DOI: 10.24412/2070-1381-2022-90-183-197 Социальное государство в Великобритании: формирование и функционирование1
Подольский Вадим Андреевич
Кандидат политических наук, доцент, факультет политологии, Государственный академический университет
гуманитарных наук, Москва, РФ.
E-mail: [email protected]
SPIN-код РИНЦ: 6606-2360
ORCID ID: 0000-0002-1659-9025
Аннотация
В статье представлено описание системы социальной политики в Великобритании, сложившейся с 1942 г. Показано возникновение мер социальной поддержки и порядок их предоставления; дан обзор системы здравоохранения и системы образования в Великобритании. Кроме того, изучена административная составляющая британского социального государства, и рассмотрены принципы финансирования социальных программ. Статья систематизирует и обобщает информацию о социальной политике в Великобритании, раскрывая политический и социальный контекст создания британского государства всеобщего благосостояния. Использована литература по праву социального обеспечения, статистические отчеты государственных структур Великобритании, аналитические обзоры, исторические работы, специализированные источники по социальной политике. Применялись сравнительно-исторический подход, системный и структурно-функциональный анализ. Изучались юридические и политические аспекты социальной политики. В результате изучено создание системы всеобщего пенсионного обеспечения, бесплатного здравоохранения, выплат инвалидам, безработным, семейных выплат, адресных пособий; показан охват британских социальных программ. Исследование показало, что социальное государство в Великобритании сформировалось в 1940-е гг., было модернизировано в 1970-е, а с 1980-х происходит корректировка и точная настойка элементов социальной политики с учетом мирового опыта, политической и экономической конъюнктуры. Британская социальная политика — одна из наиболее эффективных в мире, система успешно решает стоящие перед ней задачи. Некоторые решения Великобритании были заимствованы Россией в прошлом и могут быть использованы и в будущем.
Ключевые слова
Пенсии, пособия, история Великобритании, социальное государство, социальная политика.
Welfare State in Great Britain: Emergence and Operation2
Vadim A. Podolskiy
PhD, Associate Professor, Faculty of Political Sciences, State Academic University for the Humanities, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1659-9025
Abstract
The article describes the social policy system in the Great Britain that has been formed since 1942. The emergence of the social support measures and procedures for their provision are shown as well as an overview of the healthcare system and education system of the Great Britain is presented. Moreover, administrative elements of the British welfare state are studied and principles of funding social programs are reviewed. The article systematizes and summarizes information about social policy in the Great Britain. Political and social context of creating the British welfare state are identified. Literature on social security law is used, along with statistical reports of the state bodies of the Great Britain, analytical reviews, historic researches, special sources on the social policy. Comparative and historic methods were used, system analysis and structural functional analysis were applied. Legal and political aspects of the social policy were studied. As a result, creation of the universal provision of pensions is studied, along with free healthcare, benefits for the disabled, unemployed, family benefits, targeted payments; the British social programs' coverage is shown. The research concludes that welfare state in the Great Britain emerged in the 1940-s, it was modernized in the 1970-s, and since 1980-s some adjustment and fine tuning of the social policy elements has taken place, with consideration of the global experience and social and political conditions. British social policy is one of the most efficient in the world, the system successfully solves the tasks that it faces. Several British solutions were borrowed by Russia in the past and could be utilized in the future.
Keywords
Pensions, benefits, history of the Great Britain, welfare state, social policy. Введение
Актуальность изучения британского социального государства связана с тем, что в России экспертами и лицами, принимающими решения, ведется поиск моделей развития социальной политики. В Великобритании было создано первое в мире «государство всеобщего
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке в рамках выполнения ГЗ (государственного задания) ГАУГН по теме «Современное информационное общество и цифровая наука: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты» (FZNF-2020-0014).
2 The article is funded as a part of State assignment "Modern information society and digital science: cognitive, economic, political and legal aspects" (FZNF-2020-0014).
благосостояния», ставшее образцом для подражания для других стран со второй половины XX в. Британский опыт представляет особый интерес, поскольку стране удалось решить проблему (с которой в два последних десятилетия сталкивается Россия) недостатка поступления страховых вносов для функционирования пенсионного фонда. В Британии нет субсидий из бюджета на пенсии, в России субсидии составляют почти половину средств пенсионного фонда3.
Цель настоящей статьи — представить краткий обзор истории становления социальной политики в Британии и изложить ключевые особенности социальной политики в этой стране. В ходе анализа рассматривается государственная политика в сфере пенсий, пособий, льгот, образования, здравоохранения. Статья опирается на последние работы отечественных и британских исследователей, систематизирует и обобщает их. Представлено также количественное описание системы социальной политики для оценки ее эффективности.
Отдельные аспекты современного социального государства в Великобритании и история его возникновения изучены в британской и в меньшей степени в отечественной исторической, политической, социологической, юридической и экономической науках. Но обзоров, которые охватывали бы всю современную историю британского социального государства, не существует ни в России, ни в Британии. Ближе всего к формату полного анализа всех элементов системы социальной политики в Англии подходит опубликованная в 1995 г. и переиздававшаяся работа журналиста Н.Тимминса [Timmins 2017], монография специалиста по государственному управлению Г. Гленнерстера [Glennerster 2003] и труд историка Д.Фрейзера [Fraser 2009]. Новейший сравнительно полный обзор существующих мер поддержки представлен в «Законе о социальной защите» С. Харди [Hardy 2019].
В отечественной науке наибольший интерес к социальной политике Британии существовал в 1980-е гг., когда непопулярные меры консервативного правительства по сокращению расходов на социальную политику критиковались в СССР. Этот период продолжает привлекать внимание и современных исследователей [Целых 2014; Явнова 2019]. Детальные обзоры современной социальной политики Великобритании или ее полной истории с 1940-хгг. в постсоветской России не выходили, за исключением сборника статей, посвященных сравнительному изучению социального обеспечения в России и Великобритании [Социальное законодательство России и Великобритании2000], можно также упомянуть работу «Социальное законодательство Англии» [Каленский 1969].
Методы
Настоящая статья опирается на ряд британских источников, которые описывают политический и экономический смысл решений в сфере социальной политики в Великобритании, а также перечисляют основные законы и масштаб их применения. Использованы обзоры правовой системы Великобритании для анализа юридической составляющей социального обеспечения; задействованы аналитические обзоры участников рынка пенсий, специалистов по налоговому законодательству; использованы отчеты государственных структур.
