Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное обеспечение / мигранты / миграция / социальная защита / социальные риски / медицинское страхование / страховая пенсия / social security / migrants / migration / social protection / social risks / medical insurance / insurance pension

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Родионова, В.В. Самокаева, Н.А. Иванова

В данной статье рассматривается актуальный на сегодняшний день вопрос, связанный с социальной поддержкой мигрантов на территории Российской Федерации. Актуальность рассматриваемой темы заключается в предоставлении данной социальной поддержки в связи с принятием решения включения мигрантов в систему социальной защиты. Целью работы является изучение форм и видов социальной поддержки мигрантов. Рассмотрены и выявлены особенности социальных рисков и проблемы регулирования социальной защиты мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SECURITY OF MIGRANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the current issue related to the social support of migrants in the territory of the Russian Federation. The relevance of the topic under consideration lies in the provision of this social support in connection with the decision to include migrants in the social protection system. The aim of the work is to study the forms and types of social support for migrants. The features of social risks and problems of regulation of social protection of migrants are considered and identified.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

A.А. Родионова, студент

B.В. Самокаева, студент

Научный руководитель: Н.А. Иванова, доцент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-176-178

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальный на сегодняшний день вопрос, связанный с социальной поддержкой мигрантов на территории Российской Федерации. Актуальность рассматриваемой темы заключается в предоставлении данной социальной поддержки в связи с принятием решения включения мигрантов в систему социальной защиты. Целью работы является изучение форм и видов социальной поддержки мигрантов. Рассмотрены и выявлены особенности социальных рисков и проблемы регулирования социальной защиты мигрантов.

Ключевые слова: социальное обеспечение, мигранты, миграция, социальная защита, социальные риски, медицинское страхование, страховая пенсия.

Под миграцией понимается передвижение группы людей из одного региона (государства) в другой. В связи с тем, что рост миграции только растет (так в 2010 году в Россию прибыло 191656 мигрантов, а в 2023 году за первые 5 месяцев в страну въехали 5,17 млн мигрантов), то актуальность приобретает вопрос включения мигрантов в систему социальной защиты [1]. Одним из минусов миграции является тот факт, что для участников организованной трудовой миграции доступ к социальному обеспечению либо существенно ограничивается, либо вовсе отсутствует, даже если эти лица платили взносы в программы соцобеспечения у себя на родине или в других принимающих странах, куда они передвигались, но уже по прибытии в новую страну эти пособия могли снижались или вообще переставали поступать. Возможность пользоваться благами социальной защиты для мигрантов очень важна, поскольку это позволяет уменьшить уровень их уязвимости в прибывающей стране. Перенос права на социальное обеспечение - это возможность для мигрантов сохранять за собой, поддерживать и переводить полученные права вне зависимости от страны проживания, а также обезопасить себя от финансовых потерь при переезде. Рассмотрим некоторые привилегии в системе социального обеспече-

ния для мигрантов, а также выявленные в результате проблемы.

В Федеральном законе об обязательном медицинском страховании в РФ закреплена процедура оказания медицинской помощи мигрантам. В соответствии с данным Федеральным законом эти лица являются застрахованными, их работодатели имеют обязанность уплачивать за них страховые взносы [2]. Однако застрахованными они становятся в том случае, если работодатель платит за них страховые взносы в течение не менее 3-х лет. Только тогда они получают право на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования [3]. То есть, отсутствие медицинского полиса становится неким барьером для получения бесплатной медицинской помощи мигрантам, что закреплено в Правилах оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации [4].

Следующая проблема прослеживается в системе пенсионного страхования работников-мигрантов. Дело в том, что для получения иностранцами страховой пенсии в России, они должны постоянно проживать на территории Российской Федерации не менее 15 лет, иметь минимальный пенсионный коэффициент 30 и достичь установленного Законом возраста 65 и 60 лет (для мужчин и женщин) [5]. Естественно, речь

идет о легальном заработке. Следует отметить, что периоды временного проживания либо же пребывания на территории нашей страны этих лиц не включаются в этот требуемый период проживания в России, но эти 15 лет не обязательно должны идти подряд, поэтому в случае их неоднократности они могут суммироваться. Поэтому, если временно пребывающие иностранные граждане не будут в дальнейшем постоянно проживать на территории России, то и страховую пенсию по старости они получать не будут. Здесь же можно вернуться к проблеме медицинского страхования: если мигрант не застрахован в системе обязательного медицинского страхования, то соответственно он не сможет претендовать на страховую пенсию.

