Научная статья на тему 'Социальное государство: модернизация и параметры развития'

Социальное государство: модернизация и параметры развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2557
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / MODERNIZATION / SOCIAL QUALITIES / INDEXES / UNIVERSAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукашева Е. А.

Статья исследует новые подходы к деятельности социального государства, которая определяется инновационной природой экономического развития, инвестициями в человеческий капитал и созданием уникального знания. Основным направлением модернизации социального государства является социальное качество жизни. Это зафиксировано в индексах, разработанных в Европейском Союзе. Индексы социального качества включают в себя основные условия модернизации: создание сети социального обеспечения, социальное единство общества, социальную вовлеченность граждан, наличие возможности для каждого члена общества защищать самому или совместно с иными гражданами свои права. Статья анализирует состояние российского социального государства возможность применения европейских индексов в качестве средства улучшения социального качества жизни в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article researches the new approaches to the activities of the social state. They are determined by the innovative nature of the economic development, by investment in human capital and by production of unique knowledge. The basic direction of modernization of the social state is the social quality of life. It is specified in the indexes which have been developed in the European Union. The indexes of social quality integrate the basic conditions of modernization: the creation of networks of social security; the social unity of society; social inclusiveness of citizens; authorization to each member of the society the possibility to protect independently is jointly with others its rights. The article analyses the state of the Russian social state and the possibility of application of the european indexes as means of promotion of social quality of life in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Социальное государство: модернизация и параметры развития»

Е.А. Лукашева"

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ

Европейские модели социального качества жизни

Со времени возникновения социального государства произошли радикальные изменения в экономических структурах общества, в организации мирохозяйственного устройства, значительным трансформациям подверглись объем и характер деятельности «государства благосостояния». Послевоенное индустриальное общество стремилось преодолеть трудности послевоенного периода, обеспечить права человека, обозначенные в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека.

Перед современным правовым социальным государством стоят еще более сложные задачи, прежде всего в связи с изменением характера труда, определяемого инновационным характером технологического развития, необходимостью высокой квалификации работников, интенсификацией трудовых процессов. Новые технологии неизбежно ведут к высвобождению рабочей силы и росту безработицы, неполной занятости. В этой связи пишут о моральном «старении» концептуальных основ социального государства, его «моральном износе»1. Такая характеристика представляется мне не совсем правильной. Ни один социальный организм не может постоянно пребывать в неизменном виде. Современные общественные отношения, в частности социально-экономические, стремительно меняются. Поэтому государство, право, общественные объединения должны адаптироваться к новым ситуациям, обогащаться новыми свойствами.

Заведующая сектором прав человека Института государства и права РАН, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук.

1 См.: Федоров С.М. Социальная политика в странах Европейского союза: от неолиберализма к идеям активного социального государства // Социальная политика в контексте интеллектуального сотрудничества. М., 2009. С. 340.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 3/2010

Это относится и к правовому социальному государству. П.И. Новгородцев, проследив диалектику развития правового государства, отмечал, что появление у последнего социальных функций означает умаление индивидуалистических ориентаций, формирование солидарности и осуществление им «благородной миссии общественного служения». Он подчеркнул, что путь к реализации принципов социального государства - солидарности, ответственности, обеспечения достоинства человека - длительный, а по сути дела, нескончаемый. Возлагая на себя «благородную миссию общественного служения», государство встречается с необходимостью реформ, которые «лишь частью осуществимы немедленно, а в остальном либо вовсе не осуществимы, или осуществимы лишь в отдаленном будущем и, вообще говоря, необозримы в своем дальнейшем развитии и осложнении»2.

Сейчас в зарубежных государствах прослеживается тенденция реформировать, модернизировать социальное государство, приспособив его к вызовам современного мира и стремительно меняющемуся технологическому инновационному развитию, выдвигается концепция создания «активного социального государства». Однако социальное государство изначально, с ранних лет своего возникновения, не могло не быть «активным»; его деятельность, даже самая ограниченная, встречала упорное сопротивление либертаристов, утверждавших идеи всесилия «невидимой руки рынка» и необходимость отстранения государства от любых форм воздействия на экономику. В борьбе с этими теориями социальное государство, развивая активность, с трудом утверждало свои принципы и цели. На мой взгляд, сегодня речь должна идти о возрастании гуманистических основ правового социального государства, его нравственной направленности, позволяющей на базе роста «общественных богатств» перейти от минимальных стандартов к универсальной социальной безопасности.

В современных развитых государствах вопросы социальной политики, государственности находятся в центре внимания и политических дискуссий, и научных исследований, рассматриваются различные подходы и концепции социального государ-

2 Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 340.

ства, значимость его социальной деятельности для устойчивого развития общества и миропорядка. Это определяется динамичным развитием экономики (национальной и мировой), глобализацией, усилившей экономическое взаимодействие государств и вопреки ожиданиям не способствовавшей росту равноправия участников такого взаимодействия и созданию социального благополучия населения всех государств.

Зарубежная наука разрабатывает различные модели социальной политики в зависимости не только от этапа экономического развития, но и от неизбежного возникновения новых аспектов в природе современного социального государства, обогащения его сущности, расширения сферы деятельности. Как уже отмечалось, социальное государство не является статичным. Находясь в постоянном движении, в непрерывно меняющихся условиях, концепция социального государства нуждается в постоянных пересмотрах и адаптациях. Тем более что концепции социального государства, различные модификации социальной политики и сегодня встречают противодействие как сторонников социальной государственности, так и тех ученых, политиков, которые стремятся предельно сузить социальную деятельность государства и круг лиц, подлежащих социальной защите.

Расхождения в подходе к моделям социальной защиты человека начинается с противопоставления экономического развития и социальной политики, объема социальной функции государства. Сторонники минимизации роли государства в сфере экономики по-прежнему полагают, что волна экономического развития «поднимет все лодки в море», улучшит положение бедных слоев. Исторический опыт показал, что без воздействия государства всплывают лишь «отдельные лодки и корабли», а большинство - захлестывает рыночная волна и они оказываются или выброшенными на берег, или опустившимися на дно.

Идея экономического развития, не сдерживаемого социальной политикой государства, сохраняется и сегодня, чему способствует неолиберальный характер экономической глобализации, которая создала условия для интеграции финансовых рынков, роста иностранных инвестиций, развития производства, торговли, новых коммуникаций. Ведущую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации. В связи с расширением

процессов глобализации усилились споры о роли государства в экономическом развитии и рыночной свободе, появились утверждения, что глобализация открыла «второе дыхание неолиберализму».

Аллан Волкер, профессор Университета Шеффилда, соос-нователь и председатель Европейского фонда социального качества жизни, резко критикует концепцию неолиберальной глобализации и ее влияние на социальные модели Европейского союза, которые исходят из того, что расширение неравенства -неизбежный результат технологических изменений, либерализации международной торговли и возрастающей конкуренции или комбинации всех этих факторов. «Мировая конкуренция означает, что налоги и социальные расходы должны быть снижены и что традиционная формула благосостояния общества не подходит для мира, в котором неустойчивости и дифференциации -норма жизни»3. Иными словами, бедность и социальное неравенство - естественные и неизбежные процессы, присущие рыночной экономике.

По мнению сторонников такой позиции, в условиях экономической глобализации снижаются возможности национальных государств в «выравнивании» социальных неравенств, а их воздействие на экономику должно быть минимальным. Кризис, разразившийся в 2008-2009 гг., показал, что догматизм фундаменталистов-рыночников дорого обходится и отдельным государствам, и мировому сообществу.

Стихийные процессы ни в природе, ни в обществе никогда не несли добра людям. Поэтому определение перспектив экономического и социального развития - необходимое условие устойчивости общества и государства. Почему же так упорно и безоглядно отстаиваются принципы стихийности рыночных отношений и какой-то мистической «невидимой руки», которая все упорядочит и расставит по своим местам. Однако эта «невидимая рука» всегда почему-то действует в интересах узкого круга лиц, сосредоточивших огромные богатства, и выбрасывает на

3 Волкер А. Принципы развития европейской социальной модели: минимальные стандарты или социальное качество // Мир перемен. 2008. № 1. С. 72.

обочину миллионы людей, раскалывает общество, порождает социальные катаклизмы.