В работе применяется сравнительно-исторический подход для демонстрации развития мер социальной поддержки в Великобритании. Системный анализ используется для описания архитектуры британского социального государства, а структурно-функциональный анализ позволяет показать принципы работы отдельных элементов системы социальной политики в Великобритании.
3 Российский статистический ежегодник, 2019. М.: Росстат, 2019. С. 542.
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022
Настоящее исследование отличается от существующих работ полнотой обзора системы социальной политики. Опубликованные научные статьи, монографии, диссертации и учебные пособия по исследуемому вопросу могут быть разделены на три категории. Первая категория, самая близкая к настоящей статье, — учебные пособия и монографии, посвященные истории становления социальной политики в стране [Thane 1982; Glennerster 2003; Fraser 2009]. Их общий недостаток состоит в том, что они не всегда уделяют внимание относительной значимости описываемых мер социальной политики, а сравнение и численную оценку производят не единообразно или не за весь рассматриваемый период. Такие работы также часто пропускают некоторые этапы становления социальной политики и ее элементы, а также региональные различия. Кроме того, в последнее десятилетие почти не выходило обзорных работ по теме, поэтому не существует монографий, которые увязывали бы важные преобразования 2010-хгг. с общей историей развития социальной политики. Вторая категория рассматривает определенные периоды становления социальной политики в стране, например эпоху тэтчеризма [Целых 2014; Явнова 2019]. Их отличает внимание к деталям, но даже в таких исследованиях иногда упоминаются не все существовавшие меры социальной политики или пропускаются важные для понимания этих мер характеристики, например соотношение сумм пособий и средней зарплаты по стране. Третья категория уделяет основное внимание политическому торгу, происходившему вокруг принятия тех или иных мер социальной политики, а сами решения просто перечисляет [Timmins 2017]. Такие работы отличает большое внимание к значимым аспектам политической, экономической и социальной конъюнктуры, но масштаб и содержание мер не раскрываются или описываются чрезвычайно кратко.
В отечественной науке обзорная литература по социальной политике в Великобритании во второй половине ХХв. фактически отсутствует, существующие статьи в основном оценивают отдельные аспекты социального государства или, напротив, общие контуры конфигурации, без указания конкретных законов и принципов их функционирования.
Результаты исследования
История социального государства в Великобритании во второй половине XX в.-начале XXI в. может быть разделена на два периода. Первый период — формирование первого в мире «государства всеобщего благосостояния» в 1940-е г., завершившееся в 1970-е во время топливного кризиса. В это время были созданы все основные институты британского социального государства — бесплатное здравоохранение, пенсии, пособия. Второй период, с 1980-х по настоящее время, — эпоха корректировки и оптимизации программ социальной политики, а также точечное добавление адресных решений.
Социальная политика в Великобритании с 1940-х по 1970-е гг.
В годы Второй мировой войны экономист Уильям Беверидж, один из участников создания бирж труда в начале XXв. и бывший глава Лондонской школы экономики, подготовил доклад «Социальное страхование и сопутствующие услуги», где он призывал победить «пятерых великанов»: нужду, болезни, невежество, нищету и праздность. Доклад лег в основу масштабного преобразования системы социальной политики и создания социального государства в современном виде. Его главным предложением была система всеобщего социального страхования для предоставления поддержки при болезнях, безработице, инвалидности и старости [Harris 2004, 290-291]. Система Бевериджа отличалась от системы Бисмарка, которая сложилась в Германии в 1880-е и служила образцом для модернизации социальной политики для всех стран мира в конце XIX-начале XXв., в том числе и для Британии. Модель Бевериджа предполагала
универсальный, а не корпоративный подход, поскольку опиралась на финансирование расходов на социальную политику посредством единой для всей страны страховой системы, а не из страховых взносов в отдельные страховые кассы, как в Германии.
Наиболее значимыми в 1940-е были акты о создании системы всеобщего здравоохранения и системы пенсий, но также был введен целый ряд других законов об адресной поддержке отдельных категорий граждан.
В 1944 г. был принят акт о трудоустройстве инвалидов, который создавал учреждения по переподготовке, реабилитации и занятости для инвалидов, вводил обязательство для работодателей нанимать инвалидов и ограничивал их увольнение [Warren2000, 146-149]. В 1945 г. акт о семейных пособиях установил выплату в объеме 40 современных фунтов в месяц на каждого ребенка до 16 лет в семье, кроме первенцев [Fraser 2009, 270].
После войны государство массово строило жилье, которое сдавалось в аренду местными властями, почти треть всего жилья в стране была построена за два десятилетия после войны [Glennerster2003, 161-162]. Если в 1945 г. только четверть населения Британии были собственниками жилья, то в 1960-е — почти половина [Jones 1994, 158].
В 1946 был принят акт о национальном страховании, который распространял действие закона о страховании 1911г. на все население. Размер взносов определяется «классом» плательщика и зависит от характера занятости и уровня дохода. Все граждане были обязаны делать страховые взносы и получили право на пенсию в размере около 40 фунтов в неделю в современных деньгах [Thane 1982, 254]. Пенсионный возраст в 1946 был установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, увеличен до 65 лет для женщин в 1995 г., в 2020-е — до 68 лет для обоих полов [Hardy2019, 125]. Средства национальной страховки преимущественно расходуются на выплату пенсий, а около 20% от поступающих в него средств тратится на систему здравоохранения [Seely2019, 3]. Помимо общего фонда национального страхования, был создан отдельный фонд для выплаты компенсаций в случае производственных травм. В 1946 г. был также принят закон о пособиях на похороны [Thane 1982, 254].
В 1948 г. была введена «национальная помощь», предполагавшая предоставление выплат для тех граждан, которые не делали страховые взносы и поэтому не могли претендовать на пособия по безработице или пенсии. Размер помощи зависел от уровня материального благосостояния нуждающихся граждан и составлял до 70 фунтов в неделю в современных деньгах [Hood, Norris Keiller 2016, 42]. Совет по национальной помощи заменял существовавший с1934г. Совет по помощи безработным. В 1948 г. было также введено пособие по инвалидности при производственных травмах в размере до 80 фунтов в современных деньгах в зависимости от степени утраты трудоспособности [Hall 1963, 46]. В 1966 г. было создано Министерство социальной защиты, заменившее Совет по национальной помощи [Fraser 2009, 300]. «Национальная помощь» была переименована в «дополнительное пособие», в 1988 — в «поддержку дохода» [Bozio et al. 2010, 51-52].
