Научная статья на тему 'Социальное настроение молодежи малого города (на материалах г. Юрьевца Ивановской области)'

Социальное настроение молодежи малого города (на материалах г. Юрьевца Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / МАЛЫЙ ГОРОД / ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ / SOCIAL MOOD / YOUNG PEOPLE / SMALL TOWN / SOCIAL MOOD COMPOSITE INDEX

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кодина Инна Николаевна

Приводятся данные социологического исследования, посвященного выявлению факторов, влияющих на социальное настроение молодежи малого города. Рассчитывается сводный индекс социального настроения молодежи г. Юрьевца, который сравнивается с общероссийскими показателями. Показано, что социальная среда малого города оказывает определяющее воздействие на социальное настроение молодежи, проживающей в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH'S SOCIAL MOOD IN SMALL TOWNS (BASED ON UP-TO-DATE IVANOVO REGION RESEARCH DATA)

The article provides public opinion survey data to reveal the factors that influence the social mood of small towns' youth. The author computes the composite index of youth's social mood in Yuryevets and compares it with all-Russian data. The article shows that social environment of small towns influences youth's social mood.

Текст научной работы на тему «Социальное настроение молодежи малого города (на материалах г. Юрьевца Ивановской области)»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 3 (15), с. 28-33

УДК 316

СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ МОЛОДЕЖИ МАЛОГО ГОРОДА (НА МАТЕРИАЛАХ г. ЮРЬЕВЦА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2009 г. И.Н. Кодина

Ивановский госуниверситет [email protected]

Поступила в редакцию 17.06.2009

Приводятся данные социологического исследования, посвященного выявлению факторов, влияющих на социальное настроение молодежи малого города. Рассчитывается сводный индекс социального настроения молодежи г. Юрьевца, который сравнивается с общероссийскими показателями. Показано, что социальная среда малого города оказывает определяющее воздействие на социальное настроение молодежи, проживающей в нем.

Ключевые слова: социальное настроение, молодежь, малый город, индекс социального настроения.

Одним из важнейших аспектов социологического анализа современных тенденций развития общества является изучение социального настроения людей. Социальное настроение выступает индикатором определения уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности среды проживания, оказывает воздействие на мышление и поведение людей. Проявляясь в отношении ко всему, что происходит в обществе, оно способно выступать в качестве ускорителя, катализатора или в качестве сдерживающего рычага социальной деятельности людей.

Социальное настроение в настоящее время приобрело характер особого феномена в социологической теории и практике. Современные подходы к определению социального настроения можно условно разделить на три группы. Во-первых, социальное настроение трактуется через понятие удовлетворенности человека различными сторонами жизнедеятельности. Сторонники данного подхода рассматривают социальное настроение как своего рода отражение жизни и для полноты его измерения стараются учитывать различные сферы жизнедеятельности людей [1; 4]. Близким к описанному подходу является концепция, в которой социальное настроение рассматривается как «интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, отношение к окружающей действительности, субъективные ее стороны» [2; 8]. В рамках третьего подхода социальное настроение определяется как «синдром сознания», отражающий отношение к взаимосвязи между уровнем притязаний и степенью удовлетворения «смысложизненных» потребностей [3;10].

Анализ литературы и перечисленных теоретических концепций социального настроения

позволяет выделить его основные черты как социологического понятия. Во-первых, социальное настроение объединяет в себе влияние как объективных условий социальной жизни людей, так и субъективных факторов (эмоций, чувств, умонастроений), образуя принципиально новое качество, самостоятельное явление социальной действительности. Во-вторых, социальное настроение имеет свойство наглядно и специфически отражать предшествующий социальный, жизненный опыт, сопоставлять прошлое с настоящим, делать выводы и получать уроки на будущее. В-третьих, социальное настроение предшествует поведению человека, по нему непосредственно можно судить о действительных намерениях людей, их отношении к окружающему миру и процессам, происходящим в нем. Люди аккумулируют в своем сознании десятки элементов восприятия и суждения о самых разнообразных проявлениях и реакциях общества и выносят для себя окончательное суждение о процессах в социуме. Социальное настроение выступает в этом случае «уже не как случайное, не ситуативное, временное образование - это вполне весомая характеристика активнейшего взаимодействия с окружающей средой, причем такое, которое выступает решающим фактором, доминантой по отношению к другим компонентам сознания и поведения» [4, с. 40].

