АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 349.3 №2 (13)/2017, с. 24-27
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лидия Сергеевна Южакова
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Для построения демократического и социального государства, необходимо полностью обеспечивать правовые и социальные основы общества. Многие процессы, проходящие в Российской Федерации, показывают стремление к новому этапу в развитии общественных отношений, к новому способу построения отношений между государством и обществом, обществом и личностью, государством и личностью. В этой непростой цепочке, государство обязано защищать права и свободы гражданина. Естественно, это затрагивает все социальные слои и группы. Вниманием не обделены и государственные служащие, в том числе и сотрудники органов внутренних дел.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, социальная защищенность, социальные гарантии, компенсации, льготы.
SOCIAL WELFARE OF OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Lidiya Yuzhakova
South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
For creation of the democratic and social state, it is necessary to provide legal and social bases of society completely. Many processes which are taking place in the Russian Federation show aspiration to a new stage in development of the public relations, to a new way of creation of the relations between the state and society, society and the personality, the state and the personality. In this difficult chain, the state is obliged to protect the rights and freedoms of the citizen. Naturally, all this mentions all social categories and groups. The proper
attention is given to civil officers including the officers of internal affairs agencies.
Keywords: officers of internal affairs agencies, social welfare, social guarantees, compensations, benefits.
24 декабря 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Этот нормативный правовой акт положил начало масштабной реформе органов внутренних дел Российской Федерации, которая продолжается и в настоящее время.
В первую очередь, реформа коснулась нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов внутренних дел. Основные положения, содержащиеся в действовавших на тот момент нормативных правовых
актах, имеющих различную юридическую силу, были возведены в статус федеральных законов. Так, был принят Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «0 полиции»1, вместо Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-12, издан Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342 «О службе в органах внутрен-них дел Российской Федерации и внесении
' О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ//СобраниезаконодательстваРФ.-2011.- № 7,-Ст. 900.
2 Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 70.
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»'. Социальные отношения в сфере внутренних дел, кроме указанных выше законов, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»'1.
Согласно ст. 7 Конституции РФ наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1"'.
Министерство внутренних дел Российской Федерации как субъект управления в сфере внутренних дел проводит свою ведомственную социальную политику, которая касается как непосредственно сотрудника, так и членов его семьи. В настоящее время Министерством внутренних дел Российской Федерации проводится большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам социальной защиты сотрудников.
Сотрудники органов внутренних дел занимают особое место среди субъектов социальной защиты, обусловленное характером выполняемых ими задач и функций. В связи с чем государство определило специальные меры их социальной защиты и поддержки [2, с. 3].
Служба в органах внутренних дел (полиции) сопряжена с выполнением важных социально значимых функций. В п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ «О полиции» говорится, что «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации..., для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности»''. Выполнение этих задач будет более эффек-
3 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.
1 О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 30 (ч. 1). - 4595.
5 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21 июля 2014 г.). - ЬО:р:/Атш.ргауо. gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения: 30 ноября 2016 г.]
О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 7. - Ст. 900.
тивным, если каждый гражданин, проходящий службу, будет уверен, что государство гарантирует надежную защиту его прав и свобод не только как человека, но и как представителя государственной власти, занятого опасным и тяжелым трудом [3, с. 11].
Проблемы социальной политики в отношении сотрудников органов внутренних дел находят свое отражение в уровне их социальной защищенности. Законодательством установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий защиты их прав и интересов [1, с. 15].
Не вызывает сомнений тот факт, что социальная защита сотрудников органов внутренних дел самым непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. Предполагается, что меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в органах внутренних дел, стимулировать служебную деятельность сотрудников, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности сотрудников органов внутренних дел [2, с. 4].
Исходя из анализа вышеназванных законов важным элементом социальной поддержки сотрудников полиции является оплата их труда. Особое внимание уделено повышению денежного довольствия сотрудников и переходу на единое федеральное финансирование.
Денежное довольствие сотрудников включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством РФ, Президентом России, Правительством РФ, министром внутренних дел РФ.
Денежное содержание сотрудников органов внутренних дел имеет большое значение для повышения престижа службы, а также укрепления законности и дисциплины сотрудников, повышает их социально-правовой статус, дает возможность сотрудникам чувствовать себя полноценными членами общества.
Особый статус сотрудника органов внутренних дел предполагает государственное страхование его жизни и здоровья со дня начала службы в органах внутренних дел РФ, призванное обеспечить компенсационные выплаты сотруднику и членам его семьи при
наступлении соответствующего страхового случая, например, гибели при выполнении своих служебных обязанностей, а также наступления в период службы заболевания, повлекшего его смерть (ст. 43 Федерального закона «О полиции»). Во всех перечисленных случаях указанные лица имеют право на получение единовременного пособия, размер которого определен законом.
