Научная статья на тему 'Социальное обеспечение самозанятых граждан: законодательные новеллы'

Социальное обеспечение самозанятых граждан: законодательные новеллы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1034
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / SOCIAL SECURITY / SELF-EMPLOYED CITIZENS / SELF-EMPLOYMENT ENTREPRENEUR / INSURANCE PREMIUMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурлак Александр Вячеславович

Дан критический анализ законодательных изменений, касающихся отдельных категорий самозанятых граждан. Сделан вывод о неэффективности принятых норм, предложены способы выхода из сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Security of Self-Employed Citizens: Legislative Novels

This article discusses legislative amendments in terms of emergence of new categories of self-employed citizen. The article concludes the absence of efficiency of excepted norms and talks about necessity of including self-employed in social security system.

Текст научной работы на тему «Социальное обеспечение самозанятых граждан: законодательные новеллы»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 128-130.

УДК 347.9

DOI 10.25513/1990-5173.2017.3.128-130

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВЕЛЛЫ

SOCIAL SECURITY OF SELF-EMPLOYED CITIZENS: LEGISLATIVE NOVELS

А. В. БУРЛАК (A. V. BURLAK)

Дан критический анализ законодательных изменений, касающихся отдельных категорий самозанятых граждан. Сделан вывод о неэффективности принятых норм, предложены способы выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: социальное обеспечение; самозанятые граждане; индивидуальный предприниматель; страховые взносы.

This article discusses legislative amendments in terms of emergence of new categories of self-employed citizen. The article concludes the absence of efficiency of excepted norms and talks about necessity of including self-employed in social security system.

Key words: social security; self-employed citizens; self-employment; entrepreneur; insurance premiums.

Становление самостоятельного Российского государства происходило параллельно с изменением его экономических основ. Переход к капиталистическому способу производства, поощрение предпринимательской деятельности послужили толчком к формированию особой социальной группы - самозанятых граждан. До сегодняшнего дня отсутствует как легальное определение самозанятых граждан, так и единообразное доктри-нальное понимание, группа внутренне неоднородна и имеет тенденцию к расширению.

В настоящее время в её состав включён новый подвид - самозанятые граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя и наёмных работников, занимающиеся определёнными видами деятельности. Законодатель предпринял попытку заинтересовать реальных и потенциальных самозанятых граждан в осуществлении легальной деятельности в упрощённом порядке, сохранив при этом социальные гарантии, установленные ст. 7 Конституции РФ [1]. Попытаемся оценить эффективность названных мер.

Идея легализации самозанятого населения, которое работает, не привлекая сотрудников, и вывода его в реальный сектор экономики, не раз звучавшая от Президента и Правительства РФ, была осуществлена в ноябре 2016 г. Минфин подготовил поправки в Налоговый кодекс РФ [2] (далее - НК РФ) - законопроект № 11078-7 [3], фиксирующий положения по освобождению от уплаты налогов и страховых взносов в негосударственные фонды некоторых категорий физических лиц, не являющихся наёмными работниками, которые оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми, больными и пожилыми гражданами старше 80-летнего возраста; услуги по уборке жилых помещений, услуги по ведению домашнего хозяйства, а также тех, кто занимается репетиторством. Данные предложения в дальнейшем стали составной частью Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], регламентирующего порядок

© Бурлак А. В., 2017 128

Социальное обеспечение самозанятых граждан: законодательные новеллы

уплаты взносов и налогов для вышеуказанных категорий. В ст. 217 НК РФ внесли поправки следующего содержания - освободить от уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде выплат (вознаграждений), полученных физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд: по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Предполагается, что законом субъекта РФ перечень услуг может быть расширен. Положения распространяются на физических лиц, уведомивших налоговый орган и не привлекающих наёмных работников. Поправки вносятся и в ст. 422 НК РФ - такие доходы освобождаются от обязательных страховых взносов. Помимо этого, нормы закона устанавливают двухлетние налоговые каникулы в период с 2017 по 2018 г.

