(CC) ]
оригинальная статья
DOI: 10.26794/1999-849Х-2024-17-1-158-166 УДК 342.734(045) JEL К31, К39
Социальное государство
как универсальное средство обеспечения
модернизации российской экономики
А. В. Попова
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования - общественные отношения, связанные с обеспечением государственной политики в социальной сфере и упрочением устоев социального государства в России. Цель работы - развитие теоретических представлений о доктрине социального государства и ее практическом воплощении в законодательстве Российской Федерации. Благодаря анализу теоретических подходов к определению понятия «социальное государство» с правовой точки зрения установлено, что в настоящее время назрела насущная необходимость в уточнении содержательного контента концепции социального государства. Посредством сравнительно-правового анализа федерального и регионального законодательства в социальной сфере выявлена необходимость принятия социального кодекса, который должен действовать на всей территории государства вследствие того, что огромный массив нормативных правовых актов, юридических документов, относящихся к социально-экономической сфере жизни российского общества, не только затрудняет работу государственных органов, призванных обеспечивать осуществление доктрины социального государства, но и реализацию прав и свобод человека и гражданина на территории России. Сделан вывод о том, что социальная доктрина Российской Федерации должна исходить из духа и буквы Конституции Российской Федерации, принципов социальной справедливости и социального равенства, базирующихся на понимании социального государства, предполагающего взаимную ответственность граждан, общества и государства.
Ключевые слова: социальная сфера; законодательство; социальный кодекс; права и свободы человека и гражданина»; социальное государство
Для цитирования: Попова А. В. Социальное государство как универсальное средство обеспечения модернизации российской экономики. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(1):158-166. DOi: 10.26794/1999-849x^024-17-1-158-166
original paper
BY 4.0
The welfare state as a universal Means of Ensuring the modernization of the Russian Economy
A. V. Popova
Financial University, Moscow, Russia
abstract
The subject of the study is public relations related to ensuring state policy in the social sphere and strengthening the foundations of the welfare state in Russia. The purpose of the work is to develop theoretical ideas about the doctrine of the welfare state and its practical implementation in the legislation of the Russian Federation. Due to the analysis of theoretical approaches to the definition of the concept of "social state" from a legal point of view, it has been established that at present there is an urgent need to clarify the substantive content of the concept of a social state. Through a comparative legal analysis of federal and regional legislation in the social sphere, the need for the adoption of a social code has been identified, which should be valid throughout the state due to the fact that a huge array of normative legal acts, legal documents related to the socio-economic sphere of life of Russian society, not only complicates the work of state bodies designed to ensure the implementation of the doctrine of social the
© Попова А. В., 2024
state, but also the realization of human and civil rights and freedoms on the territory of Russia. It is concluded that the social doctrine of the Russian Federation should proceed from the spirit and letter of the Constitution of the Russian Federation, the principles of social justice and social equality based on the understanding of the welfare state, assuming mutual responsibility of citizens, society and the state.
Keywords: social sphere; legislation; Social code; human and civil rights and freedoms; social state
For citation: Popova A. V.The welfare state as a universal means of ensuring the modernization of the Russian economy. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(1):158-166. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2024-17-1-158-166
введение
Анализ действующего в России законодательства в социальной сфере на федеральном и региональном уровнях должен проводиться на современном этапе государственно-правового развития общества исходя из трактовки доктрины социального государства. Основой для нее может служить предложенная в конце XIX — начале ХХ в. концепция правового, социального государства. Так, по мнению П. И. Новгородце-ва, Б. А. Кистяковского, М. М. Туган-Барановс-кого, Л. И. Петражицкого, В. М. Гессена и многих других [1], социальное государство должно представлять собой высшую ступень развития правового государства и обосновывать самим фактом своего существования необходимость практического осуществления каждым индивидом не только права неприкосновенности личности, но и права на достойное человека существование. Только тогда осуществляемые человеком и гражданином права и свободы станут соотноситься с категорией «общественное благо» [2, с. 6] и личное материальное благополучие станет залогом для процветания всех граждан. Именно поэтому, разделяя определение социального государства, данное вышеуказанными учеными, основополагающими считаем партнерские отношения между индивидом, обществом и государством, когда, с одной стороны, государство не имеет права вмешиваться в личную и общественную жизнь своих граждан, а с другой стороны, обязано обеспечивать им «нормальные условия экономического и духовного существования» [3, с. 375], если гражданами исполняются обязанностей в отношении государства в первую очередь по уплате налогов и сборов [4].
