Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ БАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ БАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Видищева Е.В., Савельева Н.А.

В современных условиях устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность - это тесно связанные концепции, которые оказали значительное влияние на философию менеджмента; это обязательство компании перед заинтересованными сторонами вести бизнес экономически, социально и экологически устойчивым образом, на основе принципов прозрачности и этичности. Отдельную роль в механизме реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса и устойчивого развития организации играет социальное инвестирование. Развитие концепции устойчивого развития на основе принципов корпоративной социальной ответственности способствует распространению ее идеи по всем секторам экономики, включая интеграцию и в банковскую сферу. Будучи драйвером, способствующим экономическому росту и развитию, банковская индустрия несет ответственность за влияние, которое она оказывает на экономику и общество. В настоящее время банковские учреждения придают большое значение реализации корпоративной социальной ответственности, особенно это касается крупных коммерческих банков и банков с государственным участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INVESTING IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF BANKING ORGANIZATIONS

In modern conditions, sustainable development and corporate social responsibility are closely related concepts that have had a significant impact on management philosophy; it is a company's commitment to its stakeholders to conduct business in an economically, socially and environmentally sustainable manner, based on the principles of transparency and ethics. Social investment plays a separate role in the mechanism for implementing corporate social responsibility of business and sustainable development of an organization. The development of the concept of sustainable development based on the principles of corporate social responsibility contributes to the spread of its ideas in all sectors of the economy, including integration into the banking sector. As a driver of economic growth and development, the banking industry is responsible for the impact it has on the economy and society. Currently, banking institutions attach great importance to the implementation of corporate social responsibility, especially for large commercial banks and banks with state participation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ БАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

4. Kuznetsov A.L. The role of social responsibility of business in ensuring the sustainable development of organizations / A.L. Kuznetsov, S.N. Malyavin, A.V. Legostev // Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. - No. 1 (133). - S. 96-105.

5. Metallurgical products and integrated solutions [Electronic resource] URL: https://omk.ru/

6. Case of OMK on the development of the production system [Electronic resource] URL: https://omk.ru/press/media/19747/

7. Trifonova V. Yu. Strategic session as a social technology for the formation of organizational culture of the company / V.Yu. Trifonova // Sociology. - 2022. - No. 1. - S. 249 - 253.

8. Oparina N. N. Competence model of managerial personnel of modern Russian organizations / N.N. Oparina // Public administration. Electronic Bulletin. - 2019. - No. 90. - S. 1 - 18.

9. OMK implemented the UiPath RPA platform for creating software robots and optimizing business processes [Electronic resource] URL: https://omk.ru/press/news/32561/

10. EVRAZ and its intellectual property [Electronic resource] URL: https://onlinepatent.ru/journal/evraz/

11. System for modeling metallurgical production [Electronic resource] URL: https://www.fsight.ru/cases/evraz-sistema-modelirovanija-metallurgicheskogo-proizvodstva/

EDN: AAIQFB

Е.В. Видищева - к.э.н., доцент, Сочинский государственный университет, Сочи, evgenia-vv@mail.ru, E.V. Vidishcheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Sochi State University, Sochi;

Н.А. Савельева - д.э.н., профессор кафедры управления и технологий в туризме и рекреации, Сочинский государственный университет, Сочи, sochi-nelli@yandex.ru,

N.A. Saveleva - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Management and technologies in tourism and recreation, Sochi State University, Sochi..

СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ БАНКОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ SOCIAL INVESTING IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF BANKING ORGANIZATIONS

Аннотация. В современных условиях устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность - это тесно связанные концепции, которые оказали значительное влияние на философию менеджмента; это обязательство компании перед заинтересованными сторонами вести бизнес экономически, социально и экологически устойчивым образом, на основе принципов прозрачности и этичности. Отдельную роль в механизме реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса и устойчивого развития организации играет социальное инвестирование. Развитие концепции устойчивого развития на основе принципов корпоративной социальной ответственности способствует распространению ее идеи по всем секторам экономики, включая интеграцию и в банковскую сферу. Будучи драйвером, способствующим экономическому росту и развитию, банковская индустрия несет ответственность за влияние, которое она оказывает на экономику и общество. В настоящее время банковские учреждения придают большое значение реализации корпоративной социальной ответственности, особенно это касается крупных коммерческих банков и банков с государственным участием.