Социальное настроение определяется в рамках статьи как целостная система жизнеощущения, доминантная форма общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом или социальной группой социальных установок, социальных целей и интересов [4, с. 23]. Элементами

социального настроения выступают: социальное самочувствие, уровень благополучия/неблагополучия личности, наиболее беспокоящие индивида проблемы (личные, социальные и со-циетальные), оценка различных сторон жизни, самооценка индивидом своего социального статуса и социального положения, уровня образования и культурного развития, а также социальные позиции и жизненные стратегии личности.

Особенностью социологического исследования феномена социального настроения выступает изучение группового социального настроения. В социальном настроении групп эмоциональное состояние личности отступает на второй план, а на первый выходят социальные причины, социальные условия, социальные интересы, цели, которые ведут как к позитивным, так и к негативным результатам. Групповое социальное настроение по своей структуре и сущности обладает целым рядом новых свойств: способностью к многократному увеличению силы воздействия на готовность к решению различных задач, способностью быстро передаваться от одной группы к другой, заразительностью и т.д. Особенно сильно эти особенности проявляются в молодежной среде.

Молодёжь, как социально-демографическая группа, обладает рядом свойств, которые определяются ее специфической позицией в социальной структуре общества, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Молодость характеризуется как период становления самосознания, формирования устойчивой системы ценностей и социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность и оригинальность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, усиливается поиск аргументации [5, с. 126].

Положение молодежи во многом определяется социально-экономическим состоянием среды проживания. Место жительства выступает «территориально выраженной, локализованной формой включения молодежи в общественную жизнь, звеном ее социализации, то есть формирует у нее определенные качества и свойства» [6, с. 57]. Именно территория, на которой проживают молодые люди, становится средой их жизнедеятельности, а условия жизнедеятельности, существующие на данной территории, становятся реальными условиями, в которых они учатся, работают, отдыхают, удовлетворяют свои потребности. Такой средой жиз-

недеятельности молодежи в нашем исследовании выступает малый город, поэтому важно описать специфику городской среды и ее влияние на социальное настроение молодых людей.

К категории малых городов как типу поселения относится значительное число городов во всем мире. Особенностью системы расселения в России также является преобладание малых городов и поселков городского типа. В нашей стране малые города были и остаются самой многочисленной категорией городских поселений: среди всех типов городов их доля составляет 70,3% [7, с. 288].

К специфике малого города (г. Юрьевца Ивановской области) как основной среды проживания отнесены: низкая численность населения, «монофункциональность», сложная демографическая ситуация, активная межрегиональная (прежде всего рабочая) миграция, диспропорции в организации культурно-досуговой сферы, высокие показатели безработицы и низкие показатели занятости населения, а также особая роль личного подсобного хозяйства в жизнедеятельности горожан. Эти особенности социальной среды малого города позволяют говорить о формировании особого социального настроения населения, постоянно воспроизводимого под влиянием различных факторов.

С целью выявления основных тенденций и факторов, влияющих на социальное настроение молодежи малого города, в апреле - марте 2009 г. проведено социологическое исследование, в результате которого было опрошено 200 молодых людей (100 юношей и 100 девушек) - постоянных жителей г. Юрьевца. Основными результатами эмпирического исследования являются следующие положения.

Оценка среды проживания (малого города). Молодежь, хотя и положительно оценивает свою жизненную среду, но её оценки являются скорее эмоциональными, нежели рациональными и поведенческими (табл. 1).