На современном этапе государственно-правового развития в Российской Федерации устанавливаются принципы социальной справедливости, равенства и достижения общего блага, а задачей
государственной власти становится создание благоприятных условий для развития человеческого потенциала (человеческого капитала) во всех сферах жизни российского общества. Только при выполнении этих условий становится возможной взаимная ответственность личности и государства как содержательный контент «договора» между обществом и властью, корреспондирующего его сторонам взаимные права и обязанности прежде всего в социальной сфере. При этом для упрочения социального государства особую роль играет не только индивидуальное, но и общественное правосознание, когда лица, облеченные властью, могут выступать арбитрами соблюдения интересов различных социальных групп в целях «более справедливого устроения жизни» [5, с. 26-27], если государство не господствует над гражданином, а обеспечивает разумные правопритязания личности. В XX в. изменилась сама концепция социального государства, и оно стало восприниматься как гарантированная защита от различного рода рисков, которым могли подвергаться все граждане независимо от гендерных, социальных, конфессиональных и иного рода различий.
Новыми доктринами становятся такие концепции, как теория «государства благоденствия» [6, 7, 8], «сервисное государство», «государство трансфера» и «советское социалистическое государство» [9]. Во всех этих доктринах прослеживается требование к государству гарантировать всем гражданам соблюдение определенного перечня социальных прав и свобод не только в случае, если индивид попадает в затруднительную ситуацию, но и если наступает потребность в получении определенного перечня услуг от государства для обеспечения личного благополучия, а впоследствии обеспечения благоденствия всех групп населения. В XXI в. социальное государство — это своего рода правовая модернизация существовавшего ранее понятия, основанного на соблюдении юридического равенства, социальной справедливости, правовых
гарантий собственности, а также на формировании социально-ориентированной экономики и использовании в интересах общества цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Необходимость в выработке новых подходов к формированию социальной доктрины обусловлена значительным числом вызовом, с которыми еще не сталкивалось человечество. К их числу относится растущее неравенство, обусловленное различием не только в материальном благополучии, но уже и в сфере образования, здравоохранении, информации и других сферах в силу того, что обладание/необладание техническими средствами определенного уровня влияет на качестве предоставляемых социальных услуг со стороны государства.
доктрина социального государства в законодательстве российской федерации
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г.1 (далее — Конституция РФ) Россия является социальным государством (ст. 7), основными целями которого являются создание социально ориентированной экономики, гаранти-рованность социально-экономических и культурных прав и свобод, обеспечивающих право граждан на достойный уровень жизни.
В начале XXI в. в российском обществе пока еще не обеспечивалось равное социальное благополучие всех граждан, без которого не может быть развития не только социального, но и правового государства. Поэтому особое значение для развития социального государства имеют такие правовые категории, как:
— «правовая культура» и «правовое сознание», непосредственно влияющие на реализацию права на образование, свободу творчества и др.;
— «принципы социальной справедливости», выражающиеся в праве на труд, социальное страхование, социальное обеспечение, свободу предпринимательской деятельности и др.;
— «социальная ответственность» всех акторов современного этапа развития Российской Федерации, проявляющаяся в текстах социальных
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одо-
бренными в ходе общероссийского голосования, состоявшегося 1 июля 2020 г.). URL: http://pravo.gov.ru.
договоров, социальной ответственности церкви (иных религиозных конфессий), крупного бизнеса, среднего и малого предпринимательства и др., основанных на морально-этических, культурных, религиозных, правовых и иных ценностях российского общества.
Как отмечает В. Д. Зорькин, социальное государство должно стать универсальным средством достижения социальной гармонии, гарантирующим создание условий для развития как отдельного человека, так и всего российского многонационального и многоконфессионального общества на современном этапе цифровой экономики [10, с. 20]. Исходя из признаваемой сегодня доктрины социального государства и разделяя взгляды В. Е. Чиркина [11] полагаем, что для доказательства реального существования в социальном государстве законодательство должно содержать:
а) фиксацию социальной функции частной собственности (в том или ином содержательном аспекте);
б) декларацию или обоснование необходимости социального партнерства;
в) закрепление в конституции статьи, гарантирующей социальное равенство или способствующей «выравниванию» статуса различных категорий населения;
г) провозглашение принципа социальной справедливости, содержание которого может быть установлено как в тексте конституции, так и в отдельных законах страны, гарантирующих установление на федеральном и региональном уровнях минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), предметного содержания потребительской корзины, а также регулирование трудовых, пенсионных правоотношений, а также отношений в сферах образования, медицинского обслуживания, обеспечения жильем, принятия мер социальной защиты отдельных групп населении и др.;
д) определение в качестве цели и основы для упрочения социального государства задачи создания социально-ориентированной экономики;
е) закрепление с статьях отраслевого законодательства понятия «социальная ответственность» по отношению ко всем акторам, действующим на данном этапе развития общества.