Abstract. In modern conditions, sustainable development and corporate social responsibility are closely related concepts that have had a significant impact on management philosophy; it is a company's commitment to its stakeholders to conduct business in an economically, socially and environmentally sustainable manner, based on the principles of transparency and ethics. Social investment plays a separate role in the mechanism for implementing corporate social responsibility of business and sustainable development of an organization. The development of the concept of sustainable development based on the principles of corporate social responsibility contributes to the spread of its ideas in all sectors of the economy, including integration into the banking sector. As a driver of economic growth and development, the banking industry is responsible for the impact it has on the economy and society. Currently, banking institutions attach great importance to the implementation of corporate social responsibility, especially for large commercial banks and banks with state participation.

Ключевые слова: устойчивое развитие, социальная ответственность, социальное инвестирование, корпоративная социальная ответственность.

Keywords: sustainable development, social responsibility, social investment, corporate social responsibility.

В последнее время в России намечается тенденция к проявлению интереса общества и государства к социальной ответственной деятельности бизнеса и устойчивому развитию организаций. Несомненно, определяющая роль в создании экономики благосостояния отводится государству, но в некоторых отраслях только государственных средств недостаточно. Поэтому по ряду существующих причин государство сегодня не в состоянии обеспечить приемлемый уровень социального развития общества.

Отдельную роль в механизме реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса и устойчивого развития организации играет социальное инвестирование. Социальные инвестиции - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества. К социальным инвестициям наиболее часто относят: спонсорство и корпоративную благотворительность, попечительство взаимодействие с местным сообществом, властными структурами корпоративные партнерские программы.

Социальное инвестирование определяются как форма реализации социальной ответственности бизнеса представляющая собой капиталовложения, прежде всего в развитие творческого и трудового потенциала сотрудников для повышения устойчивого развития организации [3, 2,12].

Следует согласиться с мнением Даниловой О.В., что необходимо различать понятия социального инвестирования в узком смысле - как непосредственные инвестиции в человеческое развитие, и в

широком смысле - как инструмент сохранения устойчивого развития организации и его эффективного воздействия на экономическое и социальное развитие [4].

По мнению Аникеева О.П. социальными инвестициями являются материальные, технологические, управленческие и финансовые ресурсы компании, направляемые на решение внешних и внутренних социальных проблем, для получения положительного социально-экономического эффекта, влияющего на устойчивое развитие организации [1].

В России социальные инвестиции компаний рассматриваются в контексте корпоративной социальной ответственности и практике устойчивого развития организации, именно такой подход можно отметить в серии Докладов о социальных инвестициях в России [5,6].

Социальные инвестиции бизнеса в значительной степени способствует формированию положительного делового имиджа, повышает корпоративную конкурентоспособность, являются инструментом корпоративной социальной ответственности и обеспечивают устойчивое развитие компании, а также создают целый ряд дополнительных краткосрочных и долгосрочных преимуществ (рисунок 1).

Следует отметить, что устойчивое развитие можно достичь, если компания занимается управлением социальными инвестициями. Корпоративная социальная ответственность предполагает устойчивое развитие организации, когда имидж и деловая репутация формируются естественным образом благодаря ответственному осуществлению деловой практики, а не за счет расходов на благотворительность и спонсорство.

Большинство отечественных исследователей ограничивалось мнением, что социальное инвестирование свойственно преимущественно крупному бизнесу [1,7]. Однако приведенный выше факт свидетельствует об обратном, и значительным образом расширяет границы корпоративной социальной ответственности и рамки социального инвестирования.

Благотворительность / Спонсорство "Устойчивое развитие не обеспечивается

Л

Увеличение

Социальные инвестиции Устойчивое развитие обеспечивается

^ # д п

V Репутация Доходы

1. Укрепления репутации 1 Инновации в виде новых продуктов и

брендов и компании услуг

2. Создание стабильной деловой 2 Увеличение доли рынка за счет

среды дифференциации и лояльности

3 Расширение доступа к капиталу

4 Повышение акционерной стоимости

5 Построение новых партнерств и

моделей

Краткосрочный период Долгосрочный период

Издержки Риски

1. Возможность сокращения 1. Репутационные риски

операционных затрат 2. Нормативные риски

2. Привлечение и удержание 3. Конкурентные риски

лучших сотрудников, повышение 4. Материальные риски

уровня вовлеченности, сокращение 5. Социальные риски

затрат на больничные и т.д. 6. Правовые риски

Снижение

Рисунок 1 - Возможности социальных инвестиций, и их влияние на устойчивое развитие

Важнейшим индикатором устойчивого развития организации выступает сознательное и целенаправленное участие компании в решении злободневных социальных проблем, стоящих перед работниками предприятий, жителями территорий в местах расположения предпринимательских структур, перед государством и обществом в целом, решаемое с помощью социального инвестирования (рисунок 2).

