Надежда ЗАЙЦЕВА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В статье раскрываются состояние и перспективы деятельности российского государства и институтов гражданского общества по реализации прав ребенка. Проводится краткий анализ национальных программ европейских государств и дается характеристика разрабатываемого Национального плана действий в интересах детей.
The article exposes the state and prospects of activity of the Russian state and institutes of civil society in realization of child rights. The brief analysis of the national programs of European states is conducted and characteristic of the developed National plan of actions in behalf of children is given.
Ключевые слова:
интересы ребенка, права ребенка, Национальный план действий в интересах детей; interests of child, child rights, National Plan of Actions in behalf of children.
ЗАЙЦЕВА
Надежда
Георгиевна —
аспирант
Московского
государственного
открытого
университета
Являясь членом ООН и Совета Европы, Россия разделяет цели и принципы международной политики в отношении детей и на глобальном и региональном уровнях включается в усилия международного сообщества по созданию мира, пригодного для жизни детей, в котором устойчивое социальное развитие человека при наилучшем обеспечении интересов ребенка основывается на принципах демократии, равенства, не дискриминации, социальной справедливости, а также универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека, включая право на развитие. В 2009 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию, приняв на себя дополнительные обязательства: обеспечить социальную, юридическую и экономическую защиту детей, молодежи, семей. Логическое продолжение эта тенденция нашла в послании президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ (2010 г.), в котором отмечалось: «Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу»1.
По итогам третьего периодического доклада Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах ребенка Комитет по правам ребенка ООН сделал запрос в адрес России («Заключительные замечания о выполнении Конвенции ООН о правах ребенка» от 28 сентября 2005 г.,) где была высказана обеспокоенность по поводу выполнения ряда позиций и рекомендовано принять все необходимые меры по их осуществлению в полном объеме. Следующий сводный четвертый и пятый доклады Комитет по правам ребенка ООН предлагает России представить в марте 2011 г.
Вопросы улучшения положения детей стали приоритетными в государственной политике России последних лет. Даже в период сегодняшнего экономического кризиса не происходит снижение затрат на социальные нужды, финансируются целевые адресные программы, реализуются национальные проекты в интересах детей. Подтверждением курса на защиту прав детей является
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ // http://kp.ru/daily/24600/772166/
введение с 1 сентября 2009 г. должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и стимулирование появления детских омбудсменов во всех регионах.
Приоритет детства учтен в главных российских стратегических документах: Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.) и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (2007 г.). Реализуются национальные проекты, завершается федеральная целевая программа «Дети России» на 2007—2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172, которые создали инновационные подходы и технологии решения многих проблем детства; происходит развитие нормативной правовой базы защиты прав детей. В 2009 г. начал действовать созданный Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 Фонд поддержки детей, находя -щихся в трудной жизненной ситуации, перед которым поставлена задача: создать новый механизм управления, позволяющий в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.
Несмотря на существенные достижения по многим показателям, характеризующим качество детства, многие проблемы далеки от полного разрешения. Масштаб и выраженность наиболее острых проблем детства в Российской Федерации снижаются недостаточно, что создает серьезную угрозу будущему страны. Происходит постепенное сокращение численности детского населения (в среднем на 3% в год). При сохранении негативных тенденций численность детей может снизиться с 28 млн детей в 2007 г. до 22,5 млн в 2025 г. Наблюдается падение уровня жизни семей, имеющих более одного ребенка, что зачастую приводит их к социальному исключению в силу недоступности многих ресурсов, необходимых для полноценного развития. Сегодня, по мнению социологов, в России бедность имеет детское лицо. Разный уровень социально-эконо-
мического развития субъектов Российской Федерации приводит к неравенству в отношении предоставления социальных услуг, осуществления и защиты прав детей.
Сегодняшняя жизнь создает новые вызовы, связанные с несоблюдением прав ребенка. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий, необходима выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей — беспризорности, социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, насилию по отношению к детям, росту социально обусловленных заболеваний.
Развитие высоких технологий, открытость страны по отношению к мировому сообществу привели к незащищенности детей от таких рисков, как противоправный контент в Интернете, кибербулинг, торговля детьми, детская порнография и проституция, детский трафикинг и пр. Возрастает актуальность образовательного неравенства детей из различных социальных слоев; сохраняются группы детей, не охваченных образовательными услугами или охваченных ими в недостаточной степени, такие как дети-инвалиды и дети с особыми потребностями, безнадзорные дети. Значимой проблемой во многих сферах деятельности, на которую указывают специалисты, является низкий уровень межведомственного взаимодействия при решении задач защиты интересов ребенка. Решение всех этих проблем требует объединения усилий законодательной и исполнительной власти всех уровней, специалистов и представителей науки, институтов гражданского общества, населения и самих детей.
Настоящий национальный план разрабатывается при участии всех уровней государственного управления, россиян из всех слоев общества, а также детей и рассчитан до 2015 г.
Такие национальные планы существуют во многих станах. Несмотря на то, что они составлены по-разному, все они нацелены на реализацию основных положений Конвенции, и в них выделены свои национальные акценты.
