Научная статья на тему 'Социальное настроение: методология и методы социологического исследования'

Социальное настроение: методология и методы социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2162
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное настроение / общественное мнение / индекс социального настроения. / social mood / public opinion / social mood index.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А. Ю. Станевич

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению социального настроения. Анализируются методы изучения феномена в философии, психологии, социальной психологии и социологии. Также рассматриваются методы измерения социального настроения в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MOOD: METHODOLOGY AND METHODS OF SOCIOLOGICAL STUDY

The article is focused on theoretical approaches to the studies of social mood. Approaches in philosophy, psychology, social psychology and sociology are analyzed. Methods of social mood measuring nowadays are also examined.

Текст научной работы на тему «Социальное настроение: методология и методы социологического исследования»

УДК 316.62 А. Ю. Станевич

аспирант кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: lluviaconsol1@gmail.com

СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению социального настроения. Анализируются методы изучения феномена в философии, психологии, социальной психологии и социологии. Также рассматриваются методы измерения социального настроения в наши дни.

Ключевые слова: социальное настроение; общественное мнение; индекс социального настроения.

Stanevich A. Yu.

Postgraduate Student of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Social-political Studies, MSLU; e-mail: lluviaconsol1@gmail.com

SOCIAL MOOD: METHODOLOGY AND METHODS OF SOCIOLOGICAL STUDY

The article is focused on theoretical approaches to the studies of social mood. Approaches in philosophy, psychology, social psychology and sociology are analyzed. Methods of social mood measuring nowadays are also examined.

Key words: social mood; public opinion; social mood index.

Феномен настроения изучается философскими, психологическими, социально-психологическими и социологическими науками достаточно фрагментарно, в ходе исследования иных вопросов. Больше всего конкретных исследований, посвященных социальному настроению, существует в социологии. Там отдельно анализируются теоретические вопросы социального настроения как общественного феномена, механизмы и условия формирования настроения, взаимодействие настроения с политической, экономической и духовной сферами общественной жизни. Исследование феномена «социальное настроение» началось в XIX - первой половине XX вв. Решающий вклад в изучение данного феномена внесли зарубежные классики социологии: Г. Лебон, У. Мак-Дугалл, Г. Тард. Отечественные ученые - социологи и представители других наук - также активно занимались исследованием данной темы.

Согласно «Российской социологической энциклопедии» настроение - это «общий эмоциональный тон переживаний человека, его целостное состояние, жизнеощущение. В настроении находят выражение установки и потребности личности, соответствие поступков человека жизненной ситуации, функциональный тонус организма, так называемое его физическое самочувствие. Настроение характеризуется эмоциональным знаком (положительное, «приподнятое», или отрицательное, «подавленное»), степенью осознанности источника, причины настроения и временной динамикой (устойчивые и преходящие настроения). Настроение лежит в основе отдельных эмоций и чувств, способствует коммуникации» [14, с. 493]. Энциклопедия дает нам очень подробное и полное определение, откуда мы можем вычленить следующие основные характеристики настроения: эмоциональный тон, жизнеощущение, установки и потребности личности, ее физическое состояние. С одной стороны, настроение тесно связано с эмоциями человека, его восприятием этого мира, ощущениями, с другой - отражает физическое состояние личности, т. е. готовность совершить то или иное действие.

Рассмотрим подробнее подходы к изучению интересующего нас феномена в различных науках.

В философской науке исследовалась проблема социального самочувствия, которое можно считать основой для изучения социальных настроений. Здесь можно отметить вклад отечественных философов: Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, И. А. Ильина, В. С. Соловьева, С. Л. Франка. Настроение в философии описано широко и представляет собой отношение человека к жизни в целом, его расположение духа. Если в социологии настроение принимается как массовая характеристика, относящаяся ко всему обществу или социальным группам, то в философии наиболее распространен личностный подход. Так, например, Н. А. Бердяев пишет, что «личность "утопили в массах" и что прежде всего «личность нужно дифференцировать, не равняя всех и вся» [1, с. 73].

