Научная статья на тему 'Социальное государство как антикризисная парадигма в России'

Социальное государство как антикризисная парадигма в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
430
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНСТИТУТ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ИНСТИТУТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНЫХ БЛАГ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / THE SOCIAL STATE / INSTITUTE OF PRIVATE PROPERTY / WAGES INSTITUTE / INSTITUTE OF THE PUBLIC BLESSINGS / NATIONAL PROJECTS / SOCIAL POLICY / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL RISKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пак О. А.

В статье анализируются социальные последствия мирового кризиса в России, современное состояние экономики и ее дальнейшего развития на основе построения социального государства. Поэтому представляется необходимым пересмотреть особенности практики социальной политики в России и возможные пути эволюции социального государства в условиях сложившегося посткризисного состояния российской экономики. Представлены перспективы обеспечения достойной жизни человека через функционирование базовых институтов. Обосновываются цели и инструменты социальной политики, направленные на обеспечение социальной устойчивости, динамизма социального развития экономики российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Welfare state as a crisis paradigm in Russia

In article social consequences of world crisis to Russia, a current state of economy and its further development on constructions of the social state are analyzed. Therefore it is obviously necessary to reconsider features of practice of social policy to Russia and possible the ways of evolution of the social state in the conditions of developed post-crisis conditions of the Russian economy. In article are presented perspective maintenance of worthy human life, through functioning base institutes. The purposes and the tools of social policy directed on maintenance of social stability, dynamism of social development of economy of the Russian state are proved.

Текст научной работы на тему «Социальное государство как антикризисная парадигма в России»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК АНТИКРИЗИСНАЯ ПАРАДИГМА В РОССИИ

ПАК О.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики, Кубанский государственный университет, e-mail: p.o.a08@mail.ru

В статье анализируются социальные последствия мирового кризиса в России, современное состояние экономики и ее дальнейшего развития на основе построения социального государства. Поэтому представляется необходимым пересмотреть особенности практики социальной политики в России и возможные пути эволюции социального государства в условиях сложившегося посткризисного состояния российской экономики. Представлены перспективы обеспечения достойной жизни человека через функционирование базовых институтов. Обосновываются цели и инструменты социальной политики, направленные на обеспечение социальной устойчивости, динамизма социального развития экономики российского государства.

Ключевые слова: социальное государство; институт частной собственности; институт заработной платы; институт публичных благ; национальные проекты; социальная политика; социальная защита; социальные риски.

In article social consequences of world crisis to Russia, a current state of economy and its further development on constructions of the social state are analyzed. Therefore it is obviously necessary to reconsider features of practice of social policy to Russia and possible the ways of evolution of the social state in the conditions of developed post-crisis conditions of the Russian economy.

In article are presented perspective maintenance of worthy human life, through functioning base institutes. The purposes and the tools of social policy directed on maintenance of social stability, dynamism of social development of economy of the Russian state are proved.

Keywords: the social state; institute of private property; wages institute; institute of the public blessings; national projects; social policy; social protection; social risks.

Коды классификатора JEL: H55, O18.

В условиях мирового кризиса лидеры ведущих развитых стран часто ссылаются на политику государства всеобщего благосостояния. Очевидно, предпосылками такого мнения является осознание того, что экономика, а главное, финансы обогнали в своем развитии старые социальные институты и устоявшиеся структуры общества, что положило начало изменению основных ценностей российской и мировой культуры. Рассматривая влияние кризиса на общество, следует отметить, что в первую очередь больше всего он затронул человеческий капитал — экономически активное население: наемных работ-

© Пак О.А., 2010

ников в промышленности и строительстве, служащих коммерческих фирм, офисный персонал, обслуживающие и посреднические организации. Именно эти категории составили основной контингент уволенных, переведенных на сокращенное рабочее время, отправленных в неоплачиваемый отпуск, пострадавших от невыплат заработной платы, ее снижения.

По данным Росстата, реальные доходы населения за последние два месяца 2009 года сократились на 0,4%, в основном за счет роста цен при ограниченном увеличении заработной платы и предпринимательского дохода, цены за этот период выросли на 12,2%. В минимальной потребительской корзине цены традиционно растут быстрее, чем в среднем. В результате увеличилась доля малообеспеченных граждан с доходами ниже прожиточного минимума. В свою очередь снижение доходов привело к увеличению числа малообеспеченных семей с детьми: они стали составлять большинство среди бедных домохозяйств (в 2007 г. их доля была ниже 50%) [4].