Ответственное инвестирование имеет долгую историю своего развития, актуальность которого быстро возросло за последнее десятилетие. Имея полувековую историю становления за рубежом, социально ответственное инвестирование является достаточно новым направлением для России, а распространение и внедрение практики ответственного инвестирования в деятельность организации протекает достаточно медленными темпами.

Устойчивые социальные инвестиции начинались с того, что некоторые инвесторы отказывались от неэтических вложений во имя религиозных убеждений, и эволюционировали до такой степени, что в настоящее время хорошо зарекомендовали себя в кругах институциональных инвесторов. Разнообраз-

ны причины, которые заставили инвесторов изменить свой подход к инвестированию, а именно отказаться от идеи исключительно получения экономического эффекта и вооружиться социальной идеей инвестирования. Определенную роль в этом процессе сыграли острая политическая обстановка того времени, военные конфликты, расовая дискриминации, климатические риски, глобализация мировой экономики и финансовых рынков и многие другие факторы.

Социальное инвестирование

Охрана здоровья и безопасные условия труда

— охрана труда и техника безопасности;

— медицинское обслуживание персонала на предприятии;

— поддержание саннтарно-гнгненнческнх условии труда;

— поддержание материнства н детства;

— создание эргономичных рабочих

Развитие местного сообщества

— оказание поддержки социально незащищенных слоев населения,

— оказание поддержки детству н юношеству;

— сохранение и развитие жилищно-коммунального хозяйства н объектов культурно-исторического значения;

— спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий;

— оказание поддержки социально значимых исследований и

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение

— экономное потребление природных ресурсов;

— повторное использование и утилизация отходов;

— предотвращение загрязнения окружающей среды;

— организация экологически безопасного производственна"© процесса;

— организации экологически безопасных транспортных перевозок;

Развитие персонала

— обучение н профессиональное развитие;

- применение мотивамионных схем оплаты труда;

— предоставление сотрудникам социального пакета;

- создание условий для отдыха и досуга;

- поддержание внутренних коммуникаций в организации:

— участие сотрудников в принятии управленческих решений.

Охрана здоровья и безопасные условия труда

— политика информационной открытости в отношении собственнике®, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и других заинтересованных сторон;

— содействие малому бизнесу;

— добровольное ограничение сфер ведения бизнеса (например, введение запрета на курение на рейсах авиакомпаний, отказ от продажи сигарет несовершеннолетним; и др.);

— сотрудничество с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и другими организациями.

Рисунок 2 - Направления социального инвестирования [1].

На практике, социальные инвестиции, как правило, решают социальные проблемы и предполагают социально ответственную направленность. В то же время ответственное инвестирование не всегда может иметь социальный характер инвестиций. К примеру, инвестиции в нефтедобывающую отрасль не являются социальными, однако если организация-заемщик ведет свою деятельность в соответствии с принципами корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития, то данные инвестиции приобретают социальную значимость.

На сегодняшний день вид социально ответственного инвестирования определяется в зависимости от учета различных ESG-факторов: экономических, социальных, экологических и управленческих. Интеграция таких нефинансовых аспектов в инвестиционный процесс, как социальных, этических или экологических в свою очередь и представляет собой ответственное инвестирование [22]. Кроме того, процесс ответственного инвестирования активно развивается в международной среде, что приводит к появлению новых видов устойчивых инвестиций.

К социально ответственному инвестированию можно отнести следующие виды социальных инвестиций:

— социально-ответственные инвестиции;

— импакт-инвестиции («инвестиции воздействия» или «инвестиции социального воздействия»);

— ESG-инвестиции (Environmental, social and corporate governance).

Несмотря на стремительный рост объема капитала, выделяемого для отрасли социальных инвестиций, многие инвесторы с уверенностью не могут определить инвестиции, относящиеся к категории устойчивые. Это неудивительно, учитывая большое их разнообразие. Однако, между всеми видами социально ответственного инвестирования имеется единственная общая характерная черта: они стремятся к финансовому результату, одновременно выполняя свою социальную миссию в обществе (рисунок 3). Инвестиции, направленные в первую очередь на достижение социального эффекта от их реализации, принято называть социальными инвестициями, а к инвестициям, цель которых заключается в получении финансового результата, нежели социального, относят ESG-инвестиции.