Безусловно, это — жесткий перечень индикаторов, и исходя из него такие признанные в настоящее время социальные государства, как
Швейцария, Швеция, Германия, не могут называться социальными.
В тексте Конституции РФ большая часть таких индикаторов отсутствует, хотя в ее статьях 38-44 провозглашаются отдельные социальные права граждан, а в пп. «б», «в», «е», «ж», «ж.1» и «и» ст. 72 к совместному ведению отнесены вопросы социальной политики российского государства в целом, тогда как значительное число вышеупомянутых индикаторов закреплены в системе законодательства Российской Федерации.
При этом содержательное закрепление этих индикаторов как раз и может служить причиной отнесения России к социальному государству на данном этапе государственно-правового развития или установления мер, которые стоит предпринимать, чтобы оно стало в реальности таковым.
Поэтому предлагаются и иные формально-юридических критерии социального государства2, которые могут быть применимы не только к анализу текста Конституции РФ (Основного закона), но и ко всей системе внутринационального законодательства на всех уровнях правового регулирования, когда Основной закон страны декларирует и обозначает идею социального государства, а потом должна быть установлена определенная система обеспечения различных форм реализации принципа социального государства в законодательстве.
При этом особенность социальных прав заключается в том, что индивид или группа граждан не могут реализовывать свои права только исходя из собственного желания, так как для их реализации должны выполняться корреспондирующие этим правам обязанности государства по предостав-
2 Например, 1) закрепление принципа социального государства; 2) отражение в конституции перечня социальных прав; 3) установление особенностей конституционного статуса социальных прав; 4) закрепление возможности применения норм международного права в национальной правовой системе; 5) законодательное закрепление обязанностей государства в социальной сфере и механизма их реализации; 6) конституционное установление правовых гарантий реализации социальных прав (нормы, определяющие общие требования к экономическому устройству государства, налогообложению, процессам перераспределения); 7) законодательную конкретизацию механизма реализации социальных прав; 8) конституционное закрепление особых институтов, характерных для социального государства; 9) наличие особых органов государственной власти и иных структурных элементов; 10) закрепление принципа правового государства; 11) состояние социального законодательства.
лению гарантий осуществления подобных прав.
Социальные права граждан только тогда могут быть реализованы, когда государство создаст необходимые условия для существования их действенной формы, а именно социально-ориентированной экономики, основанной на справедливом налогообложении, обеспечении социальными выплатами и иными социальными мерами отдельных групп населения и т. д. Иначе говоря, в отношениях между государством, личностью и обществом должны быть «взаимность» и «общественное сотрудничество» [12], примером чему может служить прогрессивное налогообложение3.
В прогнозах долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 и до 2036 гг.4, разработанных Минэкономразвития России, являющихся долгосрочными документами планирования социально-экономического развития России и базирующихся на «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»5, а также в Перечне инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.6 поставлены задачи, направленные в первую очередь на создание в России общества равных возможностей; модернизацию и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения; обеспечение формирования системы социальной поддержки и адаптации, основанных
3 Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период»; письмо ФНС России от 24.07.2023 № БС-17-11/178@, опубликованное в приложении к журналу «Учет. Налоги. Право». 2023;28.
4 «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России). Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте URL: http://www.economy.gov.ru по состоянию на 03.04.2013.
5 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
6 Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-эконо-
мического развития Российской Федерации до 2030 года».
URL: http://pravo.gov.ru, 07.10.2021.
на цифровой трансформации и технологическом прорывном развитии российской экономики, включая медицину, образование, трудовые отношения и пенсионное обеспечение.
Вместе с тем разработаны и действуют значительное количество различных стандартов и нормативов, в том числе по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации7. Следует заметить, что продолжаются дискуссии и законотворческая работа по концепции стандарта благополучия, результатом которой должно стать создание минимального стандарта (набора услуг, пособий и др.) для каждого россиянина. В последние годы предприняты меры по совершенствованию законодательства, направленного на обеспечение достойной жизни граждан8.