Следует отметить, что, несмотря на традиционное противостояние позиций относительно социальной деятельности государства, в последние десятилетия наблюдаются процессы конвергенции, стремление сбалансировать рыночные начала и государственную социальную поддержку. И это объяснимо, поскольку необходимы действенные механизмы предотвращения конфликтов и раскола общества. Не случайно французский экономист П. Розанваллон отметил, что углубление социальных противоречий заставило пересмотреть неолиберальные позиции относительно минимизации роли государства в воздействии на

4

экономику, которые «вышли из моды» .

Евросоюз стоял перед выбором: следовать ли неолиберальному «трансатлантическому консенсусу», при котором социальную политику определяют экономические и финансовые интересы, или стремиться к обеспечению социальной защищенности миллионов людей, повышению социального качества жизни. Социальная политика европейских стран преодолела давление «неолиберальной революции»; и социальное государство не только упрочилось практически, но и обрело опору в теориях и концепциях, влияние которых выходит далеко за пределы Евросоюза и оказывает воздействие на мировое развитие.

Формированию концепций социального развития Евросоюза предшествовало принятие ряда важных документов, например Хартии фундаментальных прав трудящихся, Белой книги «Европейская социальная политика: путь для Союза» (1994 г.).

В 2000 г. была принята «Социальная повестка дня на 20002005 гг.». В ней выражены идеи обеспечения качественными рабочими местами, социального диалога, ответственности бизнеса, координации действий по сплочению общества, создания системы социальной безопасности, усиления борьбы с бедностью. Задачи современного этапа социального развития Евросоюза были поставлены в «Социальной повестке дня на 2006-2010 гг.». В ней выдвигается идея обеспечения равенства шансов и социального сплочения, которая определяет «включенность»

4 Розанваллон П. Новый социальный вопрос. М., 1997. С. 36. 8

граждан в преодоление рисков и ситуаций, связанных с безработицей, отторжением, неравенством, дискриминацией.

Важной задачей социального развития провозглашаются инвестирование в человеческий капитал, модернизация социальной защиты. Вновь подчеркивается значимость возрастания солидарности, сплоченности общества, усиления координации государств ЕС для развития социальной политики5.

Разумеется, мировой экономический кризис не мог не отразиться на снижении социальных расходов, однако в первую очередь это относится к государствам, экономическое развитие которых отставало от ведущих стран Евросоюза: от Германии, Франции, Бельгии, стран Скандинавского региона. Евросоюз в современных условиях переживает серьезные трудности, однако вопросы социальной политики неизменно остаются в центре внимания государств, поскольку социальная деятельность государства - условие нормального взаимодействия и государств Евросоюза, и их устойчивого развития.

Задачи, поставленные в «Социальной повестке дня на 20062010 гг.», не могут в сложившихся условиях быть реализованы полностью.

Как справедливо отмечает С.М. Федоров, «Социальная повестка дня на 2006-2010 гг.» - это своеобразный свод «деклараций о намерениях», не всегда подкрепленных средствами для их решения. Однако такие документы руководящих структур ЕС по социальным вопросам являются мощным стимулом по выработке методологии и стратегии социальной политики для всех госу-6

дарств-членов .

В формировании концепции модернизации «государства благосостояния» большую роль сыграл приход социал-демократов к власти в большинстве стран Евросоюза. В Декларации «Третий путь/Новый центр», подписанной Энтони Блэром и Герхардом Шредером в июне 1999 г., сформулировавшей принципы «третьего пути», отмечается, что большинство людей

5 См.: Федоров С.М. Социальная политика в странах Европейского союза: от неолиберализма к идеям активного социального государства // Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия. М., 2009. С. 384-392.

6 См.: там же. С. 322.

«давно не смотрит на мир сквозь призму левых и правых догм», поэтому «социал-демократы должны найти с ними общий язык». «В Европейском союзе у нас общая судьба. Перед нами стоят одинаковые задачи: содействовать занятости и процветанию, предоставить каждому возможность реализовать свой потенциал, бороться с социальным отчуждением и бедностью, примирить социальный прогресс с охраной окружающей среды, быть ответственными перед будущими поколениями, бороться с преступностью и наркотиками, угрожающими целостности общества, превратить Европу в прогрессивный центр силы на Земле».

Декларация подчеркивает, что самая важная задача модернизации - инвестиции в человеческий капитал, помощь индивидам и предпринимательству в приспособлении к экономике будущего, основанной на знаниях. «Мы ставим цель модернизировать «государство благосостояния», а не демонтировать его, найти новые формы проявления солидарности и ответственности и в то же время не допустить, чтобы экономика была подчинена интересам материальной выгоды» .

Нормативные документы Евросоюза не только определяют основные направления социального развития: создание рабочих мест, занятость, социальное обеспечение, безопасность граждан, здравоохранение, инвестирование в рабочую силу, образование, стимулирование высоких трудовых стандартов как условий конкурентоспособности и др., но и намечают методы достижения указанных целей: социальный диалог, консенсус, производственная демократия, информирование работников и консультации с ними, право на забастовку, расширение социального треугольника - государства, профсоюзов, объединений предпринимателей посредством включения в обсуждение и других общественных структур гражданского общества.

Как видно, решение социальных проблем неразрывно связано с расширением демократии, политической активностью граждан. Нераздельность социальных, политических, гражданских проблем была положена в основу концепции социального качества жизни. Эта концепция - новый этап в развитии прин-

7 Громыко А. Политический реформизм в Великобритании (1970-1990 годы). М., 2001. С. 234-246. 10

ципов социального государства; она не только установила рациональный баланс между экономическим и социальным развитием, но и предложила новые ориентиры социальной политики.

Концепция социального качества жизни включает понятие «человеческое развитие», которое было введено Программой развития ООН в 1990 г. Она призвана подчеркнуть необходимость нравственного измерения развития современного общества, указав на основную цель такого развития, его гуманитарную целевую установку - обеспечение условий для нормальной жизни человека, свободы выбора, возможности самостоятельно решать свою судьбу, для совместных усилий государства, общества и человека в этом процессе, утверждения и углубления демократии, раскрытия и обогащения человеческого потенциала посредством инвестиций в человеческий капитал, финансирования и др. В конечном счете перевод всех этих факторов в индексы человеческого развития означает обеспечение всей системы прав человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека, в других международно-правовых и национальных правовых актах.

Развитие концепции социального государства прошло долгий путь: от минимальных стандартов к принципу социального качества жизни; от адресной помощи отдельным категориям населения к модели универсальной защиты каждого - рабочего, пенсионера, лица с ограниченными возможностями до предпринимателя, врача, учителя и т.д. Ее основной принцип - степень участия человека в социальной и экономической жизни государства или сообщества на условиях, способствующих повышению благосостояния и индивидуальных возможностей8.

Концепция социального качества жизни выходит за пределы социальной политики - она охватывает все сферы жизни общества и человека: политическую, экономическую, культурную, личную жизнь, устанавливая взаимосвязь и взаимозависимость всех этих сфер. Поэтому социальное качество жизни - интегрирующее понятие, которое дает возможность проследить, как неблагополучие в экономической либо социальной сферах неиз-

8 См.: Волкер А. Указ. соч. С. 78.

менно порождает дисбаланс в политической жизни, индифферентность, отчужденность человека от общества. Оно убедительно раскрывает единство системы прав человека - политических, экономических, социальных, личных, культурных: дисбаланс в каком-либо виде прав вызывает сбой во всей их системе.

В 2005 г. были опубликованы результаты программы «Европейские сетевые индикаторы социального качества жизни». В ней выделены ключевые показатели, которыми оно измеряется:

система социально-экономической безопасности: социальная защита, доступ к образованию, здравоохранению, пользованию здоровой окружающей средой, т.е. обеспечение набора тех социальных, экономических, культурных прав, которые предусмотрены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии и других важнейших международно-правовых и национальных актах;

социальная сплоченность, т.е. взаимодействие людей в государстве, сообществе, основанное на приверженности единым основным ценностям, способствующее интеграционным процессам, солидарности, социетальности (гражданское общество);

включенность в социальную сферу, в систему социальной безопасности и, прежде всего, обеспеченность занятости населения, поскольку невозможность обеспечения рабочими местами ведет к маргинализации людей, исключает их из социального общения, порождает бедность, пьянство, преступность - «социальное отторжение»;

предоставление каждому члену общества автономии и определенных полномочий, позволяющих самостоятельно или совместно с другими оперативно действовать в случаях неожиданных социально-экономических ситуаций. Предоставление таких полномочий содействует диалогу власти и общества, дает возможность воздействовать на правительство, местную власть, т.е. контролировать жизнь общества, а также собственную жизнь.