Самое серьезное последствие кризиса — массовая безработица. В конце августа 2009 г. количество безработных, рассчитанное по методологии МОТ, было 5,8 млн человек, или 7,6% экономически активного населения. В органах ГСЗН в качестве безработных зарегистрировано 2 млн человек, в том числе 1,7 млн получали пособие по безработице. Значительная часть общего количества безработных—молодые люди в возрасте до 25 лет: 1,6 млн человек, или почти 28%. С начала 2009 г. обозначилась негативная тенденция к росту просроченной задолженности по зарплате, которая на 1 ноября 2009 г. достигла 5,4 млрд руб., или примерно 2% от месячного фонда заработной платы. Говоря о социальных последствиях кризиса, нельзя не отметить и долги россиян по ипотечным кредитам. В четвертом квартале 2008 г. они увеличились почти вдвое — до 6,73 млрд руб., а за весь 2008 г. — в 15 раз (до 12,1 млрд). Ипотечные кредиты в 2008 г. предоставлял каждый второй российский банк. Общая просрочка по займам в рублях выросла в 13 раз — до 5,8 млрд руб., по валютным кредитам — в 17 раз. Предпринимавшиеся антикризисные меры не смогли предотвратить перерастание кризиса в глубокий спад промышленного производства, чреватый втягиванием экономики в длительную депрессию. Вопреки оптимистическим ожиданиям Россия оказалась среди наиболее пострадавших стран по глубине спада финансового рынка и промышленного производства [1]. Следовательно, чтобы ответить на вызовы общемирового кризиса и обеспечить эффективное развитие человеческого потенциала, следует изменить сложившуюся тенденцию и придать нужное направление при построении социального государства в России.

Научный и общественный интерес к проблематике социального государства существенно возрос в России во второй половине 90-х годов прошлого века. В появившихся статьях, сборниках, монографиях стали предприниматься попытки создать российскую концепцию социального государства. Причем концепция государства благосостояния пользуется одобрением практически всех политических сил, хотя в теоретическом плане имеют место разные, часто противоречащие оценки данного явления. Эти одобрения и интересы находят адекватное отражение в практической политике с использованием опыта социальной политики, реализуемой европейскими социальными государствами.

Ключевым словом в терминах, раскрывающих составляющий компонент общественных отношений, является понятие «социальное(ая)». «Социальное» — это интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни [3].

Понятие «социальное государство» впервые появилось в научной литературе в середине XIX века в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального государства, экономист Лоренц фон Штейн, считал,

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого. Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли: А. Вагнер, А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф. Нойманн. Многие зарубежные и отечественные исследователи наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонимов нередко употребляют термины «государство всеобщего благоденствия», «государство благосостояния». Ряд авторов социальные проблемы государства рассматривают в рамках социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства. Это как зарубежные авторы — К. Ватрин, Г. Вильгеродот, Х. Ламперт, так и отечественные ученые — Н. Волгин, М. Дмитриев, Е. Жильцов, Ю. Одегов, А. Котляр, Б. Ракитский.

В современных условиях созданы новые теоретические предпосылки для более глубокого понимания теоретических основ социального государства, отсюда многообразие понятия этого явления.

«Социальное государство — это такая форма организации общества, которая, во-первых, обеспечивает правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества, во-вторых, обеспечивает максимальное соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его материальным вознаграждением, т.е. создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат» [5].

«Социальное государство — правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения» [6].

Мы полагаем, что социальное государство — это особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики.

Главный признак социального государства — наличие механизмов и институтов социальной защиты граждан, обеспечивающих ее приемлемый уровень. МОТ (Международная организация труда) определяет достаточную меру социально-экономической защищенности населения исходя из совокупности следующих условий: сохранения достоинства и самоуважения человека; свободы от угроз жизни и здоровью, а также от страха за свое материальное благополучие в случаях наступления социальных рисков; возможности планировать свою профессиональную будущность (доступ к образованию).

Важнейшей предпосылкой обеспечения достойной жизни человека является оптимальное сочетание и функционирование таких базовых институтов, как частная собственность, достойная заработная плата, социальное страхование, публичные блага.

Институт частной собственности призван обеспечить материальное благосостояние человека, достигаемое благодаря его предпринимательским усилиям. Функционирование и развитие данного института предполагает внесение частным собственником значительного личного вклада в совокупный доход общества. Институт заработной платы социального государства формируется исходя из цели расширенного воспроизводства рабочей силы и права трудящихся на вознаграждение, которое обеспечивает

им и их семьям приемлемый уровень жизни, доступ к качественному образованию и т. д. Институт социального страхования (пенсионного, медицинского, по безработице) призван гарантировать работающим и членам их семей достойные пенсии, качественную медицинскую помощь, защиту доходов в случаях безработицы, инвалидности, утраты кормильца. Институт публичных благ, создаваемый социальным государством с помощью бюджетных механизмов, позволяет каждому гражданину страны получить доступ к услугам, обеспечиваемым федеральными, региональными и муниципальными органами. Национальные проекты — новая институциональная форма формирования социальной устойчивости. Она сочетает проектный, программный подход с организационными формами, способными направить деятельность существующих институтов на нужды решения социальных задач. Они сочетают общегосударственный подход к социальному развитию с узкоотраслевыми и региональными схемами управления социальными процессами. Национальные проекты — это способ сочетания конкретных и общих проблем развития общества. От укрепления здоровья населения, развития образования, решения жилищной проблемы, решения экономических проблем зависит во многом будущее страны в целом. Национальные проекты — это способ добиться решения эффективного использования бюджетных ресурсов на социальные цели. Решение этой проблемы здесь опирается на новые формы контроля государством использования таких ресурсов по всей вертикали государственной власти. Данные институты образуют систему социального государства, регулирующую его механизмы, функционирование которых сопряжено с соблюдением важного условия — должного развития каждого в их неразрывном единстве.