По данным на 01 октября 2023 г. систему социальной поддержки населения Российской
7 Отчет «О состоянии и основных направлениях совершенствования российского законодательства в сфере государственной региональной политики в Российской Федерации». Управление информационных технологий и документооборота Аппарата Совета Федерации. 2017. С. 9.
8 Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»; Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»; Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»; постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»»; постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»»; постановление Правительства РФ от 26.12.2017 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»»; распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года»; распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»; распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы»; «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7).
Федерации регулируют более 300 нормативных правовых актов федерального значения, наиболее значительными из которых являются Трудовой кодекс Российской Федерации9, Налоговый кодекс Российской Федерации10; Семейный кодекс Российской Федерации11 и др. Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации принимается большое количество нормативных правовых актов в данной области, имеющих региональное значение.
Сложившаяся ситуация в правовом регулировании отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты отдельным категориям граждан, создает проблемы как получателям помощи, так и самим органам государственной власти при ее предоставлении в силу огромного массива законов и подзаконных актов в этой сфере правового регулирования.
пробелы и коллизии нормативного правового регулирования социальной сферы
К основным коллизиям и пробелам, препятствующим реализации социальной политики государства, на наш взгляд, следует отнести следующие положения:
1. Целью социального государства согласно ст. 7 Конституции РФ являются обеспечение достойной жизни российским гражданам и гражданам государств — участников ЕАЭС, находящимся на территории России, которая выражается прежде всего в обеспечении достойного уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни лидирующих в экономическом плане стран; хорошего социального обеспечения; равного доступа к медицинским услугам и образованию. Такая цель должна быть реализована мерами активной социальной государственной политики прежде всего на федеральном уровне, так как они напрямую зависят от материально-финан-
9 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023)..
10 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023); «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.08.2023).
11 «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995
№ 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023).
совых ресурсов, цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта, кадрового состава и политической воли и ответственности всех государственных служащих на каждом из уровней государственной власти. В то же время нормы п. «е», «ж» и «ж.1» ст. 72 Конституции РФ входят в сферу социальной политики. Однако при этом на федеральном уровне нет единого кодифицированного акта, в то время как в части субъектов Российской Федерации в рамках опережающего законодательства подобные нормы уже существуют и хорошо себя зареко-мендовали12.
2. Молодые люди часто не считают необходимым трудиться, и такая социальная инфантильность может дорого обходиться как им самим, так государству в целом. Есть мнение о том, что труд как правовая и экономическая ценность перестает быть востребованным, обоснованием чего может служить анализ развития экономики в российских регионах, когда в части субъектов Российской Федерации (именно на этих территориях из года в год сохраняется высокий процент бедного населения), наблюдаются неуклонный рост числа лиц, не уплачивающих налоги, сокращение занятости, «вымывание» с рынка труде 30-35-летних граждан 13. Полагаем необходимым в целях упрочения социальной политики государства и создания условий для развития социального государства вернуться к норме «право на труд», зафиксированной в Конституции СССР 1977 г. в следующей формулировке «Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подго-
12 См., например: Закон Волгоградской области от 31.12.2015 № 246-ОД (ред. 14.03.2023) «Социальный кодекс Волгоградской области». URL: http://publication.pravo.gov. ru, 04.01.2016; Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области». URL: https://lenoblpravo.ru/zakon/2017/11/17/n-72-oz.
13 Сайт РБК. Виноградова Е. Эксперты сообщили о «вымывании» молодежи с рынка труда Число работников до 35 лет достигло исторического минимума. 11.04.2023. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/04/2023/6433e7499a794735 6c70a065.
товкой, образованием и с учетом общественных потребностей»14.
3. В результате проводимой регуляторной гильотины был отменен единственный акт, действовавший до февраля 2019 г., гарантирующий 8-часовой рабочий день 15. В ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации регулируется продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. Д. А. Медведев предложил перейти на 4-дневную рабочую неделю, в том числе из-за возникшей необходимости перевода части работников на удаленную форму работы16. Однако при отсутствие законодательного закрепления ограничения максимального рабочего времени в день это может приводить к установлению отдельными работодателями 10-часового рабочего дня. Тем более, что, по мнению специалистов, в трудовом праве законодатель «систематически понижает уровень трудовых прав работников в области рабочего времени», например «в ст. ст. 100 и 74 Кодекса установили, что данный вид и режим могут вводиться работодателем в локальном порядке» [12].
