ — 30 % (с градацией 2 %).

Надбавка за выслугу лет выплачивается в размере 20—70 % должностного оклада, а надбавка за сложность и напряженность и высокие достижения службы — в размере до 50 % должностного оклада, доплата за ученое звание и ученую степень — 5 % должностного оклада (кандидат наук или доцент) и 10 %

10 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

11 Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации».

12 Приказ СК России от 14.01.2016 № 4 «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 14.

13 Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утв. председателем Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкиным 11 апреля 2011 г. // URL: https://sledcom.ru (дата обращения: 19.05.2018).

14 Апелляционное определение Московского городского суда от 10.05.2018 по делу № 33-19427/2018 г. // СПС «КонсультантПлюс».

15 Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации».

16 Постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 481 «Об установлении должностных окладов сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, по штатным должностям которых предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий» // СПС «КонсультантПлюс».

должностного оклада (доктор наук или профессор), звания «Заслуженный юрист», «Почетный сотрудник Следственного комитета» — 10 % оклада по должности и доплаты по специальному званию.

Кроме того, сотрудникам СК России выплачивается квартальная премия, премия по итогам работы за год и материальная помощь не менее двух окладов денежного содержания в год, а также при наличии экономии фонда оплаты труда может оказываться материальная помощь в связи с особыми жизненными обстоятельствами (смерть близких родственников, несчастный случай, необходимость восстановления утраченного здоровья, рождение ребенка, заключение брака и иные случаи)17.

Согласно Закону о СК России сотрудникам, которые замещают отдельные должности, установлено ежемесячное денежное поощрение. Количество дополнительных окладов варьируется в зависимости от должности и составляет от 1 до 5 окладов.

Сотрудникам СК России, проходящим службу и имеющим выслугу не менее 20 лет и право на предусмотренное Законом о СК России пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть им назначена.

Однако несмотря на существование перечисленных доплат, уровень материального обеспечения сотрудников подразделений является недостаточным. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на некоторые важные вопросы, которые, на наш взгляд, позволили бы улучшить материальное обеспечение сотрудников СК России:

1. Доплата за специальное звание выплачивается в процентном отношении от величины должностного оклада. При этом ее градация в 1—2 % недостаточно эффективно влияет на увеличение денежного содержания в зависимости от присвоения звания. Думается, что для улучшения стимулирующей составляющей данной надбавки необходимо либо уве-

личить градацию между званиями минимум на 5 %, либо на этом же уровне установить фиксированный размер доплаты за каждое специальное звание.

2. Правовое регулирование выплаты надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в службе требует конкретизации: уточнить, в каких случаях и за что данная надбавка выплачивается в максимальном размере, а в каких случаях ее размер снижается. Нормативно закрепить случаи, когда такая надбавка не выплачивается. Это позволит исключить произвольное толкование данной нормы правоприменителем, а сотрудники обретут возможность четких ориентиров для улучшения показателей своей служебной деятельности и получения более высокой заработной платы.

3. Вводя в 2011 г. в систему оплаты сотрудников СК России ежемесячное денежное поощрение, Закон о СК России учитывал лишь должности, существовавшие на момент его принятия. Позже в системе СК России появились новые учреждения и соответственно должности, не указанные в данном Законе. Так, например, в нем нет должностей сотрудников высших учебных заведений СК России, что лишает профессорско-преподавательский состав возможности получать эту доплату, хотя это могло стать серьезным подспорьем и стимулированием их профессиональной деятельности.

4. Города Москва и Санкт-Петербург являются субъектами с более высоким прожиточным минимумом в сравнении с другими регионами России, поэтому для сотрудников СК России необходимо установить вид надбавки, которая способствовала бы выравниванию данных уровней в субъектах. Вариантом решения этой проблемы может явиться установление специальной надбавки к должностному окладу за службу в регионах с повышенным прожиточным минимумом. Так, например, сотрудники ОВД, проходя-

17 Приказ СК России от 08.08.2016 № 71 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

щие службу в Москве и Санкт-Петербурге, получают такую надбавку в размере 65 % к должностному окладу18.

5. Ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть назначена сотруднику, входит в структуру заработной платы. Следовательно, из нее вычитается подоходный налог в размере 13 %. Фактически данная надбавка составляет примерно 43 %, что снижает уровень материального обеспечения сотрудников СК России. Решением данной проблемы может быть либо увеличение размера данной надбавки, либо выплата ее в виде пенсии, не подлежащей налоговому обложению.

6. Важным вопросом обеспечения социальных гарантий является оплата временной нетрудоспособности сотрудников СК России. В связи с отсутствием специального правового регулирования данного вопроса на сотрудников СК России распространяются общие правила, изложенные в общем трудовом законодательстве19. На наш взгляд, оплату временной нетрудоспособности сотрудников СК России следует осуществлять по правилам, установленным для сотрудников иных правоохранительных и специальных органов (Следственного департамента МВД России, ФСБ России, ФСИН России, Росгвардии), суть которых сводится к освобождению сотрудников от служебных обязанностей на время временной нетрудоспособности с 100 %-й выплатой денежного довольствия. Другим немаловажным вопросом, влияющим на качество социальных гарантий, является

обеспечение сотрудников СК России жилыми помещениями. В соответствии с приказом СК России20 «за сотрудниками, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или Следственном комитете, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность».

