Научная статья на тему 'Государственное регулирование социальной сферы услуг'

Государственное регулирование социальной сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3699
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / THE SOCIAL NONMATERIAL / GOVERNMENTAL REGULATION / RUSSIAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жанкишиева Д. Ж.

В статье рассматриваются методы государственного регулирования экономики. Анализируются требования, необходимые для государственного регулирования рынка услуг. Делается вывод о необходимости воздействия государства на социальную сферу услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governmental regulation of social nonmaterial

The article discusses some of the methods of the governmental regulation of economics. It analyses some requirements, which are necessary for governmental regulation of service market. It is concluded that the influence of government on social nonmaterial is necessary.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование социальной сферы услуг»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ УСЛУГ

ЖАНКИШИЕВА Д.Ж.,

преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Кабардино-Балкарский институт бизнеса, e-mail: Julyet-22mail.ru

В статье рассматриваются методы государственного регулирования экономики. Анализируются требования, необходимые для государственного регулирования рынка услуг. Делается вывод о необходимости воздействия государства на социальную сферу услуг.

Ключевые слова: социальная сфера услуг; государственное регулирование; Российская Федерация.

The article discusses some of the methods of the governmental regulation of economics. It analyses some requirements, which are necessary for governmental regulation of service market. It is concluded that the influence of government on social nonmaterial is necessary.

Keywords: the social nonmaterial; governmental regulation; Russian.

Коды классификатора JEL: I38.

Современную экономику можно определить как экономику сферы услуг. Сфера услуг, уровень ее развития занимают огромное место в оценке экономического статуса страны, так как усиливается взаимосвязь развитости сферы услуг и уровня развития всей национальной экономики.

Государство принимает активное участие в регулировании сферы социальных услуг. Оно выступает в роли управляющего и контролирующего органа. Это связано с тем, что социальная сфера услуг играет большую роль в обеспечении жизнедеятельности людей. Перевод таких услуг на рыночные принципы затруднит доступ к ним определенных слоев населения.

В целом содержание государственного регулирования услуг состоит из:

♦ разработки социально-экономической политики;

♦ создания системной правовой базы, регламентирующей функционирование сферы услуг;

♦ организационного обеспечения среды для эффективного развития сферы услуг.

Государственное регулирование экономики — воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения социальных и экономических проблем [1].

Все методы государственного регулирования можно разбить на следующие группы:

❖ административное (прямое) регулирование;

❖ экономическое (косвенное) регулирование.

К административным (прямым) методам регулирования относятся разнообразные меры запрета, принуждения, разрешения, меры, ограничивающие свободу экономического выбора хозяйствующих субъектов. Эти методы основаны на соответствующем

© Жанкишиева Д.Ж., 2010

законодательстве о собственности, сделках, договорах и обязательствах, защите потребителей, труде и социальной защищенности, охране природы, налогах, ограничении монополистической деятельности и т.п.

При прямом регулировании используются различные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей (различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов).

При применении экономических (косвенных) методов сохраняется свобода выбора. Они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике.

При косвенном регулировании государство влияет на производителей и потребителей, используя различные экономические интересы и стимулы.

Также государственное регулирование может делиться по различным признакам (рис. 1):

Рис. 1. Система регулирования [3]

1. По уровням государственной власти — международное, национальное, регулирование на уровне субъектов Федерации, регулирование на уровне местной власти. В современных условиях важное значение имеет межгосударственное экономическое регулирование. Глобализация мировой экономической системы вызвала необходимость возникновения инструментов государственного воздействия на экономические отношения на международном уровне. В рамках национальной экономики, государственное регулирование может осуществляться на центральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государство использует законодательство, налоговую и денежную политику и другие инструменты. На региональном уровне регулируются узкие направления.

2. В зависимости от целей и задач, решаемых в рамках государственной экономической политики, государственное регулирование может быть тактическим и стратегическим. Стратегическое способствует решению глобальных, долго-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

80

ЖАНКИШИЕВА Д.Ж.

срочных государственных задач. Тактическое регулирование направлено на получение конкретных результатов;

3. По срокам — долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное регулирование.

4. По моделям регулирования — кейнсианское и неоклассическое. Представители кейнсианской школы считали, что государство должно жестко следить за состоянием экономики и регулировать в случае нарушения равновесия. Представители же неоклассической школы считали, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.

5. По сферам и звеньям финансово-кредитной системы — финансовое, денежнокредитное, страховое. В данном случае экономика регулируется через перераспределение финансовых ресурсов.

Степень государственного воздействия на рынок услуг и сегодня вызывает разногласия. Так, некоторые зарубежные экономисты выступают противниками чрезмерного использования административных регуляторов, так как нарушаются механизмы рыночного саморегулирования.