В психологии изучением настроений занимались В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Н. Д. Гордеева, Н. Н. Новиков, С. Л. Рубинштейн и др. ученые. На основе взглядов некоторых из них мы попытаемся дать обобщенные характеристики понятию «настроение».

С. Л. Рубинштейн, психолог начала ХХ в., был убежден, что настроение «не предметно, а личностно - это во-первых, и, во-вторых,

оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние» [15, с. 625]. Он говорит о том, что настроение - это сложная категория, даже называет его беспредметным, обосновывая это тем, что «мы далеко не всегда в состоянии сказать, отчего у нас то или иное настроение» [15, с. 625]. Как часть эмоционального впечатления, настроение отражает в себе не только эмоциональное состояние, но еще интеллектуальные и волевые проявления.

Настроение, по С. Л. Рубинштейну, складывается под воздействием двух составляющих: чувственного фона и отношения личности с окружающими. Настроение подвергается изменению только в одном случае: если впечатления или события затрагивают значимые для личности темы. Как можно заметить, в этом подходе настроение рассматривается как личностная эмоциональная категория, «беспредметное эмоциональное состояние» [15, с. 626]. Однако обратим внимание на другой подход.

Психиатр В. М. Бехтерев разработал учение о коллективе, где общество понимается как коллектив, «собирательная личность», «имеющая свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц» [2, с. 148]. По Бехтереву, в отличие от Рубинштейна, настроение не может быть представлено одной или двумя личностями, для него носитель настроения - это коллектив, обязательно группа лиц. Однако, как и Рубинштейн, настроение для Бехтерева - это эмоциональная категория.

Качественно другой подход к определению настроения разработал социальный психолог Н. Н. Новиков. Согласно его подходу, настроение «качественно отличается от других компонентов эмоциональной сферы психики. Настроение может обладать сравнительно большей устойчивостью, чем эмоции. Возникнув на базе ощущений, эмоций и представлений, настроение становится самостоятельным процессом, сохраняется независимость от породивших его эмоций и изменяется по собственным законам» [9, с. 292]. Новиков выделяет три характеристики, сближающие настроение с эмоциями: текучесть, импульсивность и тональность [9, с. 293]. Однако он также выделяет и различия. Как считает ученый, настроение «слабее и более устойчиво» [9, с. 293], чем эмоции. По мнению Н. Н. Новикова, настроение бывает индивидуальным и групповым, только последнее скорее может быть определено как социальное настроение.

Вообще, он считает настроение очень противоречивым в том плане, что оно, с одной стороны, «слабо выраженное чувство, но, с другой - оно настолько сильно, что способно захватить всю личность человека» [9, с. 253].

Феномен настроения занимает особое место в социологической науке: ученые пришли к его анализу сквозь призму изучения родственных категорий. Термин «социальное настроение» оформляется вслед за социальным самочувствием, массовым сознанием, ценностными установками и ориентирами.

На настоящий момент в социологический литературе существует несколько подходов к определению социального настроения. В связи с этим, можно отметить следующую классификацию:

1) деление настроений по сферам деятельности: политическое настроение, экономическое, этническое, бытовое, религиозное и т. д. (Е. Г. Андрющенко, Д. В. Ольшанский, В. М. Шепель и др.);

2) по количеству носителей настроения: групповое / массовое настроение против индивидуального / личностного настроения (Б. А. Грушин, В. А. Ядов);

3) по полюсу восприятия: позитивное и негативное настроение (П. К. Анохин, П. В. Симонов, Б. Д. Парыгин);

4) по длительности: ситуативное, актуальное и константное (Б. Д. Парыгин).

Интерпретация настроений в западной науке восходит к авторам психологии народов и толпы Г. Лебону и Г. Тарду. Они считали проявление массовых настроений характерной чертой для переходных обществ. Г. Лебон, изучая психологию и массы, показал, как возникает настроение толпы, как она безумна в состоянии аффекта, теряет чувство личной ответственности, может превратиться под влиянием общего чувства в мощнейшую, сметающую на своем пути силу [5].

Уильям Мак-Дугалл разработал теорию инстинктов социального поведения. Инстинкты, как он считал, находят свое выражение в эмоциях, а также представляют собой прирожденные способности к целенаправленным действиям [8]. Простые эмоции, в свою очередь, объединяются в сложные группы, на основе которых возникают чувства.