В 1944 г. было учреждено министерство страхования. В 1953 оно было объединено с министерством пенсий, специализировавшимся на выплатах военным, став Министерством пенсий и страхования [Hall 1963, 30], а в 1968 г. оно было объединено с Министерством здравоохранения и был учрежден Департамент здравоохранения и социальной защиты [Warren 2000,198].
В 1948 г. была создана Национальная система здравоохранения (NHS), медицинские услуги стали бесплатными для всех граждан страны. С возникновением NHS были упразднены «утвержденные сообщества», кассы взаимопомощи, которые в 1911-1948гг. отвечали
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022 186
за финансирование и администрирование в системе здравоохранения. Местные и добровольческие медицинские учреждения страны были национализированы. Страна была поделена на несколько медицинских округов, глав округов назначал министр, а советы, управлявшие больницами, состояли наполовину из врачей, наполовину из местных жителей [Fraser 2009, 278].
Когда NHS стала централизованной в 1948 г., общая сумма расходов на здравоохранение упала из-за снижения расходов на административные издержки. Например, расходы на строительство снизились на 80% по сравнению с расходами местных властей и благотворительности [Glennerster 2003, 57]. Однако спрос на медицинские услуги значительно увеличился, и общий объем расходов также стал расти, и уже в 1952 г. из-за нагрузки на систему была введена плата за рецептурные лекарства в Англии [Fraser 2009, 293-294] для всех, кроме граждан старше 65 лет. Возраст для выдачи бесплатных лекарств был затем снижен до 60 для женщин в 1974 и для мужчин в 1995. На сегодня 85% лекарств в Британии выдается бесплатно [Glennerster 2020, 26].
В 1944 г. в Британии было создано Министерство образования. Контроль над образованием несколько раз передавался различным структурам, совмещался с регулированием науки в 1964-1995 [Chitty 2014, 124], затем— с регулированием занятости [Ibid., 131], в 2000-е — с уходом за детьми [Ibid., 84]. В 1944 г. закон об образовании сделал среднее образование бесплатным для всех, отменив плату за обучение в старших классах, возраст выпуска был повышен до 15 лет. В 1946 было введено бесплатное обеспечение молоком для школьников. Маргарет Тэтчер, занимавшая должность министра образования в 1970-е, отменила выдачу молока в школах и повысила возраст обязательного обучения с 15 до 16 лет [Fraser 2009, 297-298]. Бесплатное высшее образование было введено в 1962 г. Государство платило за обучение, а для оплаты проживания в общежитиях можно было получить гранты после проверки на нуждаемость по доходу родителей [Deeming 2020, 538].
Реформы 1940-х в некоторой мере следовали кейнсианской логике стимулирования спроса для послевоенного восстановления экономики подобно американскому «Новом курсу» Франклина Рузвельта в 1930-е. Предполагалось, что перераспределение средств государством для повышения покупательной способности населения позволит улучшить экономическое положение страны, разоренной из-за войны и утраты колоний. Создание государства всеобщего благосостояния было также призвано служить ответом на рост популярности коммунистической идеологии в первой половине XX в.
Следующая после серии актов о страховании 1940-х гг. группа законов, вносивших заметные изменения в функционирование системы социальной политики в стране, была принята в 1970-е и относилась в первую очередь к помощи инвалидам. В 1970 г. был принят акт о хронически больных и инвалидах. Местные власти получили обязанность следить за тем, чтобы люди с ограниченными возможностями могли получать помощь на дому, чтобы жилье и общественные здания были адаптировано под их нужды [Warren 2000, 205]. В 1970 г. для инвалидов, достигших пенсионного возраста, было введено пособие по уходу, которое выплачивалось для оплаты бытовых услуг на сумму 60-80 фунтов в неделю в современных деньгах [Hood, Norris Keiller 2016, 64]. В 1971 г. для граждан, не достигших пенсионного возраста, которые выплачивали в ходе трудовой деятельности взносы по национальной страховке, но утратили трудоспособность, были введены пособия по инвалидности. Сумма этих пособий совпадала с объемом государственной пенсии, для граждан младше 50 лет предполагались доплаты в размере около 15 фунтов в неделю [Blake 1995, 56]. В 1972 г. был принят закон, обязывавший местные власти предоставлять скидки арендаторам муниципального жилья [Warren 2000, 212]. В 1975 г. была введена не привязанная
к взносам пенсия по инвалидности в объеме 60% от пособий по инвалидности. В 1984 ее сменило пособие по тяжелой инвалидности [Ibid., 254]. В 1976 г. было введено пособие на мобильность, которое предусматривало выплаты инвалидам для приобретения инвалидных колясок, автомобилей или оплаты такси в объеме около 60 фунтов в неделю. В 1976 г. было введено пособие для опекунов, постоянно ухаживавших за инвалидами, не требовавшее взносов и проверки на нуждаемость, в размере 60 фунтов в неделю [Hood, Norris Keiller 2016, 64-65]. В 1975 г. было введено право на оплачиваемый отпуск для рожениц [Butler, Butler 2010, 365], а в 1977 г. — пособия на первых детей [Jones 1994, 136].
В 1975 был принят закон о государственной пенсии, основанной на доходе, которая вводила различия в получаемых суммах в зависимости от объемов взносов пенсионеров, помимо существующей гарантированной минимальной пенсии. Граждане могли отказаться от участия в этой схеме, если их работодатель предлагал условия не хуже, чем государство [Bozio et al. 2010, 33].
Сумма взносов по социальной страховке, введенных в 1911 г., вплоть до 1975 г. регулярно устанавливалась при принятии бюджета как фиксированная сумма, а с 1975 г. стала рассчитываться как доля от зарплаты: 5,5% для работника и 10% для работодателя, сегодня работник платит до 12%, работодатель— до 14% [Hardy 2019, 34]. В 1975 г. были упразднены марки, которые работники наклеивали на специальные карточки для учета выплат взносов в национальную страховую схему, но сам термин «оплатить марку» остался. Также в 1975 г. фонд национального страхования был объединен с фондом страхования от травм [Seely 2019, 13].