Другие экономисты утверждают, что вмешательство государства в ряд экономических и социальных процессов необходимо. Это связано с тем, что доступ на рынки социальных услуг требует ограничения. Неограниченный доступ на них массы коммерческих производителей может привести к нежелательным последствиям. Определенные категории потребителей нуждаются в льготных условиях приобретения отдельных товаров. Граждане с низким уровнем доходов должны иметь возможность приобретать жизненно важные товары, а предприятия-производители общественно-необходимых товаров и услуг должны иметь привилегированные условия производственной деятельности.

Государственное регулирование рынка услуг должно отвечать следующим требованиям:

1) учитывать предысторию и соответствовать фазе конъюнктурного цикла рынка услуг;

2) осуществляться своевременно, чтобы неравновесные процессы не вышли из-под контроля и не привели к необратимым изменениям;

3) должны быть налажены обратные связи, иначе могут быть приняты неадекватные меры, способствующие деградации сферы услуг;

4) государство должно опираться на гражданское общество и стимулировать развитие экономических субъектов, обеспечивающих переход к новому уровню развития всей экономики.

В Российской Федерации при переходе от административной экономики к рыночной резко снизился уровень государственного регулирования. Однако роль государства в социально-экономических процессах в нашей стране традиционно преувеличена. Кроме того, сильны исторические традиции, поддерживающие склонность к централизованному управлению процессами в стране. Доказательством тому является централизация финансовых ресурсов в бюджетной системе. В условиях кризиса роль государства как стабилизирующего фактора возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно определять параметры будущей социально-экономической системы. Некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху». То есть, они изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.

Вместе с прямым регулированием цен на ряд социально значимых услуг (связь, пассажирский транспорт, электроснабжение, жилищно-коммунальные, ритуальные и др.) в России применяются также лицензирование и сертификация услуг; используется система государственных и муниципальных заказов и дифференцированного режима налогообложения в зависимости от социальной значимости услуг. Но программирование развития и мониторинг сферы услуг в стране развиты недостаточно. Также слабо развита система гарантированных цен на услуги.

На наш взгляд, сфера услуг более всего нуждается в государственной опеке, так как является социально значимым сектором экономики. В некоторых случаях государство вмешивается в рыночную ситуацию. Это возможно, если возникает риск монопольного контроля над рынком платных услуг; информация в экономической среде распространяется неравномерно; общество не может соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов; не производятся услуги, которые могут потребляться всеми членами общества, независимо от того, в какой мере оплачены индивидом эти товары и услуги.

Государственное вмешательство в функционирование рынка услуг должно также включать следующие направления:

• эффективную социально-экономическую, валютно-финансовую, структур-но-инвестиционную и научно-техническую политику;

• льготную налоговую политику;

• системы госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий для развития социально значимых видов услуг;

• разработку социальных стандартов (совокупность социальных потребностей населения, финансируемых на минимальном, среднем или рациональном уровне);

• создание государственных центров информационно-маркетингового обеспечения развития услуг;

• лицензирование, призванное привести деятельность предприятий и предпринимателей, оказывающих отдельные виды услуг, в соответствии с определенными требованиями;

• сертификацию и стандартизацию, обеспечивающие подтверждение соответствия услуг условиям безопасности для жизни и здоровья населения;

• государственное регулирование цен и тарифов на услуги и др. [7].

Таким образом, необходимость государственного вмешательства в сферу услуг не вызывает сомнений. Но определить степень этого вмешательства непросто. Возникающие во время мирового финансового кризиса экономические и социальные проблемы формирующийся рынок услуг не может решить автоматически. Без научно обоснованной государственной экономической политики потребность государства в содержании и развитии учреждений для оказания общественных благ, а также учреждений здравоохранения, образования, культуры, науки и спорта не может быть удовлетворена. Но абсолютный контроль государством сферы услуг может привести к тяжелым последствиям. Поэтому государство должно выступать и в роли одного из компонентов системы сферы услуг, и в роли внешней регулирующей силы, с одной стороны, обеспечивая законодательное и административное регулирование сферы услуг, национальную безопасность и социальный контроль, а с другой стороны, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса в сфере услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вечканов, Г.С. и др. Современная экономическая энциклопедия / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. — СПб.: Лань, 2000.

2. Донцова, Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л.В. Донцова // Менеджмент в России и за рубежом. —

2000. — № 4.

3. Жилкина, М^. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов / М.С. Жилкина // Финансовый бизнес. —

2001. — № 7. — С. 11-19.

4. Макконелл, К. и др. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Макконнел, С. Брю. — М.: Республика, 1992.

5. Бурменко, Т.Д. Сфера услуг: экономика: Учебное пособие / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Да-ниленко, Т.А. Туренко; под ред. Т.Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2008.

6. иЯЬ: http://e-theory.narod.ru/articles/part14.html.

7. иЯЬ: http://russtrahovanie.ru/index.php/sistematizaciya-i-ocenka-suschestvujuschih-form-gosregulirovaniya-sferi-uslug.html.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.