Среди отечественных социологов первое исследование, посвященное изучению феномена общественного настроения, было проведено Б. Д. Парыгиным в 1966 г. Автор использует комплексный

подход для изучения природы и структуры общественного настроения, условий его формирования, места в социальной жизни. Б. Д. Парыгин считал настроение социально-психологическим образованием, которое сочетало в себе и безотчетные переживания и осмысленные идеи и убеждения. В отличие от эмоций, настроение гораздо более устойчиво, а в отличие от чувств более подвижно. Оно может захватывать, объединять и побуждать к действию определенные слои и группы общества [11]. Б. Д. Парыгин разделял настроение индивидуальное в узком смысле и групповое в широком смысле, и последнее всегда является социальным, потому что отражает состояние не отдельного человека, а массы, способной под воздействием этого настроения влиять на жизнь общества. Настроение личности может быть как индивидуальным, так и социальным. Социальным оно становится в том случае, если является общественно значимым и если этот индивид может повлиять на события в социуме. Однако в настроении личности обычно переплетаются оба аспекта: индивидуальный и социальный. Индивидуальный аспект отражает отношение человека к его личной жизни, социальный -«ко всей системе не зависимых от отдельного человека общественных, экономических, политических и идеологических отношений» [11, с. 313]. С точки зрения Парыгина, настроение находится в двухмерном пространстве, где на одной оси располагается тональность (от оптимистического настроения к пессимизму), а на другой -предметная направленность, которая представляет собой область, находящуюся под особым вниманием индивида. Так, в этом смысле ученый выделял настроение политические, экономические, религиозные и т. д. Вместе с тем Парыгин разделял настроения по степени устойчивости, хотя и отмечал, что такое деление условно. Самым динамичным является ситуативное настроение, связанное с последними событиями его повседневной жизни. Актуальное настроение более устойчивое, оно складывается под воздействием комплекса наиболее доминирующих идей и переживаний на протяжение целого периода жизни личности. Константное настроение не отражает происходящие события, оно скорее относится к выработанной системе взглядов и убеждений личности.

В 1980-х гг. советские социологи занимались изучением общественного мнения - феноменом, очень близкому к социальному настроению, ведь оба понимают под собой изучение умонастроений

и социальных чувств, измерение удовлетворенности и ценностных ориентиров, а также отношение индивидов к различным социальным структурам. Первыми исследователями общественного мнения выступили Б. А. Грушин, Т. И. Заславская и Ю. А. Левада. Общественное мнение является понятием более узким, нежели настроение. Мнение понимает под собой оценочное суждение индивида и является частью настроения. Как писал А. Уледов, «в самой общей форме общественное мнение можно определить как суждение, в котором выражается оценка тех или других явлений общественной жизни и отношение людей к этим явлениям» [18, с. 47]. Настроение же отражает не только оценочные реакции индивидов, но и нерефлексивные действия.

Исследуя общественное мнение, Б. А. Грушин относил его к сфере общественного сознания. У общественного сознания ученый выделял ряд форм: политические идеи, правосознание, мораль, религия, наука, искусство, эстетические взгляды и философия [4]. Данные формы отражают различные стороны действительности, и «предмет общественного мнения не может быть втиснут в рамки какой-либо одной формы» [4, с. 22]. Так, Грушин сделал вывод, что общественное мнение проникает во все формы общественного сознания, но в каждую с разной силой. Наиболее интенсивно оно входит в сферу политики, морали, правосознания и искусства.

Юрий Левада представлял два подхода к изучению общественного мнения: статистический и социологический [6]. При социологическом подходе общественное мнение понимается как социальный институт со своей структурой, наделенный определенными функциями. Ключевой функцией общественного мнения выступает поддержание социально одобряемых норм поведения. При статистическом подходе общественное мнение представляет собой распределение ответов респондентов в ходе репрезентативных опросов. Левада отмечает, что такой подход удовлетворяет задачам социальных и маркетинговых исследований, выступая так называемым социальным барометром. С точки зрения такого подхода к общественному мнению, оно становится близким к такому понятию, как социальное настроение, ведь оба измеряют «общественную температуру» и показывают срез данных в определенный период времени.