Е5С- Импакт -

инвсстиции инвестиции

>4

и а к й ей о и Ответственные Социальные

к а с к © инвестиции инвестиции

Социальная цель

Рисунок 3 - Взаимосвязь способов ответственного инвестирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущность социального инвестирования проявляется в двойственной природе их существования -они рассматриваются как эффективный инструмент удовлетворения потребностей общественного и корпоративного секторов. Таким образом, социальные инвестиции — это продолжение социально-экологических ответственных практик, обусловленное появлением в связи с высокими моральными ценностями компаний. Социальное инвестирование, осуществляемое организацией, не только позитивно влияет на развитие общества и экономический рост, но и укрепляет доверие компании со стейкхолдера-ми, создает имиджи, повышает репутацию, и является долгосрочным вложениям в нематериальные активы компании, обеспечивая ее устойчивое развитие.

Сохранение экологии и социальная приверженность стала конкурентным преимуществом для компаний в современной экономике. Социально ответственные компании являются более востребованными у гражданского общества, при этом все большую значимость приобретают социально ответственные инвестиции, а также принимаются активные действия по созданию рейтингов и индексов в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и отчетности, оценивающие организации в соответствии с экологическими, социальными, экономическими и управленческими показателями.

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно социальные инвестиции во многом определяют успешное развитие компании. В результате осознания влияния организаций на окружающую среду и общество, появилась необходимость внедрения механизма социального инвестирования в стратегию управления компанией. Для того чтобы ресурсы, направленные на реализацию социальных программ, приносили не только финансовый результат, но и способствовали формированию положительного имиджа компании, а также обеспечивали устойчивое развитие организации, необходимо перейти от единоразовых мероприятий к созданию проработанной системы, интегрированной в стратегию управления и долгосрочного планирования [14].

Зародившаяся в прошлом веке концепция корпоративной социальной ответственности, с каждым днем вовлекает в сферу своего влияния все большее количество организаций по всему миру. Развитие концепции устойчивого развития на основе принципов корпоративной социальной ответственности способствует распространению ее идеи по всем секторам экономики, включая интеграцию и в банковскую сферу. Будучи драйвером, способствующим экономическому росту и развитию, банковская индустрия несет ответственность за влияние, которое она оказывает на экономику и общество. В современном обществе назрел острый вопрос о роли социальной и экологической ответственности различных участников финансовых отношений.

Отправной точкой развития ответственной банковской деятельности принято считать начало XXI века, когда ведущие мировые банки начали внедрять в свои практики «принципы экватора», которые нацелены на управление экологическими и социальными рисками финансировании проектов [11, 18].

В процессе развития научных представлений об ответственном банковском бизнесе произошло формирование эколого-ответственного банковского дела получившее сегодня название «зеленый банкинг» [17, 19]. Зарубежные исследователи под этим понятием подразумевает банковскую деятельность, основанную на принципах экономической устойчивости и экологической ответственности [16, 21, 23]. Банковские организации, внедрившие в свою деятельность принципы зеленого банкинга способны достичь так называемый эффект «тройного выигрыша», заключающийся в одновременном увеличении экономической эффективности, снижении вредного воздействия на экологическую систему и достижении социального имиджа [15].

Банковские организации участвуют в решении социально-экологических задач общества путем создания социально значимых банковских продуктов [9]. К социально значимым банковским продуктам можно отнести социально ответственные инвестиции или «импакт-инвестиции». Для банков это эффективный инструмент направленного воздействия на общество с целью достижения тех или иных положительных изменений и финансового результата.

Международная ассоциация социальных инвесторов (Global Impact Investing Network GIIN) опубликовала в 2018 году исследование «Sizing of Impact Investing Market» о рынке импакт-инвестиций [20]. В исследовании дана актуальная оценка влияния и объема рынка инвестиций социального воздействия или импакт-инвестиций. По данным, приведенным в исследовании, капитализация рынка в настоящее время составляет 502 млрд долларов и насчитывает более 1340 организаций по всему миру, в их числе управляющие капиталом/фондами (51 %), банки и финансовые институты развития (27 %), благотворительные фонды (13 %), пенсионные фонды (6 %), семейные фонды (04 %), инвестиционные компании (0,2 %) и др.

