Научная статья на тему 'Социальное конструирование карьеры менеджера'

Социальное конструирование карьеры менеджера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лысиков Валерий Васильевич, Пестрякова Екатерина Сергеевна

Социальное конструирование карьеры профессионального менеджера в сфере промышленных организаций Российской Федерации в условиях глобализации является процессом творческим и многогранным. Конкуренция на мировом и национальных рынках труда управленческого персонала жесткая, что связано с непрерывным повышением уровня квалификации. Междисциплинарное исследование карьер управленческого персонала на основе биографического подхода позволило сделать вывод о том, что базой конструирования должен быть метод интегральной оценки квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное конструирование карьеры менеджера»

УДК 316.344

В.В. Лысиков, Е.С. Пестрякова

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА

Социальное конструирование карьеры профессионального менеджера в сфере промышленных организаций Российской Федерации в условиях глобализации является процессом творческим и многогранным. Конкуренция на мировом и национальных рынках труда управленческого персонала жесткая, что связано с непрерывным повышением уровня квалификации. Междисциплинарное исследование карьер управленческого персонала на основе биографического подхода позволило сделать вывод о том, что базой конструирования должен быть метод интегральной оценки квалификации.

V.V. Lysikov, E.S. Pestryakova THE SOCIAL CONSTRUCTION OF MANAGER'S CAREER

The social construction of professional manager’s career in the sphere of industrial enterprises in Russian Federation in the circumstances of globalization is the creative and many-sided process. The competition in the world and national labor-market of management personnel is rather strict what is concerned with the continuous rising of skill level. Interdisciplinary research of management personnel's careers on the basis of biographical approach allowed to come to the conclusion that the basis of construction should be the method of integral estimation ofprofessional skill.

Междисциплинарное исследование карьер управленческого персонала на основе биографического подхода позволило сделать вывод о том, что базой конструирования должен быть метод интегральной оценки уровня квалификации по двадцати универсальным индикаторам.

Эволюция управленческой мысли по проблеме непрерывного совершенствования квалификации менеджера показывает, что этот процесс является творческим, многогранным и закономерным. Управленческий персонал, владеющий достаточными знаниями, умениями, навыками в профессиональной сфере руководства большими коллективами, должен иметь такие важные качества, как: предвидение, творческая интуиция в бизнесе, благодаря которым он способен определить траекторию будущего движения организации к своим стратегическим целям и идеалам.

Реализация в практике кадрового менеджмента на стадиях профессионального отбора, обучения и планирования карьеры метода интегральной оценки квалификации представляет возможность создать механизмы, детерминирующие реализацию системы обучения и карьерной стратегии в организации, опираясь, преимущественно, на потенциал управленческих способностей личности, реальные результаты в профессиональной деятельности и, что немаловажно, существенно повысить объективность оценки квалификации менеджеров высшего звена управления в организации.

Глобализация всех сфер жизнедеятельности человека и общества представляет необратимый, многоуровневый, многосторонний и противоречивый процесс. «Глобализация проявляется в том, - считает видный отечественный социолог В.И. Добреньков, - что социальные процессы в одной части мира во все большей степени определяют происходящее во всех других частях мира и, в свою очередь, испытывают воздействия последних. Происходит сжатие пространства, время спрессовывается, географические и межгосударственные границы становятся все более прозрачными и легко преодолимыми» [1, с.23]. Отсюда несложно сделать вывод о том, что социальные процессы, происходящие в России, коррелируются аналогичными процессами, происходящими за ее пределами, и наоборот.

Социальные изменения в структуре и содержании труда управленческого персонала промышленных организаций в условиях глобализации требуют качественно иного уровня квалификации. Классик мировой социологии П.А. Сорокин полагал, что «основная форма социального тестирования и селекции индивидов профессиональными организациями проявляется в восходящем продвижении, блокировании, нисходящем движении внутри профессиональных рангов и межпрофессиональных слоев» [2, с.204].

Методологическую основу предложенного авторами междисциплинарного подхода в исследовании карьеры менеджера составляют следующие принципы:

• принцип интеграции - неразрывно связанного, целостного видения идеала квалификации и карьеры;

• принцип комплексности, его исходной эмпирической основой являются понятийный аппарат и социальные факты карьеры;

• принцип идеализации объекта, основой которого служит теоретическая модель карьеры с учетом связей реальности и допущений.

Социологический анализ проблемы социального конструирования карьеры менеджера, результаты исследований, проведенных авторами, свидетельствуют о том, что особое значение в оценке квалификации управленцев приобретают ответы на следующие вопросы: кто оценивает, что оценивают, где, когда, какими методами, сколько стоит оценка и какова социально-экономическая эффективность результатов.

Инновационным является авторский метод интегральной оценки квалификации управленческого персонала в форме экспертной аттестации, ориентированной на соответствие баллов вербальному описанию индикаторов по четырем блокам: управленческие способности, профессиональное обучение, практические результаты деятельности, интегральные индикаторы. Рассмотрим структуру блоков индикаторов оценки квалификации.

1. Управленческие способности.