Изучением непосредственно социального настроения занимался Ж. Т. Тощенко. Его основные выводы касательно изучаемого

феномена можно обобщить следующим образом: социальное настроение:

- выходит за рамки психологии и «проявляет себя как функциональная единица социального, психосоциального и психосознательного освоения действительности» [17];

- включает в себя рациональные (цели) и иррациональные (социальные установки и интересы) аспекты;

- формируется под воздействием множества факторов: экономических, политических и духовных процессов.

Тощенко также отмечает, что существует множество носителей социального настроения: индивид, социальная группа, население, различные организации и институты.

Стоит отдельно отметить изучавшееся социологами настроение молодежи. Самым ярким представителем в данной сфере является Ф. Э. Шереги, посвятивший труды изучению настроений молодежи. Вместе со своим коллегой М. К. Горшковым Ф. Э. Шереги изложил результаты своего масштабного исследования в работе «Молодежь России: социологический портрет». Авторы изучали формирование сознания молодежи, настроения в условиях экономического кризиса, отношение молодежи к политике и причины низкой гражданской активности, восприятие противоречий в российском обществе и многое другое. У Ф. Э. Шереги имеются и другие труды: «Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации», «Политические установки студентов российских вузов», «Молодежь России: ретроспектива и перспектива». Ф. Э. Шереги не пишет напрямую о социальных настроениях, он изучает их через призму таких составляющих, как социальное самочувствие, ценностные ориентации, поведенческие установки, моральные нормы, состояние массового сознания, социальная напряженность.

Д. В. Ольшанский изучал массовые политические настроения, тесно связывая их с политической психологией и рассматривая их с точки зрения политической науки. Ученый считает, что политические настроения стали активно формироваться в ХХ в., когда качественно и количественно увеличилось влияние масс в политике, что, в свою очередь, повлияло на политические процессы в обществе. У людей, участвующих в массовом промышленном производстве, возрастали потребности. СМИ стимулировали готовность их участия в массовых акциях, демонстрируя новые возможности и пути

их достижения. Это вызывало массовую реакцию у людей: они были готовы к конкретным действиям. Однако это были не осознанные и продуманные действия, а спровоцированные настроенческими факторами импульсивные идеи. В наши дни сохраняется та же тенденция: рост значения политических настроений, отражающих изменения в обществе. Основными категориями, отражающими политические настроения, Д. В. Ольшанский считает политическое сознание, политическую культуру и политическое поведение1. Настроение складывается из ожиданий людей, их интересов и потребностей, а также из происходящих событий. На стыке потребностей и отсутствия возможности их реализовать возникают активные настроения, готовность к действиям.

В наши дни активно изучаются этноконфессиональные настроения, которые помогают понять природу конфликтов на этнической и религиозной почвах [13]. В некоторых случаях для определения этноконфессиональных настроений рассматривается политический аспект, в частности, политическая напряженность и массовые беспорядки, причиной которых также могут служить межнациональные конфликты [12].

Обобщив социологический и психологический подходы, можно сделать вывод, что социальное настроение - это междисциплинарная характеристика. Это социально-психологическое понятие, так как с социологической точки зрения здесь можно выделить то, что на него влияют социально значимые факторы и что настроение может определять готовность к действию разных социальных групп. С точки зрения психологического подхода социальное настроение относится к чувственно-эмоциональной сфере.

Социальное настроение обладает своей спецификой изучения: это вышеописанная междисциплинарность, а также динамичность. Социальное настроение имеет тенденцию аккумулировать в себе силы общества, как созидательные, так и разрушительные. Из-за этого имеет смысл отслеживать динамику изменения социальных настроений для их дальнейшего прогнозирования и даже целенаправленного формирования настроений в массовом сознании.

Что касается устойчивости социального настроения, то на наш взгляд, оно устойчиво ровно настолько, насколько можно его зафиксировать, т. е. можно считать, к примеру, социальное

1 Прив. по: [10].