В случае если сотрудник органов внутренних дел получил увечье или иное повреждение здоровья, которые не позволяют ему проходить дальнейшую службу, он подлежит увольнению. Если гражданин умер в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы (при этом заболевание может быть любым, необязательно связанным с исполнением служебных обязанностей), члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, в равных долях имеют право на получение единовременного пособия в размере трех млн рублей.
Право на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника полиции или гражданина, уволенного со службы в полиции, имеют его супруга (супруг), которые на день его смерти состояли в зарегистрированном браке с погибшим (умершим), родители (отец, мать) погибшего, несовершеннолетние дети, а также дети старше 18 лет, которые стали инвалидами до достижения 18 лет. Кроме того, этим правом обладают также дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Право на получение такого единовременного пособия имеют и лица, которые находились на иждивении сотрудника.
Для усиления мер социальной защиты сотрудника полиции при получении им увечья или иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей, не позволяющего ему в дальнейшем проходить службу, законом предусмотрена выплата единовременного пособия в размере двух млн рублей. Необходимо отметить, что право на получение единовременного пособия имеет сотрудник, получивший увечье или иное повреждение здоровья исключительно при исполнении им служебных обязанностей. При этом исполнение служебных обязанностей сотрудником полиции включает как собственно выполнение возложенных на него должностных обязанностей, так и период его следования
из дома на службу и обратно как на личном, так и на общественном транспорте.
В случае если сотрудник полиции стал инвалидом, т. е. при исполнении служебных обязанностей получил увечье или иное повреждение здоровья, которое повлекло за собой стойкую уграту им трудоспособности, он имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в размере утраченного денежного довольствия на день увольнения со службы. В эту компенсацию не включается пенсия по инвалидности. При этом данная компенсация может быть взыскана в добровольном или судебном порядке с виновных лиц. Размер ежемесячной денежной компенсации, которая выплачивается сотруднику полиции, получившему увечье или иное повреждение здоровья, подлежит перерасчету с учетом повышения денежного содержания сотрудника.
Единовременные пособия, которые выплачиваются сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с названным федеральным законом, подлежат индексации. Индексация производится исходя из уровня инфляции, за счет федерального бюджета. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством РФ.
Статьей 4 Федерального закона «О социаль-ныхгарантияхсотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Каждый сотрудник полиции имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под медицинским обслуживанием понимается предоставление (оказание) медицинской помощи лицам, имеющим право на лечение в медицинских учреждениях системы МВД России в соответствии с действующим законодательством.
В целях охраны здоровья сотрудников ОВД и реализации их права на медицинскую помощь в системе МВД России созданы поликлиники, госпитали, санатории, дома отдыха, где сотрудникам полиции оказывается самая разнообразная медицинская помощь. В современных условиях в Российской Федерации активно развивается рынок платных медицинских услуг. В связи с этим очень важной социальной гарантией является
предписание о том, что сотрудник полиции имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, которое реализуется в различных формах в медицинских учреждениях системы МВД России.
Право на медицинское обеспечение имеют и члены семьи сотрудника полиции: его супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме. Такими же правами обладают и лица, находящиеся на иждивении сотрудника полиции и проживающие совместно с ним.
Важной проблемой на сегодняшний день является проблема предоставления детям сотрудников органов внутренних дел мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от их форм собственности. Места детям сотрудников органов внутренних дел, детям погибших, умерших сотрудников либо сотрудников, уволенных со службы в поли-
ции вследствие увечья, предоставляются в первоочередном порядке.
Поскольку современный правовой механизм социальной защиты сотрудников органов внутренних дел находится в стадии становления, говорить о том, что он работает максимально эффективно, а меры социальной защиты в полной мере достигают своей цели, пока преждевременно. В связи с этим важен начавшийся в нашей стране процесс совершенствования законодательства о социальной защите сотрудников органов внутренних дел.
В настоящее время МВД России проводится большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам социальной защиты сотрудников ОВД. Механизм социальной защиты необходимо модернизировать так, чтобы социальная помощь оказывалась максимально адресно и оперативно. Необходимо создать такие условия, при которых сам сотрудник, а также трудоспособные члены его семьи сами могли бы эффективно решать свои социальные, организационные и иные проблемы.
Примечания
1. Абызова Е. Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретические аспекты) : автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 2006.
2. Михайлюк П. А. Административно-правовое регулирование социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации : автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М„ 2011.
3. Черникова Е. Г., Черников А. А. К вопросу изучения некоторых аспектов обеспечения социальной защиты сотрудников правоохранительных органов // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. - 2016. - № 6. - С. 11-20.