Научная статья на тему 'Стратегия формирования культуры управленческого персонала промышленной организации. Социологический анализ'

Стратегия формирования культуры управленческого персонала промышленной организации. Социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / СТРУКТУРА ИДЕАЛЬНЫХ ШКАЛ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ИНДИКАТОРОВ / STRATEGY OF FORMATION OF THE CULTURE ADMINISTRATIVE PERSONNEL / SOCIO-CULTURAL CONCEPTUAL MODEL OF PREPARATION / STRUCTURE OF IDEAL SCALES OF UNIVERSAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысиков Михаил Валерьевич

Автор статьи полагает, что основой стратегии формирования культуры управленческого персонала является социокультурная концептуальная модель, которая интегрирует все виды и формы традиционной и инновационной подготовки. Данный интегральный подход позволяет объединить наработки по междисциплинарным аспектам комплексной проблемы подготовки персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысиков Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative personnel culture formation strategy of an industrial organization

The author presents the need in development of scientifically proved strategy of formation of the administrative personnel. That puts before sociology of cultural management a corresponding problem. A basis of the given strategy, in opinion of the author, the conceptual model which integrates all kinds and forms of traditional and innovative preparation. The given integrated approach allows to unite operating time on interdisciplinary aspects of a complex problem of preparation of the personnel.

Текст научной работы на тему «Стратегия формирования культуры управленческого персонала промышленной организации. Социологический анализ»

УДК 316.344

М.В. Лысиков

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

ПЕРСОНАЛА

ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Автор статьи полагает, что основой стратегии формирования культуры управленческого персонала является социокультурная концептуальная модель, которая интегрирует все виды и формы традиционной и инновационной подготовки. Данный интегральный подход позволяет объединить наработки по междисциплинарным аспектам комплексной проблемы подготовки персонала.

Стратегия формирования культуры управленческого персонала, социокультурная концептуальная модель подготовки, структура идеальных шкал универсальных индикаторов.

M.V. Lysikov

ADMINISTRATIVE PERSONNEL CULTURE FORMATION STRATEGY OF AN INDUSTRIAL ORGANIZATION

The author presents the need in development of scientifically proved strategy of formation of the administrative personnel. That puts before sociology of cultural management a corresponding problem. A basis of the given strategy, in opinion of the author, the conceptual model which integrates all kinds and forms of traditional and innovative preparation. The given integrated approach allows to unite operating time on interdisciplinary aspects of a complex problem ofpreparation of the personnel.

Strategy of formation of the culture administrative personnel, sociocultural conceptual model of preparation, structure of ideal scales of universal indicators.

Стратегия формирования культуры управленческого персонала промышленных организаций исследуется нами в рамках парадигмы социологии жизни, которая, оперируя понятиями реальности, позволяет измерять ее посредством сознания, поведения и окружающей среды [1]. Адаптируя ее к обозначенному объекту изучения -управленческому персоналу - получаем четко направленный вектор исследования, а именно: социологию культуры управленческого персонала промышленной организации.

Социологические концепции, понятийный аппарат, методы, формы и виды профессиональной подготовки управленческого персонала организации прошли сложный и противоречивый путь эволюционного развития. В настоящее время в условиях глобализации всех сфер жизнедеятельности человека и общества, в том числе промышленности и образования, сложились экономические предпосылки для конструирования современной стратегии формирования управленческого персонала на базе социокультурной

концептуальной модели непрерывного образования, обучения, подготовки, совершенствования личностной и управленческой культуры менеджера, креативная направленность которой заключается в интеграции четырех этапов формирования образовательной цепочки: «университет - промышленная организация - МВА (программа «Мастер делового управления») - самосовершенствование» с учетом должностных полномочий занимаемого статуса, основных ролей, представляющих, по мнению автора, содержание профессионального труда руководителя высшего управленческого звена промышленной организации. Стратегия управления персоналом включает, прежде всего, планы, направления действий, последовательность принимаемых решений и методы, позволяющие дать оценку, произвести социологический анализ и разработать эффективную систему воздействия на персонал для реализации стратегии развития организации в целом [2].

Однако данное определение, применительно к объекту нашего исследования, необходимо сформулировать по-новому, учитывая при этом, что:

во-первых, предмет нашего исследования составляет подготовка управленческого персонала, а не персонала в целом, включая специалистов, рабочих;

во-вторых, нами выявлена тесная взаимосвязь понятийного аппарата социологии культуры управленческого персонала на всех этапах стратегии формирования, включая образование, обучение, подготовку, самосовершенствование.