Названным субъектам достаточно лишь уведомить налоговый орган об осуществлении (прекращении) такой деятельности, после этого, соответственно, будет произведена постановка на учёт (снятие с учёта) физического лица. Согласно статистике по самозанятым гражданам, предоставленной Федеральной налоговой службой [5], количество таких уведомлений с начала 2017 г. в целом по стране составило всего восемьдесят девять, более половины из них (сорок девять) касались услуг по репетиторству.

Из сказанного можно сделать ряд выводов.

Во-первых, вызывает сомнение обоснованность выделения только трёх категорий из шестидесяти трёх способов ведения предпринимательской деятельности, предусмотренной патентной системой налогообложения, введение которой преследовало те же цели и предусматривало аналогичные льготы. Отметим, что списки видов деятельности, имеющих потенциал к реализации как в патентной системе, так и в системе самозанятого населения, являются в значительной части дублирующими. Пункты 15 и 16 ч. 2 ст. 346.43 НК РФ

включают в себя следующие виды деятельности: услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; п. 70 ст. 217 НК РФ включает доходы, полученные от присмотра и ухода за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации; от репетиторства. Таким образом, п. 70 ст. 217 НК РФ лишь конкретизирует один из видов деятельности, не меняя его содержания, а второй дублирует полностью. Пункт 25 ч. 2 ст. 346.43 и п. 70 ст. 217 НК РФ абсолютно идентичны и включают в себя деятельность по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства.

Во-вторых, по истечении двухлетнего периода, предусматривающего льготный налоговый режим и освобождение от уплаты страховых взносов, данные граждане переходят на обычную систему уплаты налогов и взносов. Положения п. 70 ст. 217 НК РФ применяются только в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных в налоговых периодах 2017 и 2018 гг., с 2019 г. они будут уплачивать НДФЛ по ставке 13 % и страховые взносы в том же порядке и размере, что и другие субъекты, включённые в категорию лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Более того, они будут вынуждены получить статус индивидуального предпринимателя и воспользоваться патентной системой налогообложения либо режимом единого налога на вменённый доход, продлёным до 1 января 2021 г. Вряд ли такое правовое регулирование может быть охарактеризовано как стабильное.

В-третьих, в 2017-2018 гг. у самозанятых граждан, уведомивших налоговые органы о начале своей деятельности, не будут формироваться пенсионные права, не будет происходить и зачёт этого периода в страховой стаж, необходимый для приобретения права на будущею пенсию.

Проблема социального обеспечения самозанятых граждан назрела давно и требует своего решения, но данные законодательные новеллы не только не содействуют этому, а лишь усугубляют ситуацию. К вопросам содержательности категории добавляются новые сложности социально-обеспечитель-

А. В. Бурлак

ного характера. Закон уже вызвал дискуссии о необходимости внесения в него корректировок и изменений. В итоге до сих пор не определён статус самозанятых граждан, находящихся за гранью реального сектора экономики, не создана стабильная и прозрачная система регулирования социально-обеспечительных, налоговых отношений между ними и государством. Уже сегодня Совет Федерации Федерального Собрания РФ обратился с предложением к Правительству РФ с целью создать межведомственную комиссию для разработки предложений и внесения изменений в законы, регулирующие статус самозанятых граждан.

Подводя итог сказанному, отметим, что более правильным решением, с нашей точки зрения, могло бы стать совмещение патентной системы налогообложения, предусмотренной для лиц, уже зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и предложенной упрощённой системы регистрации для самозанятых граждан, не привлекающих наёмных рабочих. В результате получится категория «самозанятый индивидуальный предприниматель», для получения статуса которого будет предусмотрена необременительная форма регистрации, включающая в себя единый платёж, который бы включал налоги и страховые взносы, а также освобождение от тотальных бюрократических проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

1. Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) : (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 5 апреля 2016 г.) // СЗ РФ. - 2000. -№ 32. - Ст. 3340.

3. Проект Федерального закона № 11078-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ // Российская газета. - 2016. - 5 дек. (№ 275).

5. Ежемесячная статистическая информация о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд по состоянию на 01.05.2017 // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - URL: https:// www.nalog.ru/rn29/related_activities/statistics_ and_analytics/selfemployed/ (дата обращения: 10.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.