Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МИГРАНТОВ В РАМКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МИГРАНТОВ В РАМКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
264
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романюк А.С.

В работе рассмотрены законодательные основы социальной защиты мигрантов. Автором определены проблемы социального обеспечения мигрантов. Проанализированы способы совершенствования миграционной политики в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROTECTION OF MIGRANTS WITHIN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

In work legislative basics of social protection of migrants are covered. The author has defined problems of social security of migrants. Ways of improvement of migration policy in the Russian Federation are analysed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МИГРАНТОВ В РАМКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 36

Романюк А. С. студент магистратуры, 2 курс факультет «Институт истории, международных отношений и социальных технологий» ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»

Россия, г. Волгоград СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МИГРАНТОВ В РАМКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация:

В работе рассмотрены законодательные основы социальной защиты мигрантов. Автором определены проблемы социального обеспечения мигрантов. Проанализированы способы совершенствования миграционной политики в РФ.

Ключевые слова: мигранты, социальная защита, миграционная политика, социальное обеспечение.

Romanyuk A.S. student

Master's Degree, 2nd course, Faculty of history, international relations

and social technologies FGAOU VO " Volgograd state university"

Russia, Volgograd SOCIAL PROTECTION OF MIGRANTS WITHIN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Summary:

In work legislative basics of social protection of migrants are covered. The author has defined problems of social security of migrants. Ways of improvement of migration policy in the Russian Federation are analysed.

Keywords: migrants, social protection, migration policy, social security.

В настоящее время миграционная политика является одним из приоритетных направлением как в Российской Федерации, так и в странах зарубежья. Миграционная политика в России начала развиваться в 1992 году. В 1995 году была создана Федеральная Миграционная служба.18 января 1995 года Правительством РФ принято постановление № 64 «О реализации Федеральной миграционной программы», в котором предусматривались:

1) Формирование порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых, детей-сирот;

2) Участие органов социальной защиты населения в разработке программ по адаптации мигрантов;

3) Разработка предложений по методической разработке программы профориентации;

4) Разработка предложений по освидетельствованию мигрантов по МСЭК;

5) Разработка системы льгот для мигрантов, переселяющихся в районы Сибири и Дальнего Востока;

6) Разработка международных и межгосударственных договоров по вопросам миграции;

7) Реализация мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции [3].

В условиях модернизации актуальность социальной защиты мигрантов повышается в связи с притоком большого количества мигрантов в Россию. Такую категорию людей как мигранты привлекает уровень социального обеспечения в других странах. Важно отметить, что система социального обеспечения функционирует в условиях дефицита ресурсов, в связи, с чем возникает необходимость вложения больших денежных средств в социальное обустройство [2].

Правовые основы миграционной политики государства закреплены в ст. 27 Конституции РФ, где указано, что «каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ» [4]. Из этого следует, что мигранты, в том числе трудовые, могут осуществлять свою деятельность, получать поддержку от государства в случае официальной регистрации. Основы миграционного учета закреплены в Федеральном законе от 18.07.2006 г. (ред. 28.11.2015г.) № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Проблемы социальной защиты мигрантов существуют в системе социального обеспечения и в трудовом праве. Основное значение в реализации концепции социального обеспечения мигрантов имеют международные стандарты реализации социальных прав. В рамках российского законодательства основы социальной защиты мигрантов отражены в Федеральном законе от 25.07.2002 г. (ред. 29.07.2017 г.) № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Согласно данному закону иностранные граждане наравне в гражданами РФ обладают правами и несут обязанности в процессе своего пребывания на территории России. Из этого следует, что мигранты могут рассчитывать на социальную защиту и поддержку со стороны государственных структур в полной мере (при условии постановки на миграционный учет). Правовой статус мигранта характеризуется возможностью трудоустройства на территории государства. Таким образом, в отношении трудовых мигрантов действует национальный правовой режим, согласно которому мигранты пользуются правами в трудоустройстве наравне с гражданами РФ.

В результате решений на уровне Правительства РФ социально незащищенная часть мигрантов получает определенную помощь от государства. Однако для решения проблемы их материального обеспечения

необходимо не только предоставление материальной помощи со стороны соответствующих государственных учреждений, но и создание возможностей для профессионально-трудовой адаптации трудоспособных лиц - этому способствует предоставление мигрантам, беженцам и вынужденным переселенцам льгот относительно регистрации и трудоустройства наряду с выплатой компенсаций и пособий в районах пребывания.

Государственная поддержка со стороны государства становится главным инструментом в процессе социализации и интеграции мигрантов в принимающее общество. Государственная политика в сфере социальной защиты мигрантов нацелена и на получение определенной выгоды со стороны государства. Миграция приносит ряд преимуществ принимающему государству: рост демографических и экономических показателей. Преимущественно, мигранты экономически активны и могут участвовать в трудовом процессе, принося пользу региону, государству в целом.

Важно отметить, что при реализации политики социальной защиты мигрантов может возникнуть ряд проблем. К ним относятся:

- расходы на социальное обеспечение;

- административные расходы на региональном уровне;

- негативное отношение местного населения к мигрантам, а именно к оказанию им социальной поддержки.

Важным фактором в реализации социальной защиты мигрантов является систематизация социальных рисков и дальнейшие пути решения проблем. К социальным рискам преимущественно относятся: рождение ребенка, инвалидность, выход на пенсию, болезнь.

Социальная защита различных категорий населения подразумевает организацию социального страхования[1]. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ иностранные граждане приобретают право на социальное страхование, при условии осуществления официально зарегистрированной деятельности и соблюдения условий назначения пенсии. Право на пенсионное обеспечение формируется длительное время. Проблемы, связанные с пенсионным обеспечением, обусловлены тем, что такая категория населения как мигранты могут всю жизнь временно проживать и работать на территории сразу нескольких государств. При организации трудовой деятельности мигранта работодатель должен уплачивать страховые взносы, в том числе право на страховую пенсию мигранты и граждане РФ имеют на общих основаниях.

Таким образом, формирование социальной защиты мигрантов реализуется на законодательном уровне В связи с этим, предоставление социальных услуг данной категории населения осуществляется в соответствии с Национальным стандартом социальных услуг Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 и российским законодательством (Закон «О государственной социальной помощи», Федеральный закон «О мигрантах»)[5]. Оказание планомерной социальной поддержки мигрантам способствует не только улучшению качества их жизни, но и демографической

и экономической стабилизации государства.

Использованные источники:

1. Андрющенко, О.Е. Проблемы кодификации социально-обеспечительного законодательства (На примере Волгоградской области) / О.Е. Андрющенко // Социальное и пенсионное право. - 2016. - № 2. - С. 42-46.

2. Андрющенко, О.Е. Формирование модели социальной защиты населения в условиях социальной модернизации России / О.Е. Андрющенко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - № 3. - С. 172-177.

3. Никишин, М. М. Миграционная политика России по отношению к иностранным мигрантам на современном этапе развития страны и общества / М.М. Никишин // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2012. -№9. - С. 299-302

4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: Конституция Российской Федерации http: //www. constituti on. ru

5. Консультант плюс [Электронный ресурс] Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 17.07.2013 г.) «О государственной социальной помощи» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23735/26c8ebef2b4d2e2474 b6a108215ec904da949bbe/#dst100053

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.