Научная статья на тему 'Социальное обеспечение в Великобритании и Ирландии'

Социальное обеспечение в Великобритании и Ирландии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4947
548
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИРЛАНДИЯ / SOCIAL POLICY / SOCIAL SECURITY / SOCIAL WORK / GREAT BRITAIN / IRELAND

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Туарменский Владимир Викторович

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска оптимальной модели социальной политики современного государства. Целью статьи стала попытка изложения основных элементов модели социальной политики стран Британских островов. Предметом работы стала фиксация основных достижений и проблем моделей социального обеспечения государств рассматриваемого региона. Автор рассматривает важнейшие составляющие социальной политики и практики Великобритании и Ирландии. Основное внимание автор уделяет наиболее важным составляющим британской модели. Автор указывает, что социальное обеспечение рассматриваемых стран относится к смешанной модели. Модель социальной политики Великобритании и Ирландии носит в себе черты «государственно перераспределительной» и «остаточной» моделей. В статье подробно рассматривается история возникновения и развития концепции социального обеспечения Великобритании. В основной части статьи описываются особенности системы социального страхования и его слагаемые: пенсионное страхование, страхование по болезни, от несчастного случая, по безработице, на случай инвалидности. Особый интерес представляет модель пенсионного обеспечения рассматриваемых стран, так как именно данная модель легла в основу пенсионной реформы России. Рассматривается политика стран на рынке труда и анализируется роль государства в регулировании трудовых отношений. Представлена оригинальная модель осуществления семейной политики рассматриваемых государств. Описывается история возникновения и эволюция социальной работы на Британских островах. На основании изучения национальных вариантов социальной политики, автор делает вывод о существовании единой модели социального обеспечения Британских островов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SERVICE IN THE UK AND IRELAND

The relevance of the article is due to the need to find the optimal model of social policy of the modern state. The purpose of the article is an attempt to present the main elements of the model of social policy of the British Isles. The subject of the work was the fixation of the main achievements of the models of social security of the States of the region. The author examines the most important components of social policy and practice in great Britain and Ireland. The author pays special attention to the most important components of the British model. The author points out that the social security of the countries under consideration belongs to a mixed model. The model of social policy of great Britain and Ireland has the features of "state redistributive" and "residual" models. The article discusses in detail the history of the origin and development of the concept of social security in the UK. The main part of the article describes the features of the social insurance system and its components: pension insurance, sickness insurance, accident insurance, unemployment insurance, disability insurance. Of particular interest is the model of pension provision of the countries in question, since this model formed the basis of the pension reform of Russia. The policy of the countries in the labor market is considered and the role of the state in regulation of labor relations is analyzed. The original model of implementation of family policy of the considered States is presented. The history and evolution of social work in the British Isles is described. Based on the study of national versions of the social policy, the author makes a conclusion about the existence of a single model of social protection of the British Isles.

Текст научной работы на тему «Социальное обеспечение в Великобритании и Ирландии»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (36), 2019 97 УДК 304.4

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

И ИРЛАНДИИ Туарменский Владимир Викторович, к.пед.н., доцент (e-mail: tuarmensky@gmail.com) Филиал Московского университета имени С.Ю. Витте в г.Рязани, Россия

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска оптимальной модели социальной политики современного государства. Целью статьи стала попытка изложения основных элементов модели социальной политики стран Британских островов. Предметом работы стала фиксация основных достижений и проблем моделей социального обеспечения государств рассматриваемого региона. Автор рассматривает важнейшие составляющие социальной политики и практики Великобритании и Ирландии. Основное внимание автор уделяет наиболее важным составляющим британской модели. Автор указывает, что социальное обеспечение рассматриваемых стран относится к смешанной модели. Модель социальной политики Великобритании и Ирландии носит в себе черты «государственно - перераспределительной» и «остаточной» моделей. В статье подробно рассматривается история возникновения и развития концепции социального обеспечения Великобритании. В основной части статьи описываются особенности системы социального страхования и его слагаемые: пенсионное страхование, страхование по болезни, от несчастного случая, по безработице, на случай инвалидности. Особый интерес представляет модель пенсионного обеспечения рассматриваемых стран, так как именно данная модель легла в основу пенсионной реформы России. Рассматривается политика стран на рынке труда и анализируется роль государства в регулировании трудовых отношений. Представлена оригинальная модель осуществления семейной политики рассматриваемых государств. Описывается история возникновения и эволюция социальной работы на Британских островах. На основании изучения национальных вариантов социальной политики, автор делает вывод о существовании единой модели социального обеспечения Британских островов.