Социальное качество жизни, которое, как уже отмечалось, стало одним из важнейших показателей социальной политики, включено в Материалы Европейской комиссии по социальной политике. «Постепенно, за последние несколько лет европейские

политики пришли к понимаю того, что будущее за данным термином, который можно использовать и как системный интегратор европейских идеалов, и как критерий для европейской моде-

9

ли» .

Понятие социального качества жизни содержит принципы, необходимые обществу и человеку, основано на стремлении гармоничного решения проблем экономического и социального развития, снятия их противостояния, установления взаимной ответственности государства и человека.

Оно является важнейшим интегративным показателем уровня социальной политики, который выражает неразрывное единство прав и обязанностей государства, общества, человека, призван смягчить постоянное напряжение между государством и человеком в социальной сфере. Это не односторонние обязанности государства обеспечить социальную защиту граждан, а создание условий для их взаимодействия, устранения конфликтов, преодоления инертности индивида в решении тех проблем, от которых непосредственно зависит его благополучие и достоинство.

Рассматривая категорию социального качества жизни как ключевую составляющую социальной политики, естественно, необходимо учитывать, что в Евросоюз входят государства с различным уровнем экономического развития, это определяет различия в моделях социального развития. И такие различия, как уже отмечалось, резко обозначились в условиях современного экономического и финансового кризиса. Они прежде всего затронули страны, в которых существовал дисбаланс экономического развития и социальной защиты, огромные внешние долги (Греция, Португалия, Испания). Однако эта ситуация не повлияла на принципы социальной политики Евросоюза; она лишь подчеркнула, что в нынешних условиях только инновационное развитие, учет социально-экономического состояния страны могут создать устойчивую систему социальной защиты.

В каждой из моделей социальной защиты, особенно социал-демократических, социальные расходы, налоговая политика направлены на обеспечение достойной жизни населения,

9 Волкер А. Указ. соч. С. 79.

предотвращение резкого разрыва в материальных статусах, сохранение принципов деятельности социального правового государства. Социальная политика определяет необходимость модернизации социального государства, адаптации к новым условиям жизни, но не отрицание самой идеи, которое в XXI в. просто немыслимо. Социальная деятельность государства, обретя опору в структурах гражданского общества, в солидарности населения, его сплоченности и умении защищать свои права, так прочно вошла в общественное сознание, психологию людей, что стала неотъемлемым фактором нормальной жизнедеятельности общества, его устойчивого развития.

В современном мире наиболее эффективной оказалась североевропейская модель социально-экономического развития. Стимулирование спроса и инновационная ориентация обеспечивают увеличение экспорта и повышение конкурентоспособности на внешнем рынке. Инновационный путь развития в этих странах, система налогообложения построена так, чтобы исключить возможность сверхприбылей. Например, в Норвегии в соответствии с требованиями Нефтяного закона при добыче углеводородов наряду с обычным налогом на предпринимательские прибыли в 25% взыскивается также специальный налог в 50%, налагаемый в связи с высокой прибыльностью этого вида бизнеса. В Швеции начался интенсивный переход к неуглеродной экономике; доля нефти в энергобалансе в 2008 г. сократилась до 1/3 и продолжает сокращаться. Это результат государственной политики, достигаемый благодаря использованию «зеленых налогов» и «зеленых сертификатов». В результате выбросы углекислого газа уменьшились на 9%, в то время как ВВП с 1998 г. вырос на 44%. В бюджете Дании на социальные расходы приходится 56%, в Финляндии - 68%, Исландии - 60%, Норвегии -68,9%, Швеции - 67,3%. Размер социальных расходов, которые приходятся на душу населения в странах этого региона (13 244 евро в 2007 г.) сопоставим с полным объемом ВВП в России и других странах с переходной экономикой10.

10 См.: Антюшина Н.М. Социальные государства в условиях кризиса:

скандинавский опыт // Роль социального государства в условиях эко-

номического кризиса: европейский опыт и Россия. Материалы научной

конференции. М., 2009. С. 74-75.

14

К сожалению, в России по-прежнему считают неприемлемой плоскую шкалу налогообложения («олигархо-гуманизм»), в то время как введение прогрессивного налога пополнило бы бюджет огромными суммами, которые могли бы пойти на социальные нужды. Мотивацию такого подхода (невозможность собрать налоги, выплата теневых заработных плат и т.д.) нельзя принять всерьез. Что же это за государство, которое способно собирать налоги только у бюджетников и бессильно перед олигархическими слоями. Налоги - один из признаков, который позволяет определенному сообществу называться государством. А если сбор налогов - неразрешаемая задача, то это свидетельство слабости государственных структур или их нежелания ущемить интересы олигархов.

Отказ от прогрессивного налога резко сокращает возможности создания сети социальной безопасности, сохраняет раскол общества по социальным статусам.

Следует обратить внимание на меры, принимаемые Евросоюзом для соответствия другим индикаторам социального качества жизни. Социальная сплоченность общества, солидарность, приверженность важнейшим ценностям - равноправию, справедливости, уважению к человеку, его правам, свободам, достоинству обеспечиваются системой социального партнерства. Эта система основана на солидарных действиях государства, бизнеса, профсоюзов и других структур гражданского общества. Человек - активный участник этого процесса, поскольку социальное качество жизни предполагает его включенность в социальную сферу, важнейшим условием которой является обеспечение трудовой занятости населения.

Поэтому государства Евросоюза крайне озабочены проблемами создания рабочих мест, поскольку отсутствие работы, тем более долгосрочное, ведет к отчуждению человека от общества, его исключенности из участия в социальных и политических процессах, «социальному отторжению».

Так, в Великобритании, после прихода к власти Э. Блэра («новых лейбористов») уделялось большое внимание «инвестированию в человеческий и социальный капитал», модернизации системы образования и здравоохранения. Особое место в политике лейбористов занимали проблемы политики в области тру-

да и занятости. Был подписан договор со службой занятости, согласно которому безработный должен был две недели посещать службу занятости для анализа результатов своих поисков. Далее поиски могли быть продолжены.

Была улучшена система профессионального образования, в 2003 г. предоставлена возможность получить его тем, кто не получил достаточного профессионально-технического образования ранее. В результате разносторонней системы мер безработица в Великобритании снизилась до 4,7%. Была поставлена задача бороться с социальным отчуждением и бедностью.

Во Франции политика занятости также связана с борьбой с бедностью и социальным отторжением. За последнее десятилетие во Франции приняты несколько программ борьбы с бедностью, в частности Закон от 20 июня 1998 г. «О борьбе с социальным отторжением», «План социального сплочения» 2004 г. Цель закона «О борьбе с социальным отторжением» - гарантировать самым уязвимым слоям населения доступ к фундаментальным правам человека, в том числе к образованию и культуре. «План социального сплочения» - комплексная программа действий в области занятости, жилищного строительства и образования. В течение пяти лет на его реализацию предполагалось выделить более 13 млрд евро11.

Борьба с социальным отторжением, причиной которого является бедность, безработица и т.д., находится в центре внимания и других стран Евросоюза.

Участие граждан в обеспечении социального качества жизни - неоценимый индикатор состояния демократии в стране и установления диалога между властью и обществом. Суть его, как отмечалось выше, состоит в предоставлении каждому члену общества определенных полномочий, позволяющих самостоятельно или совместно с другими оперативно действовать в случае неожиданных социально-экономических ситуаций. Такие полномочия вытекают из международных и национальных правовых актов, позволяют своевременно доводить до сведения властей о неблагополучии в социальной сфере, воздействовать

11 См.: Федоров СМ. Указ. соч. С. 344-352, 373-381. 16

на нее, т.е. контролировать жизнь общества и собственную жизнь.

Полномочия человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые были сформулированы в Итоговом документе Венской встречи 1986 г. государств - представителей Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства-участники выразили решимость «уважать право своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод».