К основным направлениям финансирования социальных проектов относятся альтернативная энергетика, сельское хозяйство и продовольствие, здравоохранение, образование и финансовые услуги для беднейших слоев населения. При этом активно растут капиталовложения в инфраструктурную сферу, направление «WASH» (чистая вода, санитария и гигиена), информационные и коммуникационные технологии (рисунок 4).

Рисунок 4 - Направления социальных проектов по импакт-инвестированию

Банковское сообщество занимает все более активную позицию в вопросах ответственного и зеленого финансирования - наблюдается тенденция банков, для которых устойчивое развитие является главным принципом инвестирования, а при предоставлении кредитов заемщики тщательно проверяются по ESG-факторам соответствующим принципам устойчивого развития организации.

При меньшем воздействии банков на экосистему в отличие от нефтехимических и энергетических компаний, косвенное социальное и экологическое воздействие от банковской деятельности может увеличиться в случае финансирования неустойчивых компаний, производственная деятельность которых загрязняет окружающую среду, производит небезопасные продукты или нарушает права человека [3]. Поэтому многие финансовые институты признают необходимость решения проблем устойчивого развития посредством внедрения инновационных банковских продуктов. Одним из новых трендов последних лет является создание банками, так называемых зеленых или устойчивых кредитов (Sustainability Improvement Loans), привязанных к показателям устойчивого развития организации-заемщика [10].

Устойчивая модель банковской организации основана на реализации принципов устойчивого развития [8]. Устойчивый банкинг характеризуется как «трехкомпонентная бизнес-модель» с акцентом на ответственное кредитование и инвестирование, управление экологическими и социальными рисками, предоставление зеленых продуктов и услуг, реализацию принципов корпоративной социальной ответственности и надлежащего корпоративного управления, практику зеленого офиса.

Для определения степени интеграции принципов устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности в банковскую сферу было проведено исследование банковского сектора. Исследование проводилось, наиболее крупных по активам частных российских банков и банков с госу-

дарственным участием, путем анализа деятельности в области ответственного финансирования и практик устойчивого развития на основании информации размещенной в открытых источниках.

По результатам исследования отчетов и документов банковского сектора, все анализируемые банки были разделены на три группы, отличительными характеристиками которых является наличие информации и отчетности по темам КСО и устойчивого развития организации и степень их раскрываемости:

—низкий уровень развития программ КСО и соблюдение принципов устойчивого развития организации. В первую группу вошли следующие банки: Московский Областной Банк, УРАЛСИБ, Ситибанк, АкБарс, Примсоцбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и Совкомбанк. У банков первой группы отсутствуют отчеты в области устойчивого развития, а корпоративная социальная ответственность представлена в виде волонтерской и благотворительной деятельности;

—средний уровень развития программ КСО и соблюдения принципов устойчивого развития организации. Ко второй группе относятся следующие банки: Почта Банк, Альфа-Банк Сбербанк, Газпромбанк, ЮниКредит, Россельхозбанк и Росбанк. Данные об устойчивом развитии и принципах корпоративной социальной ответственности отображаются в годовой отчетности, многие банковские организации проводят политику зеленого офиса, а некоторые учувствуют совместно с государством в осуществлении зеленых проектах;

—высокий уровень развития программ КСО и соблюдения принципов устойчивого развития организации. В третьей группе состоят следующие банки: Московский кредитный банк, Центр-инвест и ВТБ. У банков этой группы присутствует четкая политика в области устойчивого развития, принципы которого интегрированы в основную деятельность, а также они придерживаются практики ответственного финансирования и предоставляют специализированные кредитные продукты, предназначенные для проектов в зеленой экономике.

Далее проведем оценку степени интеграции принципов устойчивого развития и программ корпоративной социальной ответственности в деятельности банков в соответствии с типологией корпоративной устойчивости, рассмотренной нами в процессе исследований в первой главе (таблица 1).

Таблица 1 - Уровни интеграции концепции устойчивого развития на основе принципов КСО в банках

Уровень устойчивого бизнеса Характеристика Название банк

Обычный бизнес Банки не проявляют активности в области устойчивого развития; Игнорируют экологические проекты; Все инициативы в области устойчивого развития воспринимаются как дополнительные издержки

Корпоративная устойчивость 1.0 Давление со стороны заинтересованных сторон; Банки интегрируют в свою деятельность принципы устойчивого развития организации; Рассматривают принципы через призму минимизации издержек Московский Областной Банк, УРАЛСИБ, Ситибанк, АкБарс, Примсоцбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Совкомбанк