Исследование показало, что, несмотря на положительное отношение к малому городу в целом, 12% молодых людей выразили свое желание покинуть его. Определяющим фактором миграционных настроений молодежи выступает материальное положение. Девушки чаще, чем юноши, говорят о своем желании уехать из города (каждая пятая) и о том, что жить в городе Юрьевце им не нравится (21%). Показателен также малый процент затруднившихся ответить на поставленный вопрос, что свидетельствует о сложившемся устойчивом отношении к среде проживания. Сильные миграционные настроения свидетельствуют о скрытой (латентной)

Таблица 2

Опасения молодых людей в зависимости от пола и возраста, % (К = 200)

Таблица 1

Чувства, которые вызывает малый город (г. Юрьевец) у молодежи в зависимости от пола, % (К = 200)

Чувства молодых людей к малому городу Пол респондентов Всего

Юноши Девушки

Я рад (а), что живу здесь 25,0 16,0 20,5

В целом я доволен (довольна), но есть моменты, которые меня не устраивают 34,0 30,0 32,0

Не испытываю особых чувств по этому поводу 15,0 5,0 10,0

Мне не нравится здесь жить, но я привык (привыкла) 18,0 21,0 19,5

Хотел (а) бы уехать 4,0 19,0 11,5

Затрудняюсь ответить 4,0 5,0 4,5

Итого 50 50 100

Опасения молодежи Возрастные группы Пол

18-22 года 23-26 лет 27-30 лет Мужской Женский

Невозможность получить желаемое образование 23,0 14,3 19,0 25,5 12,4

Остаться без средств к существованию 24,3 30,2 48,3 28,6 38,1

Опасения преступности и криминализации 2,7 3,2 - - 4,1

Проблема с устройством на работу 31,2 36,5 19,0 41,8 22,7

Остаться без друзей 13,5 - 1,7 4,1 7,2

Не встретить любимого человека 13,5 3,2 5,2 2,0 13,4

Не суметь создать семью 21,6 7,9 5,2 19,4 5,2

Диктатура и произвол властей 9,5 7,9 10,3 13,3 5,2

Экономический кризис и его последствия - 11,1 17,2 4,1 13,4

негативной оценке городской среды и связана она прежде всего с нестабильностью в экономическом плане.

Социальные страхи молодежи. Оценивая основные страхи молодых людей, отметим, что доминирующую позицию заняли «экономические» страхи: остаться без средств к существованию опасаются 33,3% опрошенных, 32,3% боятся проблем с устройством на работу. Невозможность получить желаемое образование как основной свой страх отметили 19% молодых людей. Страхи юношей и девушек различаются. Так, юноши больше опасаются проблем с устройством на работу, невозможности получить желаемое образование, не суметь создать семью. Девушки больше опасаются внешних воздействий: экономического кризиса, отсутствия друзей, преступности (табл. 2). Таким образом, социальные страхи девушек сильнее определены социальной средой, девушки более зависимы от нее.

Описывая причины страхов и волнений молодежи, остановимся на том обстоятельстве, что большинство из них вызваны собственным восприятием событий и угроз (52%). 20,2% молодых людей испытывают волнения из-за мнения родных и друзей (подвержены их влиянию),

17,2% отметили, что их страхи вызваны сообщениями СМИ. Причем на девушек фактор СМИ оказывает гораздо большее влияние, чем на юношей - его отметили 61,8% респондентов женского пола. Мнению родных и друзей доверяет больше молодежь в возрасте до 22 лет, что тоже вполне объяснимо. С увеличением уровня образования молодежи возрастает роль собственной позиции - на ее наличие указали 73,3% молодых людей с высшим образованием. На мнения «извне» ориентированы в основном молодые люди с более низким уровнем материальной обеспеченности: к друзьям и родным прислушивается каждый четвертый респондент. Для 100% опрошенных с высоким уровнем достатка характерно наличие собственного восприятия реальности.