В этом отношении поучителен опыт граждан Евросоюза в борьбе за свои права в условиях кризиса 2008-2009 гг. Так, Президент Франции Саркози после прихода к власти наметил ряд социальных реформ, которые были направлены на решение ключевых проблем: увеличение покупательной способности наемных работников, снижение безработицы (до 5% в 2012 г.) и уровня бедности на треть за пять лет. За полтора года была проделана большая работа по усилению мер социальной защиты. Однако в период кризиса правительство стало направлять усилия на поддержание реального сектора (36 млрд евро): по мнению руководства страны, такие меры способны поддержать экономический рост и обеспечить занятость.

Изменение курса социальной политики вызвало недовольство населения. Профсоюзы страны организовали 29 января 2009 г. массовые забастовки и манифестации, в которых, по подсчетам полиции, приняли участие около 1 млн человек, недовольных ростом стоимости жизни и проведенными реформами. Профсоюзы требовали дополнить «инвестиционный план» пакетом социальных мер по поддержке населения.

Эти требования были услышаны: в полуторачасовом выступлении 5 февраля 2009 г. президент Саркози признал обоснованными «чувства социальной несправедливости» и возмущения многих французов. На трехсторонней встрече «социального саммита» (профсоюзы - государство - предприниматели) были приняты социальные меры: 1) увеличение оплаты частичной безработицы с 60 до 70% от заработной платы; 2) создание фонда социальных инвестиций на период 2009-2010 гг. с бюджетом 2,5-3 млрд евро; 3) выплата единовременной премии в 500 евро безработным; 4) частичная отмена подоходного налога на низ-

кие доходы (эта мера охватывает 6 млн семей); 5) единовременная выплата размером в 150 евро семьям, получающим школьные пособия (ее получат 3 млн семей); 6) создание системы «баллов» для оплаты оказания услуг на дому в размере 200 евро на семью и др. Саркози призвал социальных партнеров обсудить более справедливое распределение прибылей предприятий в пользу рабочих.

Однако это решение показалось профсоюзам не только недостаточным, но «оскорбительным» и они призвали продолжить забастовки и манифестации, добиваясь улучшения качества жизни.

Приведенный пример убедительно доказывает, что возможность граждан самостоятельно отстаивать свои права - важнейший инструмент, позволяющий согласовывать несовпадающие интересы различных участников общественных отношений и в то же время решать вопросы, необходимые для устойчивого развития всего общества.

Реализация полномочий, предоставляемых каждому, индивидуально или коллективно защищать свои права - это естественная процедура для демократических государств, которая является препятствием для произвола, непредсказуемости действий властей, ущемления прав человека. Митинги, собрания, пикеты - конституционный способ доведения до сведения властей назревших проблем, пожеланий, требований, настроений.

Из истории рабочего движения давно известно, что социальные требования подчас сочетаются с политическими, которые становятся предметом диалога власти и народа, и такая практика широко используется в зарубежных демократических странах. Право человека письменно, публично, на коллективных мероприятиях защищать свои права - важнейший элемент демократии. Не случайно данный механизм защиты прав и свобод -непременное свойство социального качества жизни, в котором реализуются социальные, экономические, личные, политические права и свободы человека.

Евросоюз уделяет огромное внимание теоретическим и эмпирическим исследованиям социального качества жизни, учитывая при этом различия социальных моделей государств - членов ЕС.

В 2005 г. были опубликованы результаты программы «Европейские сетевые индикаторы социального качества жизни», суть которых изложена выше. На основе теоретически разработанных общих индикаторов были установлены индикаторы измерения социального качества жизни для 14 европейских государств. Это свидетельствует о том, что общая модель социального качества жизни всегда конкретизируется применительно к особенностям каждого государства - участника Евросоюза.

Подход к пониманию сущности социальной политики и социального государства посредством применения категории социального качества получил распространение и за пределами Евросоюза.

В 2006 г. к исследованиям перспектив социальной политики и государства благосостояния подключились крупнейшие университетские исследовательские центры Азии. В это же время в Японии состоялась Первая азиатская конференция «Социальное качество жизни и устойчивое развитие общества». «В материалах конференции отмечалось, что под влиянием экономической глобализации социальные политики Европы и Азии, несмотря на исторические расхождения и условия дальнейшего выбора направлений, стали сближаться. Особое внимание при этом уделялось исследованиям различных характеристик системы социального обеспечения в азиатских странах с учетом стадий экономического развития, политического контекста, а также социального и культурного многообразия стран Тихоокеанского ре-гиона»12.

Опыт деятельности социальных государств должен изучаться, учитываться и использоваться в научных исследованиях и практике России с учетом своеобразия становления рыночной экономики и развития социальной деятельности государства. Отечественный исследователь Н. Григорьева проследила развитие модели социального качества жизни и справедливо отметила, что Россия осталась в стороне от изучения и понимания со-

12 Григорьева Н. Социальная политика в России и мире, востребованность социального качества // Мир перемен. 2008. № 1. С. 83.

циальной политики в том смысле, как это принято в европейских странах13.

Ситуация, сложившаяся в нынешних условиях в России, свидетельствует о том, что путь к формированию социального государства долог, труден и непредсказуем.

В значительной мере это определяется различием условий формирования социального государства в России и развитых государствах.

1. Социальная деятельность государства на Западе получила развитие в годы, когда были созданы механизмы рыночной экономики, определившие бурный производственный рост и наращивание мощного экономического потенциала, позволяющего осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободу и автономию собственников. В России такие условия отсутствуют. Экономика нестабильна, инвестиционный потенциал возрастает слабо, значительная часть общества оказалась в крайне неблагоприятном положении. Исследования и подсчеты материальных возможностей различных домохозяйств свидетельствуют о том, что в результате проведенных реформ их плодами пользуются не более четверти населения страны, а половина населения по-прежнему ведет борьбу за выживание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вопрос о социальной деятельности государства возник на Западе в период, когда государство обрело утвердившийся правовой государственный характер, когда период агрессивного «первоначального накопления» сменился рынком, действующим в границах права. Стабильная, непротиворечивая, антикоррупционная правовая основа экономического взаимодействия в России пока еще не сформировалась. И это порождает уродливые формы развития рынка, построенные на обмане, мошенничестве, огромных хищениях, присвоении государственных средств. От такой рыночной «активности» страдают простые люди, чьи права попираются, а интересы игнорируются.

3. Формирование социальной государственности в западном мире осуществлялось в условиях развитого гражданского общества, которое создает условия для решения задач защиты

13 См.: там же. С. 82. 20

прав человека. Зрелое гражданское общество лучше воспринимает идеи социальной справедливости, заботы о социально незащищенных людях, создания достойных условий жизни для всех. В России эти идеи далеко не всегда встречают сочувствие.

Начальная стадия перехода к рыночным отношениям в России была связана с новыми принципами взаимоотношений государства и человека, на которые ориентировали общество реформаторы (жесткая конкуренция, борьба за выживание, дистанцирование от государства). Такая перестройка сознания весьма болезненно воспринималась значительной частью населения, которая остро ощущала потерю имевшейся минимальной социальной защищенности.

Эти факторы обусловили отсутствие консолидации общества, его раскол по социальным статусам; социальное отторжение значительной части общества; ограничение права граждан единолично или совместно с другими отстаивать свои права. Все индикаторы социального качества жизни в российской действительности подчеркивают нерешенность важнейших условий, дающих импульсы их развитию, обеспечивающих взаимодействие человека и государства.

Все это создает огромные трудности, связанные с формированием социального государства на основе демократического участия граждан в этом процессе. Ведь только социально ориентированное государство позволит применить «нравственное измерение» к экономике, осуществлять «благородную миссию общественного служения», снимет напряженность в обществе, обеспечит не только социальные, экономические и культурные права индивидов, но и их участие в политических преобразованиях, формировании демократического правового общества.

Поэтому правильно считают исследователи данной проблемы, что социальное государство в российском обществе - это проект, для осуществления которого нужны огромные усилия, длительное время и совместные скоординированные действия государства, общества, граждан.

Как бы ни сложен был путь к формированию социального государства, его необходимо пройти для обеспечения достойной жизни человека, его политических, экономических, социальных и культурных прав.