Так, в 2013 г. было увеличено рабочее время работникам, занятым на вредных и (или) опасных производствах, когда по итогам трех договоренностей [отраслевого (межотраслевого) соглашения, коллективного и трудового договоров] стало возможным увеличение рабочего дня по факту до 12 часов ежедневно в течение квартала, в то время как минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не увеличилась, а осталась на прежнем уровне семи календарных дней. Подобные изменения, по нашему мнению, возвращают современную Россию в 1880-е гг., когда средняя продолжительность рабочего дня по фабрично-заводскому законодательству была 11,5 часа.
4. Развитие цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта, роботизация практически всех сфер жизни общества могут приводить, если не создавать необходимое за-
14 «Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990).
15 Декрет СНК РСФСР от 29.10.1917 «О восьмичасовом рабочем дне». Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. № 2. 30.10.1917.
16 Медведев призвал продолжать обсуждение идеи четырехдневной рабочей недели. 20.10.2020 URL: https://tass.ru/ obschestvo/9765499.
конодательное ограничение, к напряженности в российском обществе. Как отмечают в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, «можно прогнозировать изменение критериев высокого социального статуса человека, а также нарастание социальной напряженности между благополучными и неблагополучными слоями населения по признаку возможности или невозможности использовать современные достижения медицины для усовершенствования собственного тела, лечения болезней, устранения последствий инвалидности, продления жизни и т.д.» [14].
Пока не имеется соответствующего механизма правового регулирования, полагаем необходимым внести соответствующие изменения в социальное законодательство в части гарантированности со стороны государства расширенного содержания прав человека и гражданина в сфере здравоохранения, трудовых отношений, связанных с ними экологических и иных прав. В частности, цифровизация экономики, если государство не обеспечит социальную защиту, вытеснит с рынка труда часть населения страны, которая либо уже находится за чертой бедности, либо приближается к ней, будучи занятой на низкоквалифицированной работе, и при дальнейшем развитии технологий искусственного интеллекта составит пауперизированную (обнищавшую) часть населения страны. Таким образом, противоречия между ними и небольшой группы лиц, способных оплатить все новые блага цивилизации, могут быстро достичь своего апогея. Поэтому необходимо внести соответствующие нормы в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусмотрев конкретные меры по обеспечению занятости высвобождаемых групп населения и т.д.
выводы
Исходя из духа и буквы Конституции Российской Федерации социальная доктрина России должна исходить из принципов обеспечения социальной справедливости и социального равенства, основанных на понимании социального государства как взаимной ответственности
граждан, общества и государства. В целях реализации социальной политики полагаем необходимым предложить создать федеральную Социальную хартию, в которой должны быть определены цели и задачи государства, в частности обоснована своевременность определения социальной функции частной собственности; определены понятие, признаки и функциональный состав социального партнерства; систематизированы социальные меры, предоставляемые государством в целях создания условий социального равенства россиян и законно пребывающих на территории иностранцев и лиц без гражданства; установлены содержательно понятия «социальная справедливость» и сформулированы меры по ее реализации на всей территории Российской Федерации (установлен единый МРОТ, предметное и ценовое наполнение потребительской корзины, правовое регулирования социальных отношений в сфере трудового, пенсионного законодательств, в области образования, медицинского обслуживания, мер социальной поддержки и др.); закреплены в статьях отраслевого законодательства понятия «социальная ответственность» по отношению ко всем акторам, действующим на данном этапе развития российского общества.
Для проведения согласованной государственной политики необходимо создать единый орган на федеральном уровне, обобщающий стратегические и прогнозирующие документы в сфере социально-экономической политики в целях формирования единой государственной политики, в задачи которого должны войти создание, контроль и обеспечение ответственности за их реализацию. На федеральном уровне следует принять стратегию социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, устанавливающую принципы, цели, задачи, этапы механизма реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития, а также конструктивное взаимодействие государства, субъектов экономической деятельности и гражданского общества в целях защиты и реализации социальной доктрины Российской Федерации.
список источников
1. Попова А. В. Теоретико-правовое исследование неолиберальной политико-правовой доктрины в России (конец XIX — начало XX вв.): диссертация на соискание ученой степени доктора юриди-
ческих наук: 12.00.01 / Попова Анна Владиславовна; [Место защиты: Российская академия государственной службы при Президенте РФ — ФГОУ ВПО]. М.; 2014. 383 с.