Степень влияния средств массовой информации на молодежь обусловлена уровнем доверия к различным источникам информации. Информацию о событиях, происходящих в городе и области, молодые люди чаще всего получают при просмотре ТВ-передач (59,7%) и из разговоров с друзьями и членами семьи (38%). Также оказывают информационное воздействие на молодежь радио и мнения сослуживцев (к их мнению прислушивается каждый третий опро-

Таблица 3

Частота получения информации из различных источников новостей, % (ТО = 200)

Частота получения информации Источники получения информации

Радио ТВ Газеты Сослуживцы Друзья, семья Интернет

Постоянно 29,9 59,7 13,5 21,9 38 17,1

Периодически 9,5 29,6 32,4 21,1 26,3 19,4

Иногда 15,3 7,7 36,5 36,8 25,7 25,6

Крайне редко 45,3 3,1 17,6 20,2 9,9 38,0

шенный). Роль прессы и Интернета при получении информации о городских событиях можно оценить как достаточно низкую (табл. 3).

Уровень социального оптимизма/пессимизма. По результатам проведенного социологического исследования можно выделить 2 группы молодежи: «оптимистов» и «пессимистов». Наиболее оптимистично настроенными являются: мужчины, возрастная группа до 22 лет; молодежь, не состоящая в браке, имеющая либо среднее полное общее, либо высшее образование. Наиболее пессимистично настроенными являются женщины, молодежь в возрасте старше 23 лет, состоящая в браке или разведенная, а также молодежь со среднеспециальным образованием. В целом уровень социального оптимизма характеризуется как средний (42% опрошенных указали на свое позитивное настроение). Такой уровень свидетельствует о наличии в городе социальной напряженности, которая не достигла еще критической отметки, но способна стать препятствием для реализации потенциала молодежи в дальнейшем.

Среди основных факторов, определяющих уровень социального оптимизма были выделены: социально-экономическая ситуация в малом городе, уровень материального положения, ограничение жизненных шансов молодежи в малом городе, а также уровень образования респондентов.

Оценка различных сторон городской жизни. Важным элементом социального настроения любой группы населения выступает его оценка различных сфер жизнедеятельности. В ходе опроса было выявлено отношение молодых людей к экономической и политической жизни города и региона. У молодежи доминируют либо негативные мнения, либо мнения отсутствуют вообще. Чем старше респонденты, тем негативнее их оценка сфер жизнедеятельности города. Молодежь не рассчитывает на изменения в экономической, политической и культурной жизни малого города. Неуверенность в будущем, в этой связи, характерна для всех групп опрошенных молодых людей.

Социальные позиции, жизненные стратегии молодежи. Одним из важнейших компонентов

социального настроения является социальная позиция, которая проявляется через ценностные ориентации, установки и убеждения людей. На первое место в системе своих жизненных ценностей большинство респондентов поставили здоровье, вторую по значимости позицию занимает семья, причем ценностные ориентации на семью у большинства респондентов не отождествляются с любовью, которую в основном молодые люди выбрали в четвертую очередь. Третьими по значимости ценностями являются образование и материальное благополучие. Стабильность и интересную работу молодежь поставила на пятое место, независимость же отнесла на шестое место. Последние места в иерархии ценностей заняли такие ценности, как спокойствие, честно прожитая жизнь, развлечения и религия.

В соответствии с ценностными ориентация-ми личности выбирается и жизненная стратегия, которая определяет удовлетворенность индивида различными сторонами жизни и представляет собой проект действий в будущем и способы достижения благосостояния. Жизненные стратегии опрошенных молодых людей в основном отражают высокий потенциал молодежи как социальной группы. Доминирующей жизненной стратегией выступает стратегия развития [8], которая характеризуется отказом от иждивенческих и патерналистских настроений, опорой на собственные силы в достижении целей, стремлением к самообеспечению и саморазвитию. Большое значение при этом имеет ориентация на образование и смену места жительства как условие повышения уровня благосостояния и жизненного успеха. При этом большинство опрошенных надеются на собственные силы, а не на государство и иные органы и службы.