Социальное государство и права человека в России

Идея социального государства - одно из высших достижений цивилизационного развития, оказавших неоценимое воздействие на предотвращение социальных катаклизмов, конфликтов, противостояния различных классов и слоев общества, гармонизацию общественных отношений, установление разумных параметров взаимодействия государства, общества и человека. Возникновение этой идеи связано с напряженностью общественных отношений, обусловленной расколом общества, огромным разрывом между материальным положением господствующей элиты и основной массой трудящихся. Формирование правового социального государства в развитых капиталистических странах началось во второй половине XIX в. Цель новых аспектов деятельности такого государства - обеспечение «второго поколения» прав человека (экономических, социальных, культурных), призванных «выравнивать социальное неравенство», обеспечить достойную жизнь человека, предотвратить революционные взрывы.

Современное социальное государство прочно вошло в сознание и жизнеустройство общества, оно обогатилось новым содержанием, задачами, функциями, перешагнув границы его начального назначения. В первые периоды его деятельности задача состояла в обеспечении минимальных стандартов, цель которых - поддержание «социально слабых» слоев населения, оказание им помощи в неблагоприятной жизненной ситуации.

В конце XX - начале XXI в. в связи с тектоническими изменениями экономики, инновационным характером ее развития, определившими необходимость инвестирования в человеческий капитал, социальное назначение государства воспринято большинством развитых стран, каждая из которых избирает свою модель социального государства, причем большинство из них считают важнейшим его назначением обеспечение «социального

качества жизни». Не случайно это понятие основано на принципе «человеческого развития», выдвинутом программой развития ООН в 1990 г. Модернизация самого понятия и характера деятельности социального правового государства определяется долгосрочными задачами социальной политики - от минимальных стандартов к универсальной защите каждого, которая основана на обеспечении занятости, оплаты труда, пенсий, пособий, призванных гарантировать достойный уровень жизни каждого.

Это не означает, что неолиберальная концепция отстранения государства от рыночной экономики полностью преодолена. В условиях глобализации указанная концепция получила «второе дыхание». Однако сегодня можно констатировать, что в большинстве европейских стран социальная политика преодолела давление неолиберальной революции; социальное государство не только упрочилось практически, но и обрело опору в новых подходах и концепции «социального качества жизни», выходящих далеко за пределы Европейского союза и оказывающих воздействие на мировое экономическое развитие.

Концепция «социального качества жизни» - интегрирующее понятие, основанное на неразрывной связи личных, политических, экономических, социальных и культурных прав, всех сфер жизни общества. Она раскрывает значение взаимодействия государства, структур гражданского общества, человека, определяющих эффективную социальную политику, опирающуюся на демократические и нравственные начала. Социальное качество жизни - это показатели (индикаторы), которые характеризуют не только направления деятельности социального государства, но и указывают способы их обеспечения (подробно об этом см. выше).

Разумеется все индикаторы модели социального качества не реализованы в полной мере даже в развитых зарубежных государствах. Но они конкретизируют понятия «государство благосостояния», «социальное государство», определяют параметры их модернизации. Поэтому эта модель получила признание не только на Европейском континенте, но и в Азии.

Поскольку в России условия формирования социального государства не разработаны, целесообразно рассмотреть возможности применимости модели социального качества жизни в

наших непростых условиях. Это будет способствовать как использованию опыта применения данной модели за рубежом, так и адаптации ее к развитию социальной защищенности российских граждан.

О социальной политике российского государства пишут и говорят много, однако последовательные планомерные действия подменяются мерами, которые являются реакцией на наиболее уязвимое положение отдельных категорий населения. Создание новой модели социальной защиты предполагает развитое высокотехнологическое, инновационное производство, обеспечивающее высокую конкурентоспособность, высокие доходы. А такие производства создаются при массовой заинтересованности людей, основанной на достойном уровне благосостояния. В России образовался «заколдованный круг» - без благосостояния, «человеческого капитала» нельзя создать высокоразвитую экономику, без такой экономики нельзя рассчитывать на развитие человеческого капитала. Этот круг замыкается отсутствием у государства средств для обеспечения как инновационной экономики, так и повышения благосостояния.

Невозможность улучшить качество жизни российских граждан без инновационного развития неоднократно подчеркивалось высшим руководством страны.

Д.А. Медведев на XI съезде партии «Единая Россия» отметил: «Отсталое сырьевое хозяйство, которое в современном смысле слова экономикой назвать можно лишь условно, не гарантирует существенного и устойчивого национального благосостояния... Поэтому нашей стране требуется новая экономика, умная экономика, основанная на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний». Только в этом случае удастся достигнуть «достойного уровня жизни для каждого, ну а если останемся сырьевой базой, будем топтаться на месте и, как следствие, деградировать»14. В.В. Путин в выступлении на расширенном заседании Государственного совета, посвященном стратегии развития России до 2020 г., подчеркнул, что без стратегии инновационного развития мы не добьемся повышения качества жизни российских граждан. Идея создания инновацион-

14 Российская газета. 2009. 24 нояб. 24

ной экономики неизменно повторяется и политиками, и учеными более 10 лет, но, к сожалению, страна неконкурентоспособна на мировом рынке. Поэтому процесс деградации и экономики, и населения - это реальная проблема сегодняшнего дня.

В России заявления об инновационном развитии и социальной защите звучат как заклинания, не подкрепленные реальными значимыми программами и действиями. Отсутствуют стратегические планы социального развития, поскольку их трудно выстроить, не опираясь на реально достижимые проекты экономического инновационного развития.

Для определения направлений социально-экономической трансформации необходимо четко понимать, что столь различные системы хозяйствования в Советском Союзе и развитых западных державах определяют и различия методов, этапов, временных факторов формирования в России рыночных отношений и социального государства.

В научной литературе и СМИ отмечается, что стратегия социальной политики фрагментарна, ожидания населения на улучшение ситуации не оправдываются, резкий подъем цен на ЖКХ, электроэнергию, газ и т.д. нивелирует пенсионные добавки и повышения заработной платы. Достойный прожиточный минимум - задача достаточно отдаленной перспективы.

Важная мера в области социальной политики - национальные проекты, по мнению экспертов Института социологии РАН, недостаточна, так как взамен стратегического и системного решения социальных проблем она нацелена на устранение наиболее уязвимых мест социальной политики. Социальная сфера должна иметь стратегическую опору, которая возможна лишь на базе четкого представления о путях развития и результатах экономического потенциала15.

Реформирование социальной сферы требует ускорения и модернизации, поскольку мы непростительно отстаем не только от высокоразвитых стран, но и от стран, не являющихся лидерами в социальной поддержке населения. Мы применяем как средство социальной защиты так называемые льготы, значительно

15 Социальное неравенство и социальная политика в современной России / Под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой. М., 2008.

отставая от опыта передовых зарубежных государств как в теоретической разработке индикаторов социальной политики, так и в практическом выстраивании системы социальной безопасности. «Льготная благотворительность» - это экстренное «латание дыр», которому придается значимость патернализма. Льготная социальная политика - реакция на крайнее неблагополучие определенных категорий населения, очередной тактический ход, результаты которого носят скорее иллюзорный, чем реальный практический характер. Первостепенная задача состоит в обеспечении каждому реального прожиточного минимума, при котором льготы были бы не нужны, а население было свободно от унизительных очередей в больницах, от отказов в выписке дорогостоящих, но необходимых для жизни лекарств и т.д.

В этих условиях трудно применимы оценочные индексы социального качества жизни к социальной политике российского государства. Модель социального качества жизни, как уже отмечалось, охватывает практически все стороны жизнеустрое-ния - от степени развития демократии и инновационной экономики до положения человека. Цель такого универсального охвата - человек, его права, свободы, достоинство, комфортность его самочувствия. В концентрированном виде эти факторы выражены в индикаторах социального качества, которые выдвинуты в странах Евросоюза.

Модель социального качества жизни - это своего рода идеал, ценность. Однако даже в пределах Евросоюза она далеко не всегда реализуется успешно, о чем свидетельствует тяжелый кризис, который охватил Грецию и создал серьезные трудности в социальной политике Евросоюза. В современной России европейская модель социального качества жизни - цель отдаленная. Но это не значит, что ее надо отвергнуть. К осуществлению ее надо стремиться, шаг за шагом преодолевая трудности, создавая политические, правовые, социальные, экономические, нравственные предпосылки для ее реализации. Параметры этой модели содержатся в Конституции РФ, поэтому необходимость достижения социального качества жизни вытекает непосредственно из Основного закона страны, который предусматривает все показатели (индексы) социального качества.