Ключевые слова: социальная политика, социальное обеспечение, социальная работа, Великобритания, Ирландия.

Введение. Великобритания (Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии) является одним из крупнейших европейских государств, культурные традиции которого оказали непосредственное влияние на формирование современной цивилизации. Социальная политика и социальная практика Великобритании будет рассмотрена в сопоставлении с аналогичными областями социальной сферы Ирландии, страны получившей независимость от Англии лишь в XX веке.

Что касается модели социальной политики Великобритании, то для неё характерно смешение патерналистских и этатических начал [1]. Система социального обеспечения носит смешанный характер, заключая в себе черты «государственно - перераспределительной» и «остаточной» моделей [3]. Патерналистская, консервативная, «остаточная» модель основана на стремлении направлять социальные ресурсы общества на поддержку наиболее нуждающихся, которые не могут обеспечивать себя сами [16]. Такая модель вполне естественна для такой страны традиций, как Великобритания [14]. Состоятельные члены общества вынуждены сами, посредством собственных накоплений организовывать для себя необходимое социальное обслуживание [13].

Своеобразие британской модели во многом обусловлено деформацией принципов социального государства в 80-е годы после прихода к власти неоконсерваторов во главе с М. Тетчер [11]. Поголовная приватизация и уход государства от решения многих социальных проблем не могли не сказаться на состоянии и развитии социальной практики [15]. Сокращение расходов на социальные нужды привело к резкому (на 53%) за десятилетие росту числа людей за чертой бедности (более 10 млн. человек) и дискредитации идей социальной работы в обществе. Целью статьи стала попытка изложения основных элементов модели социальной политики стран Британских островов. Предметом работы стала фиксация основных элементов моделей социального обеспечения государств рассматриваемого региона. Методологической основой исследования стали системный, сравнительный и исторический подходы.

Социальное страхование является важнейшей составляющей социальной политики государства [6]. В данном разделе будут рассмотрены страхование по безработице, медицинское и пенсионное страхование.

Страхование по безработице в рассматриваемых странах находится в руках государства [8]. Сбор средств в фонды страхования осуществляется в Великобритании Министерством социальной защиты [2, с. 90]. Финансирование программ занятости осуществляется за счёт налога на фонд зарплаты. В Англии ставки сборов в фонд страхования изменяются в зависимости от экономических показателей отдельных предприятий. Условием назначения пособия является минимальная продолжительность занятости до момента потери работы. В Британии для получения права на пособие необходимо проработать не менее 13 недель за последние 26 недель и при этом быть занятым не менее 16 часов в неделю [4, с. 25]. В Британии пособие может выплачиваться максимум один год. Охват пособиями безработных составлял в 80-е гг. в Великобритании 32%.

Пенсионное обеспечение в рассматриваемых странах является многоуровневым. Первый уровень составляют незначительные по размерам базовые пенсии. Например, в Англии размер базовой пенсии не превышает 15% среднего заработка (3179 фунтов в год для одинокого человека и 5003 фунта для семейной пары).

Второй уровень составляют накопительные пенсионные системы, носящие добровольный (в Британии и Ирландии) характер [12]. В Великобритании второй уровень носит название государственной пенсии по выслуге лет. Данная пенсия предоставляется наёмным работникам и зависит от стажа и размера заработной платы. Основа данной пенсии была заложена в 1959 году, когда к базовой пенсии по старости была установлена прибавка, которая исчислялась пропорционально прошлому заработку. Размер дополнительной части пенсии по старости приблизительно равен 25% заработка. Второй уровень ирландской пенсионной системы более напоминает третий уровень пенсионной системы Великобритании.

Третий уровень предполагает наличие частной профессиональной пенсионной системы. Данный уровень основан исключительно на принципах добровольности. В Британии третий уровень носит название негосударственной пожизненной пенсии по выслуге лет. Однако участие в профессиональной пенсионной системе автоматически лишает британца права на пенсию второго уровня. Данный уровень получает развитие в 50-60-х годах, а к 1991 году около 50% работающих были охвачены профессиональными (частными) пенсионными системами [7, с. 46]. Участие в негосударственных пенсионных системах позволяет работнику получать до 70% своей последней зарплаты (таблица 1).

Что касается пенсионного возраста, то в Великобритании право на пенсию получают мужчины в возрасте 65 и женщины в возрасте 60 лет. В 1993 году правительство Британии решило установить единый пенсионный возраст для мужчин и женщин - 65 лет (таблица 2) [5].