Результатом исследования выступил расчет сводного индекса социального настроения (ИСН) по действующей методике ВЦИОМ [9; 10]. Индекс социальных настроений является наиболее общим показателем развития массовых настроений общества, дающим оценку фактической динамики его состояния. Методология построения этого показателя исходит из пред-

Индекс текущего Индекс текущего Индекс ожиданий Индекс Сводный индекс

положения семьи положения (ИО) настроений (ИН) СН

(ИС) страны (ИР)

Рис. Сравнительные значения ИНС по России и г. Юрьевцу (абс. знач.)

посылки, что частные мнения людей о различных сторонах своей собственной жизни, отношение к экономическим и социальным событиям, которые происходят вокруг них и действующими лицами которых они являются, формируют обобщенную оценку восприятия социально-экономической и политической действительности. При построении ИСН внимание уделяется четырем моментам: тому, как люди оценивают материальное положение своих семей; их оценкам экономического и политического положения страны в целом; тому, что они думают о будущем развитии страны; социально-психологическому состоянию людей, в целом их настроению [9; 10].

Расчет подтвердил, что положительные оценки молодежи проявляются лишь в индексе ожиданий (124,8) и индексе настроений (103). Самые низкие показатели отмечены в индексе оценки среды ИР (города) - 39,2 и в индексе положения семьи ИС - 57. Сводный индекс СН достигает лишь 81. Сравнивая ИСН молодежи г. Юрьевца с общероссийскими значениями, отметим, что он находится на низком уровне (рис.).

Полученные данные свидетельствуют о том, что среда жизнедеятельности оказывает определяющее влияние на уровень социального настроения молодежи. В связи с этим необходимо и целесообразно проводить региональный мониторинг социального настроения всех групп населения, отдельно выделяя молодежь как особую социальную группу. Следует также

учитывать территориальный признак и размер населенного пункта, поскольку именно этот фактор является определяющим в общей структуре социального настроения населения региона. Индекс социального настроения следует принимать во внимание при разработке социальных программ и программ развития населенных пунктов, поскольку социальное настроение оказывает важное, а порой решающее воздействие на общественные процессы, с одной стороны, и зависит от характера этих процессов - с другой.

Список литературы

1. Парыгин Б.Д. Анализ феномена и природы социального настроения // СОЦИС. 1998. № 5. С. 134-138.

2. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // СОЦИС. 2003. № 4. С. 143-144.

3. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение - феномен современной социологической теории и практики // СОЦИС. 1998 № 1. С. 21-34.

4. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М.: Academia, 1996. 312 с.

5. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. № 3. С. 124-128.

6. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука, Со АН СССР, 1991. 216 с.

7. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Т. 1. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1999. 548 с.

8. Хасбулатова О.А., Егорова Л.С. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России // СОЦИС. 2002. № 12. С. 48-54.

9. Красильникова М.Д. Показатели индекса социальных настроений // URL://www.levada.ru (дата обращения: 18.05.2009).

10. Красильникова М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России // Проблемы прогнозирования. 2003. № 2. С. 124-134.

11. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социол. исслед. 2000. № 12. С. 50-55.

YOUTH'S SOCIAL MOOD IN SMALL TOWNS (BASED ON UP-TO-DATE IVANOVO REGION RESEARCH DATA)

I.N. Kodina

The article provides public opinion survey data to reveal the factors that influence the social mood of small towns' youth. The author computes the composite index of youth's social mood in Yuryevets and compares it with all-Russian data. The article shows that social environment of small towns influences youth's social mood.

Keywords: social mood, young people, small town, social mood composite index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.