Данный приказ стал продолжением поправок, внесенных в Закон о СК (ст. 35.1 «Обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями»). Однако он так и не решил ряд существующих в этой сфере проблем. В частности, остается неурегулированным вопрос о праве получения служебного жилья в собственность. Сегодня закон предоставляет работодателю право передать такое помещение в собственность. В данном случае следует отметить, что это именно право, а не обязанность21. Все обращения по данным вопросам в Конституционный Суд РФ заканчиваются определениями, согласно которым «право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, оно появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, занимающего на правах нанимателя жилое помещение

18 Приказ МВД России от 25.07.2017 № 522 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям» // СЗ РФ. 2011. № 51. Ст. 7532.

19 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ ; Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 18.

20 Приказ СК РФ от 10.07.2018 № 70 «Об утверждении Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность» // СПС «КонсультантПлюс».

21 Волчанская А. Н. Проблемы российской правовой политики в жилищной сфере // Юридический мир. 2017. № 7. С. 52—55.

в государственном или муниципальном жилищном фонде»22.

Следует отметить, что закрепление специального правового статуса той или иной категории лиц на законодательном уровне, как правило, осуществляется с закреплением соответствующих правовых гарантий их социального обеспечения23.

Думается, что улучшить социальное обеспечение сотрудников СК России можно путем либо внесения изменений в Федеральный закон о СК России, либо разработки и принятия самостоятельного федерального закона о социальных гарантиях сотрудникам СК России, с по-

следующим принятием единого ведомственного нормативного акта СК России, касающегося реализации социальных гарантий и выплаты денежного довольствия сотрудникам. Аналогичные нормативные акты существуют в некоторых правоохранительных органах24.

Принятие федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации», несомненно, повысит престиж службы в данном органе, сделает ее более привлекательной для граждан, готовых связать свою судьбу с защитой закона и справедливости в нашем государстве.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. — М. : Изд-во МГУ: Инфра-М — Норма, 1997. — 320 с.

2. Волчанская А. Н. Проблемы российской правовой политики в жилищной сфере // Юридический мир. — 2017. — № 7. — С. 52—55.

3. Умнова И. А., Алешкова И. А., АндриченкоЛ. В. Конституционное право России. — М. : Юрайт, 2016. — Т. 2 : Особенная часть. — 439 с.

4. Шарин В. И. Основы социальной политики и социальной защиты. — М. : Инфра-М, 2016. — 383 с.

Материал поступил в редакцию 12 июля 2018 г.

22 См.: определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 1528-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Алиевой А. Ф. и Алиевой Е. Ю. на нарушение конституционных прав и конституционных прав несовершеннолетнего ребенка частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации» ; определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 № 108-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Латыпова К. Е. на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Постановлений Правительства Российской Федерации».

23 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ; Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

24 Приказ МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел»; приказ министра обороны от 30.12.2011 № 2700 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ» ; приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 27.05.2013 № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» // СПС «КонсультантПлюс».

SOCIAL SECURITY OF OFFICERS OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A PRECONDITION FOR THE EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF THEIR DUTIES AND FUNCTIONS (ISSUES OF CONSTITUTIONAL LAW REGULATION)

VOLCHANSKAYA Alena Nikolaevna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of State and Law Disciplines of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation Alyena.87@mail.ru

115172, Russia, Moscow, Novospasskiy per., d. 11

KHUDYAKOV Andrey Vyacheslavovich, P hD in Law, Associate Professor of the Department of State and Law Disciplines of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation vois13@mail.ru

115172, Russia, Moscow, Novospasskiy per., d. 11

Abstract. The paper is devoted to the issue of social security of officers of the Investigative Committee of the Russian Federation. An effective system of social security and guarantees of citizens' rights are recognized as an urgent problem at the present time and is of great theoretical and practical importance. Due to the fact that the personnel of the Investigative Committee of the Russian Federation have a special legal status, and therefore are endowed with special duties expressed in the performance of some important state functions, and that their activities are associated with various restrictions and prohibitions, specific requirements for professional and personal qualities justified by the need to create conditions for effective professional activity, they have the right to proper social security guaranteed by the state. Based on the analysis of the current regulatory legal acts, court and other law enforcement practice, the authors underline the advantages and disadvantages of social security of this category of citizens and highlight the main directions of improving social security of officers of the Investigative Committee of the Russian Federation.

Keywords: Social security, state guarantees, Investigative Committee of the Russian Federation, officers of the IC of Russia, service in the IC of Russia, legal status, special legal status of the officers of the IC of Russia, rights, duties, salary, dwelling.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Voevodin L. D. Yuridicheskiy status lichnosti v Rossii. — M. : Izd-vo MGU: Infra-M- Norma, 1997. — 320 s.

2. Volchanskaya A. N. Problemy rossiyskoy pravovoy politiki v zhilishchnoy sfere // Yuridicheskiy mir. — 2017. — № 7. — S. 52—55.

3. Umnova I. A., Aleshkova I. A., Andrichenko L. V. Konstitutsionnoe pravo Rossii. — M. : Yurayt, 2016. — T. 2 : Osobennaya chast'. — 439 s.

4. Sharin V. I. Osnovy sotsial'noy politiki i sotsial'noy zashchity. — M. : Infra-M, 2016. — 383 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.