Социальная политика в Великобритании с 1980-х по настоящее время
После топливного кризиса 1970-х годов рост государства всеобщего благосостояния в странах Запада в целом и в Британии в частности прекратился, поскольку государствам стало сложнее сводить бюджеты. 1980-е — это время популярности неоконсерваторов в Британии и США, считавших, что рынок справится со всеми задачами лучше, чем государство, и что помощь гражданам должна предоставляться в логике «меньшей приемлемости», чтобы не приучать их к праздности и зависимости от государства [Явнова 2019, 106]. Хотя сокращения расходов на социальную политику за это время не произошло, логика социальных программ была существенно скорректирована, и реформы в неоконсервативном духе продолжались в Британии вплоть до начала 2000-х [Целых 2014, 579]. В 1980 г. для снижения нагрузки на бюджет была ослаблена привязка пенсий к уровню инфляции и темпы индексации пенсий значительно снизились. Если в 1979 базовая государственная пенсия составляла около четверти от средней зарплаты, то в 2000-е — около 1/6 [Deeming 2020, 532]. В 1988 г. государство ввело налоговые льготы на частные пенсионные планы, чтобы приучить граждан рассчитывать на собственные силы и самостоятельно заботиться об обеспечении дохода в пожилом возрасте [Hood, Norris Keiller 2016, 45]. В 1989 было также приостановлено субсидирование пенсионных выплат из бюджета, пенсионный фонд стал обеспечивать себя за счет взносов участников [Seely2019, 13]. Для консервативной партии идея опоры на собственников была одной из основных при разработке социального законодательства еще с конца XIX в. В 1980 г. граждане получили право выкупать муниципальное жилье в собственность. В 1982 г. было введено пособие на жилье с проверкой на нуждаемость для тех граждан, которые снимали жилье [Spicker2011, 92]. Государство предоставляет льготные займы строительным компаниям для возведения жилья [Glennerster2003, 8-9]. В 1992 г. действующее социальное
законодательство было консолидировано в акте о взносах на социальную защиту и пособиях [Warren 2000, 270]. Было введено пособие для выплаты процентов по ипотеке4. В 1993 г. граждане с низким доходом получили право на льготы при уплате муниципальных налогов [Spicker 2011, 92].
В 1997 г. были введены выплаты на оплату отопления в зимний период, в размере 100-300 фунтов в год [Hood, Norris Keiller2016, 53-54], а дополнительно еще и выплаты по 25 фунтов за каждую неделю, когда температура держалась ниже нуля [Ibid., 39].
В 1990-е страна повторила американские решения, принятые в духе неоконсервативного «воспитывающего» сокращения социальных выплат. Подражая американскому «прекращению пособий», Британия провозгласила «новый курс» в социальной политике в 1998 г.: была введена плата за образование в вузах [Deeming 2020, 530]; в системе NHS был создан внутренний рынок.
В Британии в XX-начале XXI в. сосуществовало два пособия по безработице. Одно выплачивалось по страховке с 1911 г. и зависело от факта взносов в страховую систему. Другое, учрежденное в 1934 г., зависело от уровня доходов гражданина, который по какой-то причине не мог претендовать на страховку, выплачиваемую из взносов. Со временем сумма пособий по обеим системам стала одинаковой, и в современных деньгах составляла около 70 фунтов в неделю. С 1970-х в рамках реализации логики «меньшей приемлемости» соотношение пособия по безработице и средней зарплаты снизилось c 1 к 5 до 1 к 10 [Ibid., 529]. В 1995 г. пособие по безработице, которое не было основано на взносах, было переименовано в «пособие для ищущих работу». Вслед за США Британия прекратила выдачу пособия по безработице для граждан, которые не искали работу: соискатель должен был регистрироваться на бирже труда и не мог отказываться от предложений по трудоустройству [Fraser2009, 315]. В 2002 г. центры труда и агентства, отвечавшие за пособия, были объединены под названием «Центры труда плюс». Доля трудоустроенных одиноких родителей составляла в середине 90-х менее половины, а в 2010-е— почти 2/3 [Deeming2020, 532-533], расходы на безработных снизились с 5,3% от общих трат на соцзащиту до 1,4% [Ibid., 524]. В 1995 г. были ужесточены требования к получению пособия по инвалидности, которое было названо «пособием по недееспособности», чтобы подчеркнуть предоставление этой выплаты только в крайних случаях [Timmins2017, 608]. По примеру США в Британии в 1998 также приняли закон о пособии «Надежный старт», единовременной выплате для матерей при рождении ребенка [Deeming 2020, 535].
В 2001-2003 гг. в Британии в подражание США ввели налоговые зачеты на детей, для работающих граждан, пенсионеров [Fraser2009, 318]. Система налоговых зачетов была обусловлена консервативной логикой американской социальной политики: государство не должно было вредить мотивации граждан к труду, но должно было поддерживать усилия граждан, стремящихся обеспечить себя. Налоговые кредиты означали льготы для определенных категорий получателей. Размер этих льгот зависел от уровня благосостояния получателей, и при ряде условий граждане не просто не платили налоги, но получали выплаты из бюджета. В Британии же под названием «налоговых кредитов» предоставляются пособия, зависящие от уровня благосостояния, здоровья граждан, наличия у них детей.
4 Support for Mortgage Interest. P.14// Gov.uk [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment data/file/220426/support-for-mortgage-interest-call-for-evidence.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
Налоговый кредит для работающих граждан предназначен для трудоустроенных получателей с низким доходом. Выплаты составляют до 40 фунтов в неделю и до 60 для лиц с инвалидностью. Граждане с низким доходом также получили право на налоговый кредит на детей: до 70 фунтов в неделю за первого ребенка и до 50 фунтов за каждого следующего [Hood, Norris Keiller 2016, 16-18].
Пенсионные кредиты рассчитаны на малоимущих пенсионеров, а объем пенсионного кредита зависит от уровня дохода получателя. Сумма доплат рассчитывается таким образом, чтобы уровень дохода составил 170 фунтов в неделю [Ibid., 48], и может превышать эту величину, если получатель имеет инвалидность или выступает в качестве опекуна. Пенсионный кредит заменил для пожилых граждан программу «Гарантии минимального дохода», до 1999 называвшуюся программой «Поддержки дохода», до 1966 — «Национальной помощью» [Bozio et al. 2010, 10].