В настоящее время для подготовки первоначального проекта Национального плана действий в интересах детей при Уполномоченном при Президенте
Российской Федерации по правам ребенка создана экспертная группа, которая приступила к разработке его структуры (материалы являются дискуссионными). В дальнейшем планируются запросы в соответствующие министерства и ведомства на федеральном и региональном уровнях, согласование содержания и широкое обсуждение специалистами и гражданским сообществом. Отдельно с помощью специальных форм работы пройдет обсуждение и среди детей подросткового возраста.
Целью реализации Национального плана действий в интересах детей является создание условий для гармоничного развития детей посредством внедрения общественно-государственного механизма реализации прав детей, содержащихся в Конвенции о правах ребенка ООН, в которой декларируются основные ценности в отношении детей: недопущение дискриминации, право на жизнь и развитие, наилучшее обеспечение интересов ребенка, право ребенка быть услышанным.
Миссия плана состоит в создании условий для того, чтобы каждый ребенок рос в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, чтобы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении ее обязанностей, а каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Это является надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.
Национальный план включает в себя ряд ключевых принципов, пронизывающих все направления его реализации и выступающих в качестве несущей конструкции ее содержания.
1. Услышать каждого ребенка.
Российская Федерация должна стать
страной, в которой права ребенка и его интересы включены в число политических приоритетов, где дети участвуют в принятии решений, определяющих их положение.
2. Защита прав и правовое просвещение.
В России должны быть разработаны
эффективные механизмы защиты прав и законных интересов всех детей, осуществляться масштабные программы правового информирования и просвещения детей и их родителей.
3. Новый взгляд на ребенка и семью.
Наилучшие условия для воспитания
ребенка могут быть только в кровной семье или в замещающей, если возникли непреодолимые обстоятельства. Необходимо формирование позитивного общественного мнения по отношению к детям, укрепление семейных ценностей в массовом сознании, проведение обучения ответственному родительству. Семья должна стать субъектом права, а не быть отдельными гражданами, имеющими детей.
4. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи для удовлетворения потребностей ребенка при поддержке государства.
Здесь необходимы: внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им права участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
5. Раскрыть потенциал каждого ребенка.
Для этого необходимо обеспечить
наилучшие условия для образования, развития, социализации, профессиональной подготовки и эффективной занятости молодежи, формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка и каждой семьи, для проявления активной гражданской позиции ребенка.
6. Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Особое внимание должно быть сосредоточено на наиболее уязвимых группах детей — инвалидах и детях, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных, подвергающихся эксплуатации и жестокому обращению, вступивших в конфликт с законом. Оказываемая помощь должна быть адресной и достаточной.
7. Квалифицированность помощи и поддержки детям и их семьям.
Политика в области детства основывается на использовании последних достижений науки, современных социальных технологий. Организуется подготовка высококвалифицированных кадров для работы с детьми и реализации всех направлений этой политики.
8. Партнерство во имя ребенка.
Политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства и общественно-профессиональной экспертизы, участие бизнес-сообщес-
тва, неправительственных организаций и международных партнеров.
Для реализации долгосрочной социальной политики, нацеленной на защиту детства, в Национальном плане на ближайший пятилетний период выделяются основные приоритетные направления:
— охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;
— содействие решению проблемы бедности семей, имеющих детей, и их социального исключения;
— предупреждение жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних во всех его формах проявления, включая использование интернет-технологий, вовлечение в проституцию, наихудшие формы детского труда, торговлю детьми;
— внедрение ювенальной юстиции как правовой основы реализации прав и защиты интересов ребенка;
— реализация права ребенка быть услышанным;
— профилактика социального сиротства, деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через развитие альтернативных форм семейного устройства;
— принятие мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа во внеочередном порядке;
— создание системы социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание адресной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
— присоединение Российской Федерации к международным нормам права и гармонизация российского законодательства в соответствии с международными нормами.
Национальный план носит межведомственный характер. Его реализацией будут заниматься законодательная и исполнительная власти федерального, регионального и местного уровней с опорой на технологии социального партнерства с негосударственными структурами, общественными организациями, бизнес-сообществом.
К основным механизмам его реализации можно отнести:
— создание межведомственного Совета по реализации Национального плана при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;
— разработку федеральных и региональных стандартов услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми, и стандартов качества этих услуг;
— внедрение механизмов прямого взаимодействия с детьми и родителями;
— введение обязательного, единого для всех регионов пакета документов, содержащих основания и регламент учета детей и семей «группы риска», индивидуального плана по защите прав ребенка в случае его необходимости и т.п. для обеспечения преемственности всех социальных, реабилитационных и иных мероприятий вне зависимости от места проживания ребенка;
— опору на инновационный опыт, накопленный в субъектах Российской Федерации и обеспечение его трансляции по стране;
— продвижение на федеральном уровне и в субъектах РФ программно-целевых механизмов проведения региональной политики;
— введение показателей и индикаторов достижения результата по каждому направлению;
— проведение мониторинга, социологических исследований для начальной, промежуточной и итоговой оценки эффективности реализации мероприятий Национального плана;
— изменение форм государственной статистики, позволяющей проводить анализ положения детей в соответствии с целями и задачами Национального плана;
— включение в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825, показателей эффективности реализации основных мероприятий Национального плана;
— взаимодействие с международными организациями, включение России и регионов в реализацию международных проектов и внедрение международного опыта с учетом особенностей национального и профессионального российского менталитета.