В этой связи в нашем контексте «стратегия формирования культуры управленческого персонала организации» представляет стратегический план исследования образования, обучения, подготовки, самосовершенствования на основе выделенной структуры десяти идеальных шкал универсальных индикаторов оценки уровня подготовки:

1. Способность к непрерывному образованию, обучению, подготовке, самосовершенствованию, повышению квалификации.

2. Адаптация поведения к требованиям инноваций.

3. Способность сконструировать стратегию формирования управленческого персонала.

4. Способность сформировать команду управляющих специалистов.

5. Конкурентоспособность в деловой карьере.

6. Профессиональные знания должностных полномочий.

7. Умение аккумулировать профессиональный опыт наставников.

8. Умение извлекать уроки из ошибок личного профессионального опыта.

9. Управленческая культура организации и персонала.

10. Контроль за реализацией стратегии формирования управленческого персонала.

Рассмотрим ключевые этапы формирования управленческого персонала,

составляющих основу стратегии подготовки высшего звена руководства промышленной организации.

1. Современное образование представляет единство приобретенных индивидом (путем обучения в различных типах учебных заведений или путем самостоятельного изучения необходимых источников) систематизированных знаний, умений и навыков, которые переводятся в деятельностный процесс их использования в решении кадровых задач менеджмента. Отсюда следует, что первый этап стратегии формирования управленческого персонала промышленных организаций осуществляется в системе образования, основными элементами которой являются государственные образовательные стандарты и программы, учреждения системы общего и дополнительного образования, органы управления образованием, а также подведомственные им организации и общественные объединения.

Подготовка управленческих кадров включает относительно самостоятельные уровни, являющиеся подсистемами образования: среднее, высшее, послевузовское, дополнительное.

Современное высшее профессиональное образование представлено тремя ступенями, на каждой из которых соответственно присваиваются квалификации: бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Для получения квалификации (степени) «бакалавр» срок освоения базовых образовательных программ составляет не менее четырех лет, «дипломированный специалист» - пять лет, «магистр» - шесть лет. Получение высшего профессионального образования осуществляется в высших учебных заведениях, основными видами которых являются университет, академия, институт.

Послевузовское профессиональное образование заключается в защите кандидатских и докторских диссертаций через докторантуру, аспирантуру и соискательство путем прикрепления к организации или учреждению, имеющим аспирантуру и докторантуру.

В процессе дополнительного профессионального образования происходит процесс получения дополнительных современных знаний, умений, навыков по программам, которые предусматривают освоение учебных дисциплин, разделов наук, техник и технологий, необходимых для выполнения новых или усовершенствованных видов профессиональной деятельности, осуществляемых при повышении квалификации и переподготовке управленческого персонала в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям.

Отсюда следует, что первым этапом стратегии формирования управленческого персонала организации является получение базового высшего, а также послевузовского и дополнительного видов образования, которые выполняют функцию профессиональной подготовки и приобщения к управленческой культуре реальных и потенциальных руководителей.

2. Обучение управленческого персонала представляет целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов. В организации профессионального обучения управленческого персонала в промышленной структуре успешно зарекомендовал себя системный подход в обучении менеджеров крупных промышленных объединений [3].

Особо следует выделить некоторые правила руководителей, на которые ссылаются теоретики и практики, занимающиеся подготовкой управленческого персонала:

во-первых, результатом обучения руководителей промышленных организаций должно являться не только усвоение новых знаний, но и изменение основных установок и моделей поведения;

во-вторых, обучение представляет процесс освоения руководителями конкретных рекомендаций и правил, указывающих на объективные и субъективные возможности успешного решения управленческих задач;

в-третьих, высокое качество учебных программ и создание необходимых условий для эффективного процесса обучения демонстрирует менеджерам высокую степень значимости освоения ими новых знаний для последующего их использования в работе организации;

в-четвертых, обучение руководителей представляется более эффективным при условии привлечения к нему управленческого персонала конкретной промышленной организации;

в-пятых, руководители обучаются не только у преподавателей, специалистов в области культурного менеджмента, но и у своих коллег, то есть друг у друга.

Отсюда следует, что обучение управленческого персонала закладывает основу стратегической программы профессионального обучения до конца служебной карьеры, включающей в себя различные организационные формы, виды и методы совершенствования квалификации и переподготовки.