Корпоративная устойчивость 2.0 Банки активно взаимодействуют со стейкхолдерами с целью получения дополнительных выгод; Разрабатывают экологические продукты с целью извлечения прибыли; Основное внимание уделяется финансированию различных проектов ВТБ, Альфа-Банк Сбербанк, Газпромбанк, ЮниКредит, Россель-хозбанк, Росбанк

Корпоративная устойчивость 3.0 ESG-показатели играют ключевую роль Банки не вкладывают денежные средства в экологически вредный бизнес, несмотря на значительную прибыльность от проектов Московский кредитный банк, Центр-инвест

К самым прогрессивным банкам в отношении принципов устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности можно отнести только два банка - Московский кредитный банк и Центр-инвест. Большинство банков находятся где-то между вторым и третьим уровнями корпоративной устойчивости, в которых присутствует ограниченная линейка социально значимых банковских продуктов. Значительная часть банков, у которых принципы устойчивого развития и программы КСО слабо интегрированы в деятельность относятся к уровню корпоративной устойчивости 1.0.

Во многих отечественных банковских учреждениях эффективность ограничивается набором финансовых и экономических показателей. Однако не принимается во внимание тот факт, что банки создаются для удовлетворения финансовых потребностей граждан, являющихся, прежде всего членами общества. В то же время наблюдается рост недоверия к банковскому бизнесу, социальной напряженности, экологических проблем в государстве.

В России существуют барьеры, снижающие скорость внедрения концепции устойчивого развития организации на основе принципов корпоративной социальной ответственности в российском банковском секторе. По мнению автора, к таким сдерживающим факторам относятся:

— понятие корпоративной устойчивости как элемента корпоративной культуры является новым и неизученным направлением для российского банковского бизнеса, что демонстрирует незрелость организаций к интеграции данной идеи в стратегическое управление;

— топ-менеджеры и акционеры организации не осознают реальные преимущества от реализации политики в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности;

— российские банки по-прежнему придерживаются жесткой парадигмы «корпоративного эгоцентризма», которая ставит на первое место цель максимизации прибыли компанией;

— высокий уровень вовлеченности в практику корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития демонстрируют только крупные банковские учреждения;

— недостаточное экономическое обоснование и высокие риски социальных и экологических проектов. Высокие затраты и длительный срок окупаемости в большинстве случаев становятся сдерживающими факторами для кредитования устойчивых проектов;

— краткосрочная ресурсная база средних и малых банков не позволяет реализовывать долгосрочные социальные и экологические инфраструктурные проекты;

— низкая осведомленность общества о корпоративной социальной ответственности банков и слабый интерес со стороны заинтересованных групп по осуществлению мер и решению проблем социально-экологической направленности;

— отсутствие налоговых льгот и нормативно-правового законодательства, закрепляющего основные принципы ответственной деятельности банков, что характеризует пассивную позицию Центрального банка в стимулировании принципов устойчивого развития и политики корпоративной социальной ответственности.

В настоящее время банковские учреждения придают большое значение реализации корпоративной социальной ответственности, особенно это касается крупных коммерческих банков и банков с государственным участием. Активная социальная политика, как показывает зарубежный опыт, позволяет привлечь потенциальных клиентов, инвесторов, повысить эффективность деятельности организации и увеличить прибыль в долгосрочной перспективе. В настоящее время приоритетными инструментами корпоративной социальной ответственности банковских организаций являются социально значимые банковские продукты, которые служат индикатором социальной ориентированности банка и уровня социальной ответственности.

Для устойчивого банковского обслуживания банки должны определять и устанавливать этические ценности, вносить вклад в стабильность и устойчивость финансовой системы путем управления социальными и экологическими рисками. Углубленный анализ отношений с внешними заинтересованными сторонами может помочь достигнуть более эффективного уровня управления рисками.

Ключевыми компонентами системы управления рисками в процессе финансирования проектов становятся экологические и социальные риски. Это объясняется тем, что банковский сектор пришел к пониманию того что социально ответственное поведение банков становится обязательным элементов в системе экономических отношений, ориентированных на стабильное функционирование и процветание в долгосрочной перспективе.

Источники:

1. Аникеева О.П Социальные инвестиции: теория и практика реализации отечественными и зарубежными компаниями. Международный научный журнал «символ науки» №5. 2016. С. 23-30.

2. Балацкий, Е.В. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы [Текст] / Е.В Балацкий // Экономист. -2005. - N° 12. - С. 167- 180.