Таблица 1- Размеры пенсионного пособия по возрасту в % к «чистой» _средней заработной плате промышленного рабочего_

«Заработанная» пенсия Минимальное пособие

Индивидуальная При наличии взрослого иждивенца Индивидуальная

Великобритания 44 59 31

Ирландия 42 62 35

Таблица 2 - Пенсионное обслуживание

Страна Население в возрасте 65 лет и старше (% ко всему населению) Пенсия по возрасту (% ВНП) Средняя пенсия (% ВНП на душу населения)

Великобритания 15,6 10,0 63,9

Ирландия 11,4 5,0 43,8

Что касается политики государств в области трудовых отношений,

то во всех рассматриваемых странах продолжительность рабочего времени регулируется законами и коллективными договорами [17]. Они определяют нормальную продолжительность рабочего времени - рабочего дня и рабочей недели (таблица 3). В Великобритании закон ограничивает про-

должительность рабочего времени женщин и молодёжи [18]. Для основной массы работников продолжительность рабочего времени определяется коллективными договорами. Работа в сверхурочное время носит добровольный характер и лишь в случаях, предусмотренных законом, носит обязательный характер. В Великобритании продолжительность сверхурочных работ не ограничивается только для взрослых рабочих мужчин.

Таблица 3- Продолжительность рабочей недели

Страна По закону По коллективным договорам

Великобритания - 37-39

Ирландия 48 38-40

Семейная политика в рассматриваемых странах находится на довольно высоком уровне (таблица 4). Например, расходы на помощь семье в Британии составляют 2,4% к ВНП и 8,8% к ВНП на душу населения, в Ирландии соответственно 2,2 и 5,9%. Пособие по беременности и родам составляет в Великобритании в течение первых 6 недель 91% от заработной платы и 25% в последующие 12 недель, в Ирландии 93% от заработной платы в течение 14 недель. В Великобритании существует два основных вида семейных денежных пособий, финансируемые за счёт общего налогообложения, и пособия, которые назначаются после проверки доходов для поддержания семьи. Пособие выплачивается на каждого ребёнка до 16-ти летнего возраста (если ребёнок продолжает учиться, выплата пособия продолжается до 19 лет). Пособие сохраняется, если после окончания учёбы ребёнок ищет работу. В Великобритании существует программа семейного кредита. Данный вид помощи предоставляется семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. Кредит предоставляется на 26 недель, после чего семья проходит проверку уровня дохода [4, с. 61]. В рассматриваемых странах существуют пособия неполным семьям, не получающим алиментов. В Великобритании оно составляет 38% от средней зарплаты после вычета налогов, в Ирландии - 44%. Семейная политика данных государств, как и большинства европейских стран, направлена на поощрение многодетных семей [20].

Таблица 4 - Семейные пособия в % к зарплате после вычета налогов

Страна Один ребёнок Двое детей Трое детей

Великобритания 5 9 13

Ирландия 2 4 6

Представляет интерес практика оказания социальной помощи в Великобритании. Для получения права на получение пособия по программе поддержания дохода, необходимы следующие условия: иметь доход ниже определённого уровня, быть в трудоспособном возрасте, не иметь полной занятости и быть готовым к работе полный рабочий день. Сумма пособия

складывается из следующих элементов: личного пособия, надбавки и расходов на оплату жилья. Кроме того, в Великобритании существует программа социального фонда, рассчитанная на нужды лиц с низкими доходами (например, оплата расходов на похороны, расходов в связи с рождением ребёнка, еженедельные выплаты беднякам в периоды очень холодной погоды) [4, с. 61].

Социальная работа в Великобритании имеет многовековые традиции. Первым проявлением социальной работы можно считать открытие в Кентербери в 1084 г. Дома милостыни для бедных. В 12 веке в Лондоне открывается Варфоломеевская больница. В 13 веке в городе Бристоль организовано первое в Англии благотворительное общество. К актам социальной работы 14 века можно отнести «Закон о труде» (1349 г.), запрещавший здоровым людям нищенствовать и попрашайничать. В 16 веке издаётся закон о помощи бедным (1531г.), предусматривавший выдачу лицензий на право просить милостыню, и в 1572 году вводится общенациональный налог для бедных. В 17 веке издаётся закон о благотворительности (1601 г.), направленный на оказание помощи голодающим. По имени королевы, правившей в то время, он получил название «Закона королевы Елизаветы о помощи бедным». В 1697 году был открыт первый работный дом. После этого в 1775 г. был принят «Закон о землях Спенса», в 1834 г. - «Новый закон о помощи бедным», направленный на помощь малообеспеченным слоям населения. Помощь неимущим слоям была направлена на обеспечение голодающих исключительно продуктами питания [19].