Анализируя причины замедленного развития социального качества жизни в России, следует, на мой взгляд, прежде всего отметить, что этот процесс торможения обусловлен интегратив-ным свойством социальной политики, социального качества, когда провал в каком-либо из звеньев деформирует всю систему в целом. Такая связь в конечном счете сводит на нет те конституционные принципы и нормы, которые обязывают государство обеспечить свободу и достойный уровень жизни людей.

Для определения путей формирования социального государства в России следует проанализировать применимость индикаторов социального качества жизни к условиям нашего общества.

1. Начнем с важнейшего индикатора социального качества жизни - создания сети социальной безопасности. В России этот процесс находится в начальной стадии, поскольку большая часть населения живет в очень нелегких условиях, связанных с материальной необеспеченностью, проблемами с обучением, здравоохранением, отсутствием нормальных жилищных условий, невозможностью устроить детей в дошкольные учреждения и т.д. Иными словами, социальные, экономические, культурные права граждан не обеспечены. Только за период 2001-2008 гг. тарифы на ЖКХ выросли на 943%, медицинские услуги - на 421%, услуги дошкольного воспитания - на 514%16.

Расслоение общества по доходам превысило предельно допустимые для развитых государств нормы. Мировой опыт свидетельствует, что десятикратная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения является критической для большинства развитых стран. В странах Евросоюза такое соотношение составляет 3-5 раз. В России, по официальным данным, 10% наиболее обеспеченных слоев населения получали доходы, в 17 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных. По данным Института социологии РАН, этот показатель составляет превышение в 25 раз. По различным оценкам, 2545% населения живут на пороге бедности. Минимальная зара-

16 См.: Аргументы и факты. 2008. № 21. С. 16.

ботная плата составляет 9% средней (в социально ориентированном обществе она не должна быть ниже 30-40%)17.

Такое положение свидетельствует о том, что государство не выполняет своих социальных функций, связанных с преодолением опасных диспропорций в положении различных категорий населения. Чем больше такие диспропорции, тем слабее экономика.

Властные структуры в России сравнительно недавно начали осознавать, что социальная деятельность государства - это не побочная, второстепенная функция, а важнейшее условие развития общества, его нормальной жизнедеятельности. Коррупция, которая пронизывает все эшелоны власти (федеральные и региональные), грубейшие нарушения законности, нечистоплотность, а то и преступные методы обогащения определенного слоя людей, отдаляют создание подлинной, а не иллюзорной социальной деятельности государства. Нарушения прав и свобод человека не сокращаются, поскольку в обществе отсутствует социальное партнерство. Судебная защита прав человека затруднена и из-за перегруженности судов, из-за материальной бедности населения, сознания бессилия перед властью.

В последние годы произошел перелом в осознании властью крайней важности социальных проблем, поскольку от их решения зависит национальная безопасность, стабильность и устойчивое развитие общества. Однако важна реальная оценка социального состояния общества для определения стратегии развития, с тем чтобы планы и перспективы были реальными, а не декларативными, чтобы избавить народ от очередных разочарований.

Оценивая перспективы развития социальной государственности в России, следует учитывать точку отсчета, с которой начинается долгий путь к формированию социального государства. Россия отстает по ряду важнейших показателей, имеющих ключевое значение для социального развития. Так, по индексу конкурентоспособности роста Российская Федерация занимает 70-е место; по индексу технологического развития - 68-е; по ин-

17 См.: Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. М., 2008. С. 188-189. 28

дексу человеческого развития - 71-е; по индексу экономической свободы - 112-е18.

Прежде всего необходимо «выравнивать социальное неравенство». Если бедность, получение доходов ниже прожиточного минимума имеет широкое распространение, в обществе происходит накопление негативной «энергии», недоброжелательства, зависти, которые порождают рост преступности, падение нравственности, маргинализацию, пьянство, наркоманию, разрушение устоев нормального взаимодействия людей.

В сложившейся ситуации роль социального государства неоценима, поскольку необеспеченность социальных, экономических, культурных прав ведет к дисфункции всей системы прав человека. Ведь в системе всех категорий прав - политических, гражданских, экономических, социальных, культурных - отсутствует иерархия, все права равноценны и равнозначны. Необеспеченность «второго поколения» прав человека, экономическое неравенство неизбежно трансформируется в политическое и гражданское неравенство.

Если неравенство перерастает в «социальную патологию», разрушающую солидарность, отчуждающую человека от власти, социальное государство обязано выравнивать крайние формы социального неравенства, поскольку современные экономические процессы должны иметь и «человеческое измерение», и «нравственное измерение», учитывать интересы и потребности людей различных слоев общества.

«Избыточное социальное неравенство»19 препятствует участию в общественно-политической жизни значительной части населения, порождает феномен «политической бедности», которая исключает граждан из политического участия. В такой ситуации социальное качество жизни, включающее все компоненты общественной, политической и социальной жизни, недостижимо без государственных мер, связанных с введением прогрессивно-

18 См.: Орлов И.Б., Сулакшин С.С., Колесник И.Ю., Виллисов М.В. Государство социального гуманизма - от теории к практике. М., 2008. С. 139.

19 Шевяков А., Кирута А. Измерение экономического неравенства. М., 2002. С. 67-68.

го налога, социальной ответственностью бизнеса, его инновационной ориентацией.

Кризис усугубляет неравенство, поскольку влечет за собой инфляцию, рост цен на продукты питания, лекарства, оплату коммунальных услуг и т.д. Если весьма успешно развивающиеся в рыночной стихии страны оказались в крайне неблагоприятных условиях в связи с экономическим кризисом, то российское общество неизмеримо тяжелее переносит нынешнюю ситуацию. 16% трудоспособных россиян в течение 2009 г. попали в ситуацию безработицы, которая продолжалась более трех месяцев. Реальную угрозу быть уволенным ощущали 40% работающего

населения, а 60% считали такое событие маловероятным или

20

исключенным .

Преодоление резких контрастов в социальном положении людей, создание условий для повышения жизненного уровня большинства населения, испытывающего трудности в обеспечении важнейших социальных, экономических и культурных прав, - начальный этап в создании сети социальной безопасности, повышении качества жизни.

2. Необходимым индикатором социального качества жизни является сплоченность общества, солидарность, приверженность важнейшим ценностям. Социальное государство создается объединенными усилиями государства, общества и граждан. Сплоченное, солидарное гражданское общество - важное условие формирования современного правового социального государства. К сожалению, созданию такого общества препятствуют его раскол, жесткая система неравенства, безразличие государственных структур к сложившейся ситуации.

Преодоление такого раскола невозможно без объединения усилий государства, профсоюзов, других общественных объединений гражданского общества, бизнеса. Участие и взаимодействие институтов государства, гражданского общества, различного рода объединений, общественных движений, т.е. межсек-

20 См.: Российская повседневность в условиях кризиса / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумм, Н.Е. Тихоновой. М., 2009. С. 94. 30

торное взаимодействие21, имеют решающее значение для консолидации, создания социетального общества.

Сплоченность предполагает работающую систему социального партнерства. Создание такой системы началось еще в 1998 г. Под эту систему, которая использовала опыт западных стран, а также практику советской эпохи, была подведена нормативно-правовая база.

Однако исследования показали, что социальное партнерство не является сколько-нибудь значимым регулятором социальных отношений. Такой вывод был убедительно подтвержден Э. Соболевым (Институт экономики РАН), который отметил общие негативные тенденции, препятствующие развитию социального партнерства. На общенациональном уровне важнейшие решения принимаются вне рамок социального партнерства. Трехсторонняя комиссия лишь формально фиксирует решения по важнейшим вопросам трудовой сферы (МРОТ, общий размер и периодичность индексации заработков, регулирование роста цен на товары массового спроса и т.д.). В Генеральном соглашении не обозначены четкие, конкретные меры по обеспечению

социального партнерства, стороны соглашения не несут ответ-

22

ственность за выполнение рекомендаций, содержащихся в нем .