настроение граждан страны позитивным, если такие результаты нашли отражение в проведенном социальном опросе. Некоторые элементы социального настроения, такие как социальный опыт, потребности, интересы, достаточно стабильны и не меняются индивидом резко и часто, на протяжении жизни скорее могут вноситься лишь корректировки по отношению к ним. Благодаря этим обеспечивающим стабильность элементам, социальное настроение можно считать устойчивым образованием.

Несмотря на мультинаучный подход к изучению социального настроения, представляется, что в изучаемом феномене больше социологических черт.

• Социальное настроение складывается под воздействием социальных факторов. По сути, социальные факторы представляют собой социальную реальность - то, что происходит с индивидом. Социальные факторы могут быть олицетворены различными процессами: экономическими, политическими или духовными.

• Социальное настроение может носить как объективный, так и субъективный характер, т. е. оно может складываться как под влиянием объективных целей индивида, так и, к примеру, под влиянием власти на население через какие-либо каналы (цензура в СМИ).

• Социальное настроение может обладать разной силой в зависимости от степени влияния воздействующих на нее социальных факторов. Однако факторы могут как укреплять настроение, так и обезличивать его. К примеру, возьмем такую социальную группу, как молодежь. Если экономический (льготные тарифы на транспорт, посещение музеев и прочие мероприятия для молодежи, достойные стипендии для учащихся) и политический (создание властью благоприятных условий для получения образования, реализация программ по трудоустройству молодых специалистов, организация мероприятий для молодежи и т. д.) факторы дополняют друг друга, то усиливается общее позитивное настроение упомянутой социальной группы. Если же эти факторы друг другу противоречат (стипендии повышаются, а на работу устроиться проблематично), то позитивное настроение по отношению к экономическим факторам может быть нейтрализовано, а в общем - упасть до негативного.

• Социальное настроение может отражать состояние не только индивида, но и социальных групп и слоев общества. С помощью

настроения можно определить положение изучаемого объекта в обществе и сделать прогноз его дальнейших действий.

В наши дни ведется активное практическое исследование социальных настроений. Их измерением занимаются такие российские социологические службы, как ВЦИОМ и Левада-Центр. В обоих социологических центрах рассчитывается специальный индекс - мера для определения «температуры общества». С помощью такого социального барометра можно отслеживать любые общественные колебания и фиксировать реакцию на происходящие события. Существующие индексы позволяют оценить направление вектора социальных настроений: в динамике можно отследить распределения ответов респондентов по вопросам как личной, так и общественной жизни, зафиксировать, что, например, повышение материального положения влечет за собой более позитивные оценки политической ситуации в стране. Социологические центры также декларируют прогностические возможности своих индексов. Построение общего вектора настроений в обществе и его отслеживание в динамике позволяет оценить, как социальные настроения могут повлиять на реальное поведение населения в политической, экономической, духовной и социальной сферах [16].

С 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения ежемесячно собирает эмпирический материал (по репрезентативной общероссийской выборке) для дальнейшего выведения индекса социального настроения россиян. Для данного индекса разработана система показателей, куда входят:

- удовлетворенность жизнью;

- социальный оптимизм;

- материальное положение;

- политическая обстановка;

- общий вектор развития страны.

Индексы социального настроения позволяют отслеживать общую динамику настроений в различных сферах жизни общества. Главная цель построения такой динамики - зафиксировать критические моменты, замерить общественную реакцию на какое-либо произошедшее событие. Методика расчета индекса такова, что каждый из частных изучаемых индикаторов рассчитывается как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок [3].

Левада-Центр также замеряет настроения в обществе путем расчета собственного индекса - индекса социальных настроений (ИСН) [7], начиная с 1990-х гг. Опрос проводится каждые 2 месяца по репрезентативной выборке. В ИСН входят интегральные оценки совокупности социальных, политических и экономических настроений. Компонентами ИСН являются частные индексы:

• индекс текущего положения семьи (ИС), куда входят субъективные оценки материального положения респондентов;

• индекс текущего положения страны (ИР), включающий в себя экономические и политические оценки касательно положения страны в целом;

• индекс ожиданий (ИО), куда входят представления респондентов о собственном будущем и будущем страны;

• индекс оценки власти (ИВ), который показывает уровень одобрения деятельности органов государственной власти в стране.