В 2000 г. была отменена плата за телевидение, обязательная для всего населения, для граждан страны старше 75 лет [Hood, Norris Keiller2016, 54]. В2007г. в Англии был введен бесплатный проезд для инвалидов и пенсионеров на автобусах, кроме часов пик [Butcher 2020, 4]. В 2008 г. «Пособие по занятости и поддержке» заменило «Пособие по недееспособности». Пособие по занятости и поддержке предоставлялось для тех, кто был младше пенсионного возраста, но не мог найти работу по состоянию здоровья, сумма выплат составляла 60-75 фунтов в неделю [Hood, Norris Keiller 2016, 57].
В 2011 г. была введена схема скидок на обогрев дома для малоимущих граждан. Число получателей — 2 миллиона человек, сумма выплат — 140 фунтов в год5.
В 2012 г. был принят закон о реформе социальной политики. «Пособие по личной независимости» в2012 сменило «Пособие для живущих с инвалидностью», в свою очередь, заменившее в 1992 г. «Пособие на мобильность» и «Пособие на уход», и составляет 55-80 фунтов в неделю [Hood, Norris Keiller 2016, 60].
В 2012 г. для упрощения администрирования пособий был введен «Универсальный кредит», который заменил шесть пособий для граждан трудоспособного возраста с низким доходом: пособие по занятости и поддержке, пособие для ищущих работу, поддержка дохода, налоговый кредит на детей, налоговый кредит для работающих граждан и жилищное пособие. Базовый универсальный кредит составляет от 60 до 100 фунтов в неделю, еще 60 можно получить за детей, также может выплачиваться пособие по инвалидности для детей от 30 до 100 фунтов в неделю и до 85% оплаты ухода за детьми в пределах 175 фунтов на ребенка в неделю [Hood, Norris Keiller 2016, 82-85]. Оплата ухода за детьми предоставляется, если уход оказывает одобренное региональными властями учреждение — няня из зарегистрированной службы ухода за детьми, ясли, школа. При этом во избежание ситуаций, когда универсальный кредит превышал бы зарплату и делал бы работу менее выгодной, чем получение пособий, с апреля 2013 г. действует потолок пособий, призванный гарантировать, что ни одна семья не получит пособий на сумму, превышающую средний доход работающей семьи [Deeming 2020, 531].
В 2015 г. были введены налоговые льготы для супружеских пар:супруги получили возможность переводить друг другу часть не облагаемого налогом дохода, снижая общую налогооблагаемую базу: в Британии граждане, чей доход ниже 12 600 фунтов в год, не платят подоходный налог [Deeming2020, 535].
С 2016 г. программа государственной добровольной пенсии была прекращена. Были изменены требования по срокам осуществления взносов в национальный страховой фонд, минимальная продолжительность взносов для получения минимальной пенсии в 40 фунтов
5 Warm Home Discount Scheme. P.8// Gov.uk [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment data/file/531871/DECC WHD Government response FINAL 22 06 16.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022 190
в неделю была увеличена с 1 года до 10 лет, а для получения стандартной пенсии в 170 фунтов гражданин должен делать взносы в фонд в течение 35 лет против 30 лет ранее [Hood, Norris Keiller2016, 40]. Частные пенсионные фонды с установленными выплатами в Британии в последнее десятилетие сталкиваются с проблемой дефицита: объем обязательств с 2011 г. почти всегда превышал объем активов пенсионных фондов, в некоторые моменты этот разрыв достигал 20%, или 2% ВВП6.
Департамент труда и пенсий был создан в 2001 г. на базе департамента социальной защиты, выделенного в 1988 г. из Департамента социальной защиты и здравоохранения [Jones 2004, 69]. Департамент отвечает почти за весь объем социальной поддержки в стране, помимо NHS и образования, что составляет около 7% ВВП. Государственная пенсия обходится стране в 100 млрд фунтов, все остальные выплаты Департамента, вместе взятые, составляют две трети от этой суммы: пособие по занятости и поддержке — 15 млрд, пособие по личной независимости— 11 млрд, пособие для живущих с инвалидностью— 8 млрд, пособие по уходу — 6 млрд, пенсионный кредит — 5 млрд, семейные пособия — 3 млрд, поддержка дохода — 2,7 млрд, пособие для опекунов— 2,5 млрд, пособие для ищущих работу— 2 млрд, средства на оплату отопления — 2 млрд7. Многие получатели пособий могут получать по несколько выплат одновременно. Государственная пенсия выплачивается 13 миллионам граждан страны, что составляет 20% населения8. Второй тип пособий по числу получателей — выплаты на отопление, их получает почти 12 млн человек [Hood, Norris Keiller 2016, 53-54]. Число получателей остальных пособий сравнительно невелико: согласно данным за 2016-2018 годы, пособие по занятости и поддержке получало 2,3 млн человек, пособие по личной независимости — 1,9 млн человек, пособие для живущих с инвалидностью — 1,8 млн человек, пенсионный кредит — 1,7 млн человек, пособие по уходу— 1,4 млн человек, пособие для опекунов— 0,8 млн чел, поддержку дохода — 0,5 млн человек, пособие для ищущих работу— 0,4 млн человек9. Наконец, пособия для матерей и отцов получает половина молодых родителей страны, или 0,3 млн человек в год [Hood, Norris Keiller 2016, 12].
Число получателей универсального кредита и сумма выплат быстро растут: если в 2016 его получало всего 0,2 млн человек на 0,5 млрд фунтов [Hood, Norris Keiller2016, 12], то в 2019 уже более миллиона человек10 на 8 млрд фунтов11. На универсальный кредит переходят получатели пособий по поддержке дохода и жилищных пособий, поэтому этот вид поддержки становится основной статьей расходов после пенсий.
Служба доходов и таможни предоставляет налоговые кредиты для работающих граждан на сумму 23 миллиарда фунтов и выплаты на детей на 12 миллиардов для всех детей в стране12. Пособие на жилье администрируется местными властями, общая сумма бюджетных ассигнований составляет 24 млрд фунтов13 и затрагивает 4 млн человек14.