2. Новгородцев, П. И. Право на достойное человеческое существование. М.: НОРМА: ИНФРА-М; 2001. 220 с.
3. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб.: РХГИ; 1999. 538 с.
4. Влияние подоходного налогообложения на социальное неравенство в России. Монография. Гон-чаренко Л.И., ред. М.: Кнорус; 2019. 222 с.
5. Новгородцев П. И. Политические идеалы древнего и нового мира. Вып. 1-2. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К0, 1914. 200 с.
6. Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1990.
7. Кравченко Ж. В., Хорт С. Коллективная солидарность или индивидуальная ответственность: теоретические подходы к анализу шведской модели политики благосостояния. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013;16(2):83-102.
8. Канарш Г. Ю. Социальное государство: исторический генезис и современные модели. Знание. Понимание. Умение. 2018;(1):128-142. DOI: 10.17805/zpu.2018.1.10
9. Воронина А. С., Горина М. С. Особенности социальной политики в социальном государстве. Вестник экономики, права и социологии. 2012;(3):22-27.
10. Путило Н. В. Юридические критерии социального государства: новые подходы. Журнал российского права. 2016;10:15-25. DOI: 10.12737/21519
11. Чиркин В. Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы. Журнал российского права. 2008;12:24-37.
12. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета; 1995. 507 с.
13. Хныкин Г. В. Проблемы правового регулирования рабочего времени Трудовое право в России и за рубежом. 2020;(4).
14. Юридическая концепция роботизации. Монография. Тихомиров Ю. А., Нанба С. Б., ред. М.: Проспект; 2019. 240 с.
references
1. Popova A. V.. Theoretical and legal research of neoliberal political and legal doctrine in Russia (late XIX — early XX centuries): dissertation... Doctors of Law: 12.00.01 / Popova Anna Vladislavovna; [Place of protection: Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation — FGOU VPO]. Moscow; 2014. 383 p. (In Russ.).
2. Novgorodtsev, P. I. The right to a decent human existence. Moscow: NORM: INFRA-M; 2001. 220 p. (In Russ.).
3. Kistyakovsky B. A. Philosophy and sociology of law. St. Petersburg: RHGI; 1999. 538 p. (In Russ.).
4. The impact of income taxation on social inequality in Russia. Monograph. Goncharenko L.I., ed. Moscow: Knorus; 2019. 222 p. (In Russ.).
5. Novgorodtsev P. I. Political ideals of the ancient and new world. Is. 1-2. Moscow: Tipo-lit. t-va I. N. Kushnerev and K0; 1914. 200 p. (In Russ.).
6. Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Princeton, N.J.: Princeton University Press; 1990.
7. Kravchenko Zh.V., Hort S. Collective solidarity or individual responsibility: theoretical approaches to the analysis of the Swedish welfare policy model. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii = Journal of Sociology and Social Anthropology. 2013;16(2):83-102. (In Russ.).
8. Kanarsh G. Yu. Social state: historical genesis and modern models. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Ability. 2018;(1):128-142. (In Russ.). DOI: 10.17805/zpu.2018.1.10
9. Voronina A. S., Gorina M. S. Features of social policy in a social state. Vestnik ehkonomiki, prava i sociologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2012;(3):22-27. (In Russ.).
www.etl.fa.ru
166
А.В. Попова
10. Putilo N. V. Legal criteria of the welfare state: new approaches. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law. 2016;10:15-25. (In Russ.). DOI: 10.12737/21519.
11. Chirkin V. E. The constitution and the welfare state: legal and factual indicators. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law. 2008;12:24-37. (In Russ.).
12. Rawls J. A Theory of justice. Novosibirsk: Novosibirsk University Press; 1995; 507 p. (In Russ.).
13. Khnykin G. V. Problems of legal regulation of working time. Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom = Labor law in Russia and abroad. 2020;(4). (In Russ.).
14. The legal concept of robotization. Monograph. Tikhomirov Yu. A, Nanba S. B., eds. Moscow: Prospect; 2019. 240 p. (In Russ.).
информация об авторе / about the author
Анна Владиславовна Попова — доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент,
профессор кафедры международного и публичного права, Финансовый университет, Москва, Россия
Anna V. Popova — Dr. Sci. (Law.), Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., Prof. of the Department of International
and Public Law, Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-6019-8878
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 12.11.2023; принята к публикации 20.01.2024. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 12.11.2023; accepted for publication 20.01.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.