Современное социальное государство развитых стран (Швеции, Франции, Великобритании, ФРГ, США, Японии) выполняет ряд управляющих функций по развитию экономики и социальной сферы, формирует институты доходов населения с учетом выравнивания, достаточным для достойной жизни всех его категорий (дети, безработные, пожилые, инвалиды), создает предпосылки для высокого качества жизни работающего населения. В этой связи к устоявшимся характеристикам модели социального государства относятся: высокие расходы общества на заработную плату (40-60% ВВП); сбалансированные системы доходов населения, которые позволяют предупреждать высокую дифференциацию (не более 1:10); развитые системы социального страхования, расходы на которое составляют не менее 12-15% ВВП, и социальной защиты, ассигнования на которую (включая социальное страхование) достигают приблизительно 20-25% ВВП; существенная доля социальных расходов в государственном бюджете на здравоохранение (7-9% ВВП) и образование (4-6% ВВП). Таким образом, социальная политика экономически развитых стран направлена не просто на защиту человека от социальных рисков (утраты дохода в связи с болезнью, инвалидностью, старостью), но и недопущение резкого материального и социального неравенства, обеспечение достаточно высокого уровня социальной поддержки и помощи нуждающимся слоям населения, предоставление гражданам доступа к качественным здравоохранению и образованию.

Структурно-функциональный анализ социального государства показывает, что только сильная социальная политика ведет к политической консолидации. Отсюда формирование качественно новой модели социальной политики представляется одной из важных задач при построении «социального государства» в России. Конституционное положение о том, что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», означает приверженность России одному из принципов демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возводится в ранг го-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

сударственной политики [2]. Настоятельная необходимость такой модели предопределена прежде всего тем, что, с одной стороны, она призвана минимизировать социальные издержки глубоких экономических перемен, облегчить адаптацию населения к во многом совершенно новой ситуации, обеспечить ему возможности для нормального существования и развития. С другой стороны, новый подход к социальной политике, создавая благоприятные предпосылки для жизнеобеспечения населения, призван хотя бы частично смягчить социальную напряженность.

Современный интерес к проблемам формирования модели социальной политики, обеспечения социальной устойчивости, динамизма социального развития обозначил круг ее основных направлений в обществе [2].

Во-первых, это обеспечение социальной устойчивости, социальной безопасности общества, характеризующейся устойчивым ростом уровня жизни населения, низким уровнем социальной напряженности в стране, благоприятной демографической ситуацией. Отсутствие социальной безопасности ведет к деформации демографического и социального состава общества, подрыву трудовых ресурсов как основы развития производства, ослаблению фундаментальной ячейки общества — семьи, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Во-вторых, это обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость достигается в результате реального участия социальных групп в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса; обеспечения такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

В-третьих, это налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп.

В-четвертых, это обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности. Экологическая безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства, окружающей природной среды от внутренних и внешних угроз, которые могут возникнуть в результате антропогенных и природных воздействий на нее.

В-пятых, это обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп. Социальная защищенность — одна из общественных ценностей, она предполагает положительную социально-психологическую оценку социальными субъектами общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или население в целом осознают, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение.

Социальная защита населения в последние годы была ориентирована на адресное решение проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на перспективную социальную защиту каждого человека и всего населения в целом. В этой связи социальную защиту целесообразно рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. В статье выделены и другие направления деятельности социального государства — проведение эффективной молодежной политики, укрепление системы социального партнерства, усиление роли субъектов Федерации и местного самоуправления, обеспечение единства социальной политики на всех уровнях, повышение социальной ответственности органов власти, а также крупного, среднего, малого бизнеса и каждого гражданина.

Предстоит совершенствовать законодательство, с тем чтобы оно в полной мере соответствовало общепринятым в мире представлениям о социальном государстве, и внедрить соответствующие правила в жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев, С. Ю. Антикризисные меры: просчеты, выводы, предложения / С.Ю. Глазьев // Экономическая наука современной России. — 2009. — № 2 — С. 45.

2. Глазьев, С. Перспективы социально-экономического развития России / С. Глазьев // Экономист. — 2009. — № 1. — С. 45

3. Каменецкий, В.А. и др. Лекции по экономике. Проблемы становления социального государства / В.А. Каменецкий, В.П. Патрикеев. — М.: АТиСО, 2001. — С. 41.

4. Ржаницина, Л. Социальные последствия экономического кризиса в 2009 г. / Л. Ржаницина // Человек и труд. — 2010. — № 1. — С. 11.

5. Социальное государство: Краткий словарь-справочник / Ред. кол. Н.Н. Гриценко, Г.А. Николаев, Ф.И. Шарков. — М.: АТиСО, 2002. — С. 314.

6. Храмцов, А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России / А.Ф. Храмцов //Социальная политика. — 2007. — № 12. — С. 191.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.