6 PPF 7800 Index. 30 June 2019. P. 1 // PPF [Электронный ресурс]. URL: https://www.ppf.co.uk/sites/default/files/file-2019-07/ppf 7800 at 30 june 2019 for july update.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
'Welfare trends report. P.12// Office for Budget Responsibility [Электронный ресурс]. URL: https://obr.uk/docs/dlm uploads/Welfare trends report December 2019.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
8DWP Benefits Statistical Summary. August 2018. P.6// Gov.uk [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/statistics/dwp-benefits-statistics-august-2019/dwp-benefits-statistical-summary-august-2019#working-age-benefit-combinations (дата обращения: 10.10.2021).
9 Там же. P. 4-6.
10 Там же. P. 1.
11 Welfare trends report. P.12// Office for Budget Responsibility [Электронный ресурс]. URL: https://obr.uk/docs/dlm uploads/Welfare trends report December 2019.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
12 Там же.
13 Там же.
14DWP Benefits Statistical Summary. August 2018. P.5// Gov.uk [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/statistics/dwp-benefits-statistics-august-2019/dwp-benefits-statistical-summary-august-2019#working-age-benefit-combinations (дата обращения: 10.10.2021).
Помимо администрирования жилищных льгот, муниципалитеты в Великобритании отвечают также за организацию социальных услуг. В Англии для получения помощи по уходу на дому за счет местных властей требуется проверка на нуждаемость, стоимость имущества соискателя должна быть ниже установленного уровня в 23 000 фунтов [Deeming 2020, 536]. Муниципалитеты в Британии обладают достаточно большой степенью финансовой обеспеченности из-за чрезвычайно высоких сборов местных советов, которые составляют в среднем порядка 1 500 фунтов в год с жилья, то есть примерно 4% от средней зарплаты в год [Glennerster 2003, 46].
Дома престарелых в Великобритании частные. Оплата проживания в домах престарелых требует проверки на нуждаемость во всех четырех странах Британии. В 2002 г. в Шотландии был введен бесплатный уход для граждан старше 65 лет [Deeming2020, 536]. Иногда соседи организуют систему взаимопомощи для ухода за пожилыми [Glennerster2003, 8-9] посредством заключения договора между муниципалитетом, семьями и предоставляющими соцуслуги организациями [Fraser 2009, 309].
Наиболее дорогостоящий и масштабный элемент системы социальной политики в Британии, а также крупнейший работодатель в стране— это Национальная служба здравоохранения. Общая сумма расходов Британии на NHS составляет порядка 7% ВВП15. NHS финансируется на 80% из налогов, на 12% из взносов по национальной страховке, остальные средства система получает из платы за лекарства и стоматологические услуги, платные места в госпиталях NHS. Параллельно существует частная страховка и платежи для частных госпиталей [Glennerster2003, 61-62]. Один из способов снижения затрат на здравоохранение, используемый в Британии, — это принцип «барьера», когда пациент не может попасть на прием к специалисту без направления от врача общей практики. На врачей общей практики в системе NHS приходится 90% контактов с пациентами при 10% затрат [Glennerster2003, 56]. Платежи для врачей общей практики в основном организованы по числу зарегистрированных при практике пациентов, также оплачивается предоставление дополнительных услуг, консультации беременных. Порядок выплат утверждается объединением врачей, Британской медицинской ассоциацией. Деньги после запуска системы NHS распределялись по регионам с учетом расходов прошлого года, затем — по численности населения с учетом возраста и смертности [Ibid., 63]. Система увеличения выплат тем медучреждениям, где существовали очереди, фактически поощряла неэффективность. В 1990 г. в Британии был внедрен внутренний рынок NHS [Deeming2020, 536] с делением системы NHS на покупателей и поставщиков, как в США [Fraser2009, 310], для обеспечения большей свободы участников рынка здравоохранения и улучшения качества услуг через конкуренцию со снижением их стоимости. В 1991 были учреждены районные администрации здравоохранения и врачи общей практики, которые покупали услуги для своих пациентов. Затем были введены блочные гранты от региональных властей, но финансирование для тех, кто выполнял требования неудовлетворительно, почти никогда не приостанавливалось. В 1997 г. были учреждены трасты первичного звена, которым выделялись средства на содержание больниц и лекарства по формуле, учитывающей численность населения. Трасты заключают контракты с поставщиками услуг. В среднем на один участок NHS приходится 100-250тыс. человек. В 2002 в Англии пациенты получили право на выбор медучреждения. Успешные госпитали, которые выбирало больше пациентов, получали статус «фонда», предполагающий больше прав обращения с имуществом и право занимать деньги на рынке [Glennerster 2003, 71-75]. Внутренний рынок здравоохранения был упразднен в Шотландии в 2004 г. Централизация была проведена для того, чтобы качественнее
15 Spending round. September 2019. P.31// Gov.uk [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/ spending-round-2019-document/spending-round-2019 (дата обращения: 10.10.2021).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022 192
реагировать на рост нагрузки на систему здравоохранения, связанный со старением населения. В 2006 г. в Шотландии стали бесплатными офтальмологические и стоматологические осмотры, а в 2011г. была отменена плата за рецептурные лекарства. В2009 трасты упразднил Уэльс [Deeming2020, 525]. Очередь NHS на получение услуг в 2019 г. составляла более 4 миллиона человек, а среднее время ожидания составляло порядка 2 месяцев, максимальное по закону не может превышать 4 месяца, но примерно 10% пациентов ждут своей очереди больше этого времени [Baker 2020, 1].
Система образования занимает третье место по объему финансирования после трат на пособия и расходов на здравоохранение. Стоимость оплаты детсада в Британии — одна из самых высоких в мире и может превышать 1 000 фунтов в месяц, почти половину средней зарплаты16. Эта особенность компенсируется правом на 570 часов субсидируемого местными властями ухода за детьми в год17 и связана с ранним возрастом начала обучения детей в школе, 5 лет, поэтому в школах нередко бывают отделения для детей дошкольного возраста. В Англии18 и Уэльсе19 детсады преимущественно частные, в Северной Ирландии20 и Шотландии21 большинство дошкольных учреждений принадлежит местным властям. Школьное образование в Британии обходится бюджету в более, чем 70 млрд фунтов, охватывает 10 млн школьников [Bolton 2020, 4-9]. Школы финансируются через распределение средств от местных управлений по образованию, которые получают деньги из региональных бюджетов и от центрального правительства [Glennerster 2003, 8-9].