В 1819 году был принят «Закон о предприятиях», который запрещал нанимать на предприятия текстильной промышленности лиц моложе 9 лет, а рабочее время для лиц моложе 18 лет ограничивалось 12 часами. В 1847 году был принят «Закон о десятичасовом рабочем дне».

В 1909 г. был принят «Закон о комитете по урегулированию», в котором впервые устанавливался минимальный размер заработной платы [15, с. 398]. Кроме того, в 1905 г. был принят «Закон о биржах труда», по которому учреждалась сама биржа труда и её филиалы по всей стране [16, с. 46].

В Великобритании впервые начали осуществляться мероприятия в области здравоохранения и санитарии. В 1875 г. введён «Закон об общественном здравоохранении», который можно назвать отправным пунктом в становлении современного понятия общественного здравоохранения.

Социальная работа в полном смысле этого слова появляется в Англии в 19 веке. В 1935 году организовано общество по предотвращению нищенства. В 1869 году создано Общество организованной благотворительности, ставившее своей целью координацию филантропической деятельности на добровольных началах [9, с. 115]. В 1878 году основана Армия Спасения. К началу 20-го века созрела идея создания профессиональной помощи нуждающимся. В 1903 году Обществом организованной благотворительности была открыта Школа социологии - первое специализированное учебное заведение для подготовки социальных работников. В 1912 году данное

учебное заведение было преобразовано в факультет социальной работы Лондонской школы экономики. В 1970 году был учреждён Центральный Совет по обучению и подготовке в области социальной работы.

За подготовку специалистов в области социальной работы ответственность несёт Общество благотворительных организаций. Средний возраст слушателей составляет 25 лет, 30% составляют лица 35 лет и выше, 1/3 мужчины. Имеются одногодичные и двухгодичные аспирантские курсы для слушателей, имеющих степень бакалавра или диплом в приемлемой области. Имеются курсы повышения квалификации в университетах и политехнических институтах. Основные изучаемые дисциплины: социальная политика, социология, психология и др. [10, с. 86]. Специалистам в данной области работа предоставляется различными государственными, общественными и частными организациями. В Англии и Уэльсе - это муниципальные отделения социальной помощи, осуществляющие патронажную работу в здравоохранении, образовании, пробации; в Шотландии - местные отделения социальной помощи в системе здравоохранения и проба-ции; в Северной Ирландии - региональные комитеты здравоохранения и социального обеспечения, а также комиссия по пробации, отделы образования и библиотек.

В Ирландии обучение социальной работе началось в 1934 году. С 1954 года действует колледж по подготовке социальных работников при Дублинском университете. Координация подготовки социальных работников осуществляется консультативным комитетом обучения социальной работе. В колледжах подготовка специалиста осуществляется 2 в дублинском университете 3 года. Ежегодно обучается от 30 до 80 студентов. Принимаются лица на моложе 22 лет.

Выводы. Таким образом, необходимо отметить, что смешанная модель социальной политики Великобритании, основанная на многовековых традициях социальной помощи, получает всё больше черт либеральной модели. Начавшийся в 80-е годы постепенный дрейф от классического социального государства продолжается. Необходимо отметить, что Великобритании до сих пор удаётся демонстрировать высокие показатели в области социального обеспечения. Модель социального обеспечения Ирландии демонстрирует сходные черты, что объясняется постоянным политическим, экономическим и культурным влиянием Великобритании.

Список литературы

1. Волгин Н. А. Социальная политика. Российская академия государственной службы при Президенте РФ. - М.: Экзамен, 2003. - 734 с.

2. Волгин, Н.А. Социальное государство : учебник / Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К°, 2003.

3. Калашников, С.В. Функциональная теория социального государства / С. В. Калашников. - М.: Экономика, 2002.

4. Клинова Е. Семейные пособия и пособия нуждающимся в странах Европейского Союза //Человек и труд. 1995. №9.

5. Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М., 1998.

6. Кострова Ю.Б. Проблемы управления занятостью населения в Рязанской области // Научные труды МУ им. С.Ю. Витте. - М.: МУ им. С.Ю. Витте. 2016. С. 76-84.

7. Мачульская Е. Старики туманного Альбиона //Социальная защита. 1998. №1.