3. Профессиональная подготовка управленческого персонала и кадрового резерва на высшие должности руководства промышленными организациями Российской Федерации

представляет целенаправленное и систематическое обучение российских менеджеров в области управления и организации производства, которое отвечает современным требованиям экономики и управления. В настоящее время профессиональная подготовка менеджеров ведется на базе программ МВА с адаптацией к социально-экономическим условиям Российской Федерации. Она началось в 1997 году, когда утверждался Государственный план подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена в российских образовательных учреждениях и за рубежом и работала специальная комиссия по организации подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства Российской Федерации с отделениями в 80 регионах страны. Отбор российских образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку менеджеров и кадрового резерва на выдвижение, осуществлялся на конкурсной основе. В российские образовательные учреждения ежегодно направлялись не менее 5 тысяч человек после прохождения конкурсного отбора. Государственный план подготовки управленческих кадров финансировался за счет средств Федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, организаций и собственных средств специалистов.

В деятельности по отбору и обучению менеджеров-стратегов, которые будут руководить производственными компаниями в XXI веке, интересен опыт ведущих стран Западной Европы, США, Юго-Западной Азии. Например, установка на подготовку руководителей нового поколения активно реализуется в школе государственного управления им. К. Мацуситы в Японии, где основными условиями приема являются наличие высшего экономического образования и практический опыт работы в организации «Мацусита дэнки» в течение 3-5 лет. Концепция обучения в данной школе базируется на философии воспитания этой фирмы, духовных ценностях корпоративной культуры; обучение продолжается в течение 5 лет [4].

4. Совершенствование личностной и управленческой культуры менеджера является не менее важным этапом стратегии формирования управленческого персонала, основу которой составляют планы, направления действий, последовательность принимаемых решений и методы, позволяющие представить объективную оценку, произвести социологический анализ и разработать эффективную систему воздействия на управленческий персонал для реализации стратегии развития организации в целом.

Умение разработать индивидуальную программу самосовершенствования, повышения квалификации менеджера заключается в освоении фирменных управленческих культурных ценностей, обучении руководителя, что возможно при эффективном формировании механизма самосовершенствования и является результирующим компонентом подготовки. Анализ конкретных социологических исследований позволяет автору выделить и интерпретировать ряд принципов самосовершенствования квалификации:

- непрерывность в процессе формирования профессиональной квалификации по всей траектории обучения до конца служебной карьеры;

- индивидуальность в процессе формирования сознания, поведения, видения личностью своей стратегической линии в карьере;

- междисциплинарность как активная аккумуляция управленческих культурных ценностей по пяти субкультурам инновационной деятельности;

- реальность в оценке ограничений материальных ресурсов: финансов, времени, информации, квалификации преподавателей;

- самостоятельность в исследовании биографий ведущих менеджеров в мировой классификации табеля о рангах;

- обязательность в освоении мирового опыта трансформации стратегий промышленной организации на основе приложенной методики;

- систематичность в ежедневных самодокладах по результатам деятельности -ведение творческого дневника;

- стремление реализовать свои природные дарования.

Таким образом, социологическая интерпретация этапов стратегии формирования управленческого персонала промышленной организации на основе выделенных десяти идеальных шкал универсальных индикаторов оценки уровня подготовки:

во-первых, составляет основу социокультурной концептуальной модели подготовки управленческого персонала;

во-вторых, демонстрирует существование различных подходов к вопросам подготовки менеджеров.

Авторский подход в разработке научных основ формирования управленческого персонала заключается в выделении единых индикаторов оценки уровня

профессиональной подготовки по цепочке: университет - промышленная организация -дополнительное образование - самосовершенствование и повышение квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа / Ж.Т. Тощенко // Социс. 2007. № 9. С. 10-15.

2. Управление персоналом / под ред. проф. А.Я. Кибанова. М.: Кнорус, 2007. 135 с.

3. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.А. Дятлов. М.: Дело, 2002. 256 с.

4. Пронников В. А. Управление персоналом в Японии / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. М.: Прогресс, 1989. 201 с.

Лысиков Михаил Валерьевич -

аспирант кафедры «Социология» Саратовского государственного технического университета

Lysikov Michail Valeryevich -

Post-graduate Student

of the Department of «Sociology»

of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 08.12.09, принята к опубликованию 25.03.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.