Высшее образование в Великобритании платное, за исключением Шотландии, где оно бесплатно с 2008 г. [Deeming2020, 525]. Финансирование деятельности университетов осуществляется преимущественно за счет платежей студентов, поддержки от местных властей и выплат за исследования, которые они проводят для частных предприятий [Glennerster2003, 8-9]. Государственные гранты с2010-хгг. сократились втрое:с 75% от общего финансирования университетов до 30%, университеты обеспечивают себя сами на 2/3. Основное направление бюджетных расходов на высшее образование в Британии — субсидирование займов студентов на оплату образования, студенты начинают выплачивать займ по мере роста их дохода [Bolton2021, 3-4].
Заключение
Во второй половине XXв. в Британии было создано «государство всеобщего благосостояния», предоставлявшее гражданам широкий спектр выплат и льгот. Поддержка предоставлялась во избежание роста популярности коммунистических идей и для увеличения покупательной способности населения, чтобы содействовать развитию экономики по кейнсианской модели стимулирования спроса. После экономического кризиса 1970-х встал вопрос о жизнеспособности социального государства, и вследствие реформ 1980-х и 1990-х финансирование некоторых направлений социальной политики снизилось, был произведен
16 Key Data on Early Childhood Education and Care in Europe — 2019. P. 58// EACEA [Электронный ресурс]. URL: https://eacea. ec.europa.eu/national-policies/eurydice/sites/default/files/ec0319375enn 0.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
17 Там же. P. 47.
18 Survey of Childcare and Early Years Providers:Main Summary, England (2019). P.1// Gov.uk [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment data/file/1039532/Survey of Childcare and Early Years Providers 2019 revised Dec 2021.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
19 Review of the Childcare Sector in Wales. P.8 // Welsh Government [Электронный ресурс]. URL: https://gov.wales/sites/ default/files/statistics-and-research/2019-07/180110-review-childcare-sector-en.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
20 Annual enrolments at schools and in funded pre-school education in Northern Ireland, 2017/18. P. 5. // Department of Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.education-ni.gov.uk/sites/default/files/publications/education/revised-29-april-2019-enrolments-at-schools-and-in-funded-pre-school-e....pdf (дата обращения: 10.10.2021).
21 Early learning and childcare statistics 2019. P.14// CareInspectorate [Электронный ресурс]. URL: https://www.careinspectorate.com/images/documents/5956/Early%20Learning%20and%20Childcare%20statistics%202019.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022 193
ряд преобразований по образцу американской консервативной системы социальной политики. При этом общая архитектура системы Бевериджа— социальная поддержка для всех и всеобщая система взносов в государственный страховой фонд— осталась неизменной. Многие из мер, принятых в Британии, были переняты в СССР в 1950-е и стали наиболее успешными практиками советской социальной политики— всеобщие пенсии и массовое жилищное строительство.
Британская модель может считаться одной из наиболее эффективных систем социальной политики в мире, но не лишена ряда недостатков. Пожилые жители Британии имеют право на льготы и пособия в таких сферах, как жилищно-коммунальные платежи и транспорт, но в основном они получают денежные выплаты, а скидки или бесплатное предоставление услуг, как в России, отсутствуют.
Существует развитая система поддержки инвалидов, но она имеет в основном монетарное выражение. Всем гражданам страны предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, но для системы NHS характерно чрезвычайно большое время ожидания. В среднем доступность высокотехнологичного медицинского обслуживания в Британии выше, чем в России, с точки зрения географии, но ниже с точки зрения времени ожидания. Для Британии характерны широкие полномочия медицинских учреждений и их финансовая состоятельность вкупе с институционализированной ответственностью перед потребителями посредством управляющих больницами советов, что снижает вероятность злоупотреблений.
Школьное образование предоставляется бесплатно, но за высшее образование, в отличие от Европы и России, британцы платят, а дошкольное образование в Британии — одно из наиболее дорогих в мире, хотя это в значительной мере компенсируется льготными займами и субсидиями соответственно.
Гарантированное государственное пенсионное обеспечение предоставляется в сравнительно скромных объемах, но общая сумма фактически выплачиваемых пенсий обеспечивает высокий уровень замещения дохода пенсионеров благодаря развитым страховым и накопительным пенсиям и налоговым льготам на негосударственные пенсионные накопления. Другое важное преимущество британского государственного пенсионного фонда — его устойчивый профицит, достигнутый благодаря снижению темпов индексации пенсий. В России дефицит пенсионного фонда связан с опережающим ростом пенсий. Аналогично негосударственные пенсионные фонды Британии с установленными выплатами получают меньше средств из взносов, чем расходуют на выплаты. Финансирование социальной сферы в Британии в размере 25% ВВП совпадает с российским, но доступность социальных услуг выше благодаря исторически сложившемуся участию местных властей.
История становления системы социальной политики в Британии заметно отличается от российской, как и административно-территориальное деление двух государств и, соответственно, распределение полномочий между уровнями власти. Права регионов Британии в регулировании социальной политики шире, и разнообразие решений выше, чем в России, хотя и для отечественной системы характерна достаточно высокая степень децентрализации.
Ряд решений Британии может быть использован Россией, а также отечественная система может учесть недочеты британского опыта и избежать связанных с ними издержек. Достижение самодостаточности страховых фондов, повышение степени самоуправления медучреждений, увеличение финансовой самостоятельности регионов и местных властей, зависимость объема льгот и пособий от уровня благосостояния — это те меры, которые могли бы способствовать развитию отечественной системы социальной политики.
Список литературы:
Каленский В.Г. Социальное законодательство Англии. М.: Наука, 1969.
Социальное законодательство России и Великобритании / Под ред. М.И.Левиной М.:Хризостом, 2000.
ЦелыхМ.П. Социальная работа в эпоху тэтчеризма в Великобритании// Журнал исследований социальной политики. 2014. Том 12. № 4. С. 569-584.
ЯвноваИ.И. Социальная политика консервативного правительства Маргарет Тэтчер (80-е годы XX века) // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 12. С. 105-109. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.19.
BakerC. NHS Key Statistics:England, February 2020// Briefing Paper Number 7281. 2020. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-7281/CBP07281-feb2020.pdf.