8. Смирнов, С.Н. Социальная политика : учеб. пособие С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидо-рина. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004.

9. Соловьёв А. Процесс рождения новых профессий: социальная работа в США, Великобритании и России //Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. - М., 1997. С.105-120.

10. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992.

11. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / Под ред. Ю.Д. Квашнина. - М.: ИМЭМО РАН, 2016.

12. Степанов Б. Старость по-ирландски //Социальная защита. 1999. №6.

13. Туарменская А.В. Корпоративная культура англоязычных стран // XI Международная научно-практическая конференция «Наука и образование XXI века» - Рязань, СТУ, 2017. С 223-228.

14. Туарменская А.В., Туарменский В.В., Кондаурова Н., Строилов А., Тарасикова М. Стереотипные представления школьников о типичных британцах // Студенческий научный поиск - науке и образованию XXI века материалы IX-й Международной студенческой научно-практической конференции. - Рязань, СТИ, 2017. С. 254-257.

15. Туарменский В.В., Барановский А.В. Счастье как категория эффективной социальной политики государства // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. №2. С.274-283.

16. Туарменский В.В., Лящук Ю.О., Соломко А.К. Влияние модели социального партнёрства на корпоративную культуру государства // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. / Отв. ред. А.А. Горохов. - Курск: ЮЗГУ, 2018. С. 295-298.

17. Шибаршина О.Ю. Государственное регулирование экономического роста // Актуальные проблемы развития общества, экономики и права : сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов. - М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2017. С. 93-99.

18. Шибаршина О.Ю. Региональная политика занятости молодёжи (социологический анализ): дис. ... канд. социолог. наук. - М.: МГТУГА, 2004.

19. Beatrice and Sidney Webb. English Poor Law History, L., 1976.

20. Richard M. Titmuss. Essays on the Welfare State, Boston, 1963.

Tuarminski Vladimir Viktorovich, PhD, associate Professor of business and management

(e-mail: tuarmensky@gmail.com)

Branch of Moscow Witte University, Ryazan, Russia

SOCIAL SERVICE IN THE UK AND IRELAND

Annotation. The relevance of the article is due to the need to find the optimal model of social policy of the modern state. The purpose of the article is an attempt to present the main elements of the model of social policy of the British Isles. The subject of the work was the fixation of the main achievements of the models of social security of the States of the region. The author examines the most important components of social policy and practice in great Britain and Ireland. The author pays special attention to the most important components of the British model. The author points out that the social security of the countries under consideration belongs to a mixed model. The model of social policy of great Britain and Ireland has the features of "state - redistributive" and "residual" models. The article discusses in detail

the history of the origin and development of the concept of social security in the UK. The main part of the article describes the features of the social insurance system and its components: pension insurance, sickness insurance, accident insurance, unemployment insurance, disability insurance. Of particular interest is the model of pension provision of the countries in question, since this model formed the basis of the pension reform of Russia. The policy of the countries in the labor market is considered and the role of the state in regulation of labor relations is analyzed. The original model of implementation of family policy of the considered States is presented. The history and evolution of social work in the British Isles is described. Based on the study of national versions of the social policy, the author makes a conclusion about the existence of a single model of social protection of the British Isles.

Key words: social policy, social security, social work, great Britain, Ireland.

УДК 316.334.22

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Шендель Татьяна Владимировна, к. пед. н., доцент (e-mail: Shendeltatjana@rambler.ru) Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Петрова Татьяна Валерьевна, студент (e-mail: donbananas@mail.ru) Красноярский институт железнодорожного транспорта г. Красноярск, Красноярский край

В статье представлено содержание понятия «социально-психологический климат». Определены основные характеристики неблагоприятного организационного климата. Используя методику О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, изучен социально-психологический климат на предприятии Красноярского края. Полученные результаты подтверждают значимость управления социально-психологическим климатом на предприятии, состоящую в повышении работоспособности персонала, привлечении высококвалифицированных специалистов и т.д.

Ключевые слова: предприятие, социально-психологический климат, изучение, методы изучения, персонал.

Эффективное управление предприятием заключается не только в организации и контроле профессиональной деятельности персонала, но и в создании благоприятной обстановки в коллективе. То, как чувствует себя работник и какие эмоции получает от своей профессиональной деятельности, влияет на его развитие, а, значит, и на развитие предприятия. В этой связи значимость и актуальности приобретает управление социально-психологическим климатом на предприятии. Остановимся на содержании данного понятия подробнее.

По мнению В.М. Шепеля, социально-психологический климат - это «эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.