Нельзя не затронуть вопрос выплат социальных пособий для иностранцев. Самые распространенные выплаты от государства, на которые могу претендовать мигранты, опять же при том условии, что они официально работают на территории Российской Федерации, а их работодатель уплачивает за них страховые взносы, это следующие виды пособий:

- Материнский (семейный капитал) -выплачивается мигрантам при рождении (усыновлении) второго и последующих детей. Размер капитала определяется законом и может изменяться;

- Ежемесячное пособие по временной нетрудоспособности - выплачивается мигрантам, которые не способны временно трудиться из-за заболевания или травмы. Размер данного пособия зависит от стажа работы и заработка мигранта;

- Ежемесячное пособие на ребенка -выплачивается мигрантам на содержание ребенка до достижения им возраста 18 лет. Размер данного пособия зависит от количества детей в семье и статуса мигранта в стране.

Выделяют и иные виды социальной помощи и социальной защиты мигрантов Российской Федерации. К ним относятся:

- Помощь лицам пожилого возраста и инвалидам;

- Социальные выплаты в случае необходимого погребения;

- Социальная помощь детям-мигрантам, которые являются потомками ранее проживавших в нашей стране граждан, пособия по беременности и родам;

- Ежемесячные пособия детям военнослужащих, единовременные выплаты беременным женам военнослужащих.

Стоит затронуть такой важный аспект как поддержка мигрантов на рынке труда. Основным органом, который оказывает помощь мигрантам в трудоустройстве является Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. Наиболее важным направлением деятельности данного органа в сфере поддержки мигрантов на рынке труда являются: упрощение процедуры получения разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы; установление миграционных квот, что позволяет учитывать количественные и качественные характеристики трудовых мигрантов [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время политика государства направлена на облегчение, улучшение жизни мигрантов в нашей стране, предоставляя им ряд возможностей в сфере социального обеспечения. Однако, не обходится и без проблем для некоторой части данного слоя населения. Во-первых, мигранты, получающие официальную заработную плату в России, защищены юридически, то имеют право получать трудовые пособия и государственную помощь, а также могут претендовать на перевод пенсий, в то время как мигранты, занятые в неформальном секторе экономики, данных благ лишены. Во-вторых, сейчас в Госдуму лидером партии "Справедливая Россия - За правду" Сергеем Мироновым был внесен законопроект, согласно которому думается установить запрет на работу в школах, такси и медицинских учреждениях мигрантам. Данный законопроект является предпосылкой изменения Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ", и в него предлагается ввести «полный запрет на привлечение мигрантов к наиболее чувствительным социальным сферам, в которых неквалифи-

цированный труд иностранных работников может нанести больше вреда, чем пользы» [7]. То есть, если данный законопроект будет принят, то иностранным гражданам будет предоставлен выбор профессий на рынке труда в меньшем количестве, чем в настоящее время, что скажется на их трудоустройстве, а в дальнейшем и на возможности получать различные виды социального обеспечения. В-третьих, многим мигрантам и членам их семей доступны далеко не многие системы медицинского страхования по причине их ценовой недоступности. В-четвертых, проблема с компенсации социальных рисков таких как

старость, потеря кормильца, инвалидность реализуется в течении достаточно длительного времени, следствием чего могут быть выявлены сложности при реализации права на пенсионное обеспечение лицам, которые в течении жизни работали или проживали на территории нескольких государств.

И это не все проблемы, которые могут испытывать мигранты в сфере социального обеспечения. Но можно утверждать, что наше законодательство старается развиваться в том направлении, чтобы и граждане России, и мигранты были обеспечены социальной помощью и защитой.

Библиографический список

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/788-mezhdunarodnaya-migratsiya-v-rossii.

2. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 186 (ред. от 25.11.2022) «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

6. Эдилова Р.Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления // Молодой ученый. - 2012. - № 2 (37). - С. 204-206.

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/18929933.

SOCIAL SECURITY OF MIGRANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Rodionova, Student

V.V. Samokaeva, Student

Supervisor: N.A. Ivanova, Associate Professor

Volgograd State University

(Russia, Volgograd)

Abstract. This article discusses the current issue related to the social support of migrants in the territory of the Russian Federation. The relevance of the topic under consideration lies in the provision of this social support in connection with the decision to include migrants in the social protection system. The aim of the work is to study the forms and types of social support for migrants. The features of social risks and problems of regulation of social protection of migrants are considered and identified.

Keywords: social security, migrants, migration, social protection, social risks, medical insurance, insurance pension.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.