Blake D. Pension Schemes and Pension Funds in the United Kingdom. Oxford: Oxford University Press, 1995.
BoltonP. Education Spending in the UK// Briefing Paper Number 1078. 2020. URL: https://dera.ioe.ac.uk//37407/1/SN01078%20%28redacted%29.pdf.
BoltonP. Higher Education Funding in England// Briefing Paper Number 7393. 2021. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-7973/CBP-7973.pdf.
Bozio A., Crawford R., Tetlow G. The History of State Pensions in the UK: 1948 to 2010 // IFS Briefing note BN105. 2010. URL: https://ifs.org.uk/bns/bn105.pdf.
ButcherL. Concessionary Bus Travel// Briefing Paper. CBP 1499. 2020. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/SN01499/SN01499.pdf.
Butler D., Butler G. Twentieth Century British Political Facts, 1900-2000. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2000.
Chitty C. Education Policy in Britain. London: Palgrave Macmillan, 2014.
DeemingC. The United Kingdom New Devolved Welfare Systems in Britain// Routledge Handbook of European Welfare Systems / ed. by S. Blum, J. Kuhlmann, K. Schubert. Oxon: Routledge, 2020. P. 522-543.
Fraser D. The Evolution of the British Welfare State. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009.
Glennerster H. Financing the United Kingdom's Welfare States. London: Public Services Trust, 2020.
Glennerster H. Understanding the Finance of Welfare. What Welfare Costs and How to Pay for It. Bristol: Policy Press, 2003.
Hall P. The Social Services of Modern England. London: Routledge and Kegan Paul, 1963.
Hardy S. Social Security Law in the United Kingdom. Alpen aan de Rijn: Kluwer, 2019.
HarrisB. The Origins of the British Welfare State. Social Welfare in England and Wales, 1800-1945. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2004.
Hood A., Norris Keiller A. A Survey of the UK Benefit System. London: IFS, 2016.
Jones B. Dictionary of British Politics. Manchester: Manchester University Press, 2004.
Jones K. The Making of Social Policy in Britain 1830-1990. London: Athlone Press, 1994.
SeelyA. National Insurance Contributions (NICs): An Introduction // Briefing Paper Number 4517. 2019. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-8554/CBP-04517.pdf.
Spicker P. How Social Security Works. An Introduction to Benefits in Britain. Bristol: Policy Press, 2011.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 90. Февраль 2022 г.
Thane P. The Foundations of the Welfare State. New York: Longman, 1982.
Timmins N. The Five Giants. A Biography of the Welfare State. London: William Collins, 2017.
WarrenM.D. A Chronology of State Medicine, Public Health, Welfare and Related Services in Britain 1066-1999. London: Faculty of Public Health Medicine of the Royal Colleges of Physicians, 2000.
References:
Kalenskiy V.G. (1969) Sotsialnoye zakonodatelstvo Anglii [Social law of England]. Moscow: Nauka.
Levina M.I. (ed.) (2000) Sotsialnoye zakonodatelstvo Rossii i Velikobritanii [Social law of Russia and the Great Britain]. Moscow: Khrizostom.
Tselykh M.P. (2014) Social Work in the Epoch of Thatcherism in Great Britain. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki. Vol. 12. No. 4. P. 569-584.
YavnovaI.I. (2019) Social Policy of Margaret Thatcher's Conservative Government (The1980s)Manuskript.Vol. 12.No. 12.P. 105-109.D0I: https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.19.
BakerC. (2020) NHS Key Statistics:England, February 2020. Briefing Paper Number 7281. Available: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-7281/CBP07281-feb2020.pdf.
Blake D. (1995) Pension Schemes and Pension Funds in the United Kingdom. Oxford: Oxford University Press.
BoltonP. (2020) Education Spending in the UK. Briefing Paper Number 1078. Available: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/SN01078/SN01078.pdf.
BoltonP. (2021) Higher Education Funding in England. Briefing Paper Number 7393. Available: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-7973/CBP-7973.pdf.
Bozio A., Crawford R., Tetlow G. (2010) The History of State Pensions in the UK: 1948 to 2010. IFS Briefing note BN105. Available: https://ifs.org.uk/bns/bn105.pdf.
ButcherL. (2020) Concessionary Bus Travel. Briefing Paper. CBP 1499. Available: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/SN01499/SN01499.pdf.
ButlerD., ButlerG. (2000) Twentieth Century British Political Facts, 1900-2000. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
Chitty C. (2014) Education Policy in Britain. London: Palgrave Macmillan.
Deeming C. (2020) The United Kingdom New Devolved Welfare Systems in Britain. In: Blum S., Kuhlmann J., SchubertK. (eds.) Routledge Handbook of European Welfare Systems. Oxon: Routledge. P. 522-543.
Fraser D. (2009) The Evolution of the British Welfare State. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
GlennersterH. (2003) Understanding the Finance of Welfare. What Welfare Costs and How to Pay for It. Bristol: Policy Press.
Glennerster H. (2020) Financing the United Kingdom's Welfare States. London: Public Services Trust.
Hall P. (1963) The Social Services of Modern England. London: Routledge and Kegan Paul.
Hardy S. (2019) Social Security Law in the United Kingdom. Alpen aan de Rijn: Kluwer.
Harris B. (2004) The Origins of the British Welfare State. Social Welfare in England and Wales, 1800-1945. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
Hood A., Norris Keiller A. (2016) A Survey of the UK Benefit System. London: IFS. Jones B. (2004) Dictionary of British Politics. Manchester: Manchester University Press.
Jones K. (1994) The Making of Social Policy in Britain 1830-1990. London: Athlone Press.
SeelyA. (2019) National Insurance Contributions (NICs): An Introduction. Briefing Paper Number 4517. Available: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-8554/CBP-04517.pdf.
Spicker P. (2011) How Social Security Works. An Introduction to Benefits in Britain. Bristol: Policy Press.
Thane P. (1982) The Foundations of the Welfare State. New York: Longman.
Timmins N. (2017) The Five Giants. A Biography of the Welfare State. London: William Collins.
Warren M.D. (2000) A Chronology of State Medicine, Public Health, Welfare and Related Services in Britain 1066-1999. London: Faculty of Public Health Medicine of the Royal Colleges of Physicians.
Дата поступления/Received: 16.10.2021