3. Бахматова Т. Г., Самбаева Ц. Б. Корпоративная социальная ответственность в банковской сфере: проблемы и перспективы // Global and Regional Research. - 2019. №2 - С. 150-154.

4. Данилова, О.В. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночного хозяйства (теоретико-экономический аспект): дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01 / Данилова Ольга Викторовна. - М., 2009. - 389 с.

5. Доклад о социальных инвестициях в России - 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества. М.: Ассоциация менеджеров. 2014. С. 146 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://amr.ru/committees/ kso/materials/

6. Доклад о социальных инвестициях в России - 2019: к трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития. М.: Ассоциация менеджеров. 2019. С. 64 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://peopleinvestor.ru/ upload/iblock/6a8/6a81d6776b78af5933 de15fb125de8b3.PDF.

7. Кабир Л.С. Социально ответственное инвестирование: тренд или временное явление? Экономика и управление. 2017. №4. С. 35-41.

8. Канаев А. В., Канаева О. А. Устойчивый банкинг: концептуализация и практика реализации //Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2019. - Т. 35. - №. 3. - С. 448-479.

9. Микрюков А. В. Банковский продукт как индикатор социальной ответственности российских банков. Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного. 2019. - С. 122.

10. Названы наиболее «зеленые» из российских банков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.banki.ru/ news/lenta/?id =10913232.

11. Очирова Е.Л. Экономические и экологические аспекты устойчивого развития современной экономики: монография. Иркутск: Изд-во ИрГУПС. 2009. 108 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sdo2.irgups.ru/strela2/ modules/works/ochirova.pdf.

12. Пескова, О.С. Развитие процессов социального инвестирования в рамках развития социальной ответственности бизнеса // Экономика и управление. Серия: Экономические науки. 2013. № 4 (101). С.114-118.

13. Федотова М. А., Данилова О. В. Социальное инвестирование как фактор развития конкурентных преимуществ российского бизнеса. Вестник финансового университета. 2012. №1 С. 8-14.

14. Чернова Евгения Анатольевна. Социальная ответственность и особенности ее реализации в управлении современными российскими организациями : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08 / Чернова Евгения Анатольевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2008.- 144 с.

15. Шершнева Е. Г. и др. «Зеленый» банкинг как формат социальной ответственности в эколого-ориентированной экономике //Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 4. - 2018. - Т. 17. - №. 4. - С. 670-689.

16. Bahl S. Green banking-The new strategic imperative //Asian Journal of Research in Business Economics and Management. - 2012. - Т. 2.

- №. 2. - С. 176-185.

17. Bhardwaj B. R., Malhotra A. Green banking strategies: sustainability through corporate entrepreneurship //Greener Journal of Business and Management Studies. - 2013. - Т. 3. - №. 4. - С. 180-193.

18. Cornée, S., Szafarz, A. Vive la difference: social banks and reciprocity in the credit market. Journal of Business Ethics, 2014. Vol. 125, Issue 3, 361-380.

19. Dotzour M. G., Manning S. Environmental banking //A reprint from Tierra Grande, the Real Estate Center Journal. - 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://assets.recenter.tamu.edu/documents/articles/ 1551.pdf

20. GIIN. Sizing of Impact Investing Market [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thegiin.org/assets/Sizing% 20the%20Impact%20Investing %20Market_webfile.pdf.

21. Kapoor N., Jaitly M., Gupta R. Green banking: a step towards sustainable development //International Journal of Research in Management, Economics and Commerce. - 2016. - Т. 7. - С. 69-72.

22. Sandberg J., Juravle C., Hedesstrom T., Hamilton I. The Heterogeneity of Socially Responsible Investment. Journal of Business Ethics. -2009 vol. 87 C. 519-533.

23. Singh H., Singh B. P. An effective & resourceful contribution of green banking towards sustainability //International Journal of Advances in Engineering Science and Technology. - 2012. - Т. 1. - №. 2. - С. 41-45.

References:

1. Anikeeva O.P Social'nye investicii: teoriya i praktika realizacii otechestvennymi i zarubezhnymi kompaniyami. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «simvol nauki» №5. 2016. S. 23-30.

2. Balackij, E.V. Social'nye investicii kompanij: zakonomernosti i paradoksy [Tekst] / E.V Balackij // Ekonomist. -2005. - № 12. - S. 167- 180.

3. Bahmatova T. G., Sambaeva C. B. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' v bankovskoj sfere: problemy i perspektivy // Global and Regional Research. - 2019. №2 - S. 150-154.