В целях достижения социального качества жизни в России, ее инновационного развития, без которого такие достижения невозможны, необходимо формирование и развитие всех социальных структур гражданского общества. Но прежде всего важно повышение эффективности профсоюзов, которые должны учиться отстаивать интересы работников. Справедливо отмечается, что к деятельности, связанной с достижением консенсуса, следует привлекать и другие общественные объединения, поскольку государство зачастую отстраняется или решает спорные проблемы не в пользу населения (решение вопросов о земле, ущемляющее интересы коренных жителей, проживающих в дан-

21 См.: Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия / Ред. А.С. Автономов и И.Н. Гаврилов. М., 2009. С. 65.

22 См.: Соболев Э. Социальное партнерство в России в эпоху глобализации // Социально-трудовые отношения: проблемы и перспективы. Германо-российский форум «Формирование социальной политики». М., 2008. С. 73.

ной местности, «точечные застройки», права собственников жилья и т.д.). Таких примеров много, что свидетельствует о нежелании государственных структур считаться с интересами простых людей, вопреки многочисленным заявлениям государственных и политических деятелей и конституционным записям о высшей ценности человека, его прав и свобод. Нужен противовес государственным структурам - зрелое гражданское общество и заинтересованность государства в гражданских инициативах.

Трудности формирования гражданского общества в России обусловлены пассивностью граждан. Многие недовольны заработной платой, социальными мерами, принимаемыми государством, но сохраняют полнейшее бездействие и пассивность даже тогда, когда речь идет об отстаивании их насущных нужд и интересов. Такая пассивность формировалась десятилетиями, а скорее всего и столетиями. Она досталась нам в наследство от вековых антиличностных государственных традиций, хотя и в условиях социализма любая попытка отстаивания своих прав заканчивалась террором в отношении тех, кого пытался защитить себя (вспомним трагические события в Новочеркасске). Кроме того, значительная часть общества рассчитывала на патернализм и заботу государства, покорно ожидая его благодеяний.

В современной России государственные структуры проявляют нетерпимость к публичным выступлениям и манифестациям политических оппонентов, прибегая к помощи ОМОНа, что запугивает население, заставляя воздерживаться даже от организованного протеста социального характера. Это пагубно влияет на формирование гражданской активности. Пассивность граждан определяется также неверием в возможность повлиять на решение власти и боязнью неблагоприятных последствий.

3. Индикатор социального качества - включенность в социальную сферу, в систему социальной безопасности, важнейшим условием которой является обеспеченность трудовой занятости населения. Проблема включенности (или исключенности) остро возникла в постиндустриальную эпоху, в связи с изменением характера труда, определяемым инновационными технологиями.

Это привело к широкой «маргинализации» населения, огромной армии внутренних мигрантов, неприкаянности сельских жителей, лишившихся привычной работы и образа жизни. В сложившейся ситуации следовало обратить особое внимание на процесс маргинализации, социального отторжения - неизбежного следствия безработицы и бедности. К сожалению, такая сторона деятельности властей осуществлялась слабо и непоследовательно.

Оценивая состояние бедности в России, аналитик Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Н.П. Попов отмечает, что среди бедных домохозяйств семьи с детьми составляют 61%, пенсионеров - 9%. А 30% бедных - это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи доходы, заработные платы и пособия ниже прожиточного минимума. По его мнению, «главная причина российской бедности - низкий уровень зарплат в большинстве секторов экономики, за исключением топливно-энергетического комплекса и добывающих отраслей. В легкой промышленности треть работников получают зарплату ниже прожиточного минимума, в сельском хозяйстве - две трети, в здравоохранении, образовании и культуре -от четверти до половины. В целом по экономике 24% зарплат ниже прожиточного минимума. Половина общей численности бедных в стране работают»23.

Социальное неравенство, порожденное бедностью, а также огромный разрыв между богатыми и бедными, являются непреодолимым препятствием консолидации, компромисса между столь различными социальными слоями. Проблема отторжения как одного из негативных явлений российской жизни создает неблагоприятную социально-психологическую атмосферу в обществе. Такая проблема не может решиться сама по себе, тем более что в разряд бедных попадают люди, повседневно ощущающие несправедливость в оплате их труда, которая в 5-10 раз отстает от оплаты аналогичного труда в развитых странах. Поэтому даже работающие люди не отвечают требованиям «включенности» в систему социальной защиты.

23 Попов Н.П. Бедность не порок // Вестник Российской академии наук. 2008. № 9. С. 690, 691.

«В том, что зарплата большинства россиян в нашей стране занижена, безусловно, виноваты не только предприниматели, но и государство, которое недостаточно контролирует эти вопросы и не прислушивается к требованиям профсоюзов (впрочем, последним надо пересмотреть свою роль и тактику в отстаивании интересов трудящихся), не видит в них равноправных партнеров, недооценивает социальное партнерство, межсекторное вза-

24

имодействие» .

Россия отстает от развитых капиталистических стран по производительности труда примерно в 6 раз, а по заработной плате в 12; работник производит на один доллар заработной платы в 3 раза больше, чем европеец или американец25. Поэтому установление справедливой оплаты труда - один из факторов, способствующих выравниванию неравенств. А повышение уровня равенства в доходах способствует росту профессионализма, заинтересованности в росте производительности труда, снимает напряженность в обществе.

Существует еще одно обстоятельство, которое свидетельствует о том, что низкая оплата труда порождает социальное отторжение. В России минимальная оплата труда равняется лишь 16% средней; в социально ориентированном обществе она не должна быть ниже 40%. Минимальные пенсии и заработные платы, по стандартам Международной организации труда, также не должны быть менее 40% (в России - в два раза меньше). «Нормативная» доля оплаты труда составляет не менее 60% стоимости производимой продукции. В России этот показатель -18%.

Следует учитывать также размер бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, науку, образование. Так, по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), минимальные расходы на здравоохранение равны 5%; в бюджете Российской Федерации на 2008-2010 гг. - 3,3%26.

24 Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия / Отв. ред. А.С. Автономов, И.Н. Гаврилова. М., 2009. С. 161-162.

25 См.: Аргументы и факты. 2006. № 14. С. 8.

26 См.: Локосов В.В., Шульц В.Л. Основания консолидации современного российского общества. Социологические аспекты. М., 2008. С. 36.

34

Все эти факторы порождают социальное отторжение, безразличие к политическим процессам, поскольку бедность погружает человека в повседневную, изнурительную заботу о выживании, отторгая его от политики, культуры, нормального отдыха. Отсюда преступность, алкоголизм, самые неожиданные формы антисоциальности.

Разумеется, социальное отторжение связано не только с безработицей, низким уровнем заработной платы; оно определяется и особенностями характера человека, неспособного к активной жизненной позиции, его низкой профессиональной подготовкой, отсутствием ответственности, алкоголизмом, наркоманией, стремлением разбогатеть легким путем (финансовые пирамиды, обещание высокой заработной платы авантюристами, обращающими доверчивых людей в рабство).

К сожалению, в России преодолению социальной отчужденности препятствуют падение нравственности, утрата чувства коллективизма, солидарности, индивидуализм, безразличие к чужим судьбам. Это относится не только к маргиналам, «социально отчужденным», но и к интеллигенции, чиновникам, включая высшие слои государственного аппарата.

Перед государством и обществом стоит задача преодоления социальной отчужденности, формирование консолидированного общества. Осуществлению этой задачи препятствуют не только отсутствие государственной воли, но и эгоизм, своеволие, индивидуализм, утрата чувства гражданского достоинства, взаимного уважения. П.И. Новгородцев писал, что если общество не спаяно крепкими нравственными узами, то его ждет режим деспотичный и разлагающий или режим анархичный и обреченный на революцию. Лишь путем укрепления нравственных основ общества возможно предотвратить осложнения общественной жизни, которые могут оказаться тем более опасными, чем более они будут неожиданными. Отсюда следует вывод о необходимости солидарности общества, осознания неразрывной связи людей, их обязанностей друг перед другом. «В этом смысле принцип солидарности легко и логически выводится из принципа личности, и в присущем личности нравственном сознании находит то

необходимое обоснование, которое напрасно было бы искать в фактах общественной жизни»27.