1.1. Способность к непрерывному образованию и обучению.

1.2. Адаптационная мобильность поведения к изменениям.

1.3. Способность формировать классную команду управляющих.

1.4. Способность конструировать стратегический проект развития организации.

1.5. Конкурентоспособность в деловой карьере.

2. Профессиональное обучение.

2.1. Профессиональные знания должностных полномочий.

2.2. Способность извлекать уроки из собственных и чужих ошибок.

2.3. Умение аккумулировать профессиональный опыт наставников.

2.4. Стажировка на фирмах-лидерах мирового класса.

2.5. Способность разработать программу самообучения до конца служебной

карьеры.

3. Практические результаты деятельности.

3.1. Планирование деятельности в организации.

3.2. Организация труда подчиненных.

3.3. Мотивация труда подчиненных.

3.4. Реализация стратегических проектов в практике руководства.

3.5. Контроль за деятельностью организации по конечным социальноэкономическим показателям.

4. Интегральные индикаторы [3, с.96].

4.1. Организационная культура фирмы.

4.2. Роль лидера в бизнесе.

4.3. Уровень самооценки по индикаторам метода.

4.4. Конкурентоспособность организации в бизнесе.

4.5. Уровень развития профессиональной интуиции.

Проанализируем два индикатора, наиболее значимых в условиях социальных изменений профессиональной деятельности менеджера.

Конкурентоспособность в деловой карьере представляет необходимый показатель успешности современного руководителя. Карьера управленческого персонала является высшим критерием оценки квалификации и самомотивации в опережении конкурентов, стремящихся к идентичным целям. В условиях перехода к рыночным отношениям данная способность становится особо значимой, потому что на мировом рынке товаров, технологий, квалификации рабочей силы с особой жесткостью действуют закономерности конкуренции. Поэтому конкурентоспособный руководитель честолюбив, готов к борьбе за вакантную должность, обладает реальной самооценкой потенциала профессиональных способностей, достаточным уровнем образования, необходимым набором качеств личности, а также имеет сформированные мотивы в достижении конкретных целей. Следует согласиться с мнением Ф.И. Семяшина о том, что «если человек не видит перспектив своего должностного роста и еще за 20 лет до выхода на пенсию знает, что даже с требуемыми профессиональными способностями и стремлением у него не будет шансов на повышение в должности, то у него начинает вырабатываться безразличие к выполняемой работе. Он превращается в равнодушного человека, механически выполняющего свои функции, не способного и не желающего вырабатывать и осуществлять новые идеи» [4, с.460]. Данное утверждение

несовместимо с деятельностью менеджера, требующей творчества, внесения инноваций, личностной активности и, соответственно, карьерного роста.

Профессиональное интуитивное мышление [5, с.403] управленческого персонала в творческом процессе разработки и принятии стратегических решений представляет одну из форм человеческого мышления, уникальное природное призвание, интегрирующее способность неосознанно пользоваться накопленными междисциплинарными знаниями, жизненным опытом, данными наблюдений на основе сформированной у руководителя теоретической социокультурной концепции квалификации менеджера.

Таким образом, процесс социального конструирования карьеры менеджера промышленной организации является, по своей сути, закономерным, творческим, многогранным и в настоящее время крайне необходимым в связи с возрастанием потребности в современных кадрах управляющих, обладающих достаточным уровнем квалификации для выполнения своих профессиональных обязанностей в условиях, когда многие социальные процессы развиваются независимо от воли и сознания людей. Менеджеры, обладающие не только достаточными знаниями, умениями и навыками в своей профессиональной области, но являющиеся носителями таких важных качеств, как: предвидение, творческая интуиция, гуманитарная

образованность, определяют развитие отечественной экономики. Авторский подход, представляющий триединую концептуальную базу, состоящую из профессионального отбора, обучения и планирования на основе универсальных индикаторов метода интегральной оценки квалификации управленческого персонала, позволяет продвинуться вперед в решении актуальной проблемы социального конструирования карьеры современного менеджера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ /

В.И. Добреньков. М.: ИНФРА-М, 2006. 447 с.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

3. Лысиков В.В. Гений организации и управления: социологическая

интерпретация / В.В. Лысиков // Глобализация и социальные изменения в современной России. М.: ИНФРА-М, 2006. 184 с.

4. Семяшкин Ф.И. Сущность и содержание планирования карьеры / Ф.И. Семяшкин // Человеческая жизнь: ценности повседневности в социокультурных программах и практиках: материалы Х науч.-практ. конф. Гуманитарного ун-та: в 2 т. Екатеринбург, 2007. Т. 2. С. 458-465.

5. Коллинз Р. Социологическая интуиция / Р. Коллинз // Личностноориентированная социология. М.: Академический проект, 2004. С. 401-407.

Лысиков Валерий Васильевич -

доктор социологических наук,

профессор кафедры «Экономика и управление в машиностроении»

Саратовского государственного технического университета

Пестрякова Екатерина Сергеевна -

аспирант кафедры «Социология»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 02.07.07, принята к опубликованию 05.09.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.