4. Danilova, O.V. Social'naya otvetstvennost' biznesa v sisteme rynochnogo hozyajstva (teoretiko-ekonomicheskij aspekt): dis. ... d-ra ekon. nauk: 08.00.01 / Danilova Ol'ga Viktorovna. - M., 2009. - 389 s.

5. Doklad o social'nyh investiciyah v Rossii - 2014: k sozdaniyu cennosti dlya biznesa i obshchestva. M.: Associaciya menedzherov. 2014. S. 146 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://amr.ru/committees/ kso/materials/.

6. Doklad o social'nyh investiciyah v Rossii - 2019: k transformacii biznesa v interesah ustojchivogo razvitiya. M.: Associaciya menedzherov. 2019. S. 64 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://peopleinvestor.ru/upload/iblock/6a8/ 6a81d6776b78af5933 de15fb125de8b3.PDF.

7. Kabir L.S. Social'no otvetstvennoe investirovanie: trend ili vremennoe yavlenie? Ekonomika i upravlenie. 2017. №4. S. 35-41.

8. Kanaev A. V., Kanaeva O. A. Ustojchivyj banking: konceptualizaciya i praktika realizacii //Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. - 2019. - T. 35. - №. 3. - S. 448-479.

9. Mikryukov A. V. Bankovskij produkt kak indikator social'noj otvetstvennosti rossijskih bankov. Finansovye i pravovye aspekty social'no orientirovannogo. 2019. - S. 122.

10. Nazvany naibolee «zelenye» iz rossijskih bankov [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10913232.

11. Ochirova E.L. Ekonomicheskie i ekologicheskie aspekty ustojchivogo razvitiya sovremennoj ekonomiki: monografiya. Irkutsk: Izd-vo IrGUPS. 2009. 108 s. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://sdo2.irgups.ru/strela2/modules/ works/ochirova.pdf.

12. Peskova, O.S. Razvitie processov social'nogo investirovaniya v ramkah razvitiya social'noj otvetstvennosti biznesa // Ekonomika i upravlenie. Seriya: Ekonomicheskie nauki. 2013. № 4 (101). S.114-118.

13. Fedotova M. A., Danilova O. V. Social'noe investirovanie kak faktor razvitiya konkurentnyh preimushchestv rossijskogo biznesa. Vestnik finansovogo universiteta. 2012. №1 S. 8-14.

14. CHernova Evgeniya Anatol'evna. Social'naya otvetstvennost' i osobennosti ee realizacii v upravlenii sovremennymi rossijskimi organi-zaciyami : dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk : 22.00.08 / CHernova Evgeniya Anatol'evna; [Mesto zashchity: Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova].- Moskva, 2008.- 144 s.

15. SHershneva E. G. i dr. «Zelenyj» banking kak format social'noj otvetstvennosti v ekologo-orientirovannoj ekonomike //Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie.—2018.—№ 4. - 2018. - T. 17. - №. 4. - S. 670-689.

16. Bahl S. Green banking-The new strategic imperative //Asian Journal of Research in Business Economics and Management. - 2012. - Т. 2.

- №. 2. - С. 176-185.

17. Bhardwaj B. R., Malhotra A. Green banking strategies: sustainability through corporate entrepreneurship //Greener Journal of Business and Management Studies. - 2013. - Т. 3. - №. 4. - С. 180-193.

18. Cornee, S., Szafarz, A. Vive la difference: social banks and reciprocity in the credit market. Journal of Business Ethics, 2014. Vol. 125, Issue 3, 361-380.

19. Dotzour M. G., Manning S. Environmental banking //A reprint from Tierra Grande, the Real Estate Center Journal. - 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://assets.recenter.tamu.edu/documents/articles/ 1551.pdf.

20. GIIN. Sizing of Impact Investing Market [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thegiin.org/assets/Sizing% 20the%20 Im-pact%20Investing %20Market_webfile.pdf.

21. Kapoor N., Jaitly M., Gupta R. Green banking: a step towards sustainable development //International Journal of Research in Management, Economics and Commerce. - 2016. - Т. 7. - С. 69-72.

22. Sandberg J., Juravle C., Hedesstrom T., Hamilton I. The Heterogeneity of Socially Responsible Investment. Journal of Business Ethics. -2009 vol. 87 C. 519-533.

23. Singh H., Singh B. P. An effective & resourceful contribution of green banking towards sustainability //International Journal of Advances in Engineering Science and Technology. - 2012. - Т. 1. - №. 2. - С. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.