В отечественной литературе последних лет подчеркивается, что одна из важнейших задач социальной политики - «остановить процесс скатывания миллионов людей в социальную и экономическую изоляцию», предотвратить опасные тенденции расширения социальной исключительности (эксклюзии) уязвимых групп. Ответственность за социальные риски и их последствия не может возлагаться на человека без предоставления ему рычагов и механизмов реализации этой ответственности, и

прежде всего возможности эффективной занятости, усвоения

28

навыков поведения в условиях рыночной экономики .

4. В этой связи следует отметить, что неоценимым индикатором социального качества преодоления отторжения является предоставление каждому члену общества автономии и определенных полномочий, позволяющих самостоятельно или совместно с другими оперативно действовать в случае неожиданных социально-экономических ситуаций. Такие полномочия вытекают из международных и национальных правовых актов, позволяют оперативно доводить до сведения властей (федеральных, региональных) о неблагополучии в социальной сфере, воздействовать на власти, т.е. контролировать жизнь общества и собственную жизнь.

Полномочие человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было сформулировано в Итоговом документе Венской встречи 1986 г. участников - представителей государств Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства-участники выразили решимость «уважать право своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод».

Самостоятельные активные действия граждан в защиту своих прав, не противоречат закону и гарантированы Конституцией РФ: свобода мысли и слова (ст. 29); право граждан соби-

27 Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 388.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 См.: Социальное неравенство и социальная политика в современной России. С. 273.

36

раться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Это и есть полномочия, предоставляемые человеку для защиты своих прав.

Такие способы в российском обществе используются крайне редко в силу отмеченных выше причин: пассивности людей, отсутствия солидарности, неверия в результативность таких акций и, наконец, из-за боязни неблагоприятных последствий участия в таких мероприятиях. Вместо консолидированных действий в защиту своих экономических и социальных прав на основе закона граждане действуют стихийно: перекрывают дороги, объявляют голодовки (последние вообще не привлекают особого внимания властных структур, поскольку лишены публичности).

Использование конституционных прав для отстаивания своих интересов - важнейший механизм установления диалога власти и народа. Если этот механизм отсутствует, то решения зачастую принимаются без учета подлинных интересов населения (монетизация льгот, снос без решения суда дачных домов на землях, на которых люди проживают десятилетия, и т.д.).

Вполне понятно, что при принятии социальных мер, затрагивающих интересы населения, правительство должно быть хорошо информировано о его ожиданиях и потребностях. Поспешность, игнорирование ожиданий, определяемых реальной жизненной ситуацией, встречают решительное противодействие, оскорбляют чувство справедливости (так было с так называемой монетизацией льгот).

Оценивая неудачные уроки монетизации льгот, эксперты ведущих аналитических центров - Независимого института социальной политики, Института экономики города, Института социологии РАН - отмечают, что допущенные ошибки обусловлены как функциональными, так и политическими причинами. Они возникли в результате плохого знания реформаторами состояния дел в этой области, в частности региональных особенностей, одновременного введения монетизации льгот и повышения тарифов на ЖКХ, на транспортные перевозки и ряда других факторов. Выводы экспертов показали, что при проведении реформ власть призвана согласовывать их на всех уровнях; учитывать степень доверия населения к власти; сознавать, что возможность манипулятивного воздействия на население не столь

велика. «Это долгий путь, который не преодолеть «кавалерийской атакой», но именно он обеспечивает реальные, а не провозглашаемые социальные перемены, за которые приходится так

29

дорого расплачиваться» .

Социального качества жизни невозможно достигнуть без взаимной ответственности и взаимных обязанностей государства и человека.

Деятельность государства, призванная обеспечить социальное благополучие общества и утверждение демократических принципов, основанных на солидарности, нравственности, справедливости, состоит в осуществлении следующих обязанностей: организации экономического развития, которое обеспечивало бы устойчивый рост ВВП, позволяющий устанавливать прочные гарантии экономических, социальных и культурных прав граждан посредством увеличения доли социальных расходов в бюджете, создания социальных программ, организации государственных фондов поддержки, экологических мер, установления контроля за движением денежных потоков;

развития инновационной экономики, основанной на наукоемких производствах, вложении средств «в человеческий капитал», обучении и переобучении людей, способных работать в «умной экономике», выпускать конкурентоспособную продукцию, гарантирующую достойные заработки, стимулирующие потребительский спрос;

осуществления контроля за рынком труда; своевременной и справедливой его оплатой, которая не должна быть ниже прожиточного минимума;

рационально размещать производство, которое обеспечивало бы рабочие места гражданам, проживающим в регионах, с тем чтобы их жители не становились «кочевниками», скитающимися по стране в поисках рабочих мест;

справедливо и рационально решать вопросы земельных отношений, создания условий для получения земли теми, кто на ней работает; исключения спекулятивных сделок с земельными угодьями, ущемляющими права крестьянства; субсидирования

29 Социальное неравенство и социальная политика в современной России. С. 373, 378. 38

фермерских хозяйства, создания условий для реализации производимой ими продукции;

осуществить переход к прогрессивному налогообложению, в частности, производств, основанных на использовании природных богатств (нефти, газа) в целях исключения сверхприбыли;

восстановления системы производственного обучения в ремесленных и фабрично-заводских училищах, ликвидации острого недостатка в квалифицированных рабочих;

формирования инфраструктуры, позволяющей вывести население из бытовых условий, неприемлемых в XXI в., обеспечить ему достойную жизнь, школы, больницы, телефонную сеть, газ, водоснабжение и т.д.;

использования конституционных норм и принципов для установления диалога власти и народа.

Как уже отмечалось, социальное государство - это результат взаимных действий власти и народа. Но функции каждого из участников этого процесса различны. К сожалению, представителями власти далеко не всегда принимается во внимание общественное мнение. Никогда народ не решал, где, с какой целью, в какие сроки создать тот или иной объект. Такие решения принимаются «сверху», и если этот объект, в связи с вредностью производства, нанесением непоправимого ущерба экологии, здоровью населения вызывает у населения протест, какие бы формы этот протест ни принимал - голодовки, перекрытие дорог, митинги, собрания, письма во все инстанции, - объект, вопреки всему, будет построен, поскольку за этим мероприятием стоят большие деньги и лица, которым нет дела до забот и нужд «малых мира сего». Примеры этого бесчисленны.

Однако без участия граждан социальные проблемы решить невозможно. В чем состоят обязанности граждан в процессе взаимодействия с государством в целях развития его социальных функций?

В честном отношении к своим трудовым обязанностям, ибо без такого отношения никакой социальный связи гражданина и государства не возникает: действует принцип «как работаем, так и живем»;

каждый должен рассчитывать на свои силы, а не ожидать от государства незаслуженных благ и подачек;

осуществлять народный контроль за расходованием средств, выделяемых государственным бюджетом на социальные нужды (такие формы контроля у нас отсутствуют); честно платить установленные государством налоги. Выполнение таких обязанностей порождает право гражданина рассчитывать на социальную помощь в случае болезни, производственной травмы, полной или частичной потери трудоспособности, наступления старости, других неблагоприятных обстоятельств. И такая помощь - это закономерные последствия реализации взаимных прав и обязанностей человека и государства.

Реализация полномочий, предоставляемых каждому, индивидуально или коллективно защищать свои права - это естественная процедура для демократических государств, которая является препятствием для произвола, непредсказуемости действий властей, ущемления прав человека. Митинги, собрания, пикеты - конституционный способ доведения до сведения властей назревших проблем, пожеланий, требований, настроений. Поэтому вызывает недоумение отношение властей к митингу в Калининграде, собравшему значительную часть населения. Они выдвигали обоснованные социальные требования, связанные с высокими ценами на ЖКХ и дорожным налогом.

Анализ ситуации, связанной с формированием социального государства в России, в частности с социальным качеством жизни, свидетельствует о том, что путь к нему долог и труден. Как отмечалось, это обусловлено ограниченностью финансовых ресурсов; отсутствием консолидации общества, его расколом по социальным статусам; социальным отторжением значительной части общества; ограничением права граждан единолично или совместно с другими отстаивать свои права. Поэтому правильно считают исследователи данной проблемы, что социальное государство в российском обществе - это проект, для осуществления которого нужны огромные усилия, длительное время и совместные скоординированные действия государства, общества, граждан, «межсекторное взаимодействие».

Как бы ни сложен был путь к формированию социального государства, достижения социального качества жизни, его необходимо пройти для обеспечения достойной жизни человека, его политических, экономических, социальных и культурных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.