Цель ИСН - отследить, как в массовом сознании отражаются события общественной жизни. Отмечается такое преимущество ИСН, как прогностические возможности: возможные экономические изменения могут быть предсказаны колебаниями в настроениях респондентов. Методика расчета индекса Левада-Центра отличается от методики ВЦИОМ. Для ИСН сначала строится индивидуальный индекс: к разности долей положительных и отрицательных ответов прибавляется 100. Совокупный индекс социальных настроений представляет собой среднюю арифметическую из индивидуальных индексов. Интервал для оценки ИСН от 0 до 200, где значение индекса менее 100 означает преобладание негативных оценок.

Таким образом, было выявлено, что социальное настроение изучается не только социологией, но и философией и психологией. Однако, несмотря на междисциплинарный характер феномена, социальное настроение сочетает в себе больше социологических черт: оно складывается под воздействием социальных факторов, может носить в себе как объективный, так и субъективный характер, обладает разной силой в зависимости от степени влияния воздействующих на нее социальных факторов, отражает состояние как индивида, так и социальных групп и слоев общества, а также имеет прогностические возможности.

Обобщив вышесказанное можно заключить, что социальное настроение - это относительно устойчивое состояние личности или социальной группы, зависящее от ее психо-физического состояния

и социальной реальности, отражающее ее социальные цели, интересы, потребности и убеждения и побуждающее ее к совершению какого-либо действия. Изучение социальных настроений в динамике (например, с помощью специальных индексов социологических служб) не только отражает актуальное состояние общества и позволяет выявить зависимость составляющих настроения друг от друга (взаимосвязь политических, экономических, бытовых настроений), но и открывает перед исследователем прогностические возможности, которые указывают на вероятные массовые акции протеста или изменения в жизни страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев Н. А. Философия неравенства. - М. : Институт русской цивилизации, 2012. - 624 с.

2. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. - СПб. : Колос, 1921. -432 с.

3. ВЦИОМ [Офиц. сайт] Индексы социального самочувствия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/public-mood/

4. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. - М. : Праксис, 2011. - 544 с.

5. Лебон Г. Психология народов и масс. - М. : Академический проект, 2011. - 238 с.

6. Левада Ю. От мнений к пониманию: социологические очерки 19932000. - М. : Московская школа полит. исслед., 2000. - 576 с.

7. Левада-Центр [Офиц. сайт]. Обновленная методика измерения индекса социальных настроений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.levada.ru/obnovlennaya-metodika-izmereniya-indeksa-sotsialnykh-nastroenii-isn

8. Мак-Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. - М., 1916. - 214 с.

9. Новиков В. В. Социальная психология. - М. : Международная академия психологических наук, 2002. - 352 с.

10. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 496 с.

11. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб. : ИГУП, 1999. - 592 с.

12. Примаков В. Л., Маткаримова Г. В. Сравнительный анализ этноконфес-сиональной напряженности в Москве и других европейских столицах // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. - М. : МГЛУ, 2014. - С. 157-165.- (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (688). Сер. Исторические науки. Политические науки).

13. Примаков В. Л., Маткаримова Г.В. Этноконфессиональная напряженность как социокультурный феномен // Геополитика. Международные отношения. Социология. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - С. 207-223.-(Вестн. Моск. гос. лингвист.ун-та; вып. 25 (658). Сер. Исторические науки. Политические науки).

14. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. -М. : НОРМА-ИНФРА М, 1998. - 672 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2000. -720 с.

16. Саблуков А. В. Общественное мнение как инструмент социальной экспертизы в сфере образования // Право и образование. - 2013. - № 7. -С. 41-56.

17. Тощенко Ж. Т. Социальное настроение - феномен современной социологической теории и практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/286/137/1231/002.TOCSHENKO.pdf

18. Уледов А. К. Общественное мнение как предмет социологического исследования // Вопросы философии. - 1959. - № 3. - С. 40-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.